Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Мелания Римляныня, Вифлеемская, прп. Описания иконы Мелания Римляныня, Вифлеемская, прп. - житие Преподобная Мелания, первая из знатных римлянок " с юных лет стремившаяся ко Христу, жаждущая телесной непорочности и уязвленная Божественной любовью " , родилась в христианской семье. Родители ее - люди именитые и богатые - видели в дочери наследницу и продолжательницу рода. В четырнадцать лет Мелания против своей воли была выдана замуж за знатного юношу Апиниана. С самого начала совместной жизни святая умоляла супруга жить с ней в непорочности или отпустить незапятнанной и телом и душой. Апиниан отвечал: " Когда по велению Господа мы приобретем двоих детей в наследники своему имуществу, тогда вместе отречемся от мира " . Вскоре святая Мелания родила девочку, которую молодые родители посвятили Богу. Продолжая жить в супружестве, Мелания тайно носила власяницу и проводила ночи в молитвах. Вторые роды Меланин были преждевременными и мучительными. Родился мальчик, его крестили, и он сразу отошел ко Господу. Видя страдания своей супруги, блаженный Апиниан просил Бога сохранить жизнь святой Мела[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Минея - Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 8303.jpg:   Размер: 300x1200, 0.36 MPix, 80 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (217) , (11) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 31 декабря (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 8304.jpg:   Размер: 326x1200, 0.39 MPix, 69 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (167) , (7) . Описание: [Франция. 2004-7.] Свв. Мелания Младшая, Павла, Мелания Старшая. Добрынин С.(Я.)Н. Роспись Покровского женского монастыря Бюси. Франция. 2004 - 2007 годы.

http://pravicon.com/icon-2423

Распространению на Западе аскетических идеалов Востока способствовали также бяж. Иероним, Руфин своей «Историей монахов», блж. Августин, прп. Иоанн Кассиан . «Одним из главных носителей светлых идеалов христианского целомудрия на Западе» 573 , подготовивших почву для появления здесь монашества, был свт. Амвросий Медиоланский . Сам строгий аскет, он в своих проповедях и сочинениях очень убедительно говорил о высоте девства, способствуя избранию этого пути многими христианами. Ярким примером единства западных и восточных аскетических идеалов являются св. Мелания Старшая и ее внучка, св. Мелания Римляныня (Младшая) (память 31 декабря). Св. Меланию Старшую Палладий в «Лавсаике» называет «триблаженной». По матери она была испанкой и принадлежала к высшим слоям римской аристократии (ее дед Марцеллиан в 341 г. был консулом). Оставшись вдовой в 28 лет, она отправилась в Египет. Там Мелания окормлялась у многих выдающихся подвижников, оказывала им материальную помощь и поддерживала в гонениях от ариан. Затем она отправилась в Палестину, основала там монастырь и много лет прожила в нем с 50 инокинями. Когда св. Мелании было уже около 60 лет, она вернулась в Рим, где привела к монашеской жизни многих знатных римлян, в том числе и из числа своих родственников, став, таким образом, своего рода «апостолом иночества». Незадолго до взятия Рима готами (410 г.), в 408 году св. Мелания покинула столицу и вернулась в Палестину. Около 410 г. она почила в монастыре на Елеонской горе. Жизнь св. Мелании Младшей (Вифлеемской) во многом сходна с судьбой ее бабушки. Мелания Младшая была очень рано выдана замуж за юного знатного римлянина Пиниана. После ранней смерти двух своих детей она уговорила супруга жить в чистоте и приблизительно с двадцатилетнего возраста стала вести подвижническую жизнь. Этой перемене, вероятно, способствовала ее бабушка, св. Мелания Старшая, вернувшаяся тогда в Рим вместе с пресвитером Руфином. Супруги некоторое время подвизались в своем загородном имении, затем раздали свое огромное состояние 574 церквам, монастырям и нуждающимся и накануне захвата Рима готами уехали в Африку. Здесь они встретились с блж. Августином, который оказал значительное влияние на окончательное формирование аскетического мировоззрения св. Мелании Младшей. Через 7 лет супруги покинули Африку и прибыли в Палестину, где оба приняли монашеский постриг. Пиниан через некоторое время скончался. Святая Мелания около 15 лет жила в затворе, потом создала близ Иерусалима женскую и две мужские обители. Здесь она отошла ко Господу в 439 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Русь. XVII.] Минея - Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 8303.jpg:   Размер: 300x1200, 0.36 MPix, 80 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (217) , (11) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 31 декабря (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 8304.jpg:   Размер: 326x1200, 0.39 MPix, 69 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (167) , (7) . Описание: [Франция. 2004-7.] Свв. Мелания Младшая, Павла, Мелания Старшая. Добрынин С.(Я.)Н. Роспись Покровского женского монастыря Бюси. Франция. 2004 - 2007 годы. Файл 8305.jpg:   Размер: 1200x577, 0.69 MPix, 94 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (228) , (16) . Описание: [Афон. XV.] Прп. Мелания. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 8306.jpg:   Размер: 781x895, 0.7 MPix, 80 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (140) , (4) . Описание: [Афон. XV.] Прп. Мелания. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 8307.jpg:   Размер: 391x1200, 0.47 MPix, 94 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (142) , (8) . Описание: Хромолитография. Святая преподобная Мелания. Период создания: Начало XX в. Материал, техника: бумага цветная, печать Размер: 14,1х11,5 см Место создания: г. Одесса Номер в Госкаталоге: 10451991 Номер по ГИК (КП): АОКМ КП-48481/4 Инвентарный номер: — Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области " Архангельский краеведческий музей " Файл 34609.jpg:   Размер: 630x800, 0.5 MPix, 139 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (85) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2423-photo

