Таким центром восточного монашества Афон остался и до нашего времени. Ныне здесь существует двадцать больших и главных ставропигиальных монастырей следующего наименования: Лавра св. Афанасия, Ватопед с главным храмом Благовещения, Ивер с главным храмом Успения, Хиландар с главным храмом Введения, Дионисиат с храмом Рождества Предтечи, Пантократор с храмом Преображения, Ксиропотам с храмом святых Сорока мучеников, Зограф с храмом св. Георгия, Кутлумуш с храмом Преображения, Дохиар с главным храмом Архангелов, Каракалл с храмом святых Апостолов, Филофея с храмом Благовещения, Симонопетра с храмом Рождества Спасителя, Ставроникита с храмом св. Николая, св. Павла с храмом св. Георгия, Ксенофонта с главным храмом св. Георгия, Григориат с храмом св. Николая, Есфигмен с главным храмом Вознесения, Русский монастырь с главным храмом св. Пантелеймона и Кастамонит с храмом св. архидиакона Стефана. Все эти монастыри возникли ещё в византийскую эпоху, в период времени с X по XIV вв., и доныне сохранили следы древнего своего происхождения. Монастырские здания ограждены крепкими забралами, имеют высокие бойницы или башни в стиле средневековых сооружений, многие величественные храмы, богато украшенные щедрыми подарками византийских императоров и вельмож, и т. п. Все монастыри совершенно не зависят друг от друга в своей внутренней жизни и управлении, а общие их дела ведаются так называемым Священным Кинотом или Собранием Афона. Из монастырей семнадцать принадлежат грекам, один (св. Пантелеймона) – русским, один (Зограф) – болгарам и один (Хиландар) – сербам. Монастыри по внутреннему своему устройству, как сказано, разделяются на киновии и идиоритмы. В монастыре киновиальном все монахи равны между собой по правам, ведут общую жизнь и имеют общее имущество – имущество монастыря, составляет истинное братство по обязанностям и по труду в пользу своего монастыря; никто из них не имеет права иметь частную собственность, но все владеют всем, все питаются одинаковой пищей в общей столовой в определённые часы, неопустительно посещают монастырские богослужения, положенные по уставу, носят одинаковую одежду, получаемую от монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

21 (22) Крестные страдания Мессии 29 (30) Душа вышла из ада 30 (31) «В руки Твои предаю дух мой» 39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию 40 (41) О предателе 44 (45) Мессия — Бог 54 (55) О предателе 67 (68) «Восшел на высоту, пленил плен» (см. Еф. 4:8 и Евр. 1:3) 68 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» 71 (72) Описание славы Мессии 94 (95) О неверии иудеев 109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека 117 (118) «Не умру, но жив буду..» Мессия — камень, отвергнутый строителями 131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исаия 2:2-3 Царство Мессии подобно горе 6:9-10 Неверие иудеев 7:14 Рождение от Девы 9:1-2 Проповедь Мессии в Галилее 9:6-7 Мессия — Бог крепкий, Отец вечности 11:1-10 На Нем — Дух Господень, о Церкви 12:3 О радости и благодати 25-27 гл. Хвалебная песнь Мессии 28:16 Он — краеугольный камень 35:5-7 Исцелит всевозможные болезни 42:1-4 О кротости Отрока Господня 43:16-28 призвание язычников, 44:3 Излияние благодати Св. Духа 49:6 Мессия — свет народам 50:4-11 О поругании Мессии 53 гл. О страданиях и воскресении Мессии 54:1-5 О призвании язычников в Царство 55:3 О вечном завете 60:1-5 Его Царство — Новый Иерусалим 61:1-2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль 2:28-32 О дарах Св. Духа Прор. Осия 1:9 и 2:23 Призвание язычников 6:1-2 Воскресение на третий день 13:14 Уничтожение смерти Прор. Амос 8:9 О восстановлении скинии Давида Помрачение солнца Прор. Михей 5:2 О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия 23:5 Мессия — праведный Царь 31:15 Избиение младенцев в Вифлееме 31:31-34 Установление Нового Завета Варух 3:36-38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль 34:23-24 Мессия — Пастырь 36:24-27 Закон Божий написан на сердцах 37:24 Мессия -Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил 2:34-44 Мессианское Царство подобно горе 7:13-14 Видение Сына Человеческого 9:24-27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей 2:6-7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум 3:11 О вере Прор. Захария 3:8-9 Грехи людей изгладятся в один день 6:12 Мессия — Священник 9:9-11 Вход Мессии в Иерусалим

http://pravmir.ru/za-sotni-let-do-rozhde...

