В чем же дело? На что я хочу обратить ваше внимание? Итак, первое: «тщательно», «потщався», «с усердием», «быстрее» и «во имя лучшего исполнения дела», – Господь сказал, – сойди с этого сука, и скорее поспеши домой, ибо « подобает Мне быти». «Подобно»! Когда люди возмутились и сказали: «Как это праведник может быть в доме грешника?» Но Господь, – и это передано нашим церковным языком, как греческим, так и славянским, – сказал: «Подобает» – то есть это какое-то особое подчеркнутое значение слова. Мы говорим «подобает», когда хотим сказать что-то чрезвычайно важное. Господь Вседержитель считает, что ему «надлежит», ибо дом «достоин», чтобы Он посетил его. И когда народ возроптал, Он ответил: «Да! Я это сделал сознательно. И Я подчеркиваю, что это дом достоин посещения». Потому что он служит великой цели – спасению грешного человека». И что это спасение совершится, и совершилось уже в сознании, мы видим в словах Закхея: «тем, кого я обидел, отдам вчетверо. То, что я накопил неправедным путем – половину отдам нищим». Вот вам «эффект», вот вам результат одного только желания. Но этого мало! Далее идет повествование в Евангелии еще более важное, потому что сказано, что народ ждал, он встречал Его. Почему такая масса была встречающих людей, почему через несколько дней встречали Его с ветвями, восклицая: «Осанна Сыну Давидову!» ( Мф.21:9 ; Мк.11:10 ) . А потому что – вот дальше Евангелист Лука в следующем абзаце говорит: «Когда же они слушали это, – вот те, возмутившиеся люди, – присовокупил притчу Иисус, ибо Он был близ Иерусалима» ( Лк. 19. 11 ) . И они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. Мессия – Победитель, Освободитель! – идет в Иерусалим. «И так сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться. Призвал он десять рабов своих и дал им десять мин (это десять фунтов, мина – это фунт серебра, четыреста грамм, довольно большая монета). И сказал им: «Употребляйте их в оборот, пока я возвращусь». Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

Господь, Бог Твой, поставит тебя выше всех народов земли... и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы (Втор. 28, 1, 12). И они все усилия свои обратили на накопление сребра и злата и эти отличительные черты своего характера передавали потомству своему, которое поныне свято хранит заветы предков. Понятно, что сребролюбивым книжникам и фарисеям показались смешными поучения Иисуса о возвращении по принадлежности всего неправедно приобретенного. Возвращать деньги, хотя бы нечестно нажитые, когда в них вся сила, а, следовательно, и все счастье таких мнимых праведников, как эти книжники и фарисеи? Да это смешно! И они стали смеяться. Господь кротко ответил им на их дерзкий смех: Вы выказываете себя праведниками пред людьми; вы стараетесь обмануть их своей мнимой праведностью; но Бог знает сердца ваши (Лк. 16, 15). Вы считаете деньги и вообще богатства земной силой, возвышающей людей; но знайте же, что богатство, которое, по вашему, так высоко, так могуче у людей, пред Богом — ничто, мерзость, препятствующая многим достигнуть блаженства вечной жизни. Вы успокаиваете себя тем, что в точности соблюдаете все установленные Моисеем и преданием старцев обряды, и через это вступите в Царство Мессии, как для вас будто бы приготовленное. Но вы ошибаетесь: исполнением воли Божией, выраженной в законе и пророчествах, спасались только до явления Иоанна. С пришествием же его Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием (а не принадлежностью только к роду Израилеву) входит в него (Лк. 16, 16). 52. Талант — слиток серебра весом около 26 кг. 53. 2 Мина — 1/60 таланта. 54. Рассказ свой об этой четвертой притче Евангелист Лука начинает так: Сказал же и к ученикам Своим. А так как учениками Иисуса назывались все вообще следовавшие за Ним и поучавшиеся Его проповедями и притчами (см. Ин. 6, 66—67), то следует признать, что с этой четвертой притчей Он обратился к пожелавшим поучаться у Него мытарям и грешникам, окружавшим Его в то время, но никак не к Апостолам, к которым такая притча не могла иметь никакого отношения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

