Деятелям евлогианского «Епархиального Совета» (органа, надо заметить, самозванного, поскольку русские западноевропейские приходы не образовывали епархии, на что указывала и Московская Патриархия) приходилось в такой ситуации прибегать к откровенным фантазиям. В декабре 1927 г. в редакционной статье «Церковного вестника Западно-Европейской епархии» приводились, например, такие рассуждения по поводу легализации Патриаршей Церкви в России: «Почему же за это трудное дело взялся митрополит Сергий, а не другой иерарх и, в частности, не митрополит Петр, Местоблюститель Патриаршего престола? Мысль об этом занимала, несомненно, и митрополита Петра, и он делал попытки к ее осуществлению, как это видно из его послания от 1-го января 1927 года (имеется в виду разъясняемая в послании резолюция от 1 февраля 1926 г. – крайне неудачный и нелепый пример, демонстрирующий полное непонимание евлогианским редактором сути происходивших в российской церковной жизни событий – свящ. А. М.), но вскоре он был арестован и заключен в тюрьму. Вследствие этого он был вынужден передать свои полномочия митрополиту Сергию, а следовательно – и то главнейшее дело о выработке условий для легализации Патриаршей Церкви, ибо его имя для Советской власти стало одиозным. И трудно было сделать лучшего выбора. Митрополит Сергий, несомненно, один из самых выдающихся, самых образованных и умных иерархов Русской Церкви. Полномочия митрополита Сергия были подтверждены и Собором, и митрополитом Петром. Из самых достоверных частных источников известно, что митрополит Сергий нередко навещал митрополита Петра в его заключении, подолгу с ним беседовал, и в этих беседах, конечно, было тщательно и всесторонне обсуждено то дело, которым теперь занят митрополит Сергий. Известно и то, что пред отправлением в ссылку митрополит Петр (он теперь живет в Абалакском женском монастыре Тобольской губернии) (в действительности, прошло уже более чем полгода, как Местоблюститель был удален из Абалака и находился значительно севернее – свящ. А. М.) благословил митрополита Сергия на это дело, хотя, конечно, документально доказать этого пока нельзя» 1162 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Тихон, епископ Гомельский. 10(23) ноября 1925. Москва. 638» 122 . В связи с этой антиканонической акцией польских архиереев-самочинников, возглавленных «митрополитом Варшавским и всея Польши» Дионисием (Валединским), тогда же было известно, что в своей известительной грамоте о вступлении в должность Местоблюстителя Патриаршего Престола Российской Православной Церкви митрополит Крутицкий Петр обратился к Константинопольскому Патриарху Василию III с категорическим протестом по поводу признания и утверждения им (Патриархом) неканоничной, самочинной «автокефалии» Православной Церкви в Польше, провозглашенной вопреки воле Матери-Церкви, выраженной Ее Главою, в Бозе почившим Святейшим Патриархом Тихоном или, как указывалось в одном компетентном источнике, – «ссылаясь на каноническое послание и определение по делам Православной Церкви в Польше Патриарха Тихона, митрополит Петр выразил решительный протест Константинопольскому Патриарху Василию III по поводу незаконного вмешательства Вселенской Патриархии во внутренние дела Русской Церкви» 123 . Так реагировал на польское беззаконие Патриарший Местоблюститель митрополит Петр; каковы могли бы быть его последующие шаги в этом направлении судить трудно, так как – буквально по миновании каких-то считанных дней – он был насильственно удален от дальнейшего руководства Русской Церковью произволом «всесильного» тогда Е. А. Тучкова. Несколько позже, когда Патриарший Местоблюститель находился уже за решеткой, виновник незаконной автокефалии, лукавая лисица, митрополит Варшавский Дионисий пытался было сгладить совершенное им беззаконие и, так сказать, пост-фактум – направил с этой целью свое послание Патриаршему Местоблюстителю в разъяснение совершившегося. Но, во-первых, «разъяснять» было нечего, ибо и так все было слишком ясно, а, кроме того, послание это даже и не достигло адресата, так как в СССР его не сочли нужным доставить в руки митрополита Петра, как будто бы его уже не было в живых... В этом своем «известительном» послании от 12(25) декабря 1925 года, митрополит Дионисий писал между прочим:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   Между митрополитами Антонием и Евлогием состоялась тогда переписка о признании митрополита Петра. Историк Русской Церкви так передает ее содержание: «Карловцы ссылались на антиканоничность назначения преемников патриаршего престола в «Завещании». Митрополит Евлогий указывал на ничтожность зарубежной ветви Российской Церкви и считал, что вопрос должен стоять не о признании митрополита Петра зарубежниками, а о признании зарубежников Петром». 