Из Диокесарии в 383 году блаженная Мелания отправилась в Иерусалим, где основала свою женскую обитель в то время, как Руфин на Елеонской горе в виду Иерусалима полагал основание мужской обители. К этой последней присоединилась впоследствии вторая, а блаженной Меланией и внучкой ее Меланией младшей, о которой будет говорено ниже, основаны были на той же Елеонской горе три женские обители. Так прожила блаженная Мелания двадцать лет. Протекло более 38 лет с тех пор, как она молодою вдовою покинула Рим, и она решилась вновь посетить этот город, куда ее в особенности призывала судьба ее внучки. Из Кесарии в сопровождении нескольких духовных лиц покинула она Святую Землю и после 20-дневного морского путешествия высадилась в Неаполе. Ее сын Публикола, жена его Альбина, дочь обоих Мелания и муж ее Пиниан со всеми знатными родственниками встретили ее на берегу. Умилительно было зрелище этой встречи, как бы встречи древнего отходящего и нового восходящего мира. С одной стороны – эти знатные римляне, окруженные всем современным блеском и пышностью, с другой – блаженная Мелания, которой уже минуло 62 года, с лицом, загоревшим от южного солнца и обрамленным седыми волосами. По словам очевидца 116 , единственное одеяние ее составляло темное платье из грубой шерсти и сверху такого же цвета короткий плащ. Привезенный же ею из Палестины для переездов осел, служивший ей в Иерусалиме, был так невзрачен, что худший из итальянских ослов мог считаться в сравнении с ним великолепным животным. В Риме провела она не много лет и, похоронив сына своего Публиколу, возвратилась обратно в Иерусалим около 405 года, где через сорок дней по прибытии преставилась и была погребена в основанной ею в Иерусалиме обители 117 . Из процветавших в ее обители подвижниц назовем соименную внучку ее и св. Пелагию. Преподобная Мелания Младшая (память 31 декабря). «Добрый плод рождается от доброго дерева, святая ветвь прозябает от благословенного корня», – говорит св. Димитрий Ростовский 118 , начиная жизнеописание св. Мелании Младшей, родившейся в 382 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ Мелания (Пахомова), затворница елецкого Знаменского мон-ря. Фрагмент портрета. 3-я четв. XIX в. (Елецкий КМ) Мелания (Пахомова), затворница елецкого Знаменского мон-ря. Фрагмент портрета. 3-я четв. XIX в. (Елецкий КМ) (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759, г. Елец Воронежской губ.- 11.06.1836, елецкий Знаменский мон-рь), затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря . Сведения о жизни М. Е. собрала насельница Знаменской обители схим. Магдалина (Иванова; 1827-1869). Могила Мелании Елецкой. Фотография. 2008 г. Могила Мелании Елецкой. Фотография. 2008 г. М. Е. род. в семье однодворцев Памфила и Феодосии Пахомовых. В детстве избегала развлечений, часто посещала храм. После смерти родителей старший брат М. Е. и др. родственники заставляли ее вступить в брак, но она тайно покинула дом и осенью 1778 г. стала послушницей елецкого Знаменского мон-ря. Узнав о местонахождении М. Е., родные настойчиво просили ее вернуться домой и выйти замуж за богатого человека, в противном случае грозились лишить наследства, но она осталась непреклонна. В Знаменской обители М. Е. подвизалась 58 лет в посте и непрестанной молитве, стяжала дар прозорливости, врачевания телесных и душевных недугов. Питалась лишь хлебом и водой, носила ветхую одежду с заплатами. Пользовалась духовными наставлениями елецкой старицы Василиссы Ивановны Кожуховой († 1849). С 80-х гг. XVIII в. младшая сестра М. Е. Екатерина Пахомова († 1804) по несколько дней проживала в обители в одной келье с подвижницей. Когда Екатерине исполнилось 18 лет, она окончательно поселилась в монастыре. Екатерина не приняла постриг, но М. Е. называла ее Исидорой, «по сходству образа жизни ее и беспрекословного послушания» с прп. Исидорой (IV в.), подвижницей Тавеннисийского женского монастыря в В. Фиваиде. Во время Великого поста сестры по 5 дней не вкушали даже хлеба.

