мон-ря. Пещера прп. Пелагии Пещера прп. Пелагии В праздник Вознесения Господня католики пользуются привилегией служить на св. камне, установив престол внутри часовни. Православные, а также сирийцы, армяне и копты ставят алтари во дворе, в специальных шатрах. Большой каменный престол к юго-востоку от часовни принадлежит православным. Внутри часовни православные ставят 2 подсвечника с горящими свечами по сторонам св. камня. Собственно здание мечети с отдельным входом расположено вне двора, но деньги за вход в часовню Вознесения получает мусульм. сторож. В 378 г. прп. Мелания Римляныня Старшая основала между Елеоной и Имвомоном (по данным раскопок, почти вплотную к последнему) монастырь и странноприимный дом для паломников. В 380 г. к ней присоединился ее духовный наставник Руфин Аквилейский , ставший настоятелем муж. мон-ря. С этим мон-рем связано создание «Истории египетских монахов» и отчасти «Лавсаика» ( Кулькова Н. А. Об авторе «Истории египетских монахов»//История египетских монахов. М., 2001. С. 87, 91, 94). В «Лавсаике» упоминается также бывш. вельможа равноап. Константина Иннокентий, пресв. Елеонский, построивший рядом мартирий, где покоились мощи св. Иоанна Предтечи ( Палладий. Лавсаик. С. 149). Церковь св. Апостолов (Апостолеон). О том, что в 438 г. Мелания Младшая на деньги, полученные от Лавса, «великого логофета (?) византийского двора», построила близ Имвомона мон-рь с церковью, известной как Апостолеон, а также бани, упоминается в Житии Петра Ивера (Житие Петра Ивера царевича-подвижника и еп. Майюмского V в.: Груз. подлинник/Изд., пер. и предисл.: Н. Я. Марр//ППС. 1896. Т. 16. Вып. 2(47). С. 89). Примерно в это же время (после 442) на Е. г. поселилась опальная имп. Евдокия, супруга Феодосия II, с кувикуларией Феодосией (очевидно, она изображена на мозаике, находящейся ныне в доме игумении Елеонского Вознесенского рус. мон-ря). Когда сгорел крест над Имвомоном, императрица приказала воздвигнуть медный. Евдокия должна была присутствовать на освящении Апостолеона, но оступилась при входе в церковь и растянула сухожилие.

http://pravenc.ru/text/189763.html

Амвросия Медиоланского). Вдовы и посвященные Богу девы были тесно связаны со служением Церкви и жили за счет церковной благотворительности. Аскетические идеалы егип. монашества стали известны в И. благодаря проповедям свт. Афанасия I Великого в Риме (339 - нач. 342) и в Аквилее (344-346), а также благодаря распространению написанной им «Жизни Антония», дважды переводившейся на латынь, в т. ч. в И. Евагрием Антиохийским (до 378). Центрами распространения монашества в И. были Рим и Аквилея. В г. Верцеллы аскетов поддерживал еп. Евсевий, который был лично знаком со свт. Афанасием Великим и реорганизовал местный клир по монашескому образцу. Свт. Амвросием в Медиолане и свт. Хромацием в Аквилее были устроены общины клириков, живущих по образцу монашеского общежития.Блж. Августин, столкнувшись в Медиолане с подобной практикой, перенес ее в Африку и составил устав, впосл. принятый у регулярных каноников . В Риме монашеские общины были организованы знатными матронами и опекались авторитетными наставниками - блж. Иеронимом Стридонским , Руфином Аквилейским , Пелагием. Особое покровительство общинам оказывал Римский папа Дамас I. Первая такая монашеская община была создана вдовой Марцеллой из знатного рим. рода Цепониев в принадлежавшем ей особняке на Авентинском холме и находилась под духовным рук. блж. Иеронима Стридонского. Он стал также духовным наставником прп. Павлы , вдовы рим. сенатора Токсотия. После кончины Дамаса I блж. Иероним переселился в Палестину, Павла и ее дочь прп. Евстохия последовали за ним и основали в Вифлееме мон-рь, где монахи и монахини занимались изучением Свящ. Писания, заботились о паломниках. В 378 г. вместе со своим наставником Руфином в Палестину из И. приехала Мелания Старшая из рим. рода Антониев, к-рая построила мон-рь на Елеонской горе. Внучка Мелании, Мелания Младшая , и ее муж Пиниан основали монашеские общины в Риме, затем в Кампании и на о-ве Сицилии, а во время нашествия готов (410) бежали в Африку. Прп. Венедикт Нурсийский. Фрагмент алтаря ц.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

