К. В изд. «Owczarnia w Dzikim Polu Cz ley Pierwsza Ze Trzynastu» (Львов, 1717) рядом с текстами 19 польск. песен значатся указания на «тоны», среди к-рых 2 известнейших укр. К.: «О Мати Дibo чистая» (кон. XVII в.) и «Богородице, biphым обороно» (ок. сер. XVII в.). На напев последнего пелось не менее 20 текстов ( Медведик. 2000). Чудо явления Почаевской иконы Божией Матери. Гравюра иером. Николая (Зубрицкого). 1675 г. Чудо явления Почаевской иконы Божией Матери. Гравюра иером. Николая (Зубрицкого). 1675 г. Образцы К. 2-й пол. XVII в. интересны тематическими привязками ко времени и месту их происхождения, имеют общие сюжеты с народными историческими песнями-думами. По сюжетам несложно узнать К. с Подолья и Волыни, поскольку в них описаны нападения тур. войск на левый берег Днестра и на земли к северу до Волыни, бедствия народа под властью завоевателей. В текстах К. славильные, молитвенные, исторические мотивы переплетаются. Так, в одном из них вначале прославляется Пресв. Богородица («Радуйся, Mapie, Небесна Царице»), затем вспоминается чудесное мироточение Ее иконы, которую носили по разным городам («В мicmeчky Хотыню слезы Своя лила, Слезы-с выливала до Своего Сына… Плакала-с в Трембовлю, мicmeчky кролевском, Повторне [в] Каменцу, nobimi подольском…»), а в конце следует молитва к Ней о заступничестве («Одойми меч острый от рук бесурманских, Не дай загубити bcix душ христианских» - НБУВ ИР. Собр. С. И. Маслова. 45. Л. 67). Перед текстом «Прийми, Всеблагая, Панно Пречистая» размещена ремарка: «...nichь людей, зостаючих в теперишном небезпеченстве [опасности] от турка»; в К. «Злый татарине, пекельный сыне» звучит мольба о помощи к арх. Михаилу: «...[где] осеняет благодать твоя, там уступает сила вражия» ( Медведик. Докт. дис. 2009. С. 350, 353). Известен богородичный К. «Чистая Дibo, небесна Царице» антипротестант. содержания с нареканиями на «геретиков серца каменные», «люmepckie блуды». В К. свт. Николаю многократно говорится о его борьбе с ересями: он «лукавый разум Apiю посрами, утверди bipy вся християн» и др.

http://pravenc.ru/text/1470271.html

Соч.: Подлинность посланий св. ап. Павла к Тимофею и Титу: (крит.-исагогич. очерк). К., 1888; Наше время и самоубийство. К., 1890; Итоги XIX в.: общее обозрение умственного и религиозно-нравственного состояния общества в кон. XIX в. и надежды будущего. К., 1895; Отношение богосл. науки к всемирным задачам Богочеловечества. Од., 1901; Памяти Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского: Две речи. Од., 1902; О совр. положении богосл. науки. М., 1903; Краткое слово о религ. личности нашего времени. Од., 1905; Курс богосл. знаний в его основных положениях. Од., 1905; Научное и педагогическое значение вопросов совр. богословия. Од., 1905; Об исторических формах понимания христианства и о ложной задаче христ. проповеди. Од., 1905; Личность Божества и дистелеология мира: к вопросу о сущности христианства. Од., 1909; О преподавании христ. нравоучения Православной Церкви в среднеучебных заведениях Мин-ва нар. просвещения. Од., 1909; История религии: Опыт ист.-богосл. исслед. Од., 1910. Т. 1; Нем. образованное общество и богосл. наука. Од., 1910; Критич. приемы в богосл. науке: По поводу академических отзывов о докт. дис. Од., 1913; Нем. направление православного рус. богословия. Од., 1916. Ист.: ЦГИАМ. Ф. 229 (МДА). Оп. 4. Д. 1715. Клитин Александр (личное дело студента); РГБ ОР. Ф. 172 (МДА). К. 267. Ед. хр. 5: Пастырские послания ап. Павла вариант магист. работы А. Клитина; 1884 г.]; Там же. К. 29. Ед. хр. 28. Л. 50: Представление магист. дис. выпускником МДА А. Клитиным. 1884 г.; Там же. К. 35. Ед. хр. 19: Дело о соискании степени магистра богословия кандидатами К. Смирновым, И. Крастелевым, А. Клитиным, П. Светловым, А. Коржавиным, А. Струнниковым. 1888 г.; ГА Одесской обл. Ф. 170 (Александр Михайлович Клитин); Справочная кн. Херсонской епархии. Од., 1906. С. 159; Журналы собраний Совета МДА за 1887 г. Серг. П., 1888. С. 43-55 [отзыв доц. М. Д. Муретова о магист. дис. К.]; То же, за 1889 г. Серг. П., 1890. С. 34-35 [магист. коллоквиум К.]; Отчет о состоянии МДА за 1888/89 уч. г.//ПрТСО. 1889. Ч. 44. Кн. 4. С. 689; Бронзов А. А. Отзыв о соч. К. «История религий»//ЦВед. 1910. 50; Кагаров Е. Е. [Рец. на:] Проф.-прот. А. М. Клитин. История религии: Опыт ист.-богосл. исслед. Т. 1//ХЧ. 1911. 5/6. С. 734-741; Журналы собраний Совета МДА за 1912 г. Серг. П., 1913. С. 9-18, 18-28 [отзывы проф. С. С. Глаголева и проф. свящ. Е. А. Воронцова о докт. дис. К.]; С. 143-144 [указ Синода о докт. дис. К.]; Высшая советская школа в Одессе//Вестник Одесского губ. отдела нар. образования. 1920. 4. С. 17.

