Последние предположения удостоились и Высочайшего одобрения. По ходатайству военного министра, Святейший Синод сделал распоряжение, чтобы со стороны духовенства приняты были меры к осуществлению указанных мероприятий, направленных к увековечению памяти воинов, павших жертвою настоящей войны 86 . Позднее, по представлению Училищного Совета при Святейшем Синоде, в ответ на запрос одного из провинциальных Училищных Советов, Святейший Синод разъяснил, что в классных помещениях церковно-приходских школ могут быть помещаемы на стенах портреты скончавшихся на войне воинов, обучавшихся в сих школах, а также и тех из местных прихожан, кои проявили особую заботливость о церковно-приходской школе, с обозначением их имен, отчеств и фамилий и воинских заслуг и отличий 87 . Когда до сведения Святейшего Синода было доведено о случае торжественного вручения в храме села Краснопольского, верхотурского уезда, родителям убитого в бою нижнего чина пожалованного ему георгиевского креста, причем вознесены были горячие молитвы к престолу Вседержителя, Святейший Синод признал означенный случай заслуживающим всяческого подражания, о чем и определил напечатать в «Церковных Ведомостях» для сведения и руководства по духовному Ведомству 88 . По собственной инициативе Святейший Синод, ознакомившись с донесением протопресвитера военного и морского духовенства о доблестном поведении иеромонаха Антония (Смирнова) при потоплении линейного заградителя «Прут», бесстрашно осенявшего крестом погибавших за Родину, призвал православное духовенство в ближайший установленный для поминовения день вознести повсеместно имя иеромонаха Антония за Богослужением при поминовении положивших живот свой на брани за Веру, Царя и Отечество 89 . Сопровождая сражающихся за Родину воинов своим вниманием даже до дверей вечности, Святейший Синод и самое вступление в ряды войск окружал внимательными заботами. По ходатайству Главного Управления Генерального Штаба и с своей стороны разделяя мысль о необходимости постоянного и неослабного влияния со стороны пастырей на воинов, Святейший Синод в целях воспитания доблестного духа новых воинов предложил ректорам Семинарий и законоучителям Гимназий и профессорам Богословия в Университетах взять на себя в течение каникулярного времени труд по удовлетворению религиозных нужд для воинских чинов, состоящих в запасных батальонах, так как военных священников, в виду множества новообразовываемых военных частей, недоставало 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Закрыть Любимый дед Советского Союза К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова 16.03.2024 567 Время на чтение 8 минут Фото: Из интернет-источников Его нельзя было сравнить ни с кем. Очевидно, что на отечественным экране он был единственным олицетворением глубинной крестьянской России. Неповторимый. Несравненный. Великий русский и советский актер Иван Петрович Рыжов (12(25) января 1913 г. — 15 марта 2004 г. ). Вклад Ивана Петровича в отечественное русское и советское киноискусство колоссален. Иван Петрович снялся в порядка 157 фильмах. Его снимали самые великие и именитые режиссеры Советского Союза. Его коллегами по экрану были самые великие и яркие актеры Советского Союза и России. «Мое амплуа — старик, — говорил Рыжов на встречах с обожающими его зрителями. — Молодым вы меня никогда не видели. Но я, товарищи, был молодым. Точно помню, даю вам слово!» На самом деле в кино Рыжов начал играть достаточно рано: в 1939 г. (ему было всего 26 лет) сыграл есаула в фильме «Кубанцы», в 1940 г. — шофёра в «Брате героя». В 1941 году — юродивого в историческом фильме о жизни первопечатника Ивана Фёдорова, создателя первой в Московском государстве типографии. Но все роли были настолько эпизодическими, что имя Рыжова даже не значится среди актеров, сыгравших в этих картинах. До 50 лет артисту в кино не везло. Сам Рыжов объяснял такую невостребованность своей «невнятной наружностью». Лицо, мол, простое, круглое, как блин. Где уж тут героев играть… Иван Петрович снялся более чем в 50 картинах, прежде чем к нему пришла слава. Интересно, что востребованным он стал, когда уже и не надеялся на нормальные роли. Режиссёры Рыжова по достоинству оценили только в почтенном возрасте, когда волосы его стали седыми, как снег, а лицо было сплошь изборождено морщинами. Среди знаковых персонажей первой замеченной зрителями работой стала роль Андрона Макаровича в телесаге режиссёров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского «Тени исчезают в полдень» по роману Анатолия Иванова. Потом — Гаврила Афанасьевич Ртищева в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», директор конезавода в фильме «Цыган». Безусловно, ярчайшими его работами стали фильмы Василия Шукшина «Печки-лавочки», «Калина красная», где Иван Петрович сыграл полюбившегося зрителям отца Любы Фёдора Байкалова.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/16/ly...

