Песнь 9 Ирмос: Камень нерукосечный/от несекомыя горы, Тебе, Дево,/краеугольный отсечеся,/Христос, совокупивый разстоящаяся естества./Тем веселящеся, Тя, Богородице, величаем. Пребывшу ти, отче, многа лета в пустыни/в безмолвии и пощении, и всех скорбных в терпении/и попремногу Богу угодившу,/отонудуже и Он тя прославляет яко Своего угодника. Пощением насажден быв, яко древо при водах, блаженне, воздержания,/процвел еси добродетельми, и в меру достиг возраста исполнения Христова,/и духовнаго совершения получил еси, якоже мощно человеку. Ты убо, преподобне, хотел еси утаитися от человек, и един безмолвствовати,/но Бог не остави тебе неведома быти,/но всем показа житие твое добродетельное,/на пользу хотящим стопам твоим последовати. Богородичен: Яже всеми владычествующи тварьми,/людем Твоим даруй победное одоление,/врага полагающи примирительна Церкви,/да Тя яко Богородицу величаем. Светилен: Поревновав, блаженне, преподобному Сергию,/от негоже и наставлен быв на духовныя подвиги,/многолетне потрудился еси в безмолвии, и посте, и прочиих страданиих/и ныне во свете Святыя Троицы соводворяяся, нас поминай. Слава, и ныне, праздника. На хвалитех стихиры, на 4, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе! Отче преподобне,/ты Бога возлюбив от юности,/к Нему прилепился еси,/оставив мир с попеченьми его:/и, от всех обнажився житейских,/безмолвно житие пожил еси,/несмутным умом выну служа Богу,/и во смирении мнозе и умилении души./Того ради прослави тя Великий Дародатель. Преподобне отче Павле,/ты Богу последуя,/всех возлюбил еси,/и от всех любим был еси/благаго ради жительства и нрава благоприступнаго,/якоже ктому не яко человека имети, но яко Ангела./Отонудуже и душ попечение восприял еси,/наставляя сия твоими ученьми/к Небесному наследию. Преподобне, отче Павле,/ты на Бога о всем упование возложив,/храм пречестен Живоначальныя Троицы воздвигл еси,/Богу ти помогающу,/и обитель создал еси/в пребывание хотящим спастися./И о сих всех промышляя яко присный отец,/всех наставляя, и научая,/и собою исправляя,/да получат будущее блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Яко апостолов сопрестолен, и мучеников сликовен,/святителем равночестен, страстотерпче Филиппе,/предстательством твоим поющия тя в мире сохрани,/и православных рог возвыси,/варварская же свирепства низложи,/да радующеся поем тя величающе. Богородичен: О Света приятелище, Богорадованная Владычице,/святителем воистинну утверждение, и преподобным всем похвало!/Спаси ны от бед и обстояний, и языков нашествия,/воспевающия Тя, Многопетую. Светилен. Подобен: Посетил ны: Ревнителю целомудрия от юнаго воспитания, святителю Филиппе,/потщался еси за истину укаряемь и изгнан быти/и тоя ради смерть горькую подъял еси/И ныне, на Небесех предстоя престолу Святыя Троицы, присно о нас молися,/верою и любовию совершающих память твою. Слава, и ныне, праздника, или Богородичен: Щедроты Твоя, Боже, на люди Твоя низпосли,/молитвами Пречистыя Твоея Матере, и всех святых/и ради святителя Твоего Филиппа даруй нам велию милость. На хвалитех стихиры, глас 4. Подобен: Яко добля: Течение совершил еси,/и веру соблюл еси,/святителю блаженне Филиппе:/сего ради Христос тя венча/светлым венцем правды,/и украси твое исповедание, досточудне:/Тем Небесное наследие прием,/Спасу молися/о воспевающих память твою. Филиппе блаженне,/исповедников подражателю,/тепле хвалящим тя предстатель буди,/и от всякия беды, греха же и бури,/и страстей мучительства, отче, избави ны,/яко мученик неослаблен/и святитель Богоприятен./Дерзновение имея ко Христу Богу,/молися о воспевающих память твою. Филиппе святителю,/разумнаго света заря,/церковное светило,/архиерейская красото,/монашескаго постническаго жительства/истинное правило,/наш же заступник теплый показался еси,/свобождая от губительства лукавых./Молися, отче, о поющих память твою. Слава, глас 6: Ты еси пастырь добрый, и учитель изрядный,/святителю Филиппе,/тя всегда восхваляюще вопием:/тобою Бог украси церковь Матере Своея,/и тело твое, за паству твою во изгнании пострадавшее,/многолетно же в земли сокровенное,/престолу твоему возврати,/и люди твоя возвесели./Темже моляся не престай/о хвалящих и чтущих память твою,/прося оставления грехов/и спасения душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стих: Что ти есть море, яко побегло еси?