http://pravenc.ru/text/2562802.html

Прп. Мелания Римляныня. Фрагмент минейной иконы. Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Прп. Мелания Римляныня. Фрагмент минейной иконы. Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Первый жен. М. основал для своей сестры Марии прп. Пахомий Великий . Затем стали появляться и др. жен. М. Богатая римлянка Мелания Старшая (IV-V вв.; см. Мелания Римляныня ) основала М. на Елеонской горе в Иерусалиме, а римлянка Павла учредила М. для дев. Позже Мелания Младшая (IV-Vbb.) прославилась основанием мн. М.: близ Иерусалима она создала женскую на Елеонской горе и 2 муж. обители (см.: Сидоров. 1998. С. 219). При М. были мартирии с мощами святых. Зап. монахини жили в Палестине в полном подражании егип. образцам. Блж. Иероним Стридонский перевел для Павлы расширенные Правила Пахомия. На Западе существовал обычай отдавать как в мужские, так и в женские М. детей, к-рые уже не покидали обители (см. Облаты ). В М. поступали девушки, давшие обет безбрачия, вдовы. Жен. М., так же как и мужские, имели школы, внутренние - для готовящихся к монашеству, и внешние, в к-рых обучались девушки, возвращавшиеся в семьи после завершения обучения. В X в. в Германии, напр., установился обычай, согласно к-рому знатные люди отдавали дочерей в монастырские школы (см.: Иванов. 1915. С. 157). В жен. М. девушек учили рукоделию: прясть, шить, ткать, вышивать золотом и жемчугом. Кроме того, грамотные монахини занимались переписыванием рукописей, богослужебных книг, сочинений св. отцов. В IX-XII вв. западноевроп. М. гордились своими книгохранилищами. Под б-ку обычно отводился зал на верхнем этаже, в комнате, обшитой досками, чтобы сырость не могла повредить рукописи. Монахи берегли книги как величайшие драгоценности. Наиболее ценные прикрепляли цепями, сохраняя их от похитителей. Каталог книг составлялся библиотекарем. Уже тогда б-ки делились на ученические и фундаментальные. Из последних получали книги монахи и взрослые ученики ( Иванов. 1915. С. 166). Б-ки пополнялись за счет пожертвований. В них были не только библейские, богослужебные, канонические книги, сочинения отцов Церкви, но и произведения Вергилия, Юлия Цезаря, Гомера, Горация и др. классических авторов, а также исторические сочинения.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

