Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Священноисп. Владимир Хираско. Фотография. 1929 г. (Архив ПСТБИ) Григорьевич Хираско (11.01.1874 - 1933, г. Гжатск, ныне Гагарин Смоленской обл.), священноисп. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из семьи священника. Окончил Подольскую ДС, преподавал в церковноприходских школах в дер. Киевец Минского у., затем в мест. Туров. В 1899 г. был рукоположен во иерея, служил настоятелем Спасо-Вознесенской ц. в с. Омельне, с 1906 г.- настоятелем Свято-Георгиевской ц. в с. Юревичи Игуменского у. Минской губ., одновременно преподавал в народном уч-ще и в церковноприходской школе. С 1911 г. настоятель ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Минске при уч-ще слепых, одновременно преподавал Закон Божий в муж. и жен. городских гимназиях, трудился в епархиальном попечительстве о бедных духовного звания. В 1915-1922 гг. состоял в причте храма в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1919 и 1920 гг. подвергался кратковременным арестам. С 1923 г. вновь являлся настоятелем Скорбященской ц. В кон. 1925 г. В. вместе с прихожанами выступил в защиту Минского и Белорусского митр. Мелхиседека (Паевского) , высланного из Минска за противодействие обновленчеству . В. был арестован 29 дек. того же года по ложному обвинению в связях с генеральным консульством Польши, в марте 1926 г. приговорен к 3 годам ссылки в Орёл. 12 марта 1929 г. вернулся в Минск. Совершив неск. богослужений в Скорбященской ц., в нач. апр. того же года снова был арестован, обвинен в «контрреволюционной деятельности» (одной из причин ареста были планы властей по сносу храма и строительству на его месте Дома правительства, что и было вскоре осуществлено). В. виновным себя не признал. По постановлению особого совещания ОГПУ от 26 июля 1929 г. был выслан на 3 года в Сибирь, за время ссылки почти ослеп. Освобожден в 1932 г., умер спустя неск. месяцев. Канонизирован в лике местночтимых святых деянием Синода Белорусской Православной Церкви 28 окт. 1999 г. К общецерковному почитанию прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/159034.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. На Петроградском чрезвычайном епархиальном Соборе 24 мая - 2 июня 1917 г. кандидатом в викарные епископы был избран ректор Уфимской ДС архим. Артемий (Ильинский) . 17 июня Синод утвердил представление архиеп. Петроградского и Ладожского (с 17 июня 1917 Петроградский и Гдовский) сщмч. Вениамина (Казанского ; с 14 авг. 1917 митрополит) от 5 июня того же года о назначении архим. Артемия 4-м викарием Петроградской епархии «с наименованием его епископом Лужским». Ранее 4-й викарий епархии носил титул «Кронштадтский»; тем же указом и по тому же представлению Кронштадтский еп. Мелхиседек (Паевский ; впосл. архиепископ) был перечислен в 3-го викария и переименован в «Ладожского». Хиротонию архим. Артемия во епископа Лужского 30 июля 1917 г. в лужском Воскресенском соборе возглавил архиеп. Вениамин. С февр. по авг. 1920 г. еп. Артемий являлся единственным викарием Петроградского митрополита. После того как весной 1921 г. число викариев вновь достигло 3, жил преимущественно в Луге. В 1922 г., после ареста митр. Вениамина, из 5 викариев Петроградской епархии только еп. Артемий уклонился в обновленчество . 21 сент. 1923 г. присланный из Петрограда в Москву активный противник обновленчества иером. Мануил (Лемешевский) был возведен в сан архимандрита, а 23 сент. того же года патриарх свт. Тихон хиротонисал его во епископа Лужского, управляющего Петроградской епархией. Новый архиерей смог за короткий период воссоединить с Патриаршей Церковью через покаяние значительную часть отпавшего в раскол духовенства Петрограда и епархии, включая еп. Артемия (Ильинского). По разработанному еп. Мануилом чину еп. Артемий троекратно принес публичное покаяние, причем один раз - в Луге. 2 февр. 1924 г. еп. Мануил был арестован; находясь в заключении в Соловецком лагере, до 2-й пол. 1927 г. сохранял титул «епископ Лужский».