863,538); Мессия и Езекия (I: 250,82. 297,74. 863,538. II: 763,1052. 848. 1266); Мессия и Моисей (I: 401. 854,530. 863,537. II: 1096) Мессия и закон (I: 462,33); Мессия и праведники (I: 403); Мессия и десять колен (I: З90,325)· Мессии два (II: 413,1246). Мессия Давидов–Ефремов–Иосифов (I: 388. 389–390. 391. 394,336. 396,354. 403,385. 406,394. 410 и прим. 409. 853,530. II: 1096. III: 14). Мессия прокаженный (I: 399. 401),–сокровенный–на небе (I: 548,226. 863,535. 876,556). Мессия–не судья (I: 277,200. 868,548. II: 765,1055). Мессия в апокрифической литературе (I: 251–3. 395–6) и в иуд. апокалиптике (I: 850 сл.). Метапсихозис II: 486,303. Метатрон I: 792. 862,537. II: 221. 354. 414,1248. μθαι I: 76. Мефодий патар. II: 599,569. Мидия I: 863,538. Мидраши II: 18. Милостыня в иуд. I: 288,34. Минимы, минеи I: 813,399. II: 412,1246. 429,1 820–1. 849,119. II: 850–1. 871. 1100. 1273. Миссионерская деятельность Ап. Павла среди язычников до его великих путешествий II: 32. μυστριον II: 623. 1164. 1196. Мистерии (II: 997,116. 1147 сл. 1159 сл. 1186 сл.) и предполагаемое их влияние на христианство (у Ап. Павла) в магическом сакраментализме (II: 1170–4) вообще, а в частности в евхаристии (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1181–6. 1195. 1196. 1197) и в крещении (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1172. 1173. 1174–5. 1183. 1195. 1196. 1197). Митры культ II: 213. 1148. 1149. 1150. 1151. 1161. 1162. 1165. 1166. 1170. 1171. 1175. 1182. 1187. 1190. 1194. 1196. Михаил Архангел I: 664,76. 687,138. 780,329. 865,540. 869,548. II: 818,52. 819,61. 822,91. Михея пр. книга ΙV 8 (I: 251,87). V, 1 (I: 248,71). V, 3 (I: 394). V, 4 (II: 286,764). VΙ, 8 (II: 162,329). VII, 2 (II: 285,764. Мишна I: 292,56. 596,377. 821,421. 822,423. II: 762,1048. 763,1053. 1238. Мир весь яко бы хотел просветить Ап. Павел еще при жизни своей I: 553,237. Моисей I: 36. 186. 197. 198. 230. 253. 291. 401,375 663,71 849,518 857,534. II: 161,325. 1096. Моисея Вознесения (Assumptio Mosis) и Апокалипсис I: 766,293. 796,366. 802,379. 839,482. 844 сл. 845,502. 505. 846 и пр. 506. 509. 860,536. 862,537. 865,540. 875,555. 878,559. II: 1095. Молитва в иуд. (I: 288. 466,51. 562,267); молитва иуд. (Гамалиила) против христиан – врагов иуд. веры (birkath ha-minim) (I: 166. II: 851. 852. 1273). Молитва Господня II: 704,917. Молитва у Ап. Павла II: 424,1299. 766,1055. μορφ II: 282,758. 284,761. 330,897. Музоний Pyф II: 1023,316. 1025 . Мученики христианские якобы имеют привилегию касательно воскресения и у пр. Исаии (I: 457,16) и у Ап. Павла (I: 546). Мучение грешников II: 613,632. Нагорная беседа II: 997,116. 1088. Наинский отрок I: 27. Нафанаил яко бы есть Ап. Павел II: 886.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

29 (30) Душа вышла из ада 30 (31) «В руки Твои предаю дух мой»   39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию 40 (41) О предателе 44 (45) Мессия — Бог 54 (55) О предателе   67 (68) Восшел на высоту, пленил плен 69 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» 71 (72) Описание славы Мессии 94 (95) О неверии иудеев 109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека 117 (118) «Не умру, но жив буду». Мессия — камень, отвергнутый строителями 131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исайя 2:2–3 Царство Мессии подобно горе 6:9-10 Неверие иудеев 7:14 Рождение от Девы 9:1–2 Проповедь Мессии в Галилее 9:6–7 Мессия — Бог крепкий, Отец вечности 