Скупщина Сербии приняла резолюцию по Косово и Метохии Белград, 26 марта 2004 г. По сообщению информационного агентства Танюг, 26 марта 2004 года скупщина республики Сербии приняла специальную резолюцию по Косово и Метохии, в которой выдвинут ряд требований к представителям международного сообщества и определены основные положения по решению проблемы Края. В принятой резолюции в частности говориться:  «Сербы в Косово и Метохии, их собственность, сербские святыни, вся Сербия и государственное объединение Сербия и Черногория, еще раз подверглись массовому и организованному насилию со стороны албанских сепаратистов и террористов…   Исходя из необходимости участия сербского народа, всех граждан и государственных органов в защите наиважнейших национальных и государственных интересов, скупщина Сербии, как высший представительный орган граждан Сербии, выдвигает следующие позиции и требования:    1. Погром сербского населения в Косово и Метохии с 17 по 19 марта 2004 года является последствием неготовности УНМИК и КФОР выполнять свои обязанности согласно Резолюции 1244 Совета безопасности ООН. Это прямой результат переноса полномочий с международной администрации на временные органы Косово.     2. Албанское население вело себя враждебно в отношении сербскому и после прихода в Край гражданской и военной миссии в июне 1999 года, о чем свидетельствует огромное число убийств, поджогов и постоянных угроз, направленных на насильственное изгнание сербов из Края.  Поэтому понятно, что события 17-19 марта не являются неожиданностью, и тем большей представляется ответственность международных миротворческих сил.    3. Наряду с увеличением и лучшей организацией международных сил безопасности, мы требуем от международного сообщества, чтобы оно провело решительное расследование совершенных преступлений и наказало участников организованного насилия.    Требуем, также, чтобы сразу же были восстановлены дома, церкви и монастыри, с тем, чтобы в них вернулась жизнь и албанским террористам была ясно показана тщетность их планов.

http://pravoslavie.ru/9381.html

Постепенное превращение Косова и Метохии из мультиэтничной в моноэтническую среду на глазах у международной административной миссии – это только один, хотя и самый тяжёлый показатель провала этой миссии за шесть лет её деятельности. Не лучше и другие стороны косметской действительности, хотя они и не так по-человечески драматичны, как положение сербов в крае. Его экономика полностью разрушена, его социальная действительность поражена преступностью ужасающих размеров. Сами официальные представители УНМИК называют уровень безработицы в 70%. В городах царит урбанистический хаос. Приштина, по оценкам УНМИК, насчитывает свыше 500 тыс. жителей, против неполных 300 тыс. до его прихода, с вычетом 35 тыс. сербов, проживавших там до войны. Город задыхается в дыму электростанции «Обилич», а электричества не бывает по три-четыре дня в неделю в зимние месяцы, равно как и в других городах и сёлах по всему краю. При всём этом, ресурсы сербского имущества, простым захватом которых куплен социальный мир, почти полностью иссякли. Общественной и политической жизнью управляют кланы, сведение счётов между которыми происходит ценой жизней. В такой ситуации неудивительно, что во главе правительства, то есть временных органов самоуправления, которые, по докладу Петерсена, медленно, но верно выполняют демократические стандарты, встало лицо, обвинённое в военных преступлениях. Но какой бы тяжёлой и почти бесперспективной эта ситуация ни выглядела, для неё, оказывается, существует относительно простое лекарство. Это – независимость Косова и Метохии. Когда об этом говорят албанские лидеры, нам ясно, что это ультимативное требование не имеет под собой существенных оснований в нынешней ситуации в крае, и не имело их даже в ситуации, преобладавшей на протяжении 90-х гг. Здесь мы всего-навсего имеем дело с насчитывающей десятилетия национальной программой албанского движения, направленной на отделение. Когда такое требование выдвигают известные и неизвестные албанские лоббисты по всему миру, начиная с некоторых американских конгрессменов, и кончая Международной кризисной группой, этому опять не следует удивляться, так как дело в деньгах, вложенных в этот проект. Когда, в то же время, независимость Косова и Метохии поддерживают какие-то официальные лица могущественных мировых государств или международных организаций (как, например, члены Международной группы по Балканам), тогда речь идёт о намного более серьёзном симптоме мировой и европейской политики в Косово и Метохии. А именно, речь идёт о инерции международной политики, которую в этом, как и во многих других случаях, отличает специфический невежественный оппортунизм.