http://pravenc.ru/text/2110767.html

8 сентября 1916 года в Казанском соборе он был хиротонисан во епископа Кронштадтского. 17 июня 1917 года – епископ Ладожский, вик. той же епархии. В 1919 году переведен на кафедру Минскую и Туровскую. Приехав в Минск в среду на Страстной неделе, он в кафедральном соборе застал всего шесть человек молящихся. Епархия была запущена. Архиепископ Минский Георгий ушел с оккупантами немцами в Варшаву, захватив с собой все средства и ризницу. Полгода епархия никем не окормлялась. Городское духовенство влачило голодное существование. Владыка обратился к епархии с просьбой помочь духовенству и из приходов стали поступать продукты и духовенство ожило. Двери у него для всех нуждающихся, без различия национальности, всегда были широко открыты. После польской оккупации 1920 года евреи со слезами говорили о нем, называя его «святым епископом», вспоминая, как он сам ходил по улицам, уговаривая польских солдат прекратить погром. Несмотря на слабое здоровье, особенно когда у него образовалась опасная болезнь закупорка вен, он неопустительно совершал богослужение каждое воскресенье, после литургии сам руководил общим пением и уезжал из собора около четырех часов дня, а в шесть часов снова был в соборе на торжественной вечерне с обязательными проповедями и общим народным пением, уезжал из собора уже в десять часов вечера. Собор всегда был переполнен. В Успенский пост верующие просили его устроить общую исповедь, так как в переполненном соборе было до пяти тысяч молящихся. Просьба верующих была исполнена. Причем причащал сам владыка и в приделах два священника. Святых даров не хватило, и ключарь привез со всех городских церквей запасные Святые Дары. И это было через два-три года после его приезда, т.е. когда в Великую Среду в этом же соборе было всего шесть человек молящихся. В тяжелое время обновленчества, ввиду настойчивого требования ВЦУ его признания, верующие и духовенство, чтобы сохранить свое православие в многолюдном собрании в кафедральном соборе вынесли постановление объявить автономию Белорусской Церкви, возглавив ее митрополитом Белорусским и Минским, единогласно избрав на это своего архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Совершил закладку храма епископ Кронштадтский Мелхиседек (Паевский) в сослужении с духовником Их Императорских Величеств протоиереем Александром Васильевым, настоятелем Феодоровского Государева собора митрофорным протоиереем Афанасием Беляевым и управляющим тюменским Свято-Троицким монастырем епископом Исидором (Колоколовым). На богослужении присутствовали Императрица Александра Феодоровна, Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также Анна Александровна Вырубова и Григорий Ефимович Распутин. 30 (17 ст.ст.) декабря 1916 года Григорий Ефимович Распутин был убит. Это скорбное событие — убийство самого близкого Друга Царской Семьи, именно «Друга» с большой буквы, как его называли в своих письмах и дневниках Император и Императрица, — имело самые драматические последствия для русской истории. О заговоре против Распутина уже много написано, поэтому мы не будем на этом останавливаться. Для нас важно и знаменательно то, что 21 декабря по старому стилю 1916 года Григорий Ефимович Распутин был захоронен в цинковом гробу у северной стены строящегося Серафимовского храма, того, на закладке которого он присутствовал. 8 марта 1917 года по личному распоряжению министра юстиции Временного правительства Александра Керенского тело Григория Ефимовича было извлечено из этого захоронения и 11 марта уничтожено — сожжено около дороги, ведущей из Лесного в Пискаревку. Как известно, храм преподобного Серафима Саровского достроен не был. Помешала революция. К марту 1917 года постройка была закончена лишь наполовину. После Февральской революции недостроенный деревянный сруб был уничтожен полностью, вместе с фундаментом. Место, на котором находились постройки Серафимовского убежища, было раскопано под поля. В послевоенные годы исчезли и остатки лесного массива, примыкавшего к его территории, то есть изменился и рельеф местности. Сегодня, спустя сто лет, точно определить место строительства храма во имя преподобного Серафима очень трудно. Но для нас, православных русских людей, важным является сохранение самой исторической памяти об этом храме. Это память об одном из самых почитаемых Царской Семьей святых — преподобном Серафиме Саровском, прославление которого состоялось в 1903 году по инициативе и при непосредственном участии Государя. Это память о русских воинах Первой мировой войны, для которых Анна Вырубова построила Серафимовский лазарет. Это память о самих Святых Царственных Страстотерпцах и их оклеветанном Друге — старце Григории. И, наконец, это память о драматических страницах истории Царского Села, подвергшегося в ХХ столетии страшным разрушениям.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/07/na...