В 397 г. Руфин вернулся в Италию († 410). Блж. Иероним продолжал подвизаться в Вифлееме, где и скончался в 419/20 г. и был погребен в Св. пещере, поблизости от места Рождества Христова. Прп. Мелания Старшая скончалась в 405 г., но история мон-рей на Елеонской горе получила продолжение, когда там поселились ее внучка прп. Мелания Младшая († 439) и ее муж прп. Пиниан. В 30-х гг. V в. они основали муж. и жен. мон-ри, поскольку, вероятно, к этому времени мон-ри Мелании Старшей и Руфина пришли в упадок (Vita Sanctae Melaniae Junioris//AnBoll. 1889. Vol. 8. P. 19-63). В V в., по мере развития кризиса Зап. Римской империи и ее крушения, приток в Св. землю паломников из Зап. Средиземноморья постепенно сокращался. Мон-ри, основанные латиноязычными подвижниками и рассчитанные на прием пилигримов с Запада, неизбежно должны были прийти в упадок. Тем не менее жизнь в этих обителях продолжалась еще не одно столетие; могилы блж. Иеронима и его духовных учениц в Вифлееме сохранились до наст. времени. Паломники же из Вост. Римской империи продолжали прибывать. Обустройство странноприимных домов и монастырей, где они могли бы остановиться,- одна из главных забот имп. Евдокии, которая так же, как ранее благородные рим. дамы, приехала в Иерусалим паломницей, но затем осталась здесь навсегда. Важнейшее значение для дальнейшей истории монашества Палестины имела подвижническая деятельность прп. Евфимия Великого (ок. 377-473), к-рый пришел в Палестину как паломник в нач. V в. и некоторое время жил в мон-ре Фаран под Иерусалимом. В 411 г. Евфимий и его спутник прп. Феоктист из Каппадокии поселились в пещере у Вади-эль-Мукаллик, недалеко от Иерихона. Через неск. лет вокруг их пещеры сложился новый общежительный мон-рь, настоятелем к-рого стал Феоктист. В нач. 20-х гг. IV в. Евфимий отправился в странствие по окрестным пустынным местам, но через неск. лет вернулся и поселился в пещере недалеко от мон-ря Феоктиста и дал основание новому мон-рю - лавре (араб. Хан-эль-Ахмар). В 428/9 г. свт. Иувеналий Иерусалимский освятил для лавры Евфимия монастырский храм. За свою долгую жизнь прп. Евфимий стал духовным отцом для монахов, пастырей и всей христ. общины ИПЦ ( Cyr. Scyth. Vita Euthym.). Со времени становления его лавры монашество начинает во многом определять жизнь Церкви Палестины. Из числа монахов вышли большинство известных нам Иерусалимских патриархов, епископов и церковных писателей 2-й пол. V-VII в. Расцвет христианства в Палестине (451-636)

http://pravenc.ru/text/293788.html

399 Евагрий умирает. Пасхальное послание Феофила, направленное против антропоморфизма. Палладий и Кассиан покидают Египет. Феофил становится противником Оригена . 399 В течение непродолжительного времени Палладий находится в Палестине. 400 Кассиан посвящен в диаконы в Константинополе. Палладий, епископ Епенопольский. 400 Александрийский синод выступает с осуждением оритенизма. Паломничество Постумиана. 400 Мепания возвращается наЗапад. Длинные Братья вместе с другими монахами приходят в Скифополь. Гераклид, епископ Эфесский. 401 Длинные Братья в Конетактинополе. 403 Епифаний умирает. Собор «под Дубом». 403 Уцелевшие иноки возвращаются в свою пустыню. 