1393 См.: Стратонов И. А. Творимые легенды//Голос Литовской православной епархии. 1937. 7–8. С. 64–69; Елевферий, митр. Блаженнейший Сергий, Митрополит Московский и Коломенский – канонический Местоблюститель//Голос Литовской православной епархии. 1937. 9–10. С. 3–10. 1396 Высокопреосвященнейший Петр, Митрополит Крутицкий, Местоблюститель Всероссийского Патриаршего Престола//Церковная жизнь. 1937. 4–5. С. 61. 1397 Определение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей//Церковная жизнь. 1937. 4–5. С. 47–48. 1398 Высокопреосвященнейший Петр, Митрополит Крутицкий, Местоблюститель Всероссийского Патриаршего Престола//Церковная жизнь. 1937. 4–5. С. 62. 1404 О местоблюстительстве Блаженнейшего М[итрополита] Сергия//Елевферий (Богоявленский), митр. Соборность Церкви. С. 176–216. 1416 Архив ДКНБ РК по Чимкентской обл. Ф. 1. Д. 02455. Л. 62 об. Выписки из дела предоставлены В. В. Королевой (Алма-Ата). 1429 См.: Мазырин А., диак. К истории высшего управлении Русской Православной Церкви в 1935–1937 гг.//XVI Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: В 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 171. 1430 Архиепископам Николаю (Ярушевичу) и Сергию (Воскресенскому) обширное поле деятельности нашлось после присоединения к СССР территорий Западных Украины и Белоруссии, а также трех прибалтийских государств. 20 сентября 1940 г. нарком НКВД Берия в секретной записке предложил Сталину и Молотову: «Через агентуру НКВД СССР в Московской патриархии староцерковников провести решение патриархии о назначении в западные области УССР и БССР своего экзарха (представителя) [...]. В качестве такого представителя может быть назначен агент НКВД Ярушевич Б. Д., архиепископ Ленинградской епархии, под прикрытием которого целесообразно создать нелегальную резидентуру НКВД СССР для организации агентурной работы среди церковников, как в западных областях, так и на территории немецкого генерал-губернаторства» (цит. по: Курляндский И. А. Сталин, власть, религия. С. 542). Предложение Берии было принято. Аналогичным образом и со сходными задачами в Прибалтику был назначен архиепископ Сергий (Воскресенский). «Для управления епархиями Прибалтийских республик решением Московской патриархии назначить в качестве экзарха (управляющего) архиепископа Воскресенского Дмитрия Николаевича (агента НКГБ СССР)», – говорилось в информационной записке Сталину и Молотову от 29 апреля 1941 г., подписанной В. Н. Меркуловым – руководителем незадолго до того образованного Наркомата Госбезопасности СССР (Там же. С. 543).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

По возвращении с Крайнего Севера протоиерей Александр удостаивается сана протопресвитера и становится одним из ближайших помощников Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия, под началом которого он ранее служил в Финляндии.  В 1937 г. новомученик Александр вновь арестован. На этом документальные сведения о нем прерываются, однако большая часть устных сообщений говорит о его мученической кончине. Православная Церковь в Америке, на территории которой протопресвитер Александр совершал свое пастырское служение до 1914 г., почитает его как страстотерпца, исповедническая жизнь которого закончилась страданиями за Христа.  Место погребения новомученика Александра неизвестно.  Причислен к лику святых новосвященно-мученик на Архиерейском Соборе в Москве в 1994 г. Священномученик Митрополит Петр (Полянский) (+ 1937) Память его празднуется 27 сент. в день мученической гибели и в ближайшую Неделю к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских Священномученик Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился в 1862 г. в благочестивой семье сельского священника Воронежской епархии. В 1885 г. он закончил по первому разряду Воронежскую Духовную семинарию. В 1892 г. по окончании Московской Духовной академии был оставлен при ней помощником инспектора. До 1906 г. занимал различные административные должности и преподавал в духовных учебных заведениях, а затем был переведен в Петербург, в штат Синодального Учебного комитета, членом которого он стал. Будучи высокопоставленным синодальным чиновником, отличался бессребреничеством и строгостью. Участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917—1918 гг. В это время особенно сблизился со Святейшим Патриархом Тихоном. В 1920 г. Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Так в 58-летнем возрасте священномученик Петр избрал стезю церковного служения, приведшую его в эпоху гонений на Русскую Церковь на Голгофу.  