Митрофан (Симашкевич Митрофан), митр. Донской и Новочеркасский Родился 23 ноября 1845 года в Подольской епархии. В 1871 году окончил СПЬ духовную академию со степенью кандидата богословия и 21 окт. назначен преподавателем Подольской семинарии по Истории Русской Церкви и французского языка. В 1875 году утвержден в степени магистра богословия. В 1877 году назначен ректором Подольской семинарии. 25 февраля рукоположен во иерея и возведен в сан протоиерея. С 1884 года – ректор Донской семинарии. Овдовев, в 1904 году принял монашество и возведен в сан архимандрита. 29 января 1906 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, вик. Казанской епархии. Хиротонию совершали: архп. Казанский Димитрий, епископ Симбирский Гурий, епископ Нижегородский Назарий и епископ Чистопольский Алексий. С 25 июля 1907 года – епископ Пензенский и Саранский. С 1910 года – почетный член Петербургской духовной академии. С мая 1914 года возведен в сан архиепископа. 10 янв.1915 года назначен архиепископом Донским и Новочеркасским. Участник Священного Собора 1917/1918 гг. в Москве. В 1918 году ко дню Св. Пасхи награжден крестом на клобук. Не позднее 1922 года возведен в сан митрополита. В 1926 году уклонился в Григорианский раскол (ВВЦС), оставаясь на той же кафедре. Умер 80-ти лет от роду после 1928 года, не примиренным с Православной Церковью. Человек умный, справедливый, хороший проповедник и духовный писатель. Из-под его пера за 34-летний период учено-воспитательной и административной службы вышло много учено-литургических трудов. Труды эти разнообразны по содержанию. Много трудов по вопросам историко-археологическим, по церковно-литургическим, а также биографического характера, историко-этнографического исследования о Подолии. Капитальным трудом является его магистерская диссертация «Пророчество Наума о Ниневии». Им составлен акафист «св. Симону, еп. Владимирекому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу». Много слов и речей на разные случаи напечатаны в различных изданиях. Труды: «Историко-статистическое описание заштатного города Хмельника, Подольской губернии, Литинского уезда».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Он отметил, что передача церковного имущества в помощь голодающим допустима, но Церкви должна быть предоставлена возможность действовать самостоятельно и по своим канонам. Особенно болезненным для христианского сознания был вопрос о богослужебных (литургических) сосудах, к которым даже прикасаться могут только священнослужители. Их изъятие из алтарей выглядело не чем иным как святотатством, вызовом в адрес Церкви . Однако, как разъяснял владыка Вениамин, изъятие церковных предметов вплоть до богослужебных сосудов может быть благословлено высшей церковной властью, но только при условии, что Церковь исчерпает прочие средства и способы благотворительности и ей будет предоставлена возможность самой через руки духовенства пожертвовать богослужебные предметы, " использовать которые по канонам и святоотеческим примерам, только и может сама Церковь " При этом богослужебные сосуды должны быть обращены в слитки и " только в виде последних они и могут быть переданы в качестве жертвы " Донской епископат отреагировал на требование государственной власти в духе митрополита Вениамина. Епископ Ростовский и Таганрогский Арсений (Смоленец) получил патриаршее воззвание, осуждавшее насильственное изъятие ценностей. Один из экземпляров он перенаправил митрополиту Донскому Митрофану, чтобы узнать его мнение о документе и дальнейших действиях в связи с ним. Как пояснял позже епископ Арсений на одном из судов, вызвало возражение не само изъятие, – то, что Церковь должна пожертвовать имеющиеся у неё ценности, лично он считал в тот момент необходимым и неизбежным, – а методы его проведения: церковные предметы не должны изыматься лицами, не принадлежащими к духовному званию: " С этим религиозное сознание не может мириться " , – заявил Стремясь избежать столкновений на почве неисполнения декрета и уберечь паству от расправы над ней, митрополит Донской Митрофан (Симашкевич) и викарий Донской епархии епископ Аксайский Митрофан (Гринев) решили воззвание Патриарха не 20 и 21 мая 1922 года на допросах в Донском ГПУ митрополит Митрофан (Симашкевич) пояснял и оправдывал свою позицию, а также указывал причины, не позволившие ему обнародовать патриаршее воззвание.

