Макарий, архим. [Миролюбов]. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. Ч. 1–2. М., 1860. Макарий (Веретенников), архимандрит. Некоторые вопросы иконографии на Руси в середине XVI века//Макариевские чтения. Вып. III. Ч. II. М., Можайск, 1995. Маковская С. Иконописцы и художники//Русская жизнь. 1965. 5440 (3 ноября). Малышев В. И. История «иконного» изображения протопопа Аввакума//Труды Отдела древнерусской литературы. 1966. Т. 22. Мальцева О.Н. Сийский иконописный подлинник: Новые материалы об иконописной мастерской Антониево-Сийского монастыря XVII века//Религия в истории культуры. СПб., 1991. Мальцева О.Н. Иконописная мастерская Антониево-Сийского монастыря в XVII веке//IV научно-практическая конференция «Погибшие святыни». Сборник материалов. СПб., 1996. Мальцев Н.В., Мальцева О.Н. Мастера иконостасной скульптуры и иконописцы Северной России XVI–XVIII веков. Вып. 1. СПб., 1998; Вып. 2. СПб., 2000. Манасветов К. Иконы господских праздников. СПб., 1855. Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1973. Масленицын С.И. Писал Семен Спиридонов. М., 1980. Маслов К.И. К истории церковной живописи XIX века. 1858 год//В кн.: Искусство христианского мира. VI./Сб. ст. М., 2002. Мельник Т. Интерьер ростовского Успенского собора в XVI–XVII вв.//Сообщения ростовского музея. Вып. 5. Ростов, 1993. Меняйло В.А. Осташковские иконописцы Сергеевы-Потаповы//ГММК. Материалы и исследования. Вып. 8: Русская художественная культура XVII века. М., 1991. Мещерский В.П.О Палехе//Русский инвалид, 1869. 22. Молева Н., Белютин Э. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века. М., 1965. Молодых В.Г. Материалы к истории иконописания и живописи в Западной Сибири//Записки Тюменского общества научного изучения местного края. Вып. 1. Тюмень, 1924. Мохова Г.А. Вятские иконописцы. Киров, 2001. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева/Сост. А.А. Салтыков. М., 1981. Музей икон в Реклингхаузене. Германия. М., 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

П. Мещерского и редакции «Гражданина», выступавший на страницах газеты-журнала со статьями, посвященными церковным вопросам; охарактеризован в «Гражданине» как «почтенный сотрудник, который занимается вопросами о единоверии и вообще старообрядстве от дней своей юности был, пока жил в Москве, постоянным участником в прениях с раскольниками, происходивших в ту пору около Кремлевских соборов» (Гражданин. 1873. 5 марта. С. 284). Оппонент Филиппова — Иван Федорович Нильский (1831–1894) — профессор Петербургской духовной академии, специалист по истории русского раскола, автор труда «Семейная жизнь в русском расколе» (СПб., 1869). 299 …соборным определением 13 мая 1667 г. — препятствий. — Патриарх Никон (1605–1681) провел в 1653–1656 гг. при поддержке царя Алексея Михайловича ряд церковных реформ (исправление богослужебных книг и церковного обряда). Соборное определение 13 мая 1667 г. подтвердило законность сделанных Никоном исправлений церковных книг и чинов и запретило употребление дониконовского обряда, что явилось причиной раскола в православной церкви (см.: Макарий I) Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов. M., 1881; 2) История русского раскола, известного под именем старообрядства. СПб., 1855). Изложение соборного определения 13 мая 1667 г. дано T. И. Филипповым в его «Чтении» 26 февраля 1874 г. (Гражданин. 1874. 11 марта. С. 294–296). В царствование Екатерины II и Павла I по просьбе старообрядцев им было разрешено употребление дониконовского обряда, однако соборное определение 1667 г. не было пересмотрено. T. И. Филиппов высказывал мысль о необходимости созыва нового собора, который снял бы «клятвы» и запреты с употребления дониконовского обряда. Единоверцы, «нуждам» которых был посвящен диспут, — старообрядцы, желавшие соединиться с православной церковью при условии сохранения дониконовского обряда. Диспут «О единоверии», начатый в Обществе любителей духовного просвещения в 1873 г., завершился только в 1874 г. Итоги диспута изложены в редакционной статье «Гражданина» «Разъяснение некоторых сторон вопроса о нуждах единоверия» (Гражданин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

