Подобно гаваонитянам вторгаются в душу лестные помыслы, склоняя ко греху благовидными предлогами. Блудник оправдывает свое поведение заботой о здоровье, вор – нуждой, нечестный торговец поговоркой «не обманешь – не продашь», мстительный – уважением к своему личному достоинству, немилосердный – опасением сделать добро тунеядцу, лгун и клеветник – желанием пошутить, беспечный грешник – надеждой покаяться со временем. У раскольников в оправдание грехов существует поговорка: «не согреша не покаешься, не покаешься – не спасешься». Бойся, душа христианская, подобных лестных рассуждений, не увлекайся их благовидностью, обличай скрытый в них грубый обман словом Божиим, им одним руководствуйся в рассуждении о том, что грех и что не грех , что свет и что тьма. Старейшины еврейские вдались в обман гаваонитянам потому, что не вопросили о них Господа. И ты находишься в опасности впасть в грубое заблуждение, если доверишься лестным гаваонитским помыслам, не вопросив о них Бога в святом слове Его, ибо только в слове Его нет лести: оно всегда называет грех своим именем. Глава 27 Иордан Прейди времене текущее естество, яко прежде ковчег, и буди во одержании земли оные обетования, душе, Бог повелевает. Прошло сорок годов странствования евреев по аравийской пустыне. Они подошли к Иордану. Оставалось перейти эту реку, чтобы вступить в одержание земли обетования. По случаю весеннего разлива Иордан имел в это время самую высокую воду. Но это не остановило движения евреев. Господь повелел им очиститься нравственно и физически в три дня и потом переправиться через Иордан. Переправа совершилась чудесным образом. Впереди шли священники с Ковчегом Завета, и лишь только они вступили в воды Иордана и остановились у берега с Ковчегом Завета, река стала в своем течении, верхняя часть воды поднялась горою, а нижняя стекла в Мертвое море. Открылось сухое дно, по которому весь народ перешел на другую сторону, видя Ковчег Завета, как бы сдерживавший напор воды, пока не совершился переход. Вот и тебе, душа христианская, уготована Земля Обетованная, Царствие Небесное, и тебе путь к нему лежит через Иордан. Иордан, быстрый в своем течении всегда, особенно же в половодье, есть образ быстротекущего времени жизни, все уносящего в своем течении. Как перейти этот поток времени благополучно, выбраться из него на другой берег прямо в землю обетования и неувлеченному быть течением в Мертвое море, в область вечной смерти, или погибели? А как перешли через Иордан сыны Израилевы? Они вступили в Иордан вслед за Ковчегом Завета, несомым священниками, и шли по дну Иордана, видя его. Подобно этому и мы должны проходить поток временной жизни, имея перед глазами светильник ногам нашим и свет стезям нашим – закон Господень, озарять свой путь этим светом, руководствоваться указаниями его во всех делах и случаях жизни, иначе собьемся с пути, ведущего в Царство Небесное, и попадем в Мертвое море.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исследованиями экспедиций 1837 и 1864 годов, производивших измерения высоты поверхности по направлению от Мертвого моря к Еланитскому заливу, найдена линия водораздела между гидрографическими бассейнами Мертвого и Красного морей. Наименьшая высота этой линии определена в 160 метров (75 саж.) над уровнем Средиземного моря 401 . Эти исследования не были столь подробными и разнообразными, чтобы могли исключать всякую мысль о том, что новые исследователи найдут линию водораздела между Мертвым морем и Еланитским заливом на еще меньшей высоте. Сопоставляя указанные данные, с одной стороны, о большей высоте поверхности Мертвого моря во времена доисторическиея и, с другой стороны, о сравнительно небольшой высоте линии водораздела между Мертвым и Красным морями, мы можем предположить, что некогда Мертвое море имело связь с Красным морем; связь эта с течением времени была уничтожена по неизвестным нам геологическим причинам, после чего началось постепенное высыхание и уменьшение в размерах Мертвого моря. Могут ли исследователи отрицательного направления, признающие процесс постепенного уменьшения Мертвого моря, доказать, что этот процесс, дойдя до теперешних размеров Мертвого моря, остановился; и с тех пор Мертвое море сохраняет свою постоянную величину, изменяя ее лишь несколько в периоды дождей? Нет, не могут. Следовательно, мы, полагаясь на свидетельство книги Бытия, можем с уверенностью сказать следующее: вполне соглашаясь с геологическими данными о больших размерах в доисторическое время Мертвого моря, сравнительно с теперешними, мы полагаем, что в прошлом был такой период времени, когда Мертвого моря совсем не было 402 . Часть моря, на месте которого находится Мертвое море, потеряв некогда