http://religare.ru/2_98802.html

В 1922 г. проявил себя активным борцом с обновленчеством. Как сообщалось в обвинительном заключении ГПУ, «на съезде Донской епархии Лобов один из всего духовенства оставался тихоновцем». После увольнения обновленческим Высшим церковным управлением на покой Донского и Новочеркасского митр. Митрофана (Симашкевича) прот. З. Лобов, по мнению сотрудников ГПУ, стал его «правой рукой» в организации сопротивления обновленцам. Привлекался к следствию по обвинению в «халатном хранении церковного имущества» (очевидно, за попытку пассивного сопротивления во время кампании по изъятию церковных ценностей). После ареста митр. Митрофана (Симашкевича) в 1923 г. церковный совет Троицкого храма Новочеркасска обратился к Патриарху св. Тихону (Белавину) с просьбой о епископской хиротонии прот. З. Лобова. 5 окт. 1923 г., после принятия монашества, З. был хиротонисан викариями Донской епархии епископами Аксайским Митрофаном (Гринёвым) и Каменским Иннокентием (Бусыгиным) во епископа Нижнечирского, став викарием Донской епархии. 14 окт. того же года в связи с арестом еп. Митрофана (Гринёва) назначен епископом Аксайским. По нек-рым данным, продолжал одновременно числиться и управляющим Нижнечирским вик-вом. В отсутствие правящего архиерея временно управлял Донской и Новочеркасской епархией, достиг большого успеха в борьбе с обновленческим расколом. К нач. 1924 г. практически все приходы Новочеркасска и значительная часть приходов епархии вернулись в Патриаршую Церковь. Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский. Фотография. 30-е гг. XX в. Сщмч. Захария (Лобов), архиеп. Воронежский. Фотография. 30-е гг. XX в. С окт. 1923 г. З. состоял под следствием по обвинению в «дискредитации советской власти» и «использовании религиозных предрассудков масс с целью возбуждения сопротивления законам и постановлениям». Находился под подпиской о невыезде. На допросах отрицал предъявленные обвинения, подтвердил, что признает главой Церкви Патриарха Тихона, а обновленческий «поместный собор» считает неканоничным.

http://pravenc.ru/text/182679.html

467-470 470-471 471475 МИТРОФАН († не ранее 26.12. 1660), архим. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, игум. Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова мужского монастыря 475-476 476-477 МИТРОФАН мон. Симонова Старого московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря; рус. художник XV в., старший современник и предположительно учитель Дионисия 477-478 МИТРОФАН (Баданин Алексей Васильевич; род. 27.05.1953), митр. Мурманский и Мончегорский, глава Мурманской митрополии 478-479 479-480 МИТРОФАН (Зноско-Боровский Митрофан Константинович; 1909 - 2002), еп. Бостонский РПЦЗ, духовный писатель 480-482 482-483 МИТРОФАН (Поликарпов Николай Иванович; 1871-1934), еп. Бакинский и Прикаспийский, церковный писатель 483-484 484-485 485-487 МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола 486-487 487-488 488-491 490-491 МИТРОФАН III (ок. 1520 - 1580), патриарх К-польский (янв. 1565 - 4 мая 1572, 23/29 нояб. 1579 - 9 авг. 1580) 491-493 493-497 497-503 503-546 546-550 МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) 550-552 МИХАИЛ (между 1397 и 1400 (?) - 1471 (?)), прп. (пам. 11 янв.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Христа ради юродивый, Клопский 552-564 МИХАИЛ Иванович Абрамов (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 564-565 МИХАИЛ Петрович Адамонтов (Адамантов) (1892-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Павлович Белороссов (1869-1920), прот., сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Николаевич Белюстин (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