http://pravoslavie.ru/5165.html

Другие сведения о страданиях, изгнаниях, исламизации и албанизации сербов Косово и Метохии в XIX - начале XX вв. представлены, хотя и далеко не полностью (иначе бы они составили целые тома), в упомянутом сборнике «Задужбины Косово» (с. 611-728). В качестве иллюстрации приведем факт, что только один, составленный в начале XX века список албанских преступлений в отношении сербов в Косово, в период с 1 января 1904 до конца декабря 1905 гг. насчитывает 280 жертв, из которых около 100 убитых и приблизительно столько же раненых, несколько десятков изнасилований сербских женщин и девушек и избиений немощных, а остальное – кражи денег, имущества и скота у сербов. Страдания сербов увеличились с приходом в Косово и Метохию около 30 тыс. албанцев, которые после освобождения Топлицы и признания Сербии европейскими силами на Берлинском конгрессе 1878 года, частично покинули освобожденные края, а частично были высланы, и переселились в Косово и Метохию. Они получили прозвище «мухадзери» и были особенно кровожадны; от них тогда особенно страдало сербское население в Гниланском краю и по всему Косово и Метохии. Так с 1880 по 1912 гг. было изгнано из Косово около 150 тыс. сербов. В это время у албанцев начинается пробуждение национального сознания и происходит образование так называемой Призренской лиги, поддерживавшейся турецкой Портой, обещавшей албанцам автономию внутри Османской империи. Это делалось для того, что с помощью албанцев держать сербскую христианскую райу в подчинении и препятствовать освободительной борьбе сербов. Известный ученый и исследователь Балканского полуострова Йован Цвийич описывает трагическое положение сербского народа в Косово и Метохии во второй половине XIX и первом десятилетии XX вв. следующим образом: «Между 1876 и 1912 годами по этнографическим и историческим данным территорию Косово и Метохии покинуло около 150 тыс. сербских беженцев … Я путешествовал по областям Старой Сербии, а также по Македонии, Эпиру и Фессалии, с целью проведения научных исследований целых 20 лет (до 1912г.), и могу с полной ответственностью сказать, что это край, где царит наибольшая анархия и насилие, не только на Балканском полуострове но, возможно, в мире.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Если для культурных кругов Запада эти понятия хоть что-то значат, то напомним, что среди святынь Косово и Метохии есть несколько непревзойденных церковных, религиозно-культурных памятников, шедевров искусства и духовных сокровищниц, каковыми являются Печская Патриархия (Печка Патриаршия), Високи Дечани, Грачаница, храм Богородицы Левишской. Подобных шедевров немного найдется в мировой духовной и культурной сокровищнице. Даже как произведения искусства они бесценны и составляют достояние всего человечества, и поэтому все культурные и цивилизованные люди и народы должны защитить их, если не хотят загнать историю в джунгли. Таким образом, сербы жили на территории Косово и Метохии с момента расселения славян на Балканах и составляли подавляющее большинство населения на протяжении всего средневековья и нового времени, чему есть множество неопровержимых доказательств, и здесь нет необходимости подробно их перечислять (археологические находки, славянские топонимы, исторические и церковные документы). Жившее в момент расселения сербов в Косово и Метохии автохтонное население, значительно поредевшее еще во времена нашествий готов, гуннов и аваров, составляли в основном романизированные дарданцы, а также греки, романцы, влахи, аромуны, остатки фракийских и иллирийских племен, т.е. все те, кто позднее участвовал формировании албанского этноса. Тогда эти старожилы отступили к приморским городам или в труднодоступные горные районы. На просторах Косово и Метохии в то время «не было никакого албанского государственного образования, и какого-то хоть сколько-нибудь значительного этнического объединения албанцев или их предшественников, которое бы являлось в тот период серьезным историческим фактором». Для сербов не важно, являются ли сегодняшние албанцы потомками иллирийцев или фракийцев, но им не безразлично, если выдвинутым ими, по своей сути расистским тезисом, создается угроза существованию и праву сербского народа на Косово и Метохию. Они желают, чтобы история перевернулась вверх дном и вернулась на тысячелетия назад, но в таком случае все индоевропейские народы должны были бы вернуться из Европы в Азию, всех мусульман нужно выгнать в Аравию, всех турок в Туркменистан, всех американцев в Европу и т.д. и т.п.