Закрыть Первая паломница Запада Эта подвижница уже при жизни была легендой Анастасия Михалос   00:01 28.04.2023 1387 Время на чтение 10 минут Преподобная Мелания Старшая - одна из самых интересных и ярких фигур в церковной истории 4-го века. С ней связаны родством или дружбой такие подвижники, как преподобный Руфин Аквилейский, святитель Павлин Ноланский, преподобный Исидор Странноприимец, блаженный Иероним Стридонский, диакониса Олимпиада Константинопольская и другие. Не менее значимой личностью была и ее внучка Мелания Младшая. Но о последней известно очень много благодаря житийным текстам Симеона Метафраста и игумена Геронтия, распространившимся и на Востоке, и на Западе, а также исследованию кардинала Рамполлы (1905 год). О Мелании Старшей сохранилось значительно меньше информации. Основная в «Истории Лавсаика» Палладия, познакомившегося с ней в Иерусалиме, да кое-что в письмах ее родственника святителя Павлина Ноланского и других современников. Палладий называет ее треблаженной, блаженный Иероним - новой Феклой, благороднейшей из римских жен. Конечно же, он имеет в виду благородство духа. Родилась преподобная Мелания в Испании около 342 года (более поздняя датировка убедительно опровергнута Мерфи), там же прошли ее детские и отроческие годы. Мать ее из богатого и знатного рода Понтиев была родной сестрой матери святителя Павлина Ноланского (по другой версии - Павлин приходился дядей Мелании, но она была старше дядюшки лет на 10). Отец святой Мелании (по другой версии - дед) получил консулат в 341 году. Семья была родовитой и заслуженной. Мужа - Валерия Максимуса - ей подобрали из такого же семейства. Она вступила в брак в 14-15 лет (356-357 год). Господь даровал молодоженам трех сыновей. Семейство переехало в Рим, Валерий Максимус сделал прекрасную карьеру и в 361 году стал префектом Вечного Города. Он пробыл на этом посту до 363 года, а потом, вероятно, был назначен президом в провинцию, возможно, в Испанию. Но обращает на себя внимание тот факт, что Валерий Максимус стал и пребывал римским префектом в правление Юлиана Отступника, поэтому могла иметь место ссылка, что кажется более вероятным. Как бы то ни было, семья последовала за ним. Возможно, семья святой Мелании была христианской, но, может, и нет, потому что ее близкий родственник Павлин благополучно жил в язычестве до 25 лет, пока не женился на христианке Тарасии. В любом случае, крестились тогда в зрелом возрасте, кроме случаев смертельной болезни. Когда Мелания Старшая приняла святое Крещение, неизвестно.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/11/...

Мелания ступила на путь юродства, но прп. Иларион Троекуровский, посетивший Елец, и другие прозорливые подвижники вразумили её и благословили стать затворницей. В 1819 г. она вошла в свою келью и больше не выходила из неё. Со временем Мелания обрела дар прозорливости. Люди в щели кельи просовывали записочки и получали по молитвам Мелании исцеления и иную помощь. Предсказала блаженная и день своей кончины – 11 (24) июня 1836 г. Вечером этого дня три путешественницы из Задонска видели над Каменной горой огненный столб высотой до неба. Монастыри [ править править код ] Знаменский монастырь [ править править код ] Знаменский монастырь В глубокой древности Елец стоял на Каменной горе, где сейчас остатки Знаменского женского монастыря. Не позднее 1675 г. здесь возникла небольшая мужская обитель в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской. Вскоре обитель сделали женской, а в 1769 г. она сгорела вместе со всем городом. Монахинь перевели в Воронеж. На пепелище остались жить две старицы. В период восстановления особенное покровительство монастырю оказал свт. Тихон, проживавший на покое в Задонской обители. Иногда святитель посещал монастырь сам, иногда присылал тайную милостыню монахиням и беднейшим ельчанам. По его благословению в 1772 г. в монастырь из Воронежа переселились послушницы Матрона и Ксения, а купец Конон Кожухов по просьбе святителя выстроил для них келью. Со временем Матрона постриглась в монахини с именем Олимпиады и стала настоятельницей. Славу обители принесла прп. Мелания. Мелания родилась в 1759 г. в бедной благочестивой семье. После смерти родителей брат хотел выдать трудолюбивую и красивую девицу замуж, но её влёк иной путь: в 1778 г. она поступила в Знаменский монастырь. Духовной жизнью молодой монахини руководил Тихон Задонский, которого она много раз посещала. Вскоре воздержание и трудолюбие Мелании сделались примером и для стариц обители. Спустя несколько лет в обитель пришла младшая сестра Мелании Екатерина. Она не постриглась в монахини, но прожила 22 года в одной келье с сестрой, подчиняясь ей и разделяя её подвиги, и умерла в 1804 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Елец

