148 Георгий (Орлов; 184011.06.1912). 1860 – окончил Томскую ДС, 1861 – иерей. Служил на приходе, в 1866 овдовел. В 1870 поступил в МДА, окончил в 1874, канд. богосл. Препод., затем ректор Томской ДС. В 1889 пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 1892 – еп. Селенгинский, вик. Иркутской епархии. 1894 – еп. Забайкальский и Нерчинский, 1898 – еп. Тамбовский и Шацкий, затем – Астраханский и Енотаевский. Занимался организацией епарх. миссии, издавал литературу, открывал курсы, организовал первую в России плавучую церковь . 1911 – архиеп. (ПЭ XI. 3637). 150 Никандр (Молчанов; 1.04.18525.06.1910). В 1878 окончил МДА, канд. богосл., препод. греческого яз. Тамбовской ДС. 1884 – магистр богосл. 1885 – иеромонах, архимандрит, ректор Тамбовской ДС. 1891 – еп. Нарвский, вик. С.-Петербургской епархии. 1893 – ректор СПбДА. 1895 – еп. Симбирский и Сызранский. 1903 – почетный член КазДА 1904 – архиеп. Литовский и Виленский. Был духовным писателем (Мануил, V. 5860). 153 Иоанникий (Казанский; 18.06.183914/15.12.1917). 1863 – окончил Орловскую ДС. 1864 – диакон. 1868 – поступил в МДА. 1872 – окончил академию, канд. богосл., иеромонах, препод. Олонецкой ДС. 1879 – смотритель Петрозаводского дух. училища. 1881 – архимандрит. 1882 – ректор Донской ДС. 1884 – ректор Смоленской ДС. 1885 – наст. Маркова м-ря Витебской епархии. 1888 – еп. Великоустюжский, вик. Новгородской епархии. 1891 – еп. Владикавказский и Моздокский. 1892 – еп. Михайловский, вик. Рязанской епархии. 1901 – еп. Архангельский и Холмогорский. 1908 – уволен на покой в Данилов м-рь в Москве, член Московской синодальной конторы (Мануил, III. 353354). 155 Никанор (Надеждин; 18591916). В 1881 окончил Ярославскую ДС. 1884 – монах. 1885 – окончил СПбДА, канд. богосл., иеромонах, препод. Литовской ДС. 1888 – инсп. Тифлисской ДС. 1891 – ректор Томской ДС. 1897 – еп. Киренский, вик. Иркутской епархии. 1898 – еп. Якутский и Вилюйский. 1905 – еп. Пермский и Соликамский. 1908 – еп. Олонецкий и Петрозаводский (Мануил, V. 8081).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Григория в США не соблаговолил даже с ним встретиться. Предложенный Митрополичьим советом проект, предлагавший даровать Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде не автономное, а автокефальное управление Патриарх и митрополит отвергли, как не имевший на то оснований. Воссоединения с Патриархом, которого желали многие клирики и верующие Североамериканской Митрополии, в т.ч. участники Кливлендского Собора 1946 г., не произошло. В то же время вопрос был выяснен сравнительно быстро, и владыка Григорий смог сразу же заняться укреплением Патриарших приходов, благодаря чему и ныне сохраняется присутствие РПЦ МП в Северной Америке (См.:Послание Высокопреосвященнейшего Григория, Митрополита Ленинградского и Новгородского, посла Московской Патриархии//« ЖМП ». 1948. С. 23; Григорий (Чуков), митр., Александрова-Чукова Л.К. Послание всем верным чадам Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде от 21 сентября 1947 г. и материалы дневника. (См.: http://www.bogoslov.ru/text/2908919.html ). [xxxii] Григорий (Чуков), митр. Дневник; Его же. Письмо патриарху от 11.04.48. С резолюцией Патриарха. Машинопись. Архив митр. Григория. [xxxv] Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957).М.2012.С.300. [xxxvi] Григорий (Чуков), митр. Записка от 2.06.48. Машинопись; Его же. Дневник. Архив митр. Григория. [xxxviii] Иероним (Григорьев), игумен. Письмо митр. Григорию от 20.05.49. Машинопись. Заверенная Копия. Там же. [xl] Его же. Представление патриарху. Заверенная Копия. 1799/28; Иувиан (Красноперов), монах. Письмо патриарху от 14.09.49. Машинопись. Копия с резолюцией митр. Григория. Там же. [xli] Григорий (Чуков), митр. Дневник; Его же. Письмо патриарху от 09.02.50. Машинопись. Заверенная копия. Там же. [xliv] Иероним (Григорьев), игумен. Письмо митр. Григорию от 25.04.50. Машинопись. Копия. Архив митр. Григория. [xlv] Григорий(Чуков), митр . Письмо игум.Иерониму от 09.05.50. 1213/28. Машинопись копия. Там же. [xlvi] Его же.