После покорения Сибири русское население быстро начало прибывать на новые места и оседать под охраной своих городов. Часть местных инородцев – тобольских татар – осталась на своих местах, другая часть ушла вглубь степей, уступив свои места новым пришельцам. Этим объясняется, что южные округа (Омский, Курганский и Ишимский) ныне совсем не имеют инородческого населения. 380 Русское население в пределах нынешней Тобольской губ. к половине XVII в. было вдвое больше инородческого. Быстрый рост русского населения в Тобольском крае с половины XVII в. делал тамошнюю русскую колонизацию совершенно безопасной. Переселенцы из Европейской Руси находили там свободный приют и пропитание. Следствием наплыва русских было быстрое заселение мест по рр. Туре, Тоболу, Ишиму и Иртышу. В колонизации Пермского и Тобольского Зауралья, в древней Югорской земле, кроме правительства приняли самое деятельное участие монастыри, белое духовенство, архиерейский дом, служилые люди, посадские, крестьяне и ямские охотники. При дружной колонизаторской деятельности всех слоев русского общества в Зауралье по бассейнам названных рек за 50-летний период возникло семь русских городов, несколько острожков, застав, слобод, сел и сотни деревень. 381 В последующее время тамошняя колонизация сделалась еще значительнее. Со всей наглядностью о том говорит заселение обширнейших Верхотурского и Тобольского уездов и постройка тамошних острогов во второй половине XVII в. в старых и новых слободах. Кроме острогов на р. Невье (в новой Невьянской слободе), в Ницынской слободе (Ощепковой), основанных в 1635 г., и острога в Ирбитской слободе, поставленного в 1644 г., появились остроги в Пышминской слободе (1655 г.), Арамашеве слободе (1656 г.), в Тагильской слободе (1663–1664 г.), Белослудской (1667 г.), Краснопольской (1667 г.). Затем были поставлены остроги: в 1679 г. в Камышловской слободе, осн. в 1666–1667 гг., в 1681 г. в Ново-Пышминской, осн. в 1677–1678 гг., и, наконец, в 1682 г. – в Аятской, осн. в 1669 г., и Новокрасноярской, основ. в 1670 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Вчера у отца Владимира Краснопольского пил чай с лимоном и рюмку вина (портвейна) белого, да часть булочки, а дома молока чашечку и яблоко. Спал хорошо, но скверные видения, и утром тяжело было утреню служить; желудок крепок. Согрешил: оскорбил членов Христовых – нищих, уязвил, гневаясь на них ради скупости и пристрастия к деньгам, ибо они просили многие многого, а мне жаль было дать многим немалого. Каюсь, обвиняю себя нещадно, бичую себя. Благодарю Господа за чудное оживотворение Божественными Тайнами после причащения их и за многократное избавление от грехов в продолжение дня сего. Благодарю за дар слова в четвертом классе: говорил с силою и Последовательностью, плавностью. В каких видах выражается преступное самолюбие? Например, в следующем: себе мы не жалеем ничего, не жалеем самых дорогих материй для одежды, а ближнему жалеем и самой дешевой, чтобы только прикрыть его наготу и защитить от воздушных перемен; для себя не жалеем самой изысканной пищи и питья, а ближнему жалеем и хлеба простого; для себя не жалеем тратить денег на ненужное или пустое или на вещи и удовольствия, стоящие очень дорого, а для ближних жалеем несколько копеек; сами обращаемся с ближними (разумеется, которые ниже нас) гордо, сурово, презрительно, а желаем, чтобы другие с нами обращались уважительно, ласково, подобострастно; сами готовы терзать виноватых, неисправных, оскорбивших и, может быть, терзаем, а они нам не смей противного слова сказать. Таков между прочими и я, многогрешный. Господи, помилуй мя. В Таинстве Покаяния прежде произнесения суда над нами священника, каждый из нас должен произнести беспристрастный, строгий суд над самим собой, и чем строже и искреннее мы себя осудим, тем милостивее будет к нам Бог , тем полнейшее прощение нам дарует. Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы ( 1Кор. 11, 31 ). Зачем же вы и по самим себе не судите? – говорит Господь ( Лк. 12, 57 ). Поверхностной, рассеянной, холодной молитве или подобному стоянию во храме при богослужении много пособствуют причетники наши и часто сами диаконы и священники, бегло и нерадиво, без чувства благоговения совершающие службу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мощи святителя Димитрия осматривала в динаре 1757-го года комиссия, состоявшая из митрополита Ростовского Арсения Мацеевича , митрополита Суздальского Сильвестра Гловатского и заседавшего в Московской Синодальной Конторе Симоновского архимандрита Гавриила Краснопольского 577 . В доношении комиссии св. Синоду читается о мощах: «Власы на главе вниз от шапки по обе стороны, також и на браде, паруса мало с подседию, целы и невредимы суть, а под шапкою, коя (коея?) опушка иршица (опушка меховая) ко лбу пристала, имеется ли, узнать нельзя, глава же от выи в составе значится мало omcmaлo (sic), ynobameльho от тяжести насыпавшейся земли (на гроб святителя) и щору (щебня); губы исподняя и верхняя и хрящ у носа и лице землею взято, составы же всего того в виду целы и един от другого не отлучены ни мало; отвалились руки, сложенные на персех, правая цела и жилы видны целы, а левая всоставе в локте отделилась и жилы, кои суть видно, пресеклись, да у правой же руки у четырех перстов, – у указательного, да у великосреднего и подле его сущего и у мизинца, по два состава переломились, из коих один и с ногтем имеется, и оные во особенном серебренном ковчежце положены, у ног голени и в коленах составы такоже видны, жилы целы, а тела на них не оказуется, а на протчих составах, а потом на бедрах, по части не имеется, у него (его?) ножных стоп кости кои (иныя?) отделились, а голени не истлели»... В заключительном своем отзыве комиссия говорит о мощах, что «почасти на некоторых составах неистленное тело, а дочасти и нагия оказуются кости» 578 . Мощи святителя Иннокентия осматривала в Январе – Марте 1801-го года комиссия, состоявшая из епископа Иркутского Вениамина Багрянского и из викария Казанского, после епископа Пермского. Иустина Вишневского. Краткие сведения о том, что найдено было комиссией по осмотру, сообщаются в указе св. Синода от 1-го Декабря 1804-го года, которым мощи Иннокентия оглашаются за совершенные святые мощи 579 , и именно состоят в следующем: помянутые епископы с другими приглашенными людьми «осмотр нетленному епископа Иннокентия телу произвели с должным вниманием и осторожностью; по которому открылось, что глава, грудь, ребра, спина и ноги, все в целости и с плотию, точию присохшею, от коих происходит благовонный запах, мощам свойственный и многими ощущаемый» 580 . Списки почитаемых усопших

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Утром мы туда приехали, а вечером его уже задержали вместе с милицией. Пришлось побегать за ним по лесам и деревням.” Мой вопрос – кто так информировал солдат? Умирал дядя мучительно на моих руках, как солдат. Сказался удар бандеровца кованным сапогом по почке. Уже обездвиженный в минуты забытья он пытался подняться и рвануться вперёд, подавая команду: “ Тяни провод!.. Тяни провод!..” Почему «легенда милиции» Сыромолотов не упоминается в книгах Памяти Хотоимского, Костюковичского, Краснопольского районов, на территории которых действовал 2-й Хотимский партизанский отряд? Кстати. Кто выдал оставленных на подпольной работе в Быховском и Краснопольским районах, которые были арестованы и расстреляны в первые дни оккупации этих районов? Не пора ли рассекретить специальное задание, на выполнение которого Пономаренко вызвал в Москву безграмотного Сыромолотова? 10. Почему ни один из оставшихся в живых организаторов обороны Могилева не приезжал на празднование Победы в Могилёв? 