Ввиду надвигающихся новых военных угроз для нашей Отчизны такое всенародное опамятование о подвигах и жертвенном служении наших предков способствует общенародной нравственной мобилизации, сплочению народа России перед неизбежными грозными военным испытаниями. В связи со столетними общегосударственными мемориальными мероприятиями начала и хода Первой Mipoboй войны 1914–1918 годов и с вышеизложенной Вашей позицией мы обращаемся к Вам с ходатайством поддержать наши усилия по сохранению православного народного мемориала с Поклонным Крестом в память о храме Преподобного Серафима Саровского, который ровно сто лет назад, в ноябре 1916 года, начал возводиться усилиями А.А. Вырубовой в Серафимовском военном лазарете 79 при покровительстве Императрицы Александры Феодоровны. Серафимовский лазарет-убежище для солдат-инвалидов Первой Mipoboй войны был учрежден 2 января 1915 года и открыт 7 января 1916 года на окраине парка Императорского Александровского Дворца, который в ту пору был основной резиденцией Государя Императора Николая Александровича и местом постоянного проживания Царского Семейства. Освящение закладки храма Преподобного Серафима Саровского 5/18 ноября 1916 года совершалось по Архиерейскому чину викарным Архипастырем Петроградской Епархии — Епископом Кронштадтским Мелхиседеком (Паевским; 1879 – †1931), в сослужении с духовником Их Императорских Величеств протоиереем Александром Васильевым (1868 – † расстрелян 23 Августа/5 сентября 1918), настоятелем Феодоровского Государева собора, благочинным военных церквей Царского Села и Павловска митрофорным протоиереем Афанасием Беляевым (1845 – † 1921), управляющим тюменским Свято-Троицким монастырем Епископом Исидором (Колоколовым; 1866 – † замучен 18 сентября/1 октября 1918) и иеромонахом Досифеем (Разумовым) — военным священником 131 сводного эвакуационного Царскосельского госпиталя, в обязанность которого с января 1916 года входило и совершение Богослужений в походном храме при Серафимовском лазарете. Освящение закладки храма Преподобного Серафима Саровского осуществлялось в присутствии членов Царской Семьи — Императрицы Александры Феодоровны, Великих Княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/05/po...

