Так как говорят, что при смерти вид отделяется от плоти, то рассмотрим, сколько считается способов отделения отделяющегося. Говорят, что одно отделяется от другого или действием и существом, или мыслью, или действием без существа. Так, если бы кто стал отделять друг от друга смешанные между собою пшеницу и ячмень, то отделение посредством движения называется действием, а поколику отделенные существуют сами по себе, то они называются отделенными по существу. Мысленно же отделение бывает тогда, когда мы отделяем вещество от качеств и качества от вещества; а (отделение) действием без существа бывает тогда, когда отделенное одно от другого более не существует, не имея бытия само по себе. Это всякий может видеть и в ремесленных произведениях, взглянув на статую, или медного коня. Обратив на это внимание, он увидит, как изменяется естественный вид и дается другой вид, от которого исчезает природный вид. И если кто станет сплавливать произведения, имеющие вид человека или коня, то найдет, что вид изображения исчезает, а самое вещество остается. Итак неосновательно говорить, будто вид воскресает, нисколько не повредившись, а тело, в котором этот вид напечатлен, истлевает. – Но, «это так, – говорит он, – потому что вид изменится в духовное тело». Следовательно необходимо допустить, что собственно самый первоначальный вид не воскресает, так как он изменяется, истлевая вместе с плотью; ибо если он преобразится в духовное тело, то это будет собственно не он сам, первоначально бывший вид, но некоторое подобие его, преобразовавшееся в тонкое тело; если же так, то ни вид тот же самый, ни тело не воскресает, а нечто другое вместо прежнего. Ибо подобие, будучи иным в сравнении с подобным себе, не может быть тем самым первым, чего оно есть подобие. 16. Ориген говорит следующее: о Лазаре и богатом может возбуждаться сомнение; люди простейшие думают, что здесь сказано, будто они оба вместе с телами получают достойное по делам своей жизни; а более точные думают, что это событие совершается не при воскресении, так как после воскресения никто не останется в этой жизни; между тем богатый говорит: «у меня пять братьев; чтобы и они не пришли в сие место мучения, пошли Лазаря» возвестить им о здешнем ( Лк.16:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

   «Общение с Богом» — это нечто в язычестве давно забытое или до того извращенное, что, казалось, об этом можно было у Тертуллиана услыхать побольше и поглубже. Несколько обстоятельнее раскрывает он цель воздержания там, где касается жизни девственниц. В них, как и в мучениках, христиане первых веков видели наиболее завершенный образ подлинного христианства (святой Иустин, Афинагор, Тертуллиан, позднее святой Мефодий Патарский). О девах во II веке любили говорить язычники как о цвете христианства (то же о мучениках). Ибо их жизнь была всецело отдана основным целям христианства, в них с особенною силою «всякая плотская похоть поглощалась любовью Божественной». В девстве всего яснее было «сокровенное благо» христианства. Тертуллиан говорит о девах следующее: «Они сделали выбор свой, стали супругами и дщерями Бога своего: живут и беседуют с Ним; не оставляют Его ни днем, ни ночью; принесли Ему в приданое молитвы свои, они ожидают от Него в брачный подарок благодати и милостей, которых всегда и удостаиваются. Они избрали благую часть и, отказавшись от замужества на земле, считаются уже в семействе ангелов. Да поселит в тебе пример сей соревнование, и да укрепит тебя в воздержании, да поглотится всякая плотская похоть в любви Божественной».    