В день памяти святого преподобного Мефодия Пешношского состоится великое освящение первого храма Николо-Пешношского монастыря 17 июня, в день памяти святого преподобного Мефодия Пешношского. В этот день в одной из древнейших обителей Православной Руси  будет совершен чин великого освящения центрального монастырского собора, построенного в честь преподобного Сергия Радонежского – духовника и сомолитвенника основателя Пешноши – преподобного Мефодия. Праздничное богослужение возглавит Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Ему будут сослужить Епископ Серпуховский Роман и Епископ Видновский Тихон, а также настоятели мужских монастырей Московской епархии. Год назад, этот храм (первый из шести сохранившихся на территории монастыря) был возвращен Русской Православной Церкви. Тогда глава Дмитровского района Валерий Гаврилов дал слово прихожанам восстановить святыню. Сказано - сделано, в рекордные сроки были изысканы необходимые средства и ресурсы для возрождения жемчужины русского Православия, «Второй Лавры», прославленной трудом и подвигами многих святых.   Предстоящий праздник – событие огромного духовного значения. Совсем недавно открылась одна из тайн Николо-Пешношского монастыря. Были вновь обретены и опубликованы на официальном сайте монастыря малоизвестные тексты акафиста и молитвы преподобному Мефодию Пешношскому. Самым удивительным стало то, о чем немногие могли только догадываться, то, что было известно святым прозорливым старцам и сокрыто от нас, сегодняшних, плотной паутиной маловерия и обмана. Оказалось, что судьба монастыря и его Отца-основателя неразрывно, незримо, непостижимым духовным образом связана с судьбой русского самодержавия. Убедитесь сами и вчитайтесь в слова молитвы преподобному Мефодию Пешношскому, веками творимой в обители и теперь вновь доступной каждому: " Испроси, угодниче Божий, у Царя Царствующих и Господа Господствующих нам, вопиющим: страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол Православных Царей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезненный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш " .

http://pravoslavie.ru/26891.html

14. Вторник. Прор. Елисея. Свт. Мефодия, патриарха Константинопольского. Прп. Мефодия, игумена Пешношского. Обретение мощей сщмч. Владимира, митр. Киевского (службу зри 25 января) . Блгв. кн. Мстислава, во Святом Крещении Георгия, Новгородского. Собор Дивеевских святых . Прпп. Александры, Марфы и Елены Дивеевских . Служба прор. Елисея и свт. Мефодия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Мефодия, игумена Пешношского (Б) , и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Владимира, митр. Киевского (В) . А. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и святителя, глас тот же – 3. «Слава» – пророка, глас 2-й: «Пророк Божественное пришествие...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходимая врата...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й; затем припев: «Священницы Твои облекутся в правду...», и стихира свт. Мефодия, глас 4-й: «Весело днесь Церковь...». «Слава» – пророка, глас 6-й: «Пророче, проповедателю...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никтоже притекаяй...». По Трисвятом – тропарь пророка , глас 4-й: «Во плоти Ангел...». «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богородице прилежно...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «К Богородице прилежно...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), пророка на 4 и святителя на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (святителя). По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й; седален пророка, глас 1-й. «Слава» – седален святителя, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос пророка, глас 2-й.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-27/

