Отрадно уже и теперь отметить, что личностью и делом его жизни, постепенно начинают интересоваться... «12 лет невероятных мучений (1925–1937 гг.) – тюрьмы, пытки, ссылки в Заполярье, где он жил с эскимосами, – не могли ни на один вершок сдвинуть его с занимаемой им позиции, поколебать хотя бы в малейшей степени: десятки раз ему предлагали компромисс и возвращение... он отвергал все предложения. Таким он оказался впоследствии...» – читаем в одном из новейших церковно-исторических исследований 407 . И действительно: так продолжалось все до конца 1936 года. Имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра как «Господина нашего» неукоснительно продолжало возноситься за богослужением в православных храмах, хотя на протяжении всех этих долгих и тяжелых лет оно успело приобрести – уже вполне – лишь символическое значение, как отличительный признак принадлежности к подлинной Православной Русской Патриаршей Церкви, в отличие от многоразличных раскольничьих «ориентаций» и «самочинных сборищ». Но вот пробил час воли Божией: двадцать девятого августа (11.09). 1936 года, на память Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в безвестном одиночестве склонился на смертном ложе многоболезненный страдалец, Глава Российской Церкви, Местоблюститель Патриаршего Престола, Высокопреосвященнейший митрополит Крутицкий Петр... 408 . В это время ему было 73 года 409 . По тогдашним московским слухам скончался Местоблюститель митрополит Петр в заключении, в стенах бывшего Абалакского Знаменского мужского монастыря, находящегося в 20-ти с лишком верстах восточнее г. Тобольска, на высоком берегу Иртыша. Этот монастырь основан в 1785 году; до закрытия его в наше время в нем находился чудотворный образ Знамения Божией Матери именуемой Абалакской или Абалацкой-Знаменской. При каких обстоятельствах произошла самая кончина Местоблюстителя, и кто присутствовал при этом горестном для Церкви событии, да и вообще присутствовал ли кто-нибудь при нем в последние дни и часы его земной жизни, наконец, – кто отпел и похоронил его останки, и где они погребены, обо всем этом нет никаких сведений. Если же в Патриархии и было известно что-либо, то об этом не говорилось. Не было слышно и позднее, что со стороны церковных власть имущих людей предпринимались бы попытки к выяснению всех этих вопросов большого церковного значения и исторического интереса.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В известинском интервью тема Собора также фигурировала. «Когда думаете созвать всероссийский поместный собор?» – спросил корреспондент. «Созыв собора стоит в тесной связи с организацией церковного аппарата. В ближайшем будущем после успешного урегулирования этого вопроса будет намечен и срок созыва собора», – ответил, согласно «Известиям», Местоблюститель 721 . Понятно, что созвать Собор, при всем своем желании, он мог только после собственной легализации. Епископ Борис, между тем, далее распалялся в своей брошюре: «Епископы, по соборным определениям 1917 года, должны были после нескольких представлений устранить митрополита Петра и сами исполнить веления Собора, но они или не решались, или не желали больших неприятностей, тем более что не было организованного управления» 722 . Стоит вспомнить и то, что весной 1925 г. митрополит Петр еще находился под следствием по делу о мифической «Шпионской организация церковников» и как подследственный сам тогда не мог быть легализован в качестве главы церковного управления. Получался своего рода замкнутый круг: власть требовала для легализации проведения «чистки контрреволюционного состава духовенства» и «суда над зарубежными архиереями», а митрополит Петр указывал на то, что он сам без организованного церковного управления проводить эту «чистку» и «суд» не правомочен. Разрывать этот круг Местоблюститель не спешил, что повышало нервозность и без того неспокойного епископа Бориса («кстати, и кокаиниста», как замечал о нем М. Е. Губонин). ОГПУ тщательно отслеживало (и как могло, пыталось направлять) развитие ситуации. В информационной сводке за июнь 1925 г., направляемой высшему партийно-советскому руководству, сообщалось: «Борьба вокруг поста местоблюстителя патриаршего престола с назначением Петра Полянского не окончена. Началась борьба за влияние надела. Петр всячески оттягивает назначение членов Синода, группа епископов во главе с Борисом Можайским настаивает на скорейшем их назначении, авторитет Петра падает, и на смену ему предполагают выдвинуть кандидатуры Агафангела и Кирилла» 723 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Рядом с престолом — два Первоиерарха Русской Церкви начального периода гонений: Патриарх Тихон (Беллавин) ( 11), первый за два с лишним века российский Патриарх, избранный на Поместном Соборе Русской Церкви в октябре 1917 года, и митрополит Крутицкий Петр (Полянский) ( 12), исполнявший обязанности Местоблюстителя Патриаршего престола с момента смерти святителя Тихона (7 апреля 1925 года) и до собственного расстрела в Верхнеуральском изоляторе в октябре 1937 года. Святители Тихон и Петр пользовались огромным авторитетом и уважением в Церкви, и, хотя советские власти сделали все, чтобы изолировать их в тюрьмах и лагерях (например, митрополит Петр после ареста в декабре 1925 года на свободу уже не вышел), их бескомпромиссная верность Христу и Церкви была известна всем и продолжала вдохновлять церковный народ даже после их смерти. Вокруг святителей Тихона и Петра собран сонм епископов-исповедников и священномучеников. Их расположение выше царской семьи напоминает, что Церковь собирается именно вокруг епископов, чье служение связывает мир земной с миром небесным. Епископам должна подчиняться и мирская власть, которая только через них и становится законной. Рядом со святителем Тихоном изображен митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) — первый кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего престола, названный Патриархом Тихоном, один из самых авторитетных епископов Русской Церкви. В 1926 году епископы, остававшиеся на свободе, тайным голосованием высказались за избрание святителя Кирилла новым Патриархом, но состояться этому было не суждено: власти раскрыли переписку архиереев и мигом завели уголовные дела. Был негласным лидером группы церковных деятелей, критически относившихся к политике сотрудничества с большевистским государством, которую проводил с июля 1927 года фактический глава Русской Православной Церкви в те годы, митрополит Сергий (Страгородский). Провел много лет в ссылках, расстрелян в Чимкенте в ноябре 1937 года. Здесь же епископ Ковровский Афанасий (Сахаров), священноисповедник, в 1930-е годы — активный деятель «катакомбной Церкви» (создававшейся в качестве альтернативы «советской», возглавлявшейся митрополитом Нижегородским Сергием). Взял на себя управление Владимирской епархией, когда возглавлявший ее епископ Дамиан перешел на сторону обновленцев. Прошел множество ссылок (Соловки, Туруханский край, Беломорско-Балтийские лагеря). Составил несколько служб и чинопоследований, в том числе службу всем святым, в земле Российской просиявшим.

http://foma.ru/kto-izobrazhen-na-ikone-s...

Апостол Петр (I век) До своего призвания носил имя Симон и занимался рыбным промыслом. Первым исповедал Господа как Мессию (которого ожидали ветхозаветные праведники), за что Спаситель назвал его Кифой (по-арамейски это означает «камень», а по-гречески «камень» — «петрос»): на «камне» его веры Христос обещал создать Свою Церковь. После Сошествия Святого Духа на апостолов он много путешествовал по Римской империи, всюду проповедуя Евангелие, создавая первые христианские общины. Апостол Петр был казнен в Риме в период царствования императора Нерона. Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий (1862–1937) — верный сподвижник Патриарха Тихона . Был утвержден Местоблюстителем Патриаршего престола после кончины святителя. Митрополит Петр продолжил бескомпромиссное противодействие обновленческому расколу, за что был арестован. Начались постоянные допросы, тюрьмы, ссылки. Тяжелейшие условия ссылок вскоре спровоцировали у святого астму, а позднее — частичный паралич. В 1937 году был приговорен к смерти и расстрелян. Известные люди с именем Петр: Пьер Абеляр (1079–1142) — средневековый философ-схоласт и поэт. Написал один из главных схоластических трактатов «Sic et Non» («Да и нет»), занимался литературным и музыкальным творчеством. Трагическая история любви к прекрасной девушке Элоизе разрушила его научную карьеру. Как простой монах он был вынужден удалиться в один из монастырей, где до конца жизни занимался редакцией своих сочинений. Петр Мамонов (род. в 1951) — Фото Павла Смертина актер, поэт и музыкант, основатель группы «Звуки Му», долгое время работал наборщиком в типографии, корректором и заведующим отделом писем в журнале «Пионер». В 1990-е годы Мамонов начал увлекаться актерским искусством. Первую важную роль он получил в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз». В начале 2000-х принял православие, а в 2006 году сыграл главную роль в знаменитом фильме «Остров». Интересные факты: 1. Петровка — одна из основных и самых старых улиц в Москве. Она проходит от Театральной площади до Среднего Каретного переулка. Свое название Петровка получила по Высоко-Петровскому монастырю , к которому и вела.