Воздержание и его плоды были хорошо известны в Малой Азии, в этом старом средоточии христианства II века. Руководитель христиан Малой Азии, старший современник Тертуллиана святой Мелитон Сардикийский известен был своим воздержанием и славился тем, что «все делал по внушению Святого Духа», — как пишет о нем его сосед, епископ Ефеса Поликрат. И в Карфагене в эту эпоху проповедь воздержания не была отвлеченностью. Когда Тертуллиан убеждал свою жену в необходимости и пользе воздержания, он мог указать ей, «сколько людей после крещения посвятили плоть свою целомудрию, сколько христиан развелись между собою телом с общего согласия? Сколько... осудили себя на воздержание и без развода?»    Но не одни девы и подобные им целомудренные супруги искали и обретали во времена Тертуллиана новую жизнь и ее блага. Уже по внешним признакам можно догадываться о внутренней жизни Карфагена. Записки мученицы Перпетуи, современницы Тертуллиана, подводят нас вплотную к внутренней жизни Карфагена. По сочинениям Тертуллиана видно, например, чем заполнена была новая жизнь обыкновенной карфагенской христианки. Постоянное участие в молитвенных собраниях, бдения, стояния, погружение в молитву и созерцание, частое, вероятно, ежедневное приобщение на дому, пост, прием странников, помощь и посещение бедных и мучеников — вот обычные бытовые явления жизни мирян Карфагена.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Старательно» – БО 210 переводит «поспешне» словом «скоро». Следует предположить, что в греческом тексте здесь было употреблено vεο. «Временные лишения» – Срезн. (т. II, стр. 1218) переводит «в порукыих временных» словами «в бедственные времена». «Жестокой... муке». Греческим эквивалентом славянского «иностранный», несомненно, является Sao o v.o ;. БО 211 переводит: eine fremde Pein. " Благотворность... трудов». Слав, «благонравие» передает смысл греч. « ι(Срезн., т. I, стр. 102). У БО 211 переведено: Tugend. " Но известные нам» – перевод предположительный, основанный на чтении славянского текста «нами же ведома» вм. «нами неведома» (срав. БО 211–212). «Страдая от болезней» – для удобства передачи смысла славянского текста на русский язык следует предпочесть чтение «боляще» вм. болеесте», предлагаемое у БО 211. «Помощь» – такой перевод возможен, если читать в слав, тексте «поспешие» Μv´θιιΤ. вм. «поспешне». «Борец» – в славянском тексте «мученик». «угодно и Ему» – перевод, основанный на чтении «и Оному люба» (срав. БО 212). «восстанавливают» - " бывают пакы». «не своевременно» – «бесчастна», греч. вероятно awf. БО 213 предлагает перевод «безучастно» (или «незадачливо»). См. Срезн., т. 1, стр. 80. Расстановка знаков и перевод не совпадают с БО 213. «Премудрость» (Промысл); слав. «ум», возможно, соответствует греч. ττο.ου. См. Срезн., т. 11, " стр. 1213. «в бедствии будут скорбеть» – «требующей... печаль подимуть». БО 214 переводит: begehrend – «требуя». «Требовати» – быть в нужде, бедствовать, скорбеть. Орав. Срезн., т. Ill, стр. 1023. «печалиться» – «попеченна» от глаг. попечися» – греч. ιτεv Βτ,. См. Срезн., т. II, стр. 1191. «попускаемое» – «еже и простися». См. Срезн., т. II, стр. 1575. «имеют лишь по видимости» – БО 214 предлагает чтение «яко не приемлюще» вм. «яко и приемлюще» – nicht empfangend. «как истинно сущее» -«яко и суща»; вероятно, греч. «призрачность» – «мнение». «добродетельную... жизнь»- «благожизненное»; вероятно, ­­ греч. ы-гргу.:. См. Срезн., т. I, стр. 99.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

8. (Таково) повеление Духа Святого и апостолов: «не вынуждать язычников соблюдать Моисеев закон». (Это) сказано для тех, кто понимает закон телесно, кто соблюдает омовения сосудов и многие другие ( Мк. 7, 4 ) обычаи. Глава 7 1. (Может быть), кто-нибудь станет допытываться, почему Бог не позволил (иудеям) 22 вкушать (мясо) всяких животных, как всем людям, но заповедал им некоторое воздержание, разделив (животных) на чистых и нечистых. 