«Макарий был муж высокой добродетели. Лицо его казалось суровым, но сердце было преисполнено христианской любовью. Он жил не для себя, а для блага обители и для блага братии. Все находили в нем мудрого наставника, приветливого собеседника; мудрость наставлений его привлекала к нему не одних монашествующих, но и мирян». О. Василий Руднев издал в 1895 году отдельный очерк под названием «Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец как настоятель Николаевского Пешношского монастыря». Здесь тоже ясно вырисовывается идеал самого автора. Он пишет о Святителе Варсонофии (ок. 1495 – 1576): «Пост и молитва , бдение и чтение священных книг, были его любимым занятием». «Обильные средства, какими располагал монастырь при Святителе Варсонофии, нет сомнения, шли не на содержание только братии, но и на благоукрашение самой обители». Этот же идеал присутствует в описании настоятеля Песношского монастыря архимандрита Мефодия, которого о. Василий Руднев знал лично и сам слышал от него в 1866 году рассказы о прошлом обители. В произведении «Архимандрит Мефодий. Настоятель Николаевского Пешношского монастыря (Биографический очерк)», изданном в 1895 году, он подчеркивает: «До последних дней своей жизни архимандрит Мефодий ревностно заботился о благоустройстве монастыря; каждый год производились при нем постройки, поправки, улучшения. В 1868 году, имея уже 77 лет от рождения, он еще производил постройки и каждый день по нескольку раз бывал на постройках». «Келейные труды и подвиги о. Мефодия известны Единому Господу, но что они были велики, доказательством служат его строгое воздержание, продолжительные ночные молитвы, …множество сделанных им выписок из прочитанных книг. Монастырская братия вспоминает о нем, как о настоятеле добром, старце простом, наставнике опытном». Размышлял о. Василий Руднев и над опытом тех, кого он называл «подвижниками благочестия – невинными страдальцами». В 1898 году он напечатал очерк «Село Ворсино Московской губернии Подольского уезда». В ней он описал жизнь двоюродного дяди Святителя Филиппа митрополита Московского Григория Семеновича Колычева. Последнего Иван Грозный заключил в темницу только за то, что тот был родственником Святителя, и томился в ней «болярин Григорий» до самой смерти самодержца в 1584 году. Остаток дней своих Григорий провел в Ворсине в посте и молитве. После молитвы на его могиле многие получали благодатную помощь. «То же должен сказать о себе и составитель этого описания», – заключает о. Василий Руднев.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/a...

Главный храм обители – древнейший белокаменный Никольский собор первой трети XV века – сохранился до наших дней. Под слоем побелки на стенах собора до сих пор сохраняются фрески кисти Андрея Рублева. Уникальный архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и Богоявленским храмом «под колоколы» отстроены в начале XVI столетия, а два верхних яруса звона добавлены в 1793 году. Церковь под колокольней, являющаяся настоятельской усыпальницей, была освящена в честь преподобного Мефодия. Рядом с колокольней расположена церковь во имя Сергия Радонежского, поставленная над мощами преподобного Мефодия. Этот храм и монастырская колокольня в настоящее время принадлежат верующим и активно реставрируются. Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная церковь Сретения Господня, сооруженная в первой половине XVI века. В подклети церкви – уникальная одностолпная палата, созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского Кремля. В юго-западном углу монастыря, рядом с больничными палатами для престарелой братии, соседствует больничная церковь во имя святителя Димитрия Ростовского. Над святыми «яхромскими» вратами, расположенными в западном прясле стены, сохранилась Спасо-Преображенская церковь конца XVII века. Из гражданских построек в монастыре сохранились здания конца XVII – начала XVIII столетия – настоятельский, казначейский и несколько братских корпусов. В целом весь архитектурный ансамбль Николо-Пешношского монастыря сохранился без потерь, однако требует реставрации. Погребения внутри Николо-Пешношского монастыря Николо-Пешношский монастырь известен также своим уникальным дворянским некрополем. Внутри Никольского собора и на монастырском кладбище покоится прах представителей чуть ли не всех известных российских дворянских родов и фамилий, среди которых Оболенские, Волконские, Долгоруковы, Вяземские, Апраксины, Орловы, Ушаковы, Тургеневы, Майковы, Тухачевские, Вельяминовы, Юшковы, Квашнины, Топорковы и многие-многие другие.

