Приступаем к изложению нашего повествования. Автор Истории Киевской духовной Академии так описывает самый первый шаг вступления высокопр. Филарета в этот древнейший вертоград наук в нашем отечестве: «не замедлил (т. е. после прибытия в Киев), высокий Протектор, Высочайше вверенного ему «вертограда наук», посетить и питомцев оного, с радостным нетерпением ожидавших его в той зале, которая напоминала им одного из величайших благодетелей своих – Рафаила Заборовского. – " Мирен ли вход твой, святче Божий? – так встретил Архипастыря словом Писания говоривший приветственную речь, – и годы, многие годы, ответили вопрошавшему от лица всех, что не только мирен, но и благодетелен вход его в сие древнее святилище науки. При одних этих словах уже чувствуется, что веет каким-то особенно теплым любвеобильным отеческим чувством»... Но мы должны предпослать этому первому факту ещё другой, чтобы составить полное понятие о тех отношениях, которыми заявил себя сразу высокопр. Филарет, не как Протектор по официальному званию, но яко отец, веселящийся о чадех своих, как питомцах, так и воспитателях и начальниках. В бывших под руками нашими подлинных документах значится напр., что высокопр. Филарет на рапорте бывшего тогда Инспектора Академии о состоянии Академии, с 11-го по 24 Мая 1837 года, (т. е. до прибытия ещё высокопр. Филарета в Киев) написал так: «Какая благословенная страна и какая счастливица Академия, что и больных вовсе нет»... Ещё: на письмо начальствующих и учащих в Академии с принесенным ему поздравлением, он отвечал: «Приветствую взаимно священный вертоград Христов, знаменитую Академию, матерь всех русских училищ. Делателей всех в вертограде сём и начальников, и наставников, и воспитанников заочно лобызаю Пастырским сердцем. Надеюсь скоро видеть всех; предпосылаю всем Пастырское благословение». При этих сведениях, – в связи со сказанным у Автора истории, – всего несомненнее становится, с первого же раза проявившееся и навсегда сохранившееся, истинно– отеческое любвеобильное отношение нового Протектора Академии ко всем, сущим в ней. Для наглядного изображения этой отеческой любвеобильности высокопр. Филарета собственно к студентам Академии обратимся на время к воспоминаниям одного из бывших воспитанников. Вот что высказал он печатно в своих воспоминаниях: – «И мало ли чего истинно прекрасного и высокого знали мы в незабвенном Святителе, что влекло души всех нас в благоговейную любовь к нему и соединило нас всех в одну семью, для которого Митрополит наш был по истине отцом, так что все и каждый из нас не иначе и звали его, как »наш возлюбленный дедушка«. Пусть эти слова, – говорит воспоминатель, – покажутся для кого-нибудь слишком наивным излиянием чувствований, но не об этом пока речь; зато и он с такою же нежною, как бы до наивности, любовью относился и к нам студентам».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Иоанникий Руднев, также отличившийся в борьбе со старообрядчеством, из епископов Нижегородских был назначен экзархом Грузии (1877–1882)  . Несмотря на то, что деление епархий на степени было отменено, оно все же сохраняло известное значение при перемещениях. Кроме того, Святейший Синод старался не переводить заслуженных архиереев из богатых епархий в бедные. Соображения такого рода были важнее, чем пригодность или непригодность для исполнения тех или иных задач  . Вопреки вышеописанным неблагоприятным церковно–политическим условиям, некоторые архиереи добивались в управлении епархиями выдающихся успехов. Строгость и жестокость по отношению к подопечному духовенству временами сочетались с усердием в административных делах, которые бывали весьма осложнены размерами епархий и неразвитостью средств сообщения. Арсений Мацеевич был одним из немногих епископов XVIII в., хорошо знавших свою епархию благодаря частым инспекционным поездкам. То же самое можно сказать о Симоне Лагове (епископ Костромской в 1769–1778 гг., епископ (1778–1792), а затем архиепископ (1792–1804) Рязанский), который за время своей многолетней деятельности успел побывать во всех до единого приходах своих епархий. Многое для монастырей и приходского духовенства было сделано Гавриилом Петровым, епископом Тверским (1763–1770) и митрополитом Петербургским (1770–1799). К выдающимся иерархам XVIII в. относится также Арсений Верещагин, который еще до своего посвящения в сан активно помогал Гавриилу Петрову в улучшении монастырской жизни в Твери; позднее, уже будучи епископом Тверским, а затем Ростовским, он был известен своей заботой о семинариях и народных школах  . Предметом особого попечения Тамбовского епископа Феофила Раева (1778–1811) были монастыри, и прежде всего старчество. Платон Левшин (1775–1812) образцово поставил в Москве дело духовного образования  . Что касается малороссийских епархий, управление которых было приведено к великорусскому образцу лишь в конце XVIII в., то здесь следует упомянуть Черниговского архиепископа Иродиона Жураковского (1722–1738), проявлявшего большую заботу о духовенстве, а также митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770), Гавриила Кременецкого (1770–1783), Самуила Миславского (1783–1796) и Рафаила Заборовского (1731–1757) ради их трудов на пользу Киевской Академии  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

А в сказке своей, данной ииутивльскому воеводе, сусальник Евтихиев показал, что он сделал митрополиту Петру Могиле листового золота с 10,000 листов 43 . Сему-то господину Евтихиеву с кир митрополитом Петром Могилою и принадлежите сооружение первого предалтарнаго иконостаса в св. Софии киевской, который действительно есть великое иконное дело. Но нынешний иконостас главного алтаря не Могилинский; он устроен, как известно, при митр. Рафаиле Заборовском (1731 –1747 г.). Сохранились впрочем и Могилинские иконостасы в приделах: Архангеломихайловском, Антонофеодосиевском, Георгиевском и Владимирском; Николаевском и Андреевском. Иконостас Апостольского придела, упоминаемого ещё архидиаконом Павлом, близко подходящий по архитектуре к Могилинским иконостасам, устроен, вероятно, если не при самом Могиле, то при его преемнике Сильвестре Коссове. Иконостасы приделов: Стретенского, Богоявленского, Страстного, Вознесенского и Преображенского, устроенных после надстройки новых, верхних галереи на нижних папертях, относятся во времени митрополита Варлаама Ясинскаго (1690 – 1707 г.). Иконостас Успенского придела не раньше 2-й половины XVIII в. Иконостас Иредтечевский устроен в 1853 г. при последнем обновлении собора. 12. О гробницах в св. Софии Киевской В Киевософийском соборе, как упомянуто выше, погребены из древних наших князей: в. кн. Ярослав Владимирович, Всеволод Ярославич и Владимир Мономах ; князья Ростислав Всеволодович и Вячеслав Владимирович. Но в соборе имеются только две княжеские гробницы; обе они беловатаго мрамора с резнми изображениями, обличающими несомненную их древность и принадлежность XI веку. Одна из этих гробниц, известная под именем гробницы в. кн. Ярослава Владимировича, находится ныне в Владимирском алтаре собора, будучи до половины вдвинута в южную его стену, отделяющую Владимирский алтарь от Георгиевского. Дверь в этой стене заделана, так как гробница преградила её. Гробница состоит из двух цельных кусков мрамора такого же цвета, как колонны у западных входных дверей и прочие остатки древней алтарной преграды.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