http://pravoslavie.ru/40798.html

– Это давление албанцев поддерживалось коммунистической идеологией? – Причина происходившего коренилась в коммунистической системе, которая была всецело направлена против православного населения. Однако эта тенденция, к сожалению, сохраняется и теперь, после так называемых демократических изменений, особенно сейчас, когда была провозглашена независимость Косова и Метохии. К сожалению, независимость Косова и Метохии была признана отдельными странами Европы и США, которые, как известно, в 1999 году бомбили Сербию почти три месяца, бомбили повсеместно, в том числе и ее южные территории. В городе Сурдулица бомбовым атакам подвергся санаторий, где были размещены беженцы из Республики Хорватия, переселившиеся в нашу страну в 1995 году. Подвергся бомбежке дом престарелых, где сразу же погибло 45 гражданских лиц. – Каковы сегодня основные проблемы Враньской епархии? – В настоящее время, после провозглашения независимости Косова и Метохии, осуществляются попытки присоединить города Прешево и Буяновац к территории Косова и Метохии и тем самым перекрыть врата, ведущие в Европу. Сейчас, как известно, и мусульманское государство Босния и Герцеговина готовится признать Рашскую область в Сербии, или Санджак, как они ее называют. Затем этот сценарий уже без труда повторится и на других территориях. Это происходит в том числе и потому, что христианская Европа, к сожалению, утратила чувство заботы о христианском мире. Конечно, у нас много проблем, немало и страданий. И все же с Божьей помощью мы пытаемся сберечь наши святыни, на которых строилась христианская жизнь с самого начала христианской истории, с самых первых веков христианства. А тем, кто прибывает в наши края, в частности различным международным организациям и их представителям, мы стремимся показать, что происходящее и на юге Сербии, и в Косове и Метохии – это удар не только по православному сербскому народу, но не что иное, как искоренение христианской цивилизации. – Владыка, что может изменить ситуацию? – Считаю, что всем православным людям следовало бы больше знать о проблемах друг друга и быть более сплоченными. Особенно мы нуждаемся в поддержке братского русского народа, который еще во времена нашего пятивекового рабства под турками защищал наш народ. С помощью России нам удалось сохранить на этих просторах православную веру, христианскую цивилизацию. Однако вследствие известных исторических обстоятельств XX века, в частности после октябрьской революции, а также Второй мировой войны, произошло отдаление православных народов друг от друга. В связи с этим полагаю, что требовалось бы создать некое православное движение, которое находилось бы под защитой православного русского народа, Русской Православной Церкви, а также и государства. И только после такого объединения мы сможем выстоять и сохранить нашу православную веру, нашу христианскую цивилизацию.

http://religare.ru/2_58570.html

«Поддержка народа, - подчеркнул владыка Артемий, - позицией СНВ Косово и Метохии и СНВ Северного Косово, которая выражена на протестах в Косовской Митровице и сегодня в Грачанице, совершенно ясно демонстрируют настроение которое распространено среди сербов во всех районах края». По мнению владыки происходящее должно показать представителям коалиции «Возвращение» и властям в Белграде, что, при существующих условиях, они больше не могут участвовать в работе органов занимающихся не осуществлением резолюции ООН 1244 и образованием мультиэтнического общества, а организацией независимого Косово, в котором нет будущего для сербов и других неалбанцев. Далее владыка подчеркнул, что СНВ КиМ и СНВ Северного Косово намереваются продолжать акции протеста по всей территории Косово и Метохии, а демократическая борьба за права сербов не означает никакого разделения края, так как он целиком должен остаться в составе Сербии. «Требования о провозглашении независимости Косово и Метохии являются призывом к перемене международных границ Сербии и Черногории и представляют собой опасную угрозу для стабильности на Балканах и в Европе. Поэтому я полностью поддерживаю демонстрации протеста в Косовской Митровице и Грачанице, так же как и протесты, которые вскоре должны пройти и в остальных районах Косово и Метохии. Обращаюсь к сербам на территории края, чтобы они мирно и достойно выразили свои требования, неослабевая в праведной борьбе за свои права и свободу»,- заявил владыка Артемий представителю информационной службы Рашко-призренской епархии. Одновременно с этим, в 5 часов утра 10 апреля силы KFOR провели унизительные обыски в сербских селах общины Обилич. По сообщению очевидцев ранним утром, в довольно холодную для этого времени года погоду, людей вынудили выйти из своих домов вместе с маленькими детьми для проведения обыска. Жители сел, по сообщению очевидцев, переживали происходящее, как еще один вид ущемления прав сербской общины, которая и без того постоянно подвергается нападениям албанских экстремистов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

