После издания рабоче-крестьянской властью постановления ВЦИК от 16 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей Патриарх Тихон, Митрополит Петроградский Вениамин и другие князья церкви, следуя директивам, идущим от международной буржуазии, вступили на путь борьбы с Советской властью. Фальсифицируя канонические правила церкви, использовали религиозные предрассудки масс и пропагандировали идею сопротивления Советской Власти в проведении постановления ВЦИК " а... Действуя с благословения Патриарха Тихона, поддерживая его преступную деятельность, митр. Петроградский Вениамин, совместно с Правлением Приходов ПРЦ вырабатывали послания в комиссию Помгола и Исполком, каковые распространяли среди приходов, а последними и духовенством приходов - среди прихожан. Так 15 марта у Казанского собора скопляется толпа в несколько сот человек, распропагандированная к противодействию изъятия церковных ценностей, раздавались призывы к избиению комиссии и т.д... Новицкий... состоял Председателем Правления... придал организации характер деятельности, поставившей своей целью борьбу с Советской Властью. Участвовал в закрытом совещании на частной квартире 11 марта, где вырабатывался текст обращения в Исполком, впоследствии представленный властям как ультиматум... Чукова, Плотникова, Елачич, Огнева, Шеина, Петровского и Бычкова в том, что, составляя вместе с вышеуказанными лицами (Казанским, Новицким, Ковшаровым, Богоявленским и Чельцовым) активную группу, действовавшую под видом легальной организации Правления Приходов православной русской церкви, принимали активное участие в совещаниях и собрания означенной группы, в коих обсуждали и разрабатывали вопросы противодействия Советской Власти в проведении ею декрета об изъятии церковных ценностей с целью возбуждения народных масс, т.е., Казанский, Новицкий, Ковшаров... Чуков, Петровский обвиняются в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 62 и 119 УК. 6 июля 1922 г.» Каким-то образом попали в члены правления «Общества» еп. Венедикт и прот. Михаил Чельцов, хотя в нем не состояли, о чем ясно заявляли в своих показаниях на суде .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

В этот день настоятель прот.Николай Чуков и ктитор академик Борис Александрович Тураев молились по составленной им вместе с игуменом Афанасием Сахаровым службе в церкви св. апп. Петра и Павла Петроградского университета, а в 1920 г. - уже в церкви, освященной в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Освящение ее состоялось 27 августа 1919 года, а 19 июля 1923 года она уже была закрыта. В те годы, когда новых храмов вообще не открывали, это был не только первый, но и единственный в России храм в честь Русских святых, а другие появились не раньше 90-х годов XX в. Просуществовала домовая церковь Петроградского университета четыре года, и молитва в ней о. Николая Чукова и Б.А. Тураева, а затем о. Владимира Лозина-Лозинского, была сильной. Было ли восстановление Собором праздника всех Русских святых таким же важным для судеб России и Русской Церкви событием, как и восстановление Патриаршества Поместным Собором 1917-1918 гг. - это знает Бог, и Волей Его в роковом 1941 году этот праздник также пришелся на 22 июня. Русская Церковь, или, вернее, то, что нее осталось, вознесла молитву всем Русским святым. Имена русских святых: преподобного Сергия, Пересвета и Осляби, Александра Невского, Патриарха Гермогена звучат в «Послании пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия от 22 июня 1941 года, и в слове архиепископа Григория на Рождество Христово 1943 года, сказанном на Свято-Троицком соборе прифронтового Саратова. А через три дня, 10 января 1943 года, советские войска начали военную операцию «Кольцо», в ходе которой к 31 января была ликвидирована южная группировка немецких войск, взято в плен командование и штаб 6-й армии во главе с Паулюсом, а 2 февраля капитулировала и северная группировка. Звуки канонады Сталинградской битвы были хорошо слышны в Саратове. Великая Сталинградская битва, закончившаяся окружением, разгромом и пленением отборной вражеской группировки, внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и оказала определяющее влияние на дальнейший ход всей Второй мировой войны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