— Если бы вы знали истинного Царя, вы бы не хулили Проповедуемого мною, ибо Он истинный Царь небу и земли, и кроме Его нет другого. А вы хулите Его, не зная, и сравниваете с Ним своих тленных царей, созданных из праха, которым Он дал царское достоинство и царскую власть, так как Он есть Господь всего сотворенного. Тогда князь сказал святому: — Кто это такой, дающий власть царям и владычествующий над всеми? Мученик отвечал князю: — Иисус Христос, Сын Божий, вечно живущий, Коему повинуется всё и на небе и на земле; Сей возводит царей на престолы и царствует, дает власть и владычествует. Мучитель же сказал святому Мине: — Разве ты не знаешь, что Римские императоры сильно гневаются на всех исповедующих имя Христово и повелевают убивать таковых? Мученик отвечал: «Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля» (Пс. 98:1). Если ваши цари гневаются на Христа и на христиан, исповедующих Его имя, то что мне до сего? Я не обращаю внимание на их гнев, ибо я раб моего Христа, и имею только одно желание быть исповедником Его всесвятого имени до самой смерти и да наслаждусь Его сладкой любви, от коей меня никто не может отторгнуть: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8:35). После сего мучитель повелел сильно растирать раны святого платком, сделанным из волос. И когда сие делали, то святой мученик говорил: — Ныне я совлекаю кожаную одежду и облекаюсь в ризу спасения. Кроме сего мучитель повелел опалять святого зажженными свечами, но, и когда жгли все тело святого, он молчал. Тогда князь спросил его: — Чувствуешь ли ты, Мина, сей огонь? Святой отвечал: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12:29). Тот, за Кого я стражду, помогает мне, и посему я не чувствую огня, коим меня опаляете, и не страшусь ваших многоразличных мучений, ибо помню евангельские слова моего Господа: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

заявляли, что они не признают иного царя, кроме кесаря, римского императора ( Ин.19:15 ). Как в притче соплеменники и сограждане не пожелали, чтобы господин высокого рода принял над ними царскую власть, так и евреи отвергли Христа. Это было отвержение первое по времени. Но так как второе пришествие т.е. возвращение Господа еще не совершилось, то таковые отвержения повторялись часто. Не говорим о тех сынах противления у язычников, которым благовестие о Христе казалось безумием, – в самой Церкви Святой некоторые из членов ее являлись отступниками. Страх тяжелых испытаний за веру приводил их к отречению от Христа. Да и без гонений всегда, к сожалению, повторялись явления неверия, непризнания Господа Иисуса Христа Богом и Царем. И в наши дни ведь некоторые, прикрываясь мнимою наукою, отступили от веры во Христа иные явно, а другие в сердце своем. Какой же конец ожидает таковых отступников, отрекшихся от Христа? В притче о минах есть указания на него. Ненависть недругов знатного человека не положила препятствий к воцарению его. Ходатайство евреев убить Иисуса Христа, правда, увенчалось успехом. Его распяли на кресте. Но смертью Своею Господь Иисус Христос попрал смерть. Она не могла задержать в мертвых Начальника жизни. Христос воскрес, вознесся на небо и воцарился. По притче господин является уже возвратившимся в царском достоинстве. И быстъ егда возвратися приим царство, рече пригласити рабы тии, имже даде сребро, да у вестъ, какову куплю суть сотворили (–15). «И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел». По возвращении господина, начинается испытание усердия и ревности верных слуг. Прииде же первый, глаголя: господи, мнас твоя придела десять мнас (–16). Ясно, что сей раб трудился с великою ревностью, так что одна мина принесла ему десять мин. Не говорите, что счастие ему благоприятствовало. Что такое счастие, представляемое как бы существом живым и разумно действующим, да еще не для всех и не на всех, а только на и для своих любимцев? Такового существа разумного нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И это послание пишет апостол Петр к тем, которые уже уверовали. Он напоминает о том, что прежде писано. Зная, что скоро разрешится от тела, апостол старался всем напомнить то учение, которым они были оглашены. И во-первых, говорит о вере, показывая, что она возвещена пророками, и что пророчества, относящиеся ко Спасителю, изрекаемы были не человеками, но Богом. Потом, убеждает не внимать обольстителям, говоря, что они погибнут, как случилось это и с согрешившими ангелами. Предсказывает, что придет время, когда ругатели будут обходить всюду и стараться обольстить некоторых, говоря, что мы напрасно проповедуем второе пришествие Спасителя, потому что всегда говорим об этом, а Он все еще не пришел. Таковых в особенности заповедует удаляться, и учит не унывать