Десятый день. Св. мученик Мина. (Уроки из жизни св. муч. Мины: а) о примирении ссорящихся и б) о добродетели терпения). I. Ныне память свв. мучеников Мины, Ермогена и Евграфа. Мина, образованный и красноречивый афинянин, исповедывавший тайно веру Христову, быв послан в качестве воеводы императором Максимином в Александрию для укрощения смут, возникших между христианами и язычниками, успел «примирить и успокоить» враждующих, но вместе с тем воспользовался этим случаем, чтобы открыто проповедывать истину христианской веры. Узнав об этом, Максимин отправил в Александрию епарха Ермогена для суда над бывшим своим приближенным, воеводою Миною, и с строжайшим приказом очистить город от христиан. Ермоген, также афинянин и хотя язычник, но одаренный высокою душою, которой свойственны были христианские чувства и понятия, начав производить суд над Миною, был так поражен его ответами и потом «терпением», с которым Мина переносил истязания, которым он по обязанности своей подвергнул его, что сам уразумел истину и достоинство христианской веры, просветился окончательно от мученика Мины и, приняв от него крещение вместе со множеством народа, был поставлен епископом александрийским. Тогда Максимин сам прибыл в Александрию (ок. 311 г.) и, несмотря на поразительные чудотворения, проявленные во время жестоких истязаний, которым были подвергнуты Мина и " Ермоген, не уразумел истины, не смягчился в своей ожесточенности, и даже собственными руками умертвил уверовавшего при этих чудесах в Бога христианского одного язычника, именем Евграфа, который во всеуслышание стал славить имя Господа, творящего чудеса. Свв. же муч. Мина и Ермоген были усечены мечом. Мощи этих святых мучеников были впоследствии перенесены в Константинополь. II. Два урока преподает нам св. мученик Мина, ныне вместе с другими св. мучениками воспоминаемый церковию для нашей духовной пользы. а) Первый тот, что христиане, по примеру св. муч. Мины, должны примирять враждующих и прекращать ссоры. Св. Иоанн Златоуст с великою силою убедительности и красноречия так говорит об этой добродетели. «Когда видим, что другие ссорятся и дерутся между собою, то спокойно стоим, забавляемся бесстыдством других, и окружаем это диавольское зрелище, которого может ли что быть безчеловечнее? – Видим, что бранятся, дерутся, раздирают друг у друга одежду, обезображивают лица, и спокойно продолжаем стоять? – Ужели тот, кто дерется, медведь? – ужели зверь? – ужели змий? Это человек, всегдашний сообщник твой; он – брат тебе, он член твой! Итак не смотри, но прекращай ссоры; не забавляйся, но укрощай; не побуждай других к такому бесстыдству, но разнимай и усмиряй дерущихся; потому что радоваться таким случаям свойственно только людям бесстыдным, непотребным и безумным. Ты смотришь на человека, бесстыдно поступающаго, и не замечаешь, что и сам то же делаешь? – И ты не вступаешься, чтобы рассеять сборище диавольское, и прекратить злобу человеческую!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИНА, ЕРМОГЕН И ЕВГРАФ Мученичество святых Мины, Ермогена и Евграфа. Миниаюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 234) Мученичество святых Мины, Ермогена и Евграфа. Миниаюра из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 234) [Греч. Μηνς, Ερμογνης και Εγραφος] († 313), мученики Александрийские (пам. 10 дек.). Мученичество М., Ермогена и Евграфа сохранилось в 2 редакциях: более ранняя версия (BHG, N 1270) не издана; она содержится в рукописях X-XVII вв. (напр., Paris. gr. 1510, X в.; ГИМ. Син. греч. 161 (379), XI в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 571; Ath. Iver. 0426 (Lambros. 4546), XVII в.) и по одной из них (Vat. Ottob. gr. 422; 1004 г.) была подробно проанализирована И. Делеэ ( Delehaye. 1910. P. 138-140). Данная редакция, автор к-рой называет себя свт. Афанасием I Великим , еп. Александрийским, имеет перевод на арм. язык (BHO, N 751-752). Др. редакция Мученичества (BHG, N 1271) является более поздней переработкой первоначальной версии и входит в состав Миней-Четьих (Минологий) прп. Симеона Метафраста (X в.). Сохранилось также Похвальное слово в честь мучеников, написанное Феофаном, архиеп. Кесарии Каппадокийской (BHG, N 1271d). Мученики Мина (в центре), Ермоген и Евграф. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Мученики Мина (в центре), Ермоген и Евграф. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Согласно более ранней редакции, имп. Максимин (Максимин II Дайя (305-313)), узнав о нестроениях в Александрии, направил туда М., мужа благоразумного и сведующего в риторике (в метафрастовской версии говорится, что М. был родом из Афин), называемого Калликеладом (Καλλικλαδος), т. е. «сладкоголосым» или «сладкоречивым». Вначале М. скрывал, что является христианином, но, укрепив свое положение в Александрии, стал открыто исповедовать Христа, творя дела милосердия, совершая чудеса и сокрушая идолов.