А.И. Рыков пообещал Патриарху уменьшить давление на религиозные организации, снизить налоги на храмы и духовенство и даже освободить из тюрем некоторых иерархов. Некоторую поддержку позиции А.И. Рыкова оказал Нарком юстиции Д.И. Курский, ответив на запрос Предсовнаркома (письмо от 21 мая 1924 г.), что после прекращения дела в отношении Тихона нет для него препятствий идти путем легализации своей организации наряду с обновленцами. Д.И. Курский счел правильной линию на допущение свободной конкуренции тихоновской и обновленческой церквей . «В быстро меняющейся ситуации, в вихре событий, вчерашний «живоцерковный диктатор» был уже почти забыт, как вдруг в конце мая 1924 г. вся русская церковь ахнула», - писал А.Левитин-Краснов. Как известно из разных источников и отражено в дневнике прот. Николая Чукова, еще в сентябре 1923 г. обновленческий митр. Евдоким вел переговоры с Патриархом и членами патриаршего Синода во главе со сщмч. архиепископом Верейским Иларионом (Троицким), в ходе которых выяснилось, что Патриарху предлагалось «отречься». Несмотря на все старания Тучкова, Патриарх категорически отказался от дальнейших переговоров с митр. Евдокимом. 5 января 1924 г. временно управляющий Петроградской епархией епископ Мануил привез из Москвы сведения о том, что «Тучков говорил Патриарху о приеме и Красницкого, и о помеще­нии его членом Патриаршего Синода. На последнее Патриарх будто бы не согласился» [iv] . После того, как старший викарий Петроградской епархии еп. Венедикт 28 февраля 1924 г. по просьбе обновленческого митрополита Вениамина (Муратовского) провел с ним предварительные переговоры об объединении и легализации, на которых высказал обязательные требования «тихоновцев», в марте протоиереи Н.Чепурин и Н.Чуков по поручению Совета Петроградских епископов согласовали взаимоприемлемые документы с представителем власти. Однако переговоры Петроградских епископов с властями откладывались, поскольку намечалось «решение вопроса во всероссийском масштабе», которое, как вскоре выяснилось, вылилось в «принятие в общение» Патриархом Красницкого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В отличие от прот.Н. Чукова, о. Михаил не вел дневника в тюрьме, а спустя несколько лет описал в «Воспоминаниях «смертника» о пережитом» свою встречу в ходе процесса с Ю.П. Новицким: «Я помню одну только фразу Новицкого, обращенную ко мне: " Вас вместе с нами к расстрелу?! А знаете ли, Вы наилучший повод к кассации " . Так же считал и общественный защитник профессор уголовного права А.А.Жижиленко...» Прибывший в Петроград весной 1921 года архимандрит Сергий Шеин, управляющий бывшего Троице-Сергиева Патриаршего подворья, в помещении которого расположился Петроградский богословский институт, был весьма пассивным членом правления «Общества приходов» и буквально спал на собраниях, как писал в дневнике прот.Н.Чуков. А его взаимоотношения с Богословским институтом к весне 1922 года сделались настолько натянутыми, что институт уже подыскивал другое помещение для своей домовой церкви. Очевидно, что так же, как прот. Михаил Чельцов, после ликвидации Епархиального совета работавший в канцелярии митрополита, архим. Сергий был привлечен как посланец Патриарха. После отлучения о.о. Введенского и К°, произошедшего 28 мая, митрополит Вениамин, был заключен ГПУ под домашний арест, а в ночь с 1 на 2 июня также был увезен на Гороховую улицу. А ведь 11 (24) июня владыку Вениамина и прот. Николая с матушкой ждали на родине, в Петрозаводске, на празднование 50-летия Свято-Духовского кафедрального собора. Не довелось... Известно, что лидер «прогрессивного духовенства» прот. Введенский, в течение нескольких лет находившийся в ближайшем окружении владыки, присутствовал в Лавре при аресте митрополита, приехав туда вместе с Бакаевым. Бытует легенда, что он подошел под благословение, а митрополит ему в благословении отказал, сказав: «Отец Александр, мы же с Вами не в Гефсиманском саду». Однако больше доверия вызывают воспоминания о том роковом дне наместника Александро-Невской лавры епископа Петергофского Николая (Ярушевича), впоследствии митр. Крутицкого и Коломенского: «После ареста митрополита он в течение некоторого времени содержался в Лавре; в эти дни наместнику Лавры назначено было посещать находящегося в заключении митрополита. Во время одного из таких посещений владыка-митрополит рассказал наместнику об обстоятельствах своего ареста; при этом он заметил, что во время своего ареста он мельком видел стоявшего в коридоре А.И. Введенского (который под благословение к нему не подходил). Рассказывая об этом, митрополит сказал: «Как это все похоже на Гефсиманский сад».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