11:1 -10 На Нем — Дух Господень, о Церкви 12:3 О радости и благодати 25-27 гл. Хвалебная песнь Мессии 28:16 Он — краеугольный камень 35:5–7 Исцелит всевозможные болезни 42:1–4 О кротости Отрока Господня 43:16–28 призвание язычников, 44:3 Излияние благодати Св. Духа 49:6 Мессия — свет народам 50:4-11 О поругании Мессии 53 гл. О страданиях и воскресении Мессии 54:1–5 О призвании язычников в Царство 55:3 О вечном завете 60:1–5 Его Царство — Новый Иерусалим 61:1–2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль 2:28–32 О дарах Св. Духа Прор. Осия 1:9 и 2:23 Призвание язычников 6:1–2 Воскресение на третий день 13:14 Уничтожение смерти Прор. Амос 8:9 О восстановлении скинии Давида Помрачение солнца Прор. Михей 5:2 О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия 23:5 Мессия — праведный Царь 31:15 Избиение младенцев в Вифлееме 31:31–34 Установление Нового Завета Варух 3:36–38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль 34:23–24 Мессия — Пастырь 36:24–27 Закон Божий написан на сердцах 37:23 Мессия — Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил 2:34–44 Мессианское Царство подобно горе 7:13–14 Видение Сына Человеческого 9:24–27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей 2:6–7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум 3:11 О вере Прор. Захария 3:8–9 Грехи людей изгладятся в один день 6:12 Мессия — Священник 9:9-11 Вход Мессии в Иерусалим 11:12 О тридцати серебряниках 12:10–13:1 О распятии Мессии, о Св. Духе 14:5–9 Тьма во время распятия и о благодати

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Пс.30 (31) «В руки Твои предаю дух мой» Пс.39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию Пс.40 (41) О предателе Пс.44 (45) Мессия – Бог Пс.54 (55) О предателе Пс.67 (68) «Восшел на высоту, пленил плен» (Еф.4, Евр.1:3) Пс.68 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» Пс.71 (72) Описание славы Мессии Пс.94 (95) О неверии иудеев Пс.109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека Пс.117 (118) «Не умру, но жив буду..» Мессия – камень, отвергнутый строителями Пс.131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исаия Ис.2:2—3 Царство Мессии подобно горе Ис.6:9—10 Неверие иудеев Ис.7 Рождение от Девы Ис.9:1—2 Проповедь Мессии в Галилее Ис.9:6—7 Мессия – Бог крепкий, Отец вечности Ис.11:1—10 На Нем – Дух Господень, о Церкви Ис.12О радости и благодати Ис.25—27 Хвалебная песнь Мессии Ис.28:16 – краеугольный камень Ис.35:5—7 Исцелит всевозможные болезни Ис.42:1—4 О кротости Отрока Господня Ис.43:16—28 призвание язычников, Ис.44 Излияние благодати Св. Духа Ис.49 Мессия – свет народам Ис.50:4—11 О поругании Мессии Ис.53 О страданиях и воскресении Мессии Ис.54:1—5 О призвании язычников в Царство Ис.55 О вечном завете Ис.60:1—5 Его Царство – Новый Иерусалим Ис.61:1—2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль Иоил.2:28—32 О дарах Св. Духа Прор. Осия Ос.1, 2 Призвание язычников Ос.6:1—2 Воскресение на третий день Ос.13 Уничтожение смерти Прор. Амос Ам.8О восстановлении скинии Давида Ам.8:9 Помрачение солнца Прор. Михей Мих.5О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия Иер.23 Мессия – праведный Царь Иер.31 Избиение младенцев в Вифлееме Иер.31:31—34 Установление Нового Завета Варух Вар.3:36—38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль Иез.34:23—24 Мессия – Пастырь Иез.36:24—27 Закон Божий написан на сердцах Иез.37 Мессия -Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил Дан.2:34—44 Мессианское Царство подобно горе Дан.7:13—14 Видение Сына Человеческого Дан.9:24—27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей Агг.2:6—7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум Авв.3 О вере Прор. Захария Зах.3:8—9 Грехи людей изгладятся в один день

