– Благочестивый царь Иудейский. Иосия, разрушая в царстве израильском идольские капища и сожигая кости умерших нечестивых израильтян, когда увидел могилу человека Божия, который приходил из Иудеи, то дал такое повеление окружавшим его людям: оставьте его в покое, никто не трогай костей его ( 4Цар.23:18 ). Евангелист Матфей упоминает об обычае Иудеев, существовавшем во дни земной жизни Иисуса Христа, строить гробницы пророкам и украшать памятники праведников ( Мф.23:29 ). Третья ссылка штундистов на слова Апостола Павла о том, что плоть и кровь не могут наследовать царствия Божия, и тление не наследует нетления, также не говорит в пользу мнения сектантов, отрицающих нетление святых мощей. Плоть и кровь означают по объяснению блаж. Феодорита смертную природу нашу, смертное естество, и эта смертная природа наша, как такая, не может наследовать небесного царствия, вечно блаженной будущей жизни. Плоть и кровь – это тело душевное (ст. 44), человеческое тело в его теперешних свойствах, всё наше теперешнее существо, когда мы не только носим в себе плоть и кровь, но и так часто эта плоть и кровь определяют нашу жизненную деятельность. С плотью и кровью нашею жизненно соединена сила греха. Поэтому плоть и кровь, как таковые, подлежат тлению, чтобы для вечной жизни преобразиться силою Божиею из тела душевного в тело духовное. Но тление не есть необходимое условие для такого изменения или преобразования. Апостол Павел говорит: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся ( 1Кор.15:51 и 52). Следовательно, по учению Апостола изменение или преобразование тел умерших совершится только при самом воскресении мертвых, и притом не одним и тем же способом для всех вообще людей, а о ближайшей участи тела после смерти человека до всеобщего воскресения мертвых Апостол прямо не говорит. Правда, у Апостола сказано: сеется в тление, то есть сеется тело душевное. Но разве останки умерших святых людей или мощи их составляют тело душевное, то есть одушевляемое жизнью поврежденной грехом природы человеческой? Разве мощи святых суть плоть и кровь? В останках или мощах святых нет уже дыхания греховной жизни, нет крови, оживляющий организм, нет и жизненной деятельности служащей суете и тлению. Притом же православная Церковь и не учит, что эти нетленные останки святых или мощи их в таком же самом виде, в каком они почивают в раках, останутся неизменными и при всеобщем воскресении мертвых. Когда воскреснут мертвые для жизни вечной, тогда и мощи святых всемогущею силою Божиею будут совершенно преобразованы в тела духовные, сообразные телу воскресшего Господа, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бог почтил тебя не для того, чтобы ты оскорблял Его, но, чтобы прославлял. Бог поступил с нами подобно человеку, который берёт к себе сироту, уведённого варварами в их землю, дабы не только освободить его от плена, но заместить ему собой попечительного отца и вывести его в люди. Так, говорю, и Бог поступил с нами; не только освободил нас от прежних зол, но ввёл в ангельскую жизнь и уравнял нам путь к совершеннейшей добродетели, отдав нас под защиту праведности, убив прежнее зло, умертвив ветхого человека и руководствуя нас к бессмертной жизни. Итак, будем ожидать этой жизни, как действительно живые, потому что многие, хотя, по-видимому, и дышат, и ходят, однако-же находятся в состоянии более жалком, чем мёртвые. Будем же избегать умерщвления, по которому вживе умираем; для христианина нет никакой выгоды, имея веру и дар крещения, покорствовать всем страстям (Бесед. на посл. к Римл., стр. 243). Учение св. отца заинтересовывало моих собеседников: они перечитывали его не раз. Понятно теперь, говорила я, к какой свободе должен стремиться истинный христианин: он должен стараться, чтобы грех не царствовал в его смертном теле ( Рим.6:12 ); но эти стремления истинного христианина освободиться от господства греху ( Рим.6:14 ) не только не исключают его зависимости от гражданских законов общества и подчинения установленной власти, но прямо предполагают даже эту зависимость, потому что гражданская власть со всеми её установлениями является ничем иным, как стимулом, ограничивающим греховную волю человека и сдерживающим его похотливые и злые страсти. Поэтому всякий честный член общества, устраивающий свою жизнь по Закону Божию, найдёт в гражданской власти могущественного для себя союзника. „Начальствующие, – говорит апостол, – страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти! Делай добро и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое ( Рим.13:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бог прославляет тела святых после смерти нетлением их мощей и в этом нетлении Он дает знамение и для верующих и для неверующих. Такое знамение Иисус Христос обещал дать верующим в Него еще и при жизни их, именно то знамение, что еще при жизни истинно верующего тело его будет противостоять разрушительному действию смерти и тления: будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им ( Мк.16:18 ). Еще и при жизни истинно верующих в Бога чудотворящая сила Божия обнаруживается чрез их тело в исцелениях людей от болезней их: верующие возложат руки на больных, и они будут здоровы (там же). Об Апостоле Павле говорится в книге Деяний Апостолов, что в Ефесе на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них ( Деян.19:12 ), а об Апостоле Петре говорится, что в Иерусалиме выносили больных на улицы, и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них ( Деян.5:15 ). – Если же тело живого человека христианина бывает носителем чудотворящей силы Божией, то нельзя же думать, что смерть человека разобщает его с Богом совершенно, что чудотворящая сила Божия, проявлявшаяся чрез тело святого человека при жизни его, не может проявляться после смерти его таким-же образом, то есть, чрез то, что остается от тела после смерти человека, чрез его мощи. Разве не силен Бог, за грех человека возвращающий его в тление ( Пс.89:4 ), освободить его тело от тления, когда человек угодил Богу своею богобоязненною жизнью? Мы видели уже, что не все люди при всеобщем воскресении мертвых умрут, и следовательно не все истлеют. О праведном Енохе и пророке Илии говорится в Свящ. Писании, что они были взяты Богом на небо живыми, следовательно и тела их не подверглись тлению. О святом Апостоле Иоанне Иисус Христос говорит, что этот Апостол может остаться в живых до второго пришествия Христова, если этого захочет Иисус Христос (Ев. Ин.21:22 ). О пророке Елисее говорится, что от прикосновения одного умершего человека к костям его, чудотворящая сила Божия, действовавшая, очевидно, чрез кости пророка, оживила мертвого. – Если же по учению Свящ. Писания новозаветный человек и по телу своему входит в жизненное благодатное общение с Богом, то и истина нетления тел святых угодников Божиих после их смерти не только не может быть отрицаема на основании Священного Писания, но она в нём находит для себя полное оправдание и утверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Большинство из возмущающихся постановлением Церкви относительно Л. Толстого и не отрицает наказаний преступников против нашего тела и имущества, прибегая и лично всегда в подобных случаях к представителям светской власти..., „но, говорят, карать человека за те или другие убеждения нельзя, в этих случаях можно действовать только словом, но отнюдь не репрессивными мерами, ибо свобода мысли есть основа прогресса“. Подобное рассуждение правильно и логично только с точки зрения человека неверующего, но для верующего человека, для истинного христианина, признающего вместе с Христом и апостолами загробную жизнь, ожидающего второго пришествия Христова, страшного суда и начала новой жизни, подобное рассуждение кажется в высшей степени странным. Христос научал так: „какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит, или какой выкуп даст человек за душу свою“; и действительно, что значат все блага и радости земные в сравнении с мукой вечной, и все несчастия земные – с жизнью вечной, вечным духовным блаженством, обещанным Самим Христом верующим в Него и любящим Его. Самым ценным сокровищем христианина таким образом является не здоровье, не богатство, а истинная правая вера, покоящаяся на известном мировоззрении, и всё, что может разрушить это, является величайшим злом, преступлением, превосходящим в тысячу раз преступление против тела нашего и нашей собственности. И если власть может и должна пресекать второго рода преступления, то тем паче духовная власть должна и обязана охранять своих чад от преступников первого рода, совращающих их на путь погибели и могущих погубить не только тело, но и душу человека. В этой области нечего бояться остановки прогресса, ибо для верующего, истинного христианина Евангелие есть абсолютная истина, и всякое мудрование, приводящее к отступлению от него, есть не прогресс, а опасный, нежелательный регресс. Что касается собственно права отлучать от Церкви, то, оставляя пока в стороне подобные примеры из Церкви апостольской – отлучение апостолом Павлом кровосмесника, жившего со своей мачехой, от Церкви в Коринфе, и Соборной – отлучение