В те самые дни, когда Кондурушкин и о. Илиодор беседовали о Григории во флорищевской келье, общественные деятели вновь вынесли этот вопрос на кафедру Государственной думы. Формальным поводом стало обсуждение сметы Св.Синода. Нападки В.Н. Львова (2-го) и В.М. Пуришкевича на обер-прокурора заставили преосв. Митрофана (Краснопольского) выступить с возражением. Он первым нарушил негласное табу на обсуждение дела еп. Гермогена. Гвоздём этой речи стало полное отрицание роли Григория в январских событиях. «Я не осведомлен и не знаю тех таинственных сношений и влияний, о которых здесь говорят частным порядком, я стою на почве фактической, и с этой стороны я определенно и ясно, по долгу пастыря, должен сказать, что никакой связи, ни исторической, ни внутренней связи нет между постановлением Св. Синода и делом и именем Распутина». Такое твердое заявление от «неосведомленного» оратора, не являвшегося членом Св. Синода, выдает официозный характер речи. По мнению преосв. Митрофана, еп. Гермоген вторично допустил ошибку, когда, «потерпев урон за свою резкость, он виновника своего несчастья стал искать в лице какого-то Распутина» . Вслед за еп. Митрофаном апология действий Св. Синода была продолжена другими депутатами в священном сане – о. А.М. Станиславским и еп. Евлогием (Георгиевским), повторившими тезис о том, что еп. Гермоген пострадал не из-за Григория. «Самая мысль о том, что Св. Синод в своем решении руководится какими-то темными, сторонними влияниями, мне кажется нелепой, чудовищной и глубоко оскорбительной для высшего церковного управления», – говорил преосв. Евлогий . Что до Саблера, то он, трижды за неделю поднимавшийся на думскую кафедру, тщательно обошел стороной вопрос о еп. Гермогене и Григории, за исключением мелкой фактической поправки. Но особую остроту и историческую славу тем прениям заслужило обсуждение не дела саратовского архиерея, а, как выражается Родзянко, «распутинства». Еще 5 марта эту тему поднял не связанный с центром соглашениями П.Н. Милюков. В его речи впервые с думской кафедры прозвучал главный антираспутинский тезис: Григорий – не просто странная и, возможно, безнравственная фигура, а влиятельное лицо, способное свалить таких крупных людей, что на их фоне еп. Гермоген даже не упомянут.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/23/...

Так было встарь, так это оказалось и ныне в только что пережитые дни. Величие и мощь народного духа проявились удивительным образом: только плечом повел русский богатырь, и пали вековые оковы, исчезли все препятствия, стеснявшие его шествие по пути к свободе, солнце которой ныне во всем блеске засияло на святой Руси. Правда, там вдали, на окраинах обширнейшего русского горизонта еще видны грозные отблески великой борьбы с внешними врагами. Но мы верим, что и эти последние тучи скоро исчезнут, если внутренний мир наш не будет нарушен партийными распрями, если все мы стальною стеною станем и единодушно сплотимся вокруг своего нового правительства. Костромские епарх. ведомости. Кострома, 1917. 7. Отдел неофиц. С. 119. 59. Из речи епископа Астраханского и Енотаевского Митрофана (Краснопольского) во Владимирском соборе Астрахани в «День свободы», после прочтения Высочайших «Актов» от 2 и 3 марта 1917 г. 10 марта 1917 г. ...Прочитанными актами установлено новое Правительство в России, и обязанность всех граждан повиноваться ему, так как «несть власть, аще не от Бога, и сущия власти от Бога учинены суть» [ Рим.13:1 ]. Новое Правительство принимает на себя великую и ответственную перед народом задачу – обновить и улучшить все стороны государственной жизни, и потому в настоящий момент всякие сопротивления и волнения преступны и могут клониться ко вреду дорогой родины. Настоящее время – особенное время, когда льется русская кровь за благо родины, и обязанность каждого – трудиться и работать на благо Отечества, чтобы общими силами победить нашего кровожадного врага – немца, и привести войну к победоносному концу. А потому обратимся с теплой усердной молитвой [ко] Господу сил и браней, об умиротворении нашего Отечества: «Господи, споспеши; Господи, помоги нам!». Астраханские епарх. ведомости. Астрахань, 1917. 6. Отдел неофиц. С. 168169. 60. Из обращения к народу епископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского) в кафедральном соборе Омска 10 марта 1917 г. ...Ныне совершается обновление нашего государственного строя в нашем отечестве. Наш долг молиться Господу и просить Его милости, чтобы в спокойной созидательной работе совершилось это обновление и чтобы оно принесло благо стране нашей. Мы и будем молиться об этом. Но обновление нашей государственной жизни совершалось и совершается не без крови. И мы теперь помолимся о тех, кто служил благу отечества и свободе народной и в этом подвиге положил душу свою за други своя. 155