Сразу после архиерейской хиротонии епископ Петр был сослан в Великий Устюг, но вскоре — после освобождения из-под ареста Святейшего Патриарха Тихона — вернулся в Москву, став ближайшим помощником Первосвятителя. Он был возведен в сан архиепископа, а затем стал митрополитом Крутицким и был включен в состав Временного Патриаршего Синода. В последние годы жизни Патриарха митрополит Петр был ему опорой во всех делах управления Церковью. В завещании святителя Тихона о преемстве патриаршей власти в условиях гонения на Церковь митрополит Петр был назван первым в ряду преемников Патриарха после митрополита Кирилла и митрополита Агафангела. Но поскольку в момент погребения Патриарха Тихона митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Декабрьский указ о новом титуловании митрополита Сергия был послан и заграницу, а именно митрополиту Елевферию (Богоявленскому) в Литву. «Кар- ловацкий» журнал «Церковная жизнь», воспроизведя текст указа, затем писал на этот счет: «Вышеприведенный указ был митрополитом Елевферием принят к исполнению, но вместе с ним он запросил митрополита Сергия о причинах, его вызвавших. По газетным сообщениям, в конце марта им было получено телеграфное уведомление, что митрополит Петр скончался. В мартовском “Голоса Литовской Православной епархии» не был помещен текст этой телеграммы, но по сообщению рижского корреспондента английской газеты “Таймс» телеграмма гласила: “Митрополит Петр умер " » 1390 . Январское определение 9 было отправлено митрополиту Елевферию Патриархией в виде указа от 22 марта 1937 г., то есть с двухмесячной задержкой. После этого декабрьское и январское определения Патриархии были опубликованы в «Голосе Литовской Православной Епархии» в номере за март-апрель 1937 г. 1391 Одновременно там был напечатан и некролог, сообщавший о кончине митрополита Петра (без указания даты кончины). «С большим прискорбием, – говорилось в некрологе, – мы получили сведения из Московской Патриархии о том, что скончался Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр. Покойный уже давно находился в далекой ссылке и умер исповедником за Церковь ». Далее в некрологе следовал краткий обзор биографии митрополита Петра, причем о его деятельности в должности Местоблюстителя практически ничего не говорилось и лишь замечалось: «Но недолго Бог судил митрополиту Петру фактически управлять Российской Церковью. По проискам врагов Церкви и лжецерковников, в декабре месяце 1925 г. митрополит Петр был арестован и отправлен в далекую ссылку, в устье реки Оби, на остров Хе. К сожалению, мы не имеем подробностей о жизни митрополита Петра в ссылке, а также и о его кончине, но должны решительно отвергнуть распространяемые в заграничной печати сведения, являющиеся плодом фантазии досужих корреспондентов, к тому же не имеющих ничего общего с Российской Церковью, о том, что митрополит Петр проживал в последнее время около Москвы, или о каких-то переговорах с ним советской власти и пр.» 1392 В дальнейшем к личности митрополита Петра издатели литовского «Голоса» уже не возвращались, их внимание было приковано к другой фигуре: немногочисленным зарубежным приверженцам Московской Патриархии, виднейшим из которых был сам митрополит Литовский Елевферий, нужно было доказать, что «Блаженнейший Сергий, митрополит Московский и Коломенский – канонический Местоблюститель», чему и были посвящены наиболее значительные последующие публикации «Голоса» 1393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В своих общеизвестных заявлениях в поддержку советской власти Патриарх говорил от своего имени, но не от лица всей Церкви. Эту линию он никому не навязывал. Доказательством тому служит то, что когда разосланный им указ о церковном поминовении властей был игнорирован верующими, Святейший не стал настаивать на его исполнении. Никаких прещений на тех, кто не был согласен с его курсом, как например архиеп. Феодор Волоколамский, и тех, кто держался в отношении власти, враждебной к Церкви, постановлений Собора 1917 г. (например, Собор подтвердил анафему Патриарха богоборцам, запретил 6 апр. 1918 г. обращаться по церковным делам к власти, враждебной Церкви), Святейший не накладывал, хотя мог быть недоволен их действиями, например, в отношении Зарубежного Архиерейского Собора. Одним словом, Патриарх Тихон ничего нового не внес во внутреннюю жизнь Церкви, являясь ее верным охранителем. Согласно завещанию Патриарха Тихона (появление завещания обусловлено волей Собора 1917-18 гг. и чрезвычайными обстоятельствами внешнего бытия Церкви), в случае его кончины патриаршими местоблюстителями должны были последовательно стать: митрополит Казанский Кирилл, митрополит Ярославский