2. Не для того ли (дано это повеление), чтобы жизнь была чистой и непричастной проказе? Жить (следует так), чтобы (не только) не есть мяса, (но) и не иметь неправедных мыслей 23 , ибо мы можем жить, (питаясь) теми плодами, которые дает нам земля. Но мы поступаем не по правде: тогда как эти животные раньше ничем не обидели нас, (мы) закалываем их для своего наслаждения. Не достаточно ли было бы для нас наслаждаться честью (от них) и их трудами? Но мы и после такой большой службы влечем их на заклание, делая зло, (причиняемое) им, своим наслаждением. 3. А если Бог позволил есть животных, так как Бог сотворил их для нашего наслаждения, то почему мы не едим тех, которые не участвуют в служении нам, но тех, которые в особенности трудятся для нас. Работающих на пашне волов, дающих молоко коров и украшающих нас своим руном овец мы закалываем и убиваем. Если же кто вкушал свинины, тот очищался с угрозою. 4. Скажем же, для кого 24 это узаконено Богом на спасение. Так как Бог не заповедал ничего бесполезного, (то), чтобы показать для многих пути к богопочитанию, Он отлучил их от Египетской пищи и, вместо того, возвел их к благоразумию. Так и врачи исцеляют многих больных, (назначая им) иную пищу. 5. Сначала ведь, из-за дыма идоловерия, нужен был такой закон (чрез который бы) они получили множество добродетелей и были бы испытаны, насколько они усердны к этому закону. Надлежит быть тому, чтобы не послушавшие Бога в малом тем более оказались непослушными во многом, а послушные в малом хранили бы и многое ( Лк. 16, 10 ). 6. Поэтому законом прежде всего и установлены правила о пище, о жертвах и об ином, наиболее простом, хотя (и тогда) не было неизвестно 25 , что человек не может быть осквернен ( Мк. 7, 15 ) всем, входящим в него. Нужно было, чтобы наши души научились малым, дабы они могли сохранить более необходимое. Как учителя, рисуя для детей простые линии, учат их этими (линиями), так и Бог вместо линий дал закон, чтобы научившиеся сначала им восходили (затем) выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

7. Так и Павел возвестил, что «закон есть тень будущих благ, а не самый образ будущих вещей» ( Евр. 10, 1 ), так как тень не является истинным изображением вещей. Изображение объясняет то, что изображается им, и показывает в подобии как бы пришедшим то, что еще не наступило. Что тень по сравнению с изображением, то и закон (Моисеев) по сравнению с Евангелием, а что изображение по сравнению с самими вещами, то Евангелие по сравнению с грядущим. Глава 8 1. Поскольку таково положение (дел), необходимо (следует), что и эта заповедь о пище есть тень будущих благ ( Евр. 10, 1 ), которые открыты и выяснены Евангелием ( 2Кор. 3, 14 ); (следует) не столько иметь попечение о пище и о (животных), имеющих раздвоенные копыта, сколько о правде и о духовной пище и о богоугодных делах 26 . Что (обозначает) раздвоение копыт? Что такое пережевывание жвачки? 2. Что там раздвоенные копыта, то здесь деятельная и благоразумная жизнь. А что в том случае есть отрыгание пищи, то здесь разумное понимание Писания; (это необходимо для того), чтобы не потерпеть нам вреда, если примем только простой смысл Писания. 3. Закон же разделяет животных не только на чистых и нечистых, так как постановления о яствах имеют много (смешивающихся) совпадений. Так кабан, поскольку не отрыгает жвачку, нечист ( Лев. 11, 7 ), а поскольку имеет раздвоение копыт, является чистым. И верблюд ( Лев. 11, 4 ), поскольку не имеет раздвоения копыт, является нечистым, но поскольку отрыгает пищу, (постольку) он чист. Если же они с одной стороны чисты, а с другой нечисты, (то они) наполовину чисты и нечисты. Совершенно нечисты не имеющие раздвоения копыт и не отрыгающие пищу. А чисты (те, которые) имеют и то и другое, то есть и раздвоение (копыт) ( Лев. 11, 3 ) и отрыгание пищи. 4. Итак, кабан наполовину чист, а слон совершенно нечист, так как не отрыгает пищи и не имеет раздвоения копыт. А закон повелевает остерегаться, чтобы не прикоснуться ( Лев. 11, 8 ) к костям их и всего мертвого. Почему же гнушаются наполовину чистым, а совершенно нечистым – то есть, слоном не гнушаются 27 , но даже пользуются костями его и зубами и иным, не соблюдая заповеди? Каким же образом пророк в псалме создает из костей его дом для Христа? «Из чертогов слоновой кости, – говорит он, – из них увеселяют Тебя. Дочери царей в почете у Тебя " ( Пс. 44, 9–10 ). Между тем закон повелевает ни разу не прикасаться к кости такого животного.