http://foma.ru/imya-petr.html

Арест Летом 1922 года начался обновленческий раскол. 19 сентября епископ Петр обратился к пастве с воззванием, в котором изъяснял сущность обновленческого раскола и отношение к нему Православной Церкви. Цензура ГПУ не разрешила публиковать обращение. ГПУ стало искать лжесвидетелей для того, чтобы обвинить владыку в незаконном распространении воззвания. В Твери 24 ноября 1922 года епископ Петр был арестован, доставлен в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму. Комиссия НКВД по административным высылкам 26 февраля 1923 года приговорила епископа Петра к ссылке в Туркестан на два года. На пятой неделе Великого поста, в день " стояния Марии Египетской " , епископа Петра отправили с этапом в Ташкент, местом его пребывания определили город Перовск. В апреле 1923 года этап прибыл в ташкентскую тюрьму. Вместе с владыкой в этом этапе были представители тверского духовенства. Во время пребывания в ссылке владыке удавалось переписываться со ссыльными священниками. Когда в 1923 году был освобожден патриарх Тихон (Беллавин), то в списке архиереев, поданном им властям с требованием освобождения, был и епископ Петр. В конце 1924 года епископ Петр прибыл в Москву. Есть упоминание о том, что какое-то время он управлял Московской епархией. После смерти патриарха Тихона, 16 июля 1925 г., владыка был послан местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Петром в Воронеж, в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу), которому тогда было уже 84 года. Владыка пробыл в Воронеже до осени 1925 года, когда он был вызван в ГПУ. 23 ноября он отбыл в Москву. 6 января 1926 года скончался митрополит Воронежский Владимир (Шимкович). Епископ Петр, будучи в сане епископа Старицкого, прибыл в Воронеж 10 января и вместе с митрополитом Курским и Обоянским Назарием (Кирилловым) отпевал почившего митрополита. Архиепископ Воронежский Верующие желали, чтобы владыка Петр взошел на Воронежскую кафедру. Православными были выдвинуты владыке своего рода условия: его просили о неучастии в политических группировках, чтобы оградить от возможных притеснений власти. Владыка писал:  " ...не дерзаю отказываться и изъявляю полное согласие на занятие Воронежской кафедры... "

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/

Митрополит Сергий смог устоять под оказанным на него на Лубянке давлением и отказался прямо там же подписывать акт передачи власти митрополиту Агафангелу, пообещав, как следует из «Интервью», прислать его вскоре из своего Нижнего Новгорода. Спустя три дня он действительно отправил оттуда митрополиту Агафангелу письмо, но совсем не такое, какое тот ждал. «Высоко-преосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! – писал Заместитель Ярославскому митрополиту 16 мая 1926 г. – При нашей беседе в Москве 30 апреля (13 мая) с. г. Вы изволили указать мне, что, согласно примечанию к ст. 8 Определения Собора от 28.7(10.8). 1918 г. [...], Местоблюстителем Патриаршего Престола должен быть старейший из иерархов. Не имея под руками текста означенного Определения, мы приняли это за данное, и по дальнейших рассуждениях, пришли с Вами к соглашению, чтобы я передал Вам власть по окончании дела митрополита Петра (если оно кончится его осуждением). По прибытии же в Нижний я имел возможность прочитать самый текст Определения, и вот вижу, что память нам обоим несколько изменила, и мы построили наше соглашение на совершенно неверном основании, которое делает его недействительным» . Указанное примечание, тут же процитированное митрополитом Сергием, действительно, в пользу митрополита Агафангела однозначно не говорило, в нем лишь было прописано, что «в случае нахождения Патриарха под судом – его место в Священном Синоде и ВЦС заступает старейший из иерархов». «Митрополит Петр предан лишь гражданскому суду и сохраняет должность за собою; Вы можете быть его Заместителем лишь по его усмотрению», – резонно замечал митрополит Сергий митрополиту Агафангелу. «Правда, – полемизировал далее Заместитель с Ярославским митрополитом, – Вы говорили, что теперь митрополит Петр уже не имеет власти, так как передал эту власть Коллегии; что за такую незаконную передачу он подлежит суду и можно его не признавать Местоблюстителем (согласно второй половине 15-го правила Двукратного Собора). Но, во-первых, митрополит Петр передал свою власть только наполовину, оставляя за собой важнейшие вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В эти скорбные дни Местоблюститель Патриаршего престола составил также нечто вроде завещания, в котором он излагал свое видение положения Церкви и призывал пастырей и всех верных чад церковных хранить верность Спасителю, свято блюсти Предание Церкви и священные каноны. Он писал: «Меня ожидают труды, суд людской, но не всегда милостивый». 