404 Павла умирает. Иероним переводит Правила Пахомия и пр. Руфин переводит Historie Monachorum. 405 Кассиан в Риме. 405 Пришедший в Иерусалим Евфимий поселяется в Фаре. Общие события Египет Палестина 406 Палладий отправлен в Сиену (Суан). 4078 Первое йщение Скита. 410 Мелания возвращается вИерусалим, где и умирает. 408 Аркадий умирает. Феодосий II (родился в 401 г.). Палладий в Антиноэ. 410Аларих отдает Рим на разграбление. Руфин умирает. 411 Евфимий и Феоктист поселяются в Вади Мукеллик. 412 Кирилл, папа Александрийский. Палладий покидает Египет. 415Синод в Диосполе. Убийство Ипатии. Около 417 Палладий, епископ Аспунский. 417 Евстохия и Иоанн, епископ Иерусалимский, умирают. Праил, епископ Иерусалимский. Мелания Младшая приходит в Иерусалим. 41920 Палладий пишет «Латот» Около 421 Кассиан пишет в Марселе «О постановлениях•. Около 422 Обращение Петра Аспевета. Евфимий оставляет Феоктиста в ВадиМукеллик. 425 Ювеналий, епископ Иерусалимский. Около 426 Кассиан пишет «Собеседования» Около 426 Евфимий поселяется в Хан эльАхмар. 428 Несгорий, епископ Конетантинопольский. 428 Освящение церкви Лавры Евфимия. Муреан (Петр Ивериец) приходит в Иерусалим. Пассарион умирает. Около 430 В Могариссосе родился Феодосии Киновиарх. 431 Собор в Эфесе (Христос неразделим; Богородица; низложение Нестория). Около 434 Второе Разорение Скита. Арсений переходит на гору Троган.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Однако из «Лавсаика» ясно, что, хотя пожертвования и могли быть весьма дорогими, они носили крайне нерегулярный характер. Уже упомянутая нами Мелания принесла авве Памво 300 литр серебра, т. е. около 100 кг (cap. 10). Один из сыновей купца «спанодрома» (cap. 14), прежде чем стать подвижником, раздал все свое наследство «аскитириям», церквям и заключенным 495 . Благородная девица из Фессалоники (cap. 18) приносит преп. Макарию Александрийскому обильные дары 496 в благодарность за свое чудесное исцеление. В 58-й главе Палладий сообщает, что Мелания Младшая принесла арсиноитской братии 500 номисм, в 61-ой главе – о том, что она же пожертвовала на монастыри Египта и Фиваиды 10 000 номисм. В то же время мы находим сведения, что пожертвованиями могли быть и простые дары: например, сушеные фрукты (τραγματα) (cap. 25) и т. д. То, что приношения могли делать и люди из низших сословий, доказывает случай с преемником преп. Макария Египетского пресвитером Иоанном, который присваивал себе имущество бедняков (cap. 17) 497 . Но столь фрагментарные сведения не позволяют сделать вывод о сильном влиянии различных «карпофорий» на экономику монастырей. К тому же нельзя игнорировать сообщения Палладия о монахах Нитрийской горы, которые пекут хлеб не только для себя, но и для 600 отшельников «дальней пустыни» (cap. VII), или о монахах панопольского монастыря, которые, как мы уже упоминали, отдают излишки (cap. 32), что ясно свидетельствует о полной рентабельности, по крайней мере, некоторых монастырских хозяйств. Интересный материал по этому вопросу содержится в гомилии Шенуте «О нашествиях эфиопов» 498 . Во время одного из разорительных нашествий блеммиев Белый монастырь принял на себя довольно значительные расходы по размещению, уходу и питанию окрестного населения, пострадавшего от набега, а также по захоронению погибших и выкупу пленных. При этом Шенуте говорит, что монахи монастыря живут работой своих рук. Следовательно, Белый Монастырь во времена Шенуте представлял собой также удачный пример вполне рентабельного хозяйства.