11. Особую роль в обороне Могилёва сыграли студенты и преподаватели пединститута, медицинского-и- педагогического училищ. Это следует отразить в экспозиции. 12.Следует уточнить количество участников истребительных отрядов и их роль в обороне Могилёва. В минском Музее внутренних дел в качестве лучших приводят формирование и действия истребительных отрядов в Витебской и Гомельской областях, Могилев упоминается в списке и других областях. Ворошилов. Только в первые дни моего пребывания на Западном фронте в тыл врага было отправлено сначала десять крупных групп по сто человек в каждой, а затем пятьсот человек в составе мелких групп – в основном для выполнения диверсионных заданий. А незадолго перед моим отъездом было переброшено ещё 28 диверсионных групп. (К.Ворошилов «Срочное поручение», Солдатами были все, Мн., 1968г., с. – 25) Справка. Ворошилов находился в районе Могилева с 27 июня по 1 июля 1941г. Калинин. Только за первые три дня июля 1941 года обком партии сформировал 78 групп общей численностью в 2 369 человек, которые должны были стать ядром партизанских отрядов. Все они благополучно переправились через линию фронта. ( П.Калинин «Партизанская республика», Мн. 1973 г., с. – 13)

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

Другим пособием по православному учению о человеке стал советский фантастический фильм «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ» (1980) Ричарда Викторова. Такие фразы в фильме, как «зачем спасать мертвых?», «на земле мы не навсегда», «у них спит разум» и т. п. вполне встраиваются не только в космический, но и в духовный дискурс. А житель планеты Десса для обвинения землян почему-то использует библейское словосочетание: «Это все красивые слова, за которыми стоит корыстная цель переделать мир по вашему образу и подобию». В Библии мы читаем, что первый человек был создан по образу и подобию Божию, то есть бессмертным и безгрешным, и что третий сын Адама был уже рожден по образу и подобию Адама, т. е. смертным и грешным. Можно в контексте всего фильма и призадуматься, что же в человеке от образа и подобия Божия, а что от биоробота? И насколько можно нами управлять помимо нашей воли? И вспомнить о вложенной в человеческую душу «точке связи с отцом» под названием «совесть». В «ВЕЧНОМ ЗОВЕ» (1973—1983) Владимира Краснопольского и Валерия Ускова в серии «Огонь и пламень» оружие, которым главный антагонист Лахновский собирается победить Россию, является духовным, напоминая собой совет, который дал прорицатель Валаам врагам Израильского богоизбранного народа, чтобы победить израильтян (Числа 31:16). Да и само название, подкрепленное и разъясненное песней к фильму: «Вечный зов добра и света, вечный зов родной земли» — разве атеистическое? Разве не говорит оно о вневременном, а значит, Божьем — голосе? Кадр из фильма “На всю оставшуюся жизнь” «НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ» (1975) Петра Фоменко построен весь на новозаветной идее милосердия и противостояния злу добром и истиной. Очень важен в фильме эпизод, где старый солдат (естественно, крещеный как родившийся до 17-го года), передает девочке строчку из 90-го псалма: «Оружием обыдет тя истина Его». Вот этот диалог: «Давид подростком убил злого великана Голиафа. Камнем, из пращи» — «Ха, из какой прыщи?» — «Рогатка такая большая… И за это древние люди сделали его царем» — «А цари, что, и тогда уже были?» — «Были. Были, были, были…Судьи, пророки… Писатели были!.. И вот сказал тыщи лет назад этот самый царь слова… По сей день они… «Оружием твоим будет истина». Понимаешь? Не праща там… гаубица, а истина! Правда». Идея о том, что правда является оружием, оказалась глубоко впаянной в русское сознание и неожиданно всплывает в «Брате-2» Балабанова: «Сила в правде», фильме, который, конечно, во всем остальном резко контрастирует с фильмом Фоменко.