12 ноября 1925 г., незадолго до ареста патриаршего Местоблюстителя, когда до зарубежья дошли сведения о его энергичном противодействии обновленческому расколу и в эмиграции стал известен текст завещательного распоряжения Патриарха, митрополит Петр был признан главой Русской Православной Церкви, а в храмах, подведомственных Карловацкому Синоду, стало возноситься его имя.    Известие о том, что после ареста митрополита Петра его Заместителем назначен митрополит Сергий, воспринято было в церковной эмиграции с удовлетворением. Вероятно, давняя дружба митрополита Антония с митрополитом Сергием влияла на восприятие личности Заместителя Местоблюстителя в окружении митрополита Антония. И сам митрополит Сергий в первое время своего управления Церковью обнаружил по отношению к карловацким архиереям больше терпимости и снисхождения, чем его предшественники Патриарх Тихон и митрополит Петр. В связи с разделением между митрополитами Антонием и Евлогием Заместитель Местоблюстителя 12 сентября 1926 г. обратился с доверительным письмом к своим собратьям-архипастырям, оказавшимся в изгнании. Это письмо было одновременно получено в Сремских Карловцах и в Париже митрополитом Евлогием. Письмо опубликовали в 1927 г. в «Вестнике Христианского студенческого движения», хотя для печати оно вовсе не предназначалось. Послание митрополита Сергия зарубежным архипастырям отличается такой теплотой тона, какой нет ни в обращениях к ним Патриарха Тихона, ни в позднейших посланиях самого митрополита Сергия.    «Дорогие мои святители,— писал он,— вы просите меня быть судьей в деле, которого я совершенно не знаю.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Семашко поддержал юношу, и в 1921 году Петр был принят на медицинский факультет Московского университета. Учась на втором курсе, он переутомился от занятий и тяжело заболел. Лечился он в амбулатории при железнодорожной больнице, и лечение продолжалось около двух лет. За эти годы в его душе произошел переворот. Источники вечной юности и радости, существование которых он предчувствовал раньше, нашел он теперь во Христе. В это время Петр познакомился со старцем Нектарием Оптинским , духовным сыном которого стал, сблизился с кругом молодых людей, и среди них – с Андреем Эльбсоном . В июне 1925 года Петр был рукоположен в сан диакона ( целибат ) епископом Можайским Борисом (Рукиным) , и в том же году был рукоположен во священника местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Крутицким Петром (Полянским) . В Москве отец Петр поначалу не имел прихода и служил иногда в храмах, где служили знакомые ему священники, - например, в храме Александрийского подворья в Москве , где священником был Андрей Эльбсон. Мягкий в обращении, о. Петр обладал сильным, волевым характером. По словам его сестры, девчонки бегали в церковь, где он служил, только для того, чтобы посмотреть на необычайно красивого молодого батюшку. При этом отец Петр, с его феноменальной памятью, был человеком энциклопедически образованным, помнил наизусть целые главы Священного Писания, которое свободно цитировал, тут же называя номер главы и стиха. Отец Петр большей частью жил вдали от семьи, но каждый его приезд к родителям в Тучково становился событием для местных жителей. Его любили и уважали все. Тут же несли к нему детей - крестить. С людьми отец Петр обращался просто и смиренно, никогда никого не осуждал, говорил тихо, двигался неспешно. В мае 1928 года участвовал в отпевании и похоронах своего духовного отца - Нектария Оптинского . Сохранилась фотография о. Петра в епитрахили прп. Нектария Оптинского. В марте 1931 года он был определен в храм Николы в Кленниках . 14 апреля 1931 года был арестован в числе пятидесяти священнослужителей, монахов и мирян и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по групповому делу " Бабикова И.А. и др. (Р-35593). Москва, 1931 г. " . На вопрос следователя о его прошлом отец Петр рассказал о своем происхождении и обучении и о том, что принял сан священника по внутреннему убеждению. Священник был обвинен " в участии в контрреволюционной монархической организации " ИПЦ " , антисоветской пропаганде, помощи ссыльным " .

