301 Подробно об этом см. в старой, но дельной монографии: Палладий (Добронравов), еп. Великое светило Египта: Полное жизнеописание преп. Пахомия Великого , сост. по древн. рукоп. (М., 2002). Автором на базе коптских и греческих агиографических источников (в частности и рукописях) прослеживается история создания монастырских общин св. Пахомием (греч. форма от коптск. Пахом) и его ближайшими преемниками прп. Орсисием и Феодором Освященным. Новое исследование о Пахомии см.: Хосроев А.Л. Пахомий Великий . Из ранней истории общежительного монашества в Египте (СПб., 2004). Полезна в этом отношении библиографическая статья А.П. Лебедева: Коптские и арабские источники по истории древней, преимущественно Египетской, церкви (Богословский вестник, 1892. – Т.1. – – С. 249 и слл.) и критическая статья А.А. Спасского: Пахомий и Феодор, первые основатели киновитского подвижничества, по греческим и коптским сказаниям (Критические наброски)./Спасский, А.А. Начальная стадия арианских движений и Первый Вселенский собор в Никее. Исслед. по истории др. Церкви [Сб. ст.]. – СПб., 2007. – СС. 123 – 168. 302 Я имею в виду, разные ориентиры: практическое, созерцательное направления в древнем подвижничестве. 304 Hieronymus. Ep. [Ad Eustochium] XXII,34 [Оцифровка на сайте: khazarzar.skeptic.net]; Рус. Пер.: в Дисперов, 137 – 175 [наш отрывок СС. 167 – 170]. 315 Беляев, 290. Следует вспомнить, что ап. Павел, после обращения ко Христу взял обет назорейства ( Деян.18:18 ), что жизнь первых христиан, описанная в Деяниях Апостолов ( Деян.4:32–34 ) являет собой прообраз монашеской общины, что в исторических сведениях об апостолах Матфии (Климент. Стром. III, 26:3), Иакове Иерусалимском (Егесипп у Евсевия: Ц.И. II, 23: 1 – 9) они предстают пред нами, как аскеты и подвижники. 321 «Сигор» можно перевести, как «маленькая [страна]». Иероним. Книга о именах гебрайских, 59–60, или, как «малый». Иероним. Евр. вопр. Быт., 98–99. 324 Радович, 207. О том же у Поснова. История христ. Церкви (Киев, 2007). С. 515; Дворкина. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви (СПб., 2008). С. 236 – 237; Прот. Мейендорфа. Введение в святоотеческое богословие (Минск, 2007). С. 208.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Прп. Григорий Синаит († 1360), «учитель безмолвия», явно предпочитал путь отшельнической жизни общежительному монашеству, к-рое он знал по личному опыту на Синае. «Безмолвие, по имени своему,- говорит он,- и делания у себя заводит такие, чтоб в мире и тишине совершать их. Ибо Бог наш есть мир, превыше всякой молвы и шума сущий» (Добротолюбие. Т. 5. С. 219). Одни, продолжает прп. Григорий, и пение и молитву «благоискусно» совершают и проводят жизнь, имея благодать и ни в чем не встречая препон, «другие до конца наипаче безмолвие держали, несмотря на то, что были простецами, и единые с Единым Богом соединившись, во единой молитве полное почерпали довольство» (Там же. С. 220-221). Однако цель безмолвнической жизни для прп. Григория, как и для др. исихастов, совпадала с целью, к-рую Свящ. Писание ставит перед всеми христианами: осознать благодать Крещения, уже дарованную человеку, но скрытую грехом (Там же. С. 129). Исихастская духовная жизнь находила место и в больших мон-рях, где были старцы, духовные отцы, к-рые пользовались не меньшим авторитетом, чем игумены. В то же время и безмолвники, исихасты, нередко вели полуобщинный образ жизни: неск. монахов собирались около учителя, вместе подвизаясь и молясь, по субботам и воскресеньям посещая монашескую общину, к к-рой были приписаны. Такому образу жизни на Афоне следовал свт. Григорий Палама (1296-1359); он критиковал чрезмерный исихазм, особенно если это выражалось в пренебрежении к литургической жизни. Впосл. он поселился в афонской Великой лавре св. Афанасия, затем вновь ушел в пустыню. В 30 лет был рукоположен во пресвитера в Фессалонике, основал скит ок. Верии и 5 дней недели жил в полном одиночестве, а в субботу и воскресенье приходил к братии для совершения литургии и беседы. Когда примерно через 5 лет свт. Григорий вернулся на Афон, он придерживался того же образа жизни (Мейендорф. История Церкви. С. 301-302). Здесь в скиту св. Саввы свт. Григорий Палама написал «Триады в защиту священнобезмолвствующих». Исихастскому пути спасения свт. Григорий посвятил сочинения «О молитве», «Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Слово в честь прп. Петра Афонского» и др.