Святитель Варсонофий, Казанский чудотворец как настоятель Николаевского Пешношского монастыря Источник Более пятисот лет существует Николаевский Пешношский монастырь. Основанный преподобным Мефодием († 4-го июня 1393г.), учеником преподобного Сергия Радонежского вдали от городов и селений среди болот и лесов, он, несмотря на все невыгодные для своего существования условия, не только устоял, но сделался известным во всех концах православной России. Много бурь и невзгод пронеслось над ним: то пожары истребляли почти все его здания; то Ляхи напали, разграбили и убили в нем несколько иноков; то последовало закрытие и обращение его в приходскую церковь 1 . Но значительно более видел он светлых дней, когда по молитвам своего первоигумена, преподоб. Мефодия и всегдашнего покровителя Святителя Николая благословение Божие воочию разливалось на него. Одну из светлых страниц истории монастыря представляет время, когда был игуменом в нем Варсонофий, впоследствии прославленный Богом святитель и чудотворец Казанский. Представляем вниманию читателя описания деяний его, как настоятеля Пешношского. Святитель Варсонофий родился в 1495 году, в городе Серпухове, где родитель его был священником; во святом крещении наречен он был Василием. Недолго суждено ему было жить в родном городе, в родной семье. Получив первоначальное образование в доме родителя, он еще в юных годах (на 17году) был взят в плен татарами, где и находился около трех лет. Там безропотно перенося все неприятности своего положения, он приучил себя к труду и терпению, покорности и кротости. Выкупленный из плена отцом, он не захотел жить в его доме, но, получив благословение, отправился в Москву и в Андрониковой обители принял монашество с именем Варсонофия. Строгий к себе от юности, он еще строже держал себя в одежде инока. Здесь узнал его тверской епископ Акакий, взял к себе в Тверь и возвел в сан иеродьякона; долго ли служил он там, неизвестно. Но знаем, что из Твери он снова возвратился в Москву, опять поселился в Андрониевском монастыре и снова отдался подвигам высокой духовной жизни. Так прошло несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/s...