/И тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? Наслаждение животно от потока Иорданова/источися нам Крещения благодать,/имже просветившеся Крещением, глаголем:/слава Явльшемуся в мире, и живот нам Подавшему./В Немже поем:/благословен, явлейся Боже наш, слава Тебе. Слава, и ныне, глас и подобен тойже: Яко вредящих земных отведшеся,/приидите мысленно, очистим чувства/и, Христа видевше,/плотию крещаема от Иоанна Предтечи,/вси с ним песнословяще верно, возопием:/благословен, явлейся Боже наш, слава Тебе. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны праздника, песнь 4-я, на 6. Святой мученик Полиевкт Происходил из знатной языческой семьи в Мелитине (Малая Армения), был женат на дочери военачальника этой области Феликса и занимал видное положение в императорском войске при императоре Валериане (253 – 259). Под влиянием своего друга-христианина Неарха Полиевкт много размышлял о Боге, стремясь познать истину христианского учения, но медлил с Крещением. Когда император Валериан начал гонение на христиан, Неарх был очень опечален и обеспокоен судьбой своего друга: он боялся, что, испугавшись гонений, Полиевкт останется язычником и лишится вечного блаженства. Но пути Господни неисповедимы. Узнав о преследованиях христиан, Полиевкт воодушевился любовью к гонимому Господу и заверил Неарха, что их земная дружба продлится и после кончины, так как он твердо решил стать христианином. На площади, где шли приготовления к торжественному языческому празднеству, Полиевкт сорвал со столба императорский указ об обязательном жертвоприношении и разорвал его; увидев, что несут статуи идолов, он бесстрашно разметал и разбил их, после чего всенародно исповедал Христа Спасителя Богом. Тщетно правитель Феликс и дочь его Павлина, жена Полиевкта, пытались уговорить зятя и мужа принести жертву идолам, чтобы заслужить снисхождение и прощение. Святой Полиевкт с твердостью перенес причиненные ему побои и мужественно пошел на смертную казнь. Увидев в окружавшей толпе Неарха, святой мученик, не называя его по имени, воскликнул: «Спасайся, друг мой, и помни нашу дружбу». Призвав помощь Пресвятой Троицы, святой Полиевкт подставил голову под меч палача и крестился в собственной крови. Он особо почитается как хранитель клятв и договоров. Иже во святых отца нашего Филиппа, Митрополита Московскаго и всея России, новаго исповедника

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Будущий Святитель рано посвятил себя Богу и принял монашеский постриг. В молодые годы несколько лет прожил в Константинополе и на Святой Горе Афон, где подвизался под руководством опытных старцев. Вернувшись на родину, святой Евфимий посвятил себя делу исправления славянского текста священных и богослужебных книг, сличая их с греческими подлинниками. Около 1375 года он был избран на патриаршую кафедру и в продолжение 18 лет, до 1393 года, возглавлял Болгарскую Церковь . Святитель отечески заботился о вверенной ему пастве, успешно боролся с обуревавшей Болгарию богомильской ересью, с лжеучениями последователей Варлаама и Акиндина. Он был выдающимся духовным писателем, автором жизнеописаний болгарских святых, назиданий и посланий к пастве, работ по истории Болгарии и Болгарской Православной Церкви. Наиболее полный сборник сочинений святого патриарха Евфимия находится в рукописи, в Павловском монастыре на Афоне. В 1393 году Болгарию постигло общенародное бедствие – страна была завоевана Османской империей, поработившей Болгарию почти на 500 лет. Святитель Евфимий замещал царя, находившегося в войске, был духовным руководителем народа. Он смело явился во вражеский лагерь, умоляя о мире. Изумленный вождь турок не осмелился посягнуть на жизнь Святителя. По возвращении в Тырнов Святитель все же был схвачен захватчиками и сослан во Фракию. Находясь в ссылке, святитель Евфимий неустанно проповедовал, предостерегая своих соотечественников от принятия ислама . Точный год кончины святителя Евфимия неизвестен. Преподобнаго Евфимия Архангелогородскаго Тропарь , глас 4: Яко сокровище многоценно/и источник, изливающ токи исцелений,/подаде нам Христос честныя мощи твоя,/преподобне Евфимие,/болезни убо отъемлющия страстей различных,/благодать же душам точащия непрестанно,/Егоже моли даровати нам велию милость. Канон преподобному Евфимию, сотворенный по алфавиту. Глас 8. Песнь 1 Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи/чудотворяй иногда/Моисейский жезл, крестообразно поразив/и разделив море,/Израиля же беглеца, пешеходца спасе,/песнь Богови воспевающа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, глас 6: Приидите, возрадуимся Господеви,/настоящую тайну сказующе:/восхотев бо, искупил ны есть/честною Кровию Единороднаго Сына Своего,/но и паки согрешающим нам/любовию посылает грехов очищение/страданием в веце сем ко спасению душам./И – о, милости убо Божественныя!