Грина обвиняли и продолжают обвинять в человеконенавистничестве, в презрении к обывателю, далекому от фантазий его «недотрог». Хорошо. Но вспомним гневные слова Христа, обращенные к Капернауму и его жителям: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф. 11:23). Так что, если и говорить о юношеском максимализме Грина, то только памятуя о ”максимализме” Христовой проповеди». Другое важное место в «Алых парусах», которое вызывало много споров — это та сцена, когда на глазах у Лонгрена гибнет Меннерс, и тот не делает ничего для того, чтобы его спасти. И вот как критик комментирует этот эпизод: «Говорили о жесткости, даже жестокости Грина, о том, что герои его не следуют заповеди «не убий». И как вообще можно говорить о христианстве и гуманизме Грина? Этот момент долго смущал меня, и мне казалось, что и сам писатель понимает безрассудную жестокость своего героя. Как сказал Лонгрен: «Черную игрушку я сделал, Ассоль». Объяснение снова приходит из Евангелия, из слов проповеди Спасителя в приморском Капернауме: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф, 18, 5). Так и злосчастный Меннерс находит смерть за обиду женщины и ребёнка. Для нас важно, что именно в Капернауме звучат слова Спасителя: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» ( Мф. 18:3-4 ). Ассоль и есть то дитя, что поставил Спаситель между своими учениками. Ассоль из Каперны, бесхитростно молящаяся своему Богу утром: «Здравствуй, Бог!»: а вечером: «Прощай, Бог!» Ее день в ожидании чуда полон Бога, как день младенца». Как же относиться к такому подходу? Действительно ли феерия Грина — это зашифрованное Евангелие? Ставил ли Грин такую задачу? Думаю, то, что увидели в «Алых парусах» уважаемые авторы, есть скорее результат их доброжелательного, но иногда вольного толкования. Грин и в самом деле писал и жил по своим правилам. Так же, как и его герои. Но считать их христианскими? Все вышеприведенные построения весьма любопытны, но оба пишущих не приводят в своих статьях ключевую сцену из «Алых парусов», прямо, а не иносказательно, касающуюся Христа.

http://azbyka.ru/fiction/begushhij-po-vo...

Да и размысли в себе: когда из жадности ты задумываешь завладеть чужим добром, можешь ли сказать: «Живет во мне Христос»? Или если замышляешь бесчестье, если бушует в тебе гнев, если неистовствует опьянение, если воспламеняет тебя зависть, если сожигает ревность, если раздуваешься ты от гордости, если поступаешь с жестокостью – во всех этих случаях можешь ли сказать: «Живет во мне Христос»? Таким образом, Христос умер в грешниках, потому что не действует в них никакая праведность, никакое терпение, никакая истина, ничего из того, что есть Христос. Всякая же добродетель в святых, как сказано, совершается Христом, как и Апостол говорит: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Фил.4:13 ). Вот и Сам Господь дает в Евангелиях прекрасное различение в этом, когда говорит: «Всякого, кто исповедает во Мне [делами своими] пред людьми, того исповедаю в нем и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф.10:32–33 ). Ты видишь, что о тех, «кто исповедает», Он говорит: «Исповедает во Мне» как в Том, Который живет в них и совершает в них дела жизни. А в отношении тех, «кто отречется от» Него, Он не использует те же слова, не говорит: «Если кто отречется во Мне, и Я отрекусь в нем», но речет: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим», чтобы показать, что тот, кто отрекается от Него, находится вне Его, а тот, кто исповедует Его, в Нем пребывает. Потому и сказано в Писании, что когда умер Иисус, «восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю» ( Суд.2:10 ). 2 . «Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа» ( Суд.2:11 ). Бог, Всемогущий Властелин, соделай, дабы не случилось с нами так, что Иисус Христос после того, как воскрес из мертвых, снова умер в нас. Ибо какая мне польза, если в других по их добродетельности Он живет, а во мне умирает по моей греховной немощи? Какая мне польза, если Он не живет во мне, в моем сердце, и не совершает во мне работу жизни? Какая мне польза, если по благим устремлениям, доброй вере и делам милосердия в других Он оживает и напитывается, а по моим худым помыслам, нечестивым желаниям и порочным влечениям в моем сердце Он некоторым образом задыхается и гибнет? Ведь посмотри, что добавлено в Писании: «Восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал» ( Суд.