9 декабря 1925 года по постановлению Комиссии по проведению Декрета об отделении Церкви от государства Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр был арестован. По распоряжению Местоблюстителя исполнение его обязанностей перешло к митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому) . А для митрополита Петра началась страда мучительных допросов и нравственных истязаний в неволе. 12 декабря состоялся первый допрос священномученика. Обвинение было стандартным – контрреволюционная деятельность. На допросе 18 декабря следователь спросил митрополита Петра: «А возможно ли признание Церковью справедливости социальной революции?» – «Нет, невозможно, – ответил заточенный Патриарший Местоблюститель. – Социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь признать не может. Лишь война еще может быть благословлена Церковью, поскольку в ней защищается отечество от иноплеменников и православная вера». Святитель Петр страдал в застенке ГПУ не только от тяжких условий неволи и изнурительных допросов; еще большую боль причиняли ему тревога за судьбу Церкви, ответственность за которую он нес перед Богом. Назначенный им Заместитель митрополит Сергий взял на себя бремя церковного управления, но власти не разрешали ему переехать из Нижнего Новгорода в Москву. Тем временем в Москве вокруг епископа Можайского Бориса, интриговавшего против митрополита Петра в сотрудничестве с агентами ГПУ, и архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) сложилась группа епископов, которые самочинно объявили об образовании Высшего Временного Церковного Совета (ВВЦС), которому усваивали полноту церковной власти. Митрополит Сергий запретил в священнослужении архиепископа Григория и единомышленных с ним архиереев за учинение раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу   Синодальной комиссии по канонизации святых 20 февраля 1997г. Рассмотрев доклад Председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и представленные Комиссией материалы, связанные с вопросом канонизации Царской Семьи и приснопамятных Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) , митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Фаддея (Успенского) , Освященный Собор определяет: Одобрить деятельность Комиссии Священного Синода по канонизации святых. Причислить к лику святых священномучеников для общецерковного почитания Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского ; 1862–1937), митрополита Серафима (Чичагова ; 1856–1937) и архиепископа Фаддея (Успенского ; 1872–1937). [...] 1568 Журнал Московской Патриархии. 1997. 3. С. 86. Деяние Архиерейского Собора Русской Православной Церкви   о канонизации священномучеников митрополита Крутицкого Петра (Полянского) ,   митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Фаддея (Успенского) 23 февраля 1997г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Издревле возлагая свои духовные упования на молитвенное заступничество пред Престолом Всевышнего святых угодников земли Российской, Русская Православная Церковь соборно свидетельствует о сугубом предстательстве за ее верных чад сонма новомучеников Российских, поименное прославление которых благоговейно осуществляется Церковью. По Промыслу Божию не только мученическая кончина, но и подвижническая жизнь многих новомучеников Российских оказывалась запечатленной в соборной памяти Русской Православной Церкви для назидания будущих поколений ее верных духовных чад, дабы помнили они обращенные ко всем христианам слова святого Апостола: «Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем» ( Рим. 14, 8 ). Великий смысл этих слов засвидетельствовали благочестивым житием, ис- поведническим архипастырским служением, самоотверженным стоянием за единство Русской Православной Церкви и пролитием мученической крови в 1937 году священномученики митрополит Крутицкий Петр (Полянский) , Местоблюститель Патриаршего Престола, митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Фаддей (Успенский) .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Ф. 831. Оп. 1. Д. 195. Л. 1). Т. о., архиерей декларировал лояльность к советским властям.) 