Кафедра была основана для управляющего русскими приходами в Западной Европе, подчиненными прежде пастырскому руководству Петроградского митрополита и утратившими затем это руководство по обстоятельствам революционного времени, поэтому учреждение кафедры предполагалось как временное мероприятие впредь до восстановления нормальной связи с Петроградским митрополитом. Правящий архиерей официально именовался Управляющим русскими приходами в Западной Европе, но ему не было присвоено титула по какому-либо европейскому городу, так как по понятиям того времени подобное титулование явилось бы покушением со стороны Русской Церкви на право других Православных автокефальных Церквей в Европе. Впоследствии это Управление преобразуется в Экзархат Московской Патриархии. Первый Управляющий русскими приходами, эмигрировавший впоследствии за границу, архиепископ бывший Житомирский и Волынский Евлогий (Георгиевский) был назначен на эту должность 18.09(01.10)1920 указом Южно-русского ВЦУ, находившегося в то время в г. Симферополе (в стане генерала Врангеля). Подтвердительный указ был издан этим же ВЦУ 01.1921 уже из Константинополя, где оно имело тогда временное пребывание по пути в Сербию. Указом от 17(30)01.1922 Святейший Патриарх Тихон возвел архиепископа Евлогия (Георгиевского) в сан митрополита, санкционировав тем самым его назначение. Впоследствии полномочия митрополита Евлогия (Георгиевского) были подтверждены также и Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, митрополитом Сергием (Страгородским) (26.04(09.05)1928), после того как часть зарубежной иерархии и духовенства отказалась подчиниться Московской Патриархии. В 1931 г. антимосковски настроенная часть иерархии с клиром и паствой переходит в юрисдикцию Константинопольской Патриархии, образуя собой ее Экзархат в Западной Европе. Еще через три года, после безуспешной попытки повлиять на «карловацкую» иерархию при посредстве Сербского Патриарха Варнавы (Росича), Московская Патриархия 09(22)06.1934 издает указ 944 на имя митрополита Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского) о предании суду и запрещению в священнослужении зарубежных иерархов: Антония (Храповицкого) , Анастасия (Грибановского) , Мелетия (Заборовского), Серафима (Лукьянова), Нестора (Анисимова) , Тихона (Лященко), Тихона (Троицкого), Виктора (Святина) (некоторые из них впоследствии вернулись в Русскую Православную Церковь ). Возглавивший РПЦЗ после, скончавшегося 28.07(10.08)1936, Антония (Храповицкого) митрополит Анастасий (Грибановский) (скончался 09(22)05.1965) при поддержке немецких властей 13(26)05.1942 открывает «Средне-Европейский Митрополичий округ» для Православных в Германии и оккупированных: Бельгии, Словакии и Люксембурга; округ возглавляется митрополитом Серафимом (Лядэ). По окончании Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., в Западной Европе для Православных, состоящих в каноническом подчинении Святейшему Патриарху Московскому учреждаются Экзархаты Западно-Европейский и Средне-Европейский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 февр. 1937 г., в день открытия в Москве «Мирового конгресса безбожников и свободомыслящих», выступил в Харбине на митинге против гонений на религию в Советской России. Стал почетным членом основанной под председательством митр. Мелетия (Заборовского) Православной комиссии по международной борьбе с безбожием. Выпустил проект обращения к народам мира с призывом к борьбе с безбожием и проведением в Токио соответствующего международного конгресса. Временно управлял Харбинской епархией в июне-нояб. 1938 г., во время поездки митр. Мелетия на Всезарубежный церковный Собор в Сремски-Карловци. В июле того же года возглавлял в Харбине Владимирские торжества по случаю 950-летия Крещения Руси. С началом второй мировой войны на Д. фактически легло все управление Харбинской епархией, ставшее непосильным для престарелого митр. Мелетия. В 1943 г. от жителей занятой япон. армией Маньчжурии, в т. ч. от рус. эмигрантов, потребовали выражения почитания легендарной прародительницы япон. имп. рода богини Аматэрасу Оомиками , с заступничеством к-рой в Японии связывали надежды на победу в войне. Возникшая ситуация обсуждалась на епархиальных собраниях Харбинской епархии с участием митр. Мелетия и его викариев - Д. и Цицикарского еп. Ювеналия (Килина) . Доклад Д. о недопустимости для правосл. христиан участия в ритуальном поклонении языческому божеству решено было считать офиц. позицией священноначалия епархии, к-рую довели до сведения япон. властей. После того как участники съезда российской эмиграции Маньчжурии совершили в Харбине поклонение храму, посвященному богине Аматэрасу, а нек-рые представители духовенства определенно высказались в пользу возможности помещения в правосл. храмах статуи языческой богини, Д. вместе с митр. Мелетием и еп. Ювеналием выступили 12 февр. 1944 г. с «Архипастырским посланием православному духовенству и мирянам Харбинской епархии», запрещающим правосл. духовенству и мирянам участвовать в языческих поклонениях, поскольку это противоречит основным положениям правосл. веры. 2 мая того же года состоялось совещание 3 архиереев, подписавших послание. В выработанных ими тезисах вновь подтверждалось безусловное запрещение для любого верующего христианина поклонения храмам, посвященным Аматэрасу. Архиереи отвергли требование япон. властей о дезавуировании своего послания. В то же время они выразили готовность соблюдать осторожность в оценках деятельности властей, но только при отсутствии принуждения православных к поклонению Аматэрасу. В том же 1944 г. епископским совещанием Харбинской епархии Д. был возведен в сан архиепископа.