14-е Святого Мефодия, патриарха Константинопольского Родом сицилианин, из Сиракуз; в юных летах постригся на острове Хиосе, а в 811 году, как доверенное лицо, послан был патриархом Никифором к папе Римскому в звании апокрисиария и прожил почти девять лет. В 821 году возвратился с письмом папы Пасхалиса к новому императору Михаилу Косноязычному, но этот обвинил Мефодия в измене, приказал наказать телесно, причём ему повредили челюсть, и заточить на острове св. Андрея (близ Никомидии) в тесную яму, где уже содержался разбойник. Выпущенный по смерти Михаила (в октябре 829), больше похожий на мертвеца и не имея ни волоска на голове, он жил в Константинополе частным человеком (потому что во всех монастырях были иконоборцы), посещал некоторые дома и кое-кого обратил на путь истины, потому что был святой жизни, глубоко знал св. Писание и творения отеческие. Года через два император Феофил, по указанию других, воспользовавшись его помощью в уразумении некоторой книги, назначил ему помещение между дворцовыми офицерами, часто призывал для собеседований об учёных предметах и во время походов брал с собой. По смерти Феофила (20 января 842) возведённый императрицей Феодорой на патриарший престол (12 февраля 842), он созвал в Константинополе собор, на котором восстановлено почитание святых икон и положено ежегодно в первую неделю Великого поста совершать Торжество Православия. Скончался в 846 году. † Преставление благоверного князя Мстислава Благоверный князь Мстислав, в крещении Георгий, внук блаж. великого князя Мстислава и сын блаж. князя Ростислава, в 1166 г. участвовал в победе южных князей над Половцами, потом принимал участие в войнах князя Андрея Юрьевича с Киевом и Новгородом 147 . – Самый блистательный подвиг мужества его относился к 1173 г. Андрей Юрьевич, великий князь Владимирский, объявил Ростиславичам, что им нет места в южной России, – она его – собственность. Мстислав велел остричь послу голову и бороду и отправил его сказать Андрею: «доселе мы уважали тебя, как отца; но, когда ты говоришь с нами, как с слугами и людьми простыми, идём на суд Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мефодий (Кульман), еп. Кампанский. Фотография. Кон. 60-х гг XX в. (Кульман Владимир Николаевич; 12.07.1902, С.-Петербург - 13.04.1974, Аньер-сюр-Сен, пригород Парижа), еп. Кампанский Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата . Род. в семье проф. Николая Карловича Кульмана (1871-1940), известного слависта и лит. критика. На духовное формирование Владимира оказал большое влияние его дядя свящ. Александр Карлович Кульман († 1937). Во время учебы в гимназии Владимир придерживался социалистических взглядов. Ужасы террора в г. Николаеве, куда семья бежала в 1918 г., изменили его отношение к революции. Осенью 1920 г. семья Кульманов покинула Россию. Более года Кульманы прожили в Варне (Болгария), где Владимир окончил гимназию. В 1922 г. семья переехала в Прагу (Чехословакия). В том же году Владимир поступил на историко-филологический фак-т пражского Карлова ун-та. В студенческие годы на него сильное влияние оказал Пражский еп. Сергий (Королёв) , которому Владимир прислуживал за богослужениями. Большое впечатление произвели на него посещения в студенческие годы Прикарпатской и Пряшевской Руси, где правосл. население столетиями сохраняло свою веру и национальное сознание в чужом окружении. В 1926 г. окончил ун-т со степенью доктора философии. Был сотрудником пражского Славянского ин-та, однако отказался от карьеры кабинетного ученого и решил отдать все силы служению Церкви. Еп. Сергий благословил его поступить в Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже. Работал в Славянской б-ке. Стал одним из основателей братства имени прп. Сергия Радонежского, участвовал в издании «Сергиевских листков» . 14 дек. 1930 г. пострижен в Париже управляющим рус. правосл. приходами в Зап. Европе митр. Евлогием (Георгиевским ; с 1931 г. экзарх Западноевропейского Экзархата рус. правосл. приходов) в монашество с именем в честь прп. Мефодия Пешношского, был рукоположен во диакона. В 1931 г. окончил Сергиевский ин-т с дипломом 1-й степени. Был рукоположен во иерея. Первое послушание М. проходил как духовный руководитель в молодежном летнем лагере, организованном Русским студенческим христианским движением на атлантическом побережье Франции. Там он служил в лагерном храме, проводил беседы, ежедневно читал краткие проповеди, которые по указанию начальства не должны были превышать 3 мин. Этот навык остался у него на всю жизнь: его проповеди отличались глубиной мысли и краткостью изложения. Духовником М. был свящ. Сергий Четвериков, который передал ему любовь к Оптиной пустыни и вместе с которым М. в 1939 г. ездил в Валаамский мон-рь в Финляндии. В 1932 г. М. стал настоятелем только что основанного в г. Аньер-сюр-Сен деп. О-де-Сен Франции храма Христа Спасителя (в память о разрушенном храме Христа Спасителя в Москве). В этом храме М. служил 42 года. В 1938 г. был возведен в сан игумена, в 1940 г.- архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2563118.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Мефодий Пешношский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (ЦАК МДА) (сер. XIV - 1-я четв. XV (?) в.), прп. (пам. 4 и 14 июня, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Пешношский (Песношский), основатель Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца монастыря на р. Яхроме. По сведениям К. Ф. Калайдовича , жившего в Пешношской обители в 1815-1816 гг., в сер. XVIII в. здесь находился список Жития М., к-рый до нач. XIX в. не сохранился. Сведения о М. содержатся в «Летописи Пешношской (Песношския) обители отеческой», составленной иером. Иеронимом (Сухановым) в 1859 г. (Архив МЗДК). В Месяцеслове троицкого мон. Симона (Азарьина) М. упоминается как ученик прп. Сергия Радонежского : «В 14 день преставление преподобнаго отца нашего Мефодия Песношскаго чюдотворца иже на Яхроме, ученик бе святому Сергию» (РГБ. Ф. 173. I. 201. Л. 334 об., сер. 50-х гг. XVII в.; сходный текст имеется в близких по составу Святцах с пасхалией - ГИМ. Син. 901. Л. 161 об.- 162, XVII в.). В «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (нач. XVIII в.) М. назван первым в списке святых г. Дмитрова и отмечено, что он преставился 14 июня 6900(1391/92) г. (Описание о российских святых. С. 84-85. 209). Однако эта дата условная, т. к. зависит от года преставления прп. Сергия. Согласно позднему устному преданию, М., получив благословение прп. Сергия, поселился в пустынном месте в дубовом лесу за р. Яхромой. Впосл., когда к нему собралась братия, М. по совету своего наставника удалился в более удобное место - к устью р. Пешноши. Ища безмолвия, преподобный уходил молиться к часовне во имя св. прор. Иоанна Предтечи, расположенной на расстоянии 2 верст от обители; здесь его посещал прп. Сергий; со временем пустынь назвали Беседой. В тропаре М. именуется «собеседником и спостником преподобному Сергию» (тропарь и кондак под 4 июня - ГИМ. Вахром. 897 («Акафистов, служеб и повестей разных святых, поучительных слов и других душеполезных молений книга четвертая»). Л. 89, ок. 1858 г.).