http://pravenc.ru/text/1841451.html

Наумлюк А.А. Центр старообрядчества на Иргизе: появление, деятельность, взаимоотношения с властью. Саратов, 2009.     И даже в электронном варианте стали доступными многочисленные материалы, см. например сайт «Самарское староверие» (http://samstar.ucoz.ru).     Далецкая В.Ю. Политика российского государства и церкви в отношении сектантов в XVIII-XIX веках. Дис. ... канд. ист. наук. М., 2004; Самарина О.И. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность. Дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2004; Сергазина К.Т. Хлыстовство как культурно-исторический феноме : На материале общин первой половины XVIII века. Дис. ... канд. ист. наук. М., 2005.     [iv] Оно и осуществляется. См. работы: Костров А.В. Развитие концепции старообрядчества в официально-церковном и старообрядческом направлениях отечественной историографии во 2-й половине XIX – начале XX вв. Дис. … канд. ист. наук. Иркутск, 2004; Кузоро К.А. Церковная историография старообрядчества: возникновение и эволюция: вторая половина XVII - начало XX вв. Дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2009.     [v] Миролюбов И.. Единоверие: церковно-исторический феномен или актуальная проблема современности?//Церковь и время. 2001. 2. С. 101 – 115; Православное единоверие в России/Сост. Чубаров П., свящ., Павлов В.Н. СПб., 2004; Павлова О.А. Единоверие в контексте правительственной и церковной политики России в XVIII в. – начале XX в. Дис. ... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2007; Майоров Р.А. Единоверие и лидер его соединенческого направления второй половины XIX века священник Иоанн Верховский. Дис. ... кандидата исторических наук. М., 2008. См. также: Саранча Е., свящ., Миролюбов И., свящ., Зимина Н.П. Краткий очерки истории и другие материалы с сайта «Единоверие» (http://edinoverie.com).     [vi] О научно-популярном характере этой книге писал и автор вступительной статьи к третьему изданию сочинения Никольского ( Гордиенко Н.С. И.М. Никольский и его «История русской церкви»// Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд. М., 1985. С. 8), отнюдь не настаивая на «монументальности» этой работы.

