В этом декрет впервые встречается понятие defectus sacramenti, основное понятие современного католического учения о второбрачии, как препятствии хиротонии. Иннокентий высказывает мысль, что второй брак, хотя бы одного из брачующихся, наносит ущерб (defectus) таинству брака, поскольку он лишает его основного признака – единства, вследствии чего он уже не может быть отображением (signaculum) своего первообраза – союза Христа с Церковью. Но первый брак девственной вдовы не был отображением союза Христа с церковью, так как commixtio carnis в нем не имело место и следовательно ее второй брак не имеет defectus sacramenti, а потому и ее второй муж может быть священнослужителем. Этот декрет Иннокентия ΙΙΙ, помещенный в григорианском собрании декреталий (1234) под заглавием «De digamis (X, 1, 21) 1165 , послужил основой официального учения католической церкви о второбрачии. Несколько уклонился от него Иннокентий IV († 1254) в своих примечаниях к этому декрету. Он соглашается с Иннокентием III, что copula carnalis est sacramentum incarnationis Christi, но он считает, что со священнослужением несовместима лишь divisio carnis жены, как символа Церкви, а не мужа, символа Христа. Который соединен не только с Церковью, но и был соединен с ветхозаветной синагогой. Эта странная теория Иннокентия IV, вполне, однако гармонирует с общим характером, католического богословия. И Генрих Сузский, († 1271) называемый по месту своего служения в Остии Hostiensis, пользуется его мыслию при дальнейшем развитии учения о второбрачии. Он устанавливает два вида второбрачия – второбрачие в собственном смысле (bigamia vera aut propria), под которой разумеет двукратный брак священнослужителя, и второбрачие в несобственном, переносном смысле (b. impropria aut interpretativa), под которой разумеет брак на вдове, одновременный брак на двух женах (b. simultanea), из которых второй по закону не является браком, брак после хиротонии или обета безбрачия (b. similitudinaria), являющийся подобием (similitude) второбрачия потому, что хиротония и монашество приравниваются к браку, брак на потерявшей девство, и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

В XIII веке папа Иннокентий III, не менее значимая фигура в становлении папства, формальный инициатор разгромившего Константинополь четвертого крестового похода, заявляет, что Римский Понтифик «не есть просто человек, но занимает на земле место истинного Бога» (...Romanus Pontifex, qui non puri hominis, sed veri Dei vicem gerit in terris...) . Здесь уже ясно видны начала того учения, которое приведет к принятию на I Ватиканском соборе догмы о папской непогрешимости и к долго дискутируемому документу «De Ecclesia» на недавнем II Ватиканском соборе. Со времен папы Иннокентия III римские канонисты активно принимаются за развитие теории папства. Интересно и показательно последующее толкование процитированного текста писем папы Иннокентия III в Декреталиях . В издании XVI века находим на полях обычный комментарий, раскрывающий это «veri Dei vicem gerit», что папа есть «небесный судия, могущий менять саму суть вещей через их соединение одной к другой» (...coeleste arbitrium… et ideo etiam naturam rerum immutat substantialia unius rei applicando alii...) . Вероятно, из-за такого ощущения мистического могущества папы римо-католики не нуждаются в Святом Духе для пресуществления святых Даров, эпиклеза отсутствует на евхаристической мессе: «Эпиклеза в строгом смысле слова не является обязательной» (L’Epiclèse au sens strict du mot n’est pas nécessaire – фр.) , и если римо-католики и допускают освящающее действие Святого Духа, то Он в их понимании лишь «Сослужитель», συλλειτουργς , то есть Богу уделяется вспомогательное место в главном богослужении Церкви, в общем деле Пресвятой Троицы и людей , что меняет саму его суть. Но эпиклеза – неотъемлема, вся Литургия движется к ней, она существовала в Литургиях изначально , и ныне православные также взывают ко Святому Духу о приложении святых Даров Его святой силой . Православные нуждаются в Боге. Итальянский канонист второй половины XIII века кардинал Генри Сузский (Enrico da Susa), как бы продолжая тему той превосходства папской власти над «сутью вещей», заявил, что папа «кроме греха как Бог как бы законно всемогущ» (excepto peccato quasi omnia de iure potest ut Deus) и даже «может делать квадраты круглыми» (potest mutare quadrata rotundis) . Заподозрить высокопоставленного канониста в иронии по отношению к его «как бы всемогущему» высшему священноначалию не представляется возможным, то есть сузский кардинал сформулировал принятое в его время действительное религиозное верование в папскую божественность, могущее уже представлять интерес также для специалистов древнейшей религиозной истории.

