ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ 14 (27) сентября, двунадесятый праздник Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 - 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью " Сим победиши " . Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.

http://zavet.ru/vozdvizhenie.htm

Вместо же Трисвятаго: Кресту Твоему покланяемся, Владыко,/и святое Воскресение Твое славим. Прокимен, глас 7: Возносите Господа Бога нашего/и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Стих: Господь воцарися, да гневаются людие. Апостол к Коринфяном, зачало 125. Аллилуия, глас 1: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли. Евангелие от Иоанна, зачало 60. Причастен: Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. На трапезе же бывает утешение братии, от елея, и вина, и прочих снедей овощных; сыра же, и яиц, и рыбы никакоже дерзнем коснутися. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. Господь наш Иисус Христос , распятый и умерший за грехи всего мира на Голгофе, был снят с Креста праведным Иосифом Аримафейским и положен в пещере в саду, находившемся недалеко от места распятия (смотри: Ин. 19, 38–42 ). Иудеи там же, на Голгофе, зарыли в землю Крест Господень и кресты, на которых были распяты два разбойника, сохранив это место в тайне. Через 70 лет Иерусалим был до основания разрушен войсками римского императора Тита; следующие императоры-язычники поставили своей целью полностью уничтожить в памяти людей воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос . Император Адриан (117–138), ненавидевший христиан, приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на этом месте на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. Сюда собирались язычники и совершали всякие непотребства. Прошло около 200 лет. Промыслом Божиим великие христианские святыни – Гроб Господень и животворящий Крест – были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном Константине Великом , первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Император Константин Великий (306–337) после победы в 312 году над Максентием, правителем западной половины Римской империи, и над Ликинием, правителем восточной ее половины, в 323 году сделался единодержавным правителем всей огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт – указ, по которому христианская религия была объявлена законной, и гонения на христиан в западной части империи прекратились. Правитель восточной части – Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на восточную часть империи распространился указ о веротерпимости 313 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мы смотрим на эти факты, как на приуготовление к знаменитой законодательной реформе Константина Великого , всецело изменившей внешнее положение церкви. Несколько языческих императоров общими усилиями подготовляли ту почву, на которой столь твердою ногою стал первый христианский император. В законодательстве языческих императоров, клонившемся к пользе и благополучию христиан, много недомолвок, неопределенности, нерешительности, колебаний, неустойчивости, случайностей; мало твердости, планосообразности, однообразия, сознательности в стремлении к цели, – не видно общей руководящей идеи; но все же так или иначе, с успехом или без успеха, оно шло к той же цели, к какой позднее пришел Константин. В особенности велико должно было быть значение указа Галерия 311 года. Константин сделал шаг еще далее: мало по малу, далеко не вдруг, он признал христианство даже господствующею религией. Без сомнения, этот шаг был значительный, делающий эпоху в истории, но он не был совсем неожидан. Римские императоры, ознаменовавшие себя толерантностью к христианам до времени развития законодательной деятельности Константина, – хотя слабым и нерешительным голосом, но заявляли уже о смерти язычества и торжестве христианства. Справедливо замечает Обэ: «когда Константин публиковал закон о толерантности к христианам, эта толерантность была уже с давних пор напечатлена в умах и душах», 461 если не всех, то многих, если не многих, то благоразумнейших. Торжество христианства над язычеством при Константине Великом Значение религиозно-политической деятельности Константина. Характеристика Константина со стороны умственной и нравственно-религиозной. Эдикт его 312 года; три взгляда в науке на этот эдикт и их разбор; взгляд Цана есть более правильный; поправки и дополнения этого последнего взгляда. Содержание миланского эдикта 313 года. Великое историческое значение этого эдикта – в каких отношениях? Обозрение церковно-исторической деятельности Константина между 313–323 годами с целью более точного уяснения смысла миланского эдикта.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Рубрики Коллекции Как христианство стало свободным 4 мин., 26.12.2013 Поделиться В 313 году в городе Медиолане (нынешний Милан, Италия) римский император Константин Великий огласил эдикт, которым он легализовал христианство. Люди, считавшиеся до того момента вне закона, получили право открыто исповедовать свою веру и широко реализовывать ее принципы в жизни. Церковь вышла из катакомб — и начался один из самых удивительных периодов в ее истории. Конечно, сознание человека, а тем более всего общества невозможно поменять оглашением одного, пусть и самого важного, документа. На это требуются годы и века непрерывной работы. Но эта работа началась именно тогда, в 313 году, при императоре Константине. Что же так судьбоносно изменилось в жизни христиан? Какие события и процессы стали прямым или косвенным следствием Миланского эдикта? В чем основная ценность этого документа с позиции истории и современной культуры? Было: С конца I века христиане на территории Римской империи подвергались гонениям за свою веру. Почему? Рим был толерантен по отношению ко всем религиям, здесь можно было верить во что угодно, но при одном условии: необходимо своевременно воздавать почести и римским богам. Христиане же отказывались их почитать, не принимали участия в государственных религиозных праздниках, не признавали культ императора (в римской традиции император после смерти мог стать богом). Тем самым они, оставаясь самыми законопослушными людьми, с точки зрения римской власти представляли опасность для государства. Христиан объявили вне закона. В 303—305 годах, в правление императора Диоклетиана, развернулись самые масштабные и жестокие гонения. Не только священнослужители, но и миряне, не только «простые смертные», но и римские граждане, и среди них немало знатных людей, претерпели в это время мученическую смерть за свою веру. Стало: Миланский эдикт 313 года легализовал положение христиан, уравнял их веру в правах с другими религиями. Масштабные гонения прекратились, христианам более не нужно было прятаться в катакомбы. У Церкви появилась возможность открыто строить храмы и вернуть себе имущество, конфискованное за время гонений. Если у этого имущества успел появиться новый хозяин, он получал компенсацию из казны императора.