http://bogoslov.ru/article/4748559

Александрова-Чукова Л. К., Галкин А. К. «От первого лица»: Богословско-пастырские курсы в Ленинграде в дневниках, резолюциях и письмах митрополита Григория (К двум 75-летним юбилеям открытия духовных школ: 22 ноября 1945 г. и 14 октября 1946 г.)//Христианское чтение. 2021. 3. С. 68–89. По приезде в Ульяновск о. Н. К. Чуков передал Блаженнейшему свои «Воспоминания», послужные списки и Сборник документов и статей. «Воспоминания», однако, были украдены, когда владыка возвращался из Ульяновска с именин Блаженнейшего: «27 июля 1943 г. Выехал я из Ульяновска 17-го вечером (простился с Блаж[еннейшим] 18-го вечером, но сутки ждал на вокзале). При отъезде у меня украли чемодан с вещами, книгами, печатью и документами. Заявлено в милицию, но трудно думать, что что-либо найдется» ( Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Из тетрадей 34 и 36, Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория)). Если верить сообщению о. Н. Ф. Колчицкого, то выехать из осажденного Ленинграда в Москву в районе 12 октября 1941 г. (дата завещания Блаженнейшего) митрополит Алексий едва ли мог, так как 8 сентября замкнулось кольцо блокады; известно, что он выезжал в Москву в августе. Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Тетрадь 34. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). Данный формат не позволяет привести полностью дневниковую запись: «Что касается заграничных епископов, там сейчас какая-то неразбериха, по кр[айней] мере, для меня непонятная». Далее архиепископ кратко перечисляет положение дел у митрополита Вениамина (Федченкова) в Америке, «дела» митрополита Сергия (Воскресенского) в Риге и епископа Поликарпа (Сикорского) в Бессарабии, а также архиереев в Сербии и во Франции во главе с митрополитом Евлогием (Там же). Там же. Звонарев С., свящ. Проект «Основных положений управления Русской Православной Патриаршей Церкви» 1943 г. – малоизвестный документ по истории высшего церковного управления//Вестник церковной истории. 2008. 2(10). С. 271–278. Там же. С. 56. Там же. С. 63–64. Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о Соборе епископов 1943 г… С. 98.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

10 марта 1935 г. его арестовали в пятый раз с 1918 г. Из протокола допроса о. Николая от 11 марта 1935 г. следовало, что обвиняемый «вращается исключительно в среде “бывших” людей, реакционно настроенных. Активно участвует в к[онтр]р[еволюционной] группировке Овсянковой Елизаветы Владимировны , бывшей помещицы, на квартире которой систематически собираются: Чуков Николай Кириллович, Ларин Сергей Иванович – поп, Рудакова Евгения Дмитриевна – учительница школы [и др.]. Указанная группа высказывается против мероприятий сов[етской] власти и партии по вопросам религии, о безосновательности и невинности в процессе по делу убийства т. Кирова, а потому, учитывая наличие к[онтр]р[еволюционной] группировки, проводящей церковно-к[онтр]р[еволюционную] работу со стороны указанных лиц из религиозного актива, полагал бы: следственное дело на Чукова Николая Кирилловича передать СПО УНКВД для более глубокой проработки» . На вопрос следователя, «знаете ли Вы Сергея Ларина», 11 марта 1935 г. протоиерей Н. К. Чуков ответил: «Знаю с 1924 г. Он прислуживал в алтаре Никольского собора. Однажды он в алтаре появился в монашеской рясе и заявил: он получил рясофор. Я знаю, что он не монах, и запретил ему являться в рясе. После этого он ушел в Казанский собор к обновленцам и был там сначала диаконом, а затем священником в 1926 г. До 1931 г. я сведений не имел. В 1931 г. с выходом из-под ареста я неожиданно узнал, что он бывает по пятницам у Овсяниковой Елизаветы Владимировны на квартире. Со слов моей жены, которая там бывала, Ларин вел разговоры на евангельские темы». Вопрос: «Скажите, Чуков, Вы встречались на квартире Овсяниковой Е. В. со священником Лариным Сергеем и когда?». Ответ: «В 1931 или 1932 г. весной или осенью я неожиданно встретился на квартире Овсяниковой Е. В. с Лариным Сергеем Ивановичем, но разговоров политического, религиозного порядка я не вел. Когда я узнал от Овсяниковой Е. В., что у нее на квартире устраиваются собрания вообще, да еще и Лариным в особенности, просил Овсяникову прекратить это. Исправленному 1931 или 1932 года верить. Больше показать ничего не имею. Показания записаны с моих слов правильно и мне зачитаны. Н. Чуков» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