http://pravenc.ru/text/2563250.html

10-е Святых мучч. Мины, Ермогена и Евграфа Мина – образованный и красноречивый Афинянин, исповедовавший тайно веру Христову, быв послан императором Максимином в Александрию для укрощения смут, возникших между христианами и язычниками, и с поручением изгонять из города христиан и содействовать восстановлению почитания языческих богов, успел примирить и успокоить враждующих, но вместе а тем воспользовался этим случаем, чтобы открыто проповедовать истину христианской веры. Проповедуя с увлекательным красноречием, он многих язычников обратил ко Христу. Узнав об этом, Максимин отправил в Александрию епарха Ермогена для суда над бывшим своим приближённым, воеводой Миной, и с строжайшим приказом очистить город от христиан. Ермоген, также Афинянин, и хотя язычник, но одарённый высокой душой, которой свойственны были христианские чувства и понятия, начав производить суд над Миной, был так поражён его ответами и потом терпением, с которым Мина переносил истязания, которым он по обязанности своей подвергнул его, что сам уразумел истину и достоинство христианской веры, просветился окончательно от мученика Мины и, приняв от него крещение вместе со множеством народа, был поставлен епископом Александрийским. Тогда Максимин сам прибыл в Александрию (ок. 311 г.) и, не смотря на поразительные чудотворения, проявленные во время жестоких истязаний, которым были подвергнуты Мина и Ермоген, не уразумел истины, не смягчился в своей ожесточённости, и даже собственными руками умертвил уверовавшего при этих чудесах в Бога христианского – одного язычника, именем Евграфа, который во всеуслышание стал славить имя Господа, творящего чудеса. Мощи этих святых мучеников были впоследствии перенесены в Константинополь. Император Иустиниан Великий построил здесь храм во имя св. муч. Мины Александрийского. Св. Иосиф песнописец в IX-м веке написал канон в честь этих мучеников, где говорится и об исцелениях от мощей их 154 . Святая Церковь воспевает им: – «Мину чуднаго, Ермогена Божественнаго и Евграфа купно священными сладкопении почтим вси, яко почествовавшия Господа и страдальчествовавшия за Него, и лика бесплотных на небесех достигшие и чудеса точащие!» † Память блаженных деспотов Иоанна и его родителей Стефана и Ангелины Бранковичей

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мина Александрийский, Калликелад, мч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Мина Александрийский, Калликелад, мч. - житие Эта страничка относится к разделу   Мина Александрийский, Калликелад, мч. Святые мученики Мина, Ермоген и Евграф пострадали за веру во Христа при императоре Максимине (305–313). Святой Мина был послан императором из Афин в Александрию для подавления смут, возникших между христианами и язычниками. Обладая даром красноречия, Мина открыто стал проповедовать христианскую веру и обратил ко Христу многих язычников. Узнав об этом, Максимин направил в Александрию епарха Ермогена для суда над святым, а также приказал очистить город от христиан. Ермоген, хотя и был язычником, но отличался благочестием. Пораженный долготерпением святого Мины при истязаниях и его чудесным исцелением после страшных пыток, он сам уверовал в Истинного Бога. Тогда Максимин сам прибыл в Александрию. Но ни поразительная стойкость при истязаниях, которым были подвергнуты святые Мина и Ермоген, ни чудеса, явленные Богом в те дни в городе, не смягчили императора, но еще более ожесточили его. Император собственноручно изрубил святого Евграфа, секретаря святого Мины, а святым мученикам Мине и Ермогену приказал отрубить головы. Мощи святых мучеников, брошенные в железном ящике в море, были впоследствии обретены (об этом 17 февраля) и перенесены в Константинополь. Император Юстиниан построил храм во имя святого мученика Мины Александрийского. Святой Иосиф Песнописец (память 4 апреля) составил канон в честь святых мучеников. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Мина Александрийский, Калликелад, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2948