http://pravoslavie.ru/3579.html

В 1732 г. над местом погребения прп. Мефодия Пешношского, к югу от собора, была сооружена каменная ц. во имя прп. Сергия Радонежского. На гравюре 1732 г. она имеет вид небольшого храма типа «восьмерик на четверике» с главой, находится у подножия колокольни; отделена от собора аллеей. В сер. XIX в. «близ самых мощей преподобного - под колокольнею - в настоятельской усыпальнице» был устроен и 11 июня 1859 г. освящен престол во имя прп. Мефодия Пешношского, составлявший «единое целое» с Сергиевской ц. Совр. здание храма относится к рубежу XIX и XX вв., его декор представляет вариант эклектики в древнерус. стиле, внутри сохранились росписи. 2 сент. 1890 г., после неск. перестроек, Сергиевский храм был освящен митр. Московским и Коломенским свт. Иоанникием (Рудневым) . Новое освящение храма состоялось в 2008 г. В 1-й трети XVIII в. были возведены здания вокруг Красной башни в вост. стене; окончено строительство 3 башен (Спасской - в составе сев. стены; 2 из 3 проездных башен - на зап. стене). Все башни 3-ярусные, со сводчатыми перекрытиями. Проездные башни квадратные в плане, с шатрами; угловые башни круглые или 8-гранные. Новая 2-этажная трапезная (1788-1793) имела скромный декор, использование ложных окон-ниш, характерных для классицизма. Отсутствие декоративных элементов характерно для фасадов братских корпусов, которым в нач. XIX в. был придан единообразный облик. Правильные формы их планов также можно объяснить следованием «образцовым» рекомендациям. В сев. прясле западной ограды монастыря был сооружен новый больничный корпус, 2-этажный, симметричный в плане. По его центральной оси сильно выдвинут объем, в к-ром расположена ц. во имя свт. Димитрия, митр. Ростовского. Она возведена (1811-1829) на средства московского купца М. Ф. Вешникова и Д. А. Засецкого и 29 июня 1829 г. освящена свт. Филаретом (Дроздовым). Бесстолпный объем ее внутри перекрыт сводом на распалубках, а снаружи выделен куполом на глухом низком барабане с круглыми нишами, напоминающими архитектуру таких больничных храмов, как ц. Св. Троицы при московском Странноприимном доме гр. Н. П. Шереметева (1792-1801, архит. Е. С. Назаров); боковые фасады небольшой церкви выделены лоджиями на 2 колоннах и треугольными фронтонами. Центральный фасад больничного корпуса, образующий внешнюю ограду обители с запада, выделен портиком с треугольным фронтоном и 6 полуколоннами.

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Службы сегодня идут в отреставрированном Сретенском храме. Там же были открыты и старинные фрески, скрытые под шестью-семью слоями краски. Была обнаружена и потайная лестница, ведущая из храма в кладовую, где хранились запасы масла, ладана, кагора, висели облачения священников. Не исключено, что из храма были и подземные ходы в башни, которые за 650 лет существования обители и замуровывали, и открывали, и снова теряли на разных витках истории. На территории Николо-Пешношского монастыря      Сегодня в монастыре шесть храмов: Никольский собор, построенный в XVI веке, крестово-купольного типа, изначально двуглавый, а ныне одноглавый; Сергиевский храм, возведенный в 1732 году над могилой Мефодия Пешношского взамен прежнего; Сретенская церковь; Богоявленская церковь начала XVI века; Надвратный Преображенский храм 1689 года над Святыми воротами (1623), обращенными к Яхроме; церковь Дмитрия Ростовского, построенная в 1811–1829 годах. В Николо-Пешношском монастыре хранилось несколько святынь, почитавшихся чудотворными. Самой важной из них были мощи основателя монастыря преподобного Мефодия, его посох и деревянный потир, используемый им при богослужениях. Потир сейчас хранится в экспозиции Дмитровского музея, а честные мощи основателя обители вернулись в монастырь. Почитался в монастыре также образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». В обитель его принес московский купец Алексей Макеев, принявший иноческий постриг, а после его смерти в 1792 году образ остался в монастыре. В 1848 году по молитвам перед этой иконой прекратилась эпидемия холеры, свирепствовавшей в Дмитровском уезде. После этого чудесного избавления от напасти ежегодно 17 октября (ст.ст.) совершался крестный ход с этой Богородичной иконой. Икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» спасла государя Александра III при крушении поезда с его семьей 17 октября 1888 года у станции Борки под Харьковом. В тот день как раз во время крушения поезда в Пешношском монастыре совершался крестный ход с этой чудотворной иконой. Но где сейчас находится эта икона, никому не ведомо.