Были рекомендованы В. К. Саблер 2214 , Н. П. Аксаков , академик А. И. Соболевский и бывший ректор Московского университета А. А. Тихомиров. Архиепископ Димитрий остановил свой выбор на Саблере и Соболевском. Кроме того, в Комиссию вошли архиепископы Арсений (Стадницкий) и Сергий (Страгородский) , протопресвитер о. Иоанн Янышев , М. А. Остроумов и назначенные Синодом профессора духовных академий И. С. Бердников (КазДА), А. И. Введенский (МДА), Д. И. Богдашевский (КДА) и сменивший его с сентября 1909 г. К. Д. Попов (ввиду избрания Богдашевского инспектором КДА). СПбДА представлял ее ректор епископ Ямбургский Феофан (Быстров) и заменявший его во время длительного отпуска профессор И. Г. Троицкий . Все профессора пользовались репутацией «правых», причем Бердников принимал участие еще в разработке академического Устава 1884 года. Пензенский епископ Митрофан (Симашкевич), присутствовавший в Синоде в 1908 г. и хорошо знавший вошедших в новый состав Синода, объяснял отсутствие Глубоковского в Комиссии по выработке Устава «очевидной интригой» со стороны Учебного комитета, сводящего с ним «личные счеты» 2215 . «Вообще состав назначаемых комиссий вызывает большие недоумения», – замечал он в письме Глубоковскому и объяснял это любовью некоторых иерархов действовать «с заднего крыльца» 2216 . «Этим входом они, надо полагать и теперь воспользуются. Добро бы сами они были люди действительно церковные. Я хорошо к ним присмотрелся и думаю о них иначе... Один из них писал мне, что уехал из Питера по той причине, что дольше терпеть не было возможности, так как там «все изолгались " " 2217 , – замечал епископ Митрофан (Симашкевич) в том же письме. Отстраненный от дела, в котором считался одним из признанных экспертов, Глубоковский с болью наблюдал за готовящимся «разгромом» высшей духовной школы 2218 . «А Академии духовные не перестают быть моею тяжкою болезнью, – пишет он Розанову в августе 1909 г. – Вы о них ошибаетесь. Поверьте, что с новыми порядками войдут и новые люди, вполне соответственные, а несогласным будет трудно жить, если они не переломятся» 2219 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Митрополит Антоний (Храповицкий) 1919 год – Начал работу Ставропольский церковный Собор (19–24 мая). По инициативе руководителя военного ведомства в армии А. И. Деникина протопресвитера Георгия Шавельского в Ставрополе был проведен церковный Собор. На Соборе присутствовало 56 делегатов от православных религиозных организаций, приходов, от военного духовенства всего Юга России. В числе делегатов было 11 архиепископов и епископов. Из иерархов наиболее заметную роль на Соборе играли архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич) и архиепископ Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), активный член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. В Соборе участвовали епархиальные и викарные епископы, клирики, миряне от Ставропольской, Донской, Кубанской, Владикавказской и Сухумо-Черноморской епархий, члены Всероссийского Поместного Собора, оказавшиеся на территории, занятой войсками генерала Деникина, а также представители от военного духовенства и командования Вооруженными Силами Юга России. Своим председателем Собор избрал архиепископа Донского Митрофана. Товарищами председателя были избраны архиепископ Димитрий, протопресвитер Георгий Шавельский и князь Е. Н. Трубецкой. Приветствуя «Поместный Собор Юга России, подымающий меч духовный против врагов Родины и Церкви», генерал Деникин выразил надежду, что Церковь будет освобождена от большевистского плена. Принятое Собором обращение к всероссийской пастве выражало позицию прямой поддержки Белого движения. «Героическое, победоносное движение к центру России Добровольческой армии, казачьих войск, — подчеркивалось в этом обращении, — поддерживаемое мощным, неудержимым движением войск адмирала Колчака, генерала Юденича и славных западных союзников русского народа, вселяет в души всех верующих русских людей чувства горячего упования с Божией помощью скорого избавления наших братьев, тяжко страдающих под игом большевизма в центральных губерниях России». Ставропольский Собор образовал самостоятельно действующий и самоуправляющийся до восстановления естественных связей со всей Русской Церковью и патриархом Тихоном орган — Временное высшее церковное управление (ВВЦУ) в составе 18 членов. ВВЦУ подчинялось генералу Деникину, как главнокомандующему «Освободительной армией Юга России». Когда Деникина на этом посту сменил барон П. Н. Врангель, ВВЦУ стало подчиняться ему. В ВВЦУ Собором были избраны: председателем — архиепископ Донской Митрофан (Симашкевич), товарищем председателя — архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), членами: протопресвитер Георгий Шавельский, профессор, протоиерей Александр Рожденственский, граф В. В. Мусин-Пушкин и профессор П. В. Верховский. Первые заседания членов ВВЦУ, как вспоминал протопресвитер Георгий Шавельский, «происходили в Екатеринодаре, с переходом же ставки в Таганрог — иногда в Таганроге, чаще же в Новочеркасске».