http://pravenc.ru/text/76618.html

В. Вавила , старец 328. Варжусская волость 313. Варсонофий , старец 297; старец казначей 330. Васильевы : Анисим (Онисим), старый подьячий сыскн. прик. 318, 324. Леонтий, подьячий прик. большого дворца 130. Никита, пристав дворц. патриарш. прик. 306, 316. Петр, скатертник 41, 302. Самуил, товарищ войсковой 319. Введенская богадельня, женская 303,334. Вележев , Самуил (Самойло), подьячий патриарш. дворц. прик. 308. Великосольския ловли рыбныя 314. Вешняков , Иван, дьяк дворц. прик. 129, 296, 303. Его рукой скреплена по листам вся книга кушаний. Владимировы (Володимеровы): Алексей, двор. патриарш. домов. 301, 308, 313, 315. Прасковья, вдова дворян. 301. Улита, вдова дворян. 301. Владимирский уезд 315. Владимирския (Володимерския) села опольныя 317, 331. Владыкино , село домовое 178, 184, 197, 204, 211, 229, 240, 261, 281, 287, 296, 303, 304, 309, 323, 324, 326, 328, 330, 333, 334. Владыкины: Андрей Денисов 128, 306, 309. Иван 311, 313; молодой подьячий разрядн. прик. 318. Иван Романович, двор. патриарш. домов. 300. Лука Романович 331. Власов , Матвей, дьяк земск. прик. 326. Возницины : Артемий, дьяк разрядн. прик. 318. Афанасий 330. Воинов , Михаил, дьяк прик. Большого дворца 318. Волковы : Алексей, дьяк поместн. прик. 316, 322. Иван, дьяк новгородск. прик. 324. Володимеровы . См. Владимировы . Володимерския села. См. Владимирския села. Воронеж , гор. 78–80, 149, 198, 226, 247, 307, 308, 310–313, 318–321, 329, 335. Вороновы : Герасим, ельчанин 329. Никита, подьячий корабельного строения 317. Воротников , Матвей, подьячий 311, 316. Востриков , Иван, лебедянец 313. Всеволодская , Акилина, вдова дворян. 301. Всеволодские : Аммос Ларионович, двор. патриарш. домов. 300. Василий, двор. патриарш. домов. 301, 310, 317, 327. Никифор 328. Петр 304. Яков Никитич, двор. патриарш.домов. 301. Вязевский , Кузма, молодой подьячий прик. большой казны 335. Вяземский , Петр, дьяк поместн. прик. 316. Вятская патриарш. волость 314, 315. Г. Гавриловы: Иван, молодой подьячий поместн, прик. 322. Потап, старый, подьячий сыскн. прик. 324. Гавриил , архиепископ вологодский и белозерский 305. Гедеон , игумен Боголюбова м-ря 314. Геннадий , игумен Воскресен. м ря 315. Георгиев , Никита, поддиакон 298. Герасимовы : Василий, подьячий мытной избы 329. Иван, молодой подьячий 317. Герасим , монах келейный 27, 46, 60, 72, 82, 91, 308, 309, 311; старец посельский 296. Гиржеда , вдова дворян. 301. Глебов , Михаил Иванович, окольн. 128, 149, 310. Говоров Исай, подьячий 307, 310. Годовиковы ; Даниил, старый подьячий прик. большой казны 335. Федор 322. Голицын кн. Борис Алексеевич, бояр. 322, 331. Головины : Иван, стольн. 311. Федор Алексеевич, бояр. 61, 319. Головковы : Алексей 310, 316. Григорий Дмитриевич, двор. патриарш. 300, 333. Иван Дмитриевич, подклюшник 212, 300; клюшник 248.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древнейшим списком Типографской летописи является Син., 789. Сборник в 4°, на 340 листах. По нижнему полю первых листов запись XVII в.: «Книга летописная Кирилова монастыря з Белаозера». На внутренней стороне нижней крышки переплета имеется помета XVIII или начала XIX в.: «Из биб. Типограф.» (в XVIII в. рукопись находилась в Типографской библиотеке под 48). На внутренней стороне верхней доски переплета написан 57, но зачеркнут и ниже помечено: «По новому каталогу книга сия под 789». Сборник состоит из нескольких частей. Первую часть образуют л. 1– 301 об., написанные 1-ым почерком (кроме л. 299–299 об.). 