На следующий день поезд дошел до Могилева, где находилась Ставка государя. Моя спутница по купе предложила мне выйти, чтобы выпить кофе, но я отказалась и осталась в вагоне. Вдруг вижу — подходит воинский поезд с солдатами-преображенцами. Уже раздался второй звонок, но я выскочила на платформу и спросила солдат, куда они едут. «Меняем позицию», — ответили они мне. «А с вами поручик Митрофанов?» — спросила я. «Да он при смерти. Вот его несут на носилках в лазарет», — ответили они мне, указывая на платформу перед зданием вокзала. Я увидела двух офицеров, Аргутинского и Заборовского, которые несли на носилках Олега, и бросилась к нему. В это время мой поезд со всеми моими вещами ушел, и я в лютый мороз в одном платье осталась на платформе, но мне было не до того. Я увидала бледное, страдальческое лицо Олега, который безучастно взглянул на меня и опять закрыл глаза. Аргутинский мне сообщил, что, получив приказание переменить позицию, полк 12 верст до станции шел пешим строем в лютый мороз. Олег сильно устал, простудился и сел в вагон совсем больным — у него оказалось воспаление легких. В вагоне он бредил, стонал, метался, его нельзя было дальше везти, и дали знать в Ставку, чтобы за ним прислали автомобиль и уложили в лазарет. Положение Олега было очень тяжелое. Подали автомобиль, и я поехала с больным и его однополчанами, опекавшими его. Когда Олега уложили в теплую кровать и дали ему отдохнуть, он очнулся, и я спросила его: «Ты не удивляешься, что я встретила тебя в Могилеве?» — «Нет, — ответил он. — Две ночи подряд, когда я был в поезде, ты приходила ко мне и говорила, что приедешь ко мне в Могилев». Мои глаза открылись. Я поняла, почему у меня было непреодолимое внутреннее повелительное внушение немедленно ехать. Велика была милость Божья! Мое присутствие было крайне необходимо. Положение Олега было весьма опасное — у него была двусторонняя плевропневмония. Между тем лазарет был еще далеко не устроен и недостаточно оборудован — некоторые вещи мне пришлось купить в Могилеве.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-gibel-m...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Правда, что Наполеон чуть не нанялся на русскую службу?» — почему учитель не побоялся сорвать урок, чтобы ответить на этот вопрос 3 мин., 10.09.2020 Однажды на уроке истории ученик поставил меня в тупик вопросом, правда ли, что Наполеон Бонапарт чуть было не нанялся на русскую службу. Я, честно говоря, про это услышал в первый раз, и сам пришёл в восторг, узнав, что это реальный исторический факт. В 1787 году лейтенант Наполеон обратился к российскому генералу И.А. Заборовскому, набиравшему добровольцев во Франции, с просьбой принять его в русскую армию. Единственным препятствием стало правило понижения в чине. Для честолюбивого французского офицера это было недопустимо. Из этого детского вопроса я вывел целую лекцию о том, как сильно изменился бы ход истории, если бы генерал Заборовский сделал исключение для юного лейтенанта-артиллериста. И дети бурно обсуждали это. Наполеон Бонапарт в молодости Да, урок был прерван. Да, вопрос спровоцировал смех и бурное обсуждение. Да, в итоге я успел не всё, что хотел. Но разве уклоняться от ответа – лучше? Тем более, игнорировать или откладывать на потом. Будет ли это «потом»? В конце урока редко остаётся время для обсуждения. Стоит ли заставлять ученика молчать, чтобы не прерывать монолог? Едва ли. Если, конечно, ваша цель – научить, а не навести тишину. С похожей проблемой я периодически сталкиваюсь на экскурсиях. Некоторые гиды с самого начала прогулки ставили жёсткое условие: вопросы только после окончания экскурсии. Не хочу обижать никого, но сам я услугами таких экскурсоводов предпочитал больше не пользовался. Детям и подросткам свойственна активность. Любознательный маленький человек познаёт мир. С ним всегда рядом его спутники: «Как и почему, кто, что, когда и где». Если в ответ он слышит только: «Не мешай, замолчи», то куда денется этот живой, искренний интерес? Угаснет. Зачахнет. Допустимо ли это? Детские вопросы… Как часто они ставят в тупик даже опытного педагога, заставляют взглянуть на привычный вопрос с совсем другого ракурса! Как часто стройное течение урока прерывает неожиданная реплика с задней парты.