Мы видели, что Публикола, сын Мелании старшей, женился на Албине, дочери Албина и сестре Волузиана, Римского префекта, принадлежавшего к одной из древнейших фамилий в империи. Плодом этого брака была Мелания младшая, родившаяся не позже 382 года. С первого детства она была воспитываема в строгой и чистой набожности; ей постоянно представляли в достойный подражания пример жизнь, действия и добродетели ее бабки; она до того была проникнута ими, что в детском же возрасте объявила о намерении своем подражать ей, посвятив всю свою жизнь Христу. Благословенное желание это возрастало с нею и, ко времени приближения ее к пятнадцати годам, приняло такую живость и глубину в ее душе, что потребовалось значительное насилие, чтобы соединить ее, против воли, брачными узами с Пинианом, сыном префекта Итальянского и Африканского, происходившего от Консульского семейства. Пиниану было тогда семнадцать лет, Мелании едва минуло четырнадцать. Любовь к чистоте не только духовной, но и к целомудрию телесному, до того была, так сказать, внедрена в самую природу сердца молоденькой женщины, что она, с первых же дней брака, умоляла мужа дозволить ей жить в совершенном целомудрии; он обещал ей согласиться на это желание не прежде, как когда она родит сына. Но первым плодом их брака была дочь 20 . Мелания, при самом рождении дочери, дала обет посвятить ее Богу, и, снова обращаясь к мужу с прежнею просьбой, за исполнение ее предлагала передать ему все свое состояние, которое было огромно; но он не согласился. Тогда, со свойственною ей кротостью и верой, она решилась терпеливо ожидать воли о ней Самого Бога, Единого властителя нашей судьбы; но вместе с сим утвердила в сердце своем завет – вести жизнь столько уединенную, воздержную, строгую, сколько то, при крайних усилиях ее, будет возможно в ее высоком положении. Она часто молилась, и, с особенною горячностью, в день памяти св. муч. Лаврентия, просила Господа о совершении ее желания, а мученика о предстательстве о ней. Молитва ее была услышана. Провидение, говорит Палладий, сжалясь над Пинианом, угрозило Мелании смертною опасностью при вторых ее родах, чтобы тронуть сердце ее мужа и внушить ему самому хоть долю прекрасного ее намерения служить Богу. В самое время разрешения, когда она обратилась с молитвою к тому же святому, наступили страдания до того жестокие и опасные, что она немедленно была приведена ими в отчаянное положение. Муж ее, полумертвый от страха, кинулся в церковь , чтобы молить Бога о сохранении жизни жены; пользуясь этим, Мелания послала сказать ему, что если он произнесёт в храме Божием обет исполнить просьбу, с которою она столько раз к нему обращалась, то сердце извещает ее, что и Бог исполнит его прошение, ниспошлёт ей облегчение и сохранит ее жизнь. Муж, не обинуясь, произнес этот обет, и с той же минуты Мелания почувствовала облегчение; опасность миновала, последовало счастливое разрешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

428 Сам Арсений, келья которого, как говорят, находилась в тридцати двух милях от этого места, вероятно, оставался в ней несколько дольше, если только мы правильно понимаем послание Августина, датируя разорение пустыни 407–8 гг. 429 Приписываемые ему слова, сказанные будто бы уже после бегства, ясно свидетельствуют о событиях августа 410 года: «Мир потерял Рим, а монахи Скит». 430 IV. Через три поколения В404 году Иероним похоронил в Вифлееме Павлу, 431 нашествие же Алариха в 410 году заставило старшую Меланию вновь отправиться в Иерусалим, где (через сорок дней после своего прибытия в Святой Город) она и умерла. 432 В 417 году внучка Мелании Старшей младшая Мелания и ее супруг Пиниан приняли монашество и поселились в двух Елеонских обителях. В эту пору Мелании Младшей было тридцать четыре года. За много лет до этого она убедила своего мужа в том, что они должны жить как брат и сестра, 433 и еще до разорения Рима успела раздать почти все свое богатое имение. 434 Эта пара провела на севере Африки семь лет, а затем через Александрию перебралась в Иерусалим. 435 Пиниан и Мелания хотели стать рядовыми членами здешней Церкви. Тем не менее, в течение длительного времени Мелания продолжала заниматься строительством храмов и раздачей средств на иные церковные нужды. В 418 году она смогла побывать и в египетс ких пустынях. 436 В 437 году Мелания, воспользовавшись cursus publicus (государственной почтой), отправилась в Константинополь, где в роли западного посла появился все еще остававшийся язычником ее родной дядя Волусиан, которого незадолго до его кончины она успела обратить в христианскую веру. 437 Ко времени ее первого появления в Палестине умерли уже и Иоанн, епископ Иерусалимский, и Евстохия. 438 Однако Иероним все еще жил в Вифлееме. Его неприятие Оригена нисколько не уменьшилось, а отношения с окружающими ничуть не улучшились. За год до этого монастыри подверглись нападению, во время которого был убит диакон. 439 Иероним считал повинными в этом пелагиан, искавших случая отомстить за изгнание Пелагия из Палестины после того, как синод в Диосполе осудил его ересь, не признав виновным его самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010