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известно, что вопрос восстановления в Русской Церкви патриаршества не входил в круг тем, предполагавшихся к рассмотрению на Поместном Соборе 1917–1918 годов. Официальное предложение о рассмотрении Собором этого вопроса впервые было сделано в докладе председателя отдела о высшем церковном управлении Митрофана (Краснопольского), епископа Астраханского, на заседании 11 октября 1917 года . С этого дня на Соборе вокруг вопроса о патриаршестве разгораются жаркие споры, не утихающие до принятия решения 28 октября. Соотношение сторонников и противников патриаршества среди ораторов, выступавших по этому вопросу, было соответственно 39 против 12. То есть противники выборов патриарха составили менее четверти выступавших. Если же учесть их (то есть противников) повышенную активность, то можно предполагать, что среди членов Собора эта часть была еще меньшей. Понимание этого звучит и в речах противников патриаршества, говорящих о своей позиции как о противоречащей мнению большинства. Один из ораторов не мог высказаться ни за, ни против выборов первоиерарха Русской Церкви по причине неопределенности границ его власти . Двое из выступавших заявили о рассеянных сомнениях и об изменении своих взглядов в пользу патриаршества . Таким образом, повторимся, противники выборов патриарха составили менее четверти выступавших. Отношение 141 голос против 112 не соответствует количеству сторонников и противников восстановления патриаршества в Русской Церкви, как это преподносится некоторыми историками , поскольку приведенные цифры получились в результате голосования по другому вопросу, а именно – по вопросу досрочных выборов патриарха, инициированному усилением в Москве революционных беспорядков. Многие члены Собора не смогли присутствовать на заседании 30 октября из-за уличных боев. Члены Собора решали, выбирать патриарха немедля или подождать более полного состава Собора. Большая часть из 112 человек, проголосовавших против безотлагательных выборов патриарха, не являлись противниками выборов как таковых. Подавляющее большинство членов Собора не сомневались не только в необходимости восстановления патриаршества, но и в том, что патриарх будет избран. Сомневались лишь в оправданности досрочных выборов, совершаемых в отсутствии тех, кто был остановлен на пути к Соборной Палате свистом пуль и разрывами снарядов. «Нас здесь мало, – убеждал своих сотрудников член Собора А.А. Папков, – многие наши отцы и братия сидят в разных местах Москвы и при всем желании не могут сюда придти. А мы без них будем обсуждать вопрос об избрании патриарха. Нам и в этом деле нужно согласие, которого мы достигли раньше. 217 лет у нас не было патриарха, остается подождать несколько недель, и он будет. Зачем же спешить сегодня? Мы под гром орудий в угнетенном состоянии духа будем избирать патриарха: разве это допустимо? Имейте уважение к отцам и братиям, которые не могут придти сюда. Мы можем сделать громадную ошибку, компрометирующую дело избрания» .

http://pravoslavie.ru/67049.html

16 апреля 2013 г. 12:50 Таких рождает вера наша: изданы избранные жития семи новомучеников и исповедников Российских В московском издательстве «Никея» вышел из печати сборник «Таких рождает вера наша» - семь житийных биографий новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру в советскую эпоху. Подготовленную по инициативе Издательского совета Русской Православной Церкви книгу предполагается бесплатно распределять по библиотекам, вузам, школам и социальным учреждениям России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В издании представлены все чины святости новомучеников и исповедников: здесь рассказано о пока еще мало известных в нашем обществе священномучениках Митрофане (Краснопольском) и Германе (Ряшенцеве), преподобномученике Макарии (Моржове), священномученике Василии (Надеждине), преподобноисповеднице Параскеве (Матиешиной), исповедниках Георгии Седове и Ираиде Тиховой. Поразительно схожи их судьбы, хотя в Церкви Воинствующей бытование простого мирянина-землепашца, конечно, разительно отличалось от жизнеустройства архиепископа. Гонения, аресты, издевательства и унижения подняли их на равную для нас высоту святости. В этой связи инициативу Издательского Совета РПЦ по изданию подробных житий солидным 100-тысячным тиражом трудно переоценить. «Сегодня часто и справедливо можно слышать о недолжном почитании новомучеников и исповедников, - сказал, представляя издание, глава Совета митрополит Калужский и Боровский Климент. - Но нельзя почитать того, кого не знаешь. Наши современники подчас и не догадываются, что были такие люди, осмелившиеся открыто исповедовать веру в самые тяжелые годы гонений! Архивы НКВД сейчас, конечно, открываются (впрочем, дозировано и эпизодически), но там информация сухая, деловая — допросы, приговоры, официальные отчеты. О духовной же жизни святых, о том, как они молились, почти ничего не известно. В том числе и потому, что в их ближайшем окружении старались ничего не фиксировать, чтобы эти записи не могли повредить в будущем. Часто даже запрещали и рассказывать, в том числе и ближайшим родным. Именно поэтому содержащиеся в новой книге собранные по крупицам сведения поистине бесценны».