http://bogoslov.ru/article/3219067

Заслуживают упоминания также имена известных румынских канонистов XIX столетия – епископа Андрея (Шагуны) , К. Попович а, болгарского канониста и богослова XX столетия К. Цанкова. 2.6. Изучение церковного права на Западе Канонистика на Западе первой выделилась из богословия в качестве самостоятельной дисциплины. Колыбелью канонической науки на католическом Западе была юридическая школа Болонского университета, сложившаяся в XI веке. Эта школа занималась комментированием и кодификацией римского права по «Корпусу» святого Юстиниана. Из-за тесной связи цивильного права с каноническим болонские юристы обратились к изучению древних канонов и папских декреталов. В XII веке в Болонье монах Грациан по образцу Юстиниановых «Институций» составил каноническую компиляцию «Concordantia discordantum canonum» (Согласование несогласованных законов), впоследствии названную кратко «Декретом». «Декрет» лёг в основу «Corpus juris canonici» (Корпуса канонического права) – официального свода католического церковного права. «Декрет» послужил болонским правоведам основой для учёной деятельности, подобной той, которую они вели в связи с «Корпусом» Юстиниана. Правоведы писали комментарии – глоссы – на каноны и декреталы, которые вносились на полях (маргиналы) или между строк (интерлинеарные глоссы) источников. По методу болонских глоссаторов разрабатывалось каноническое право и в других европейских университетах, особенно в Монпелье и Париже. Из канонистов, комментировавших «Декрет», которых принято называть декретистами, следует выделить, как самых тонких и глубоких толкователей, Роландо Бандинелли, Сикардо Кремонского, а также Иоанна Цемеке (Тевтонского) (XIII в.), автора классического труда «Glossa ordinaria», оказавшего чрезвычайное влияние не только на католическую мысль, но и на юридическую практику Католической Церкви. От декретистов следует отличать декреталистов, которые комментировали составленный в 1234 году при папе Григории XI свод папских декреталов под названием «Decretalium Gregore IX (noni)», или «Декрет Григория IX», составивший вторую часть «Corpus juris canonici» (Корпуса канонического права). К числу выдающихся декреталистов принадлежат епископ Павийский Бернард Бальби (скончался в 1213 г.), Синибальдо деи Фиески, впоследствии папа Иннокентий IV, Энрико Сузский и Иоанн Андреа (1270 – 1348 гг.), которого называли «источником и глашатаем права» (fons et tuba juris).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Только под конец правления Издегерда положение христиан изменилось к худшему. В 418 году Авда, епископ Сузский по неразумной ревности к христианству разрушил языческий храм, посвященный на служение огню. Издегерд сначала требовал только, чтобы Авда восстановил разрушенный храм, но потом, когда тот отказался, приказал казнить его и преследовать других христиан. При преемнике Издегерда Варане V (420–438 гг.) гонение приняло большие размеры. Всякого рода жестокости в восточном духе допускаемы были в суде над христианами. При этом было много славных мучеников. Таков диакон Вениамин, просидевший два года в тюрьме и освобожденный из нее по ходатайству византийского посольства под условием не распространять христианства. Условие составлялось без его ведома, поэтому он счел себя вправе не принимать его. По-прежнему он распространял христианство в течение целого года, пока не был схвачен и не претерпел мученическую смерть. Таков Иаков – из знатной персидской фамилии; Издегерд склонил было его к отречению от христианства, но мать и жена убедили его стоять твердо за веру, и Иаков умер как истинный мученик Христов, терпеливо перенося отрезание одного члена за другим. Таков Ормизда, человек богатый и благородного происхождения; его лишили имущества, одели в одежду раба и сделали погонщиком верблюдов; потом чрез некоторое время возвратили имущество с тем, чтобы он отказался от христианства, и, когда он остался непреклонным, казнили. Когда гонение перешло в поголовное истребление христиан, многие из них бежали в пределы Византийской империи. Варан требовал бежавших; византийский император Феодосий II отказал ему. По этому поводу началась война между Персией и Византийской империей. Персы потеряли много пленных. Епископ Амидский, что в Месопотамии, Акакий, продал церковные сосуды, выкупил из плена 7000 персидских солдат и возвратил их в отечество. Этот поступок, полный