Агафангел, митрополит Крутицкий Петр. Поскольку два первых не могли приступить к исполнению обязанностей, то в права патриаршего местоблюстителя вступил митр. Петр Крутицкий. Его избрание было утверждено подписями 58 архиереев, собравшихся на отпевание Св. патриарха Тихона в апреле 1925 г. Митр. Петр вел Церковь курсом Патриарха Тихона, он также пытался получить для Церкви легализацию. Вскоре после того, как митр. Петр возглавил Русскую Церковь, он дал интервью газете «Известия». На вопрос: «Когда намерены Вы осуществить чистку контрреволюционного духовенства и черносотенных приходов, а также созвать Комиссию для суда над зарубежными архиереями?» митрополит ответил: «Для меня, как местоблюстителя патриаршего Престола, воля Патриарха священна, я один не правомочен провести в жизнь эти пункты завещания» (выделено мной — А.П.).

http://bogoslov.ru/article/5998355

Он уверенно говорит, что по определению Собора 1917–1918 гг. в случае кончины Патриарха в обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола вступает старейший иерарх. Между тем, такого определения Собора совершенно нет 329 . Но с не меньшей уверенностью он указывает и на грамоту Святейшего Патриарха от 29.04 (12 мая) 1922 г., которой он назначен Заместителем Святейшего (при его жизни, а не Местоблюстителем по смерти). Но грамота эта потеряла силу свою еще в момент возвращения Святейшего к управлению в 1923 году, как об этом ясно говорит послание Святейшего от 2(15) июля 1923 года. Наконец, митрополит Агафангел в послании своем глухо ссылается на завещание Святейшего от 25 декабря 1924 (7 января 1925) года, якобы назначающее его Местоблюстителем, но потому и не приводит подлинного текста завещания, что оно говорит против его притязаний, может занять эту должность только тогда, когда она окажется свободной. Но, будучи вполне неосновательным по существу, выступление митрополита Агафангела является канонически беззаконным и формально. Каковы бы ни были права митрополита Агафангела на местоблюстительство, у нас уже есть законный и всеми признанный Местоблюститель митрополит Петр. Не обличая последнего ни в чем противном благочестию и правде и не присудив его к увольнению от местоблюстительства, объявлять себя Местоблюстителем равносильно «алтарь иный водрузите» (Апост[ольское] пр[авило] 31); и есть дело или любоначалия, не терпимого в служителях Церкви, или же крайнего легкомыслия, не дающего себе отчета в последствиях своих действий. Совершив таким образом через выпуск своего послания нарушение целого ряда канонов (Апост[ольского] пр[авила] 31, 34, 35; Антиох[ийского] Соб[ора] пр[авила] 9, 13 и пр[авила], аналогичные им), митрополит Агафангел и внешним образом выразил свой разрыв с Местоблюстителем, прекратив возношение имени митрополита Петра за богослужением. Правда, в своей беседе со мною он указывал и основание к тому: митрополит Петр передал свою власть коллегии и потому власти не имеет и даже подлежит суду за нарушение соборного постановления о единоличном возглавлении нашей Русской Церкви. Но так как деяние митрополита Петра практических последствий не имело и не может, с другой стороны, приравнено быть к ереси, то митрополит Агафангел явно учинил раскол прежде соборного оглашения и совершенного осуждения – митрополита Петра, а по 15 пр[авилу] Двукратного Собора «таковому Святый Собор определил быти совершенно чужду всякого священства». При нашей личной беседе на мои возражения, что наш Собор нигде не говорит о праве старейшего быти Местоблюстителем после смерти Патриарха, митрополит Агафангел с такой недопускающей сомнений уверенностью указал мне на Примечание к ст. 8 определения Собора 1917–1918 гг. 330 , якобы прямо говорящее о таких правах, что я усумнился в своей памяти и вынужденным себя почел войти с ним в соглашение об отсрочке его вступления во власть до окончания дела митрополита Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Незадолго до первого обновленческого «собора» обновленческим синодом в Уругвай был направлен некий Соловейчик с титулом епископа Южной Америки. Через два месяца после выезда Соловейчик выступил с заявлением, которое можно было расценить как свидетельство о раскаянии в грехе раскола. Но прошел год, и Соловейчик прислал на имя лжесобора письмо, которое и было оглашено на нем: «Мое преступление перед Священным Синодом заключается в следующем: 12 мая 1924 г., за четыре дня до моего отъезда за границу, я имел двухчасовое совещание с патриархом Тихоном и Петром Крутицким. Патриарх Тихон дал мне собственноручно написанное письмо следующего содержания: 1) что я принят и возведен