http://drevo-info.ru/articles/5344.html

Остен-Сакен Максимилиан Владимирович (1895 – 23 июня 1926), барон. Арестован в 1925 г. по «делу лицеистов», приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был расстрелян «за попытку к бегству» Отен, заключенный, исполнитель смертных приговоров П Павел I Петрович (1754–1801), российский император с 1796 г. Павлов Николай Иванович , управляющий делами на Соловках Павловский М.А., возможно, имеется в виду социалист-революционер Моисей Леонтьевич Павлоцкий (1889–?). Арестован в апреле 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Панин Иван С., уголовник, куплетист, одни из основателей театра в Ордынском лагере в Москве, сотрудник лагерного театра Паннвиц [Панневиц] Гельмут, фон (1898 – 16 января 1947), германский военачальник, Верховный Походный Атаман Казачьего Стана, группенфюрер СС. В 1945 г. сдался войскам союзников. Казнен в Москве Парнок Борис, поэт 229 Пастернак Борис Леонидович (1890 – 30 мая 1960), поэт Пепеллевский, генерал, помощник старшины в Кемперпункте Перепелкин Петр Михайлович (1891 – 1921), член ревкома мятежного Кронштадта. Расстрелян Перовская Софья Львовна (1853–1881), террористка Петерсон, следователь из Минска Петр (Полянский Петр Федорович) (1862 – 10 октября 1937), священномученик, митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола, с конца 1925 г. находился в заключении. Расстрелян. Прославлен на Архиерейском Соборе РПЦ, проходившем 13–16 августа 2000 г. Петр I Алексеевич (1672–1725), российский император с 1721 г. Петр II (1715–1730), российский император С 1727 г. Петр Пустынник (Петр Амьенский), аскет, организатор 1-го Крестового похода Петр, архиепископ, возможно, имеется в виду Петр (Соколов Павел Иванович) (1863 – 16 мая 1937), архиепископ Воронежский. Арестован в 1923 г. в сане епископа Вольского, викария Саратовской епархии, приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После освобождения из лагеря в октябре 1926 г., сослан в г. Кирсанов. Скончался в заключении Петр, епископ Тамбовский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда мы осмысляем почти пятилетний путь, пройденный нами в изучении темы вопроса о канонизации Царской Семьи, и видим всю ее сложность, становится понятно, почему до сих пор в этом вопросе нет полного единодушия в церковном народе. Именно поэтому мы не должны на данном Соборе принимать поспешных окончательных решений о прославлении Царской Семьи. Священный Синод в своем Определении от 10 октября 1996 года предлагает решить этот вопрос на Поместном Соборе. В течение 1995-96 годов Комиссия изучала также вопрос о подвижнической жизни, исповедничестве и мученической кончине за Христа Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), Митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и Архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937). Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины Святейшего Патриарха Тихона, был предстоятелем Русской Православной Церкви в эпоху невиданных по своему размаху гонений на нее. Вскоре после своего вступления в должность Патриаршего Местоблюстителя, он претерпел изгнание, многолетнее тюремное заточение и увенчал свой подвиг исповедничества мученическим пролитием крови за Христа. Митрополит Серафим, будучи строгим ревнителем православных церковных традиций, вдохновенным проповедником и ярким архипастырем, до конца твердо стоял в исповедании веры и принял мученическую кончину за Христову Церковь на девятом десятке своей жизни. Архиепископ Фаддей, являясь одним из кандидатов на должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, пользовался всеобщим уважением и почитанием еще при своей жизни. И поныне среди верующих Астраханской, Саратовской и Тверской епархий, где проходило подвижническое служение Архиепископа Фаддея, хранится память о его подвижнической жизни, о чем свидетельствуют поступившие в Комиссию по канонизации письменные отзывы Преосвященных этих епархий. Сочетая в себе аскета-подвижника и активного архипастыря, владыка Фаддей мужественно принял смерть за Христа. По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода предлагаю обсуждение вопроса о возможной канонизации Царской Семьи на Поместном Соборе и о прославлении на настоящем Архиерейском Соборе в лике Всероссийских святых Митрополита Крутицкого Петра (Полянского), Митрополита Серафима (Чичагова) и Архиепископа Фаддея (Успенского).

http://patriarchia.ru/db/text/5829527.ht...

Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский) и его отношение к «Завещательному посланию» Патриарха Тихона Дмитрий Сафонов Священномученик митрополит Петр (Полянский) Одним из важных аргументов в пользу того, что святитель Тихон не подписывал «Завещательное послание» является тот факт, что митрополит Петр (Полянский) косвенно свидетельствовал о его неподлинности. Ряд интересных доводов по этому поводу приводит прот. В. Виноградов. В частности, он указывает на тот факт, что митрополит Петр на совещании епископов, состоявшемся после погребения Патриарха, не огласил это послание. Совершенно справедливым представляется мнение прот. В. Виноградова о том, что если бы имелось подписанное Патриархом послание, Е. Тучков обязал бы митрополита Петра обнародовать его перед епископами это послание. Однако митрополит Петр никогда публично не отрицал подлинность послания. Это было вызвано той позицией, которую он занимал в отношении тактики поведения в отношениях с властями. Выше уже цитировались его слова, сказанные им в доверительной беседе по поводу возможности введения нового стиля. Он говорил о том, что если гражданская власть заставит перейти на новый стиль, то по его словам «мы тогда подчинимся и выпустим соответствующее послание. Но вы не обращайте на это внимания и считайте такие вынужденные наши послания необязательными» . За два предыдущих года верующие уже привыкли к тому, что в советской печати публикуются «вынужденные» или фальсифицированные документы от имени Патриарха, но эти документы не воспринимались как выражение патриаршей воли. Так было с посланием о введении нового стиля в 1923 г., с публикацией материалов о «примирении» Патриарха с Красницким и т.д. Митрополит Петр знал о том, что верующие, по крайней мере, в Москве, не воспримут «завещание» как выражение предсмертной воли Патриарха. Так врач, лечившая Патриарха, Э. Бакунина вспоминала: «Решительно никто в Москве не хотел поверить, что патриарх подписал добровольно и собственноручно; текст был написан не им, но на подлинности газеты настаивали» .

http://pravoslavie.ru/57501.html

В связи с этим, в тогдашней православной зарубежной печати встречались такие слова: «По поводу предстоящего Собора в Москве были уже сообщения, и православный Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр уже предостерегал... Что это за Собор будет в Москве, нам, православным, известно уже наперед. Это – продолжение разбойничьего Собора 1923 года: та же программа и те же методы и приемы. [...] Что творится теперь в несчастной России после смерти Патриарха Тихона? [...] Октябрьский Собор Московский не будет иметь Духа Божия, потому что не во Имя Божие он будет собран [...] Введенские, Боярские и Платоновы будут руководить [...] октябрьским Собором» 150 . И если за пределами нашей страны прекрасно представляли себе соборную перспективу и все последствия для Церкви и, с другой стороны, – решающую роль в этом вопросе Патриаршего Местоблюстителя, то не удивительно, что все «радужные» обновленческие надежды практически оказались совершенно эфемерными и испарялись при малейшем соприкосновении с реальной церковной действительностью, т. е. с тем, чему, – по природе своей, – они были абсолютно чужды. Надежды на помощь от «внешних» (на которую обновленцы постоянно уповали и благодаря которой само обновленчество появилось на свет) – также оказались несостоятельными, ибо, – как известно людям серьезным и невдомек паяцам и авантюристам, – любое участие «дубины» в решении вопросов духа всегда обречено на провал. Все эти горькие разочарования вполне и окончательно поразили обновленцев, наконец, лишь тогда, когда неожиданно в самый разгар пропагандистской «миротворческой» суматохи раскольников, вдруг, как первый удар благовеста, раздался мощный голос Русского Православия. Пока в провинции шла возня обновленческих агитаторов, зазывавших с помощью «соответствующих инстанций» и добровольцев из мракобесов атеизма на «Помсобор-25», Патриарший Местоблюститель зорко приглядывался к происходящему и выжидал «подобна времени». В середине июля, когда он понял и решил, что дальнейшее молчаливое выжидание может начать лить воду на мельницу обновленчества, – прозвучал его Первосвятительский голос, обозначивший православной пастве границы черного и белого с позиций канонического здравомыслия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

