ст.] и доведено до сведения советской власти письмом от 8 июня [н. ст.] С искренним уважением и братской о Христе любовью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорным слугою. Агафангел, митрополит Ярославский. 17 июня [н. ст.] 1926 г. Ярославль 1. Люперсольский H., протоиерей. Митрополит Сергий – законный, каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Вятка, 1928 2. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Секретное обращение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к русскому епископату по вопросу об избрании (опросом) в Патриарха Московского и всея России – митрополита Казанского и Свияжского Кирилла [Смирнова] 172 «...Митрополит Сергий в особом секретном обращении к епископам излагал соображения, побудившие группу епископов поднять вопрос об избрании Патриарха и, со своей стороны испрашивая Божие благословение на это дело, просил всех епископов высказать письменно своё мнение...» Благовест (периодический орган русских католиков во Франции). Париж. 1931. (сентябрь-октябрь) Послание «григорианских» (ВВЦС) епископов: Ранненбургского Иоанна [Киструсского] и Скопинского Смарагда [Яблокова] Частное сообщение «Правда о Временном Высшем Церковном Совете и Нижегородском митрополите Сергии [Страгородском]» (брошюра) 173 Печатается для широкого распространения, на основании протокольного постановления Донского Епархиального Совета от 12.11.1926 г. [н. ст.] 291, на коем последовала резолюция: «Утверждается». Митрофан [Симашкевич], митрополит Донской. 13 ноября 1926 г. [н. ст.] Вопрос о положении церковных дел нашей Российской Православной Церкви является в настоящее время самым злободневным, самым жгучим вопросом, которым заинтересованы не только лица духовные, но и верующие миряне, все о нем толкуют, всем хочется знать, что происходит, что делается в нашей Православной Церкви. Сущность и положение этого вопроса сводится к тому, кто в данное время стоит во главе Российской Церкви, и кто Ею управляет: как известно, что по смерти Святейшего Патриарха Тихона жребий Патриаршего Местоблюстителя пал на митрополита Крутицкого Петра [Полянского], который и вступил в управление Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Таким образом, резюмируя в общем свою мысль, я считаю нравственным долгом засвидетельствовать Вашему Святейшеству о несвоевременности разделения епархии и просить Вас, Священный Синод и Высший Церковный Совет, в случае полного отделения 201 данного вопроса совершить разделение, по крайней мере, по духовно-училищным округам. Вашего Святейшества, Всемилостивейшего Архипастыря и Отца, покорнейший слуга ГАРФ. Ф.Р-3696. Οπ. 1. Д. 1. Л. 105–107 об. Машинописная копия. Подписи отсутствуют. На бумаге документа в левом верхнем углу штемпель производителя: «Фабрики наследников Сумкина» в центре рамки, знак и цифра неразборчиво. На л. 105 титульный лист с рукописной надписью: «Рапорт Св. Патриарху о разделении Епархии». На л. 107 об. в левом нижнем углу исходящий 894.  2. Обращение Председателя Собора архиепископа Митрофана (Симашкевича) к генералу А. И. Деникину в связи с окончанием Собора 24 мая 1919 г. Его высокопр[евосходитель]ству г[осподину] Главнокомандующему Вооруженными силами на Юге России, генералу А. И. Деникину Ваше высокопревосходительство, глубокоуважаемый Антон Иванович[!] Собравшийся в городе Ставрополе Юго-Восточный Церковный Собор, с Божьей помощью, ныне закончил свои занятия. За короткое время Собору удалось успешно справиться с главной своей задачей – устроением Временного высшего церковного управления. Кроме того, Собор отдал особое внимание вопросу об оживлении приходской организации и принял меры к устранению неудобств, вытекающих из неправильного распределения некоторых областей в ведении отдельных епархий. Свое отношение к переживаемым событиям Собор высказал в ряде обращений, посланий, обращенных к чадам Православной Церкви, к Вам и предводимым Вами доблестным войскам, к предстоятелям Православных Церквей на Востоке, призывая их сплотиться во имя Христа на борьбу с общим врагом христианства. Таким образом, заложены основания великого дела укрепления и оживления церковной жизни и, с Божьей помощью, пробуждения народной совести. Работа эта могла быть выполнена благодаря христианскому рвению, проявленному Вашим высокопревосходительством, и готовности оказать материальную поддержку