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Дети мои, бегите от греха и будьте терпеливы до смерти, соблюдая заповеди Господни. Не принимайте наущения врага [рода человеческого], сподвигающего вас к нарушению воли Божией, какою бы малою заповедь ни была. Ибо нарушение любой из них вызывает гнев Божий. Хочу я, чтобы вы, дети мои, были всегда храмами живущего в вас Бога (ср. 1 Кор. 6, 19). Чтобы вы всегда любили ближнего, и среди вас да не будет никого, кто имел бы зло и ненависть против брата, потому что сердце, созерцающее зло и ненависть, не может быть вместилищем Бога. Вы знаете, что, если вы любите друг друга, тогда и Бог будет пребывать с вами (ср. Ин. 13, 35). Любите же друг друга, дабы вы могли приобрести для себя все достоинства других добродетелей вашего монашеского звания во все дни вашей жизни. Удалите с лица своего пелену тьмы, которая мешает вам узреть сладость [жизни со Христом]. Имейте любовь к ближнему и познайте достоинство этой добродетели. Послушайте апостола Павла, как он говорит вам, что «вы – храм Бога живого» (2 Кор. 6, 16). Да храните это в сердцах ваших и не осуждайте ближнего, не огорчайте его, дабы не прогневать живущего в нем Бога. Потому что всякая честь, которой человек почитает брата своего, – это честь, которую он приносит Христу, и да будет слава Ему! Точно так же почитайте бедного и терпящего всякую нужду, ибо учит Он: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Прошу вас – бегите от сеющих раздор и осуждения, приносящие погибель вашей душе. Душа, не принимающая раздора, отрицающая сребролюбие и отвергающая похоти мирские, сияет, словно солнце, ибо становится свободною от греха. Если же одолевают ее похоти стремлениями осуждать, сеять раздоры, впадать в зависть и любостяжание и творить прочие злые дела, тогда отступает благодать. Вы знаете, что если мудрый человек однажды упадет в яму, то будет делать все возможное, чтобы не упасть в нее снова. Знаете и то, что как змий был сосудом для действия вражьего и чрез него Адам пал и вкусил смерть, так и злые дела – врата вражьи, от которых гибнет душа подвизающегося. Потому должно блюсти себя, чтобы не стать вместилищем сатаны.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/88...

Дмитр, киевский тысяцкий Даниила, сказал Батыю: «Не медли так долго на этой земле, пора тебе идти на угров. Если замедлишь, земля та укрепится! Соберутся против тебя и не пустят тебя в свою землю». Он так сказал потому, что видел, как гибнет Русская земля от нечестивого. Батый послушал совета Дмитра и пошел на угров. Король Бела и Коломан встретили его на реке Солоне. Бились их войска, и бежали угры, и татары гнали их до реки Дуная. После победы пробыли они там три года. Еще до этого ездил Даниил-князь к королю в Угорскую землю, хотел породниться с ним, и не было между ними согласия. Он вернулся от короля и приехал в Синеволодский монастырь святой Богородицы. Наутро он встал и увидел множество бегущих от безбожных татар и воротился назад в Угорскую землю. Он не мог пройти в Русскую землю, потому что с ним было мало дружины. Он оставил сына своего в Угорской земле, чтобы не отдавать его во власть галичан; зная их коварство, он не взял его с собой. Он прошел из Угорской земли в Ляшскую землю через Бардуев и пришел в Сандомир. Он узнал о своем брате, о детях, и о княгине своей – что ушли они из Русской земли к ляхам от безбожных татар, и бросился искать их и нашел их на реке под названием Полка,– они порадовались о своем соединении и горевали о поражении земли Русской и о взятии множества городов иноплеменниками. Даниил сказал так: «Нехорошо нам оставаться здесь, близко от воюющих против нас иноплеменников». Он пошел в землю Мазовецкую к Болеславу, сыну Кондрата. И дал ему князь Болеслав город Вышегород. И оставался он там до тех пор, пока не пришла весть, что ушли из Русской земли безбожные. Вернулся Даниил в свою землю, и пришел к городу Дорогичину, и захотел войти в город, но ему заявили: «Не войдешь ты в город». Тогда он сказал: «Это был наш город и отцов наших, а вы не позволяете мне войти в него». И ушел он, думая так. Впоследствии же Бог отмщение сотворил властителю города того и предал его в руки Даниила. Даниил же, обновив город, создал прекрасную церковь святой Богородицы и сказал: «Это мой город, давным-давно я взял его в бою».