http://pravenc.ru/text/178149.html

Говоря о соборном приходе, следует упомя­нуть о той благотворительной работе, которая проводилась Братством “Нечаян­ной Радости”, мно­го лет существовавшем при соборе. Основная за­дача Братства заключалась в посильной помощи денежными средствами тому, у кого неожиданно случалась беда, когда он в первый момент терялся при своей полной бес­помощности. Оказывалась, конечно, и периодическая помощь многим нуждающимся как некоторая поддержка в их трудном положении. Братство трудилось под покровом Богородицы, избрав своим праздником день иконы Божией Матери “Нечаянной Ра­дости”, в честь которой был освящен престол ле­вого придела в соборе. В районе пристани, вблизи реки Сунгари, на Полицейской улице возвышался величественный Бла­говещенский храм. В свое время это было подворье Пекинской Духовной Миссии, но с 1942 года оно перешло в ведение Харбинской епархии. Новый Благовещен­ский храм построен трудами высокопреосвященного Мелетия (Заборовского), митрополита Харбинского и Маньчжурского, исключительно на средства, поступав­шие в виде доброхотных жертв на храмоздательство со стороны верующих харбинцев. Благовещенское по­дворье являлось постоянной резиденцией владыки Мелетия. Обширный Благовещенский храм имел, кроме главного алтаря, придел с правой сторо­ны во имя преподобного Сергия Радонежского. С левой сто­роны был сооружен ради симметрии иконостас, без алтаря за ним. Вместо царских врат в этом иконоста­се был помешен большой образ Благовещения Пресвя­той Богородицы, чудесно сохранившийся в пожар 1918 года в старом Благовещенском храме. То был первый Благовещенский храм, на месте кото­рого был построен второй кирпичный, а затем в 1941 году — освящен новый благолепный храм. Пожар в старом Благовещенском храме был настолько силен, что железные и другие металлические предметы и детали расплавились, вся церковная утварь сгорела, сте­ны изнутри рухнули, а снаружи кирпич местами развалился. Целиком устояла только южная алтар­ная стена, где под стеклом невредимо стоял об­раз Благовещения Божией Матери. «Святой образ величественно, как “не­ру­шимая стена” стоял сре­ди развалин и как-то особенно торжественно выглядел над беспорядочной грудой тлевших угольев и раскаленных металлических слитков». (“История Благовещенской церкви”. 1941).