христианской любви, расположил Варана в пользу христиан, так что под конец его правления они могли несколько успокоиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Декрет послужил болонским правоведам основой для ученой деятельности, подобной той, которую они вели в связи с Корпусом Юстиниана. Правоведы писали комментарии – глоссы на каноны и декреталы, которые вносились на полях (маргиналы) или между строк (интерлинеарные глоссы) источников. По методу болонских глоссаторов разрабатывалось каноническое право и в других европейских университетах, особенно в Монпелье и Париже. Из канонистов, комментировавших Декрет, которых принято называть декретистами, следует выделить как самых тонких и глубоких толкователей Роландо Бандинелли, Сикардо Кремонского, а также Иоанна Цемеке (Тевтонского) (13 в.), автора классического труда «Glossa ordinaria», оказавшего чрезвычайно большое влияние не только на каноническую мысль, но и на юридическую практику Католической церкви. От декретистов следует отличать декреталистов, которые комментировали составленный в 1234 г. при папе Григории IX свод папских декреталов под названием «Decretalium Gregorii IX (noni)», или «Декрет Григория IX», составивший вторую часть «Corpus juris canonici» («Корпуса канонического права»). К числу выдающихся декреталистов принадлежат епископ Павийский Бернард Бальби (ум. 1213), Синибальдо деи Фиески, впоследствии папа Иннокентий IV, Энрико Сузский и Иоанн Андреа (1270–1348), которого называли «источником и глашатаем права» («fons et tuba juris»). В 15 в. предпринимаются первые попытки критической оценки источников римского церковного права. Их результатом явилось обнаружение подлогов, которыми переполнен сборник «Лже-Исидоровых декреталов», вошедший в «Корпус канонического права». Серьезный удар по средневековому католическому праву нанесла Реформация. Лютер язвительно нападал в своих проповедях и сочинениях на папские декреталы; вместе со студентами богословского факультета Виттенбергского университета он торжественно сжег «Corpus juris canonici». В лютеранских университетах каноническое право изучалось главным образом с целью ведения полемики, направленной против католических доктрин, особенно против учения о вселенской папской юрисдикции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИШОЯВ II католикос-патриарх Церкви Востока (628 - между 644 и 646). Род. в сел. Гедала пров. Бет-Арабайе (Арбайестан). Учился в Нисибинской школе, к-рую вместе с 300 учениками и частью преподавателей покинул в 601 г. из-за несогласия с последователями главы школы, экзегета Хенаны Адиабенского . Неск. лет учительствовал в г. Балад (ныне Эски-Мосул, Ирак), между 610 и 620 гг. был рукоположен во епископа Балада, хотя состоял в браке. После убийства Хосрова II и коронации его сына Кавада-Широе (628) несториане получили возможность созвать Собор для избрания католикоса. В предшествующий период вдовства кафедры (с 608/9), последовавший за временем активного вмешательства иран. властей в жизнь христ. подданных, делами несторианской Церкви ведал Бабай Великий . Ему, по свидетельству Фомы Маргского , съехавшиеся в Ктесифон епископы предложили занять престол католикоса, но Бабай отказался, и католикосом единодушно был избран И. В 630/1 г. для подтверждения мирного договора с Византией (628) по распоряжению персид. царицы Боран в Сирию было отправлено посольство в составе И., митрополитов Кириака Нисибинского, Павла Адиабенского и Гавриила из Карки-де-Бет-Селох, а также Ишоява, еп. Ниневийского (впосл. католикос-патриарх Ишояв III ), Сахдоны (Мартирия) , еп. г. Махозе-д-Ареван, и др. Для встречи с имп. Ираклием , к-рый находился в Верое (ныне Халеб, Сирия), делегатам пришлось пересечь всю Сирию, где большинство общин были монофизитскими. В ставке императора, как отмечают хронисты, И. и сопровождавшие его клирики были допрошены для выяснения их вероисповедания. Имп. Ираклий потребовал от католикоса согласовать несторианский Символ веры с визант. (халкидонитской) доктриной, после чего причастился вместе с ним. По возвращении в Иран И. обвиняли в измене несторианству, особенно резко высказывался Бар Саума, еп. Сузский (2 его обвинительных письма к И. и ответ патриарха приводятся в «Хронике Сеерта»). Но царица Боран, довольная дипломатическим успехом миссии, встала на сторону И., и конфликт был улажен.

http://pravenc.ru/text/1237975.html

   001   002