в сан архиепископа, 2) что Святая Церковь не может благословить великого князя Николая Николаевича, раз есть законный и прямой наследник престола – великий князь Кирилл». Грубая клевета на покойного патриарха и патриаршего местоблюстителя дала Введенскому повод для недостойной остроты: «Оказывается, что тихоновский корабль плавает в международных водах, и трудно сказать, где главные капитаны: за рубежом или на Крутицах». «Мира с тихоновцами не будет, – объявил он, пресекая примирительные попытки умеренных обновленцев, – чтобы спасти Церковь от политики, необходима хирургическая операция». Под его диктовку была составлена резолюция: «Собор констатирует непрекращающуюся связь тихоновщины с монархистами, грозящую Церкви грозными последствиями, и отказывается от мира с верхушкой тихоновщины». Домогаясь устранения местоблюстителя митрополита Петра, обновленческие авторы публикуют в «Известиях» такую характеристику первоиерарха: «Заматерелый бюрократ саблеровского издания, который не забыл старых методов церковного управления. Он опирается на людей, органически связанных со старым строем, недовольных революцией, бывших домовладельцев и купцов, думающих еще посчитаться с современной властью». Предвидя серьезные осложнения, митрополит Петр 5 и 6 декабря 1925 г. издал два акта. В первом из них – завещании – он писал: «В случае нашей кончины наши права и обязанности как патриаршего местоблюстителя до законного выбора нового патриарха представляем временно, согласно воле в Бозе почившего Святейшего Патриарха Тихона, высокопреосвященным митрополитам Казанскому Кириллу и Ярославскому Агафангелу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам тому и другому митрополиту вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые передать высокопреосвященному митрополиту Арсению. Если же и сему митрополиту не представится возможным осуществить это, то права и обязанности патриаршего местоблюстителя переходят к высокопреосвященному митрополиту Нижегородскому Сергию».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В день памяти святителя Николая Патриарший Местоблюститель совершил богослужение в Николо-Угрешском монастыре 19 декабря 2008 г. 13:54 19 декабря, в день памяти  святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца , Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл  совершил Божественную литургию в ставропигиальном Николо-Угрешском монастыре . Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Истринский Арсений , архиепископ Чкондидский Петр ( Грузинская Православная Церковь ), архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , епископ Бронницкий Феофилакт и епископ Люберецкий Вениамин , а также братия обители в священном сане и представители московского духовенства. После малого входа митрополит Кирилл совершил награждение насельников Николо-Угрешского монастыря , распоряжение о награждении которых было подписано еще Святейшим Патриархом Алексием. Наградной крест с украшениями был вручен игумену Василию Михайлову. Права ношения набедренников удостоены: После чтения Евангелия Патриарший местоблюститель обратился ко всем собравшимся в храме с проповедью. Поздравив верующих с днем памяти Святителя Николая, владыка отметил, что этот святой близок всем нам. «Через опыт своей жизни, своей молитвы и сейчас мы, стоящие здесь в храме ощущаем близость святителя чудотворца Николая, его реальную помощь», — сказал владыка Кирилл. В своей проповеди Патриарший Местоблюститель коснулся вопросов правильного исповедания веры. «Существует норма веры. Это та самая вера, которая была передана Господом апостолам. Те передали ее святителям и они, архиереи, вместе со всей церковью, эту веру сохраняют», — отметил митрополит Кирилл. Владыка сравнил отхождение от нормы веры с болезнью человеческого тела. «Почему так важна эта норма веры? Когда церковный организм здоров, то и правильная вера правильно формирует наше правильное поведение, нашу жизнь, нашу систему ценностей», — сказал он. Также митрополит Кирилл отметил современное падение нравов, которое, по его словам, происходит оттого, что люди, не имеющие веры, полагают, будто являются сами себе судьями, и поступают как хотят, не соблюдая нравственных норм. «Вот и получается, что современный нравственный кризис общества — это кризис веры. Правая вера — это спасительная вера. Она спасает людей и спасает народы», — сказал в заключение митрополит Кирилл. По окончании Литургии владыка совершил славление у мощей святителя Николая и заупокойную литию по почившему Патриарху. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/511803.htm...