http://pravmir.ru/v-rasseyanii/

М. поселился на Благовещенском подворье Пекинской духовной миссии . По приглашению приходского совета Николаевского собора возглавлял воскресные и праздничные богослужения, впосл. переселился в построенный для него при соборе дом. В 1921 г. М. вместе с управляющим Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД) Б. В. Остроумовым обратились в Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ) с ходатайством об образовании самостоятельной Харбинской епархии, обосновав его тем, что в Маньчжурии в зоне отчуждения КВЖД, ранее принадлежавшей России, за счет притока русских беженцев во время гражданской войны численность правосл. населения возросла до 300 тыс. чел. Указом ВЦУЗ от 29 марта 1922 г. временно учреждалась Харбинская епархия, ее управляющим был назначен М., которому присваивался титул архиепископа Харбинского и Цицикарского (с авг. того же года Харбинский и Маньчжурский). 14 июня М. отправил письмо с извещением о своем вступлении в управление новоучрежденной епархией Владивостокскому еп. Михаилу (Богданову) , в юрисдикции к-рого ранее находились приходы в зоне КВЖД. Сразу после учреждения Харбинской епархии был избран временный епархиальный совет во главе с прот. Петром Рождественским. В июле того же года М. издал распоряжение о создании комиссии по подготовке Дальневосточного церковного Собора и составил проект положения о Соборе. 13-14 сент. в г. Никольске (ныне Уссурийск) состоялось архиерейское совещание с участием М., Токийского архиеп. Сергия (Тихомирова) , епископов Владивостокского Михаила, Забайкальского Мелетия (Заборовского) и Камчатского Нестора (Анисимова) . Архиереи высказались за подчинение своих епархий и миссий организованному в то время в Сремски-Карловци (Сербия) Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Архиерейское совещание постановило созвать во Владивостоке, еще удерживаемом белыми формированиями, церковный Собор для решения вопросов по организации церковного управления на Дальн. Востоке. Однако вскоре Владивосток был занят красными войсками и проведение Собора стало невозможным.

http://pravenc.ru/text/2563112.html

Осенью 1929 года в Маньчжурию ворвались советские войска. В то время как регулярные армейские части совершали военные действия против китайской армии, отряды ОГПУ расправлялись с мирным населением. Матушка откликается на эти события всем сердцем и по благословению Преосвященного Мелетия (Заборовского), епископа Харбинского, в 1932 году при монастыре в Харбине, в Новом городе, на улице Почтовой дом 40, открывается приют для детей-сирот, чьи родители погибли от рук красных партизан и хунхузов. Приют назвали «Ольгинским», в память о Великой княжне Ольге Николаевне – дочери Государя Николая II. Здесь нашли пристанище самые невинные и незащищенные – дочери русских эмигрантов, многие из них были нездоровы, не имели собственных средств к содержанию, поэтому приют существовал исключительно на добровольные пожертвования. Более 600 девочек воспитал и подготовил к жизни Богородице-Владимирский монастырь . Детям здесь, в Китае, так же, как и в Чердыни, отдавали всё самое лучшее, и отдавали себя.      В 1935 году в Шанхае по благословению епископа Иоанна (Максимовича) открывается отделение Богородице-Владимирского монастыря. Вскоре сюда перебирается матушка Руфина, оставив обитель в Харбине и приют на попечении монахини Ариадны. Снова она начинает свой путь к сердцам и судьбам людей, снова преодолевает жизненные препятствия, и снова Бог помогает ей. Примечательно, что духовная связь с Чердынью и монастырями, открытыми матушкой в иных местах и за пределами России, не прерывалась – везде, где бы она ни находилась и какие бы жизненные обстоятельства ей не сопутствовали, она сохраняла монастырский дух и устав. В Шанхае, в обществе русских эмигрантов деятельность чердынской игумении была «глотком свежего воздуха», матушка Руфина вновь берется за учреждение приюта для девочек и находит поддержку у епископа Иоанна (Максимовича). Рука об руку они идут в самые бедные и страшные места Шанхая, помогая, спасая, молясь о здравии тех, кто видел в них Россию, и о упокоении всех, кто никогда не вернется домой...

