В 1916 г. свящ. Иоанн Пашин поступил в Петроградскую ДА, оставаясь настоятелем церкви в Прилепах. В связи с революционным положением в Петрограде и угрозой закрытия академии он в том же году подал прошение о переводе его в МДА, но учебу не продолжил. В 1917 г. вернулся в Прилепы, оказывал поддержку жителям, страдавшим от мародерства и эпидемий во время военных действий. В 1919 г. в приход была возвращена оставшаяся часть церковной утвари и колокола из Рязанской губ. В июле 1919 г. он вызывался повесткой в волостной исполком для регистрации «по призыву духовенства в ополчение для тыловых работ», но вскоре дело о призыве закрыли. В 1921 г. в новую церковь были перевезены иконостас, 5 киотов и 7 икон из закрытого в 1918 г. Свято-Духова собора минского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря . 23 июня 1922 г. был участником съезда духовенства и мирян Минской епархии, к-рый в связи с арестом Патриарха Московского св. Тихона и созданием обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) провозгласил независимую «Белорусскую митрополию (митрополичий округ)». Весной 1923 г. глава Белорусской митрополии Минский архиеп. Мелхиседек (Паевский ; впосл. архиепископ Енисейский и Красноярский), неканонично провозглашенный «митрополитом», предложил свящ. Иоанну Пашину формально войти в обновленческое движение и стать епископом. Вероятно, тогда он принял монашество с именем Иоанн. Одним из решений съезда было восстановление Мозырско-Туровской кафедры. 13 марта (по др. данным, 7 апр.) 1923 г. И. был хиротонисан во епископа Мозырско-Туровского. Хиротонию в минском кафедральном Петропавловском соборе возглавил митр. Мелхиседек, который назначил И. своим викарием. Митр. Мелхиседек ставил целью новыми архиерейскими хиротониями укрепить позиции Православия в Белоруссии. Несмотря на самочинное провозглашение церковной независимости митр. Мелхиседек был признан св. Патриархом Тихоном «находящимся в каноническом общении с Нами» как правосл. архиерей (Акты свт. Тихона. С. 295). И. выбрал местом пребывания Петриков.

http://pravenc.ru/text/469159.html

Мелхиседека пробовали судить, однако верующий народ настолько любил своего архипастыря, что в огромном количестве собрался напротив того здания, где проходил процесс, и это показалось властям угрожающим. «Страха ради иудейска» перед собравшимся народом, Мелхиседека освободили, условно приговорив к 3 годам лишения свободы. Владыка Мелхиседек пользовался редким авторитетом среди верующих. Вот что писал о нем в своих воспоминаниях протоиерей Борис Васильев (ум. 1994 г.): «Мелхиседек (Паевский) ежедневно совершал торжественные богослужения в Минском Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе. Ежегодно в Великий Четверг сам проводил слезные исповеди в соборе, совершал чин омовения ног. В особенности верующим запомнились крестные ходы, предводительствуемые Мелхиседеком. Они совершались с Крупецкой иконой Божией Матери. Торжественная процессия всегда останавливалась перед Свято-Екатерининской церковью… Здесь служился перед иконой торжественный молебен. Даже евреи, жившие в окрестных домах, выходили на балконы и любовались торжеством…». Авторитет Мелхиседека был бельмом на глазах у властей. Поэтому в декабре 1925 года его арестовали второй раз. Он был отправлен в один из лагерей Красноярского края. Еще в 1922 году Мелхиседек сумел провести съезд духовенства и мирян Минской епархии, на котором собравшиеся делегаты провозгласили автономию Белорусской Церкви. На этом съезде Мелхиседек был избран митрополитом. В марте 1923 года он в сослужении с еще одним архиереем (имя которого нам неизвестно) хиротонисал во епископы трех человек: бывшего помощника инспектора Минской Духовной Семинарии Феодосия Раменского (с именем Филарет) — во епископа Бобруйского; овдовевшего протоиерея Николая Шеметилло — во епископа Слуцкого и также вдового протоиерея Иоанна Пашина — во епископа Мозырского. Все они считались викариями Минской епархии. Епископ Иоанн (Пашин) недолго прослужил в пределах Беларуси. За рачительное исполнение своих архипастырских обязанностей, частое посещение приходских церквей и обучение сельских детей основам церковного пения он уже летом 1925 года был привлечен к следствию и спустя год с небольшим выслан в Зырянский край.

http://pravmir.ru/novomucheniki-i-ispove...

