е. Зиновьев при написании своей записки проставил на ней сразу как бы две отличные друг от друга даты: «8 мая 1922 г. в начале документа и 9 мая 1922 г. в конце», рядом с собственной подписью. Каких-либо пояснений, мотивирующих подобную датировку Зиновьевым своих записок в Политбюро, Кривова, к сожалению, не сделала. Вообще же она считает, что данное постановление Политбюро рассматривалось два раза: первый раз оно было принято опросом 8 мая 1922 г., второй раз утверждено на заседании 11 мая 1922 г. Причем Зиновьев первый раз проголосовал «как всегда жестко против отмены приговора», а затем мгновенно и беспричинно изменил свою точку зрения на прямо противоположную и прислал к заседанию Политбюро 11 мая 1922 г. свою записку одновременно от 8 и от 9 мая 1922 г. См.: Кривова Н.А. Власть и Церковь ... С. 137. Любопытно, что церковный исследователь протодиакон С. А. Голубцов , обильно компилируя в своей книге тексты Кривовой и честно в этом признаваясь, все же не решился повторить ее трактовку двух дат на записке Зиновьева, хотя текст самой записки передал в кавычках полностью, убрав с документа даты вообще. При этом, однако, о. С. Голубцов безоговорочно согласился с выводом Кривовой, исправно его продублировав, о двоекратном принятии Политбюро постановления об отмене приговора: сначала опросом 8 мая 1922 г., а затем повторно уже на самом заседании 11 мая 1922 г. См.: Протодиакон С. А. Голубцов . Московское духовенство... С. 117. АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Д. 12. Л. 13; Документы Политбюро... С. 147–148; АК I. С. 307–309. Окончательная редакция воззвания под заголовком «Верующим сынам православной церкви России» была напечатана в «Известиях ВЦИК» от 14 мая 1922 г. 106) с датой 13 мая 1922 г. и в «Правде» от 14 мая 1922 г. 106) без даты. См.: Левитин А.[Э.], Шавров В.[М.] Очерки по истории... С. 69–70; Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью/Сост. Г. Штриккер. М., 1995. Кн. 1. С. 193–195 (далее РПЦ в советское время); Регельсон Л.[Л.] Трагедия Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подробнее см. об этом: Архивы Кремля: Политбюро и церковь. 1922-1925 гг./изд. подгот. Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. М., Новосибирск, 1997. Кн. 1; Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997; Петров С.Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской Церкви (1921–1925 гг.)/Отв. ред. Н.Н. Покровский. М., 2004; Курляндский. И.А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.). М., 2011. Архивы Кремля. Кн. 1. С. 113–114. Письмо митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина в Петроградский Губисполком//Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917– 1941 гг. Документы и фотоматериалы/Сост. О.Ю. Васильева, отв. ред. Щапов Я.Н. М., 1996. С. 82. Заявление митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина в Петроградскую Губернскую комиссию помощи голодающим не позднее 25 апреля 1922 г.//Там же. С. 107. Процесс причта и церковного совета Покровской церкви//Советский Юг. 1922. 123. 1 июня. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-798. Оп. 3. Д. 42. Л. 304 об. [Протокол допроса митрополита Митрофана (Симашкевича) 20 мая 1922 г.]//Архив Управления ФСБ по Ростовской области (Архив УФСБ РО). Д. П-53110. Л. 347 об., 348 об. – 349. Стенографическая запись допроса. Подлинная подпись митрополита. [Протокол допроса митрополита Митрофана (Симашкевича) 21 мая 1922 г.]//Там же. Л. 351–351 об. Стенографическая запись допроса. Подлинная подпись митрополита. Там же. Л. 347 об. Изъятие церковных ценностей в Москве в 1922 году. Сборник документов из фонда Реввоенсовета Республики. М., 2006. С. 22, 166. Протокол объединённого собрания духовенства и мирян городских церквей г. Новочеркасска от 3 августа 1921 г.//Архив УФСБ по РО. Д. П-П-53110. Л. 327 об. Трефильев А., свящ. Духовенство, православные и помощь голодным//Советский Юг. 1922. 19. 26 января. Открытое письмо Трефильеву//Советский Юг. 1922. 19. 26 января.

http://e-vestnik.ru/science/donskoe_duho...