http://bogoslov.ru/article/1708543

При увеличении срока служения возрастает жизнестойкость; люди открыты новому опыту и мотивированы. Об этом говорит более высокий результат по данным параметрам у представителей младшей возрастной группы (30–40 лет). Представителям старшего возраста (41–65 лет) на статистически значимом уровне присущи выраженные показатели позитивного одиночества, преобладание мотивов служения, автономии, компетентности и стабильности. Для них характерны общительность, высокий уровень интеллекта, чувствительность к происходящему и напряженность.          Корреляционный анализ позволил установить следующие взаимосвязи: Выявлена тенденция к незначительности и снижению мотивов стабильности места работы и места жительства в связи с ростом жизнестойкости у монашествующих: чем меньше подверженности определенному месту жительства и работы, тем выше показатели жизненной устойчивости респондентов; тенденция к снижению направленности на место проживания и место работы при готовности к новому опыту, росте открытости и вовлеченности процесса жизненного опыта. Таким образом, мы выявили статистически значимые различия у монашествующих в соответствии с гендерными и возрастными особенностями и с длительностью периода монашества.   Список литературы   Шафажинская Н. Е. Русское монашество как историко-культурное явление: дис. ... д-ра культурологии. М., 2010. С. 18. Там же. С. 20. См.: Астэр И. В. Современное русское православное монашество как социокультурный феномен: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2009. См.: Антоненко Е. А. Женские монастыри в Центральном Черноземье: XX — начало XXI в.: дис. ... канд. ист. наук. Белгород, 2017; Овчинников В. А. Монастыри Русской Православной Церкви на юге Западной Сибири: конец XVIII — начало XXI вв.: дис. ... д-ра ист. наук. Кемерово, 2011; Курышова Л. В. Женские монастыри России: своеобразие культурных традиций: на примере монастырей Волгоградской области: дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2010; Патюлина Н. Д. Социальное служение Николо-Угрешского ставропигиального монастыря в контексте государственно-церковных отношений: конец XIV — начало XXI в.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2010; Пономарев Д. А., свящ. Антониево-Дымский монастырь: опыт комплексного церковно-исторического исследования: дис. ... канд. богословия. СПб, 2017.

http://bogoslov.ru/article/6194710

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Воспоминания самовидцев. – М.: Отчий Дом, 2011. С. 188. Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии 1880-1920-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии). Дис. канд. ист. наук. – Петрозаводск, 1999. С. 115. Яровой О.А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии 1880-1920-е гг.: (Из истории финнизации православной конфессии). Дис. канд. ист. наук. – Петрозаводск, 1999. С. 38. Шевченко Т.И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (1917-1957 гг.). – М.: Издательство ПСТГУ, 2012. С. 104. Миролюбов-Нурмела А. Павлов, Пауланне или Пауломаа? Русские фамилии и заявления на их изменение на финские среди «старых русских» в Финляндии в 1920-1940 гг. Дис. докт. соц. наук. – Тампере, 2008. С. 21. Миролюбов-Нурмела А. Павлов, Пауланне или Пауломаа? Русские фамилии и заявления на их изменение на финские среди «старых русских» в Финляндии в 1920-1940 гг. Дис. докт. соц. наук. – Тампере, 2008. – С. 39. Комментарии ( 2): Матиас 20 октября 2014г. 14:15 Интересное исследование иеромонаха Силуана. Будучи знакомым с первой статьей автора http://www.bogoslov.ru/text/4047527.html появляется мысль, что уважаемый о. Силуан предлагает нам новый взгляд на фигуру архиепископа Германа (Аава). Факты используемые прот. Владиславом Цыпиным несмотря на их краткость, ясно показывают факт того, что архиепископ Герман ставленник власти (которая проводила политику национализма) после фактического изгнания епископа Серафима (Лукьянова), поставленного Патриархом Тихоном окормлять Финляндскую епархию. Поставление во епископа без предварительного пострига также является нарушением. Самовольное переведение в юрисдикцию Константинопольского Патриарха тоже вызывает большой вопрос. А история с обвинениями предявленными Им митрополиту Евлогию (Георгиевскому) в проведении русской политики в Финляндии в 1927 году показывают антироссийскую политику Германа (Аава), который находился под давлением власти. И большой вопрос было ли это для него самого проблемой!! Послевоенные события и последующее признание РПЦ самозванной Церкви являются плодом политики проводимой в СССР Советом по делам Религий, а до этого Советом по делам РПЦ, когда Церковь была практически полностью в политических моментах подконтрольна государству. Ситуация в Финляндии во время постановления архиепископа Германа (Аава) похожа на нынешнее стремление сторонников автокефалии на Украине, которые наверное были бы рады схожему повороту истории.