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Еввул. Следовательно и в борьбе тот борец есть отличнейший, который имеет противников? Григора. Необходимо. Еввул. Также совершенно необходимо допустить, что и душа, которая борется с движениями похоти, не увлекается ими, а напротив устраняет себя и противится им, оказывается более сильною, нежели не чувствующая похоти. Григора. Справедливо. Еввул. Что же? Как тебе кажется, Григора, сильно бороться с движениями дурных пожеланий не значит ли иметь более мужества? Григора. И очень. Еввул. А это мужество не есть ли сила добродетели? Григора. Очевидно. Еввул. Если же сила добродетели есть терпение, то душа возмущаемая, но сильно противящаяся пожеланиям, не оказывается ли сильнее невозмущаемой? Григора. Так. Еввул. Если же она сильнее, то и превосходнее? Григора. Так. Еввул. И так из вышесказанного следует, что душа, чувствующая похоть и воздерживающаяся, превосходнее не чувствующей этого и воздерживающейся. Григора. Ты говоришь правду; впрочем я желала бы еще обстоятельнее поговорить с тобою об этом. Если тебе угодно, то завтра я опять приду послушать тебя. А теперь, как видишь, нам уже пора обратиться к заботам и о внешнем человеке. 53 Предлагаемая песнь, состоящая из 24 строф с отдельным припевом, имеет алфавитный акростих из 24 букв Греческого алфавита. По мнению новейших исследователей древних церковных песнопений (Anthologia graeca carminum christ. IV Christ et M. Paranikas, Lips. 1871. p.XVI и 33. Method. oper. ed. Jahnii, 1865. p.49–51 и д.), она была назначена для домашнего употребления, хотя и носит названия, употреблявшиеся для церковных песнопений (ипакои и псалом), и составлена ямбическим рифмом, впрочем не везде метрически правильным, с разделением каждой строфы на четыре стиха, из которых три более длинные (большею частью семистопные ямбы), и один более короткий (большею частью четырехстопный ямб), по образцу припева, состоящего из двух стихов, длинного и короткого: Αγνεω σοι, κα λαμπδας φαεσφρους κρατουσα, Νυμηε, υπαντνω σοι. 54 Город Телмисс, находившейся в Ликии, недалеко от Патар, славился языческими прорицателями, по свидетельству древних, Герод.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Проповедь христианских ораторов, сообразно с содержанием своим, в различные времена носила различные наименования. Она называлась: а) Трактатом – (tractatus, λγος – словом). Это название усвоялось по преимуществу проповедям, которых предметы изъяснений заимствовались из мест Священного Писания. Так, во 2-м веке Иустин мученик говорит, 654 повествуя о Богослужении христиан, что в его время «читали Деяния Апостольские и писания пророков, сколько дозволит время: потом, когда перестанет чтец, предстоятель посредством слова делает наставление и увещевает последовать тем превосходным правилам. Затем все вообще встаем и совершаем молитвы». Согласно с этим свидетельством говорит 655 и Тертуллиан : «мы собираемся, чтобы читать Св. Писание, из которого, смотря по обстоятельствам, почерпаем необходимые для нас сведения и наставления. Это святое слово Божие питает нашу веру и надежду, поддерживает наше упование, более и более усиливает между нами благочестие, вкореняя в нас правило его». Подобные указания встречаем у Оптата Мелевитского, 656 Амвросия 657 и Иеронима. 658 б) Иногда проповеди назывались диспутами – disputationes. 