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Друг мой! Отдаю это на суд уже тебе, твоему здравому смыслу. Нет нужды говорить об этой страшной нелепице, которую высказали они о серафимах; нет нужды говорить, что на греческом языке в этом месте стоит слово асигкритос, что, собственно, значит несравненно, чего и сравнивать с другим нельзя; пусть это будет по их, что тут должно стоять воистину, и что мы ошибаемся. Но разве мы через это унизили бы достоинство пр. Девы Марии? Они говорят, что воистину пресвятая Богородица выше всех херувимов и серафимов и всех святых; а разве мы говорим, что это не воистину? Разве мы не чтим Ее выше всех херувимов и серафимов? Мы говорим только, что Она не просто выше, а без всякого сравнения, бесконечно выше; в чем же тут непотребное слово? Или мы говорим неправду? Но рассуди: с кем же и как сравнить Ее? Она родила Бога-Слово, Она Матерь Его; какое же сотворенное существо, хоть то был самый архангел, может идти в сравнение с Ней? И вот это-то, что мы чтим Ее без всякого сравнения выше всего сотворенного, по их – непотребное слово. О, страшно и подумать, до какой дерзости, до какою кощунства доходят они в своей ожесточённой слепоте! И все-то, повторяю, у них так. И все-то дело у них вертится на словах, точно от слов, а не от дела зависит наше спасение, точно за то, что упрямо держатся за слово, например, воистину и т. п. их прямо в рай! Страшно и больно, друг мой, подумать, сколько гибнет народу от самой произвольной слепоты. О, просвети их, Отец небесный! Молитва: «иже на всякое время и на всякий часе» и пр. «Христе Боже! Тебе всякое время и всякий час поклоняются, и Тебя славят на небе и на земле, Ты – кроткий, милостивый, благосердый, любишь праведников и милуешь грешников, и, обещанием будущих благ, всех призываешь ко спасению; приими, Господи, и наши, в настоящий час, молитвы, направь жизнь нашу к заповедям Твоим, освяти наши души, очисти тела, исправь помыслы, просвети ум, и избавь нас от всякой скорби, зол и болезней; огради нас святыми Своими ангелами, чтобы мы, под их хранением и наставлением, достигли единства веры, и познали неприступную Твою славу, потому что Ты благословен в вечные веки. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

ег: этот перевод основан на чтении  вместо масор. (=вождь его). Иер. 30:22 22. И б дете ми в лю ди , и азъ вамъ б д в Бга . 22. И вы будете Моим народом, и Я буду вам Богом. 23. Вот, яростный вихрь идет от Господа, вихрь грозный; он падет на голову нечестивых. 24. Не вратитс гнвъ рости Гдни, дондеже сотворитъ, и дондеже исполнитъ сердца своег: в дни познаете . 24. Пламенный гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и не выполнит намерений сердца Своего. В последние дни уразумеете это. Глава 31 Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 31:1–6 Ст. 1–6. После того, как в предыдущей главе Господь обещал помилование и спасение Израилю и Иуде вместе (ср. Иер. 30:4 ), Он обращается теперь к одному Израилю, т. е. к 10 северным коленам, с тем же обетованием. Он снова явит этому Израилю Свою милость. Израиль снова устроит свою жизнь в своем отечестве и будет радостно пользоваться плодами земли и трудов своих. Он вместе с тем будет хранить преданность Господу. Иер. 31:1 1. Во врем оно, реч Гдь, бд в Бга род и бдтъ ми в люди. 1. В то время, говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом. 1 . Иер. 30:22 . Обращаясь к подданным бывшего Израильского царства, Господь начинает повторением обетования, данного всем потомкам Израиля. Он отвергал на время Свое достояние, Свой наследственный удел (ср. Иер. 12:7 ). Он обещает снова обратить к нему Свое благоволение, снова признать его своею собственностью, Своим возлюбленным народом (ср. Иер. 7:23, 11:4 ). Иер. 31:2 2. Та к рече Гдь : брто хъ теплот в псты ни со изги бшими меча : иди те , и не потреби те ил , Евр.: бртоша благодать. 2. Так говорит Господь: народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне; иду успокоить Израиля. 2 . Первая половина стиха в переводе слав.-греч., по толкованию блаж. Феодорита, значит, что «Владыка умилосердился над рабствующими» в пустыне, т. е. в Вавилоне. Упоминание о пустыне здесь, в самом деле, может иметь только переносный смысл. В стране плена, в узах рабства, народ израильский страдал так же, как страдал бы человек, поставленный среди пустыни: лишенный благ свободы, он падал, погибал нравственно так же, как гибнет физически человек среди необозримой пустыни. Милость Божия («теплота», или – по переводу блаж. Феодорита с евр. и сир. текстов – «щедрота») вызывается видом трупов, поверженных мечем неприятеля: так можно понимать слова: бртохъ теплот въ пстыни со изгибшими меча. Последние слова стиха, по переводу слав.