Ермоген Александрийский, мч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Ермоген Александрийский, мч. - житие Эта страничка относится к разделу   Ермоген Александрийский, мч. Святые мученики Мина, Ермоген и Евграф пострадали за веру во Христа при императоре Максимине (305 - 313). Святой Мина был послан императором из Афин в Александрию для подавления смут, возникших между христианами и язычниками. Обладая даром красноречия, Мина открыто стал проповедовать христианскую веру и обратил ко Христу многих язычников. Узнав об этом, Максимин направил в Александрию епарха Ермогена для суда над святым, а также приказал очистить город от христиан. Ермоген, хотя и был язычником, но отличался благочестием. Пораженный долготерпением святого Мины при истязаниях и его чудесным исцелением после страшных пыток, он сам уверовал в Истинного Бога. Тогда Максимин сам прибыл в Александрию. Но ни поразительная стойкость при истязаниях, которым были подвергнуты святые Мина и Ермоген, ни чудеса, явленные Богом в те дни в городе, не смягчили императора, но еще более ожесточили его. Император собственноручно изрубил святого Евграфа, секретаря святого Мины, а святым мученикам Мине и Ермогену приказал отрубить головы. Мощи святых мучеников, брошенные в железном ящике в море, были впоследствии обретены (17 февраля) и перенесены в Константинополь. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Ермоген Александрийский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2335

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Мина Александрийский, Калликелад, мч. Описания иконы Мина Александрийский, Калликелад, мч. - житие Святые мученики Мина, Ермоген и Евграф пострадали за веру во Христа при императоре Максимине (305–313). Святой Мина был послан императором из Афин в Александрию для подавления смут, возникших между христианами и язычниками. Обладая даром красноречия, Мина открыто стал проповедовать христианскую веру и обратил ко Христу многих язычников. Узнав об этом, Максимин направил в Александрию епарха Ермогена для суда над святым, а также приказал очистить город от христиан. Ермоген, хотя и был язычником, но отличался благочестием. Пораженный долготерпением святого Мины при истязаниях и его чудесным исцелением после страшных пыток, он сам уверовал в Истинного Бога. Тогда Максимин сам прибыл в Александрию. Но ни поразительная стойкость при истязаниях, которым были подвергнуты святые Мина и Ермоген, ни чудеса, явленные Богом в те дни в городе, не смягчили императора, но еще более ожесточили его. Император собственноручно изрубил святого Евграфа, секретаря святого Мины, а святым мученикам Мине и Ерм[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Мчч. Мина, Ермоген и Евграф. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 8385.jpg:   Размер: 768x1200, 0.92 MPix, 190 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (111) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 10 декабря (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 8388.jpg:   Размер: 364x1200, 0.44 MPix, 79 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (113) , (1) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии (перепутан с мч. Миной, празднующимся в ноябре). Файл 8389.jpg:   Размер: 306x1200, 0.37 MPix, 79 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (127) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2447