2-ым почерком писан текст на л. 299–299 об. (л. 299, возможно, вставной). Последняя тетрадь (л. 298–301) – укороченная, состоит из 4 листов. Летописный текст доведен до 1502 г. Филиграни: Тиара с литерами АВ (л. 1–149, 250–301 – кроме, может быть, л. 299) – Пиккар, XIII, 12 (1523 г.); Корона (л. 150–249) – Пиккар, I, 104 (1508 г.). Эта часть сборника датируется первой четвертью XVI в. Вторую часть сборника Син., 789 составляют л. 302–318. Здесь 3– им почерком написаны: на л. 301 об. слова «и люди учали ездити», весь текст на л. 302–318, кончая известием 1528 г. о набеге крымского царевича Ислама. Той же рукой, но другими чернилами вписано известие 1526 г. о женитьбе Василия III на Елене Глинской (л. 317), поправлен текст и восполнен пропуск на л. 311 об., 314. 4-ым почерком написан текст на л. 318–318 об. (известия 1530 г. о рождении у Василия III сына Ивана и посылке воевод на Казань). 5-ым почерком записано на л. 318 об. известие о смерти Василия III. Бумага этой части сборника: Щит с двойной лилией (л. 302–318) – Лихачев, 3807, 3808 (1531 г.), Лауцявичюс, 2132 (1533–1534 гг.). Следовательно, вторая часть сборника датируется началом 30-х годов XVI в. Далее в Синодальном сборнике 6-ым почерком писан текст на л. 319–339 (Родословные материалы). Филиграни: Гербовый щит с литерой В под короной и Звезда с изогнутыми лучами – датируются 30-ми годами XVI в. На л. 340 запись XVI в.: «Лета 7059-го царь и государь князь велики Иван Васильевичь всеа Руси постави город на Свиазе реце за полтретьятцать верст до Казани и нарече ему имя во свое имя Иван город великой».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ред. А.А. Титов Указатель имен личных, названий географических и предметов 20 А. Авдеев (Овдеев), Алексей, дьяк судн. дворцов. прик. 312, 318. Авраамий , старец посельский 297, 314, 330. Авраамий , старец, чашник 310. Александровская слобода 321. Александр , старец 306. Александр , старец домовый, учужник-промышленник 320. Алексеевы : Василий, подьячий патриарш. дворцов. прик. 308; подьячий патриарш. дворцов. разр. 323. Гавриил, дьяк сыскн. прик. 305, 318, 324. Иван, дьяк пушкарск. прик. 323. Петр Григорьев, подьячий патриарш. дворцов, прик. 319, 322. Алексей св. митроп-т Всероссийский 25. Андреев , Яков, конюх стремянной 332. Андрей Первозванный , апостол 68. Андроник , старец, закощик 330. Анна , Матерь Пресв. Богородицы 75. Анна Михайловна , боярыня 61. Анофриев . См. Онуфриев . Антоновы : Влас, подьячий печати, прик. 316. Григорий, подклюшник. Уп. часто. Ардабьев , Василий, старый подьячий казен. дворца 323. Арнаутов , Иван, с. бояр. 322. Артемьев , Лука, подьячий поместн. прик. 321, 331. Астрахань , гор. 305. Афанасий , игумен Песочнаго м-ря 314. Б. Баженов , Афанасий, подьячий суднаго владим. прик. 324. Базыкины : Андрей, стряпчий домовых дел 60, 64, 65, 296, 306. Василий, подклюшник 52, 83, 130, 300. Байсаренов , Илья, конюх стряпчий 320. Баскаков , Матвей Григорьевич, дворецкий 51, 56, 60, 64, 65, 68, 120, 128, 130, 146, 149, 198, 226, 231, 233, 236, 239, 244, 278. Батыщики 180. Березицкий , Сергей, двор. патриарш. домов. 