659 Это понятие о проповеди давалось отцами церкви для обозначения прений Апостолов с Иудеями или с язычниками, а потом – прения отцов церкви с еретиками. в) Проповеди назывались (doctrinae, διδασκαλαι). Слова эти выражали собственно изложение учения христианского, и употреблялись преимущественно Восточными отцами. Западные отцы часто давали название доктора тем, которые занимались этим родом сочинений. 660 г) – назывались беседою – Homiliae (по-гречески – μιλαι, по-латински – Sermones). Это обыкновенные беседы, одинаково доступные для всякого понимания, или дружеские разговоры, простые и безыскусственные. д) назывались Locutiones. Это слово часто употреблялось отцами церкви в более обширном и общем значении. 661 Об обрядах, допускаемых при произношении проповедей Прежде начала проповеди проповедник осенял себя крестным знаменем. Св. Мефодий Патарский († сконч.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

О пиявице, о которой говорится в книге притчей, и о (словах) «Небеса проповедуют славу Божию» Источник Глава 1 1. Венец из цветов сплетаю я для Христа, (но) не из (тех), которые похожи на (приносимые) иудеями, – не из таких. Ведь они полагали, (что можно) умилостивить Бога кровью животных, а мы, принявшие словесные жертвы ( 1Пет. 2, 5 ), не умеем приносить агнца н тельца. Но, как пчела, находящая медоносные источники, летая по росистым цветам, берет благоухание (нынешних цветов), принося нам плод, соответствующий полю, – так и мы, летая на легких крыльях мудрости и, по Евангельским и пророческим (наставлениям), наполнив 1 (наши) меры ( Лк. 6, 38 ), разнообразными песнями и изречениями, будем умилостивлять Бога этим духовным почитанием. 2. Боюсь, что это сочинение окажется трудным и тяжелым, так что, о Евстохий, я не в состоянии буду духовно истолковать (то, что) ты поручил мне. Ибо трудно правильно говорить о Боге. Однако сам Господь усиленно повелевает не лениться и ни в чем не уклоняться от исследования Писания, говоря: Исследуйте Писания, ибо в них вы имеете жизнь вечную ( Ин. 5, 39 ). 3. Так, по Евангелию, некто, желая построить башню ( Лк. 14, 28–29 ), не мог совершить (этого). Христос учит нас этою притчею не восходить в (область) невозможного, то есть в смысл того, что превышает наше разумение, но, соразмерно с нашими силами, говорить и поучать прежде всего о познаваемом. 4. Тем не менее, веруя, что Господь может родить во мне слово, я выхожу на дело и отваживаюсь говорить. «Излилось из сердца моего слово благое» ( Пс. 44, 2 ). Хотя пророк сказал это (о) Отце и о Сыне, но (также) и Дух Святой в благочестивых 2 и чистых (людях) рождает благое слово и божественные мысли. 5. Поэтому, о душа, приобрети надежду на Бога и просветись светом познания ( 2Кор. 4, 6 ). Поучайся в законе Господнем день и ночь ( Пс. 1, 2 ; Нав. 1, 8 ). Не давай места духу прельщения и подражай всем другим добродетелям того, кто сказал: «Ради страха Твоего, Господи, мы зачали во чреве, и болели, и родили дух спасения» ( Ис. 26, 18 ) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Сократ, которого дельфийский оракул назвал мудрейшим, изрекает истину, беря на себя роль заключительного хора в театральном представлении. Окончательный смысл искусства и жизни звучит в его простых словах. Резюмирующее размышление Сократа является достойным финалом дружеского состязания в доме Агафона, а сам образ мудреца в последних строчках диалога еще раз приобретает символические черты. И Агафона и Аристофана наконец сморил сон. Один Сократ не знает усталости. На рассвете он выходит из дома Агафона и является в Ликей, где освежается водой после пиршественной ночи. Весь день он проводит, как ему полагается, в беседах и встречах, а к вечеру наконец отправляется домой на отдых. Оказывается, что этот неустанный и вечно бодрствующий Сократ платоновского «Пира» и есть