1918, 16 июля Расстрел императора Николая II и царской семьи в Екатеринбурге     1918, 26 августа Восстановление Собором памяти всех святых, в земле Российской просиявших 1918, ноябрь Сибирское церковное совещание в Томске 1918–1922 Гражданская война 1919, 14 февраля Издание наркоматом юстиции постановления об организованном вскрытии мощей   1920, 20 апреля Постановление Совнаркома о закрытии Троице-Сергиевой лавры   1919, май Юго-Восточный русский церковный Собор в Ставрополе 1919, 8 октября Послание Св. Патриарха Тихона в день памяти прп. Сергия Радонежского 1921, март Введение новой экономической политики 1921–1922 Голод в Поволжье       1922, 26 февраля Декрет об изъятии церковного имущества 1922, 26 апреля – 8 мая Московский процесс против священнослужителей 1922, 9 мая – 1923, 25 июня Св. Патриарх Тихон под арестом     1922, 29 мая – 5 июля Петроградский процесс против священнослужителей во главе с митр. Петроградским Вениамином (Казанским)   1921, 23 октября «Хиротония " в киевском Софийском соборе Василия Липковского – начало самосвятского раскола 1921 Предоставление автономии православным Церквам в Эстонии, Финляндии, Латвии и Польше 1921, август Образование Св. Патриархом Тихоном Всероссийского церковного комитета помощи голодающим 1921, 21 ноября – 2 декабря I Русский Всезаграничный церковный Собор в Сремских Карловцах   1922, 12 мая Назначение Заместителем Патриарха митр. Ярославского Агафангела (Преображенского) 1922, 16 мая Образование обновленческого ВЦУ 1922, 13 августа Расстрел сщмчч. митр. Вениамина, архим. Сергия (Шеина) и мчч. Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова 1922, 30 декабря Образование СССР   1923, 29 апреля – 9 мая I «собор» обновленцев 1924, 21 января Смерть В. И. Ленина   1925 У власти в большевистской партии и государстве триумвират Сталина, Бухарина и Рыкова   1925, 10 декабря Арест патриаршего Местоблюстителя митр. Петра 1926, ноябрь – 1927, март Пребывание Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия в заключении   1924, 15 апреля Послание Патриарха Тихона о каноничском осуждении деятелей обновленческого раскола   1925, 7 апреля Кончина Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими, как образцы выдающейся импровизации. Владел сильным голосом – басом. Литературные труды митр. Арсения заслужили ему репутацию выдающегося духовного писателя и ученого. Еще будучи студентом Киевской духовной академии, он был награжден Макарьевской премией за свою книгу: «Дневник студента-паломника на Афоне». Будучи затем преподавателем Кишиневской духовной семинарии, он десять лет состоял редактором «Кишиневских Епархиальных Ведомостей», причем им лично было написано для этого издания около ста различных статей и заметок, преимущественно церковно-исторического содержания. Печатались работы, главным образом, в академических журналах: в журнале Московской духовной академии, в «Богословском Вестнике» с 1897 по 1907 годы. Труды: Речь при наречении его во епископа. «Приб. к «ЦВ» 1899, 10, стр.419. «Гавриил Бонулеско-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский». (Магистерская диссертация). Кишинев, 1894. «Из современной церковной жизни в Румынии»· Сергиев Посад, 1901. «Дневник студента-паломника на Афон»· Киев, 1886. «Положение православного духовенства в Румынии». Кишинев, 1889· «В стране священных воспоминаний». Сергиев Посад, 1902. «Материалы для истории Бессарабии». Кишинев, 1892. «Речь пред благодарственным молебном». «Богосл.Вестн.» 1899, май, стр.110. Речь пред молебном по случаю начатия учения в Моск.дух.акад. (об образовании характера, как цели воспитания). «Богосл.Вестн.» 1899, кот., стр.189.· Речь при пострижении в монашество и.д.доцента Академии Ивана Петровых, в иночестве Иосифа. «Богосл.Вестн.» 1901, окт., стр.211. Речь при пострижении в монашество студента 2-го курса Моск. дух.академии Сергия Симанского, в иночестве Алексия, 9 февраля 1902 года. «Богосл.Вестн.» 1902, март, стр.431. Речь при пострижении в монашество студента 4-го курса Моск. дух .акад. Михаила Сенцова, в иночестве Леонида 9 марта 1902 года. «Богосл.Вестн.» 1902, апр., стр.641.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