делу Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1922–1927: 27 .10(09.11).1927–20.04(03.05).1934: Серафим Силичев 04(17).11.1931–22.11(05.12).1933: Николай Амассийский, в. у. 22 .11(05.12).1933–1935: Николай Амассийский 1935–1936: Иосиф Чернов 01 .1936–1937: Дионисий Прозоровский 1937–1942: 1942–1944: Николай Амассийский, паки, окк. 10(23).08.1943–01(14).04.1946: Елевферий Воронцов 01(14).04.1946–17(30).10.1947: Серафим Шарапов Ростовская на Дону (григ.) 1927–; Назарий Андреев Смарагд Яблоков 1927–1932: Феофан Прокопович 04(17).04.1932–1934: Иулиан Симашкевич, в. у. 1935–18(31).07.1935; Иннокентий Бусыгин Ростовская на Дону (обн.) 1922–1922: Модест Никитин 1922–23.12(05.01).1922: Феофилакт Клементьев 1923–: Митрофан Гринёв 03(16).01.1925–1927: Назарий Андреев 27 .09(10.10).1925–20.01(02.02).1927: Константин Спасский 1926–1927: Серафим Руженцев, в. у. 1927–1932: Пётр Сергеев 1932–1934: 1934–1937: Сергий Болгаров Ростовская на Дону (укр.) Феодор Рафальский, в. у. Рубцовская 1924–1927(?): Никита Прибытков(?) Рыбинская 05(18).07.1915–15(28).02.1921: Корнилий Попов 1921–07(?).1923: Борис Соколов 07(20).10.1923–14(27).07.1925: Гервасий Малинин 1925–1926: Серафим Силичев 1927–1930: Вениамин Воскресенский 03(16).04.1930–09(22).11.1932: Серафим Протопопов, паки 1931–28.05(10.06).1932: Иоанн Троянский 28 .05(10.06).1932–22.11(05.12).1933: Николай Муравьев-Уральский 22 .11(05.12).1933–1934: Сергий Зенкевич 1934–1934: Феодор Яцковский 12(25).07.1934–1935: Варлаам Пикалов 26 .02(12.03).1935–20.02(05.03).1936: Венедикт Алентов 20 .02(05.03).1936–20.12(02.01).1936: Александр Торопов 20 .12(02.01).1936–12(25).01.1937: Андрей Солнцев 21 .02(06.03).1937–1942: Иоанникий Попов Рыбинская (обн.) 06(19).01.1924–30.03(12.04). 1924: Сергий Сердобов 22 .05(04.06).1924–21.08(03.09).1924: Александр Лавров 25 .02(10.03).1925–03(16).07.1926: Арсений Покровский 01(14).11.1926–1926: Николай Русанов 1926–1929: 1929–03.1930: Пётр Добринский 1930–1933: Павел Громов 01(14).02.1932–1933: Николай Поспелов 1919–: Александр Рябцовский – 1935: 1935–14(27).05.1936: Павел Раевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Епархии Сибири и Юга России переходят на самоуправление, организуя местные временные высшие церковные управления. В ноябре 1918 г. в Томске состоялось Сибирское церковное совещание. В нем участвовали 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на территории, занятой войсками адмирала А. В. Колчака. Почетным председателем совещания был избран митрополит Казанский Иаков, а председателем – архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский). На совещании образовано было Высшее временное церковное управление во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшанским). В Высшее временное церковное управление вошли архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), священник Я. Галахов и Владимир Садовский, профессора П. А. Прокошев и А. Писарев. Совещание постановило, что после прекращения своей деятельности Высшее временное церковное управление обязано во всем дать отчет Святейшему Патриарху. После разгрома войск адмирала А. В. Колчака одни священнослужители эмигрировали, другие, и среди них архиепископ Симбирский Вениамин, епископы Уфимский Андрей, Златоустовский Николай и Тобольский Иринарх, остались на родине. В мае 1919 г. в Ставрополе состоялся Юго-Восточный русский церковный Собор. В Соборе участвовали епархиальные и викарные епископы, клирики и миряне по выборам от Ставропольской, Донской, Кубанской, Владикавказской и Сухумско-Черноморской епархий, а также члены Всероссийского Поместного Собора, оказавшиеся на юге страны, занятом войсками генерала А. И. Деникина. Своим председателем Собор избрал архиепископа Донского Митрофана (Симашкевича). На Соборе было образовано Высшее временное церковное управление. Его председателем стал архиепископ Митрофан, членами – архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), епископ Таганрогский Арсений (Смоленец), протопресвитер Г. И. Шавельский, профессор протоиерей А. П. Рождественский, граф В. В. Мусин-Пушкин и профессор П.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