http://foma.ru/pravda-chto-napoleon-chut...

Указ его величества императора и самодержца всероссийского. Объявляется ради народного известия. Июля 9 дня нынешнего 1722 году в поданном в Сенат доношении морского флота капитана господина Нарышкина написано: указом его императорского величества Санкт-Питербурскую Академию и Московскую школу, также и прочие школы, которые обретаютца от той Академии в губерниях и в правинцыях и содержались в ведении генерала-маэора и обор-прокурора и гвардии маэора господина Скорнякова Писарева, повелено ведать ему Нарышкину; а по принятии оной Академии по списку Московской школы школьников во учении не явилося ста двадцати семи человек, которые бежали до его принятия школ и по се время из оных беглецов нихто не явился, в чем есть немалая ослаба и протчим школьником и утрата денежной сумме академической, понеже оные школьники жив многие лета и забрав жалованья бежали; – и чтоб повелено было из Сената публиковать листами и повелеть оным беглецам явитца. И сего июля 16 дня по его императорского величества указу и по сенацкому приговору о сыску и о высылке вышеписанных школьников шляхетских детей и о протчих публиковать в народ из Сената немедленно, дабы оные школьники явились конечно с чего числа которые в Москве тем в две недели, а которые в губерниях и в правинцыях, тем в месяц в тех местах, в которых сии указы публикованы будут. А буде они по сему его императорского величества указу во оной срок не явятца, и за то им учинен будет немалый штраф, а другим из нижних чинов учинено будет наказанье; а где такие в губерниях и в правинцыях явятца, и таковых выслать за поруками, а буде порук не будет, за караулом, и о том в Сенат и в Академию писать. А кто имяны школьники, о том при сем его императорского величества указе реэстр. Реэстр Из шляхедства: князь Александр Вяземской, Яков Бакеев, Федор Кашкадамов, Михайла Кошкин, Семен Щербачев, Иван Постелников, Афанасий Арнаутов, Михайла Ендауров, Петр Золотилов, Алексей Домнин, Парфеней Верховской, Андрей Шетнев, Степан Золотилов, князь Егор Козловской, Иван Симанской, Петр Дубасов, Гаврила Заборовской, Федор Мякишев, Иван Кресников, Петр Кошелев, Александр Шишкин, князь Данила Енгалычев, Федор Сафонов, Василей Кошелев, Федор Кожин, Мартын Семынин, Василей Мячков, Дмитрей Щербачев, князь Иван Вяземской, Петр Аксаков, Иван Шишков, Степан Расловлев, Василей Зотов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Из Архиерейских Саккосов и прочих облачений достойны замечания: 1) Саккос и Полица Персидской золотой парчи, называемой алтабасом, Митрополиту Гедеону, при посвящении его в Москве, пожалованный Царями Иоанном и Петром Алексеевичами, и Царевной Софией Алексеевной. Он кругом обложен газами и сетками, и обнизан был крупным и мелким жемчугом: но при Митрополите Гаврииле Кременецком жемчуг переложен на другой новый саккос и омофор, а в 1824 г. Жемчуг, начавший осыпаться, снят и с оных; полица же украшенная разными драгоценными камнями, осталась еще цела. Были и поручи таковые же с прочим полным Архиерейским облачением: но они за ветхостью давно уничтожены и украшения их переложены на другие одежды и утвари; 2) Саккос и Омофор по зеленому полю с золотыми и серебряными цветами, обложенные сетками, а на омофоре в крестах изображения обнизаны жемчугом, пожалованы Царевной Екатериной Алексеевной Митрополиту Иоасафу Кроковскому 3) два саккоса, один по желтому бархату среброцветной парчи, по кустодии обнизанный жемчугом и дорогими камнями; а другой по золотому гласету обложенный газами и сетками с такими же омофорами, пожалованы Императрицей Анной Иоанновной Митрополиту, Рафаил