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

А сию купчую запись писал Сумской писарь Семен Карпов. К сей купчей Манойло Лесенко руку приложил. К сей купчей Павел Пантелеев вмисто Еремы Супруненка, Михайла Николенка, Савки Давидова да Иляша Матвеева по их велению руку приложил». «1735 году марта 28 дня сия купчая в Сумах на указный срок явленна и крепостных дел в книгу записана под 627». 5. Замечательные пожертвования земель были следующие: а) «1730 года, мая 22 дня гор. Краснополя соборной Успенской церкви поп Карп Мартинов по доброй своей воле отдал в Сумской Успенский монастырь своего отчиннаго пахатнаго поля игумену Корнилию с братиею за поминовение своих родителей, которое поле в Краснопольской даче за р. Тонкою». б) «1730 г. мая 22 д. города Краснополя Воскресенской церкви поп Иоанн Семенович Треповский отдал в Сумской Успенский монастырь свое власное пахатное поле за поминовение своих родителей; поле зостает за р. Тонкою в Краснопольской даче». в) 1730 г. «города Краснополя житель Матвей Фесенко отдал свое поле пахатное Сумскаго Успенскаго монастыря игумену с братию; поле зостает в Краснопольской даче за р. Тонкою». г) «1730 г. ноября, Сумскаго полку подпрапорный Иван Иванов сын Романов отдал в Сумской Успенский монастырь свое сенокосное и пахатное поле; поле зостает в Краснонольской дачи, в урочищи под их же монастырским хутором». д) «1734 г. июня, Краснопольский житель Кирил Андреев сын Кириченко отдал за молитвы и за поминовение родителей Сумскаго Успенскаго монастыря игумену Илариону ниву в Краснопольской дачи за лесом, прозываемим волоком к Сагайдачному шляху на отвершку р. Дерновой». е) 1728 г. июля 24 Сумского полку сотник Нижней Сироватки Григорий Калинин сын Левченко отдал «по обещанию отцовскую и дедовскую землю – на Успенский монастирь за поминовение родителей и кревних всех, то поле пахатное и сенокосное зостает на дальних Ильмах... при свидетелях, при отцу духовном Сироватском священнику о. Андрею Тимофеевичу» и проч. ж) 1744 г. окт. 23 Краснопольской Успенский церкви поп Кирил Мартинов отдал в Сумской Успенский монастырь «на молитвы за поминовение своих родителей сенокосную и пахатную землю в Краснопольской даче над р. Пожнею» и пр. СУМСКОЙ ПРЕДТЕЧЕВ

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Население Краснопольского прихода со склонными к расколу состоит: мужеска пола 2629; женска пола 2856 лиц. Сверх того, раскольников считается: мужеска пола 9801; женска пола 1058. В том числе поморской секты насчитывается семейств около 20-ти, браков в истекшем 1885 году было 37. Событий крещений было мужеска пола 157; женска пола 131. Событий присоединения из раскола в православие бывает в год не более 3-х, или 4-х обоего пола. Умерло в истекшем году мужеского пола 173; женска пола 163. Бывших у исповеди и Св. Причастия в истекшем году обоего пола 702; не бывших у исповеди по опущению 3766 обоего пола. Церковно-приходской школы в Краснопольском приходе нет. Каменных домов нет. Существуют две лавки: одна с красным товаром, а другая со съестными припасами. Ближайшие к Краснопольскому приходу церкви суть следующие: Петрокаменского завода, Свято-Троицкая, в 12 вер.; Воскресенского села, (что Шиловка) Воскресенская, в 20 вер.; Быньговского завода, Николаевская, в 23-х верстах; Башкарского села, Иоанно-Предтеченская, в 25 верстах. Верхотурского уезда Краснопольского села, священник