О праздниках Богородичных Дни Богосл. ч. I, стр. 81–104. Празд. Чт. 1840 4. Введение во храм Пресвятой Богородицы тоже 1839 35.Торжник живоносного источника Пресвятой Богородицы Воскрество и таинство введения во храм Пресвятой Богородицы Воскр. Чт. 1850 33 Введение во храм Пресвятой Богородицы Христ. Чт. 1832. Ноябрь. Праздники в честь св. икон Богородицы Дни Богослуж. ч. I, стр, 105–171. О Владимирской иконе Воскр. Чт. 1846 12. О Феодоровской тоже 1844 15. Письмо о почитании Пресв. Богородицы в св. Ея иконах Приб. к Твор. св. отцев 1844 кн. 1. О Толгской иконе Воскр. Чт. 1852 20. Донской 21. О Троеручице Воскр. Чт. 1853 12; Одигитрии 15; Грузинской 18; Лидской 10; Купятицкой 31. Казанской Прав. Собес. 1858 декабрь; Положение ризы Богородицы во Влахерне. Воскр. Чт. 1839 15. Положение пояса тоже, 1840 22. Успение Божией Матери, как начало Ея прославления, Воскр. Чт. 1851 19, Гробница Богородицы тоже, 1843 18. Праздники святых О почитании Ангелов Дни Богосл. ч. I. стр. 188– 91. Григория Двоеслова об Ангелах Христ. Чт. окт. 1841. Ангелы–друзья человека Воскр. Чт. 1841 17. Учение священного писания об Ангелах тоже 1851 31. Григория Двоеслова о чинах Ангельских тоже 1846 37. Об Ангеле хранителе тоже 1845 30. Ангел мира Скриж. ч. 2 стр. 30 Дмитрев. стр. 141. Об Ангелах хранителях приб. к Твор. Св. О. 1849 кн. 4. Дионисия Ареопагита почему небесным чинам усвоено название вестников Воскр. Чт. 1854 31. Празднование Ангелам Дни Богосл. ч. 1 стр. 191– 196. Св. Архангел Гавриил Воскр. Чт. 1853 13. Собор Архангела Гавриила тоже 1844 52. Св. Архистратиг Господень Михаил тоже 33. Св. Златоуста о Серафимах, окружающих престол Божий тоже 1846 Св. Архангел Рафаил тоже 1853 30. Пророки Дни Богосл. ч. 1 стр. 198–9. Св. Епифания Кипрского о пророках, их кончине и месте погребения Воскр: Чт. 1846 14. Праздники в честь св. Иоанна Предтечи Дни Богосл. ч. I. стр. 199–212. Св. Иоанна Предтеча по сказанию четырех Евангелистов Воскр. Чт. 1853 23. Жизнь и служение св. Иоанна Предтечи Христ. Чт. 1853 сент. Темница св. Иоанна Крестителя Воскр. Чт. 1854 21. Св. Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень Воскр. Чт. 1840 43. Сретение главы Предтечи там же 48. Св. Иоанн Предтеча тоже 1839 10. Первое и второе обретение главы Предтечевой тоже 1846 46. Церковный праздник 12 октября тоже 1844 30. Св. Илия Пророк и св. Иоанн Предтеча тоже 1848 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Четыредесятница. Важность Четыредесятницы Скриж. Ч. 2 стр. 196. Почему она установлена, там же 199– 200. О Четыредесятнице Дни Богосл. Ч. 2 стр. 7–18. О святом провождении Четыредесятницы Воскр. Чт. 1843 48. Церковные правила о посте в Четыредесятницу тоже 1840 51. Как древние Христиане постились в Четыредесятницу, Хр. Чт. 1839 Февр. Древнее употребление четыредесятницы Воскр. Чт. 1839 47. Св. четыредесятница Воскр. Чт. 1844 50. Приготовительные недели к четыредесятнице Скриж. Ч. 2 стр. 198. Приготовление ко Св. Великой четыредесятнице Воскр. Чт. 1843 42. Церковное приготовление к Великому посту тоже 1841 41. Счет дней четыредесятницы Скриж. Ч. 2 стр. 200 – 7. Четыредесятница–десятая часть года Воскр. Чт. 1842 г. стр. 448. В каком отношении четыредесятница наз. десятою частью года и пр. Воскр. Чт. 1842 54. Письмо о счислении дней св. четыредесятницы тоже 1850 55. Дни Богос. Ч. 2 стр. 7. Богослужение