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

И гибнет. Гибнет от яда, от пули, от тюрьмы, от каторги, от виселицы. Гибнет от разврата, от дурных болезней. Гибнет с умершей душою в самых ужасных преступлениях. Примеры современных процессов – Прасолова, Кара, Мартьянова, Далматова и т.д., и т.д., им же имя легион, подтверждают это. И гибнут на Хитровке, в домах Вяземского и в лютые морозы около заборов больших городов. Но счастье, великое счастье у того, кто, хотя в детстве, в раннем детстве, воспитал в своем сердце глубокую, чистую, детскую веру. Кто потом, быть может, поддавшись чреватому коварством времени, и отходит от светлых идеалов прежней веры; но «никто не похитит такую овцу из великого Христова стада» 101 . Рано или поздно эта овца, быть может, только лишь один раз в жизни, даже в малосознательном возрасте слышала Его голос 102 , она, вкусивши от горечи мучительных страданий, неверных шагов в жизни, самые ужасные плоды, иногда даже опустившись на самое дно ада, – рано или поздно услышит Его великий голос и придет к Нему. И уже убеленная мучительным беспощадным опытом, она почти всегда, как солдат, закаленный в боях, испещренный глубокими, но зажившими ранами, твердо стоит на своем пути и приобретает навык не только защищать себя, но защищать и руководить других, таких же малоопытных, каким когда-то он был сам. Такая душа не погибнет! Много также, страшно много помогает в таких положениях запутанности постоянная молитва родителей за свое потерявшееся дитя. И, если можно было бы какой-нибудь таинственной властью мгновенно сдернуть покрывало со многих сердец в связи с их прошедшим, то мы увидали бы, что погибших и погибающих в когтях сатаны нет ни одного из тех, родители коих неустанно возносят к Господу мольбу за своих детей. Такие тоже не погибают. О, отцы и матери всего мира, всех народностей, всех самых разнообразных христианских деноминаций! Умоляю вас именем Бога Живого, как бывший в объятиях смерти, но... оживший; как заблудший сын, но возвратившийся к своему отцу; как разбойник, сошедший с жизненного креста; как человек, доходивший до глубины ада, – воспитывайте ваших детей с самого раннего возраста в вере ваших отцов; подчеркиваю: не в вашей вере, а именно: в вере ваших отцов, то есть, как ваши отцы воспитывали и поддерживали вашу веру.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Все мы знаем, что в наших больницах наибольшее воздействие на больных имеют врачи-человеколюбцы. Они знают секрет подхода к страдающему человеку и целебного влияния на его душу. Иногда одно появление в больничной палате любящей и любимой старушки-няни или сестры оказывают волшебное воздействие на тоскующих и страждущих её обитателей. Вот, братия и сестры, около нас на улице прошёл человек, ругаясь и оскорбляя встречных. Так, казалось бы, естественно было возненавидеть его. И возненавидь, но не его, а грех, распущенность, безрассудство его. Самого же его, как нашего ближнего и брата во Христе пожалей и восскорби: гибнет Божия душа, гибнет образ Божий, гибнет на наших глазах. «Господи, Господи, пощади, вразуми и помилуй несчастное создание Твоё», – шепчет наша