Андреи Горный. января 3 дня 1886 года. Краснопольское село находится в 200 верстах от епархиального города. Село раньше называлось слободой; по указанию Миллера (в географ. лексиконе) построена она в 1654 г. и заселена крестьянами выходцами из Соликамска, Чердыни, Кайгородка и Вятки. Название свое получила от урочища «Красное поле» - ранее большое, чистое поле, по преданию, изобиловшее красными цветами, теперь оно занято пашнями. В 1703 г., по указу Петра I, Краснопольская слобода со всеми принадлежащими к ней деревнями и угодьями отдана была во владение Н. Демидову. В состав прихода, кроме села, входят 7 деревень; прихожан 1935 душ муж. пола, между ними 280 раскольников, которые живут, главным образом, в дер. Дрягуновой, Соседковой и Решах. Жители занимаются хлебопашеством и ремеслами: красильным, столярным и кузнечным. В селе Краснопольском имеется земская народная школа, а в дер. Решах церковная школа грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=11344

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Симеонович Смородинцев (1866, с. Юшковское Екатеринбургского у. Пермской губ.- 6.07.1918, близ пос. Каслинский завод Екатеринбургского у. Пермской губ. (ныне г. Касли Челябинской обл.)), сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Челябинской митрополии), свящ. Из семьи диакона. В 1879 г. поступил в Пермскую ДС, но уже в 1880 г. оставил учебу на 1-м классе семинарии. С 1885 г. служил псаломщиком в Никольском храме с. Шайдурихинского Екатеринбургского у., с 1886 г.- в Космодамианском храме с. Юшковского, где был диаконом его отец, вскоре ушедший за штат. В 1892 г. имя П. присутствует среди выпускников Пермской ДС (окончил по 2-му разряду, видимо сдав экзамены экстерном). В 1899 г. рукоположен во диакона, продолжал служить в Юшковском на вакансии псаломщика. Обладая большими организаторскими и практическими способностями, построил в Юшковском паровую мельницу, оборудовал ремонтную мастерскую, провел в село электричество. Положил начало местному кооперативному движению, создал в Юшковском кредитное товарищество, став его председателем. 16 марта 1906 г. назначен диаконом в Вознесенскую ц. пос. Верхнеуфалейский завод Екатеринбургского у. (ныне г. В. Уфалей Челябинской обл.), но 12 апр. того же года переведен на ту же должность к Троицкому храму с. Бруснятского того же уезда (Екатеринбургские ЕВ. 1906. 6/7. С. 100; 8. С. 113). В марте 1908 г. рукоположен во иерея, направлен служить священником в Рождество-Богородицкую ц. с. Краснопольского Верхотурского у. Пермской губ. 30 окт. 1908 г. также назначен законоучителем Краснопольского 2-классного уч-ща. Одновременно исполнял обязанности по духовному окормлению жителей дер. Сербишино (Малехоны), приписанной к Краснопольскому приходу. Продолжал занимать должность председателя кредитного товарищества в Юшковском и председателя Каслинского потребительского союза. В связи с многочисленными обязанностями в хозяйственной сфере П. принял решение выйти за штат. Вернулся в Юшковское. После получения известий о Февральской революции 1917 г. общее собрание избрало П. председателем местного органа самоуправления - сельского комитета общественной безопасности. Когда Временным правительством были организованы новые органы власти, передал полномочия волостному земству.

http://pravenc.ru/text/2580216.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010