—204— щенники: Николай Толстой, Сергий Богоявленский и Феодор Преображенский приняты в академию – первый согласно указу Святейшего Синода от 15 декабря 1890 года за 4530, второй – с разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Иоанникия, бывшего Митрополита Московского, последовавшего 23 сентября 1891 года на журнале совета академии от 5 сентября и третий – с разрешения Преосвященнейшего Александра, Епископа Дмитровского, управлявшего Московской епархией, последовавшего 18 августа на журнале совета академии от 9 августа 1893 года. 4) Студенту Сергею Кулюкину , не подавшему кандидатского сочинения к 1 мая по уважительным причинам, разрешено было советом академии подать это сочинение к 25 мая, что им и исполнено. 5) Указом Святейшего Синода от 16 января 1891 года за 212 совету академии вменено в обязанность на перенесение устных экзаменов на время после летних каникул каждый раз испрашивать особое разрешение Его Высокопреосвященства. 6) По определению Святейшего Синода от 11 марта – 9 апреля 1869 года, состоявшемуся согласно с Высочайшим повелением, поставлено в известность начальством духовно-учебных заведений, чтобы они поступающим в эти заведения иностранцам оказывали всевозможное снисхождение как на приемных и выпускных экзаменах, так и во время прохождения наук, не стесняясь требованиями уставов этих заведений. 7) По § 81 лит. а п. 5 устава духовных академий оставление студентов на том же курсе значится в числе дел, окончательно решаемых самим советом академии. 8) По § 81 лит. б. п. 10 того же устава присуждение звания действительного студента и степени кандидата значится в числе дел совета академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили : 1) Благопочтительнейше просить Его Высокопреосвященство об утверждении студентов курса: Соколова Леонида , Романова Ивана, Сменцовского Михаила, Ильинского Владимира, Мещерского Василия, Боголюбова Дмитрия , Счастнева Константина, Хвощева Алексея, Торопова Константина, Кулюкина Сергея , Попова Семена, Садовского Дмитрия, Ублинского Ивана, Щукина Прокопия, Ширяева Дмитрия, Беляева Александра , Покровского Владимира, Знаменского Александра и Мозолевского Григория в степени кандидата богословия с предоставлением им права на получение степени магистра без но-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка : 1) Определением Святейшего Синода от 11 марта – 7 апреля 1869 года, состоявшимся согласно с Высочайшим повелением, поставлено в известность начальствам духовно-учебных заведений, чтобы они поступающим в сии заведения иностранцам оказывали всевозможное снисхождение как на приём- —170— ных и выпускных экзаменах, так и во время прохождения наук, не стесняясь требованиями уставов сих заведений. 2) По определению Совета Академии от 18 мая сего года, утверждённому Его Высокопреосвященством, студенту Симону Логадзе разрешено подать семестровое сочинение по философии и древней гражданской истории и сдать экзамен по еврейскому языку после летних каникул. Определили : 1) Студентов I курса: 1. Леонида Соколова , Ивана Романова, Михаила Сменцовского, Алексея Хвощева, 5. Владимира Ильинского, Василия Мещерского, Дмитрия Боголюбова , Авенира Полозова, Дмитрия Ширяева, 10. Прокопия Щукина, Алексея Никольского, Ивана Никольского, Николая Лебедева, Александра Протопопова, 15. Константина Успенского, Семёна Попова, Александра Никольского , Владимира Покровского, Ивана Ублинского, 20. Дмитрия Казанского, Константина Счастнева, Николая Молчанова, Александра Знаменского, Григория Мозолевского, 25. Никиту Рождественского, Александра Беляева , Сергея Кулюкина , Евгения Коганова, Сергея Сахарова, 30. Ивана Успенского, Дмитрия Садовского, Василия Промптова, Якова Воскресенского, Вячеслава Тихальского, 35. Александра Кедрова, Павла Всехсвятского, Владимира Оргийского, Александра Покровского, Петра Перхоровича, 40. Павла Синайского, Николая Дороватовского, Василия Раевского, Константина Казанского, Петра Шумова, 45. Иеродиакона Каллиста, Петра Губкинского, Сергея Скворцова, Прокопия Явловского и Стефана Иовичича перевести в следующий курс». Студентам: Михаилу Смирнову, Ювеналию Тпховскому и Доброславу Марковичу дозволить подачу семестровых сочинений после летних каникул, а студенту Стефану Иовичичу сдачу экзамена по латинскому языку отложить до III курса. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1891 г. Июнь. 25. Утверждается». 6 июня

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Время первоначального основания в селе церкви неизвестно; но в начале XVII столетия она уже существовала и освящена была в честь Святителя и Чудотворца Николая, как это видно из челобитной священника села Мельничного, писанной в 1632 году, в которой сказано: «Царю, Государю и Великому Князю Михаилу Феодоровичу, всея Руссии, и Великому Государю Святейшему Патриарху Филарету Никитичу Московскому и всея Руссии, бьет челом и являет нищий, Ваш Государев, богомолец, Суздальской Архиепископии, Дорковския десятины, сельца Мельничнова, Никольский поп, Алексеище Игнатьев, Шуи города, на дворника князь Григорья Васильевича Мещерскаго, и Петра Ивановича Внукова, на Тимку Нефедьева». В 1711 году, вместо обветшавшей деревянной церкви, построена была новая деревянная церковь и освящена в прежнее наименование – в честь Святителя и Чудотворца Николая; в 1822 году при сей церкви построена была теплая каменная церковь во имя Св. Апостола Иакова, брата Господня, с таковою же колокольнею. В 1836 году деревянная Николаевская церковь за ветхостию была упразднена, а вместо нее построена ныне существующая каменная церковь. В 1869 году в теплой Иаковлевской церкви устроен придел – в честь Преображения Господня. Таким образом, в настоящее время в церкви три престола: в холодной – в честь Святителя и Чудотворца Николая и в теплой – во имя Св. Апостола Иакова, брата Господня, и в честь Преображения Господня. Из священных церковных древностей, имеющихся в церкви, особенное внимание заслуживают: а) древняя икона Святителя и Чудотворца Николая, почитаемая прихожанами и окрестными жителями за чудотворную; б) напрестольный сребропозлащенный крест; в нем вложен серебряный ковчег, на лицевой стороне коего изображена икона Божией Матери, а внутри его находятся частицы св. мощей разных святых, лики коих изображены на задней стороне ковчега; в) наперсный крест, с надписью на задней стороне: «кавалера князя Шуйскаго». Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1805 года и исповедных росписей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1894 году, – также хранится в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В храме есть серебряный, позолоченный крест с частицами мощей. Церковь здешняя не раз подвергалась похищениям. Так 1-го августа 1795 г. похищено было 50 рублей, а 700 р. остались целы только потому, что хранились под полом церковным. Они тотчас, по резолюции митрополита, были отосланы для хранения в Ямбургское духовное правление. 