300. Берешковская слобода 115, 334. Бестужев , Иван Петрович, стольник 307. Бобынин , Терентий, молодой подьячий житнаго двора 305, 330. Богданов , Иван, подьячий судн. владим. прик. 323. Болдырева пустынь 331. Борисов , Степан, подьячий патриарш. разр. 335. Борняков , Иван, стольн., судья земск. прик. 310, 313, 325. Боровитиновы ; Козма, двор. патриарш. домов. 301, 309, 321, 327. Осип, двор. патриарш. домов. 300. Бронницы , село 335. Брянск , гор. 328. Бужениновы : Аксинья, вдова дворянина 301. Кондратий, двор. патриарш. домов. 301, 311, 327. Иван Иванович, двор. патриарш. домов. 301. Лукерья, вдова дворянина 301. Михаил 304. Булгаковы : Иван Степанович, двор. патриарш. домов. 301. Иосиф, монах, конюшенный 55, 79. Иосиф, монах, судия дворц. прик. 1, 209, 244, 251, 296, 303, 329, 331. Матвей, клюшник 53, 97, 300, 305, 306, 308. Бурков , Кирилл 331. Бутурлин , Иван Иванович, стольн. 65. Беляевы : Иван Васильевич, двор. патриарш. домов. 301. Семен Васильевич двор. патриарш. домов. 300.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Голубцов , Яков, старый подьячий сыскн. прик. 305, 307, 327. Гордон Петр Иванович, полковник 261. Греков , Иван, молодой подьячий прик. большой казны 335. Григоровы : Андрей, стряпчий домов. 60, 65, 306, 308, 312, 327. Гавриил 79, 307. Дмитрий Иванович, дворян. патриарш. 301. Иван 60, 247, 329; подьячий патриарш. дворцов, прик. 309, 310, 334. Иван Михайлович, двор. патриарш. 300, 329. Константин двор. патриарш. 301. Обросим, двор, патриарш. 300. Федор, двор. патриарш. 318. Григорьевы: Алексей, поддиакон 298, 303. Андрей, стряпчий домовых дел 295. Артюшка, иноземец астраханский 319. Григорий, тяглец 323. Иван 307. Иван Васильевич, двор. патриарш. 300. Илья, атаман станичный Донских казаков 312, 319. Семен, поддиакон 299; подъемщик 284. Симон, поддиакон 303. Степан 315. Гуляев , Михаил, старый подьячий разрядн. прик. 318. Гундоров , кн. Алексей, стольн. 317. Гурьевы : Иван, двор. патриарш. 301, 316. Тимофей, двор. патриарш. 301, 327. Д Е. Давыдов , Еким (Яким), подьячий поместн. прик. 307, 308, 317, 328, 330. Данилов , Яков, старый подьячий поместн. крик. 304. Дворяне ельчане 153; лебедянские 125. Дикия поля 329. Дионисий , иеромонах, староста школьный 312. Дмитрий , поп 133, 305. Дмитрий Селунский , св. 40, 306. Дмитровский уезд 296, 298. Дмитровское село 133, 297, 304–306. Доброе , село 297. Долгий , Тимофей, старый подьячий владим. судн. прик. 318, 322–324. Домашнев , Иван, подьячий земск. прик. 317. Домнин Любим, дьяк 251, 321. Друганов , Петр Иванов, человек приказный бояр. Льва Нарышкина 334. Евникея , игуменья Моисеевского м-ря 334. Евреевы : Иван, подклюшник 134, 166, 300. Иван Федорович, двор. патриарш. 300, 326. Никита, двор. патриарш. 301. Евтифеев , Артемий, молодой подьячий житн. двора 318. Екатерина , св. великомученица 63. Елизарьев , Ларион, дьяк житн. двора 318. Елисеев , Харлам, подьячий служебный 301. Емельянов , Иван, молодой подьячий житн. двора 318. Еремеев , Иван, доктор 73, 91, 98, 133, 145. Ефрем , старец 297; старец купецкий 324. Ж. 3. Е И. Жданов , подьячий корабельн. строения 317. Замятнин ,Федор, дьяк разрядн. прик. 318. Звенигородский уезд 296, 298. Земские (люди) 97. Зимовая , станица 319. 