/во страдании же не лишает нас лучей света святых Своих,/якоже древле болгар не лишил есть сияния духовнаго Патриарха Евфимия./Но, Господи, молитвами его/и ныне не отстави от нас великия Твоея милости. И ныне, Богородичен: Творец и Избавитель мой, Пречистая: Тропарь , глас 4: Подвигом пустынным просиял еси/и на престол первосвятительства по достоянию возшел еси,/отонудуже лучами Боговедения и добродетели всех озарил еси/и чашу мученичества безкровно отпил еси./Ныне же предстоя престолу Горняго Иерусалима, Евфимие,/моли седящаго на нем Христа Бога нашего/о почитающих честную память твою. НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь святителя, дважды. Слава, и ныне, Богородичен: Еже от века утаеное: По 1-м стихословии седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: Удивихомся вси, видяще доблести твоя, Евфимие пребогате,/како красных мира отреклся еси/и на подвиги дерзнул еси пустыннаго жительства и первосвятительства,/и како неустрашим пребывал еси невидимых и видимых врагов;/и Богу славу воспеваем тебе ради,/яко в мученичестве невредима тя соблюде/и по преставлении славы Своея сподоби тя. Слава, и ныне, Богородичен, глас и подобен тойже: Удивишася, Чистая, лицы Ангельстии,/како, Причастница сущи богатейшая радости Небесныя,/во юдоли скорбей человеческих присно пребываеши,/и ко всякому воплю молитвы матерски тщишися,/и благодать раздаеши неиждиваемую,/больных исцеляющи и печальных утешающи, Дево Мати Господня/и сокровище пространнейшее милости Божественныя. По 2-м стихосло,вии седален, глас 3. Подобен: Красоте девства Твоего: Красотою пленен быв лица Божия, Евфимие Преподобне отче наш,/ничесоже в мире возлюбив, вся уметы вменил еси/и, распалаемь любовию Божиею, в предняя простираяся, задняя же забывая,/Краснейшаго сынов человеческих вселил еси в душу твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В начале VII века возникла ересь монофелитов. Монофелиты признавали за Христом одну волю и одно действие – Божеское, тогда как Православная Церковь учит, что Господь Иисус Христос имел одновременно Человеческую и Божественную волю, неслиянно соединенные в Едином Лице Богочеловека. Распространению ереси монофелитов немало способствовал тот факт, что ее придерживались Патриарх Константинопольский Сергий I (610–638) и Патриарх Александрийский Кир (630–640), а также император Ираклий. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием издал указ под названием «Экфесис» – изложение веры, которым повелевалось всем подданным принять монофелитское исповедание веры. Придворная жизнь и общение с еретиками стали непереносимы святому Максиму, и он, избегая соблазнов мира, удалился в Хрисопольский монастырь, где принял монашеский постриг. Своим смирением, кротостью, трудами на пользу обители он приобрел любовь братии и был избран игуменом, продолжая в этом звании несколько лет трудиться как простой монах. В 633 году святитель Софроний, будущий Патриарх Иерусалимский (634–644, память 11 марта), твердый защитник Православного исповедания, побудил преподобного Максима предпринять путешествие в Малую Азию и Северную Африку для борьбы с распространявшейся ересью монофелитов. В Карфагене он имел в 645 году публичный диспут с монофелитом Пирром, Патриархом Константинопольским, над которым одержал полную победу, так что Пирр признал свое заблуждение и пожелал вручить письменное отречение от ереси Папе Римскому Феодору. В конце 645 года преподобный Максим прибыл в Рим и прожил здесь 8 лет. По инициативе преподобного Максима святой Мартин, Папа Римский (649–654), в 649 году созвал в Риме Латеранский Собор епископов, осудивший монофелитство как ересь и предавший анафеме его защитников. Когда император Констанс II (641 – 668) узнал о решениях Собора, он приказал заключить в узы святого Мартина, Папу Римского, и преподобного Максима . Над обоими состоялся в 653 году неправедный суд в Константинополе. Святой Мартин был осужден на ссылку в крымский город Херсонес (ныне окраина Севастополя), где скончался в 655 году (†16 сентября, память 14 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Убежденная справедливостью слов, святая Иулиания со смирением покорилась