В них также не признается каноничность обновленчес­кого Синода, констатируется невозможность для тихоновцев участия в Соборе, созываемом нека­ноничным органом, а принятие уклонившихся в раскол допускается только через покаяние. Отец Александр Мазырин пишет, что по выходе послания митрополита Петра от 28 июля «обновленцы почувствовали, что теряют почву под ногами, одним из проявлений чего стало умножение случаев принесения ими покаяния за отпадение в раскол и возвращения в Патриаршую Церковь» [cxviii] , и в качестве примера приводит обновленческого митрополита Константина (Булычева), который, правда, вскоре примкнул к другой раскольнической группе [cxix] ... Однако «зеленая молодежь из епископов», как Местоблюститель охарактеризовал епископат Петроградской (Ленинградской), а, возможно, и других епархий, «духовный приговор обновленчеству» в послании от 28 июля поняла буквально. Как это видно из публикуемых здесь материалов, полностью прекратился прием из раскола, в том числе и после обновленческого Собора. Аналогичная ситуация, вследствие позиции еп. Венедикта, имела место и в Олонецкой епархии.... А ведь в послании митрополита Петра ясно было сказано: «Мы непрестанно молим Господа Бога, да возвратит Он заблудших в лоно Святой Православной Церкви» [cxx] ... Еще до появления послания Местоблюстителя, как пишет прот.Н.Чуков, Петроградские епископы обратились к духо­венству с рекомендацией «уклоняться от каких-либо переговоров с об­новленцами», мотивируя это тем, что это якобы «завещал» Патриарх. На самом деле ничего подобного Патриарх им не завещал: еще в январе 1924 г. Патриарх и Синод, в том числе архиепископ Петр, подписали рапорт еп. Мануила о принятии через покаяние о.А.Боярского и его группы и об организации Епархиального управления [cxxi] . Какой-то разговор у еп.Венедикта с Патриархом был и о возможности принятия также и о.Н.Платонова. Отвернуться от обновленцев - это просто, а вот привести к покаянию лидеров раскола - это большая работа, и прот. Николаю в течение года она практически удалась...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

[lxxvi] Архимандрит Лев Егоров, священномученик - брат митр. Гурия. После второго ухода в обновленчество архим.Досифея с 1926 г. стал настоятелем храма Феодоровской иконы Божией Матери; благочинный монастырских подворий города; преподавал в Пастырском училище. [lxxvii] Прот. Павел Васильевич Пашский до 1919 г. - настоятель церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Новой Деревне, в 1930-е годы - служил в Князь-Владимирском соборе; прот. Константин Васильевич Ивановский (1866 г.р.) - настоятель церкви Божией Матери Всех Скорбящих Радости на Стеклянном заводе. [lxxviii] О.Александр Андреевич Казанский, кандидат богословия СПбДА, настоятель церкви Спаса Всемилостивейшего при исправительном арестантском отделении СПб. Преподавал Церковную историю на ВБК. [lxxix] Прот. Венустов Василий Алексеевич служил в Спасо-Преображенском соборе. [lxxx] Монахиня Анастасия (Платонова) - в миру Александра Фёдоровна, старшая сестра уклонившегося в обновленчество б. благочинного церквей Василеостровского района Петрограда прот.Н.Ф.Платонова - поэтесса, прозаик, издатель, автор книг о подвижниках-христианах, о государственных деятелях Святой Руси. Родилась в дворянской семье живописца Ф.К.Платонова, принимавшего участие в росписях храмов Иоанновского монастыря на Карповке; духовная дочь св. Иоанна Кронштадтского. Митрополитом Петроградским Вениамином в 1921 г. пострижена в монахини с именем Анастасия и поступила в Иоанновский монастырь; входила в совет Андреевского братства, занимаясь изучением творений святых отцов. После разгона в 1923 г. Иоанновского монастыря создала и возглавила общину сестер, существовавшую при храме Алексия человека Божия. [lxxxi] Архим.Гурий Егоров - настоятель киновии Александро-Невской Лавры, впоследствии митрополит. С 1926 г. руководил Пастырским училищем. [lxxxii] Преосвященный Владимир (Пищулин). [lxxxiii] Чуков Н. прот. Дневник.Фрагменты. Рукопись. Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова).©Л.К.Александрова. СПб.2015. [lxxxiv] Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 2. Тверь.2007.С.15.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