3олотухин , Иван, дьяк 307. Зотов , Никита Моисеевич, дьяк думный 321. Ивановская площадь в Москве 308, 311, 316, 317. Ивановы: Автамон, дьяк думный 60. Василий, подьячий служебный 301. Дмитрий, старый подьячий поместн. прик. 327, 330, 331. Иван, поддиакон 307. Иван, старый подьячий поместн. прик. 326. Илья, подьячий поместн, прик. 331. Леонтий, подьячий дворцов, прик. 310. Михаил, старый подьячий разрядн. прик. 318, 325. Никита, подьячий разрядн. прик. 316. Семен, подъемщик колокольный 46. Семен, молодой подьячий поместн, прик. 322, 327.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жития. Сказания о святых и жития их служат к научению и укреплению в искушениях (6:61–62). – О жизни и наставлениях святых мужей (10, 80–82; 11, 82–84; 12, 84–86; 13, 86–88; 14:88–92). – Должно читать Священное Писание и жития святых, и какая от сего польза (56:352). 3 Зависть . Побеждаясь завистью, зачем борешься со сном? (57:361–362) – Кто обрел зависть, тот обрел с ней диавола (89:507). – С завистливым должно говорить осторожно (89:509). – Обличение из зависти – ядовитая стрела (89:510). Заповеди. Не только за веру Христову, но и за соблюдение заповедей Христовых умирающие суть мученики (5:54). – Предел (исполнения) заповедей – чистота сердца (16:94). – Хранением заповедей Господних совлекается человек греха и сподобляется чистой молитвы (21:146). – Кто исполняет заповеди Божии как должно, в том не может оставаться грех (21:146). – У сохранившего заповеди, Господь сотворяет обитель Себе (21, 146; 55:301–302). – Делание добродетели есть хранение заповедей Господних (34:195). – При оскудении делания заповедей приемлется (вместо них) смирение (34:195). –Для чего Господь узаконил заповеди? (34, 195; 55:302) – Должно сохранять все заповеди Господни, и почему (55:302–303). – Хранят заповеди: а) из страха, б) ради награды и в) по любви; к последнему призывает Господь, и почему (55, 302, 304–305:327). – Для любящих истину, заповеди не тяжки (55:302). – Хотя душевная чистота даруется иным по благодати, однако Церковь учит идти к ней деланием заповедей (55:303). – Делание заповедей выводит человека из ветхого мира страстей и вводит в новый мир Духа (55:303–304). – Свв. Василий и Григорий, по исполнении заповедей между людьми, удалились в пустыню (55:305–306). – Господь заключил совершенство заповедей в двух: в любви к Богу и в любви к ближнему (55:311). – Сокровенное делание заповедей врачует душевную силу; как это совершается? (55:321) – О хранении заповедей и о том, что хранением оных люди сподобляются созерцания и откровений Духа (55:326–328). – Бог дал человеку два закона: первоначально – закон естественный, а по падении – писаный (57:359). – Заповеди Божии выше всех сокровищ мира (57:360). – Заповеди Божии совершаются в скорбях и теснотах (77:466). – Отвергая скорби и тесноты, пренебрегаем и Самим Заповедодателем, и что от сего происходит (77:466–467).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