[xlv] Игуменья Евгения Постовская (1921 - 1947). [xlvi] Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Архив митр.Григория. [xlvii] Григорий (Чуков), митр. Доклад Патриарху от 24.02.49. Там же. [xlviii] Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Архив митр.Григория. [xlix] Архив СПб митрополии.Пенсии и пособия.Ф.1.Оп.18.Д.1б. [l] См.: http://www.bogoslov.ru/text/1151751.html [li] Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Архив митр.Григория. [lii] См.: http://drevo-info.ru/articles/16660.html [liii] Александрова - Чукова Л.К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-ти летию преставления//Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости. Вып.34.С.113-115. [liv] Ее же. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в судьбе митрополита Григория (Чукова). «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры». Сборник материалов научно-практической конференции. СПБ.2013.С.185-186. [lv] Патриаршее поздравление по случаю празднования 65-летия возрождения Санкт-Петербургских духовных школ. - URL: http://www.old.spbda.ru/news/a-1391.html . [lvi] Фирсов С.Л. Апостасия. «Атеист Александр Осипов» и эпоха хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь. СПб. 2004. С.84. [lvii] Его же. Русская Церковь на заре XX века: основные этапы исторического пути. Вступительная статья к только что изданной издательством СТПГУ книге «Русская Церковь. Век двадцатый. История Русской Церкви в свидетельствах современников». ( См .) [lviii] Резолюция ПАСЕ была принята в июле 2009 г. к 70-летию начала Великой Отечественной Войны. См . [lix] «...именно в XX веке произошло столкновение церкви вообще в мире с двумя антихристианскими тоталитарно-утопическими системами - коммунизмом и фашизмом, которые сопроводили свое появление в Европе гонениями на церковь, но гонениями разного характера. (См.: ); «Стоит ли удивляться, что, когда отцы Георгий Митрофанов и Петр (Мещеринов) , поставив знак равенства между сталинизмом и гитлеризмом, вознамерились развернуть широкую дискуссию о сложном историческом прошлом нашей страны, и попытались всего лишь заикнуться о неоднозначности оценки личностей и жизненного выбора тех, кто Великую Отечественную рассматривал как Вторую Гражданскую, им устроили такую показательную травлю, словно они посягнули на священное или, как нынче принято говорить, «сакральное»?.. А уж после того, как протоиерей Георгий заявил , что «не может гордиться страной, которая так истребляла Церковь» и т.д.». (См.: Перекуп.И.прот. Что нам дедовы победы? ).