http://pravoslavie.ru/119646.html

В февр. 1926 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) назначен епископом Нижнеудинским, как викарий временно управлял Иркутской епархией. Однако назначенный прежде управляющим епархией Киренский еп. Ираклий (Попов) , поддержанный большей частью иркутского духовенства, не признал назначения Е. В сент. Е. подал прошение о выходе на покой. В связи с назначением 18 нояб. 1926 г. управляющим Иркутской епархией Охотского еп. Даниила (Шерстенникова) , бывшего ранее попечителем Забайкальской и Нерчинской епархии, 22 нояб. Е. был назначен на Читинскую кафедру. Однако сразу по получении извещения о назначении он подал ходатайство на имя митр. Сергия об оставлении на покое. Между тем из-за отъезда еп. Даниила в Иркутск (кон. нояб.- нач. дек. 1926) в Чите среди правосл. верующих, лишившихся архиерея, возникло замешательство, к тому же вновь усилили агитацию обновленцы. В силу этих обстоятельств между епископами Даниилом и Е. велась довольно резкая по тону переписка. Е. настаивал, что пребывает на покое и занять Читинскую кафедру не может; еп. Даниил же полагал, что Е. не может считать себя свободным от исполнения канонических правил. В связи с данными обстоятельствами 1 февр. 1927 г. еп. Даниил по просьбам Читинского епархиального совета согласился взять на себя попечение также и о Забайкальской епархии. После подтверждения назначения на Читинскую кафедру Е. счел должным отказаться от прошения об оставлении на покое. 22 окт. 1927 г. он прибыл в Читу и приступил к управлению епархией с титулом «епископ Забайкальский и Нерчинский» (1-й правящий Читинский епархиальный архиерей после отъезда в 1920 в эмиграцию еп. Мелетия (Заборовского) ). Первое время Е. проживал в сторожке Градо-Читинского Казанского собора, а затем в доме своего ближайшего друга и соратника прот. Николая Любомудрова. Под началом Е. в тот период пребывало ок. 140 правосл. приходов. Основной задачей было сохранение возрожденной еп. Даниилом в епархии канонической Церкви, к-рой угрожали как прямые гонения со стороны властей, так и инспирируемые ими действия раскольнических группировок, прежде всего обновленцев.

http://pravenc.ru/text/187372.html

18 августа 1945 года части генерал-майора Г.А. Шелахова вошли в Харбин. 19 августа Архиепископ Нестор отслужил благодарственный молебен на собор­ной площади в Харбине, на котором присутствовали красноармейцы с. 141]. Определением Синода от 27 декабря 1945 года решено было считать воссоединенными с Русской Православной Церковью с 26 октября 1945 всех архи­пастырей в Китае – архиепископов, епископов и архи­мандритов, а также клир и мирян Харбинской епархии с.360]. Российская духовная миссия в Пекине и Харбинская епархия вошли в юрисдикцию Московского Патриархата (Харбинская и Пекинская епархии). На территории Китая был образован Восточно-Азиатский экзархат Московского Патриархата, с пребыванием возглавлявшего округ архиепископа Нестора (Анисимова) в городе Дальний с. 360]. В начале 1946 архиепископ Нестор (Анисимов) был возведен в сан митрополита и возглавил Харбинскую епархию после смерти митрополита Мелетия (Заборовского). В.Г. Дацышен пишет: «Встав во главе Харбинской епархии, вл. Нестор (Анисимов) вновь активно всту­пил в борьбу против Российской духовной миссии в Пекине» с. 361]. Действительно, он критиковал работу прежних миссионеров и писал патриарху Алексию 5 мая 1946 г., что деятельность миссии носит отрицатель­ный характер в последние три десятилетия. Он обвинял прежних начальников Миссии, в том числе митропо­лита Иннокентия, «принесшего особенно много вреда Миссии из-за своего странного неуживчивого, резкого характера и неумелого администрирования, затем ар­хиепископа Симона, а ныне архиепископа Виктора» которые «всячески искажали факты, допуская слиш­ком большие погрешности и неточности в публикуемых изредка фиктивных отчетах... и не пускали у себя аб­солютно никакой ревизии, скрывая от всех плачевное положение Миссии» с. 297–299]. В.Г. Дацышен замечает по этому поводу, что «Несомненно, многое из сказанного отражало реальные проблемы, с которыми столкнулась Пекинская миссия после Революции 1917, в условиях массовой русской эмиграции и мировой войны. Однако обличительный тон писем архиепископа Нестора не был достаточно убедительным ни для Китая, ни для Москвы. Все знали о длившемся уже почти полвека противостоянии между Харбином и Пекином, и никто еще не успел за­быть «противоречивой биографии» самого вл. Нестора (Анисимова) . В конечном итоге, в обострившемся спо­ре Москва не разделила позиций будущего митропо­лита Харбинского и продолжала поддерживать главу Российской духовной миссии в Китае» с. 363].