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Мироносицы первые возвестили апостолам воскресение Христа. Святые девы и жены, – Фекла, Нина, Елена, мать царя Константина, причислены к лику апостолов. Фотина самарянка и пять сестер ее обратили ко Христу дочь императора Нерона, Домнину, и сто рабынь ее. Сарацинская княгиня Муáвия, при заключении мира с римлянами, испросила у них епископа, преподобного Моисея, и с помощью его крестила многих единоплеменников своих на пределах Палестины и Синая 235 . Св. Мелания (старшая) в Риме обратила в христианство супруга племянницы своей, Авиты, Апрониана Светлейшего, и невестку свою Альбину, супругу своего сына. Преподобная Мелания (младшая) обратила ко Христу (439 года) дядю своего, Волузиана, умнейшего и знаменитейшего мужа, которого не мог отклонить от язычества ученый Августин. Клотильда склонила французского короля Кловиса к вере во Христа. Крещение чехов началось с царицы их Домбровки. Наша Русь имела свою равноапостольную Елену, – христолюбивую Ольгу. В Китае Кандида, внучка знатного мандарина Сиу и ученица иезуита Матвея Ркчи, обратила ко Христу . мужа своего и построила тридцать церквей в родной области. На Ливане последний полузависимый от Турции правитель, лишенный власти англичанами в 1840 году, эмир Бешр, из магометанского владетельного дома Шаàб, обращен был в христианство супругою его. Любя эмира всем сердцем и опасаясь, как бы другие жены не овладели им, она приняла римское вероисповедание и его склонила к тому же. Бешир крестился со всеми детьми, и домочадцами своими и был верным супругом благочестивой и многоболезненной княгини. – В сонме, христианских дев и жен многие были любомудренны. В Александрии Ипатия преподавала философию Платона и в числе слушателей своих видела епископов. В Палестине царица Евдокия, супруга Феодосия II, перевела стихами восемь первых книг Св. Писания, пророчества 3ахарии и Даниила и написала житие Св. Киприана и Св. Иустины (Phot., с. 173). В. Риме благородная Проба Фалкония, которую хвалили. Иероним и Августин и благодарил Иоанн Златоустый , написал книгу о предметах божественных.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

54 .4 Укрепив свою племянницу Меланию – Прп. Мелания Младшая (Римляныня), †  439 или 440 г. в Иерусалиме, пам. 31 декабря (служба поется 30 декабря). Мелания Старшая была ее бабкой по отцу, но житие ее, содержащееся в Минее, в отличие от текста Палладия, свидетельствует только о благочестивых родителях, но ни словом не упоминает о той, которой она стала наследницей по ревности во Христе (что является следствием близости Мелании Старшей к Евагрию). 55 .1 ...из Элии в Египет – Элия ( Αλα), или Капитолина, – название Иерусалима, восстановленного как римская колония после восстания Бар-Кохбы (132–135 гг.). 55 .3 ..среди коих Оригена десять тысяч триста строк – Как утверждает Бартелинк, для данного времени обычно измерение количества прочтенного или написанного в строках, поскольку оплата переписчикам производилась построчно. Но в настоящем случае речь вполне могла идти о страницах, особенно если учесть творческую плодовитость Оригена . «Кто мог когда столько прочесть, сколько он написал?» – восклицал блж. Иероним в письме к Павле (PL 22,447). 56 .0 Олимпиада, св. прав., †  408–410 г. Будучи поставлена в диаконисы свт. Нектарием (381–397 гг.), явила в своем лице высшую представительницу этого призвания, «наставив в вере многих жен " &nnbsp;(Лabcauk 56.2). За гостеприимство, которое она оказывала приходящим в Константинополь святителям и пустынникам, подверглась гонениям и оклеветанию. В изгнании на о. Кизик, а затем в заточении в Никомидии св. Олимпиада была укрепляема перепиской со свт. Иоанном Златоустом , который также находился в изгнании. Скончалась в заточении. 57 .1 ...