душа при встрече с подобного рода буяном. Она скорбит и в скорби богатеет и разумом, и сострадательной любовью к своему ближнему, в беду впадшему. Если бы кто-либо не захотел бы послушать тебя, принять твои услуги и даже насмеялся и надругался бы над тобой, ты всё равно не замыкайся в себе, не прекращай движения своего духа и сердца в его сторону. Пренебреги своим самолюбием, ибо брат твой в большой опасности, он гибнет. Разве можно остаться равнодушным и не помочь ему хотя бы и издали своим состраданием и своим горячим молитвенным участием? «Не говори, – назидает святитель Иоанн Златоуст , – этот человек болен (ибо охлаждение любви есть болезнь), потому и не стану о нём заботиться. Напротив, согрей охлаждённого. Но скажешь: что же мне делать, если он не согревается? – Продолжай своё. Но что делать, если он ещё более отвращается от меня? – Через это готовит он тебе ещё большее воздаяние и тем больше обнаруживает в тебе подражателя Христова... А если он ненавидит меня? – Поэтому особенно ты и должен возлюбить его. Не переставай говорить ему: „сколько бы меня ни ненавидел, я не перестану любить тебя”. Сим победишь всякое упорство, смягчишь всякое сердце. Испытай это!» Братия и сестры! Слова святителя Иоанна Златоуста «испытай это» относятся к каждому из нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Внешняя деятельность людей, таким образом, протекает в соответствии с их внутренним (духовным) состоянием. И если человек отвергает Евангелие, отступает от православной апостольской церкви, он не может оставаться духовно здоровым, а его внешняя жизнь - светлой, гармоничной и полноценной. Обращая свой взгляд на события современности, преосвященный Феофан обеспокоено замечал всё большее непонимание и нарушение православных начал, а с ними и всей внутренней жизни людей. " Через поколение, много через два, - предостерегал он, как мы упоминали, - иссякнет наше православие, " - и, что наиболее показательно, подобные явления распространялись даже в церковной среде. Верхи и низы отступали от церкви, изменяя вере отцов, или вообще отрекаясь от веры. Изменялся внутренний склад русских людей, менялись их устремления и ожидания, идеалы их сердца (то есть то, что теперь принято называть менталитетом), а значит, целиком должно было смениться общественное и государственное устройство России. Недаром, на склоне лет Вышенский затворник писал: " Гибнет Русь православная! " вып.1 с.252]. Гибнет Русь святая, усеянная " святынями восхитительными " вып.3 с.48], гибнет вслед за гибелью самого православия, гибнет, потому, что теряет опору во всё менее православных сердцах своего народа. Не случайно, молясь о ней, святитель просит прежде всего укрепить её веру: " Сохрани её Господи и дух в ней веры святой возвыси и закрепи за нею навсегда " вып.3 с.33]. Геннадий Гончаров , кандидат исторических наук, преподаватель Академии внутренних войск МВД Украины , г. Харьков ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА: 1. Феофан Затворник, святитель. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. - Репринт. изд. - М.: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1995. 2. Феофан, епископ. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. - 6-е изд. - Л.: Соборный разум, Знание, 1991. 3. Феофан Затворник, святитель. Письма о духовной жизни. Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - М.: Правило веры, 1996.

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/23/...