П. Извольскому вечером того же дня. Задумывая создать ученое отделение, Глубоковский, по-видимому, намеревался передать в его ведение и издание Православной богословской энциклопедии. «Мысль о передаче энциклопедии в ведение Синода, по-моему, тесно связана с учреждением ученого отделения Комитета. Тогда такие издания входили бы в круг деятельности отделения. Об ученом отделении Комитета, наверное, придется еще переговорить с Вами. Во всяком случае Ученое отделение Комитета решительно необходимо», – повторял Самуилов в письме от 5 декабря 2058 . Основываясь на докладе Глубоковского, Самуилов разработал в декабре проект реформы Учебного комитета в «форме предложений Св. Синоду» и собирался обсуждать этот проект по пунктам при участии Глубоковского 2059 . Идея создания ученого отделения возникла в противовес мыслям об Академии духовных наук, которые были озвучены в заседаниях V отдела Предсоборного Присутствия и не получили поддержки H. H. Глубоковского 2060 . Дальнейшее обсуждение реформы духовной школы происходило в специально созванном совещании Св. Синода (январь–май 1908 г.). В нем принимали участие члены Св. Синода: митрополиты С.-Петербургский Антоний (Вадковский) , Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Макарий (Невский) , епископ Таврический Алексий (Молчанов) , епископ Саратовский Гермоген (Долганов), епископ Орловский Серафим (Чичагов) , епископ Пензенский Митрофан (Симашкевич), епископ Вологодский Никон (Рождественский) , протопресвитеры о. И. Л. Янышев (присутствовал не регулярно) и о. А. А. Желобовский , управляющий Канцелярией Св. Синода С. П. Григоровский и его помощник Н. Ф. Марков, М. А. Остроумов, В. Н. Самуилов, протоиерей о. Д. Н. Беликов, изредка присутствовал член Учебного комитета, ревизор Д. И. Тихомиров . В январе 1908 г. H. H. Глубоковский был приглашен принять участие в этом совещании. Комментируя впоследствии статью М. И. Макаревского, появившуюся в «Московских ведомостях» (1908, 99, 30 апр. С. 4) Глубоковский отметил (по поводу слов, что он «выступил с проектом»): «Роль инициатора и новатора усвояется мне здесь совершенно незаслуженно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

[ 18 ] См. комм. 12 к д. 25. [ 19 ] Послание патриарха Тихона от 19.01 1918 г. и обращение от 25.10 1918 г. см.: Акты Святейшего Патриарха Тихона... С. 82–85 и 149–151. [ 20 ] О митрополите Антонии (Храповицком) и архиепископе Донском Митрофане (Симашкевиче) см. комм. 5 к д. 25. [ 21 ] Воззвание патриарха Тихона от 28.02 1922 г. см. 23–1. [ 22 ] О действиях патриарха Тихона в связи с расстрелом Николая II см.: Кравецкий А. Г. Священный собор 1917–1918 гг. о расстреле Николая П//Российский православный университет ап. Иоанна Богослова. Ученые записки. М., 1995. Вып. 1. С. 102–124. [ 23 ] См. комм. 12 к д. 25. [ 24 ] По прочной традиции русского государства, до предания духовного лица гражданскому суду церковные власти должны были лишить его сана. См. комм. 34 к д. 25. [ 25 ] 05.04 1923 г. в Варшаве состоялась многочисленная демонстрация против приговора Верховного Суда РСФСР по делу католического архиепископа Я. Г. Цепляка (см. комм. 12 к д. 25); завершилась она еврейским погромом. Во время митинга выдвигались требования судить коммунистов полевыми судами, защитить права поляков в советской России. См.: Революция и Церковь . 1923. 1–3. С. 115; Левитин-Краснов А. Э., Шавров В. М. Очерки по истории русской церковной смуты. Kusnacht, 1978. Ч. 2. С. 18 (дата указана: 06.04 1923 г.). [ 26 ] См. комм. 32 к д. 25. [ 27 ] См. комм. 12 к д. 25. [ 28 ] См. комм. 12 к д. 25. [ 29 ] Конфликт вокруг статуса Православной Церкви в Финляндии разгорелся в связи с вопросом о ее подчиненности и о ее главе. Патриарх Тихон даровал этой Церкви статус автономной, под юрисдикцией РПЦ. Однако правительство Финляндии, желая разорвать эти узы и переподчинить Финскую Церковь Константинопольскому патриархату, добивалось устранения Предстоятеля Финляндской Автономной Православной Церкви архиепископа Серафима (Лукьянова). В Константинополе для Финляндии был хиротонисан без пострига в епископы Герман (Аав), возглавивший финляндскую церковную организацию под юрисдикцией патриарха Константинопольского Мелетия IV, а архиепископ Серафим был удален из Финляндии. Уже после своего освобождения патриарх Тихон издал 27 ноября 1923 г. вместе с Синодом постановление по докладу архиепископа Финляндского Серафима. В нем Финляндскому Церковному Управлению предлагалось “выяснить в сношении с правительством Финляндской Республики” возможность возвращения Православной Церкви Финляндии под юрисдикцию РПЦ. Предложение это было отклонено Финляндским