http://e-vestnik.ru/news/izbrannye_zhiti...

8 февраля 1919 г. был издан указ патриарха Тихона и Синода архиепископу Астраханскому Митрофану (Краснопольскому) о прославлении святых мощей убиенного святителя Иосифа в день его памяти 11/24 мая – в ответ на ходатайство епархии 489 . А в марте того же 1919 г. в Астрахани происходит забастовка рабочих. Очевидцы свидетельствовали, что эта забастовка была затоплена в крови рабочих. Десятитысячный митинг мирно обсуждавших своё тяжёлое материальное положение рабочих был оцеплен пулемётчиками, матросами и «гранатниками». После отказа рабочих разойтись был дан залп из винтовок. Затем затрещали пулемёты, направленные в плотную массу участников митинга, и с оглушительным треском начали рваться ручные гранаты. Митинг дрогнул и затих. За пулемётной трескотней не было слышно ни стонов раненых, ни предсмертных криков умиравших. Город обезлюдел; кто бежал, кто спрятался. Из рабочих рядов было выхвачено не менее двух тысяч жертв. Этим была закончена первая часть астраханской трагедии. Вторая, ещё более ужасная, началась 12 марта. Часть рабочих была взята «победителями» в плен и размещена по шести комендатурам, по баркам и пароходам. Среди судов своими ужасами «прославился» пароход «Гоголь». В центр полетели телеграммы о «восстании». Председатель Реввоенсовета республики Лев Троцкий дал в ответ краткую телеграмму: «Расправиться беспощадно». И участь несчастных пленных рабочих была решена. Кровавое безумие царило на суше и на воде. В подвалах чрезвычайных комендатур и просто на дворах расстреливали. С пароходов и барж бросали прямо в Волгу. Некоторым несчастным привязывали камни на шею. Некоторым вязали руки и ноги и бросали с борта. Один из рабочих, оставшийся незамеченным в трюме, где-то около машины и оставшийся в живых, рассказывал, что в одну ночь с парохода «Гоголь» было сброшено около ста восьмидесяти человек. А в городе в чрезвычайных комендатурах было так много расстрелянных, что их едва успевали свозить ночами на кладбище, где они грудами сваливались под видом «тифозных».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