—262— новая – боко-которская, дубровницкая и спичанская епархия, к которой отошла южная часть Далмации и далматинской епархии. Резиденция епископа в г. Которе. Преемник многозаслуженного Стефана Кнежевича преосвященный епископ далматинско-истрийский, доктор богословия, Никодим Милаш управляет епархией с 10 июля 1890 г. – Первый епископ боко-которской, дубровницкой и спичанской епархии преосвященный Герасим Петранович, доктор богословия, скончался 18 апреля 1906 г., и на его место избран член задрской епископской консистории архимандрит Досифей Иович. 1526 Епископская консистория (епархиальный духовный суд) состоит из председателя и шести членов (из них три действительных и три почетных). В далматинско-истрийской апархии 3 монастыря: 1) Крупа с храмом Успения Богоматери (храм по преданию, построен королем Стефаном Душаном в 1345 г.). 2) Драговичский с храмом во имя Рождества Богородицы; время основания неизвестно. 3) Керк с храмом во имя Архистратига Михаила; основание его относят к первой половине XV в. Возобновлен и украшен предшественником нынешнего епископа Стефаном Кнежевичем, который и погребен здесь. Протопресвитерств (по шематизму 1905 г.) 5, приходов 55, капелланий 3, храмов 83, священников 47 мирских и 26 монашествующих, домов 11. 279, душ 80. 842 (в 1903 г. домов было 11. 072, душ 78. 416). Кроме того, к далматинско-истрийской епархии причислены сербско-православные приходы в Вене и в Перое. – В боко-которской, дубровницкой и спичанской епархии 8 монастырей: 1) Баня, с храмом св. великомученика Георгия Победоносца. 2) Савин, с храмом Успения Богородицы. 3) Режевич, с храмом Успения Богоматери. 4) Прасквица, с храмом во имя святителя Николая Чудотворца. 5) Подластва, с храмом во имя Рождества Богородицы. 6) Градиште, с храмом во имя святителя Николая Чудотворца. 7) Дульево, с храмом во имя св. архидиакона Стефана. 8) Подмайне, с храмом во имя преп. матери Параскевы (Петки). Монахов же в этих 8 монастырях очень не- —263— много (по шематизму 1904 г. – всего 17), – впрочем в некоторых из этих монастырей монахов и совсем не бывает). Протопресвитерств (по шематизму 1904 г.) 4, приходов и капелланий 50, храмов 209, священников 33, домов 5291, душ 29863 (по шематизму 1903 г. домов 5281, душ 29590).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, видение не то означало, что Иисус, сын Иоседеков, увенчанный двумя венцами, теперь сделался царем и первосвященником, а что настанет время, когда придет такой царь, который будет, вместе, первосвященником. Это подтверждается следующим стихом. Ст. 12, 13. И речеши к нему: сице глаголет Господь вседержитель: се, муж, восток имя ему, и под ним возсияет, и созиждет храм Господень: (Ст 13) и той приимет добродетель, и сядет и возобладает на престоле своем, и будет иерей одесную его, и совет мирен будет между обема. С евр.: И скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, – имя Ему Отрасль, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень: (ст. 13) Он создаст храм Господень, и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле Своем, будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим. Т. е., в объяснение сего венчания, скажи первосвященнику Иисусу: так говорит Иегова воинств; Се муж, Восток 84 имя ему. Т. е., Мессия, который соединит в себе и царское, и первосвященническое достоинство – есть Отрасль, в том смысле, что Он произрастет из усеченного корня Давидова 85 . Здесь понимается та же Божественная Отрасль, о которой выше было сказано (см. 3:8), и которая называется Востоком. А так называется только Мессия, поскольку Он есть истинный свет (см. Ис. 4:2; 11:1 ; Иер. 23:5; 33:15 ), просвещающий всякого человека. Он есть Восток свыше ( Лк. 1:78 ), ибо с неба воссиял. Под ним воссияет, т. е. воссияет Церковь Христова, которой глава есть – Сам Мессия, воссияет светом учения и благодати под Его управлением. Здесь, в Церкви, Он возрастет славой и честью Божественной. Созиждет храм, т. е. Мессия созиждет Церковь Свою, которую и врата адовы не одолеют. И той приимет добродетель. Здесь слово добродетель означает славу, величие. Т. е., когда Мессия совершит дело искупления, созиждет Церковь , тогда Он (по блаженному Иерониму), как бы, примет второй венец чести и славы, тогда Он прославится, возвеличится, что и значат слова: приимет добродетель 86 . И сядет, и возобладает на престоле Своем. Восседает и владычествует Спаситель наш Господь Иисус Христос над верующими на Своем престоле в Церкви Своей, ибо Он есть Царь Ее. (сн. 9:9–10). И будет Иерей одесную Его, с евр.: И будет священником на престоле Своем. Т. е. Мессия будет не только Царем в Своей Церкви, но и первосвященником; и поскольку первосвященник Иудейский поставлялся для приношения Богу даров и жертв ( Евр. 8:3 ), то св. пророк словом: иерей, или первосвященник, указывает и на то, что Мессия первосвященник, также принесет, некогда, и Свою жертву Богу и Отцу за спасение людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010