http://pravoslavie.ru/71505.html

В обители были родовые усыпальницы Дмитриевых-Мамоновых, Апраксиных, князей Засецких, Ржевских, Вельяминовых, Вельяминовых-Зерновых. Внутри Никольского собора и на монастырском кладбище хоронили представителей таких древних фамилий, как Оболенские, Волконские, Долгоруковы, Вяземские, Орловы, Ушаковы, Тургеневы, Майковы, Норовы, Тухачевские, Юшковы, Квашнины, Топорковы, Тугарины, Ермолаевы, Боровиковы, Фаминцыны и многие другие. В обители находились родовые склепы древних родов дмитровского края: Офросимовых, Поляниновых, Лужиных, Сукиных, Подчёртковых. После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1928 году исторический некрополь был полностью уничтожен. До нашего времени сохранилось лишь несколько надгробий и могильных плит. 4 июня 1893 года Николо-Пешношский монастырь торжественно отмечал пятисотлетие со дня блаженной кончины преподобного Мефодия. Не смотря на отдалённость обители от городов и железных дорог, неудобные пути сообщения, огромное количество богомольцев ещё накануне праздника наполнили обитель. Гостиница, странноприимный дом, а также вновь возведённые временные бараки и шатры были заняты народом. Кроме этого, тысячи богомольцев оставались под открытым небом. У северных ворот в устроенной столовой были накормлены 4000 человек. Храм для богомольцев был открыт всю ночь. А само празднование началось рано утром ещё до восхода солнца. Во время крестного хода из монастыря к Мефодиевой часовне впереди несли 56 хоругвей и 33 святые иконы, среди них образ прп. Сергия из лавры, большая художественно написанная инокинями Спасо-Влахернского монастыря икона прп. Мефодия, принесённая в дар основанной им обители и др. иконы. После торжественных событий обитель продолжала жить своей обычной монастырской жизнью. В 1914 году число братии в Пешношской обители составляло 150 человек, настоятельствовал игумен Ювеналий, казначеем был иеромонах Ксенофонт. После Октябрьской революции 1917 года для Николо-Пешношского монастыря наступила самая трагическая часть его истории - он был закрыт, а монашеская братия предана гонениям и репрессиям.

http://sobory.ru/article/?object=00506

Преподобный Мефодий Пешношский. Роспись свода Братской трапезной Троице-Сергиевой Лавры 17 июня исполняется 625 лет со дня преставления преподобного Мефодия – основателя Николо-Пешношского монастыря, верного ученика преподобного Сергия Радонежского . Время земной жизни преподобного Мефодия пришлось на XIV век, когда Русь находилась под ордынским игом и была раздираема княжескими междоусобицами. Но в то же время начался новый и очень важный этап в духовной жизни страны и Православной Церкви. Связан он, прежде всего, с именем святого преподобного Сергия Радонежского. Примером своей жизни и высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, вдохнул веру в будущее. Великий подвижник показал людям образец христианской жизни, дал новый импульс монашескому деланию и устроению монастырского бытия на истинно евангельских началах. «Игумен земли Русской», как называли его современники, стал, по словам летописца, «начальник и учитель всем монастырем, иже в Руси». Примером своей жизни преподобный Сергий поднял упавший дух народа Если многие из первых русских монастырей, со времен преподобных Антония и Феодосия Печерских , вслед за Киево-Печерской обителью, были общежительными, то к началу XIV века уже практически нигде не осталось общежительного устава. Преобладали особножительные обители, где каждый спасался по своему усмотрению и где осталось очень мало от духа древней киновии. В это время, воплощая в жизнь основы христианской общины, о которых повествует книга Деяний апостольских: У множества же уверовав­ших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из име­ния своего не называл сво­им, но всё у них было общее (Деян., 4, 32), преподобный Сергий Радонежский ввел в своем монастыре и распространил общежительный устав. Таким образом, в Троице-Сергиевой обители возродилась древняя духовная традиция и аскетическая школа, в лоне которой выросло целое множество замечательных православных подвижников. Словно «птицы красные» из родного гнезда, разлетелись они по Руси, создавая новые обители по заветам своего великого наставника. Благодаря движению, начатому радонежским подвижником, в XIV–XV вв. возникло множество новых монастырей.

http://pravoslavie.ru/113713.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Основав Николо-Пешношскую обитель, прп. Мефодий, с благословения святого прп. Сергия, стал в ней и первым игуменом, имея под своим руководством множество иноков. Как гласит устное предание, св. прп. Мефодий особенно прославил себя милосердием к нищим, сиротам и вдовицам. Нищелюбие, трудолюбие, смирение и скромность, милосердие, душевная чистота и непорочность – такими мы видим основные черты святого Мефодия, с поэтической силой выраженные в акафисте. Все монастыри, основанные учениками преподобного Сергия, были общежительными. Поэтому и созданный преподобным Мефодием Николо-Пешношский монастырь также получил общежительный устав. С самого основания обители в ней гармонично сочетались такие направления монашеского делания, как отшельничество, или скитское подвижничество, и общежительное устроение монастырской жизни. Известно, что преподобный Сергий не оставлял духовного попечения над своим учеником и нередко навещал его. Согласно преданию, св. Сергий часто приходил к своему ученику на Пешношу, а прп. Мефодий был, говоря словами тропаря, «О Христе собеседник и спостник преподобному Сергию». Вплоть до революции 1917 г. в двух верстах от Николо-Пешношского монастыря почиталось место с часовней, называемое «беседным». Здесь, по преданию, для совместного поста и молитвы уединялись преподобные Сергий и Мефодий. Ученик и учитель были также и соработниками: известно, что они вместе устраивали кельи, выкопали два пруда и посадили аллею из вязов. Преподобный Мефодий Пешношский Преподобный Мефодий управлял монастырем более 30 лет. За это время обитель окрепла, отстроилась. Слава преподобного Мефодия распространилась далеко и привлекла в его монастырь множество насельников. 8 октября 1392 г. (25 сент. ст.ст.) отошел ко Господу преподобный Сергий Радонежский. И, как будто не желая разлучаться со своим учителем, вскоре за ним последовал и пешношский игумен. Преподобный Мефодий преставился 17 июня 1393 г. (4 июня ст.ст.). Согласно преданию, умирая, игумен Мефодий благословил братии сохранять общежитие, быть милостивыми к нищим и странным.