связь с океаном, постепенно высохла, оставив в разных местах свои осадки, а также и огромные залежи соли, которые и теперь существуют в южных окрестностях Мертвого моря; площадь, ныне занимаемая Мертвым морем, содержала более или менее толстые пласты асфальта; впадина, образовавшаяся после того, как этот асфальт сгорел, и есть то углубление, в котором потом образовалось вновь озеро, получившее название Мертвого моря, как это ясно доказывает свойство его воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ст. 8. Заградих же море враты, егда изливашеся из чрева матере своея исходящее. По наблюдению простого взгляда, все источники рек и морей проистекают из – под земли, как бы зарождаясь в её мрачных, таинственных недрах: из них образуется море на углубленном лоне земли (ср. ст. 16-й). Так море, этот исполин – дитя общей матери – земли, появляется на её широкой груди: но это исполинское дитя гневливо, бурно, своенравию, бедственно... Господь укрощает море, ограждает его или со всех сторон (Каспийское море, Геннисаретское, Мертвое и пр.) или так, что оно имеет один определенный выход – пролив (Краспое море, Персидский залив и др.), это – по большей части, узкий проход между двумя берегами, на коих всемощной рукою Творца водружены «перси небесные» – высокие горы (Мраморное и Средиземное моря). Ст. 9. Положих же ему облик во одеяние, мглою же пових е (т. е. море). Яростное, свирепое исполинское дитя – море со стоном и ревом, как бы с плачем, с брызгами, как бы слезами, воздымает свою широкую грудь, мечется в стороны, рвется из-за скал... Но Зиждитель вселенной укрощает море, как бдительный отец свое дитя, – Он покрывает все пространство вод облаками, как бы пеленой, и оно успокаивается, прекращает свои мощные стоны... Тем скорее и легче Отец небесный может угасить непомерный гнев человека, укротить волнение во глубине его, отереть его слезы, утешить его стоны и вопли (ср. гл. 7, ст. 11 – 12). Ст. 10 – 11. И положит ему пределы, обложив затворы и врата: Рех же ему, до сего дойдеши, и не прейдеши, но в тебе сокрушатся волны твоя. Малолетнее дитя нередко, по какому-либо легкомысленному побуждению, с воплем и слезами от душевного волнения, усиленно порывается уйти из дома родителей куда-либо: при своем неблагоразумии, дурных наклонностях, неопытности и несдержанности, оно необходимо требует решительных ограничений воли и преднамеренных преград в действиях. Родители запрещают ему выход, оставляют в стенах дома или же позволяют ему погулять только в ограде домашнего сада, но не далее...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

в) вост. склоны гор круто спускаются к Сирийской, или Иорданской, впадине, к-рая простирается от Сирии до Акабского залива. Сев. П. дно этой долины резко опускается с 300 до 68 м над уровнем моря (у оз. Хуле; IIIa), а затем – вплоть до отметки 212 м ниже уровня океана (у Геннисаретского озера). У Мертвого моря (⇒ Соленое море) долина опускается до отметки 392 м ниже уровня океана. Юж. Мертвого моря, в Араве, долина постепенно поднимается, а ближе к Акабскому заливу снова опускается; г) возвышенность на вост. берегу Иордана имеет еще более крутой склон, чем горы на зап. берегу. Возвышенность пересекают четыре глубокие речные долины: на юге протекает Ярмук, берущий начало в ⇒ Васане; ⇒ Иавок (совр. Эз-Зарка) течет через ⇒ Галаад, в своем верхнем течении образуя зап. границу аммонитян; в Моаве протекает ⇒ Арнон; Вади-эль-Хеза (⇒ Заред) образует границу между Моавом и ⇒ Эдомом. Самые высокие точки этой возвышенности находятся на севере, в ⇒ Галааде, и на юге, в Эдоме, где гор. вершины достигают высоты 1700 м; д) на востоке и на юге П. лежат пустыни: ровная, но не имеющая дорог вост. пустыня, скалистая и гористая местность Вади-Хасма, к-рую по климатич. признакам также можно считать пустыней, и пустыня Негев на зап. берегу Иордана. IV. В засушливые летние месяцы (⇒ Земледелие ⇒ Календарь ⇒ Восточный ветер ⇒ Дождь ⇒ Снег) многие реки в П. пересыхают (⇒ Поток). Мелкие реки Изреельской равнины впадают в Кишон (библ. – ⇒ Киссон); юж. Кармила текут еще несколько небольших речек, впадающих в Средиземное море. Вся внутр. область П. отдает свои воды в Мертвое море, куда впадает также самая крупная река П. ⇒ Иордан. В сев. части Аравы протекает Вади-эль-Джейбе, которая также впадает в Мертвое море. Южнее горы Джебель-эр-Рише, по которой проходит водораздел Аравы, в Акабский залив впадает несколько более мелких рек. Большинство пересыхающих рек («вади») вост. нагорья впадают в четыре главные реки, лишь на самом востоке они устремляются к впадине Вади-Сирхан (⇒ Каркор), а на юге Вади-Ятм впадает в море у Акабы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В