Учреждение Святейшего Синода, Сената и коллегий. В церковной жизни русского народа Петр произвел важное преобразование, когда прежнее высшее управление единоличное, патриаршее заменил соборным или синодальным. До 1700 года у нас главным начальником всей Церкви был патриарх. Последним патриархом был Адриан. Он не сочувствовал всем преобразованиям, какие начал вводить при нем Петр. Правда, патриарх Адриан и не противился открыто нововведениям Петра. Но этим он только красноречивее показывал, какие препятствия мог поставить Петру другой более деятельный патриарх, если бы он пожелал открыто воспротивиться преобразованиям Петра. В памяти русских была еще жива история борьбы патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, о чем не мог не знать, конечно, и Петр. Вот почему Петр никого не назначал русским патриархом, когда в 1700 г. умер Адриан. Уже в это время у него была, очевидно, мысль о замене патриаршего управления другим. Но Петр сознавал всю важность задуманной им перемены. Поэтому он решил совершить ее постепенно. Сначала он назначил заместителя патриарха с званием местоблюстителя патриаршего престола. На эту должность он избрал из среды русских архиереев Стефана Яворского , митрополита рязанского, из числа киевских ученых монахов. Петр начал вообще выдвигать теперь киевских ученых монахов, в которых надеялся встретить больше сочувствия своим планам и задуманным преобразованиям. Одним из самых видных сотрудников Петра по части церковных преобразований был Феофан Прокопович , также из киевлян. Феофану Прокоповичу Петр поручил, между прочим, составление плана задуманного им преобразования высшего церковного управления. Между тем во время вторичного своего путешествия за границу, Петр еще более утвердился в мысли о необходимости замены патриаршего управления синодальным. По возвращении из-за границы, Петр стал побуждать Феофана Прокоповича к скорейшему составлению плана преобразования. Когда был приготовлен этот план под именем «Духовного Регламента», то Петр решил приступить к осуществлению задуманного им давно и долго подготовлявшегося преобразования. 14 февраля 1721 г. был торжественно открыт Святейший Правительствующий Синод русской Церкви, через два года после того признанный всеми восточными патриархами. Святейший Синод вполне заменил собою патриарха. Как этому последнему, так и Святейшему Синоду принадлежит высшая правительственная и законодательная власть в русской Церкви. Святейший Синод, состоящий из архиереев, назначаемых высшей царской властью, представляет собою поместный собор, управляющий русской Церковью, постановляющий и вводящий распоряжения и законы с утверждения монарха. Представителем монарха в Святейшем Синоде является обер-прокурор, который обязан следить за тем, чтобы все распоряжения и постановления Святейшего Синода были согласны с законами общегосударственными.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

И. Калинину от 9 апреля 1925 г.: «Патриаршие права и обязанности переданы мне как Местоблюстителю Патриаршего места» 1296 ). Усматривать здесь намек на весьма существенное различие в объеме полномочий было явной натяжкой. Задачей любого Местоблюстителя («Патриаршего» ли, или «Патриаршего Престола») является обеспечение скорейшего созыва Собора и выборов нового Патриарха. Не было вины митрополита Петра в том, что созвать Собор ему власти не давали (разве что совместно с обновленцами), соответственно и период осуществления им местоблюстительских полномочий затянулся, и дело здесь было вовсе не в звучании его титула. (К слову сказать, и себя самого митрополит Сергий в первые годы своего заместительства порой именовал «и. д. Местоблюстителя Патриаршего Престола» 1297 , то есть никакого существенного различия между двумя вариантами местоблюстительского титула он тогда