366 Архипов А.В., священник – депутат II-й Государственной Думы. Входил в блок левых и либеральных фракций. В 1907 г. среди шести священников-депутатов Думы, вместе с Григорием Петровым, был запрещен в священнослужении (см. подробнее: Фирсов С.Л. Указ. соч. С.355:358). 367 Голосование на съезде происходило по каждому из выделенных пунктов резолюции. Все вышеприведенные пункты были приняты единогласно (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 554. Л. 32, ЗЗ3Зоб.). Рукописная копия постановлений была послана председателем съезда, священником К.П. Прокопьевым, председателю Совета министров Г.Е. Львову письмом (ГАРФ. Ф. 1778. Оп. 1. Д. 150. Л. 2730). 368 В качестве руководства для составления данного пункта была взята резолюция Екатеринославского епархиального съезда, опубликованная в печати (см.: ВЦОВ. 1917. 6. С. 4; Церковная правда. Симбирск, 1917. 1. С. 3; Холмская церковная жизнь. М., 1917. 78. С. 126128; ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 554. Л. 33об.34). 370 Данный пункт был внесен на голосование епископом Челябинским Серафимом и принят в его редакции единогласно (Там же. Л. Зба.об.). 372 По этой части резолюции проголосовал «против» один делегат съезда – мирянин В.Я. Бахметьев. – Примеч. «Воронежских епарх. ведомостей». 374 В кратком изложении резолюции съезда напечатаны в столичной газете «Речь» (Пг., 1917. 105. С. 7). Последние два пункта резолюции приведены на страницах церковного издания «Черниговский вестник» (Чернигов, 1917. 3. С. 5) и в светской газете «Новое время» (Пг., 1917. 14770. С. 7). 375 В журнале заседаний съезда помета: «Резолюция утверждена архиепископом Казанским Иаковом 12 мая». 376 В источнике сказано, что данный пункт резолюции вызвал среди делегатов «гром рукоплесканий и бурное одобрение». 377 Управляющий Черниговской епархией викарный епископ Стародубский Пахомий (Кедров) утвердил 4-й пункт резолюции. Первые же три он представил «на благоусмотрение» Св. синода (Там же. Л. 67об.). 378 В журнале заседаний съезда под данными постановлениями стоит резолюция епископа Астраханского и Енотаевского Митрофана (Краснопольского): «Утверждается».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Украина: первый храм в честь новомучеников . В пригороде города Черкассы строится первый на Украине храм во славу новомучеников, расстрелянных в 1937-1938 годах. Фото из архива храма. Подготовила Елизавета Киктенко //Фома. - – июль 2009. – С.33. – (раздел « Вера »). За что канонизирован император Николай II ? Ответить на связанные с этой темой вопросы редакции журнала помог протоиерей Георгий Митрофанов , член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Фото: Андрей Чежин. Из серии «Святые Царственные Страстотерпцы»/Екатеринбург, Ганина яма/2003//Фома. - – июль 2009. – С.36-37. – (раздел « Вера »). Публикацию заключает справочная заметка « Реабилитация » (С.37), сообщающая, что в июне 2009 года Генпрокуратурой РФ были реабилитированы члены семьи Романовых. Приводятся разъяснения, которые по поводу этого события дала агентству «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева . Монолог: Алексей Осипов , профессор Московской Духовной академии. Неприятный диагноз. Первый шаг к святости . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Распятие Христа. Нижнерейнский мастер, XV в.//Фома. - – июль 2009. – С.38-39. – (раздел « Вера », рубрика « Монолог »). ученый-богослов, профессор Алексей Ильич Осипов размышляет о том, что нужно человеку для того, чтобы стать святым, и почему Церковь никогда не признавала и не сможет признать кого-либо «святым при жизни». Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. « Я не оставлю паствы своей » . Памяти священномученика Митрофана (Краснопольского). Фото из архива автора//Фома. - – июль 2009. – С.40-41. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). На врезке к статье: Цитата. Из слова священномученика Митрофана о святом благоверном князе Александре Невском . – С.41. 6 июля Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Митрофана (Краснопольского), архиепископа Астраханского.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-75-i...

Духовенство и прихожане храмов Астрахани усиленно ходатайствовали об освобождении архиепископа Митрофана, однако все было напрасно. Владыке уже не суждено было покинуть тюремные стены, где Господь уготовал ему славный венец мученичества за свою веру. Допросов архиепископа Митрофана в деле не сохранилось— как можно предположить, они или не велись, или специально не сохранялись. Участь его была уже заранее предрешена. В деле нет даты расстрела Владыки, только на арестном листе размашисто написано: расстрелян. Сохранился рассказ очевидца смерти священномученика. В ночь казни архиереев он был дежурным по камерам арестованных. Около трех часов ночи к камере, где содержались епископы, подошли комендант Волков и караульный начальник. Комендант вошел в помещение и толкнул ногой спавшего на койке архиепископа Митрофана (Краснопольского), сказав: «Вставай!» Свидетель видел, как преосвященный встал и начал надевать рясу, но комендант схватил его за воротник рясы и закричал: «Живее выходи». Вслед за этим комендант ухватил его за руку и потащил к двери, а оказавшись во дворе, быстро зашагал и тянул за собой жертву. Архиепископ Митрофан был босиком; сделав несколько шагов, он споткнулся и упал. Его подняли и довели до закоулка, где происходили расстрелы. Здесь стояли трое с винтовками. Архиепископ Митрофан, увидев их, благословил по-архиерейски двумя руками, за что Волков ударил его рукояткой револьвера по правой руке и тотчас же схватил за левую часть бороды, с силой нагнув голову Владыки вниз, и в таком положении выстрелил из револьвера в левый висок. Святитель упал. Через несколько минут те же лица вновь вошли в камеру и вывели оттуда епископа Леонтия. Едва он дошел до того же места, как раздался ружейный залп. Это случилось 23 июня, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери. Под большим секретом и за огромные деньги верующие сумели получить тело убиенного архипастыря и похоронить по полному архиерейскому чину. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года архиепископ Митрофан (Краснопольский) канонизирован в сонме новомучеников и исповедников Российских Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Митрофан Астраханский, сщмч. " .