18 апр. 1926 г., после встречи с Е. А. Тучковым , находившийся в ссылке в Перми Ярославский митр. сщмч. Агафангел (Преображенский) , введенный в заблуждение относительно состояния церковных дел, обратился с посланием к всероссийской пастве и объявил, что он, согласно завещанию Патриарха свт. Тихона, вступает в права Патриаршего Местоблюстителя. В нач. июня 1926 г. открылся съезд, призванный выработать позицию ВВЦС в сложившейся ситуации. ВВЦС считал себя коллегиальным органом при Патриаршем Местоблюстителе, но митр. Агафангел ради церковного мира отказался от своих полномочий. 9 июня 1926 г. митр. Петр из заключения издал резолюцию о роспуске коллегии из 3 архиереев и подтвердил наложенные митр. Сергием запрещения на архиеп. Григория и единомысленных с ним архиереев. После этого ВВЦС утратил даже видимость каноничности существования, что привело к уменьшению его сторонников. Еще в мае 1926 г. митр. Сергию принесли покаяние епископы Симеон (Михайлов) и Ириней (Шульмин), в июне - архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов), епископы Мелхиседек (Паевский), Тихон (Русинов), сщмч. Вассиан (Пятницкий) и Виссарион (Зорнин). В составе ВВЦС остались 7 иерархов. Было собрано экстренное совещание, на к-ром приняли решение склонить на свою сторону митр. Агафангела, однако он отказался поддержать григорьевцев. Весной 1927 г. митр. Сергий (арестованный в нояб. 1926) был освобожден из заключения, он и начал вести переговоры с властями о легализации возглавляемой им Церкви и об учреждении при нем Временного Священного Синода . Эта деятельность встревожила григорьевцев. 11-13 мая 1927 г. в Москве, в Донском мон-ре, совещание григорьевских епископов составило Послание и объяснительную записку, в к-рых отмечалось, что церковное управление, установленное ВВЦС, имеет соборное начало, как и было заповедано с апостольских времен; что единоличного управления в Церкви не может быть; РПЦ с момента восстановления в ней Патриаршества управлялась соборно, но соборность была нарушена единоличным управлением Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра, а ВВЦС восстановил соборное управление в Церкви и теперь является единственной законной властью, имеющей легальное положение в гос-ве. Далее утверждалось, что митр. Сергий управляет Церковью незаконно и подлежит церковному суду. Никакого сближения ни с митр. Сергием, ни с обновленцами быть не может. Все нестроения, возникшие в Церкви, предлагалось разрешить на предстоящем Соборе. Послание с Объяснительной запиской было отпечатано тиражом 3 тыс. экз. и разослано по епархиям и приходам, но поддержки не имело, поскольку ВВЦС не пользовался авторитетом у народа.

http://pravenc.ru/text/155434.html

Утратив даже видимость каноничности, ВВЦС терял приверженцев. В мае-июне 1926 года принесли покаяния митр. Сергию архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , епископы Виссарион (Зорнин) , Симеон (Михайлов) , Ириней (Шульмин) , Мелхиседек (Паевский) , Тихон (Русинов) , Вассиан (Пятницкий) . К концу июня 1926 года в расколе оставалось только семь иерархов. Для того чтобы восполнить убыль епископата, с лета 1926 года ВВЦС стал проводить собственные хиротонии. В ноябре-декабре 1926 года ОГПУ провело новые массовые аресты православных архиереев. В связи с арестом митр. Сергия исполнение патриарших полномочий перешло к Ленинградскому митр. Иосифу (Петровых) , названному в завещательном распоряжении митр. Петра. Когда же был арестован и митр. Иосиф, в соответствии с его посланием обязанности заместителя патриаршего местоблюстителя принял на себя Угличский архиеп. Серафим (Самойлович) , предложивший архиереям как можно реже обращаться к нему и управлять, по возможности полагаясь на самих себя. Гонения, которым подвергалась Патриаршая Церковь, не затрагивали ВВЦС, использовавшего выгоды своего легального положения. В конце 1926 года в григорианство вновь вернулись ранее покаявшиеся епископы Тихон (Русинов) и Виссарион (Зорнин) . Окончательное размежевание григорьевцев с Церковью В некоторых епархиях у верующих все еще сохранялись сомнения в том, что сторонники архиеп. Григория действительно являются раскольниками. Полное размежевание между григорьевцами и канонической Церкви обозначило общецерковное послание, составленное митр. Петром в январе 1927 года в Перми . В послании сообщалось о негативной роли архиеп. Григория в событиях, происшедших в высшем церковном управлении со времени ареста местоблюстителя. В примечании к посланию говорилось о встрече 21 января в свердловской тюрьме митр. Петра с председателем ВВЦС, во время которой местоблюститель сообщил архиеп. Григорию, что он не состоит с ним в молитвенно-каноническом общении и что производимая архиеп. Григорием и его сторонниками смута нетерпима в Церкви.