не видел.) Далее митрополит Сергий вполне резонно замечал, что Патриарший Местоблюститель получил свои полномочия не от Синода и не совместно с Синодом, а непосредственно от Патриарха. Заместитель весьма аргументировано обосновывал правомерность передачи власти Патриархом посредством единоличного завещания: «Он, во-первых, имел на то особое поручение от Собора 17–18 гг., предложившего ему такую передачу власти временному носителю в случае, когда не окажется в наличии Собором уполномоченного учреждения. А во-вторых, Патриаршее завещание при его вскрытии было единогласно утверждено соборным мнением целого сонма архипастырей, собравшихся на погребение Патриарха». «Таким образом, – делал вывод митрополит Сергий, – наш Патриарший Местоблюститель есть законный, канонически бесспорный носитель Патриаршей власти во всей ее полноте, и должность такого Местоблюстителя должна в нашей Церкви сохраниться до замещения Московской Патриаршей кафедры установленным путем». По поводу этого вывода Заместителя можно заметить, что, во-первых, сам митрополит Петр ни в одном из составленных им документов не утверждал себя в качестве «носителя Патриаршей власти во всей ее полноте», понимая, что его полномочия, при всей их широте, отнюдь не тождественны патриаршим; а, во-вторых, что правильные слова митрополита Сергия о необходимости сохранения должности такого Местоблюстителя до замещения Московской Патриаршей кафедры установленным путем спустя три года самим же Нижегородским митрополитом (точнее, к тому времени – уже Горьковским) были забыты, и установленный путь, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Своей пастве Литовский митрополит не мог не объяснить, чем вызвано новое повышение митрополита Сергия, между тем в актах самой Патриархии, которые рассылались по епархиям, – определении от 27 января, и более раннем определении от 27 декабря, – прямо о кончине митрополита Петра сказано не было, об этом надо было догадываться. Местами это порождало новые волнения. Так, архиепископ Кировский Киприан (Комаровский) писал митрополиту Сергию в рапорте от 20 апреля 1937 г.: «Почтительно докладываю Вашему Блаженству, что в Кировской епархии есть и продолжаются не единичные случаи уклонения в викторианский раскол как общин, так и духовенства, в связи с тем, что от Патриархии не было официального письменного извещения о кончине Преосвященного митрополита Петра» 1394 . Видно, что в смерть митрополита Петра соглашались верить не все. Кто-то продолжал не верить еще несколько лет. Так, в последнем ленинградском «иосифлянском» храме Троицы в Лесном, вплоть до его передачи в ведение Патриархии в 1943 г., за богослужениями поминались Патриарший Местоблюститель Высокопреосвященный митрополит Петр и Высокопреосвященнейший митрополит Иосиф 1395 . Что касается русского зарубежья, то там сообщению о кончине митрополита Петра поверили в основном достаточно легко. Даже антагонистичный Московской Патриархии Зарубежный Архиерейский Синод особому сомнению полученное от нее митрополитом Елевферием сообщение о том, что «митрополит Петр умер», подвергать не стал. Скорее для проформы, Синод поручил своему председателю, каковым к тому моменту стал митрополит Анастасий (Грибановский) , «принять меры к выяснению достоверности этих вестей, а также места и времени кончины митрополита Петра, если бы сообщение о ней подтвердилось» 1396 . Много времени «выяснение достоверности» не заняло. Номер «Церковной жизни» за апрель-май 1937 г. открылся сообщением: «По полученным из России сведениям, в Бозе почил Местоблюститель Всероссийского Патриаршего Престола, Высокопреосвященный Петр, митрополит Крутицкий». Далее в том же номере было опубликовано определение Архиерейского Синода от 7 мая 1937 г. следующего содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010