http://pravicon.com/info-2955

В Валуйской епархии прошла презентация книги, посвященной священномученику Митрофану (Краснопольскому) 5 августа 2021 г. 14:47 4 августа 2021 года в Центральной районной библиотеке города Алексеевка Белгородской области состоялась презентация книги А.Н. Кряженкова и В.И. Луневой «Подвигом добрым я подвизался…». Новое издание рассказывает о воронежском периоде жизни и служения священномученика Митрофана (Краснопольского), архиепископа Астраханского и Царевского. По мимо самих авторов книги в мероприятии приняли участие: епископ Валуйский и Алексеевский Савва , председатель епархиальной комиссии по канонизации и прославлению святых протоиерей Алексий Чаплин, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора в Алексеевке иерей Максим Шамрай, руководитель историко-архивного отдела Валуйской епархии Л.Г. Карабутов и родственники священномученика Митрофана — Виктор Захарович Краснопольский со своим внуком Сергеем и правнуком Даниилом. В зале также присутствовали представители управления культуры и образования района, священнослужители Валуйской епархии, педагоги, музейные работники, представители СМИ, краеведы и писатели. Презентация транслировалась в Интернете через популярную платформу Zoom. Посредством интернет-трансляции присоединиться к презентации смогли представители Областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской г. Астрахани, руководитель комиссии по канонизации святых Гомельской епархии протоиерей Александр Лопушанский, руководитель историко-архивного отдела Курской епархии протоиерей Владимир Русин, родственник священномученика Митрофана протоиерей Алексий Казанчев, проживающий в Москве. Свое видеообращение к участникам презентации направил Виктор Игоревич Ткачев, проживающий в Воронеже, который также является родственником священномученика Митрофана. Авторы книги рассказали о том, как родилась идея заняться поиском материалов о священномученике Митрофане и что вдохновило их на это доброе начинание. Преосвященнейший епископ Савва в своем обращении напомнил о важности сохранения памяти о святых, которые жили и несли свое служение на родной земле, в назидание всем потомкам. Настоятель Свято-Троицкого собора иерей Максим Шамрай в своем слове выразил надежду на то, что данный труд станет не единственным и в том же составе и добром соработничестве продолжится поиск сведений о других периодах жизни святого для почитания и увековечивания его памяти. В завершение мероприятия со словами благодарности к авторам книги обратилась воспитанница воскресной школы Свято-Троицкого собора Марина Вишневецкая Марина. Девушка подарила авторам цветы и прочитала стихотворение в память о всех пострадавших за веру Христову. Валуйская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. Текст подготовил игумен Дамаскин (Ор­ловский). Из определений Священного Синода В заседании Священного Синода 26 декабря 2001 года под председательством ПАТРИАРХА Слушали: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о поступивших в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Постановили: 1. Одобрить доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века следующие имена: от Астраханской епархии: архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского; 1869 — 6 июля 1919); 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в святцы. Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ Священномученик Митрофан (Краснопольский), Архиепископ Астраханский и Царевский октября 1869 — †23 июня/6 июля 1919 Прославлен 26 декабря 2001 г. Память празднуется 23 июня/6 июля (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) В 2009 году исполняется 90 лет со дня мученической кончины архиепископа Астраханского и Царевского Митрофана (Крас­­нопольского). Священномученик Митрофан родился в 1869 году в семье крестьянина Воронежской губернии Ивана Краснопольского и в крещении наречён был Димитрием. Родители его были бедны, и он с детства близко познакомился с суровой нуждой. Первоначальное образование Дмитрий получил в сельской школе, а затем благодетель устроил его в Бирюченское духовное училище. Окончив училище в 1884 году, Дмитрий как один из первых учеников был принят в Воронежскую Духовную семинарию на казённый счёт. В 1890 году Дмитрий окончил Духовную семинарию, женился и в том же году был рукоположен во диакона. В 1893 году он овдовел и был зачислен в Казанскую Духовную академию на казённый счёт. В 1896 году он был пострижен в монашество с именем Митрофан, а через год рукоположен во иеромонаха. В 1897 году иеромонах Митрофан был назначен инспектором Иркутской Духовной семинарии, в 1902 году — инспектором Могилёвской Духовной семинарии и возведён в сан архимандрита. Здесь он стал активным деятелем Могилёвского Богоявленского братства, много сделавшего для сохранения Православия в то время, когда Белоруссия была отторгнута от России. Теперь же Православие подстерегала ещё большая опасность — теплохладность самих православных.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010