по случаю медлительности; ибо все время пред Господом ничто, потому что у Него один день как тысяча лет и тысяча лет как один день (Пс. 89, 5). Впрочем, утверждает и доказывает, что день Господень придет скоро, и заповедует всем быть готовыми к нему добрыми делами и любить писания апостола Павла, а не внимать тем, которые извращают их, потому что они извращают и все Священное Писание. Напомнив это и научив всех заботиться о своих делах, убеждает не отпадать от цели веры, и таким образом оканчивает послание. ОГЛАВЛЕНИЕ О призвании в вере, утверждаемом делами добродетели, и о надежде будущих благ. Увещание помнить учение после смерти его и о том, что он на горе Фаворе слышал глас Божий о Христе. Предсказание о том, что явятся еретики обольстители, об их нечестии и будущем наказании. Повторение о злобе еретиков; здесь же о том, что Христос внезапно придет при кончине века сего и что посему должно украшать себя всякой добродетелью. ГЛАВА ПЕРВАЯ Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа. Симон есть сокращенное имя Симеона, как и Митр - Митродора, Мина - Минодора, Февда - Феодосия. С самого начала апостол пробуждает помыслы и души верующих, побуждая их стараться в деле проповеди равняться апостолам. Ибо тогда, как все получили равно драгоценную благодать, несправедливо было бы иметь недостаток в чем-нибудь таком, в чем все оказались равными. Апостол постоянно желает верующим мира, который дал им Христос по воскресении Своем из мертвых и при отхождении к Отцу, взывая: мир вам (Ин. 20, 19; 21; 26; Лк. 24, 36). И в церкви мы молим Господа, чтобы дал нам ангела мирна, и священник от святого жертвенника подает народу мир; потому что мир есть мать всяких благ. Поэтому и Господь заповедал ученикам Своим, чтобы они при входе в дома прежде всего подавали мир (Мф. 10, 12; Лк. 10, 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1053...

Из выражения «доколе не восстанет священник с уримом и туммимом» делают заключение, что в то время первосвященника не было. Но речь не о том, что не было первосвященника, а о том, что при отсутствии храма воля Божия не открывалась через урим и туммим. Об уриме и туммиме см. примеч. к Исх 28:30 ; Чис 27:21 ; 1Цар 28.6 . «В надежде на то, что с восстановлением жертвенника и храма Господу, Его милостивое присутствие снова будет в возродившейся общине, Зоровавель ожидал выступления первосвященника с уримом и тумнимом, который должен будет дать окончательное решение касательно священников, не могших указать своего происхождения от Аарона» (Keil, Comment. 423). Но, по воззрению позднейших иудеев (Бухстор), а послепленное время Бог не открывал уже свою волю через урим и туммим, хотя на основании Сир. 36.3 и Иуд.Древн. 3:8–9 некоторые считают это (Бертолет) вероятным. 1Ездр.2:65 .  кроме рабов их и рабынь их, которых было семь тысяч триста тридцать семь; и при них певцов и певиц двести. В исчисляемых здесь певцах и певицах нужно видеть, в отличие от названных в ст. 41 храмовых певцов, лиц, служивших развлечению и принадлежавших, вероятно, к иноплеменникам. 1Ездр.2:66 .  Коней у них семьсот тридцать шесть, лошаков у них двести сорок пять; 1Ездр.2:67 .  верблюдов у них четыреста тридцать пять, ослов шесть тысяч семьсот двадцать. Из упоминания только вьючных животных можно заключать, что счисление возвращающихся в отечество было произведено или перед прибытием, или вскоре после него, когда не началась еще настоящая оседлая жизнь. 1Ездр.2:68 .  Из глав поколений некоторые, придя к дому Господню, что в Иерусалиме, доброхотно жертвовали на дом Божий, чтобы восстановить его на основании его. 1Ездр.2:69 .  По достатку своему, они дали в сокровищницу на производство работ шестьдесят одну тысячу драхм золота и пять тысяч мин серебра и сто священнических одежд. В кн. Неем 7.70–72 указываются иные сравнительное данным местом суммы пожертвований на храм. Более полным свидетельством считается текст книги Неемии. Сумма пожертвований в обоих указанных местах исчисляется в монетах, которые называются в еврейском тексте darkmonin. Под именем dartanonim некоторые исследователи разумеют персидские дарики; а так как эти монеты появились только во время Дария Гистаспа, то отсюда списки 1Езд 2 и Неем 7 считаются составленными долго спустя после событий и, значит, не точными. Ho dartunonrm в 1Езд 2.69 нужно отличать от упоминаемых в 1Езд 8.27 adarknim. Так как adarknim, несомненно, служит названием дариков, то под