http://pravoslavie.ru/5455.html

В ноябре 1918 г. в Томске был созван Собор в составе 13 архиереев, а также 26 членов Поместного Собора из духовенства и мирян. Председательствовал на Соборе архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), почетным председателем был митрополит Казанский Иаков (Пятницкий). Собор организовал Временное Высшее церковное управление (ВЦУ), председателем которого стал архиепископ Сильвестр (Ольшевский) . Но намного большую роль в истории Церкви сыграло другое ВЦУ, организованное на юге России в мае 1919 г. Именно тогда в Ставрополе-Кавказском состоялся Юго-Восточный Русский Церковный Собор. В качестве примера для своей деятельности Предсоборная комиссия рассматривала Томский Собор. В Ставропольском Соборе, проходившем с 19 по 24 мая, приняло участие 11 архиереев, 22 священника, 1 монах и 20 мирян. Председателем Собора был избран архиепископ Митрофан (Симашкевич), почетным председателем – архиепископ Агафодор (Преображенский). 22 мая было принято решение о создании Временного Высшего церковного управления (ВЦУ), которому передавалась власть над всей территорией, подконтрольной Вооруженным силам Юга России. Такое положение предусматривалось сохранять до установления нормальной связи с патриархом. Председателем ВЦУ стал архиепископ Митрофан (Симашкевич). Свободное положение нового церковного органа позволяло ему решать вопросы, которые не могло взять на себя московское священноначалие, например, открытие новых епархий и викариатств. На юге России продолжалось издание газеты «Церковные ведомости». Полномочия ВЦУ признал и наиболее авторитетный русский архипастырь – митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) , ставший его почетным председателем. Правда, принять участие в работе ВЦУ митрополиту не пришлось – до ноября 1919 г. он находился в Клеве, затем вместе с отступающими войсками уехал на Кубань, а в марте 1920 г. покинул Россию. Русские иерархи, священники и монахи, уходившие на юг, по возможности старались спасать и церковные святыни. Епископ Курский Феофан (Гаврилов) увез с собой чудотворную Курскую-Коренную икону Божией Матери, а киевские пастыри вывезли частицу мощей преподобных отцов Киево-Печерской лавры, которые ныне находятся в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27.11.1905 г. хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. С 22.05.1909 г. епископ Благовещенский и Приамурский. С 11.07.1914 г. епископ Костромской и Галичский. Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. В 1918 г. арестован. 10(23).08.1918 г. отправлен на покой. Проживал в Иваново-Вознесенске. См.: Личный состав служащих в духовно-учебных заведениях Владимирской епархии (к 1 сентября 1905 г.)//Владимирские ЕВ. 1903. Прил. С. 1; История иерархии. С. 61, 241–242, 473, 656; БД ПСТГУ (http://kuz3/pstbi/ru/).) 321 (...ректор Тверской семинарии архимандрит Иннокентий... – Иннокентий (Пустынский Александр Дмитриевич, 06.10.1868–03.12.1937) – архимандрит, ректор Тверской ДС (1900–1902). С января 1903 г. наместник Чудова монастыря в Москве. В дальнейшем архиепископ Ташкентский и Туркестанский (1918). С 1922 г. в обновленческом расколе; в 1924–1929 гг. обновленческий «митрополит Киевский». Подробнее о нем см.: Дневник. Т. 1. С. 513; Обновленческий раскол. С. 764–766; История иерархии. С. 673–674.) 322 (...ректор Донской семинарии... Симашкевич...Митрофан (Симашкевич Митрофан Васильевич, 23.11.1845–после 1928) – митрополит Донской и Новочеркасский, духовный писатель. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1871); преподавал в Подольской ДС. С 1875 г. магистр богословия. 25.02.1877 г. рукоположен во иерея, возведен в сан протоиерея, назначен ректором Подольской ДС. С 1884 г. ректор Донской ДС. В 1904 г. пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита. 29.01.1906 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 25.07.1907 г. епископ Пензенский и Саранский, с 06.05.1914 г. архиепископ. С 10.01.1915 г. архиепископ Донской и Новочеркасский. Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. 19–24.05.1919 г. председатель Ставропольского Юго-Восточного Русского Церковного Собора, избран председателем ВВЦУ на юге России. В 1922 г. возведен в сан митрополита; арестован и по 1924 г. в ссылке в Нарымском крае.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), товарищами председателя - архиеп. Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), протопр. Г. Шавельский и кн. Г. Трубецкой. В состав Собора вошли 11 архиереев (митр. Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископы Кавказский и Ставропольский Агафодор (Преображенский), Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич), Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе), Екатеринославский и Мариупольский Агапит (Вишневский), епископы Владикавказский и Моздокский Макарий (Павлов), Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), Кубанский вик. Ставропольской епархии Иоанн (Левицкий), Приазовский и Таганрогский вик. Екатеринославской епархии Арсений (Смоленец), Аксайский вик. Донской и Новочеркасской епархии Ермоген (Максимов), Александровский вик. Ставропольской епархии Михаил (Космодемянский)), протопр. Г. Шавельский, 11 протоиереев, 10 священников, 1 монах, 2 мирянина. По предложению руководителя редакционной комиссии П. В. Верховского Собор усвоил себе наименование «Юго-восточный русский церковный собор» вместо определенного Предсоборной комиссией «Южно-Русский Поместный Церковный Собор». В заседаниях первого дня принял участие ген. Деникин, а также генералы и офицеры его штаба. В ходе работы Собора был рассмотрен и утвержден проект «Положения о ВВЦУ ЮВР», принято решение о преобразовании бывш. Приазовского вик-ства Екатеринославской епархии в Ростовскую и Таганрогскую епархию, Кубанского вик-ства Ставропольской епархии и Сухумского вик-ства Черноморской епархии в самостоятельные епархии, ввиду того что соответствующие викарии давно управляли своими вик-ствами самостоятельно при участии епархиальных советов. Обсуждались также вопросы о приходах (способы оживления и организации церковноприходской жизни), о духовных учебных заведениях, о церковной дисциплине и др. (в частности, предсоборная комиссия предлагала к рассмотрению вопросы об отношении большевиков к Церкви, о положении священников-беженцев и привлечении их к пастырским трудам и др.).