– К сожалению, вопрос и проблема Косово и Метохии представляет собой очень серьезную проблему и серьезный вопрос для Сербии и сербского народа. То, чем Иерусалим является как для еврейского народа, как и для христиан, то для нас – Косово и Метохия, где находится 1500 монастырей и церквей. Самые значительные наши монастыри, которые имеют огромную историческую роль, находятся в Косово и Метохии. Уже не говоря о том, что сербский народ, от Косова поля, от Косовской битвы в 1389-м году, дал и сделал для Косово, сколько крови пролил, сколько народа пострадало, защищая Косово и Метохию, особенно со времен турецкого нашествия. Сколько переселений, не только в 1699-м и 1897-м годах, это были большие переселения, было четыре или пять переселений, и страдания там продолжаются веками, и народ боролся со всеми бедами. А албанская пропаганда в 1878-м году? Когда албанцы, которые когда-то назывались арнаутами, планировали Косово присоединить к Албании, и с тех пор они разрабатывают этот план, эту программу. С тех пор сербы все больше и больше страдают, бегут из Косово и Метохии, и до наших дней, до Второй Мировой войны, когда опять было большое переселение, 200 000 тогда было изгнано с Косово. К сожалению, коммунисты, когда они, так сказать, освободили Югославию, Сербию, под влиянием Коминтерна запретили народу возвращаться, так что там сохранился малый остаток народа, который борется за жизнь в очень тяжелых условиях, не имея того, что является самым главным для человека – свободы, права на жизнь. Состояние очень тяжелое, Сербия сейчас старается что-то сделать, видимо, есть и были, раньше и теперь, ошибки в политике властей и Сербии, и Югославии. После войны открыли границы с Албанией, и масса албанцев хлынула из страны, под предлогом того, что они беженцы из Албании. На самом деле это был план захвата Косово, чем больше они заселяли край, тем больше сербов вынуждено были бежать, так как на них оказывалось давление. Ситуация очень и очень тяжелая. Сейчас мы боремся за выживание, чтобы можно было выжить в Косово и Метохии, а люди живут в невыносимых условиях. Как и чем все это закончится, будет видно. Нас очень удивили наши друзья, наши недавние друзья, Европа и Америка, которые, не углубляясь в проблематику Косово и Метохии, встали на сторону албанцев, шиптар, и усердно трудятся в их пользу, это трудно понять. Мы очень надеемся на Россию и на государства, которые к нам расположены – Китай, Индия и так далее, к сожалению, Европа на другой стороне, Америка на другой стороне, не хотят видеть страдания, несвободу, отсутствие элементарных условий для самой обычной жизни и достоинства человека.

http://pravoslavie.ru/135530.html

С осени 1943 г. развернулась новая волна террора, вызванная тем, что еще летом итальянцы, готовясь к своей капитуляции, начали передавать гражданскую власть в албанские руки. В результате сербы были «полностью предоставлены произволу албанцев». [ix] Террористическая организация «Черная рука» проводила акции устрашения сербского населения. Сербам рассылались письма с требованием срочно покинуть Косово, а непокорных убивали. [x] Еще в 1941 г. часть Метохии формально была аннексирована в пользу Албании. После итальянской капитуляции албанцы по договору с немцами считали оставшуюся часть Метохии и все Косово «новой Албанией». Представители Косова и Метохии вошли в единый албанский парламент и правительство в Тиране, и идея создания «Великой Албании» нашла свое воплощение. Баллисты «Когда мы вернулись в Призрен в конце сентября 1943 г., – сообщают все те же свидетели, – то застали там довольно спокойную обстановку. Такое положение для сербского населения ухудшилось, когда на Косово поле прибыл министр внутренних дел Албании Джафер Дева, организовавший в Косово и Метохии новую албанскую жандармерию, члены которой называются «баллистами». 9 декабря 1943 г. в Призрене жестоко убит трактирщик Стеван Бачетович, которого члены новой жандармерии вытащили из дома, изрубили и бросили его труп на городскую свалку… С сентября 1943 г. грабежи сербского населения совершались непрестанно. В то же время осуществлялся и шантаж с угрозой убийства. Вымогаемые суммы составляли по нескольку сотен албанских наполеондоров… Аресты и избиения также продолжались, особенно в феврале 1944 г. … Обстановка, которую мы застали, покидая Призрен, все хуже и хуже для сербского населения. Сейчас в призренской тюрьме находится около 800 человек, в основном торговцев, для которых вероятность выйти из заключения… живыми очень мала». [xi] С октября 1943 по март 1944 гг. исход беззащитного сербского населения вновь принимает массовый характер, но после этого, благодаря вмешательству немецких властей, его интенсивность несколько ослабла. Складывавшееся положение осложняло для немцев борьбу с народно-освободительным движением и создавало трудности в работе стратегически важных коммуникаций.