и Ермоген ( Galesini P. Martyrologium sanctae romanae ecclesiae. Venetia, 1578. P. 168v - 169). Кард. Ц. Бароний добавил в заметку под 10 дек. имя Евграфа и уточнил, что святые пострадали при имп. Максимиане Галерии (MartRom. P. 575). В совр. редакции Римского Мартиролога память М., Ермогена и Евграфа отсутствует. Ист.: BHG, N 1270-1271, 1271d, 1271e, 1271f; SynCP. Col. 293-294, 421-422, 470; PG. 116. Col. 368-416; Delehaye H. L " invention des reliques de S. Ménas à Constantinople//AnBoll. 1910. Vol. 29. P. 146-150; Νικδημος Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 275-277; ЖСв. Дек. С. 263-286; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 521-526. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 380; Т. 3. С. 499-450; Delehaye H. L " invention des reliques de S. Ménas à Constantinople//AnBoll. 1910. T. 29. P. 117-146; MartRom. Comment. P. 576; ΘΗΕ. Τ. 8. 1966. Σ. 1123; Sauget J.-M. Menna, Ermogene ed Eugrafo//BiblSS. Vol. 9. Col. 345-348; Janin. Églises et monastères. P. 333-335; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 334. Е. М. Беленькая М., Ермоген и Евграф в славянской традиции Мученики Мина, Ермоген, Евграф. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Мученики Мина, Ермоген, Евграф. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Текст слав. памяти под 10 дек. соответствует визант. Синаксарю (типа Минология имп. Василия II), о перенесении мощей в К-поль здесь не упоминается; кроме того, в конце текста во всех рукописях Пролога пропущена фраза «и нотария св. Мины Евграфа уверовавшего» (возможно, она отсутствовала в греч. оригинале перевода). При этом в нек-рых списках (напр., Лобковском Прологе 1282 г., ГИМ. Хлуд. 187. Л. 85в, а также во всех южнославянских) пропущен еще и заголовок следующей далее памяти мч. Гемелла Пафлагонского (Анкирского), так что 2 сказания оказались соединены вместе. Это привело к курьезу: кто-то из писцов вставил в начало 2-й памяти имя Евграфа, таким образом Житие Гемелла в этих прологах приписано Евграфу.

http://pravenc.ru/text/2563250.html

Вот известное число этих Бесчисленных святых и Бессмертных свидетелей: 1. Святой мученик Гликерий, пресвитер († 303), говорил царю Максимиану в никомидийском храме, переполненном христианами, которых царь намеревался сжечь вместе с храмом – что и сделал, – если не отрекутся от Христа: «Царь, мы не хотим обещанных тобою нам даров и не боимся твоих угроз, потому что все, что в мире, – для нас как бы сон, и считаем мы наказанием и ущербом – не претерпеть лютейших мук за Христа... Нисколько не страшимся мы и твоего гонения, ибо имеем оружие, врученное нам Небесным Царем; Его оружием мы вооружаемся и Его оруженосцами мы ограждены, как ты теперь огражден своими воинами. И твердо надеемся мы на то, что, ведя с тобою брань, одержим мы чудесную победу: ибо мы, будучи поражаемы – превозмогаем, и, падая – побеждаем». 2. Святой мученик Иаков Персянин († 421) и царь Издигерд. Царь обращается к мученику: «Знай, что я осуждаю тебя на смерть. Но не поражу тебя мечом, а буду долго подвергать различным мукам, чтобы умер ты горькой смертью». – Святой Иаков отвечает: «Царь, делай немедленно все то, чем хвалишься, что будешь делать. Однако знай: не испугают меня твои слова, подобные ветру, дующему на камень, и не устрашат меня твои угрозы; не боюсь я смерти, потому что знаю, что временная смерть – не смерть, а сон: ибо при страшном Пришествии Христа моего все люди восстанут из гробов, как ото сна» (т.е. воскреснут). 3. Святой мученик Тивуртий († 230) говорит царскому епарху в Риме Флавиану: «Ты грозишь нам мучениями? Но разве нам, христианам, страшно страдать за Бога нашего? Угрожаешь мечом? Но ведь он лишь освободит нас из этой темницы плоти, и мы получим небесную свободу. Грозишь огнем? Но мы угасили великий пламень похоти в нашей плоти, и нам ли после этого бояться огня вещественного? Угрожаешь изгнанием? Но Бог наш – повсюду; и где бы мы ни находились с Богом нашим, там нам и место». 4. Святой мученик Мина († 304) и царский наместник Ермоген, мучитель христиан. – Ермоген требует от святого Мины выполнения царского указа. Святой Мина отвечает: «Святое это дело – почитать царей за власть и порядок. Но когда цари неправильно и неблагочестиво почитают Бога, Который и есть Верховная Власть, и не воздают Ему должного поклонения, тогда их чтить не подобает».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1910. P. 146-150). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 17 февр. содержится др. версия Сказания о перенесении мощей, в к-рой также упоминается только М.: при христолюбивом имп. Василии М. явился однажды во сне некоему человеку по имени Филоммат и открыл, что его честные останки спрятаны под землей на морском берегу около Акрополя, пальцем указав точное место их нахождения. Друг Филомата Мариан рассказал о чудесном видении императору, к-рый тотчас направил в Акрополь войско. Солдаты откопали железный ковчег с мощами и табличкой с надписью, из которой стало очевидно, что святой пострадал 400 лет назад и сам пожелал быть захороненным в этом месте (SynCP. Col. 470). Делеэ предположил, что событие произошло при Василии I Македонянине (867-886), из чего следует, что мощи М. были привезены в К-поль ок. V в., после прекращения гонений на христиан. Нек-рые исследователи считают, что мощи были обнаружены во время правления визант. имп. Маркиана (450-457) ( Delehaye. 1910. P. 142). По мнению Л. С. Тиймона, под имп. Василием следует понимать Василия II Болгаробойцу (976-1025), а перенесение мощей - датировать ок. 625 г. ( Tillemont. Mémoires. T. 5. P. 443). В Синаксаре К-польской ц., в Минологии имп. Василия II (PG. 117. Col. 200) и в Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 29; Mateos. Typicon. T. 1. P. 126) память М., Ермогена и Евграфа отмечена под 10 дек. В сказании говорится, что в К-поль были перенесены мощи всех 3 мучеников. В Парижском списке Типикона Великой ц. (Paris. gr. 1590, 1063 г.) указано, что М. и Ермоген были родом из Афин и только их останки доставили в К-поль. Мощи положили под стенами Акрополя, где от них происходили чудеса и знамения. В греч. печатной Минее (Венеция, 1595) память М. и Ермогена указана под 24 янв. В зап. церковных календарях память М. и пострадавших с ним появляется в кон. XVI в.: в Мартирологе, составленном П. Галезини, под 10 дек. содержится краткое сказание о мучениках на основе греч. Мученичества, однако в нем упоминаются только М.

