Толкование Когда голова больна и не может работать как здоровая, тогда и прочие члены тела немоществуют или становятся вовсе бесполезными. Таким же образом, когда занимающему в Церкви место главы не воздается подобающая честь, то, конечно, и все прочее тело Церкви действует бесчинно. Потому настоящее правило и определяет, что все епископы каждой митрополичьей области должны знать того, кто среди них первый [ 402 ] , т. е. митрополита, и считать его своим главой, и без его изволения не совершать никакого дела, превышающего их власть, т. е. не относящегося к приходам их епископских областей, но выходящего за их пределы и касающегося общего устройства всей митрополичьей области. Например, такими делами являются догматические изыскания, распоряжения с целью исправить общие заблуждения, поставления и рукоположения архиереев и т. п. Пусть епископы собираются к митрополиту и вместе с ним обсуждают такие общие вопросы, совместно принимая по ним то решение, которое окажется лучшим. Самостоятельно, без изволения своего митрополита, каждый епископ пусть совершает только то, что относится к пределам его епископской области и подчиненных ей мест. Подобно тому, как епископы не должны совершать никаких общих дел без изволения митрополита, и митрополит не должен совершать дел, касающихся всех, самостоятельно, без изволения всех своих епископов [ 403 ] . Ибо таким образом между епископами, митрополитами, клириками и мирянами будут единомыслие и любовь, а благодаря единомыслию и любви прославится Бог и Отец через Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Который открыл людям имя Своего Отца 404 и установил закон любви, сказав: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин 13:35 ). Прославится Бог и во Святом Своем Духе, Который благодатью Своей соединил нас в единое духовное целое. Иными словами, нашим единомыслием прославится Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух, по евангельскому изречению, которое гласит: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5:16 ) [ 405 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Тогда ему будут воздавать бльшую, нежели пресвитеру, почесть, но не потому, что он диакон, а потому, что, как мы сказали, он занимает место патриарха или митрополита. А тот диакон, который с дерзостью тирана сядет выше пресвитера и которому будет оказано предпочтение перед другими диаконами, равными ему по сану, должен стать последним и низшим среди всех диаконов, потому что Господь в Священном Евангелии от Луки учит нас не радоваться первым местам. Он рассказывает приглашенным на обед или ужин такую притчу: «Человек, когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им лучше тебя и звавший тебя и его, подойдя, не сказал тебе: «Уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «Друг мой! Пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою за трапезой, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». He только диаконы не должны пользоваться большей честью, чем пресвитеры, и сидеть выше их, но и все прочие низшие чины священнослужителей и клириков не должны сидеть выше старших чинов, т. е. ни иподиаконы – выше диаконов, ни чтецы – выше иподиаконов. Ведь если среди лиц, носящих мирские и светские звания, низшие по званию не сидят впереди и им не отдают предпочтение перед высшими и имеющими более высокое звание, то сколь более должно это соблюдаться среди лиц, носящих духовные и по божественной благодати Духа дарованные звания, которые больше и выше мирских? [ 200 ] Прочти также I Всел. 18. Правило 8 Желая во всем держаться установлений святых отцов наших, возобновляем также правило, повелевающее, чтобы ежегодно проходил Собор епископов каждой митрополичьей области там, где митрополит сочтет за лучшее. Но поскольку из-за набегов варваров и по другим случайным причинам предстоятели Церквей не имеют возможности собирать Соборы дважды в год, то решено, чтобы Собор вышеуказанных епископов созывался непременно единожды в год ради естественно возникающих церковных вопросов в каждой митрополичьей области, в период от святого праздника Пасхи и до конца октября каждого года, в том месте, которое, как сказано выше, одобрит митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Он говорил, что избегает не суда, а только своих врагов, хотя они и состоят в чине судей и обвинителей, – и перечислил их по именам. Новелла императора Мануила постановляет, что не одних епископов, но вообще всех обвиняющих и обвиняемых, какое бы положение они ни занимали и какое бы дело ни имели, должно призывать тремя письменными извещениями, рассчитанными каждое на тридцатидневный срок, а не на короткое время (по Властарю). 