и как в зеркале отражала блаженная Кандида – Св. Кандида Константинопольская, †  418. Упоминается у архиеп. Сергия в списке святых, памяти которых отсутствуют в месяцесловах и синаксариях, со ссылкой на собрание житий Филарета, архиеп. Черниговского. 57 .3 ..неся иго девства, благочестивейшая Геласия – Геласия, прп. Константинопольская. Упоминается у архиеп. Сергия в списке святых, памяти которых отсутствуют в месяцесловах и синаксариях, со ссылкой на собрание житий Филарета, архиеп. Черниговского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старцы XX века В Ельце в 1853 г. родился прп. Нектарий Оптинский . Он был крещён в церкви прп. Сергия Радонежского (не сохранилась). Из-за бедности учился он не в городской школе, а в сельской церковно-приходской. Уже в 11 лет ему пришлось начать работать – в лавке купца Хамова. В Оптину пустынь молодого приказчика направила схимница Феоктиста, столетняя старица, ученица Тихона Задонского , с которой ельчане советовались во всех важных делах. При советской власти настоятелем Вознесенского собора служил архимандрит Исаакий (Виноградов). Отец Исаакий был белым офицером в Дроздовской дивизии. В эмиграции принял священный сан, затем монашеский постриг, удостоился сана архимандрита. Жил в Чехословакии. В 1945 г. был арестован советскими спецслужбами и осуждён. После освобождения служил священником в Ельце. Его слава прозорливого духовника и великого проповедника простиралась на всю Россию. Он умер в 1981 г., но и теперь его духовные дети приходят к нему на могилу и получают помощь, как при жизни старца. Там же, на Новом кладбище Ельца, покоится почитаемый многими иеросхимонах Нектарий (Овчинников). До пострижения он был хирургом. В 1937 г. на собрании коллектива больницы в городе Мичуринске вступился за бывшего главного врача, обвиняемого в «троцкизме». Его уволили с такой статьёй, что он долго нигде не мог устроиться на работу. Едва взяли в Воронеже на станцию переливания крови. В начале войны, работая на этой станции, он и свою кровь сдавал для фронта. А, заведуя больницей в оккупации, рискуя жизнью, тайно лечил раненых красноармейцев. В 1955 г. стал священником. В 1975 г., служа литургию в Вознесенском соборе, отец Нектарий почувствовал себя плохо. С трудом закончив службу, священник слёг; у него отнялись руки и ноги, он ослеп. В таком состоянии последние 9 лет своей жизни он принимал духовных чад со всей страны. Его страдания закончились в 1985 г. Новое кладбище находится за городом, по дороге на Орёл. Преподобная Мелания Преподобная Мелания родилась в 1759 г. в бедной благочестивой семье. После смерти родителей брат хотел выдать трудолюбивую и красивую девицу замуж, но её влёк иной путь: в 1778 г. она поступила в Знаменский монастырь Ельца. Духовной жизнью молодой монахини руководил Тихон Задонский, которого она много раз посещала. Вскоре воздержание и трудолюбие Мелании сделались примером и для стариц обители. Спустя несколько лет в обитель пришла младшая сестра Мелании Екатерина. Она не постриглась в монахини, но прожила 22 года в одной келье с сестрой, подчиняясь ей и разделяя её подвиги, и умерла в 1804 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Елец