Заборовскому; 4) саккос золотой алтабасовой парчи, сделан Гетманом Иваном Мазепой; 5) два саккоса из парчи золотой и третий шитый золотом и серебром по атласу, сделаны Гетманом Иваном Скоропадским и женой его; 6) омофор Грузинским Царем Арчилом и супругой его Катаваной присланный, весь состоит из тканных по золотому полю изображений 12 праздников: а именно на одной половине: 1. Лазарево Воскресение, 2. Вход во Иерусалим, 3. Распятие, 4. Воскресение Христово, 5. Вознесение Христово, 6. Сошествие Свят. Духа на Апостолов. Под сей последней картиной выткано, на полукружии червленом, изображение Царя Арчила в Царском одеянии с короной на главе, в обеих руках держащего белую свернутую пелену на подобие гирлянды. На другой половине омофора изображены: 7. Преображение, 8. Снятие Спасителя с креста и Положение во гроб, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Подьячие Посольского приказа в XVI в. Состав Посольского приказа в XVI в. известен недостаточно полно, за исключением начальников приказа и их временных товарищей. При царе Феодоре, в бытность в Посольском приказе дьяка Василия Щелкалова (1594–1601 гг.), в приказе было всего 17 подьячих; при преемниках его, дьяках Аф. Власьеве, Грамотине и В. Телепневе (1601–1611 гг.) 16 подьячих 38 ; вероятно если не это именно число, то, во всяком случае, близкое к этому было и ранее, при царе Иване IV. Из посольских записей видно, что в Посольском приказе и в XVI в. были так же, как и на казенном дворе, толмачи и переводчики (среди толмачей «немецких» встречается князь Иван Оболенский в октябре 1585 г., август 1586 г. и апреле 1589 г.) 39 38 Именно были следуюция лица: а) «При царе Федоре Ивановиче, как был в Посольском приказе диак Василей Щелкалов, и государева жалования Посольского приказу подьячим были поместные и денежные оклады: по 500 чети, денег. по 50 рублев: Офонасей Власьев, Ондрей Иванов; по 400 чети, по 40 рублев; Третьяк Аврамов, Дмитрий Иванов; по 250 чети, по 25 рублей: Собина Юрьев, Захарей Языков, Дружина Кузмин, Сава Романчуков, Иван Зиновьев; по 200 чети, по 18 рублев: Петр Данилов, Марко Поздеев. Ондрей Вареев, Семой Заборовской, Федор Григорьев; поместным окладом не верстаны: по 12 рублев: Тихон Жиневлев, Иван Федоров; 10 рублев: Михайло Жиневлев. И всего 17 человек, а поместный оклад им был 4050 чети, денег 429 рублев. – А при царе Борисе, как был в Посольсом приказе диак Афонасей Власьев, и в то время подъячие были: 500 чети, 50 рублев: Ондрей Иванов; по 400 чети, по 40 рублей: Петр Палицын, Нечай Федоров, Микифор Спиридонов; по 250 чети, по 25 рублев: Собина Юрьев, Сава Романчуков, Захарей Языков, Дружина Кузмин, Иван Зиновьев, Семен Мартемьянов; да молодых 6 человек, а в том числе поместной оклад 3-х человеком по 200 чети человеку. И всего 10 человек, а поместной оклад им был 3800 чети, денег 412 рублев. – А после Офонасья Власьева был в Посольском приказе диак Иван Грамотин, и при нем были подъячие те же.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Фото: unsplash.com «В моего друга дважды ударила молния». Эксперт по выживанию — о том, как вести себя в грозу Чем опасны высокие деревья, ЛЭП и металлические предметы 10 июля, 2020 Чем опасны высокие деревья, ЛЭП и металлические предметы Фото: unsplash.com Россию в июле ждут грозы и сильный ветер, сообщают синоптики. В Подмосковье 6 июля молния попала во время тренировки во вратаря Ивана Заборовского. Первую помощь ему оказал тренер Антон Басов — он сделал непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Что делать, если гроза застала вас на улице, и как помочь человеку, в которого ударила