Церковным Управлением. Восстановление общения обеих Церквей состоялось лишь в 1957 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 1995. С. 217–219). Следы неуступчивой позиции патриарха по всем этим требованиям видны в “следственной сводке 1” СО ГПУ – см. 25–5. [ 2 ] О “мягкости” Президиума ВЦИК по отношению к священникам, осужденным по шуйскому делу, см. 24–1 – 24–3, 24–5. [ 3 ] Нетрудно заметить, что вторая половина этого документа является краткой директивой не только авторам газетных статей, но и авторам судебных обвинительных заключений и выступлений по делу митрополита Вениамина, патриарха Тихона и др. Директива эта была 04.05 1922 г. официально утверждена Политбюро – см. 24–4. [ 4 ] См. П-87. [ 5 ] Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий Алексей Павлович, 17.03.1863 – 10.08.1936) – выдающийся церковный деятель русского православия в стране и за рубежом. В 1917–1918 гг. – активный участник Поместного Собора РПЦ, один из трех кандидатов на патриарший престол. С 03.05.1918 – митрополит Киевский и Галицкий. Высшее Временное Церковное управление было создано на Юго-Восточном церковном соборе, состоявшемся в мае 1919 г. в Ставрополе. Его председателем стал сначала архиепископ Донской Митрофан (Симашкевич), а затем вернувшийся из галицкого плена митрополит Антоний (Храповицкий) . 15 октября 1920 г. в Симферополе Высшее Церковное Управление на Юге России назначило управляющим православными русскими церквами в Западной Европе архиепископа Волынского Евлогия (Георгиевского). Первое за пределами России заседание Высшего Церковного Управления на Юге России состоялось 19.11 1920 г. в порту Константинополя на борту парохода “Великий князь Александр Михайлович ” под председательством митрополита Антония. На этом заседании было подтверждено симферопольское решение об архиепископе Евлогии как управляющем русскими православными приходами в странах Западной Европы, включая Болгарию и Румынию, но за ВЦУ Юга России оставлено управление русскими приходами в Югославии, Греции и Турции. 08.04 1921 г. указом патриарха Тихона и Священного Синода все православные русские церкви в Западной Европе были временно подчинены архиепископу Евлогию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время в Харькове с 13 по 19 мая проходил Епархиальный съезд. Депутаты избирались согласно инструкции Харьковской предсъездовской комиссии от 18 марта 1917 г.: в каждом благочинном округе от священников - два депутата, от диаконов, псаломщиков, церковных старост и мирян - по одному депутату. Всего на съезд было избрано 385 депутатов, из них - 75 мирян л.53]. 16 мая 1917 г. пришло сообщение из Москвы об открывающемся Всероссийском Поместном Соборе. На него на съезде были избраны депутатами: архимандрит Тихон, протоиереи Алексий Станиславский и Иоанн Артинский и нек. др. На этом же съезде была образована подготовительная комиссия по выбору нового епархиального архиерея. Майский епархиальный съезд не смог решить всех стоявших перед ним вопросов. 19 мая группа мирян, которых было на съезде меньшинство, заявила о своем нежелании участвовать в дальнейшей работе и покинула заседание. Эйфория совершавшихся в стране событий многих настроила крайне решительно, в том числе участников съезда. Об этом можно судить по протоколу съезд постановил «снять с колокольни кафедрального собора серебряный колокол, сооружённый в память события 17 октября 1888 г., отослать его в монетный двор и употребить сумму, полученную от его стоимости на устройство и содержание колонии для детей солдат Харьковской епархии» л.236.]. Речь в данном случае шла о 18-ти пудовом серебряном колоколе стоимостью 29485 руб., сооруженном «в 1889 году усердием духовенства Харьковской епархии в память чудесного спасения 17 октября 1888 года от смертной опасности при крушении близ города Харькова железнодорожного поезда» Государя Императора Александра III и его семьи с.30]. Харьковской епархии необходимо было выбрать по новым правилам правящего епископа. Св. Синод назначил время выборов на август и поручил архиепископу Донскому и Новочеркасскому Митрофану (Симашкевичу) быть председателем на выборах. В епархии начали устраивать собрания духовенства и мирян для выборов кандидатов и делегатов на Епархиальный съезд. Для организации работы избрали Предсъездовскую комиссию, которая состояла из наиболее пользующихся доверием деятелей.