в четыредесятницу. Богослужение 1-й и прочих седмиц В. поста Воскр. Чт. 1841 45 и след. Молитва св. ЕФрема: Господи и Владыко тоже 1839 58. Чтения из книги Бытия во св. четыредесятницу Воскр. Чт. 1848 50, 51, 52, 55. Богослужение православной Церкви в недели приготовительные к Великому посту и в самый пост Христ. Чт. 1846 Февраль. Некоторые обряды, относящиеся ко св. четыредесятнице Воскр. Чт. 1844 53. О значении поклонов св. четыредесятницы. Воскр. Чт. 1850 55. Прощеный день дни Богосл. Ч. стр. 51. Сырная седмица Дни Богосл. Ч. 2 стр. 49 Скриж. Ч. 2 стр. 198. Покаяния отверзи ми двери Воскр. Чт. 1844 41. Иконоборство Воскр. Чт. 1857 52 и пр. Феодор Тирон Скриж. 2,223. Церковное употребление анафемы Воскр. Чт. 1839 46. Неделя православия Хр. Ч. 1851 Март. Святого Григория Паламы о свойстве света, виденного Апостолами на Фаворе Воскр. Чт. 1852 Св. Григорий Палама и Варлаамиты тоже 1859 51. Размышление в неделю Крестопоклонную Дух. бес. 1859 Черты из жизни Преподобного Иоанна Лествичника Хр. Чт. Март 1853. Лествица там же. Лествица Апрель. Преподобный Иоанн Лествичник Воскр. Чт. 1849 49. Суббота Акафиста Скр. 2, 58. Дни Богосл. 1,104; 2 ч. стр. 79–83; Воскр. Чт. 1837 стр. 416. Акафист Богородице Приб. к Твор. св. О. 1855 кн. 2. Память Преподобной Марии Египетской Воскр. Чт. 1854 50. Богослужение в первые три дня Страстной седмицы Воскр. Чт. 1841. Иуда предатель Воскр. Чт. 1839 52. Чин св. умовения ног Воскр. Чт. 1851 51. Скриж. ч. 2 стр. 158–60. Дни Богосл. ч. 2 стр. 103–4. Умовение ног Апостолам Воскр. Чт. 1843 29. Совершил ли И. Христос Пасху Иудейскую на последней Вечери своей с учениками Приб. к Твор. Св. О. 1853. кн. 3 Страстное шествие Г. Η.И. Христа от Гефсимании до Голгофы и беззаконный суд над ним Иудеев Воскр. Чт. 1854 52. Св. Великая Суббота Хр. Чт. 1850 Апрель. Канон Великой Субботы Воскр. Чт. 1857 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Монашество есть подвиг надежды». Слово при пострижении в монашество студента Московской духовной академии Данилова (Стефана). «Рус.Инок» 1913, 3, стр.165–168. «Как и чем обрести покой души? " » Слово при пострижении вольнослушателей Московской духовной академии Алексеева и Машкина. Наречены: Михей и Серапион. «Рус.Инок» 1913, 4, стр.235. «Различие путей иноческой жизни». Слово при пострижении студента Московской духовной академии Николая (Бессонова) Никона. «Рус.Инок» 1913, 5, стр.291–294. «Бранные приемы врага искусителя». Слово при пострижении студента Московской духовной академии Владимира Никольского (Андроника). «Рус.Инок» 1913, 6, стр.357. Речь при встрече Антиохийского Патриарха Григория IV. «Рус.Инок» 1913, 6, стр.365. «О скорбях иноческой жизни». Слово при пострижении магистранта Московской духовной академии Василия Мещерякова (Евдокима). «Рус.Инок» 1913, 7, стр.421–427. «Мучительная раздвоенность». Слово, сказанное при пострижении в монашество студентов Казанской духовной академии 4-го курса: священника Никодима Троицкого (Нафанаила) и студента 2-го курса Валентина Лебедева (ВарсоноФия). «Рус.Инок» 1913, 8, стр.494–498. «Голос звания Божия в жизненных испытаниях». Слово при пострижении студентов Казанской духовной академии, священников – Михаила Павлова (Макария) и Павла Раевского (Феодосия). «Рус.Инок» 1913, 10, стр.630–634. «Чей должен быть Константинополь?» «Рус.Инок» 1916, I, стр. 14–21. «Опыт христианского православного катехизиса». Митр.Елевферий. «Соборность ЦерквиБожие и Кесарево». Париж. 1938. Общественное благо с точки зрения христианской и с современной – позитивной. «Богосл.Вестн.» 1892, июнь, стр. 413. «Знамение времени» («Послушники». Повесть Н.Лескова). «Богосл.Вестн.» 1892, февраль, стр.415· «Две крайности – паписты и толстовцы». «Богосл. Вести.» 1895, февр., стр.161. «Богосл. Вестн.» 1895, май, стр.179· «Библейское учение об Ипостасном Слове Божием». «Богосл.Вестн.» 1904, нояб., стр.387· Первая ответная докладная записка Св.Прав.Синоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