329 Действительно, по Определению Собора от 8(21). 12.1917 место Патриарха до назначения Патриаршего Местоблюстителя в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете занимает старейший из присутствующих в Синоде иерархов, а не просто старейший иерарх. По определению Священного Собора от 28.07(10.08). 1918 «О Местоблюстителе Патриаршего Престола» старейший из членов Священного Синода лишь созывает соединенное присутствие Священного Синода и Высшего Церковного Совета и на котором тайным голосованием избирают Местоблюстителя Патриаршего Престола (см.: Собрание определений... Вып. 4. С. 7–8). 330 В примечании говорилось: «В случае отпуска или болезни Патриарха, временное председательствование в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете Патриарх поручает одному из членов Священного Синода; в случае нахождения Патриарха под судом, его место в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете заступает старейший из иерархов, в случае же оставления Патриархом патриаршего престола или кончины, действуют статьи соборного определения о Местоблюстителе патриаршего престола. Права и обязанности Патриарха, как епархиального архиерея, переходят к Архиепископу Коломенскому и Можайскому» (Собрание Определений... Вып. 4. С. 8). 332 «Послание» Григорианского Временного Высшего Церковного Совета от 29.04( 12.05). 1927. [Послание епископов-староцерковников, признающих ВВЦС, собравшихся в Донском монастыре г. Москвы 28–30 (11–13 мая) 1927 г., ко всем верным чадам Святой Православной Церкви//Акты... С. 496.] 338 Послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра. Пермь, 19.12.1926(1.1.1927). Рукопись. [Акты... С. 492–493.] 363 Рукопись из частного собрания церковных документов. [Завещательное распоряжение-послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Ленинградского Иосифа [Петровых], о преемстве высшей церковной власти.] [Акты... С. 489–490.] 364 Воззвание, принятое общим собранием членов Св. Синода//Вестник Священного Синода... 1927. 2 (15). С. 14. 367 Ошибка. Митрополит Сергий (Страгородский) степени доктора богословия до 1933 г. не имел, он был только магистром богословия. Более подробно о присуждении степени доктора богословия митрополиту Сергию см.: Мазырин А., свящ., Сухова Н. Ю. Научно-богословская аттестация в период гонений 1920–1930-х годов и присвоение степени доктора богословия митрополиту Сергию (Страгородскому) //Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 3(32). С. 99–115.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

1 февраля состоялась встреча между членами Временного Высшего Церковного Совета и митрополитом Петром. Архиепископ Григорий уверял Главу Русской Церкви, что только Временному Высшему Церковному Совету удастся нормализовать отношения с государственной властью. При этом он ввел в заблуждение митрополита Петра, скрыв от него то обстоятельство, что Временный Высший Церковный Совет был образован, когда участники совещания в Донском монастыре знали уже о назначении Заместителя Местоблюстителя. От митрополита Петра они добились резолюции о временной передаче высшей церковиной власти «коллегии из трех архиереев»: архиепископов Владимирского Николая, Томского Димитрия и Екатеринбургского Григория. Григорьевцы скрыли от митрополита Петра и то, что архиепископы Николай и Димитрий не имели возможности выехать в Москву. Резолюцию, обманом вырванную обманом у Местоблюстителя, члены Временного Высшего Церковного Совета истолковали как передачу церковной власти архиепископу Григорию. Ознакомившись с резолюцией, митрополит Сергий вступает в переписку с митрополитом Петром, чтобы изложить ему действительное состояние церковных дел. В поддержку митрополита Сергия высказались Экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков), архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), епископ Прилуцкий Василий (Зеленцов) и другие архипастыри. 22 апреля митрополит Петр послал своему Заместителю письмо, в котором объявил об упразднении Временного Высшего Церковного Совета и подтвердил ранее сделанное назначение заместителя Местоблюстителя. Григорьевцы, однако, не подчинились воле Главы Русской Церкви и, сохранив свою организацию, учинили новый церковный раскол. Но несколькими днями раньше, до того, как были устранены недоразумения между митрополитами Петром и Сергием в связи с самочинным созданием Временного Высшего Церковного Совета 18 апреля 1926 года митрополит Агафангел из Перми обратился к всероссийской пастве с посланием, в котором, ссылаясь на завещание Патриарха Тихона, известил о своем вступлении в должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. В письме митрополиту Сергию он предложил возносить в церквах свое имя вместо имени митрополита Петра.

http://sedmitza.ru/lib/text/439998/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010