512 Отметь, что и из записей, сделанных в Константинополе при патриархе Нектарии об Агапии и Вагадии, отстаивавших свое право на Вострскую епископию (см. эти записи после правил Сардикийского собора), становится очевидно, что не подобает извергать епископа, если он не присутствовал на суде, и извергать следует не трем или двум епископам, но решением Собора большинства епископов митрополичьей области, «как и апостольскими правилами постановлено», т. е. настоящим правилом. Кроме того, апостол Павел говорит, что даже у римлян не было в обычае отдавать человека на смерть (и просто выносить обвинительный приговор), если обвиняемый прежде не предстал лично пред своими обвинителями и не получил права оправдаться в обвинении, выдвинутом против него: У римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения ( Деян. 25:16 ). И Никодим сказал иудеям: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? ( Ин. 7:51 ). Сам Бог говорит судье о том, кто служил другим богам, так: И тебе возвещено будет, и исследуешь тщательно, и вот, истинно было слово: совершена мерзость эта во Израиле, и выведи человека того и пр. (см. Втор. 17:4–5 ). 517 Обрати внимание, что если и множество свидетелей не заслуживает доверия, то необходимо разузнать об их образе жизни и намерении, согласно «Апостольским постановлениям» (кн. 2, гл. 49) (PG 1, 709С.). Ибо часто случается, что двое, трое и больше свидетелей сговариваются о злом и свидетельствуют ложно, как, например, ложно свидетельствовали против Сусанны, Навуфея, Стефана и против Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Обрати внимание, что и настоящее правило, согласно Зонаре, относится только к подчиненным папы, а не к тем, которые ему не подчиняются. Правило 6 Если случится, что в одной митрополичьей области, где много епископов, останется один епископ и он по нерадению не пожелает прийти и согласиться на поставление епископов, а собравшийся народ станет просить, чтобы им поставили епископа, которого они требуют, то должно прежде напомнить этому оставшемуся епископу через послания экзарха митрополичьей области (имею в виду епископа митрополии), что народ требует дать им пастыря. Мы считаем за благо ждать и его прибытия. Если же он и после письменного прошения не придет и не ответит, должно совершиться то, что удовлетворяет желанию народа. Для поставления епископа митрополии необходимо призывать и епископов из соседней митрополичьей области. Не позволяется же вообще поставлять епископа в село или небольшой город, для которого достаточно и одного пресвитера. Нет надобности поставлять туда епископов, чтобы не оказались в пренебрежении имя и власть епископа. Но епископы митрополичьей области, как я прежде сказал, должны поставлять епископов в тех городах, в которых они были и раньше. Если же окажется, что какой-либо город числом жителей увеличится настолько, что будет сочтен достойным и епископии, да получит ее. (Апост. 1.) Толкование Настоящее правило определяет: если случится, что в некой митрополичьей области, имеющей многих епископов, останется только один епископ (потому что другие извержены, или умерли, или их нет по некоторым вынужденным обстоятельствам), а народ одной из епископских областей, входящих в состав той митрополичьей области, собравшись, станет требовать, чтобы для нее был избран и рукоположен епископ, тогда экзарху митрополичьей области, т. е. митрополиту (см. примеч. к Апост. 34), нужно написать упомянутому оставшемуся епископу о требовании народа и ожидать, пока он прибудет. Если же он по нерадению не пожелает прибыть для выбора и хиротонии требуемого епископа и даже в письме не пожелает дать свой голос за него, тогда митрополит должен удовлетворить прошение народа, т. е. созвать соседних с той митрополичьей областью епископов и вместе с ними избрать и рукоположить требуемого народом епископа. Подобным образом и тогда, когда в такой одноепископской, так сказать, митрополичьей области должен быть поставлен митрополит, его подобает избирать и рукополагать этим соседним епископам [ 204 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Состоялось награждение лауреатов III Великопостного хорового фестиваля воскресных школ Казахстанского митрополичьего округа 25 апреля 2023 г. 10:33 23 апреля 2023 года в зале церковных собраний при Никольском соборе города Алма-Ата состоялось вручение наград лауреатам III Великопостного хорового фестиваля воскресных школ Казахстанского митрополичьего округа . Церемонию награждения возглавил  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр .  Музыкальный форум был приурочен к 20-летию учреждения на территории Республики Казахстан Митрополичьего округа. Цель проведения фестиваля — духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством приобщения их к духовному наследию и традициям православной культуры. В музыкальном состязании приняли участие более 200 воспитанников из шести церковно-приходских школ храмов города Алма-Аты и области. В состав жюри хорового фестиваля под председательством секретаря Митрополичьего округа, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, члена Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения О.Н. Овчинникова вошли: кандидат богословия, старший преподаватель кафедры систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , директор детского отделения Московского Синодального хора иерей Михаил Асмус; и.о. ректора Алма-Атинской духовной семинарии протоиерей Евгений Иванов; Заслуженный работник культуры Российской Федерации, руководитель отдела культуры Казахстанского митрополичьего округа Л.Е. Горичева; Заслуженная артистка Республики Казахстан, директор детской музыкальной хоровой школы «Елим ай», арт-директор международных музыкальных фестивалей в Алма-Ате, арт-форумов искусств в Европе Л.И. Романовская; хормейстер Казахского национального академического театра оперы и балета им. Абая, преподаватель кафедры дирижирования Казахской национальной консерватории им. Курмангазы А.М. Тубажанова; Заслуженный работник культуры Республики Казахстан Т.Н. Бурмистрова; директор телестудии Митрополичьего округа «Семиречье», заслуженный работник культуры В.Л. Посаднева, директор центральной воскресной школы города Алма-Аты Г.В. Черепанова, хормейстер хора Казахстанского митрополичьего округа В.В. Дударева. Перед началом мероприятия митрополит Астанайский и Казахстанский Александр обратился со словами приветствия к организаторам и участникам фестиваля. Со списком победителей III Великопостного хорового фестиваля воскресных школ можно ознакомиться на сайте  Митрополичьего округа . Юные призеры конкурса получили из рук архипастыря грамоты и памятные подарки. В завершение мероприятия митрополит Александр пожелал детям послушания и успехов в учебе, после чего преподал собравшимся архипастырское благословение. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Глава Казахстанского митрополичьего округа встретился с министром по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан 16 ноября 2021 г. 13:39 15 ноября 2021 года в рабочей резиденции главы Казахстанского митрополичьего округа в Нур-Султане состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с министром по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан Ю.В. Ильиным. На встрече присутствовали благочинный приходов Нур-Султана архимандрит Сергий (Карамышев) и начальник департамента по чрезвычайным ситуациям Нур-Султана К.Б. Базарбаев. Ю.В. Ильин рассказал митрополиту Александру о деятельности министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, осуществляющего государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, межотраслевой координации пожарной и промышленной безопасности, формирования и развития государственного материального резерва, обеспечения функционирования и дальнейшего развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации предупреждения и тушения пожаров. Глава МЧС отметил, что министерство было воссоздано в 2020 года решением Президента Казахстана К.-Ж.К. Токаева. Гость проинформировал архиерея о мерах, которые предпринимаются в настоящее время департаментами и комитетами министерства по уменьшению количества чрезвычайных ситуаций, проведению подготовительных работ к зимнему периоду, а также предупреждению весенних паводков. Митрополит Александр и Ю.