17 Область Срем или Сирмии занимает угол, образуемый впа­дением Савы в Дунай, между левым берегом первой и правым берегом второго. 18 в Австрии старая монетная система: гульден или флорин 100 крейц.=ок. 79 коп., в 1892 г. за единицу монеты признана крона – 100 геллерам=39,37 к. 27 Воззвание напечатано в Богосл. Гласнике 1912. XXI: 4, 413–416 под заглавием: „Притецимо у сиромашним српским школама у бyдuмckoj enapxju». 28 Богословски Гласник, 1910, XVIII: 4. стр. 306–309: „Четрдесет година свештенства високопреосвештеног господина Мирона Николича. епископа пакрачког». 30 Епископ темишварский Никанор Попович скончался 22 июля 1901 г. с тех пор до 27 ноября 1903 г. темишварская епархия оста­валась без своего епископа. Администратором состоял епископ будамский Лукиан Богданович (ныне патриарх сербский). Избрание Георгия Летича в епископа темишварского состоялось 27 ноября 1903 г., посвящение – 5 марта 1904 г. 32 Подробности чествования, а также о жизни и трудах архи­мандрита Иоанна Раича см. Богосл. Вестник. 1902. июль – авг., стр. 559–563. 33 О жизни и ученых трудах архимандрита Илариона Руварца, см. Богосл. Вестник, 1907, янв., стр. 174–177. 34 Српски Сион, 1892, стр. 896, из „Шематизма источне пра­вославне apxuдujeцeзe сремско-карловачке за годину 1892“. Сколько теперь монахов в монастырях карловецкой митрополии, сведений не имеем – „Српски Сион“, официальный орган митрополии, изда­вался, с блогословения архиерейского синода, в Новом Саде с января 1891 года, – прекратился на 34 от 25 мая 1908 г.; собствен­ник этого журнала был покойный патриарх Георгий Бранкович. 35 Чтобы судить, насколько фонды уменьшились к 1909 году, до­статочно отметить, что главные фонды а) „клирикальный“ убавился на 121,713 крон, б) „неприкосновенный " - на 98.482 кр. и в) „иерархический“ – на 48.803 кр. (Доклад ревизионной коммиссии на 19 (35) засе­дании народно-церковного конгресса 1911 г. 31 мая – в Богосл. Гласнике 1912г, XXI: 1,91. Ср. там же 1910, XVIII: 5, 488–493. Руварац Д., Савремени чланци. Друго коло I. 1910 – в Богосл. Гласнике 1910. XVIII: 3, 234.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Судьба обновленческого раскола в начале его движения окрепла чрез вступление в него митрополита Сергия, но двадцать лет спустя в 1943 году, судьба того же самого раскола потерпела крах: вернувшись в лоно Церкви, Патриарх Сергий окончательно ликвидировал этот раскол в расцвете церковной жизни Русской Православной Церкви и в возрожденном патриаршестве, которое он и возглавил. Судьбы Божией Церкви воистину неисповедимы. К его заслугам пред Русской Православной Церковью до обновленчества следует отнести восстановление в сане и монашестве осужденного Екатериной II-й митрополита Арсения (Мацеевича) Ростовского. Труды: «Православное учение о спасении» (Магистерская диссертация). Сергиев Посад, 1895· 2-е изд. Казань, 1898. «Вопрос о личном спасении”. (Речь перед защитой магистерской диссертации). Москва, 1895. «Вечная жизнь, как высшее благо”. Москва, 1895. «Христианство в Китае и Японии”. «Русск. Вестн.” 1892, дек., -”- 1893, февр. «На Дальнем Востоке» (Письма японского миссионера). Арзамас, 1897. «Богосл. Вестн.” 1895–1896. «По Японии» (Письма о миссионерском путешествии). «Богосл. Вестн.” 1899, апр.-дек. «Происхождение пастырского служения и его необходимость”. «Богосл. Вестн.» 1900, авг., стр.507. «Разбор инославных учений об оправдании». Учение средневекового инославного богословия. «Богосл. Вестн.» 1895, апр., стр.1. -”- 1895, авг., стр.141. Современное учение инославного богословия. «Богосл. Вестн.» 