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

27 сент. 1922 г. в Харбине на 1-м епархиальном собрании состоялось торжественное открытие Харбинской епархии. Возглавляемое М. собрание ходатайствовало перед Архиерейским Синодом РПЦЗ об утверждении епархии как постоянной. Однако Архиерейский Синод отклонил это предложение, т. к. образование Харбинской епархии было опротестовано Владивостокским еп. Михаилом и претендовавшим на руководство всеми русскими приходами в Китае Пекинским и Китайским архиеп. Иннокентием (Фигуровским ; впосл. митрополит). Напряженность в отношениях между М. и архиеп. Иннокентием продолжалась в течение последующих лет, что затрудняло связь 2 правосл. епархий в Китае. В окт. 1923 г. возник конфликт между М. и Харбинским епархиальным советом во главе с прот. П. Рождественским. После обращения членов распущенного М. епархиального совета с жалобой к Архиерейскому Синоду М. отменил свое решение и пошел на урегулирование конфликта при посредничестве проживавшего в Харбине еп. Мелетия (Заборовского). В сент. 1924 г. на чрезвычайном епархиальном собрании был избран новый состав епархиального совета во главе с прот. Александром Онипкиным. Серьезные трудности возникли у православных в Маньчжурии после изменения в кон. 1924 г. статуса КВЖД, переданной по соглашению между СССР и Китаем под управление советской администрации. Был уволен прежний управляющий КВЖД Остроумов, оказывавший поддержку епархии, упразднен церковный отдел в правлении железной дороги, прекращено финансирование приписанных к дороге церквей, отменено преподавание Закона Божия в русских учебных заведениях Харбина, священно- и церковнослужители выселены из принадлежавших КВЖД зданий. Для решения финансовых проблем епархиальные власти и приходские советы ввели значительные церковные сборы; были организованы богословские лекции для молодежи. С начала существования Харбинской епархии М. пытался добиться получения юридического статуса для епархии на территории Сев.-Вост. Китая. В 1925 г. подготовленный епархиальным советом проект устава Православной Церкви в Маньчжурии трижды подавался на утверждение местным кит. властям, к-рые, однако, не дали согласия на регистрацию епархиального управления. Правовой статус Харбинской епархии оставался неопределенным, хотя в целом местные власти в 20-х гг. ХХ в. не препятствовали рус. церковной деятельности.