молния, «Правмиру» рассказал инструктор по выживанию в природной среде, охотник, альпинист Михаил Ярин. — Как действовать, если в пути застала гроза? — Начнем с того, что такое гроза. Гроза — это электричество высокой мощности. Соответственно первое правило при грозе — не высовывайся. Потому что мы все помним, что молния бьет в высокие предметы, громоотводы всегда расположены выше всех. Михаил Ярин Если в машине едете — сидите в машине. Даже если в нее что-то попадет, что редко бывает, шанс на то, что это будет иметь последствия — мал. Если по дороге есть заправка — заезжайте туда. На заправках всегда есть громоотводы. Там всегда хорошая защита в силу специфики, ведь бензин — это легковоспламеняющаяся жидкость. Если гроза застала вас на улице, в то время, когда вы идете пешком, не стоит останавливаться посреди дороги, привлекая на себя атмосферное электричество. Найдите яму, сядьте в нее, пригнитесь. В самолете есть такая «поза безопасности» — сесть, поджать коленки, пригнуть голову. Вот тут то же самое. Грозы обычно идут недолго. Да, вы промокнете и замерзнете, но нужно сидеть.  Ни в коем случае нельзя делать следующее — бежать на возвышенность и фотографировать красивую картинку грозы и молний. Это может привести к фатальным последствиям. — Нужно ли вставать в грозу под деревья?  — Не стоит. Особенно если это одиноко стоящее дерево. Почему человек хочет укрыться под деревом? Он хочет спрятаться от дождя. Это обычная человеческая реакция.

http://pravmir.ru/v-moego-druga-dvazhdy-...

Но надлежит сказать и о хозяйстве Московского Архиерейского дома. Не только нельзя было в нём жить, но и ничего почти в нём не было: и он принуждён был жить на подворье Троицком, что у Сухаревой башни. Ибо во время мятежа, бывшего в 1771 году, и убиения Архиерея, Архиерейские покои были внутри разорены и разграблены, также и конюшня и экипаж весь. А между тем, по небытии до 1773 года хозяина, не без того, что и от других, или запущено, или недостаток умножен. Заботило сие Платона. Пожаловала Императрица, без просьбы, сама собой, на построение нового дома 40.000 руб. И он построил новый дом в том виде, в коем он ныне всеми зрится. Также и в церквах Чудовских всё поправил и украсил; и ризницу весьма всякою утварью умножил, которая до того времени весьма была недостаточна: как то сие всяк видеть может, кто возлюбопытствует узнать что до Платона в Чудовских церквах и в ризнице было, и что при нём прибыло. Притом, впоследствии времени, устроил новый деревянный дом на подворье Заборовском со службами и оградою кругом каменными. Также и на другом подворье в Хамовниках, деревянный дом со службами и оградою кругом каменными. Также не оставил и загородного Черкизовского дому, который был крайне запущен и к падению склонен. Он его возобновил во всём, пристроил новые, построил службы, сад в порядок привёл и кругом обнёс оградою каменною. Возобновил прорвавшийся пруд, поставил мельницу – и прочее, что всё исчислять трудно. И всё сие производил коштом монастырским; ибо при заведении верного и доброго хозяйства доходы весьма против прежнего умножились и на всё устроение с излишком доставало. Но между всеми делами, весьма нередко, служил и всегда проповедовал Слово Божие, особливо в Четыредесятницу каждое воскресенье, служа, поучал народ, что видно из поучительных его напечатанных слов. Между тем, в том же году – к Троицыну дню Императрица с Великим Князем и с Великою Княгинею посетила Лавру, где Архиепископ принимал и проводив сих Высоких Гостей; и милостиво награждён и с обителию – получив на устроение Лавры до 30.000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010