В марте 1923 г. митр. Мелхиседек, чтобы укрепить свои позиции в борьбе с обновленцами, в сослужении викарных епископов Венедикта (Алентова) Вяземского и Феофана (Берёзкина) Гжатского хиротонисал себе в помощь 3 викариев: на Борисовскую кафедру - Филарета (Раменского), на Слуцкую кафедру - Николая (Шеметилло), на Мозырскую кафедру - сщмч. Иоанна (Пашина) . Еп. Филарет сначала жил в Минске, затем получил назначение в Бобруйск. Два др. архиерея через неделю после хиротонии уехали к местам архипастырского служения. После освобождения из заключения патриарха св. Тихона 25 июня 1923 г. все они открыто выступили против обновленчества. 18 авг. 1923 г. патриарх Тихон принял из обновленчества Минского архиерея. С тех пор за ним закрепился новый титул - «Минский и Белорусский», но сан митрополита не был присвоен, Мелхиседек признавался Московской Патриархией в качестве архиепископа. 20 нояб. 1923 г. в кафедральном соборе Мелхиседек предал обновленцев анафеме, Минские викарии последовали его примеру, их хиротонии были признаны патриархом. 17-19 мая 1924 г. в Могилёве обновленцы провели «Первый белорусский областной церковный собор», на к-ром попытались объединить силы в борьбе с духовенством, сохранившим верность патриарху. Эта попытка не удалась. Возведенный на этом соборе в сан митрополита Серафим (Мещеряков) уже в сент. 1924 г. оставил обновленчество и через всенародное покаяние был принят патриархом Тихоном в общение с Церковью. В Витебске против обновленцев выступил прибывший туда в сент. 1924 г. еп. Иннокентий (Летяев) . Его приезд повлек за собой массовый переход городского духовенства из раскола в каноническую Церковь. За исключением кафедрального Николаевского собора, все храмы города признали власть еп. Иннокентия. Весной 1925 г. архиерея арестовали. В Могилёвской епархии для преодоления раскола много сделал гомельский благочинный прот. сщмч. Павел Левашов . В 1923-1924 гг. по благословению патриарха он принимал покаяние от обновленческих священников и присоединял их к правосл. Церкви. Прибывший в Гомель в нач. апр. 1925 г. еп. Тихон (Шарапов) назначил прот. Павла духовником епархии. В мае 1925 г. еп. Тихон был арестован и выслан из Белоруссии. В дек. 1925 г. был арестован в Москве прибывший туда по служебным делам Мелхиседек (Паевский). В сент. 1928 г. в сане архиепископа он был назначен на кафедру в Красноярск. Весной 1926 г. из г. Петрикова власти удалили активно боровшегося с обновленцами Мозырского еп. Иоанна (Пашина). Он был приговорен к 3-летней ссылке в Зырянский край.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Вероятно, это были еще непокорные Московской патриархии. Глава 16. Епископат разных областей Мелхиседек, митрополит Минский и Белорусский Мелхиседек, Митрополит Минский и Белорусский, в миру Михаил Львович Паевский, родом из Городенщины (Белоруссия), бывший епископ Ладожский, викарий Петроградский, прибыл в Минск в 1919 г. епископом Слуцким, викарием Минским. Прекрасный организатор церковной жизни и воспитатель молодежи, которую, несмотря на все гонения и трудности, подготовлял к миссионерской деятельности и стойкой защиты Церкви. Из молодежи обоего пола были подготовлены им кадры церковных чтецов, изучавших псалмы и многие гласовые песнопения на память, ибо, по мнению Владыки, «в условиях ссылки книг не будете иметь, а богослужения тайные и там совершаться будут». Чтобы защитить местную церковь от разгрома, еп. Мелхиседек стал на путь автокефалии, базируяясь не только на национально-белорусских стремлениях, но и на директивах Патриарха Тихона и Митроп. Агафангела о возможности самоуправления в условиях гонения и отрыва от центра. Собором белорусского духовенства и мирян в 1923 г. он был избран митрополитом Белорусскнм и Мннским. Входивший в силу М. Сергий осудил М. Мелхиседека за «отрыв от Матери-Церкви», а большевики сослали его в Красноярск. В конце 1930 г. он был вызван в Москву и сделан членом синода М. Сергия в летней сессии этого года, чем и был скомпрометирован в глазах белорусских националистов. 17 мая 1931 г., облачаясь в алтаре перед службой в одном из московских храмов, он скоропостижно скончался (болезнь легких и сердца). Представители епархии были на его погребении. В свое время он был очень предан патриарху Тихону и в борьбе против обновленчества был стойким и непоколебимым. Его почитали за строгость жизни и вдохновенные богослужения, которые собирали огромные массы народа. Николай, митрополит Ростовский Арестованный совместно с большинством православного духовенства в первый период гонения, Владыка Николай был выслан в полосу среднего Туркестана, в местность носившую название «Голодная степь», вполне оправдывавшую свое прозвище.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Начало гонений: 1917 —1925 годы Духовенство Минской епархии, а вместе с ним и верующий народ, подверглись преследованиям со стороны большевиков сразу же после октябрьского переворота 1917 года. Эти преследования носили характер воинственный и непримиримый. Они усугублялись тем, что епархия оказалась в прифронтовой полосе, где царили анархия и произвол, поблизости гремели раскаты Первой мировой войны. Главный удар по духовенству Минской епархии на рубеже 1917 — 1918 годов большевики нанесли. затронув его имущественное положение. Служители Церкви были поставлены новыми властями фактически вне закона. В Минске у верующих насильственно отторгали, здания: архиерейского подворья духовной семинарии, епархиального управления, двух Духовных училищ. Священству епархии было предъявлено ультимативное требование о прекращении регистрации крещений и венчаний… Находившийся в это время в Москве на Поместном соборе епископ Минский и Туровский Георгий (Ярошевский), реагируя на происходившее, вынужден был обратиться к пастве вверенной его попечению епархии с посланием, в котором осудил деятельность властей и призвал верующий народ защитить Церковь от поруганий. Кампания по ограблению Церкви на некоторое время приостановилась в феврале 1918 года в связи с тем, что большая часть Беларуси оказалась занята немецкими войсками. Осенью 1918 года они оставили Беларусь. Вместе с ними выехал владыка Георгий. Он направился на Украину, затем переехал в Италию, остановившись в г. Бари; а в августе 1921 года оказался в Польше. Митрополит Мелхиседек (Паевский) В 1922 году по просторам необъятной России пронеслась волна изъятия церковных ценностей, тревожным эхом беззакония отозвавшаяся также в Беларуси. Тогда из церквей изымалось все, что являлось мало-мальски ценным в глазах безбожной власти. Поводом для ограбления храмов послу жил голод, разразившийся в Поволжье и явившийся страшным последствием гражданской войны, развязанной большевиками. Сознавая необходимость сбора средств для спасения голодающих, епископ Мелхиседек пошел на встречу требованиям властей и обратился к верующим со специальным посланием, призвав их сдать государству те предметы церковного обихода, которые не имели сакрального значения. Несмотря на это, власти стали забирать все, что считали нужным, не обращая внимание на то, имеют предметы богослужебное употребление или нет. Тем не менее, каких-либо крупных инцидентов в Минской епархии не произошло. Свою роль миротворца здесь сыграл епископ Мелхиседек. Власти не хотели простить владыке его миротворчество. В августе 1924 года он был заключен под домашний арест.