http://pravenc.ru/text/2563112.html

Торжественно крестным ходом был перенесен чудотворный образ из Кяхты в монастырь. В память об этом событии каждый год 29 мая (11 июня по новому стилю), в день празднования в честь иконы «Споручница грешных» в Иоанно-Предтеченский монастырь совершался крестный ход. Молились не только о здравии, о семейном благополучии, но и об избавлении от засухи, о сохранении скота. И по молитвам Божией Матери Споручницы – Помощницы молящиеся получали исцеления от болезней, сибирская земля плодоносила, эпидемии и моры обходили стороной домашний скот. Каждый год на протяжении более сотни лет от отдаленного от крупных городов и дорог селения Урлук к Иоанно-Предтеченскому монастырю двигался многотысячный крестный ход. По случаю большого стечения паломников иеромонах Нектарий при содействии мецената Немчинова перестроил первый монастырский храм. В 1869 году храм был переосвящен епископом Селенгинским Мартинианом (Муратовским) в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Преподобный Варлаам Чикойский. Первая из новонаписанных икон святого При игумене Аверкии (1890–1897) в монастыре появилась икона «Распятие Иисуса Христа с предстоящими», переданная в обитель как благословение праведным Иоанном Кронштадтским. В 1895 году, будучи в Санкт-Петербурге, игумен Аверкий отслужил десять раз Божественную литургию с протоиереем Иоанном Кронштадтским в Андреевском соборе Кронштадта. Тогда-то отец Иоанн и дал игумену далекого забайкальского монастыря икону работы петербургских иконописцев со словами: «Продолжай службу в Сибири, молись и будешь здоров, терпи – спасешься». В настоятельство игумена Аверкия монастырь торжественно отпраздновал пятидесятилетие со дня преставления игумена Варлаама. А через год игумен Аверкий исчез. Долгое время о нем не было никаких вестей, и только в революционное лихолетье через Забайкальскую консисторию прошло его прошение о возвращении ему иконы, подаренной некогда праведным Иоанном Кронштадтским. В прошении архимандрит Аверкий объяснял причину самовольного оставления Забайкальской епархии: «Выехал в Крым на лечение. Не имея денег, устроился на службу в военный флот (по всей вероятности, военным или флотским священником. – Ю.Б. ). Переведен в Порт-Артур. А образованная Владивостокская епархия в лице архиерея Евсевия взяла меня». Резолюция епископа Мелетия (Заборовского) на прошение архимандрита Аверкия была такова: «Выслать икону в Царевококшайск в с. Семеновку». Но икона так и осталась в Забайкалье: ныне она находится в с. Урлук в школьном музее.

http://pravoslavie.ru/4081.html

Под этим документом стояли подписи митрополита Харбинского и Маньчжурского Мелетия (Заборовского), архиепископа Камчатского и Петропавловского Нестора (Анисимова) , архиепископа Хайларского Димитрия (Вознесенского) и епископа Цицикарского Ювеналия (Килина). В октябре 1945 г. в Харбин направилась делегация Русской Православной Церкви во главе с епископом Ростовским Елевферием (Воронцовым) для переговоров с архипастырями китайских епархий. После этих переговоров был подписан акт о воссоединении митрополита Мелетия, архиепископа Нестора, архиепископа Димитрия и епископа Ювеналия с Матерью – Русской Православной Церковью. После перехода в юрисдикцию Московской Патриархии дальневосточных архиереев вместе с большинством духовенства и паствы в Китае в ведении зарубежного Синода остался только архиепископ Шанхайский Иоанн (Максимович) с горсткой приходов. Владыка Иоанн в течение года колебался, склоняясь одно время к тому, чтобы последовать примеру своих собратьев, вел переговоры с Московской Патриархией через советское консульство в Шанхае, пытался убедить свою паству перейти в юрисдикцию Патриархии, но в конце концов все-таки остался в ведении зарубежного Синода и выехал из Китая через Филиппины в Соединенные Штаты. На Балканах в ведение Московской Патриархии перешел архиепископ Серафим (Соболев) . Таким образом, в Европе осталось только два архиерея Зарубежной Церкви: председатель Синода митрополит Анастасий и митрополит Серафим (Лядэ), который из-за своего немецкого происхождения и официального положения в Третьем рейхе был объявлен теперь главным виновником компрометации Синода сотрудничеством с гитлеровским режимом. 25 марта 1946 г. митрополит Серафим писал в одном частном письме: «Теперь я вышел из состава Архиерейского Синода. Ясно, конечно, почему митрополит Анастасий занял такую позицию. Он хочет теперь зарекомендовать себя как противника Германии. Я ведь немец». Митрополит Серафим скончался 14 сентября 1950 г. в больнице от травм, нанесенных ему двумя неизвестными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010