http://foma.ru/kak-xristianstvo-stalo-sv...

Дело Фотия само по себе, однако, не так радикально, чтобы считать его революционным. Если мы примем во внимание, как жила древняя церковь в общении с западом, то увидим, что это общение было довольно фиктивное: были частые перерывы в мире и общения было мало. Таким образом, чего-нибудь нового, радикального разделение церквей не принесло; греческая церковь продолжала жить, как и жила прежде, совершенно своеобразной жизнью; только теперь она получила нравственное право все притязания пап совершенно игнорировать. Кроме разногласия о начале второго (средневекового) периода ученые не сходятся между собой и в годе, с какого начинается второй отдел первого периода. В сущности разделение первого периода на полупериоды ясно. Чтобы не заметить, что правление Константина В. составляет эпоху в церковной истории, нужно родиться слепым. Вопрос может касаться лишь более точного указания года в пределах времени Константина Великого . Выбор приходится делать между гг. 311, 313, 323 и 325. Обычно останавливаются на 313 г., времени издания миланского эдикта. 323 г., год победы Константина над Ликинием и утверждения единодержавия Константина, указывается (Kurtz, Zöckler) потому, что только теперь церковь фактически перестала быть ecclesia pressa, какой она оставалась на востоке под режимом Ликиния. Но при Юлиане она опять была ecclesia pressa; следовательно, 323-й год с этой точки зрения не конец. 311 г., когда издан эдикт Галерия о веротерпимости, это, конечно, начало конца, но веротерпимость была дана довольно лукаво, de invita voluntate, и могла быть взята назад без отмены эдикта 311 г. 313 г., время издания миланского эдикта, есть истинный принципиальный конец для положения ecclesia pressa, и, следовательно, надлежащее начало для второй половины первого периода. Против такого деления возвышают, однако, голоса, не лишенные теоретических оснований. Во всяком случае, миланский эдикт лежит на периферии церковной жизни, касаясь только отношений церкви к государству и имея лишь преходящее значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Бриллиантов А. И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006 24 октября 2005 г. 15:47 В первый том сочинений вошли две большие работы А. И. Бриллиантова: «Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г.» и «О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника», написанные и опубликованные примерно в одно время (1914-1918 гг.), в период наивысшего расцвета научных сил и дарований А. И. Бриллиантова. Это значительные по объему труды уже зрелого мастера и признанного церковного историка. Во вступительной статье к первому тому дан обширный биографический очерк о жизни и трудах этого выдающегося русского церковного историка и замечательного богослова и подробнейший список сочинений А. И. Бриллиантова: как опубликованных им при жизни, так и хранящихся в его архиве. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/54347.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010