В. Ильин с прискорбием вспомнили трагическое событие, произошедшее 7 ноября в Карагандинской области на шахте «Абай», в результате которого погибли шесть шахтеров, еще двое получили травмы. Было отмечено, что представители ислама и Православия всегда активно участвуют в ликвидации последствий природных катаклизмов и техногенных катастроф, единый многонациональный и многоконфессиональный народ Казахстана никогда не остается безучастным к скорбям и трудностям соотечественников, поскольку казахстанцев всегда отличали доброта, сострадание и взаимовыручка. Митрополит Александр рассказал о жизни Митрополичьего округа, сделав особый акцент на социальной и благотворительной деятельности в епархиях Казахстана. В ходе общения состоялось обсуждение широкого круга вопросов, представляющих взаимный интерес. В завершение встречи глава Митрополичьего округа и министр по чрезвычайным ситуациям обменялись благопожеланиями и памятными сувенирами. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Призываю всех — пастырей, монашествующих и мирян — усерднее возносить молитвы о прекращении эпидемии. Необходимо свидетельствовать о том, что наша вера — это живая вера, и никакие исключительные обстоятельства не могут поколебать ее. Как мудро и глубоко сказал наш Предстоятель Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, " даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу " . В условиях эпидемиологической обстановки Священноначалие Православной Церкви Казахстана стремилось своевременно принимать все необходимые меры. В марте Синод Казахстанского митрополичьего округа опубликовал свое обращение к православным казахстанцам, призывая их четко выполнять указания медицинских работников, направленные на профилактику заболевания, и не поддаваться панике. По моему благословению Управлением делами Митрополичьего округа было издано распоряжение о создании при епархиальных управлениях и на ряде приходов организаций (штабов) по противодействию распространению коронавирусной инфекции. На протяжении всего периода действия чрезвычайного положения мне и моим помощникам удавалось находиться в постоянном контакте с ответственными лицами акиматов Нур-Султана, Алма-Аты и Алма-Атинской области, непрерывно проводить переговоры, оперативно решая все возникающие проблемы. Вы знаете, что из-за эпидемиологической ситуации существенно снизились, а в некоторых местах прекратились пожертвования на нужды храмов и монастырей. Некоторые приходы оказались в бедственном положении. Благотворители Митрополичьего округа откликнулись на мою просьбу о помощи, благодаря чему удалось оказать поддержку священнослужителям и их семьям не только в нашей епархии, но и во всем Казахстане. Всем священнослужителям Митрополичьего округа за август текущего года была сделана существенная прибавка к жалованию. Дважды все клирики, имеющие трех и более детей, получали денежную сумму на каждого несовершеннолетнего члена семьи. В ноябре средства выделялись всем семьям священнослужителей, имеющим одного ребенка и более.

http://patriarchia.ru/db/text/5732788.ht...

(Апост. 14; I Всел. 15; IV Всел. 5; Антиох. 16, 21; Сардик. 1; Карфаг. 57.) Толкование Настоящее правило продолжает предыдущее: оно говорит о том случае, если какой-либо архиерей будет настолько заносчив и дерзок, что и после приведенного выше правила дерзнет перейти из одной епископской области в другую. Притом, чтобы показать, что он якобы не подлежит епитимии правила, он начнет возражать и говорить, будто получил письма от народа той епископской области с приглашением стать у них архиереем. Итак, если такое случится, то очевидно, что он употребил хитрость и коварство и, подкупив серебром некоторых из той епископской области, уговорил их произвести волнения и просить его себе в епископы. Поэтому такое вероломство и хитрость должны быть столь строго наказаны, чтобы поступающие так даже и при смерти не удостаивались церковного общения и причащения – ни как епископы, ни как простые миряне. Прочти также Апост. 14. Правило 3 Необходимо прибавить и то, чтобы никто из епископов не переходил из своей митрополичьей области в другую, где есть епископы, разве только будет позван кем-то из находящихся там братьев, чтобы не показалось, что мы затворяем врата любви. Таким же образом должно предусмотреть и следующее: если в митрополичьей области кто-либо из епископов имеет дело против своего брата и соепископа, то никто из них пусть не призывает в посредники епископов из другой митрополичьей области. Итак, если кто-то из епископов в некоем деле окажется осуждаемым и будет полагать, что у него есть не пустое, но справедливое основание еще раз возобновить суд, то, если вам угодно, почтим любовью память ап. Петра – и пусть те, которые произвели суд, напишут Юлию, епископу Рима, чтобы, если понадобится, с помощью соседних с митрополичьей областью епископов суд был возобновлен и папа назначил лиц, которые разберут это дело. Если же обвиняемый не может доказать, что его дело нуждается в пересмотре, то однажды вынесенный приговор пусть не отменяется и остается в силе как существующий. (Апост. 