http://pravenc.ru/text/2563250.html

– Итак, в руках у мучеников может быть крест, в ранних памятниках – венок. А еще? – Достаточно в позднее время в руках у мучеников и мучениц может изображаться свиток или кодекс, где указывается, за что они пострадали. Мы знаем много икон XVI века, особенно великомученицы Параскева, в руках со свитком, на котором – Символ веры, ведь Параскева пострадала за веру в единого Бога. Вмц. Параскева с житием. XVI в. Музей-заповедник «Дмитровский кремль» Вмц. Параскева Пятница. Русский Север. Начало XVI в. ГИМ Однако нельзя говорить, что ранее подобного не было совсем. Еще в миланских мозаиках V века мы видим у мучеников книгу с надписями. – Какую роль играет цвет в иконах мучеников? – Какая-то деталь одежды (например, плащ) может быть у мученика красного цвета, но все-таки красный цвет – не обязательный атрибут. В иконографии конкретных святых есть те или иные цвета, которые чаще имеют место быть при изображении этих святых. Иногда цвета могут быть вариативными. Например, нижняя одежда теплых оттенков, а верхняя – холодных. Или наоборот. Чем более почитаемый святой, тем у него складывается более стабильная традиция цвета одежд. – Мы в основном говорили про иконографию мирян. А какие особенности есть в иконографии преподобномучеников и священномучеников? Какая-то деталь одежды может быть у мученика красного цвета, но все-таки красный цвет – не обязательный атрибут – Чаще всего они изображаются в своих одеждах – преподобнических, священнических, в одеяниях святителя, диакона. При этом у них гораздо реже в руках встречается крест как атрибут мученичества. Особенно у святителей и священников. Хотя есть немногочисленные примеры, где это имеет место. А вот сегодня мы в большинстве случаем можем увидеть крест в руках новомучеников. Тем самым подчеркивается факт мученичества. Мчч. Мина, Ермоген и Евграф. Греция, XV (?) в. Монастырь Ватопед Сщмч. Василий Сыпановский. Алешин А.В. Фреска собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г. Мч. Исавр. Фреска монастыря Водоча. Северная Македония. 1-я пол. XI в.

http://pravoslavie.ru/159636.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010