1895, июнь, стр.346. «Речь на могиле покойного профессора Лопухина ». «Церк. Вестн.» 1904, 36, стр.1132–1134. «Святи их во истину Твою» (Статья). «Церк. Вестн.» 1904, 24, стр.740. Речь при наречении его во епископа Ямбургского 22 февраля 1901 года. «Приб. к «ЦВ» 1901, 9, стр.312–313. Речь епископу Киприану при его хиротонии 10 марта 1913 года. «Приб. к «ЦВ» 1913, 12, стр.518–520. “Послание кпастырям ипастве». 29 июля 1927 года. “Патр.Сергий и его дух.наследство». МП, 1947, стр.59–63. “Предисловие к книге «Правда о религии в России». Изд. МП, 1942. „Как православный христианин должен отнестись к предстоящему чествованию графа Толстого».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К молебнам в домах дозволяется брать из церкви иконы, по желанию просителя, желающего служить молебен; но переносить иконы из церкви в домы и обратно должно не иначе, как на руках или в карете и без громогласного пения (Свод зак. т. XIV. Уст. о предупр. и пресеч. преступ. ст. 23) . Практические заметки О водосвятных молебнах. Иногда молебен соединяется с водоосвящением, или служится так называемый водосвятный молебен, тогда порядок службы будет таков: после чтения Евангелия на молебне поются тотчас стихиры водоосвящения: «Еже радуйся Ангелом...», и отсюда отправляется чин малого освящения воды по порядку до отпуста 109 ; на отпусте же поминается святой, которому был пет молебен (Письм. по пастыр. богосл. Попов, ч. II, стр. 92 и Пособ. к изуч. правосл. богосл. Никольск. стр. 803). При водосвятном молебне, дом окропляется тотчас после погружения креста, когда поется: «Источник исцелений...», сами же хозяева и прочие предстоящие подходят ко кресту (причем и окропляются водою) уже после отпуста; при окроплении дома освящается и печь, где готовят пищу (Там же). О соединенных молебнах Если просят вместе с молебном Божией Матери, или некоторым из угодников, петь молебен и Спасителю, то – или нужно убеждать просителей, чтобы они отправили Спасителю молебен особо и в иное время, или же делать припевы только в честь Спасителя, применяясь к церковному времени; например, так: «Слава Господи, святому Воскресению Твоему (в воскресный день); «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному» (до отдания Воздвижения, или ввиду вынесенного Креста); «Слава, Господи, Пречистому Твоему образу» (перед образом Спасителя). В припеве: «Молите Бога о нас», нужно обобщать святых из одного чина; например, петь так: «святители Христовы Николае, Афанасие и Кирилле», а не присоединять к каждому из них «святителю Христов» (Письм. по пастыр. богосл. Попов, ч. II, стр. 91 и Пособ. к изуч. правос. богосл. Никольск. стр. 803). О чтении Евангелия . Что же до чтения Евангелия, то на молебне Спасителю, кроме всякого праздника и особенного воспоминания, а также и в том случае, если служится тогда же молебен Божией Матери и нескольким святым, так что скопляется много зачал, которые нужно бы читать, читается одно только Евангелие ( Мф. 20 зач.): «Просите, и дастся вам...» . Равным образом, когда служится молебен многим святым разных чинов, то Евангелие может быть читано одно, положенное всем святым, в случае присоединения к молебну в честь святых «благодарственного» или «в путешествие»; преимущество или главное пение отдается последнему, так что молебен святому или многим святым в таком разе делается только прибавочным: после ектении главного молебна (например, благодарственного) и пения тропарей, принадлежащих тому и другому молебну, припевы к прибавочному, в честь святого или святой, выполняются все зараз, без ектений, до чтения Апостола и Евангелия. Евангелие читается одно – по главному молебну (Письм. по пастырс. богосл. Попов, ч. II, стр. 92).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010