35; II Всел. 2; III Всел. 8; VI Всел. 8; Антиох. 13, 22; Сардик. 11–12.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Смотри Апост. 74, Двукрат. 16 и предисловие к настоящему Собору. Правило 5 Если на епископа поступит донос и епископы той области, собравшись, лишат его занимаемой степени, а он с целью апелляции прибегнет к блаженнейшему епископу Римской Церкви, который, пожелав его выслушать, сочтет справедливым возобновить рассмотрение его дела, то решено, чтобы папа соблаговолил написать ближайшим к той митрополичьей области епископам и чтобы они, внимательно и с тщательностью все рассмотрев и уверившись в истине, вынесли решение о деле. Если же кто-то станет требовать, чтобы его дело было заслушано еще раз и по его просьбе Римскому епископу будет угодно послать со своей стороны пресвитеров, пусть это будет во власти епископа Рима. Если он признает за благо и определит, что следует послать тех, которые будут судить вместе с епископами, будучи облечены властью того, кем посланы, – пусть это будет позволено. Если же он признает достаточным рассмотрение дела и вынесенный приговор о епископе, то пусть исполнит то, что его благоразумнейшему рассуждению покажется за благо. Толкование Настоящее правило определяет почти то же самое, что и предыдущее. Оно говорит: когда епископ, обвиненный в преступлении, будет извержен епископами своей митрополичьей области и перенесет суд к папе, то папа, если сочтет справедливым пересмотреть его дело, должен написать соседним с той митрополичьей областью епископам, чтобы они основательно и внимательно рассмотрели дело и вынесли по нему истинное и справедливое решение. Однако если тот же самый епископ, после того как его осудят и соседние епископы, во второй раз направит суд к папе и будет упрашивать его, чтобы тот от себя послал своих людей, наделенных его властью и являющихся его заместителями, и чтобы они судили (в третий раз) это дело вместе с епископами той митрополичьей области или соседними с ней, – тогда от власти и мудрой рассудительности папы зависит, послать ли своих представителей рассудить это дело или определить, что достаточно первого произведенного над епископом суда епископов и их приговора [ 203 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан принял участие в праздновании Дня Победы в Усть-Каменогорске 9 мая 2017 г. 15:28 9 мая 2017 года, в День Победы, глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр принял участие в памятных мероприятиях в Усть-Каменогорске шествии «Бессмертного полка» и возложении венка к Мемориалу Славы. Торжества в столице Рудного Алтая возглавил аким Восточно-Казахстанской области Д.К. Ахметов. Вместе с главой Митрополичьего округа в памятной акции приняли участие: епископ Талдыкорганский Нектарий , епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава , епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , священнослужители Усть-Каменогорской и Алма-Атинской епархий. Почетными гостями мероприятия стали ветераны войны и труда, труженики тыла, бывшие узники концлагерей. На празднике присутствовали: секретарь маслихата Восточно-Казахстанской области В.М. Головатюк, аким города Усть-Каменогорска Е.К. Аймукашев, главный имам Духовного управления мусульман Казахстана по Усть-Каменогорскому региону Ермек Мукатай, исполнительный директор ТОО «Казцинк» по административным вопросам А.П. Лазарев, члены областного и городского руководства, члены Ассамблеи народа Казахстана и руководители этнокультурных объединений, депутаты маслихата города и области, военнослужащие. Шествие «Бессмертный полк», которое проходит в Усть-Каменогорске в третий раз, собрало более 25 тысяч жителей и гостей города. С портретами родственников, принимавших участие в боевых действиях в годы Отечественной войны 1941-1945 гг., цветами и флагами участники акции проследовали вдоль набережной Иртыша к Мемориалу Славы, расположенному в городском парке, носящем с нынешнего года наименование «Парк Победы». Аким области нес в руках портрет своего отца Кенжетая Ахметова ветерана войны и труда, награжденного орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-й и 2-й степени, а также медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».

http://patriarchia.ru/db/text/4889092.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010