http://pravmir.ru/novomucheniki-i-ispove...

6) Циркуляр управляющего Могилевской епархией, Гомельского епископа от 17(?)(30) ноября 1925 года за 665, п. 14, из коего видно, что такая же хиротония как и епископа Филарета (Раменского) – Николая, Белыничского архимандрита во епископа, совершенная отпавшим в обновленчество – архиепископом Константином (Булычевым), бывшим Могилевским, признана безблагодатной, неканонической и совершенно ничтожной – сомнений в недействительности архиерейского достоинства епископа Филарета, по-видимому, не должно бы быть. Из всех этих приведенных справок очевидно, что епископ Филарет недействительный архиерей. Да и сам он, своими перерукоположениями приходящих к нему от обновленцев иереев, признает обновленческие хиротонии, кроме только его личной хиротонии, недействительными. Но вот, когда в 1924 году епископ Мелхиседек (Паевский), как это видно из документальных справок, после принесенного им покаяния перед Святейшим Патриархом в своем подчинении незаконному ВЦУ, принят Святейшим Патриархом в молитвенное и каноническое общение, как православный Минский епархиальный архиерей – порвал церковную связь,с ВЦУ и епископ Филарет (с 14(?)(27) июля 1924 года викарий Бобруйский, каковая кафедра открыта самочинно, без благословения Святейшего Патриарха) и стал возносить при богослужении имя Патриарха Тихона и именовать себя православным епископом патриаршей ориентации. Епископ Мелхиседек также свидетельствует о нем, как о православном архиерее. А письмом своим на имя епископа Филарета (Раменского), от 25 июня (8 июля) 1925 года заверяет (но без ссылки на какую бы то ни было документальную справку), что “викарии его» (в том числе и епископ Филарет (Раменский) “признаны Святейшим Патриархом рукоположенными правильно и благословлены». Это новое обстоятельство доселе совершенно ясный вопрос сделало неясным. И поэтому теперь возникает вопрос, как согласовать заверение епископа Мелхиседека о признании Святейшим Патриархом Тихоном хиротонии его викарных епископов, и в том числе и епископа Филарета, правильными – с его же патриаршими посланиями, говорящими противное?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