http://pravoslavie.ru/5714.html

Права, имущество Во всех осуществлявшихся до сих пор контактах и в переговорах с международным сообществом Сербия занимала прежде всего оборонительную позицию. Между тем, и государство Сербия, равно как и сербский народ в целом, имеют свои права, в числе которых и то, чтобы Сербия выносила на Совет Безопасности свое требование о защите собственных прав на de facmo суверенность и территориальную целостность, о защите прав человека и прав имущественных в Косово и Метохии, а также и права на то, чтобы Совет Безопасности рассмотрел легитимность и применение самой Резолюции 1244 с учетом изменения обстоятельств по отношению к моменту ее принятия. Между прочим, за это время Сербия стала равноправным суверенным членом ООН, а Слободана Милошевича больше нет. В Сербии действует демократическая Конституция. Временная администрация Косова и Метохии в нынешнем виде стала юридически и нравственно непригодной для части суверенного и миролюбивого государства, которое ни для кого не представляет угрозы. Более того, временная администрация (УНМИК) непоследовательна в соблюдении норм, которые она для себя определяла как обязательные, что дополнительно ставит под вопрос легитимность ее присутствия в Косово и Метохии. Даже такие организации, как «Амнести интернейшенел» и «Хьюман райтс воч», в своих многочисленных сообщениях и заявлениях выражают озабоченность по причине полного фиаско ООН в регионе и отсутствия правовых возможностей для защиты прав человека - следствия иммунитета и абсолютной власти спецпредставителя Генерального секретаря ООН, который по своему усмотрению назначает комиссию, выдающую и отнимающую лицензии на эксплуатацию природных богатств (см. Распоряжение УНМИК N 2005/2) или подписывает соглашения с ЮНЕСКО о восстановлении сербских храмов на территории Косова и Метохии, осуществляющиеся без ведома и согласия Сербской Православной Церкви как собственника, да еще весьма непрофессионально, на что Республиканский институт защиты памятников культуры постоянно указывает. Следует подчеркнуть: весьма важно, чтобы наш народ был полностью осведомлен обо всем, что касается Косова и Метохии, поскольку в народе наблюдается известное недовольство из-за отсутствия вполне ясных и открытых позиций, информации в связи с КиМ. Государство должно обеспечить для этого достаточно места во всех средствах массовой информации.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

«Когда потеряно всё, еще не всё потеряно» – вот это про нас, православных – С точки зрения такой, знаете, «капиталистической», которая у нас сейчас вовсю насаждается, перспектив у сербов в Косово – ноль. С точки зрения любой другой дисциплины – экономики там, политики, чего еще – то же самое. Казалось бы, всё потеряно, ничего мы сделать не можем, «ужас-ужас-ужас». Но, как показывает практика, как доказала не раз история, есть еще и молитва. Это дает надежду. Есть печальная, но всё равно обнадеживающая шутка одного современного сербского барда: «Когда потеряно всё, еще не всё потеряно» – вот это про нас, православных. Косово вновь и вновь помогает нам вернуть веру в Воскресение Христово, в надежду, казалось бы, безнадежную. Но если Бог с нами – кто против нас? Вот и остается нам одно: быть со Христом. А всё прочее приложится, не так ли? И постепенно, еще тихо, но настойчиво, начинает звучать старый добрый сербский клич: «Увидимся в Призрене!» Маленькие сербские анклавы на сербской земле – это зерна будущего возрождения, я в это верю. Что не могут люди, может Бог. Приштина. Памятник хозяину – Вражда к сербам продолжается. Чем она вызвана, на ваш взгляд? – Регион Косово состоит из двух частей: Косово и Метохии. Так вот, в северной части, в Косово, ситуация чуть лучше, чем на юге, в Метохии. Если, скажем, в Приштине или в крупных городах, таких, как Призрен, мы можем свободно и спокойно ходить по улицам, посидеть в кафе, говорить по-сербски, то в других местах, особенно на юге и в малых городах и селах, это не пройдет: всегда наткнешься на, назовем это мягко, «негативную реакцию местного населения». Прогулка, путешествие по Метохии вне охраняемых объектов – святынь края – может закончиться очень и очень печально, поверьте, это действительно так. – Да знаю я, путешествовал. С тех пор не пускают. Мне-то ладно, а вот сербам в Метохии каково? Братья и сестры, которые продолжают жить в Косово, – это настоящие богатыри духа – Каково птице в клетке? Причем даже не золотой? Вот таково и сербам там. Несмотря на все масляно-сахарные заверения о том, что «независимое Косово движется семимильными шагами» в какую-то там Европу с ее ценностями, подтверждения в жизни эти «шаги» не находят. Как, впрочем, и сами «ценности». А те братья и сестры, которые продолжают жить в Косово, – это настоящие богатыри духа. Они действительно ведут битву: битву за сохранение сербского имени в Косово и Метохии, Православия в этом крае.

http://pravoslavie.ru/116887.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010