воле Божией, муж же ее согласился не иметь с ней супружеского союза и жить как брат с сестрой. После этого праведная Иулиания усилила свои подвиги: по понедельникам и средам вкушала один раз, по пятницам совсем не принимала пищи; ночи проводила в молитве, каждое утро шла в храм Божий к заутрене и обедне. По возращении из церкви блаженная занималась воспитанием детей и трудилась по хозяйству. Через 10 лет умер муж праведной Иулиании. Утешая детей, сильно тосковавших об отце, она говорила: «Не скорбите, чада мои! Смерть отца вашего – назидание нам грешным; видя ее и постоянно ожидая для себя кончины, будьте добродетельны, больше всего любите друг друга и творите милостыню». Однажды во время лютой зимней стужи святая Иулиания несколько дней молилась дома. Священник лазаревской церкви услышал в храме голос от иконы Богоматери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь ? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная. Вы же почитайте ее: ей уже не менее 60 лет, и на ней почивает Святой Дух». Блаженная прожила во вдовстве девять лет, за это время она раздала бедным почти все свое имущество. Дома оставляла только самое необходимое и распределяла хозяйственные запасы так, чтобы они не оставались на следующий год. В царствование Бориса Годунова (1598–1605) начался страшный голод: ели древесную кору и даже не гнушались падалью. Не стало пищи и в доме Осорьиных, праведная Иулиания вынуждена была переселиться в нижегородские пределы, в село Вочнено. Слуг она отпустила на волю, но некоторые из ним остались вместе с праведной Иулианией. По ее указанию слуги собирали лебеду, сдирали с дерева илем (род вяза) кору и готовили из них хлебы. По молитвам святой этот хлеб приобретал особую сладость, и страждущие от голода толпами приходили к милостивой Иулиании. Испытывая два года тяжелую нужду, праведная Иулиания не смутилась, не возроптала, не пала духом, но была благодушна и радостна, как всегда. Ее огорчало только то, что в Вочневе не было храма, по старости же она не могла посещать ближайшего села. Но, вспомнив о сотнике Корнилии ( Деян. 10, 30–31 ), как его домашняя молитва оказалась угодней Богу, блаженная обрела душевный покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 379 году святой Григорий Нисский принял участие в Антиохийском соборе, осудившем ересь антикомариан, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и коллиридиан, поклонявшихся Богоматери как божеству. Святитель Григорий был направлен в Аравию и Палестину, чтобы очистить от ересей особенно пострадавшие там Церкви. Перед отъездом святой Григорий поспешил навестить свою старшую сестру святую Макрину, предчувствуя ее скорую кончину. В монастыре, основанном матерью Емилией и блаженной Макриной, он застал сестру на смертном одре. Беседы с сестрой в последние дни ее жизни легли впоследствии в основу сочинения святого Григория «О душе и воскресении». После кончины блаженной Макрины (†380; память 19 июля), святитель Григорий уехал в Аравию и Палестину, где успешно справился с поручением Собора и поклонился святым местам. В 381 году святитель Григорий Нисский явился одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно изъяснявшего сущность Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святителя Григория, был дополнен Никейский Символ веры восьмым членом о Святом Духе, причем к Символу были присоединены еще 9, 10, 11 и 12 члены: о Церкви, о Крещении, о воскресении мертвых и о жизни будущего века. Вместе с другими епископами святитель Григорий Нисский утвердил в сане Константинопольского архиепископа святителя Григория Богослова . На Константинопольском Соборе 383 года святитель Григорий Нисский произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году святитель снова был в Константинополе и ему, как знаменитому оратору, было поручено сказать слово над гробом любимой всеми благочестивой императрицы Плакиллы (память 14 сентября), жены Феодосия Великого (379 – 395). В 394 году святой Григорий вновь оказался в Константинополе на поместном Соборе по церковным делам Аравии. Вскоре после этого Собора, достигнув преклонных лет, он преставился ко Господу. Преподобный Дометиан, епископ Мелитинский Родился в царствование византийского императора Иустина Младшего (565–578) в семье благочестивых и знатных родителей Феодора и Евдокии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