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

Высокий духовный настрой, молитвенность архипастыря произвели столь сильное впечатление на мальчика, что он решил встать на стезю церковного служения и перешел из гимназии в духовную семинарию. Окончив ее, Николай Чуков был назначен надзирателем Петрозаводского духовного училища. К тому времени отец его разорился, и он на свое небольшое жалованье должен был поддерживать родительскую семью. Уже в те годы юный педагог обнаружил особый интерес к вопросам воспитания. Он жадно читал не только богословские, но и педагогические статьи и книги. В 1891 г. Николай Чуков поступил в Петербургскую Духовную Академию и через четыре года окончил ее кандидатом богословия, написав курсовое сочинение по экзегетике Ветхого Завета. По окончании академии он был назначен наблюдателем церковных школ Олонецкой епархии и вскоре, в 1897 г., принял сан священника. Благодаря его неустанным трудам церковноприходские школы Олонецкой епархии были приведены в весьма благополучное состояние. Церковное служение будущий архипастырь сочетал с разносторонней общественной и земской деятельностью. В течение 17 лет он представлял духовенство в земском собрании Олонецкой губернии. Архиепископ Финляндский Сергий привлек отца Николая к руководству Олонецким советом Карельского братства, созданного для противодействия панфинской и лютеранской пропаганде в Карелии. В 1911–1918 гг. протоиерей Николай Чуков исполнял обязанности ректора Олонецкой семинарии. О плодах его неустанных трудов выразительно говорят такие слова из ревизорского отчета о состоянии учебного заведения на 1915 г.: «Улучшилось внутреннее настроение и внешний вид учащихся; последние, за немногим исключением, начали держать себя как благовоспитанные юноши» 512 . Во время первой мировой войны протоиерей Николай Чуков возглавил важное дело по устройству лазаретов на территории Олонецкой губернии, часто совершая там богослужения, духовно окормляя раненых воинов. В 1918 г. отец Николай Чуков был переведен из Петрозаводска в Петроград настоятелем университетской церкви, после ее закрытия он был назначен настоятелем кафедрального Казанского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Закончу небольшой очерк истории Русской Православной Церкви советского послевоенного периода словами владыки Григория: «Не пишу здесь о значении Патриарха Сергия для Русской Церкви. Об этом будет много сказано в печати. Лично ко мне он всегда относился с вниманием и уважением, и он же призвал меня и к святительскому служению. Да будет ему вечная память!».     © Александрова-Чукова Л. К., 2023   Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о Соборе епископов 1943 г. и ведущей роли патриарха Сергия в сохранении патриаршества и единства Русской Православной Церкви// Вестник церковной истории. 2023. 1/2(69/70). С. 139–140. Григорий (Чуков), архиеп. Учреждение духовно-учебных заведений//Журнал Московской Патриархии. 1943. 3. С. 22–24. Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о Соборе епископов 1943 г. и ведущей роли патриарха Сергия в сохранении патриаршества и единства Русской Православной Церкви//Вестник церковной истории. 2023. 1/2(69/70) С. 137. Одинцов М. И. Русские патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М., 1999. С. 291– 316. В первую очередь 29 октября 1943 г. обсуждался вопрос учебный: Г. Г. Карпов принял патриарха Сергия, митрополитов Киевского и Галицкого Николая, Ленинградского Алексия и управделами патриархии архиепископа Григория (Чукова) для обсуждения и уточнения некоторых деталей в связи с представленными патриархом Сергием документами, относящимися к организации в Москве Православно-богословского института и Богословско-пастырских курсов в епархиях (положение об институте и курсах, учебные планы, инструкции и т. д.): какое количество студентов предполагалось установить для 1-го курса, какой контингент набирать, о помещении, общежитии и др. (Там же. С. 292– 294). В Саратове владыке все назначения и перемещения священников, диаконов, разрешения на открытие храмов, сборы пожертвований и свои перемещения приходилось согласовывать с «начальством» – своего рода «тройкой» (Молитва за победу. Архиепископ Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков). Дневники военных лет//Православие и современность. Саратов. 2010. 15(31). С. 98; также см. публикацию, 28 февраля 1944 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Николай Гермогенович Ладыгин (1882 – после 1935 гг.), протоиерей, кандидат богословия Санкт-Петербургской духовной академии; в 1919–1933 гг. настоятель Троице-Петровского собора. Иван Кириллович Кьяндский (1871–1941 гг.), протоиерей, кандидат богословия Санкт-Петербургской духовной академии, в то времянастоятель Иоанно-Предтеченской церкви на Выборгской стороне. Борис Николаевич Окунев (1897–1961 гг.), профессор, выдающийся механик и баллистик; прихожанин и певчий ( ?) хора Николо-Богоявленского собора. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 28. Фрагмент ( Шкаровский М. В., Берташ А., свящ., Александрова-Чукова Л. К. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1913–2013. Т. 2. СПб., 2012. С. 408–409). Сильвестр (Братановский; 1871–1932 гг.). Евгений (Кобранов; 1891– 1937 гг.), сщмч. Чуков Н. К., прот.Дневник. Тетрадь 28. Фрагмент ( Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков). С. 90—91). Сергей Владимирович Страхов, сын протоиерея В. Н. Страхова. Александр Александрович Голосов, митрофорный протоиерей, кандидат богословия Казанской духовной академии. По состоянию на 1928 г. настоятель московской церкви Св. Трифона в Напрудной слободе. В 1927 г. подал в Совет Высших Богословских курсов на соискание степени магистра богословия двухтомник «Церковная жизнь на Руси в половине XVII века и изображение ее в записках Павла Алеппского», но получил отрицательный отзыв А. А. Дмитриевского и отказ в допуске к публичной защите ( Акишин С. Ю. Преподавательская деятельность профессора А. А. Дмитриевского на Высших Богословских курсах Ленинграда//Труди 2012. 17. С. 254, 267). Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 28. Фрагмент ( Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков). С. 91). Владимир Константинович Лозина-Лозинский (1885—1937 гг.), сщмч., протоиерей. При уходе в Казанский собор о. Николайпередал ему настоятельство в университетской церкви ( Александрова-Чукова Л. К. Богословский институт в Петрограде… С. 251—329). Виктор (Островидов; 1875–1934 гг.), священноисповедник.