само неустанное стремление к овладению все новыми и новыми идеями. Он всегда бос и нищ, как сам Эрот, он всегда бродит по дорогам, ибо ему мало того знания, которым он обладает, и он стремится к целостному, всеохватывающему, идеальному знанию. Перед нами живое олицетворение философии, то есть любви к мудрости. Платоновский «Пир» положил начало новому жанру литературного диалога «симпосию», то есть мудрой беседе за пиршественным столом. Как мы уже знаем, соперник Платона по ученичеству у Сократа Ксенофонт тоже создал свой «Пир». В I веке нашей эры Плутарх написал «Пир семи мудрецов» и «Десять книг пиршественных вопросов». Сатирик Лукиан (II b. н. э.) — тоже автор «Пира». Римлянин Петроний в «Сатириконе» (I b. н. э.) пародийно изображает блестящее пиршество Тримальхиона. Атеней (III b. н. э.) — автор огромного сочинения в 15 книгах «Софисты за пиршественным столом». Грек Макробий (V b. н. э.) издает на латинском языке «Сатурналии», семь книг пиршественных бесед. Император Юлиан, философ-неоплатоник и борец с христианством (IV b. н. э.), пишет сатиру на римских цезарей под названием «Пир, или Кронии». Епископ и отец церкви Мефодий Патарский (IV b. н. э.) сочиняет «Пир десяти дев», полемизируя с еретиками и борясь с пережитками древних языческих культов.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мефодий Патарский, Олимпийский, сщмч. - житие Мефодий Патарский, Олимпийский (ок. 310-312). Имя происходит от хорошо всем знакомого греч. слова “метод” и означает “методичный” — только не в худшем (неспособный выйти за пределы метода), а в лучшем смысле слова: способный правильно использовать метод, хитроумный человек. Св. Иероним считал, что Мефодий был сперва епископом города Олимп в Ликии, а затем Тира; греческая традиция утверждает, что он был епископом города Патары в Ликии. Впрочем, обстоятельства его жизни точно неизвестны, нет полной уверенности в том, что сообщение о его мученической кончине достоверно. Сохранились, однако, сочинения Мефодия, которые достаточно ярко рисуют образ автора: интеллектуал, прекрасной знавший Платона и использовавший в своих сочинения форму диалога, подобно великому философу. Мефодий активно участвовал в обсуждении вопросов, поднятых великим богословом Оригеном; он выступал против некоторых тезисов Оригена (к примеру, против учения о предсуществовании душ или о цикличности творения мира), но не мыслил себя без того стиля богословствования, который Ориген создал, любил, подобно Оригену, толковать Писание аллегорически. Более того, как и Ориген, Мефодий считал одной из основной духовной жизни девственность. Правда, если Ориген нарушил некоторую меру, оскопив самого себя, Мефодий меру соблюл. Он написал знаменитую книгу “Пир десяти дев” (написанную в форме шедевра Платона “Пир”), которая завершалась гимном Христу Жениху и Церкви — Невесте. Эта книга веками вдохновляла поэтов и мыслителей. Правда, в XIV столетии Бокаччо написал на неё пародию — более знаменитый в современном мире “Декамерон”. Бокаччо, однако, не был каким-то кощунником и развратником, он был — как и целые поколения гуманистов — своеобразным юродивым, отрицая не само по себе целомудрие, сколько целомудрие фальшивое, рабское, навязанное обществом, а не свободное целомудрие, приносимое Христу человеком. Соч.: Святой Мефодий, епископ и мученик, полное собрание его сочинений. Или: Полное собрание творений. Пер. с греч. под ред. проф. Е.Ловягина. Спб., 1877. Изд. 2-е, Спб., 1905; Слово в Неделю Ваий — “Христианское чтение”, 1887, II, с. 8 слл. Acta Sanctorum, сентябрь, т. 5; N.Bonwetsch. Methodius von Olympus. 1891; Butler, 18.9. Память 18 сентября, 20 июня/3 июля. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Мефодий Патарский, Олимпийский, сщмч. " .

http://pravicon.com/info-2943

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010