/Опубликовал 29 марта 1922 г. воззвание к пастве, призывающее к сдаче церковных ценностей/. В июле 1923 года на многолюдном собрании в кафедральном соборе во время литургии была прочитана декларация об автономии Белорусской Церкви и делегация из духовенства и мирян поднесла владыке белый клобук, принимая который владыка сказал, что принимает на себя терновый венец, вполне отдавая себе отчет в своем поступке, но надеется, что в будущем беспристрастная история поймет необходимость этого. 11/24 сентября 1923 года в Донском монастыре состоялось расширенное заседание Священного Патриаршего Синода в присутствии 23 святителей. По докладу Высокопреосв. Илариона, архиепископа Верейского, о необходимости перейти с Покрова на новый церковный стиль, Святейший высказался за принятие предложения, также митрополит Тихон Уральский, митрополит Серафим (Александров) Тверской, архиеп. Петр Крутицкий (Полянский) и еще архиеп. Иларион и 13 святителей (имена которых в тот момент зафиксировать не удалось). Воздержался от голосования один и четыре архиерея высказались против введения нового стиля, а именно: б. митрополит Минский и Белорусский Мелхиседек, архиепископ Борис Рязанский и Зарайский и епископ Мануил Лужский, управляющий Петроградской митрополией и еще один малоизвестный святитель (имя которого так и не запомнилось). На этом же заседании Синода Святейший Патриарх Тихон убеждал митрополита Мелхиседека отказаться от самовольно принятого митрополитства и в протоколах заседания Синода подписаться только епископом по старшинству хиротонии. На убеждения Патриарха он не склонился и под протоколами Синода подписался «Митрополит Минский и Белорусский». В течение нескольких лет белорусская церковь управлялась им и тремя викарными епископами: Николаем Слуцким, Филаретом Бобруйским и Иоанном Мозырско-Туровским, борясь и не допуская обновленчества. Все три епископа из белоруссов: епископ Николай и Иоанн из вдовых протоиереев, епископ Филарет – целибат. Рукоположен владыкой и епископом Смоленским.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Как иеродиакон Пимен участвовал в лаврских и братских богослужениях. 3 июня 1904 года на торжественном богослужении по случаю выпуска ректор академии епископ Платон совершил его рукоположение в иеромонаха. С этого момента выпускник Киевской духовной академии пополнил ряды чёрного, то есть монашествующего священства. Списки окончивших курс препровождались в Петербург в канцелярию обер-прокурора, оттуда – в Учебный Комитет при Святейшем Синоде. Здесь проходило распределение выпускников академий. Поммер получил назначение в Черниговскую духовную семинарию, Анатолий Мышкин − в Красноярскую, Михаил Вадковский − в Орловскую, Виктор Фоминский − в Екатеринославскую, Николай Смирнов − помощником инспектора в Казанскую духовную семинарию, Герман Ивановский − на ту же должность в Витебскую, Николай Арнольдов − в Соликамское духовное училище, Александр Гомеров − в Вятское, Леонтий Страшкевич − преподавателем греческого языка в Павловское духовное училище… Нечто подобное ожидало иеромонаха Пимена. Однако в Петербурге ему неожиданно предложили отправиться заграницу – в Персию, в Урмийскую духовную миссию. Немедленно был поставлен в известность духовный наставник − митрополит Флавиан. По свидетельству отца Пимена, как бывший миссионер, владыка Флавиан весьма сочувственно приветствовал его назначение в далёкую Урмию. Указ от 12 августа 1904 года касался сразу троих лиц: «Согласно ходатайству окончившего курс учения на миссионерских курсах в городе Казани сиро-халдейца Авраама Иосифова 83 , Святейший Синод определяет: назначить его, Иосифова, в состав православной Духовной Миссии в Урмии. Вместе с сим иеромонаха Мелхиседека (Паевского), назначенного на должность члена Урмийской Миссии, уволить от таковой должности и определить на его место кандидата Киевской Духовной Академии иеромонаха Пимена (Белоликова) » 84 . Отказ иеромонаха Мелхиседека направиться в Персию и явился причиной, по которой срочно подбиралась другая кандидатура. В Петербурге иеромонах Пимен познакомился с епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии Кириллом (Смирновым) 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