http://sedmitza.ru/lib/text/10047581/

Николай (Чуков), прот. Дневник. Тетрадь 25. Запись 27 января 1924 г. Рукопись (Архив митрополита Григория). Александрова-Чукова Л. К. Архиепископ Григорий (Чуков) о положении духовенства к началу войны… С. 109–110. Гришанина О. Взгляд через десятилетия: Саратовская епархия в 1941–1945 годах//Межрегиональные Пименовские чтения. 2020. 17. С. 12–21; Воронихин А. В., Воронихина И. В. Свято-Троицкий собор г. Саратова в годы Великой Отечественной войны//Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Саратов, 14–17 октября 2020 года. Саратов, 2020. Копылова О. Н. Борис (Вик Борис Иванович), митр. Херсонский и Одесский)//Православная энциклопедия. Т. 6. М., 2003. С. 35–36. Григорий (Чуков), архиеп. Дневник Тетради 34 и 35. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). «23 августа. Сегодня приехал о. Борис Вик, как я и предполагал, Блаженнейший посвятил его в сан архимандрита с возложением палицы и митры. Он сказал, что здоровье Блаженнейшего неустойчивое: температура колеблется» ( Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Тетрадь 37. Фрагмент. Рукопись. (Архив митрополита Григория)). В биографии «митрополита Ленинградского Григория (Чукова), в титуле которого пропущено «и Новгородского», митрополит Мануил писал: «Не порывая с православной Церковью, внутренне был близок к обновленцам и душой тянулся к ним. Отсюда понятно, что иосифляне и другие раскольники из числа правых не пользовались его симпатиями». Кроме того, автор выделил в тексте специальный раздел «Отношение митрополита Григория к обновленчеству», в котором классифицировал его как «левого тихоновца», а также поведал, что митрополит в свое время якобы добивался примирения с обновленцами, вопреки прямым указаниям своих епископов (Электронный ресурс: дата обращения –1 сентября 2023 г.). Шубкин В. М. Эволюция государственно-церковных отношений на территории Оренбургской (Чкаловской) епархии в 1943–1958 гг.//Вестник ПСТГУ. Сер. 2. История. История Русской Православной Церкви. 2012. 2(45). С. 51.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Григорий (Чуков), архиеп.Дневник. Тетрадь 38. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Чуков Н. К., прот. Слово при наречении во епископа Саратовского (13 октября 1942 г.) ( Григорий (Чуков), митр. Избранные Слова, речи и статьи. Сборник. Машинопись. Л., 1954 (Архив митрополита Григория)). Цыпин В., прот. Каноническое значение патриаршества в истории Русской Православной Церкви. (Электронный ресурс http://pravoslavie.ru/24350.html (дата обращения – 5 августа 2022 г.). Мазырин А. В., свящ. Подвиг первосвятительского... С. 713. Там же. С. 714. Приношу благодарность о. А. Мазырину подаренную мне в октябре 2014 г. книгу «Кифа». См.: Электронный ресурс http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=20061 (дата обращения – 10 июля 2022 г.). Фирсов С. Л. Время в судьбе… С. 216. Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Тетрадь 38. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Надгробное слово, произнесенное архиепископом Григорием за литургией 18 мая 1944 г.//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 167. Приложение   1943 г. – Из Дневника архиепископа Григория Чукова   2 октября. Суббота. 5 ч[асов] вечера. Прошел месяц. За это время много событий. Опишу по порядку. Выехал я в Москву 1 сентября, вагон мягкий. Провожали из церкви… Вхожу в Патриархию сентября] и сразу натыкаюсь на Блаженнейшего. «Приехали?». «Приехал», – говорю. «А не знаете зачем?». «Не знаю». «Ну, и я не знаю»… Так все держалось в секрете, очевидно, для избежания огласки и неизвестности, как развернутся события . Побывал в Моссовете; там указали мне на гостиницу «Гранд-отель», 544. Сказали, что там будет и стол… 4 [сентября]. Вечером, с 12 ч[асов] ночи до 2-х ч[асов] три митр[ополита] – Сергий, Алексий и Николай – были на приеме у И. В. Сталина. Как потом сообщал сам м[итрополит] Сергий и м[итрополит] Алексий, прием был настолько обаятельный, что м[итрополит] Сергий уже 5 числа говорил, что он «до сих пор находится под сильным обаятельным впечатлением от него…», что «И. В. Сталин, действительно, большой человек, государственного ума, широкого взгляда, прямой и таков, что за ним действительно могут идти толпы…». На приеме присутствовали Молотов, Меркулов (НКВД) и Карпов, который будет чем-то вроде б[ывшего] обер-прокурора, так как при Совнаркоме организуется Совет по делам православной Церкви, председателем которого, вероятно, и будет Карпов. «Только смотри, не будь прежним обер-прокурором», – погрозил ему, смеясь, Сталин .

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010