darkmonim, следует думать, разумеются другие монеты – именно драхмы. По исчислениям Мейера, драхма золота по ценности равняется 12 нем. маркам (около 5 р. 50 к.), а мина серебра –10 драхмам золота; в общем сумма пожертвований составляла более полумилл. рублей на наши деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Между тем в Моисеевом законодательстве это отмечается, и дальше, согласно с законом Гаммураби, говорится, что вместо смерти может быть наложен штраф. Очевидно, в этом пункте Моисеево законодательство полнее и как будто поясняет законодательство Гаммураби: штраф, следовательно, был заменой смертной казни. С другой стороны: в Моисеевом законодательстве не сказано, какой штраф нужно налагать в том случае, если вол забодает свободного человека, – там сказано только, что „если выкуп будет наложен на него, то пусть даст выкуп за душу свою, какой будет положен на него. Сына ли забодает, дочь ли забодает; по этому закону поступать с ним“. Сказано очень неопределённо. Между тем, в законе Гаммураби определённо говорится, что за убийство волом свободного человека платится пол-мины серебра. Что в этом пункте закон Гаммураби разумеет этот же случай, какой разумеет Моисеево постановление и, следовательно, первый поясняет последнее, – видно уж из того, что оба законодательства сходятся в определении штрафа за убийство быком раба. Закон Гаммураби определяет этот штраф в размере 1 / 3 мины серебра, а Моисеево законодательство в 30 сиклей – это почти одно и тоже: 30 сиклей=почти 1 / 3 мины (мина=100 сиклей). Если последняя параллель заставляет думать, что кодекс Гаммураби и закон Моисея в некоторых пунктах пополняют и поясняют друг друга, то с другой стороны, сопоставление некоторых пунктов этих двух законодательств показывает несомненное различие между ними даже в решении одних и тех же юридических вопросов. Так, напр., по закону Гаммураби, кредитор взамен долга был вправе брать у своего должника свободную жену, его сыновей и дочерей в услужение; однако на чет- —300— вёртый год последние должны были освобождаться (§ 117). В параллельном же месте кн. Исх.21:2 мы читаем: „если купишь раба еврея: шесть лет пусть служит он, а в седьмое пусть выйдет на волю даром“. Или ещё Исх.21:7 ст.: „Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы“. Как можно видеть, срок служения свободного человека в качестве раба и характер этого служения кодексом Гаммураби и законом Моисея определяются неодинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Многие докучали ему из-за одного клирика, весьма дурного поведения, по имени Харисия. Призвав клирика, патриарх пытался вразумлять его, но вразумления нисколько на него не действовали. Тогда приказал наказать по правилам отеческим и церковным. Но наказание не принесло ни малейшей пользы: дело доходило до волхования и убийства... Вот патриарх призывает к себе одного из апокрисиариев, посылает его к св. Елевферию (Харисий был чтецом при его храме) и поручает ему сказать: «Св. Елевферий, один из твоих воинов много грешит. Или исправь его или отлучи!» Апокрисиарий отправился в храм св. мученика Елевферия и стал пред жертвенником. Обратясь к гробнице мученика, простер руки свои и воскликнул: «Святый мучениче Христов, патриарх Геннадий объявляет тебе чрез меня, грешного: «Твой воин много грешит. Или исправь его, или отлучи!» И на другой день нечестивец был найден мертвым... Все были поражены ужасом и прославили Бога. 146. Видение Евлогия, патриарха Константинопольского. Мы были в Еннате, в киновии «Тугара». Настоятель киновии авва Мина рассказывал нам о св. папе Евлогии: однажды ночью, совершая у себя в домовом храме епископии правило, он увидал стоявшего близ него архидиакона Юлиана. Увидав его, он изумился, что он дерзнул войти без доклада. Однако промолчал. Окончив псалмопение, папа сделал земной поклон. Сделал то же самое и явившийся ему в образе архидиакона. Поклонившись, папа встал, но тот оставался простертым на полу. – Доколе же ты будешь лежать? – сказал папа, обратившись к посетителю. – Если ты не прострешь руку и сам не поднимешь меня, – отвечал он, – я не могу встать. Тогда авва, протянув руку и взяв его, поднял. Потом продолжал славословие. Немного спустя оглянувшись, он уже никого не увидал. По окончании утренних молитв, он позвал своего келейника и спросил его: – Почему ты не сказал мне о приходе архидиакона, и он без доклада пришел ко мне и притом ночью? Келейник уверял, что он никого не видал, и никто не входил. Не поверив ему, папа сказал: – Поди – позови сюда привратника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