http://drevo-info.ru/articles/27034.html

Утратив даже видимость каноничности, ВВЦС терял приверженцев. В мае-июне 1926 г. принесли покаяния митр. Сергию архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов), епископы Виссарион (Зорнин), Симеон (Михайлов), Ириней (Шульмин), Мелхиседек (Паевский), Тихон (Русинов), сщисп. Вассиан (Пятницкий). К кон. июня 1926 г. в Г. р. оставалось только 7 иерархов. Для того чтобы восполнить убыль епископата, с лета 1926 г. ВВЦС стал проводить собственные «хиротонии». В нояб.-дек. 1926 г. ОГПУ провело новые массовые аресты правосл. архиереев. В связи с арестом митр. Сергия исполнение патриарших полномочий перешло к Ленинградскому митр. Иосифу (Петровых) , названному в завещательном распоряжении митр. Петра. Когда же был арестован и митр. Иосиф, в соответствии с его посланием обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя принял на себя Угличский архиеп. Серафим (Самойлович) , предложивший архиереям как можно реже обращаться к нему и управлять, по возможности полагаясь на самих себя. Гонения, к-рым подвергалась Патриаршая Церковь, не затрагивали ВВЦС, использовавшего выгоды своего легального положения. В кон. 1926 г. в Г. р. вновь вернулись ранее покаявшиеся епископы Тихон (Русинов) и Виссарион (Зорнин). В нек-рых епархиях у верующих все еще сохранялись сомнения в том, что сторонники архиеп. Григория действительно являются раскольниками. Полное размежевание между Г. р. и канонической РПЦ обозначило общецерковное послание, составленное митр. Петром в янв. 1927 г. в Перми. В послании сообщалось о негативной роли архиеп. Григория в событиях, происшедших в высшем церковном управлении со времени ареста Местоблюстителя. В примечании к посланию говорилось о встрече 21 янв. в свердловской тюрьме митр. Петра с председателем ВВЦС, во время к-рой Местоблюститель сообщил архиеп. Григорию, что он не состоит с ним в молитвенно-каноническом общении и что производимая архиеп. Григорием и его сторонниками смута нетерпима в Церкви. Окончательно обособившись от правосл. иерархии и превратившись в отдельную раскольничью структуру, ВВЦС вел подготовку собственного «поместного Собора», на к-ром предполагалось установить коллегиальное управление Церковью и осудить митр. Сергия. При этом сторонники архиеп. Григория надеялись, как и прежде, получать поддержку со стороны гос. властей. Поэтому освобождение в марте 1927 г. из тюремного заключения митр. Сергия, вновь вступившего в обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, вызвало у членов ВВЦС большое беспокойство. 11-13 мая 1927 г. в московском Донском мон-ре состоялось совещание епископов-григорьевцев. В своем послании к пастве от 12 мая они обвинили митр. Сергия в «раздоре» и «смуте», сравнивая его поступки с действиями обновленцев. Григорьевцы приглашали правосл. епископов, а также представителей от клира и мирян принять участие в общецерковном собрании, назначенном ВВЦС на нояб. того же года.