http://pravenc.ru/text/2563098.html

Этот святой XIV века был основателем Пешношского монастыря. В юности он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и провел несколько лет под его руководством. 17 июня. ПРАВМИР. Православная Церковь отмечает память преподобного Мефодия, игумена Пешношского. Этот святой XIV века был основателем Пешношского монастыря. В юности он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и провел несколько лет под его руководством. По благословению преподобного Сергия Мефодий удалился в пустынное место и за рекою Яхромой в лесу поставил келию. Вскоре в эту глухую и болотистую местность к нему явилось несколько учеников, желавших подражать его жизни. Преподобный Сергий посетил его и дал совет построить обитель и храм. Преподобный Мефодий сам трудился при построении храма и келлии, «пеш» нося деревья через речку, которую с тех пор стали называть Пешноша. С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. По временам он удалялся за две версты от монастыря и здесь подвизался в молитве, сюда же для духовных бесед к нему приходил преподобный Сергий, почему эта местность и получила название «Беседа». Николо-Пешношский монастырь в конце XIX века   Преподобный Мефодий был погребен в основанной им обители. В 1732 году над его мощами была сооружена церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского. Начало местного празднования относят к концу XVII — началу XVIII века. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

Преподобный Сергий посетил его и дал совет построить обитель и храм 17 июня. ПРАВМИР. Преподобный Мефодий, игумен Пешношский был основателем Пешношского монастыря. В юности он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и провел несколько лет под его руководством. Затем, по благословению преподобного Сергия, он удалился в пустынное место и за рекою Яхромой в лесу поставил келлию. Вскоре в эту глухую и болотистую местность к нему явилось несколько учеников, желавших подражать его жизни. Преподобный Сергий посетил его и дал совет построить обитель и храм. Преподобный Мефодий сам трудился при построении храма и келлии, «пеш» нося деревья через речку, которую с тех пор стали называть Пешноша. С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. По временам он удалялся за две версты от монастыря и здесь подвизался в молитве, сюда же для духовных бесед к нему приходил преподобный Сергий, почему эта местность и получила название «Беседа». Преподобный Мефодий был погребен в 1392 году в основанной им обители. В 1732 году над его мощами была сооружена церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского. Начало местного празднования относят к концу XVII — началу XVIII века. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Николо-Пешношский монастырь откроютя для верующих в 2009 г. Москва, 2 июля 2007 г. С таким заявлением выступил глава Дмитровского района Московской области Валерий Гаврилов 30 июня во время церемонии воздвижения Креста над храмом преподобного Сергия Радонежского в Николо-Пешношском монастыре. По его словам, через год храм, в котором под спудом покоятся мощи преподобного Мефодия Пешношского чудотворца, будет полностью восстановлен, а к 2009 году прихожане Николо-Пешношского монастыря будут иметь возможность свободно посещать богослужения в возрождаемой обители. Несмотря на то, что решение вопроса о передаче монастыря Русской Православной Церкви затягивается, по соглашению между московской епархией, администрацией района и руководством психо-неврологического диспансера будет сделан отдельный вход для свободного посещения восстановленных храмов и участия в богослужениях. Чин освящения и установки св. Креста на Сергиевскую церковь в Николо-Пешношском монастыре возглавил епископ Серпуховский, викарий Московской епархии архимандрит Роман (Гаврилов). Ему сослужили благочинный Дмитровского округа иеромонах Никон (Крючков), настоятель церкви преподобного Сергия Радонежского в Николо-Пешношском монастыре иеромонах Никон (Головко), настоятель Покровского храма иерей Александр Юзапольский, и духовенство Дмитровского района. Спустя 80 лет разорения и осквернения святынь над «второй Лаврой» воздвигнут Крест Господень. Это событие,- как сказал в своем слове владыка Роман, - знаменует собой начало реального возрождения одного из величайших центров Православия, и, вне всякого сомнения, будет иметь историческое значение в духовной жизни Московской епархии и всей России. Молебен собрал около 300 паломников из разных регионов России. Почтить память Преподобного и помолиться за возрождение монастыря прибыли работники исторического музея Дмитровский кремль, паломнические группы из Москвы, воспитанники Свято-Алексиевской православной гимназии в Ольсово, которые с восстановленными иконами преподобного Мефодия и образом Божией Матери, именуемым «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», живым аналоем предстояли у Креста.