нескольких километрах ниже Иордан впадает в Мертвое море – по арабски Бахр-Лот («Море Лота»), Мертвое море представляет собой гигантскую впадину, 76 км в длину и около 17 км в ширину, при максимальной глубине 400 м. Если учесть, что зеркало его лежит на 400 м ниже уровня моря, придется признать, что это самый низкий из водоемов планеты. Главной особенностью его является плотность воды: удельный вес – 1,2 (так что в нем нельзя утонуть), 25% составляют взвеси твердого вещества, преимущественно хлористого магния. Море богато растворами минералов, и, благодаря концентрации солей, в нем не может быть никакой жизни. Перефразируя А. С. Пушкина, можно было бы сказать, что «к нему и птица не летит, и зверь нейдет». Рыба, случайно заплывающая из Иордана, тотчас всплывает мертвая. Считается, что море обязано своим происхождением вулканической и сейсмической активности. По библейскому преданию, оно образовалось в результате катастрофы, вызванной наказанием Божиим. В южной части моря (евреи называют его Асфальтовым) есть места, где поверхность воды в результате испарения и кристаллизации прорастает соляными столпами. Туристам показывают также отделившуюся от горного массива высокую, тонкую скалу над дорогой, получившую у журналистов прозвание «Лотовой жены». На дорожном указателе можно прочесть название современного поселения «Сдом» (по-арабски «аль-Уздом», библейский Содом). Показывают неподалеку и «пещеру Лота», где он отдыхал, по преданию, со своими дочерьми. Кумранские пещеры Двигаясь вдоль западного побережья на юг, сначала проезжаем Айн– Фешку с ее источниками, пляжами, купальнями и главное – знаменитыми Кумранскими пещерами. Ни одно из научных достижений XX в. не оказало такого влияния на наши представления об истории Библии и раннего христианства, как Кумранские находки. Само поселение Хирбет-Кумран расположено на вершине аллювиального плато, обрывающегося над северо-западным берегом Мертвого моря. Развалины были известны и посещались большим количеством путешественников и исследователей, по меньшей мере, за сотню лет до обнаружения свитков, но им не придавали особого значения, так как считали остатками крепости, охранявшей дорогу из Иерихона в Вифлеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Святой Симеон Новый Богослов говорит: «В лицах других людей мы должны видеть Христа и чувствовать любовь и желание пожертвовать жизнью своею ради них». Когда к святому Серафиму Саровскому кто-то приходил, то он приветствовал его словами: – Радость моя, Христос воскрес! Другой был его радостью. Представьте себе, если бы там был Сартр, который говорил, что «другой – это мой ад»: «Ты мой ад, убирайся!» Но святой Серафим говорил: – Приди, радость моя! Эта любовь подвигала святого Луку Симферопольского и всех святых. Вся их сущность была переполнена любовью к человеку. Вы читали житие святого Луки? Он был одаренным художником и мог бы сделать блестящую карьеру, но его мучила мысль: «Могу ли я заниматься тем, что мне нравится, если вокруг так много боли и страданий?» Он с трудом поступил на медицинский факультет – ему тяжело давалась физика и химия, – но он принял решение. Когда святитель Лука закончил с отличием медицинский факультет, сокурсники спросили его: – Кем ты собираешься стать? Он ответил им: – Сельским врачом. Поеду в провинцию лечить бедных мужиков. – Ну что ты такое говоришь?! Ты рожден быть ученым, а поедешь в провинцию лечить бедных крестьян? Он писал: «Эти слова причиняли мне боль, потому что люди не понимали, что я учился на врача только с единственной целью – помогать бедным всю свою жизнь». И, естественно, так он и сделал. В Симферополе и в других местах шпионы следили за ним днем и ночью. Сегодня опубликованы архивные документы, из которых мы узнаем, что его водитель, священники и окружающие его люди следили за ним и писали доносы на него. Он знал это, но когда эти люди заболевали, то они не ходили к другим врачам, а приходили к святому Луке, и он заботился о них. Я закончу свою беседу следующей историей. Некоторые из вас ездили на Святую Землю, по которой ходил Христос. В Палестине есть два озера: маленькое – Тивериадское и большое – Мертвое море. В маленьком озере кипит жизнь, и в нем много рыбы. Сюда приходили ученики Христа и ловили рыбу. Большое озеро – это Мертвое море, и в нем нет живых существ. И вот парадокс: маленькое озеро отдает свои воды реке Иордан, которая впадает в Мертвое море. А парадокс в том, что маленькое озеро не пересыхает, в нем всегда есть рыба уже более 2000 лет. Большое озеро, то есть Мертвое море, принимает живые воды и не оживает, а остается мертвым.

http://pravoslavie.ru/132516.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010