24 июля 1867 года было украдено 468 р. 76 коп. Дело о покраже производилось в Петербургском окружном суде, но было прекращено, так как подозреваемый не был уличен. С 1843 г. причт состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни. В 1869 г. диаконская вакансия закрыта. С 1876 г. причт состоит из священника и псаломщика. Первым священником был Егор Киприанов; при нем служили его сыновья: Иван и Алексей – дьячком и пономарем. Потом известны священники: Григорий Иванов (1783), Петр Иванов, переведенный в 1796 г. в Софию, в собор; Андрей Андреев, Симеон Евдокимов переведенные сюда в 1796 году из Удосола (Ямб. у.); Стефан Яковлев из диаконов Ивангородской Нарвской церкви, 12 ноября 1804 г. посвященный во священника, и умерший в 1808 году. Алексей Герасимов Приморский, зять Степана Яковлева, поставленный сюда диаконом в 1803 г., а к 1810 г. посвященный во священники и умерший в 1832 году. По сказаниям старожилов священник Приморский, зная ижорский язык, имел большое влияние на прихожан и в делах церковных, и в общественной жизни. Все указанные священники были из неученых. Из окончивших курс семинарии были два зятя священника Приморского, следовавшие один за другим: Платон Андреев (с 12 ноября 1833 г.) и Александр Петров (с 29 июня 1845 г. по 29 мая 1865 г.). Зять Александра Петрова Павел Петров Свиязев, из студентов С-Петербургской семинарии, рукоположен сюда 12 июля 1865 года. Отсюда был переведен в Зачеренье (Луг. у.) и умер здесь 25 марта 1882 года. Ныне служит Михаил Георгиев Бобковский, из окончивших курс в Псковской духовной семинарии, переведенный сюда от Сяберской церкви; псаломщик Николай Алексеев Мещерский. До штатов причт пользовался ругою от прихожан; в 1843 г. положено: священнику – 200 р, диакону – 100, дьячку – 70, пономарю – 60 и просвирне – 30 р. в год. Положенная ямбургским дворянством, 8 марта 1845 г., руга, ныне с прихожан не собирается. Кроме того причт получает 37 р. 40 к. процентов с 935 р., положенных, на вечное поминовение, нарвским купцом Василием Комаровым. Указом консистории от 23 декабря 1864 г. за 6192, разрешено было выдавать от церкви на дрова – священнику – 40 р., диакону – 24 р., причетникам – по 16 и просвирне – 12 р. В 1877 г. священнику прибавлено к жалованью – 20 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Мещерский Владимир Петрович (11.01.1839–10.07.1914) – князь, писатель, журналист, издатель. В 1857 г. окончил Училище правоведения в Петербурге. С 1861 г. камер-юнкер, с 1869 г. – камергер. В 1866–1874 гг. – попечитель детского приюта имени вел. кн. Николая Александровича. В 1868– 1870 гг. открыл литературный салон. С 1876 г. состоял на службе в Министерстве народного просвещения. С 1884 г. вел переписку с императором Александром III в виде «Дневника». С 1902 г. был приближен ко двору в должности советника императора Николая II. Автор драматических и поэтических произведений, романов и повестей. Публиковал статьи во многих газетах и журналах, издавал газеты «Гражданин», «Воскресенье» и «Русь». – 34, 244 Милюков Павел Николаевич (15.01.1859–31.03.1943) – общественный и политический деятель, историк, публицист. Депутат III и IV Гос. Дум от Санкт-Петербургской губ., лидер партии кадетов. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, преподавал историю. В первом коалиционном Временном правительстве министр иностранных дел. Участвовал в Белом движении. С 1918 г. в эмиграции, жил в Париже. В 1921–1940 гг. редактировал выходившую в Париже газету «Последние новости», занимался литературной и публицистической деятельностью. Автор мемуаров. – 158, 159, 306, 307, 342, 344, 351 Милютин Юрий Николаевич (28.03.1856–08.01.1912) – общественный и политический деятель, журналист. После окончания Лицея памяти цесаревича Николая поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета; будучи студентом, выступал как журналист. Один из основателей и лидеров «Союза 17 октября», член ЦК и председатель Петербургской группы. При выборах в Гос. Думу – руководитель