184 Дуйчев И. Русский Пантелеймоновский монастырь на Афоне как центр русско-болгарских связей в период средневековья//Античная древность и средние века. Свердловск, 1973. Вып. 10. С. 95. 185 Сергий Веснин, иеросхим. Письма святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской. СПб., 1850. С. 166–167. 187 Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь на Афоне//Православная энциклопедия. 2009. Т. 20. С. 301–313. 188 Там же; Также см.: История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен. С. 288, 295, 299. 189 Библиотека Болгарского монастыря Зограф на Афоне. 77. Руски Зографски Поменик, 1639. 116 л.; Старый шифр: 11.б.16. 190 Кодов Х., Райков Б., Кожухаров С. Опис на славянските ръкописи... С. 63. Табл. 77–78; Снегаров И. Културни и политически връзки между Болгария и Русия през XVI-XVIII в. София, 1953. С. 34–35; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь. С. 301–313. 191 Снегаров И. Културни и политически връзки. С. 30–31; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь. С. 301–313; Мердзимекис Н. Связи Афонского монастыря Зографа с царской Россией. С. 251. 192 Щапов Я. Н. Собрание рукописных книг И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича. М., 1959. С. 82–83; Сметанина С. И. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собрания Е. Е. Егорова//АЕ за 1963 год. М., 1964. С. 371; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь... С. 301–313; Неменский О. Б., Пидгайко В. Г. Указ. соч. С. 387–389. 193 Кодов Х., Райков Б., Кожухаров С. Опис на славянските ръкописи... С. 78–80; Турилов А. А. Критерии определения славяно-молдавских рукописей XV-XVI вв.//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 152, 165; Турилов А. А., Чешмеджиев Д., Масиел Санчес Л. К. Зограф, болгарский монастырь. С. 301–313. 198 Колосова В. П. Иван Вишенский и Павел Домжив-Люткович//Федоровские чтения, 1979. М., 1982. С. 24–34; Ее же. Новые данные к биографии Павла Домжив-Лютковича//Федоровские чтения, 1982. М., 1987. С. 24; Неменский О. Б., Пидгайко В. Г. Указ.соч. С. 387–389.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Косик О. В. «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года//Богословский сборник. 2003. Вып. 11. С. 288. Там же .С. 281–305. Там же. С. 293. Михаил Александрович Новоселов (в монашестве Марк; 1864–1938 гг.), тайный епископ Сергиевский(?), мч., церковно-общественный деятель, миссионер, просветитель, публицист, издатель. Косик О. В. «Послание ко всей Церкви»... С. 300. Там же. С. 301 –302. «Сов. секретно. Срочно. Лично. Тов. Тучкову» и не только ему: Донесения из Ленинграда в Москву, 1928–1930 годы/Публ., вступл. и примеч. А. Мазырина//Богословский сборник. Вып. 11. М., 2003. С. 307–341. Косик О. В. «Послание ко всей Церкви»... С. 302. Елевферий (Богоявленский; 1870 –1940 гг.), с 1917 г. управляющий Литовской епархией, с 28 июня 1928 г. архиепископ Литовский и Виленский, с декабря 1930 г. временно управляющий русскими западноевропейскими приходами. Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии. Париж, 1933. Приложение. С. 1 –25. Впоследствии опубликовано М. Е. Губониным: Акты Святейшего Тихона... Ч. 2. С. 657–676. Там же. Косик О. В. «Послание ко всей Церкви»… С. 302. Мазырин А., свящ. Ярославская оппозиция... С. 77. Там же. С. 80. Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления//Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 34. СПб., С. 90–91. Мазырин А., свящ. Ярославская оппозиция… С. 110. Шляпин – начальник церковного стола Центрального района Ленинграда. Александрова-Чукова Л. К., Звонарев С., прот. Указ. соч. С. 322 –323. Мазырин А., свящ. Ярославская оппозиция… С. 75. Автор имеет в виду уже упоминавшееся: «Сов. секретно. Срочно. Лично. Тов. Тучкову» (Там же. С. 102). Ленинградский церковный раскол 1927 г., л. 4. Косик О. В. «Послание ко всей Церкви»… С. 292 –293. Там же. С. 302 –303. В обзоре политического состояния СССР за февраль 1928 г. содержалось следующее сообщение: «В начале февраля группа ярославских церковников (Агафангел, Иосиф Петровых, Серафим Самойлович и др.) с целью порвать с митрополитом Сергием выпустила от своего имени обращение к Сергию: “Отныне отделяемся от Вас и отказываемся признавать за Вами и Вашим “синодом” права на высшее управление церковью " . Данное выступление реакционных церковников большого числа последователей, кроме оппозиционно настроенных епископов, не имело» («Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.). Т. 6. 1928 г. М., 2004. С. 141; Цит по: Мазырин А., свящ. Ярославская оппозиция… С. 102).

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

1 . Стремлению святого Силуана ко всеобщему спасению сопутствует неотступное желание, чтобы все просветились Богом (см. с. 313), отринули ненависть и зло (см. с. 302), покаялись (см. с. 302, 376, 445, 448, 466) и познали Бога (см. с. 298, 301, 412, 446). Познание Бога на самом простейшем уровне он понимает как обретение веры и открытие бытия Божия, а в высоком смысле, который он преимущественно подразумевает, – как опытное познание, высочайшей формой которого является видение Бога. Так, старец жаждет, Чтобы все люди в конце концов «увидели славу Господню» (ср. с. 299, 391). Желанию, чтобы все спаслись, сопутствует надежда, что все люди «войдут в рай» (с. 449), «будут в Царствии Небесном» (с. 298–299) и соединятся в вечной жизни с Богом (см. с. 405–406). Поскольку пребывание в Царствии Небесном означает жизнь, исполненную любви к Богу, и принятие полноты любви Божией к нам, потому что всякий любящий... знает Бога ( 1Ин. 4:7 ), а знание Бога есть познание того, что Бог есть любовь ( 1Ин. 4:8, 16 ), и предваряется оно признанием любви Божией к нам (см.: 1 Ин, 4:16), поэтому желание, чтобы все спаслись, неразрывно связано с необходимостью всем людям познать любовь Божию (см. с. 302), понять, как Бог нас любит (см. с. 299, 355, 445), как нежна Его любовь (см. с. 355), то есть с наличием сокровенного опыта любви и кротости Святого Духа (см. с. 299, 447), опыта наслаждения любовью Божией (см. с. 298). Поскольку познание Бога на начальном этапе может быть только даром благодати, результатом действия Святого Духа (см. с. 400), желание спасения для всех естественно приводит святого Силуана к молитве о том, чтобы Бог даровал всем Свою благодать: «Господи милостивый, дай благодать Твою всем народам земли, да познают Тебя, ибо без Духа Твоего Святого не может человек познать Тебя и разуметь Твою любовь» (с. 301). 2 . Для святого Силуана само собой разумеется, что именно Православная Церковь получила в полноте данную Христом в Духе Святом божественную благодать спасти человека. «Господь любит человека, – пишет он, – и благодать Его будет в Церкви до времени Страшного Суда так же, как была она в прежние времена» (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010