-греч., заключают в себе повеление Божие, обращенное к народу, у которого в рабстве томился Израиль. Смысл этого повеления сходен со смыслом Иер. 4:27, 5:10, 18 . По евр. тексту, конец стиха содержит в себе выражение воли Господа «успокоить Израиля»=избавить его от бедствия. Господь хочет сделать это Своею собственною силою. Он обращается к народу с Своею милостию, и эту-то милость, эту «щедроту», по масор. тексту, народ находит в пустыне=в стране рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Египет гибнет, но этот правитель, который в какой-то момент бросается в объятия к Моисею и Аарону, чуть ли не кается перед Богом, просит молиться за него, снова ожесточается: Исх.10:20 . «Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых». То есть после того, как наказание было устранено, фараон вновь отказывается выполнять свои обещания. Вот в этом – природа очень многих людей: когда угроза миновала, они сразу забывают о Боге, сразу забывают о необходимости покаяться! Я знал одного такого человека, которому диагностировали опухоль, и не было известно, злокачественная она или нет. Человек он был очень мнительный, поэтому, подумав, что у него она, конечно, злокачественная, он так усердно принялся бегать в храм, что все премного возрадовались за него. Но потом – раз! – и резко перестал ходить! Я даже подумал, что он умер. Ну, что он исповедался, причастился, подготовился, и Господь его забрал. Потом случайно вдруг встречаю его на улице, говорю: «Что-то давно вас не видно в храме!» А он отвечает: «Так опухоль-то не злокачественная оказалась!» И вот фараон ведет себя точно таким же образом: опасность миновала, и он думает, что теперь все, можно забыть о Боге, потому что ветер поднялся и саранчу унес. И мы читаем далее: Исх.10:21 . «И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма». Подобно третьему и шестому наказанию, без какого-либо предупреждения тьма покрывает Египет. Это наказание было очень тяжелым для египтян, потому что одним из главных божеств, которому они поклонялись, было божество солнца Ра. И вот это божество низвергается с неба: наступила тьма такая, что ничего вообще не было видно. Помимо бога Ра были посрамлены и другие боги солнца и света. Например, Атон – бог солнца, изображавшийся в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались раскрытыми ладонями, или Гор, выступавший в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, бог Солнца, а также как земной царь, фараон, и изображавшийся в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Символом последнего был солнечный диск с распростертыми крыльями.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Еккл.5:8 .  превосход­с­т­во же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. Деспотическому государству противопоставляется патриархальное царство с царем, который самолично управляет народом и заботится о благосостоянии его. Точный перевод стиха должен быть таков: «Преимущество же страны всегда в царе, преданном полю». Выражение «полю» (lesadeh) указывает на земледелие, как главное занятие народа и главный предмет заботливости патриархального царя. Еккл.5:9 .  Кто любит серебро, тот не насытит­ся серебром, и кто любит богат­с­т­во­, тому нет по­льзы от того. И это – суета! Сребролюбец не в силах утолить своей жажды к богатству и, потому, всегда остается неудовлетворенным и несчастливым. Еккл.5:10 .  Умножает­ся имуще­с­т­во, умножают­ся и по­требля­ю­щие его; и какое бла­го для владеющего им: раз­ве только смотреть сво­ими глазами? Еккл.5:11 .  Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пре­сыще­ние богатого не дает ему уснуть. «Потребляющие его». По мнению одних, здесь разумеются члены фамилии, по мнению других – слуги и компаньоны, расточающие богатство хозяина. В том и другом случае, богатому приходится не столько пользоваться своим богатством, сколько смотреть, как пользуются им другие. Еккл.5:12 .  Есть мучи­тель­ный недуг, который видел я под солнцем: богат­с­т­во­, сберегаемое владетелем его во вред ему. Еккл.5:13 .  И гибнет богат­с­т­во это от несчаст­ных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Еккл.5:14 .  Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким при­шел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он по­нести в руке своей. Еккл.5:15 .  И это тяжкий недуг: каким при­шел он, таким и отходит. Какая же по­льза ему, что он трудил­ся на ветер? Еккл.5:16 .  А он во все дни свои ел впотьмах, в большом раз­драже­нии, в огорче­нии и досаде. Екклезиаст приводит случай, когда богатство не только не дает счастья, но и делает человека положительно несчастным. Неожиданная потеря богатства, в особенности когда есть дети, есть величайшее несчастье, которое гораздо тяжелее всегдашней бедности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еккл.7:14 . Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него. В день благополучия будь во благе, и в день злой смотри. Ибо и это Бог сотворил соответственно оному чтобы сказать, чтобы человек не находил за Ним чего либо. От человека, считавшегося сведущим в Писаниях, помню, я слышал в церкви такое объяснение этих стихов. «Пока ты находишься в настоящем веке и можешь что-нибудь делать из добрых дел, трудись, чтобы впоследствии в день суда, спокойным за себя смотреть на мучения других. Ибо Бог сотворил как настоящий век, в котором мы можем приготовлять себе плод добрых дел, так и будущий, в который не дано возможности делать добрые дела». Казалось, он убедил слушателей в своём мнении; но мне представляется, что здесь другой смысл, который выразил в переводе и Симмах, поставив: «в день добрый будь в благе; но смотри и на день злой. Ибо и это Бог сотворил подобным тому, чтобы не находил человек, на что бы мог жаловаться на Него». Терпи, говорит, и хорошее и худое, как тебе выпадет на долю, и не думай, что в мире все или только хорошее, или только худое: мир этот состоит из различных противоположностей – тёплого и холодного, сухого и влажного, твёрдого и мягкого, тёмного и светлого, худого и хорошего. И Бог сотворил это для того, чтобы имела место мудрость в избрании доброго и удалении от худого, и чтобы сохранялась у человека свободная воля, чтобы не говорил он, что Бог произвёл его безчувственным и неразумным; но Бог сотворил различное для того, чтобы человек не мог жаловаться на свою природу. При таком понимании это место будет последовательно соединяться с предшествующими словами, в которых говорит: кто может выпрямить, что искривил Бог? Еккл.7:15 . Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем. Все я видел во дни суеты моей. Бывает, что праведный погибает в правде своей, и бывает, что нечестивый долгоденствует в беззаконии своём.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Еккл.7:7 .  Притесняя других, мудрый делает­ся глупым, и подарки по­ртят сердце. «И подарки портят сердце». Разумеются, преимущественно, подарки должностным лицам. Еккл.7:8 .  Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. Еккл.7:9 .  Не будь духом тво­им по­спешен на гнев, по­тому что гнев гнездит­ся в сердце глупых. Еккл.7:10 .  Не говори: «отчего это пре­жние дни были лучше нынешних?», по­тому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. Екклезиаст предостерегает от того угрюмого и нетерпеливого недовольства, которое во всем старается отыскать дурное. Еккл.7:11 .  Хороша мудрость с наслед­с­т­во­м, и особен­но для видящих солнце: «Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце». Частица имеет здесь, как в Еккл 2.16 , значение «ровно как», «подобно». Следовательно, можно перевести: хороша мудрость как и наследство, и преимущественнее (наследства) для видящих солнце, т. е. для людей. Еккл.7:12 .  потому что под сенью ее то же, что под сенью серебра; но пре­восход­с­т­во знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею. Преимущество мудрости в том, что она дает жизнь, – жизнь не только истинно-нравственную, но и физическую, поскольку отвращает человека от страстей, губящих тело. Еккл.7:13 .  Смотри на дей­с­т­во­вание Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? Еккл.7:14 .  Во дни бла­го­получия по­льзуйся бла­гом, а во дни несчастья раз­мышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог ска­за­ть про­тив Него. «Не мог сказать против Него». (как в Еккл 3.22, 6.12 ) значит: после него. Следует перевести: не мог сказать после себя. Для того Бог посылает человеку благополучие и несчастье, чтобы он не знал будущего и чувствовал постоянную зависимость от Бога. Еккл.7:15 .  Всего насмотрел­ся я в суетные дни мо­и: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем. Еккл.7:16 .  Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? «Не будь слишком строг», буквально: не будь слишком праведен. В этих словах некоторые видели выражение стоического принципа жить сообразно с природой и стоического понятия о добродетели, как искусстве μεσος χειν – держаться средины. На самом же деле, продолжая развивать свою прежнюю мысль о разумном наслаждении жизнью, Екклезиаст предостерегает здесь лишь от излишнего педантизма и узкого ригоризма, в силу превратных нравственных понятий стремящегося изгнать из жизни все невинные радости, вполне дозволенные удовольствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010