После того как в мае 1922 г. был арестован патриарх Московский и всея России свт. Тихон , в Могилёвской и Полоцко-Витебской епархиях широкое распространение получило обновленчество. Большинство священнослужителей в этих епархиях отпали в раскол. Среди них оказался и еп. Константин (Булычёв). В дальнейшем он принес покаяние, но в дек. 1925 г. вновь присоединился к раскольникам, последовав за приверженцами архиеп. Екатеринбургского Григория (Яцковского) . Воскресенская церковь в Клецке. 1683 г. Фотография. 2015 г. Воскресенская церковь в Клецке. 1683 г. Фотография. 2015 г. В М. е. обновленчество не получило широкого распространения. В июле 1922 г. ее духовенство во главе с еп. Мелхиседеком (Паевским), стремясь не допустить захвата обновленцами местных храмов, а также противодействуя возросшей активности в Белоруссии Римско-католической Церкви, провозгласило автономию Белорусской Церкви (по существу в границах М. е.). Тогда же еп. Мелхиседек был возведен в сан митрополита. Провозглашение автономной Белорусской митрополии состоялось 23 июля 1922 г. в минском Петропавловском кафедральном соборе перед литургией при огромном стечении молящихся. Кафедральный прот. Алексий Костюченко зачитал решение «объявить православную Церковь, находящуюся в пределах независимой Советской Республики Белоруссии, самоуправляющейся в делах местного значения», а также «просить архипастыря нашего Преосвященного Мелхиседека, епископа Минского и Туровского, принять отныне именование «митрополита Белорусского и Минского» как видимое выражение возвещаемого ныне самоуправления Белорусской Церкви в делах внутреннего характера». По прочтении акта депутация из духовенства и мирян поднесла владыке Мелхиседеку белый клобук. После создания Белорусского епархиального управления митр. Мелхиседек признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). О номинальном характере признания уполномоченный ГПУ писал в докладе в Москву: «Епархиальное управление продолжает игнорировать распоряжение ВЦУ и ведет противообновленческую работу, не давая возможности развернуться прогрессивному движению».

http://pravenc.ru/text/2563280.html

(Паевский Михаил Львович; 15.11.1879, с. Витулин Бельского у. Гродненской губ.- 17.05.1931, Москва), архиеп. Енисейский и Красноярский. Происходил из древнего белорус. священнического рода. Сын известного церковного историка и публициста прот. Льва Семеновича Паевского (1850-1919). С детства прислуживал в храме, с 8 лет был церковным чтецом. После учебы в Жировицком ДУ поступил в 1892 г. в СПбДС. Из-за слабого здоровья в 1897 г. перевелся в Таврическую ДС, которую окончил в 1898 г. В 1900 г. поступил в КазДА. 12 февр. 1901 г. пострижен в монашество с именем Мелхиседек. 10 апр. 1901 г. рукоположен во диакона. На 2-м курсе академии заявил о желании поступить в состав Пекинской духовной миссии, 18 янв. 1902 г. был отчислен из числа студентов, однако из-за отмены отъезда в Китай восстановлен в академии 8 марта того же года. 28 янв. 1903 г. рукоположен во иерея. В 1904 г. окончил КазДА с ученой степенью кандидата богословия. 3 сент. того же года получил назначение преподавателем основного, догматического и нравственного богословия Могилёвской ДС. 28 апр. 1905 г. стал настоятелем кафедрального собора Могилёва. С 25 сент. того же года исполнял обязанности настоятеля могилёвского Братского в честь Богоявления Господня мужского монастыря . С 11 окт. 1905 г. благочинный мон-рей Могилёвской епархии. 18 дек. 1906 г. назначен настоятелем Богоявленского мон-ря с возведением в сан игумена. 24 янв. 1907 г. стал настоятелем Белыничского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Могилёвской епархии с возведением в сан архимандрита. С 22 сент. 1907 г. настоятель Херсонесского во имя святого равноапостольного князя Владимира мужского монастыря Таврической епархии. 19 марта 1909 г. переведен настоятелем новгород-северского в честь Преображения Господня мужского монастыря Черниговской епархии. 17 окт. 1910 г. назначен смотрителем Владикавказского ДУ. 11 марта 1914 г. стал ректором Самарской ДС. 23 авг. того же года переведен ректором Тифлисской ДС. По благословению экзарха Грузии архиеп. Питирима (Окнова) ввел регулярные богослужения на груз. языке в домовом семинарском храме во имя Св. Давида. 31 окт. 1914 г. М. стал членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы. И. о. главы синодальной конторы во время отсутствия архиеп. Питирима. В нояб. 1915 г. по инициативе М. при Тифлисской ДС утверждены курсы по изучению древних груз. песнопений.

http://pravenc.ru/text/2562932.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010