Ария, Македония и проч. еретиков, обратимся опять к Евангелию, т. е. к Самому Христу. Христос, предвидевший и предсказавший возникновение многих лжеучений после Него, не обошёл молчанием вопроса о правах будущей Церкви и оставил такое наставление апостолам: „если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата своего. Если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось каждое слово, если же не послушает их, скажи Церкви, и если Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе“ ( Мф.18:15–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бр. христиане! Для нас с вами, твердо и непреклонно верующих в истинность и непреложность Слова Божия, не должно быть неожиданными не должно казаться удивительным появление таких богохульников, извратителей веры Христианской и развратителей стада Христова – каковыми были крест. Данила Филиппов, и беглые солдаты Суслов и Лупкин и другие с их клевретами и пособниками, ибо о появлении таковых хульников и обманщиков предсказал нам Сам Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий: – Берегитесь, говорил Он, чтоб кто не прельстил вас, ибо многие прийдут под именем Моим и будут говорить: Я Христос, и многих прельстят. Тогда если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, – не верьте; ибо восстанут лже-христы и лже-пророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот Я наперед сказал вам: итак, если скажут вам: вот Он (Христос) в пустыне, не выходите; вот Он в потаенных комнатах, – не верьте. ( Мф.24:4, 5, 23, 24, 25, 26 ). Веруем, Господи, твердо веруем Твоему истинному Пресвятому и Божественному Слову и исповедуем в слух неба и земли – ангелов и человеков, что в целях нашего спасения, Ты предостерегал нас о явлении лже-христов и лже-пророков. Являлись и прежде, являются и ныне эти губители словесных овец св. стада Твоего, но ни единые части не имут в нас и лично для нас, Духом Твоим всесвятым избранных пасти агнцы Твоя, не опасны и не страшны; но они опасны и страшны, они служат преткновением и соблазном для многих пасомых – меньших братий наших. Ты Бог наш, Ты возлюбленный и Единородный Сын Божий, воплотившийся и родившийся от Духа Святаго и Пресв. Девы Марии и совершивший спасение наше, Ты Спас мipa, истинный и единственный Христос! Кроме тебя мы не ведаем и не хотим ведать иного Сына Божия; – посему Тебе истинному Иисусу Христу нашему Богу и Спасителю мы и приносим хвалу и благодарение за Твое пресвятое, истинное и неложное Слово, прореченное Тобою ради спасения Тобою спасенных. Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, огради от злых хульников и даруй всеблагую силу Твою чадам Твоим, да победит восстания еретические.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Братие! Кроткие увещания, благочестивая жизнь и теплые мольбы – вот наилучшие средства в деле обращения к православной Христовой Церкви тех из братий наших, которые, оставивши прямой путь, заблудились и в упорстве погибают ( 2Пет.2:15 ; Иуд.1:11 ). Поспешим же употреблять эти средства по мере сил наших. Аминь. Поучение в 6-ю неделю по Пятидесятнице//Миссионерское обозрение. 1896. 6. С. 51–54 (О непротивлении злу) Благословите гонящия вы: благословите, а не клените ( Рим.12:14 ). Платить обидою за обиду, воздавать злом за зло не свойственно христианину. Последователь Христов должен жить так, как ему заповедал его Небесный Учитель, – обязан поступать так, как поступал Началовождь его спасения. Христос, учит св. апостол Павел, нам оставил образ, да последуем стопам Его ( 1Пет.2:21 ). Что же заповедал Своим последователям Господь наш Иисус Христос? Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословите кленущия вы и молитеся за творящих вам обиду ( Лк.6:27–28 ). А как Он Сам поступал? Будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному, за распинателей Своих молился Отцу Небесному, говоря: Отче, отпусти (прости) им, не ведят бо, что творят ( Лк.23:34 ). Значит, и христианам против оскорблений со стороны ближнего надлежит ограждаться преданностью правде Божией, рассуждающей праведника с нечестивым, – против гнева врагов подобает защищаться молитвою ко Господу, сильному смягчить и расположить их сердце к нам. Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил вас, так и вы, увещевает Апостол Христов ( Кол.3:12–13 ). Истинные ученики Христовы все так и поступали. Святой апостол Павел не обинуясь говорит о себе и о сотрудниках своих пред коринфскими христианами: мы укоряема, благословляем; гоними, терпим; хулими, утешаемся – молим ( 1Кор.4:12, 13 ). Св. первомученик архидиакон Стефан под ударами каменьев с коленопреклонением молился за убийц: Господи, не вмени им греха сего ( Деян.7:60 )!