Начало притчи, как видно, заимствовано из событий хорошо знакомых слушателям. Со времени покорения Иудеи римлянами, для получения царской власти надо было искателю ее отправляться в «дальнюю страну», т.е. в Рим. Так Ирод Великий, а затем и сыновья его – Архелай, Ирод-Антипа, Филипп и др. получали свои полномочия и титулы от Римского Императора. В частности – когда Архелай поехал в Рим домогаться утверждения его Царем Иудейским, то евреи, ненавидевшие его, послали вслед ему посольство из 50 человек просить римские власти, чтобы его не назначали Царем. Рим сперва не послушался голоса посольства, но впоследствии изменил свое решение, отстранив Архелая за жестокость. Розданные рабам «мины», т.е. вес серебра, иносказательно означают то же, что и «таланты», – т.е. способности человека, духовные дары его, получаемые от Бога при рождении; но здесь все рабы получили одинаковые дары. Это следует понять в том смысле, что хотя природные дары – интеллектуальные и физические, у людей бывают различны («два», «три», «пять» талантов), но духовные дары, получаемые при духовном рождении, т.е. св. крещении, одни и те же у всех – это дары Духа Святого. Эти дары, как духовный капитал, по учению преп. Серафима, ожидающие прихода Царства Небесного люди, должны беспрестанно увеличивать в себе – «стяжать благодать Святого Духа»; если же по лености, малодушию и общей греховности они оставляют их без всякого употребления, то губят их и теряют. Первый раб трудился и увеличил свои духовные качества в десять раз, второй – в пять раз, но третий – на вопрос господина, что он сделал с миной, ответил: «Господин, вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял». Рабы, потрудившиеся в жизни, получили похвалу и награду от Господина: – «верность в малом» была вознаграждена с великой щедростью; они «вошли в радость Господа своего». Но оправдания такой бездеятельности третья-го раба, не были приняты и он заслужил суровый приговор от Господина: «Возьмите у него мину», – сказал Господин предстоящим, – «и дайте имеющему десять мин». И сказали ему: «Господин, у него есть десять мин». «Сказываю вам, – заключил Христос, – что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Но если один из них, услышав в Церкви слово Божье, сказанное правоверно, придет в себя и поймет, что найденное им – погибель, о таковом сказано, что он возвратит найденное. И тот, кто «найдет потерянное», и похититель, и тот, кто не возвратит то, «что ему поручено» ( Лев.6:2 ), и кто каким-либо образом омрачит жизнь ближнему своему и «поклянется ложно» ( Лев.6:3 ) – тот, как сказано, «должен возвратить» то, что не его, по крайней мере согласно тому объяснению, о котором мы уже говорили, когда размышляли о приложении пятой части. Сказано: «И за вину свою пусть принесет Господу к священнику в жертву повинности из стада овец овна без порока, как цену за грех 16 ; и очистит его священник пред Господом, и прощено будет ему, что бы он ни сделал, все, в чем он сделался виновным» ( Лев.6:6–7 ). В предыдущей проповеди мы сказали, что значит принести в жертву «овна», «купленного по цене сикля священного» (ср. Лев.5:15 ). И теперь нам нужно объяснить это различие, ибо там устанавливается цена сикля священного, а здесь сказано просто «цена», и не указаны ни наименование денег, ни их количество. Ранее, где был дан закон, предусматривающий наказание за грех, совершенный против святыни, мы сказали, что деньги названы «сикль священный», и наименование их – «сикль», а в другом месте – «обол», в ином – «драхма», в иных – «мина», «талант», «лепта» или «динарий». Здесь, однако, не употреблено ни одно из этих наименований; сказано только, что должно принести овна «как цену за грех», ибо есть разница в том, чтобы согрешить против святыни и не против святыни. Хочешь увидеть это различие в другом месте? Послушай, как в книге Царств священник Илий говорит своим сынам: «Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» ( 1Цар.2:25 ). Также апостол Иоанн говорит: «Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин.5:16 ). И так как существует различие между грехами, нам следует уяснить из духовного закона, за какие грехи должно лишь купить овна, а за какие его необходимо приобрести по цене сикля священного.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010