руб. (вместе с училищем), а с мая по сентябрь 8.307500 руб. Фонд вспомоществования наставникам института и училища с мая по сентябрь 1921 года составлял 309.064 руб., слушателям 719.000 руб. Профессора трудились за символическую плату, и при этом институт имел стипендиальный фонд. Профессора получали с января по сентябрь 1920 года 250 руб. за лекцию, а с сентября 1920 года по январь 1921 года по 750 руб. На эти деньги они могли купить фунт хлеба или пяток яиц. Профессора получали научный паек по линии светских учреждений, где работали. Когда оказалось, что И.П.Щербов и П.П.Мироносницкий его не получили, о. ректор приложил максимум усилий для исправления этой несправедливости. С мая по сентябрь 1921 года Троицкий собор лавры собрал и внес на институт 1.115.468 руб., Преображенский 2.218.136 руб. В 1921 году институт сделел «экстраординарный расход» - приобрел библиотеку профессора И.П.Соколова за 1 млн. рублей. В году институт работал три семестра по 4 месяца; на следующие четыре месяца с сентября по январь 1922 года на институт и училище была утверждена смета 11.015.500 руб. Таким образом, в Петрограде советской власти не удалось задавить процесс богословского образования ни с помощью выселения академии из своего здания, ни лишением государственного финансирования. За труды по организации и руководству Петроградским Богословским институтом Святейшим Патриархом Тихоном прот.Н.К.Чуков был награжден митрой, а прот.В.А.Акимов наперсным крестом с драгоценными украшениями. Трудно переоценить значение деятельности Петроградского духовенства в двадцатые годы прошлого столетия. «Общество православных приходов Петрограда и его губернии» полностью заменило ликвидированный советской властью епархиальный совет. Петроградское духовенство нашло и силы, и средства для открытия высшего духовно-учебного заведения, Петроградского Богословского института. Все это по достоинству оценили большевики, которым не удалось задавить ни духовно-учебный процесс, ни систему епархиального управления при правящем архиерее.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Вместе о.П.Дмитриевым прот.Николай прибыл во Введенский монастырь Петроградской епархии, откуда бил тревогу: послал доклады епископу в Свирский монастырь об их аресте, высылке, о положении дел в духовно-учебных заведениях и в Епархиальном совете, которые остановятся из-за их высылки. Необходимо было ходатайствовать о возвращении и гарантировании беспрепятственной работы. Но проходили недели, а от епископа не было «ни слуху, ни духу», как будто эти дела его совсем не касались. Печальником не только за духовные школы, но и за всю епархию был прот.Н.К.Чуков. Арестованный, уволенный, высланный, он борьбы не прекращал не только за семинарию как очаг духовного просвещения, но и за само здание. Об этом говорит и его письмо в Учебный комитет (от 30 августа 1918 г.), которое он повез с собой в Москву на Поместный собор, т.к. в Петрозаводске никакие вопросы не решались. Кое-как набрав средства на дорогу, 1 сентября о. Николай выехал из монастыря в Москву на Собор. Отец Николай прослужил в Олонии ровно 25 лет. За это время он написал работы: «Начало христианства в Олонецком крае», «Очерк развития церковных школ в Олонецкой епархии за 25 лет», «Очерк деятельности Православного Карельского Братства в Олонецкой губернии», «Руководство по Закону Божию для школ в местностях с карельским населением», другие труды и многочисленные публикации в газетах «Олонецкие Губернские Ведомости», «Олонецкие Епархиальные Ведомости» и «Олонецкая неделя». Только одни печатные отчеты о деятельности церковно-приходских школ составили более 600 страниц. После отъезда прот. Н.К.Чукова из Петрозаводска семинария вместе с прочими духовно-учебными заведениями была официально закрыта декретом от 6 сентября 1918 г. Богословская библиотека оказалась частично вывезенной в собор; архив и делопроизводство канцелярии семинарии поселившиеся в ней красноармейцы выбросили во двор и сожгли. В Петрозаводске оставалась семья, выселенная из ректорской квартиры в здании семинарии, и разместившаяся у разных родственников, а затем - в какой-то бане. Собственного жилья прот.Николай не имел. Там же оставалась библиотека и документы. Старшие сыновья Николай и Борис были арестованы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вехи служения церкви Божией. Дневник. 