http://pravoslavie.ru/113713.html

27 июня 2009 года в день, когда Церковь совершает второе годичное празднование памяти преподобного Мефодия Пешношского, в Николо-Пешношской обители состоялось освящение Сретенской церкви. 10 июля 2010 года состоялось событие, которое по праву можно считать ключевым в развитии духовной жизни Дмитровского района. В этот день митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий с пастырским визитом посетил монастырь и совершил великое освящение храма в честь основателя Николо-Пешношского монастыря - преподобного Мефодия. 19 декабря 2011 года, в день памяти святителя Николая в Николо-Пешношском мужском монастыре состоялось торжественное великое освящение Никольского собора - главного храма обители. В 2012 году праздник иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (22 декабря) для Пешношской обители стал особенно торжественным: состоялось великое освящение надвратного храма в честь Преображения Господня - уже пятого возрождённого храма. 8 декабря 2013 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Богоявленского храма - шестого возрождённого храма обители. 8 августа 2014 года было совершено великое освящение храма свт. Димитрия Ростовского. 24 августа 2014 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил свой Первосвятительский визит на Дмитровскую землю Подмосковья, где совершил Божественную литургию. С этого памятного события уже прошло пять лет. Древняя святыня Подмосковной земли - Николо-Пешношский монастырь - продолжает возрождаться в своём былом величии и духовной красоте. Из книги: " Православные святыни Подмосковья. Николо-Пешношский мужской монастырь " Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Свершилось радостное событие. Николо-Пешношский монастырь обрёл столь долгожданное второе рождение. В конце августа 2014 года при большом стечении народа Патриархом Кириллом монастырь был освящён заново. Психоневрологический интернат покинул Святую обитель. Зоопарк тоже выехал за пределы монастыря. 24 августа 2014 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил древнюю обитель, " вторую Лавру " . Николо-Пешношском монастырю уже 654 года, в нём 7 храмов. Сейчас монастырь являет себя всей красотой и благолепием духовного и архитектурного зодчества. В обители создано обширное подсобное хозяйство. В монастыре несут послушание более двадцати насельников, ежедневно совершаются богослужения, ведётся миссионерская и социальная работа. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00506

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Монастырь был основан во второй половине XIV столетия преподобным Мефодием Пешношским , учеником преподобного Сергия Радонежского . Святой Мефодий выбрал место для пустынножительного отшельничества в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Когда место подвигов нового отшельника стало известно, вокруг стали селиться те, кто также ревновал о подвигах монашеского делания. Преподобный Сергий Радонежский часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что преподобные Сергий и Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени. Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении нового соборного храма. Преподобный Сергий, как гласит предание, предложил своему бывшему ученику перенести монашеское общежитие на новое место - к высокому берегу реки Яхромы, к устью небольшой речки, которую впоследствии стали называть Пешношей. Преподобный Мефодий, приняв благословение учителя, основал на этом новом месте мужскую обитель. Он сам трудился над построением монастыря, " пеш нося деревья через речку, которая и получила название Пешноша, а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской, или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви, освященной во имя святителя и чудотворца Николы " . Произошло это знаменательное событие в 1361 году. Примечательно, что сам преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря лишь спустя 30 лет со времени основания обители - в 1391 году. Святой Мефодий стремился ввести в своем монастыре строгий устав, но, снисходя к братии, был милостив к их немощам. Слава святой жизни преподобного Мефодия и после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей. Среди них - удельные князья Дмитровские Петр Дмитриевич , сын великого князя Московского благоверного Дмитрия Донского и Юрий Васильевич , сын великого князя Московского и всея Руси Василия Васильевича Темного, немало жертвовал на монастырь царь Иоанн Васильевич Грозный .

http://drevo-info.ru/articles/13671886.h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010