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/29/...

Активными деятелями и защитниками преподавания Закона Божия на Дону были члены Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. от Донской епархии: архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), священник и законоучитель Платовской гимназии в Новочеркасске Василий Антонович Чернявский, профессор Донского университета Павел Владими­рович Верховский 22 , преподаватель русского языка и словесности Урюпинского реального училища Ф. Г. Кашменский, священник и законоучитель Урюпинской мужской гимназии Василий Иванович Кожин, епархиальный миссионер и проповедник, кандидат богословия Л. З. Кунцевич. Каждый из них внёс значительный вклад в дело реализации прав детей и их родителей на религиозное образование. Видными деятелями законоучительского дела на Дону были председатель Донского Кирилло-Мефодиевского законоучительского братства протоиерей Тихон Донецкий, законоучители и священники А. Лиховицкий, Андрей Гудков, Пётр Шапошников, Димитрий Смирнов. Много сделал в области народного образования, восстановления и сохранения религиозного просвещения на Дону В. Светозаров, управляющий отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского в 1918–1919 гг. Период первоначального господства на Дону советской власти ярко охарактеризован им в воспоминаниях, опубликованных в эмиграции в парижском казачьем журнале “Родимый край”. В. Светозаров писал о занятии большевиками столицы Дона Новочеркасска, Ростова-на-Дону, о новых советских порядках во всех отраслях государственной жизни и, в частности, о предвзятом и нетерпимом отношении советской власти ко всем старым учреждениям. Мемуарист отмечал, что “серьёзно говорить о реформах школы на Дону в духе декретов Центральной Советской власти за период их двухмесячного господства в Донской области не приходится как за краткостью срока пребывания большевиков в Донской области, так, и это самое главное, за отсутствием какой-либо определённой программы и системы в распоряжениях новой власти”. По словам В. Светозарова, первые декреты произвели самое разрушительное действие на донскую школу: “Отмена преподавания Закона Божия как обязательного предмета, введение во все школы новой орфографии, приказ о вхождении в состав педагогического совета среднего учебного заведения особого комиссара от Отдела народного образования, распоряжение о введении в состав совета с правом решающего голоса школьной прислуги” 23 .

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

667 Убит 14 мая 1918 г. «ударами шашками и штыков. Хоронить тело не разрешили, и погребение удалось совершить лишь по занятии хутора казаками». Дело 42. О гонениях большевиков (коммунистов) на Церковь в Донской области. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков при главнокомандующем вооруженными силами на Юге России. С приложениями, фотографиями и примечаниями//Красный террор в годы гражданской войны. Под редакцией докторов исторических наук Ю.Г. Фельштинского и Г.И. Чернявского//www.swoikov.narod.ru 668 1 июня 1918 г. «забрали священника вместе с одним прапорщиком и, отведя обоих к полотну железной дороги, расстреляли. Из свидетельских показаний устанавливается, что отношение прихожан к о. Парфенову не было враждебным. Но явившиеся с фронта солдаты относились к священнику явно недоброжелательно и угрожали ему». Дело 42. О гонениях большевиков (коммунистов) на Церковь в Донской области. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков при главнокомандующем вооруженными силами на Юге России. С приложениями, фотографиями и примечаниями. 669 «Он был взят матросами и красноармейцами, привезен на станцию Лихая и там расстрелян. Труп был зарыт, но церковного погребения совершить не было дозволено». Дело 42. О гонениях большевиков (коммунистов) на Церковь в Донской области. По материалам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков при главнокомандующем вооруженными силами на Юге России. С приложениями, фотографиями и примечаниями. 670 Активный деятель противообновленческого движения в Донской епархии. В 1924 г. был арестован и судим НКВД. Происходил «из гр[ажда]н Харьковской губернии гор. Изюма. Мещанин, окончивший духовную семинарию». В 1920-х гг. служил в Тихоновской церкви слободы Колодези Мальчевско-Полненской волости, был благочинным Дегтевского благочиния. 30 июля 1923 года по его инициативе был созыван съезд духовенства и мирян Дегтевского благочиния, на котором было принято постановление о переходе церквей Дегтевского благочиния в юрисдикцию митрополита Донского и Новочеркасского Митрофана (Симашкевича). Архив УФСБ РФ по РО. Архивно-уголовное дело П-15249. Л. 159.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010