9 февр. 1924 г. новый исполняющий обязанности председателя Епархиального совета прот. Петр Богословский, ссылаясь на распоряжение патриарха свт. Тихона, предписал духовенству М. е. произносить в храмах краткую форму поминовения всех патриархов, включая Московского (в обезличенной форме), но при этом в обязательном порядке поминать архиеп. Петра, как нового главу М. е. 22 марта 1924 г. того же года архиеп. Петр был возведен в сан митрополита. Архиерейским совещанием РПЦ 12 апр. 1925 г. Крутицкий митр. Петр (Полянский) был утвержден местоблюстителем Патриаршего престола. Одновременно митр. Петр принял на себя всю полноту прав Московского епархиального архиерея. После кончины патриарха свт. Тихона митр. Петр был вынужден перенести свою резиденцию из Донского монастыря в здание в Сокольниках (ул. Короленко, 3/5), использовавшееся ранее Патриархией для размещения возвращавшихся из ссылки архиереев. Здесь же разместились Епархиальный совет и Епархиальное управление. В руководстве епархией митр. Петру содействовал Совет благочинных Москвы, занимавшийся в т. ч. сбором и распределением благотворительной помощи ссыльным священнослужителям и их семьям. Помощниками митр. Петра в управлении епархией были викарные епископы Серпуховской Алексий (Готовцев), Клинский Гавриил (Красновский), Бронницкий Иоанн (Василевский) и Сергиевский Амвросий (Смирнов). Не складывались отношения у митр. Петра с Можайским еп. Борисом (Рукиным), конфликт между архиереями возник еще при жизни патриарха свт. Тихона. В мае 1925 г. прибыл из ссылки Дмитровский еп. Серафим (Звездинский), но уже в июле он был выслан из Москвы и вернулся вновь только в сент. того же года, став ближайшим помощником митр. Петра в управлении М. е. В сент. 1925 г. митр. Петр обратился к благочинным и настоятелям храмов епархии с посланием о недопустимости самовольного введения новшеств при совершении богослужения (в т. ч. введения в богослужебную практику рус. языка) и отступления от церковного устава вообще. Служение митр. Петра в качестве патриаршего местоблюстителя проходило при усилившемся давлении на Церковь со стороны советских властей. Предполагая свой скорый арест, 6 дек. 1925 г. митр. Петр составил завещательное распоряжение, согласно к-рому обязанности местоблюстителя в его отсутствие должен был исполнять Нижегородский митр. Сергий (Страгородский; впосл. патриарх Московский и всея Руси), а временное управление М. е. поручалось Совету московских викариев в составе епископов Алексия (Готовцева), Гавриила (Красновского) и Иоанна (Василевского) под председательством еп. Серафима (Звездинского).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В ноябре 1925г. была арестована группа архиереев – соратников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра (Полянского) . После кончины Патриарха Тихона 59 архиереев, ознакомившись с завещанием Святейшего, подписали заключение о вступлении митрополита Петра в должность патриаршего Местоблюстителя. Недолгое управление Церковью митрополитом Петром отмечено его непримиримой борьбой с обновленцами. Митрополит ответил категорическим отказом на предложение обновленцев вступить с ними в переговоры. В своем послании Церкви от 28 июля 1925 г. он предостерегал православных от каких бы то ни было переговоров с обновленцами. На предложение властей об обязательной регистрации в органах власти общины, священнослужителей он ответил решительным отказом, так как считал это недопустимым вмешательством во внутренние дела Церкви 52 . Антиобновленческая политика митрополита Петра нашла широкую поддержку у «тихоновских» епископов. В то время более пятидесяти епархиальных архиереев, смещенных со своих кафедр, находились в Москве. Часть из них нашла приют в Даниловом монастыре. Митрополит Петр неоднократно посещал монастырь, где совершал богослужения и советовался с епископами по основным вопросам церковной жизни. Собрание епископов-даниловцев негласно называли «Даниловским Синодом», который был разгромлен в конце 1925 г. В течение ноября в монастыре по «Делу митрополита Петра (Полянского) » было арестовано девять епископов 53 , двое из них: Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский и Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский по окончании следствия были приговорены к трем годам заключения в Соловецких лагерях 54 . К «даниловской» группе примыкал и епископ Петропавловский, викарий Омской епархии Григорий (Козырев), который отбывал срок наказания в Соловецком лагере в 1925–1926 гг. 55 Сам митрополит Петр был арестован 10 декабря. За успешную борьбу с обновленчеством в конце 1923 г. были арестованы и отправлены на Соловки епископ Вольский, викарий Саратовской епархии Петр (Соколов) 56 , и Иоаким Благовидов, епископ Алатырский, викарий Симбирской епархии 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010