http://pravenc.ru/text/166503.html

Здесь, таким образом, каноническим Кормчим Церкви торжественно провозглашено, где спасающая Матерь- Церковь и где безблагодатная пустыня, всем указано начало истинной «соборности», соединяющее со Вселенскою Церковью. Начиналось свободное осознание спасительного, но тернистого пути. «Царствие Божие нудится и нуждницы восхищает е». Открылась полная духовных подвигов чистка пшеницы от плевел, чистка длительная, но с надлежащей твёрдостью отделяющая действительно верных Христу от друзей грешного мира...» (Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933 г.) 123 Свидетельство это, по-видимому, понадобилось в связи с тем, что Преосвященный Мелхиседек [Паевский] весьма скомпрометировал себя, уклонившись незадолго до того в обновленческий раскол, где самовольно присвоил себе «митрополичье» достоинство и провозгласил Минскую епархию так называемой «Автономной Белорусской Церковью», а себя, разумеется, Её Главою. Позже, где-то в 1926 г., перекинулся в «григорианский раскол» (ВВЦС), но по покаянии, Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, митрополитом Сергием [Страгородским] принят в общение с Церковью и получил назначение на Енисейскую и Красноярскую кафедру. Скончался скоропостижно в Москве, в алтаре храма Покрова, что в Красном Селе, перед тем как собирался литургисать совместно с сонмом святителей в сослужении Заместителю. 124 Указ этот в силу не вступил, так как крайне несочувственно был встречен народом, в ту пору не находившим в себе психологических основ и душевных сил для молитвы за врагов Божиих, разрушителей Церкви, Кроме того, в нем небезосновательно усматривался очередной административный нажим на Святейшего Патриарха, тем более что сама молитва , как таковая, разумеется, совершенно не нужна безбожной государственной власти. Впоследствии, при Заместителе, с появлением «Декларации» и легковерными надеждами многих наивных людей на правовое улучшение положения Церкви в стране, – поминовение властей постепенно привилось и окончательно вытеснило обычное тогда диаконское прошение: «О плавающих, путешествующих, недугующих, пленённых и заключённых...» [курсив составителя]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Затем продолжались прения. Первым выступил в прениях архиепископ Смоленский Алексий (Дьяконов). В своей небольшой речи, со свойственной обновленческим лидерам наглостью, он обвинял во всех нестроениях в Церкви Патриаршую Церковь . Бранил архиепископа Минского Мелхиседека (Паевского), виновного в том, что он не принял приглашения на Собор и запретил участовать в нём своему духовенству и пастве. Мирянин Проняев из Тульской епархии в своём очень кратком выступлении звал Собор к миру с Патриархией ради Господа. К миру церковному звал в своём выступлении и мирянин Богатов от Ульяновской (Симбирской епархии), указав, что 75% староцерковнического течения верующих поручили ему передать их желание по установлению мира. Архиепископ Томский Сергий выразил опасение, как бы не изменить своему пастырскому и обновленческому долгу, идя на примирение со староцерковниками. Мирянин Степанов из Сталинградской епархии выразил пожелание, чтобы обновленческое духовенство в Сталинграде и епархии держало себя достойно своего звания и меньше употребляло штатской одежды и слишком вольного поведения в городе и в общественных местах. В этом он видит укрепление позиций обновленческого духовенства. Нельзя с ним не согласиться. Мирянин Кирьянов – из Ростова-на-Дону – призывал к миру церковному, дабы настоящий Собор был оправдан в своей основной цели. Епископ Витебский (Александр Щербаков) призывал Собор применить канонические санкции к «так называемым» тихоновским епископам, не явившимся на Собор. Митрополит Сибирский Пётр (Блинов) напоминает о Соборе 1923 года, осудившем Святейшего Патриарха. Он призывает строго стоять на позициях этого Собора «и копья о тихоновцах не ломать». После прений слово было дано прот. Н. Платонову по вопросу о заключении Президиума Собора о посылке делегации к Патриаршему Местоблюстителю, митрополиту Петру. По мнению о. Платонова, посылка такой делегации унизила бы значимость Собора и ещё более бы взволновала широкие массы верующих. О том, что Собор не вправе судить митрополита Петра за политические убеждения и действия, и что сам он (митрополит Петр) не волен решать судьбы своей ориентации, что дело всё в белогвардейском центре.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010