http://pravoslavie.ru/22952.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (28.10.1880, дер. Гридино Тверского у. Тверской губ.- 17.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших). Род. в семье священника. Поступил в Тверскую ДС, к-рую окончил в 1903 г. Во время обучения в семинарии нес послушание учителя певчих архиерейского хора, часто приглашался проповедником на архиерейские богослужения, служил псаломщиком в Успенской единоверческой ц. в Твери. 17 окт. 1903 г. рукоположен во священника к ц. во имя Илии Пророка в с. Селихово Корчевского у., стал щедрым жертвователем и активным деятелем благотворительного об-ва во имя вмц. Варвары, оказывавшего помощь бедным воспитанницам тверского епархиального уч-ща. В 1908 г. А. по благословению епархиального архиерея учредил при храме в Селихове церковноприходской совет из 12 чел. За полгода деятельности совета при содействии Корчевского земства была открыта б-ка-читальня, собраны средства на устройство богадельни при храме, собирались деньги, раздававшиеся нуждающимся. С начала первой мировой войны А. вместе с прихожанами помогал больным и раненым воинам, в 1916 г. награжден камилавкой. 17 февр. 1917 г. назначен помощником благочинного 1-го округа Корчевского у., возведен в сан протоиерея. В послереволюционное время А., не уступая воинствующему безбожию, организовал многочисленные паломничества к правосл. святыням. 24-26 июля 1921 г. пастырь возглавил паломничество в Мефодиев Пешношский мон-рь ; по окончании паломничества его участники образовали союз ревнителей христ. благочестия под небесным покровительством прп. Мефодия Пешношского , А. составил устав союза. В летнее время его члены принимали активное участие в крестных ходах, устраиваемых различными приходами, а в зимнее - в устройстве бесед на религ. темы. Для противодействия обновленчеству по инициативе А. 26 янв. 1923 г. состоялось собрание духовенства и мирян Кимрского у., единогласно принявшее резолюцию, в к-рой пропаганда реформаторских идей «Живой церкви» признавалась «делом совершенно... недопустимым, весьма вредным для внутреннего благосостояния православной Церкви». За написание текста резолюции А. был арестован и 16 мая 1923 г. приговорен к 3 годам заключения, к-рое отбывал в СЛОН. Освободившись в 1926 г., он вернулся к служению в Селихове. 15 авг. 1930 г. А. снова был арестован и обвинен в том, что в своих проповедях касался политики советской власти, занимался контрреволюционной деятельностью и антисоветской агитацией, к-рая привела к развалу местных колхозов; виновным себя не признал. Тройка ОГПУ приговорила А. к 3 годам ссылки, к-рую он отбывал в Актюбинске (Казахстан). Вернувшись из ссылки, А. служил в храме Покрова Пресв. Богородицы в с. Власове Шатурского р-на Московской обл.

http://pravenc.ru/text/76192.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010