избирательной кампании октябристов в Санкт-Петербурге. – 55 Минский Н. М. (псевдоним Николая Максимовича Виленкина) (15.01.1856–02.07.1937) – поэт, драматург, философ, публицист, один из зачинателей русского символизма. Выходец из бедной еврейской семьи, в 1886 г. принял православие. В 1879 г. окончил юридический факультет Московского университета, кандидат прав. Вместе с Д. С. Мережковским, В. В. Розановым и др. стал инициатором «Религиозно-философских собраний» (1902–1904). Как редактор «Новой жизни», издания, призывавшего к ниспровержению существующего строя, был привлечен к суду, но смог выехать за границу. В 1906–1913 гг. жил в Париже, после помилования в 1913 г. вернулся в Россию. Во время Первой мировой войны был военным корреспондентом в Париже. После революции эмигрировал. С 1921 г. жил в Берлине, в 1927–1937 гг. в Париже, где читал лекции; член Парижского союза русских писателей. В СССР был известен как переводчик «Илиады» Гомера, американских и французских поэтов и др. – 32

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Архиепископ Евдоким (в миру Василий Иванович Мещерский) был прирожденный администратор. Стоит упомянуть о его жизненном пути. Родился в 1869 году, окончил Московскую духовную академию. Он был способным к наукам юношей. На последнем курсе, вместе с группой студентов, посещает о. Иоанна Кронштадтского , наблюдает за его служением, беседует с ним. Вскоре выпускает книгу об этой своей поездке, которая приобретает широкую популярность и неоднократно переиздается (и сейчас она представляет интерес для биографов святого). Читая эти впечатления о поездке к праведнику, постоянно наталкиваешься на индивидуальность автора, мятущуюся и беспокойную, как бы невольно наблюдаешь его внутренние метания. Он описывает светлого священника, окруженного страждущим народом, врачующего раны многочисленных людей, приехавших к нему. Эта картина вызывает в юноше тревогу о себе, но не покаянную, не о своих недостатках, а тревогу за свое земное будущее устройство, боязнь остаться «маленьким человеком», никому неизвестным и неинтересным. Он любит в о. Иоанне не искреннего служителя Бога, не пример живой любви к людям, а силу его влияния на людей, тайну авторитета, таинственное воздействие на умы и души современников, власть над ними. Им владеет страх перед миром, и вместо того чтобы всмотреться в свое состояние, разобраться в причинах страха и душевной смуты, он примеривается к высокому уделу монашества. Евдоким описывает момент своего выбора, происшедшего во время одной из бесед с праведником. И он совершенно не слышит пророческого предупреждения о. Иоанна об опасности корыстных побуждений при решении своей судьбы, при обручении себя Небесному Жениху. Поистине древнежитийный случай, когда авва, Кронштадтский пастырь, отвечая на один из вопросов Василия Мещерского, сделал ударение на том, что главный выбор жизни надо делать трезво, с искусом и всяческим терпением, а не в лихорадке страсти. Но юноша уже прикидывал будущие «выгоды» от пострига 329 . Вскоре он становится магистром богословия, в 1903 году ректором Московской духовной академии, а через год -архиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

16 Архиепископ Евдоким (Мещерский, 1.4.1869 †1935), Нижегородский и Арзамасский – родился в семье псаломщика Владимирской губернии. Окончив Московскую духовную академию (1894), принял монашеский постриг (1894), преподавал в Новгородской духовной семинарии; магистр богословия (1898), сверхштатный экстраординарный профессор Московской духовной академии. Ректор Московской духовной академии (1903), архимандрит, доктор богословия. Епископ Волоколамский (1903); епископ Каширский, викарий Тульской епархии, архиепископ Алеутский и Северо-Американский (1914–1917). Участник Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 гг. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский (1918). Уклонился в обновленчество, подписав «Воззвание трех» (3/16.6.1922), один из основоположников обновленческого раскола, «митрополит Одесский» (1930). Председатель Высшего церковного управления (1923), председатель (1923), а затем постоянный член (1925) президиума обновленческого Синода. Запрещен в священнослужении и предан каноническому суду православного Собора Святителем Тихоном (2/15.4.1924). Еще св. прав. о. Иоанн Кронштадтский , которого, будучи студентом академии, посещал вл. Евдоким, предупреждал его, что обручать себя Господу надо трезво, с искусом и терпением, а не в лихорадке страсти. Этот чрезмерный восторг весьма заметен был уже в его речи при наречении во епископа: «Исповедую перед всей вселенной, что я любил Тебя всегда». После 3-летнего пребывания в Америке, приведшей его в восторг, он с презрением отзывался о России в следующих выражениях: «... Безпросветная тьма, курная грязная изба, мочальный хомут, допотопная соха, лапти, вонючий зипун, непролазная грязь, 5% грамотности и безпросветное пьянство, грубость нравов... тощий, убогий скот, убогие поля, отсутствие самых элементарных удобств жизни...» Большевицкий переворот был воспринят им восторженно: «Теперь на русской земле не стало ни первого, ни последнего, ни господина, ни раба, ни баловня судьбы, ни обреченного на вечные страдания... Да будут же благословенны дни октября, разбившие рабские узы и даровавшие народу истинную свободу» (В.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

20 Фотий Сказание о житии и подвигах блаженного Иннокентия епископа Пензенского и Саратовского//РГАДА. Ф. 1208. Оп. 3. Д. 32. Л. 44 –55. 21 Письма Иннокентия к С.С.Мещерской 1818 год//РНБ. Отдел рукописей. Основной фонд рукописной книги. Д. Q-I 741. Л. 34. 22 О помещении законоучителя Фотия в число соборных иеромонахов Александро-Невской Лавры//РГИА. Ф. 796. Оп. 99. Д. 833. 23 Материалы для истории русской богословской мысли 30-х годов текущего столетия. – СПб. 1890. C. 228. 28 Переписка князей Ширинских-Шихматовых. Материалы для истории Русской богословской мысли. – СПб. 1890. С. 230. Сноска. 29 О книги Е.И.Станевича смотри подробней: Кодаков Ю.Е. Духовно-религиозная политика Александра I и русская православная оппозиция. СПб. 1998. С. 100–112; Архимандрит Фотий и его время. СПб. 2000. С. 114–133. 34 Письмо Орловой-Чесменской А.А. к П. Черткову 16 мая 1823//Православное обозрение. – 1872. Июль. С. 64. 47 Стеллецкий Н. Князь А.Н.Голицын и его церковно-государственная деятельность//Труды киевской духовной академии. – 1901. Т. 2. С. 425. 64 Карнович Е.П. Архимандрит Фотий//Замечательные и загадочные личности XVIII и XIX столетий. – Л. 1990. С. 412; Стеллецкий Н. Князь А.Н.Голицын и его церковно-государственная деятельность//Труды киевской духовной академии. – 1901. Т. 2. С. 428. 66 Письма Фотия к А.А.Орловой-Чесменской 1822//РГАДА. Ф. 1208. Оп. 3. Д. 47. Л. 79. 18 мая 1822 года. 68 Письмо Голицына А.Н. к Орловой-Чесменской А.А. 21 мая 1822//Русский архив. – 1869. 6. С. 943. 97 Для биографии Сахарова И.П.//Русский архив. – 1873. Кн. 1. С. 956; Феодосий Левицкий Записки//Русская старина. – 1880. Т. 29. 100 Архимандрит Фотий Историческое описание Юрьева монастыря//РГАДА. Ф. 1208. Оп. 3. Д. 11; Архимандрит Макарий Указ. Соч. С. 12. 108 Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс и общественное мнение России александровской эпохи. – Казань, 1997. С. 152. 116 Письмо Орловой-Чесменской А.А. к Державиной Д.А. 15 февраля и 12 марта 1823//РНБ. Ф. 267. Неописан. 122 Письмо митрополита Серафима к П. Черткову 4 июня 1823//Православное обозрение. – 1872. Июль. С. 56.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010