1918-1923 гг. Часть 3 Читателям портала «Богослов.Ru» предлагаются фрагменты дневников ректора Петроградского Богословского института прот. Н.К.Чукова 08.05.2010 1083 Время на чтение 111 минут Часть 1 Часть 2 Митр. Григорий (прот. Н.К.Чуков). Дневник 1918 - 1923 гг. Фрагменты 1918 г. 28 марта/10 апреля . В 3 часа ночи на 28 марта/10 апреля явились красногвардейцы (5 человек), арестовали меня и отвели в тюрьму. В ордере значились указанными к аресту В.А.Богданов, я, В.И.Крылов, А.С.Рубинов и Ф.Ф.Чудинов. В 4 часа я был уже в тюремной караульне. Через час собрались остальные. Нас отвели пока в женское отделение, а к полудню разместили по отдельным камерам. Меня посадили в комнату дежурных надзирателей (все камеры заняты; в тюрьме без нас 90 человек), с офицером Дм. Мих. Крыловым. В 2 часа дня посетил меня председатель революционного трибунала И.Вл. Балашов и сообщил, что привлекает за резолюцию по поводу предложения местного совета Всероссийского Учительского Союза, заслушанную в заседании Союза городских учащихся 7 апреля. На мое возражение, что я же протестовал против этого предложения, Балашов заметил, что мой протест занесен в протокол, и сообщил, что он распорядился рассмотреть наше дело в 48 часов и ликвидировать. Ни в пище, ни в чем другом из дому препятствий не будет. Вследствие этого разрешения мне прислали из дому постельное белье; присылали завтрак и обед. Из окна тюрьмы виден город, и я все время наблюдал проходящих, особенно Колю и Борю, когда они проходили на службу или оттуда. Отношение надзирателей и начальствующих хорошее, сочувственное. На другой день, 29 марта/11 апреля, в 6 часов, водили к допросу. По дороге семья встретила, воспитанники. Во время написания показаний приходили ко мне А.В. Лихачев, К.П. Охотин и И.В. Балашов. Охотин сообщил, что следственная комиссия удивляется примененной мере пресечения и со своей стороны высказывается за ее отмену; вероятно завтра, после заседания с Парфеновым, освободят.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

[xxvi] Прот.Василий Верюжсккий - настоятель храма Воскресения (Спаса-на-Крови). [xxvii] Проф.прот. Дмитрий Иванович Боголюбов (1869-1953) - до революции епархиальный миссионер в Тамбовской, Харьковской, СПб епархиях; с 1913 г. - инспектор Ставропольской, с 1914 г. - Воронежской ДС. Член Предсоборного присутствия и Св.Собора 1917-1918 гг. В 1922 г. принял священный сан, приходской священник в Москве, благочинный. В 1924 г. арестован. В 1944 г. участвовал в возрождении Московских духовных школ, профессор МДА. (Кифа - Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862-1937)/Отв. ред. прот. В. Воробьев. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 900). Архиепископ Григорий (Чуков) в 1944 г. перед открытием Московского Богословского института называл его кандидатуру, как наиболее желательную на должность ректора. [xxviii] Проф. Прот. Александр Васильевич Петровский (1968-1929) - настоятель Спасосенновской Успенской церкви, с 1911 г. - экстраординарный профессор кафедры Св.Писания Ветхого Завета СПбДА. В 1922-1923 гг. находился в заключении по делу Петроградских церковников; с сентября 1925 г. - проректор Высших Богословских Курсов, читал Св.Писание Ветхого Завета. [xxix] М.В. Галкин (литературный псевдоним - Горев) - б. священник Спас-Колутвинской церкви в Петрограде, заместитель редактора газеты «Безбожник» Е.Ярославского. [xxx] С.М. Сорокин был старостой Спасосенновской церкви. [xxxi] [xxxi] О.Николай Александрович Вешкельский - священник Верховского прихода Рапушкальской волости Олонецкого уезда. В начале 1924 г. он был назначен еп.Венедиктом духовником по приему отпадавших в обновленчество по двум уездам Олонецкой губернии. [xxxii] Колесников - очевидно, член двадцатки или прихожанин Исидоровской эстонской церкви. [xxxiii] Е.М. Лазаревская - жена юриста профессора Н.И.Лазаревского, расстрелянного по «делу Таганцева»; в 1921 г. Николай Иванович преподавал в Петроградском Богословском институте историю и разбор западных исповеданий. [xxxiv] Нестор Александрович Котляревский (1863-1925) - академик, литературовед, историк литературы, литературный критик, публицист. Один из основателей и первый директор Пушкинс кого Дома (с 1910). Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010