Мироносицы первые возвестили апостолам воскресение Христа. Святые девы и жёны, Фёкла, Нина, Елена мать царя Константина, причислены к лику апостолов. Фотина самарянка и пять сестёр её обратили ко Христу дочь императора Нерона, Домнину, и сто рабынь её. Сарацинская княгиня Муавия, при заключении мира с римлянами, испросила у них епископа преподобного Моисея, и с помощию его крестила многих единоплеменников своих на пределах Палестины и Синая 5 . Св. Мелания (старшая) в Риме обратила в христианство супруга племянницы своей Авиты, Аппрониана Светлейшего, и невестку свою Альбину, супругу своего сына. Преподобная Мелания (младшая) обратила ко Христу (439 года) дядю своего Волузиана, умнейшего и знаменитейшего мужа, которого не мог отклонить от язычества ученый Августин. Клотильда склонила французского короля Кловиса к вере во Христа. Крещение чехов началось с царицы их Домбровки. Наша Русь имела свою равноапостольную Елену – христолюбивую Ольгу. В Китае Кандида, внучка знатного мандарина Сиу и ученица иезуита Матфея Рикчи, обратила ко Христу мужа своего, и построила тридцать церквей в родной области. На Ливане последний полузависимый от Турции правитель, лишенный власти англичанами в 1840 году, эмир Бешир, из магометанского владетельного дома Шааб, обращен был в христианство супругою его. Любя эмира всем сердцем и опасаясь, как бы другие жены не овладели им, она приняла римское вероисповедание, и его склонила к тому же. Бешир крестился со всеми детьми и домочадцами своими, и был верным супругом благочестивой и многоболезненной княгини. – В сонме христианских дев и жён многие были любомудренны. В Александрии Ипатия преподавала философию Платона и в числе слушателей своих видела епископов. В Палестине царица Евдоксия, супруга Феодосия II, перевела стихами восемь первых книг св. Писания, пророчества Захарии и Даниила, и написала житие св. Киприана и св. Иустины (Phot. с. 173). В Риме благородная Проба Фалкония, которую хвалили Иероним и Августин и благодарил Иоанн Златоустый , написала книгу о предметах божественных.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Нисибинский пресв. Валлаг (Вараг?) передал еп. Иннокентию протест месопотамских монахов и послание префекта К-поля Оптата (преемник Студия с окт.- нач. нояб. 404). Оптат, хотя и был язычником, с неодобрением относился к тому, что правительство заставляет его штрафовать диаконисс, не желавших признавать свт. Арсакия (Ibidem). Свт. Иоанн Златоуст. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГММК) 18 нояб. 404 г. в К-поле был издан имп. указ, запрещавший под страхом изгнания собрания православных вне храмов и требовавший от христиан общения с 3 вост. иерархами: Арсакием К-польским, Порфирием Антиохийским и Феофилом Александрийским (СТн. XVI 4. 6). 4 февр. последовал новый имп. указ о том, что низложенные епископы не имеют права возвращаться на свои кафедры - им предписывалось находиться вдали от них без права апелляции (CTh. XVI 2. 35). Данное постановление распространялось и на тех, кто лишились кафедры в связи с делом И. З.; вскоре оно было применено со всей строгостью, когда некоторые вост. епископы (в т. ч. еп. Палладий Еленопольский), присоединившись к легатам Римской Церкви, прибыли в К-поль. Кончина имп. Евдоксии не изменила отношения правительства имп. Аркадия к иоаннитам, но, напротив, усилила гонения, о чем свидетельствует наряду с др. имп. указами указ о смещении с поста префекта мягкого и симпатизировавшего И. З. Студия. Т. о., дело И. З. привело к церковному расколу и приобрело политическую окраску. Ряд бежавших в Рим сторонников И. З. получили покровительство нек-рых влиятельных благочестивых женщин, принадлежавших к высшим сенаторским фамилиям города. Среди них были прп. Мелания Римляныня Старшая, ее внучка Мелания Младшая (оказавшая гостеприимство еп. Палладию: Pallad. Hist. Laus. 61), корреспондентка И. З. Аникия Юлиана, а также Фальтона Проба. В письмах, написанных И. З. в изгнании между кон. 404 и нач. 406 г., святитель выражает благодарность Фальтоне Пробе, Аникии Юлиане и некой Италике за поддержку, оказанную ему и его сторонникам в Риме ( Ioan. Chrysost. Ep. 179, 180).

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010