…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Братие! Святая вера наша учит пленять зложелателей и врагов наших таким искусством. Благословляйте гонителей ваших, а не проклинайте. Если враг твой голоден, накорми его, если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья ( Рим.12:20, 21 ), т. е. ты сделаешь то, что он не вытерпит огня любви твоей к нему, и перестанет враждовать против тебя. Зло целого мира некогда сражалось против первенствующего христианства, и это зло было побеждено добром: гонение – терпением, лукавство – прямодушием, ярость мучителей – кровью мучеников, и благо христианства овладело всем миром. Потщимся и мы побеждать зло добром, станем благословлять клянущих нас, памятуя, что мы призваны наследовать благословение пренебесное и жизнь вечноблаженную, – памятуя и то, что кто духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 ). Аминь. Н.В. (Вишневский Н.Л.) Поучение в день свв. апостолов Петра и Павла//Миссионерское обозрение. 1896. 6. С. 55–59 (Об апостолах и их преемниках) Сегодня у нас, братия, праздник свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла. Побеседуем с вами о том, кто такие были апостолы, каково их служение и кто теперь заменяет их служение в Церкви Христовой. Апостол значит посланник. Так назывались избранные последователи и ученики Господа нашего Иисуса Христа. Когда Иисус Христос жил на земле, у Него было много учеников и последователей. В один день Он «позвал к Себе, кого Сам восхотел» из Своих учеников, «и поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» ( Мк.3:13–14 ). Этих то двенадцать избранных учеников Сам же Господь и назвал апостолами ( Лк.6:13 ) и «послал их проповедовать царствие Божие» ( Лк.9:2 ). Впоследствии Он избрал еще семьдесят других апостолов и также послал их на проповедь ( Лк.10:1 ). Для чего же Господь избрал апостолов? Во-первых, для того, чтобы они проповедовали пришествие царствия Божия и научили людей, что им нужно делать для вступления в это царствие. Иными словами, апостолы должны были проповедовать евангелие, обращая людей к вере во Христа. Посему пред вознесением Своим на небо Господь сказал им: «идите по всему миру, и проповедуйте евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ); при чем дал им власть крестить обращающихся к Нему и совершать и другие Божественные священнодействия, говоря, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). Наконец, дал им власть научать и тех, которые уверуют в Него, и управлять ими в их духовной жизни ( Мф.28:20 ; Ин.20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Братия мои, пишет св. ап. Иаков, брат Господа Иисуса Христа по плоти, не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большому осуждению ( Иак.3:1 ), ибо некоторые, продолжает туже мысль св. ап. Павел, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают, уклонились в пустословие ( 1Тим.1:6, 7 ); это люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово ( Гал.1:7 ): имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся ( 2Тим.3:5 ); это люди отделяющие себя (от единства веры), утверждает св. ап. Иуда, душевные, не имеющие духа ( Иуд.1:19 ); они вышли от нас, – окончательно дополняет и совершенно уясняет туже мысль св. Богослов – но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши ( 1Ин.2:19 ). Итак в слове Божием на все времена указан тот путь, по которому из лона Церкви Христовой, как не истинные Её чада, выходят лжеучителя. Главным камнем преткновения и соблазна для них служат следующие места Св. Писания – слова ап. и евангелиста Иоанна Богослова: «вы имеете помазание от Святого, и знаете всё ( 1Ин.2:20 ) и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас (ниже 27 ст.)», – поставляемые ими в связь со словами ап. Павла: «итак, когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – всё сие да будет к назиданию» ( 1Кор.14:26 ). Лжеучителя на основании слов ап. и Св. Иоанна Богослова отвергают необходимость особого учительства в Церкви Христовой; а приводя к ним в дополнение и объяснение слова ап. Павла ( 1Кор.14:26 ), выводят то заключение, что право учительства церковного принадлежит всякому вообще верующему во Иисуса Христа. Таким толкованием указанных апостольских слов они, кроме того, что изобличают самих себя в непонимании истинного смысла их (сих ап. слов), – тем самым вынуждаются признавать многое в Св. Писании не имеющим ровно никакого значения, как напр.: пастырские послания св. ап. Павла и подобные им другие места как ветхого, так в особенности нового завета. А ведь все Писание богодухновенно и полезно, и написано нам в наставление – для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( Рим.15:4 ; 2Тим.