http://pravenc.ru/text/155428.html

Подробнее см. об этом: Архивы Кремля: Политбюро и церковь. 1922-1925 гг./изд. подгот. Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. М., Новосибирск, 1997. Кн. 1; Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997; Петров С.Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской Церкви (1921–1925 гг.)/Отв. ред. Н.Н. Покровский. М., 2004; Курляндский. И.А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.). М., 2011. Архивы Кремля. Кн. 1. С. 113–114. Письмо митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина в Петроградский Губисполком//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917– 1941 гг. Документы и фотоматериалы/Сост. О.Ю. Васильева, отв. ред. Щапов Я.Н. М., 1996. С. 82. Заявление митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина в Петроградскую Губернскую комиссию помощи голодающим не позднее 25 апреля 1922 г.//Там же. С. 107. Процесс причта и церковного совета Покровской церкви//Советский Юг. 1922. 123. 1 июня. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-798. Оп. 3. Д. 42. Л. 304 об. [Протокол допроса митрополита Митрофана (Симашкевича) 20 мая 1922 г.]//Архив Управления ФСБ по Ростовской области (Архив УФСБ РО). Д. П-53110. Л. 347 об., 348 об. – 349. Стенографическая запись допроса. Подлинная подпись митрополита. [Протокол допроса митрополита Митрофана (Симашкевича) 21 мая 1922 г.]//Там же. Л. 351–351 об. Стенографическая запись допроса. Подлинная подпись митрополита. Там же. Л. 347 об. Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 году. Сборник документов из фонда Реввоенсовета Республики. М., 2006. С. 22, 166. Протокол объединённого собрания духовенства и мирян городских церквей г. Новочеркасска от 3 августа 1921 г.//Архив УФСБ по РО. Д. П-П-53110. Л. 327 об. Трефильев А., свящ. Духовенство, православные и помощь голодным//Советский Юг. 1922. 19. 26 января. Открытое письмо Трефильеву//Советский Юг. 1922. 19. 26 января.

http://e-vestnik.ru/science/donskoe_duho...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010