304; память 22 декабря). На вопросы друзей, следует ли так много денег тратить на строительство и украшение храмов, преподобный отвечал, что если бы у него была дочь, он не пожалел бы ничего для украшения ее к свадьбе, тем более нельзя жалеть средств для украшения Церкви – Невесты Христовой. Щедрый на милостыню преподобный был строг по отношению к себе: имел лишь одну одежду, которую носил в любую погоду, строго соблюдал посты. Однажды преподобный вымок от дождя и, затворившись в келлии, стал сушить одежду. Посланным за ним от Патриарха преподобный не открыл, так как был наг, они же несказанно удивились его нищете. Когда происходило освящение церкви святой великомученицы Анастасии, преподобный Маркиан вместе с другими клириками участвовал в процессии перенесения мощей святой в новый храм. Во время крестного хода к преподобному подошел нищий за подаянием. Так как у преподобного ничего с собой не было, он отошел в укромное место и, сняв с себя одежду, отдал ее нищему, оставшись нагим под фелонью и епитрахилью. Во время Литургии, совершаемой Константинопольским Патриархом святым Геннадием (458–471; память 31 августа), клирики и Патриарх заметили под фелонью святого Маркиана одежду, по великолепию и богатству не уступавшую царской. По окончании Литургии Патриарх хотел сделать преподобному Маркиану внушение за роскошь его облачения, но, увидев наготу преподобного, понял совершившееся чудо: поистине нетленными порфирами награждает Господь творящих заповеди Его. За свою добродетельную жизнь преподобный Маркиан сподобился от Господа дара чудотворений: он мог изгонять бесов и исцелять больных. Однажды в праздничный день некая беременная женщина из-за тесноты поднялась на кровлю церкви святой Анастасии, но упала и разбилась насмерть. Святой Маркиан с воздетыми руками усердно молился ко Господу, и женщина, в присутствии огромного числа дивившихся чуду свидетелей, ожила; плод во чреве ее остался невредимым. В 471 году в Константинополе произошел страшный пожар; когда огонь окружил церковь святой Анастасии, преподобный Маркиан вышел с молитвой на кровлю церкви; огонь стал затухать и пожар прекратился, не повредив храму.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богородичен: О, страшнаго Твоего чудесе!/Ты бо, Дево Богородице,/таинство, прежде родов и прежде веков сокровенное в Бозе, вся создавшем,/рождши Бога Слова несказанно, явила еси. Светилен. Подобен: Свете неизменный: Два светила в мире сияют светоносно,/Тимофей же великий во Христовых апостолех/и Анастасий мученик во единообразных,/ихже восхвалим вкупе. Богородичен: Вси вернии, Тя Ходатаицу ко из Тебе ныне Рождшемуся предлагаем, Пресвятая,/мы же лучшаго ради сраспинаемся Сему./Темже не престай о нас молящи. На стиховне Октоиха. Слава, глас 5: Преподобне отче,/победитель мидон и халдеев быв мысленных,/всю Вавилона прелесть низложив силою Креста,/ни гладкостию сластей умягчился еси,/ни огня искушений убоялся еси./Сего ради Христос Бог наш/почестьми победительными тя венча./Темже, со Ангелы предстоя, ко Господу молися,/прося мира и душам нашим велия милости. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Подобен: Радуйся: Егда Грозд, ненасажден сущ,/яко лоза, отрастила еси,/узревши на Древе повешена,/прободена же копием в Божественная ребра, -/что сие, – глаголала еси, – Сыне и Боже Мой -/Како, Иже недуги вся и страсти исцеляяй,/страсти терпиши, Безстрастен сый по естеству Божественному?/Что Тебе безблагодатнии людие,/Благодетелю, сия воздаша, вместо благодеяний? -/вопияла еси, Пречистая./Но Того страстьми страстей мя свободити моли непрестанно,/яко да славлю Тя. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны Октоиха, на 4, и апостола песнь 3-я, на 4. Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их,/и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию: Апостол к Тимофею, зачало 290, от полу: Чадо Тимофее, благодарю Бога: Аллилуйя. Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи,/ибо истину Твою в Церкви святых. Евангелие от Луки, зачало 50. Причастен: Во всю землю изыде вещание их: Святой апостол Тимофей Любимый ученик апостола Павла, родился в г. Листре Ликаонской области (юго-восточная часть Малой Азии). Отец его был язычником, эллином, известным своим нечестием и враждебностью к христианам. Мать же и бабушка, еврейки по происхождению, отличались праведной жизнью. Истинную веру блаженный Тимофей воспринял от своей матери, сохранившей честное вдовство после смерти мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010