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В других местах сочинений названных отцов и учителей Церкви ясно говорится о богоучрежденности церковно-иерархических степеней священства, во что веровала вся вселенская Церковь со времени апостолов. Во-вторых, и сами указанные отцы и учителя Церкви состояли в церковно-иерархических степенях, признавали себя лицами, получившими чрез священное руковозложение церковно-иерархические степени, коих не имели миряне, пасомые. Святые Иоанн Златоуст , папа Лев, Амвросий Медиоланский , Григорий Двоеслов и блаженный Августин были епископами, а учители Церкви Тертуллиан и Ориген имели степень пресвитера. В-третьих, если бы учение о иерархических степенях священства явилось в христианской Церкви после времен апостолов, то история не умолчала бы об этом величайшей важности явлении. Но ни из писаний отцов и учителей Церкви, ни из писаний еретиков и раскольников, враждовавших против Церкви, высказывавших разные упреки против ней, ничего не видно о том, чтобы степени епископа, пресвитера и диакона в Церкви Христовой появилось после апостолов. 3) Что все люди, верующие во Христа, имеют одинаковое и равное право исполнять обязанности пастырей и учителей и устроить свою религиозную жизнь по своему усмотрению, мнимомудрые христиане в подтверждение этой мысли ссылаются и на следующие слова Писания: и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Пет.2:5 ). 30 Умоляю вас, братия, милосердием Божием, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего ( Рим.12:1 ). Верно говорят мнимодуховные христиане, что апостол Петр приглашает христиан устроять из самих себя духовный храм. В этом храме первый краеугольный камень – Христос, камень живой, человеками отверженный, но Богом избранный, драгоценный ( 1Пет.2:4 ), составляющий вечно незыблемое основание истинной Церкви, на котором созидали и продолжают созидать Церковь апостолы и преемники их служения пастыри и учителя проповедью евангельского учения, силою молитвы, благодатными таинствами и подвигами жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В душе его открывается то „Царствие Божие, которое внутрь нас“ ( Лк.17:21 ) и которое есть „правда, мир и радость во Святом. Духе“ ( Рим.14:17 ). Таким образом, жизнь истинных последователей Христа, воспитавших в себе дух Его любви, есть жизнь истинная, доставляющая человеку внутреннее успокоение и удовлетворение. Такая именно жизнь и есть разумная, имеющая смысл, и только живущие такой жизнью находят успокоительный ответ на беспокойный вопрос о смысле жизни. Взявшие на себя иго Христово и понесшие бремя Его опытно знают, что это бремя-лёгкое, и иго-благое, знают, что есть жизнь, доставляющая человеку желанный покой, они опытно познают смысл жизни. Все же те, которые не откликнулись на призыв Христа и не последовали за Ним, тщетно будут искать смысла, они никогда не найдут его, потому что жизнь без Христа, какую они ведут, есть жизнь бессмысленная. Те, которые не познали Христа, или же только по имени называются христианами, в своей жизни руководствуются не духом любви Христовой, им не известным и чуждым, а противоположным духом, духом эгоизма, который все мы получили в наследство от нашего падшего праотца Адама ветхого. Известно, в чём состоял печальный факт грехопадения. „Хочу быть, как Бог, знающий добро и зло“, сказал первый человек, обольщённый коварным змием. И это несчастное „я хочу“ и погубило его, лишило блаженного, райского состояния и сделало обитателем сей юдоли плачевной. Это греховное эгоистическое „я“ мы получаем по наследству от прародителей через плотское рождение, оно то и управляет всеми нашими действиями, до тех пор, пока мы не обратимся ко Христу и не родимся вторично свыше, от Адама Нового ( Ин.3:3 ; 1Кор.15:45 ). Печальны плоды такой жизни, управляемой духом эгоизма. „Плоды плоти известны, говорит св. Апостол, они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийство, пьянство бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так – царствия Божия не наследуют“ ( Гал.5:19–21 ). Понятно, что ведущие такую жизнь никогда не обретут желанного покоя, никогда не найдут смысла жизни, потому что их бессмысленная жизнь доставляет им только скорбь, тесноту и томление духа ( Рим.2:8 . Еккл.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010