http://bogoslov.ru/article/4231899

– Волгоград: Перемена, 2004. – 420 с. – С. 26–36. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы/Под общей ред. В.Г. Онушкина, Ю.Н. Кулюткина, В.Г. Воронцовой. - СПб., 1996. – 122 с Коменский Я.А. Школа детства./Опыты православной педагогики.//Литературная учеба.– 1993, – 5–6. – С. 214–239. Комплексность и преемственность в формировании духовной культуры будущего учителя: Межвуз. Сб. науч. тр./Вологод. гос. пед. ин-т.; Редкол.: Рычков А.К.. (отв. ред.) и др.). – Вологда: ВГПИ, 1989. – 131 с. Корзинкин А.С. (архимандрит Зиновий). Духовно-нравственная концепция воспитания личности в современном образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Курск, 1999. – 21 с. Корниенко Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. Автореф. дис. … канд. пс. наук. – Новосибирск, 1992. – 22 с. Костикова М.Н. История государственно-церковных отношений в сфере образования: Программа спец. курса. Курский государственный педагогический университет. – Курск, Б.н., 2001. – 10 с. Кошмина И.В. Возрождение традиции преподавания духовной музыки в начальной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1994. - 16 с. Кравченко Д.Н. Классические педагогические системы Ж. Руссо и И.Ф. Гербарта в аспекте православной педагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Курск, 2004. – 22 с. Краснов С.И. Ценностное и организационное самоопределение учителей в проектировании инновационных образовательных систем: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1995. - 149 с. Крывелев М.А. История религий. М., 1975 — 1976. Кузьмин И.А. Социокультурный системный подход к истокам в образовании. - М.: TBS, 1997. – С. 50–71. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М.: 1994. – 102 с. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности педагога. – Самара, 2002. – 86 с. – С. 28. Кульневич С.В. Личностно-ориентированное воспитание: концепция, содержание, реализация: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Ростов н/Д.: 1995. - 32 с. Кураев А. Миссионеры на школьном пороге.

http://bogoslov.ru/article/1456681

П., 1912. (Троицкий цветок; 82). Лит.: Филарет (Гумилевский). Учение. Ч. 3. С. 126-130; Варсонофий Великий//ПБЭ. Т. 3. С. 107; Покровский А. Ответы преподобных Варсануфия и Иоанна: Опыт ист. и нравственно-психол. исслед.: Канд. дис./МДА. Серг. П., 1894. Ркп.; Vailhé P. Les Lettres spirituelles de Jean et de Barsanuphe//EO. 1904. T. 7. P. 268-276; idem. Saint Barsanuphe//Ibid. T. 8. P. 14-25; idem. Jean le Prophéte et Séridos//Ibid. P. 154-160; Тихомиров К. Руководство к духовной жизни преподобных Варсануфия и Иоанна: Канд. дис./МДА. Серг. П., 1914. Ркп.; Варнава (Беляев), иером. Св. Варсануфий Великий: Его жизнь и учение: Канд. дис./МДА. Серг. П., 1915. Ркп. (рец.: Феодор (Поздеевский), еп.//БВ. 1916. Т. 25. Ч. 3. С. 166-168; Флоренский П. , свящ.//Там же. 1916. Т. 25. Ч. 3. С. 168-189); Hausherr Ir. Barsanuphe, St.//DSAMDH. 1937. T. 1. Col. 1255-1262; Βεσελνοβιτς Αμβ. Βαρσανοφιος Μγας, Ιωννης προφτης κα Δωρφεος ββς: Ενασιμος π διδακτορα διατριβ. Αθναι, 1939; Regnault L. Théologie de la vie monastique selon Barsanuphe et Dorothée//Théologie de la vie monastique. P., 1961. P. 315-322; Neyt. F. Les Lettres à Dorothée dans la correspondance de Barsanuphe et de Jean de Gaza: Diss. Louvain, 1969; idem. Citations ‘Isaiennes " chez Barsanuphe et de Jean de Gaza//Le Muséon. 1971. N 89. P. 65-92; idem. Jean de Gaza//DSAMDH. 1974. T. 8. P. 536-538; idem. Un type d " autorité charismatique//Byz. 1974. T. 44/2. P. 343-361; idem. Présisions sur le vocabulaire de Barsanuphe et Jean de Gaza//StPatr. 1975. Vol. 12. P. 247-253; Иннокентий (Самылкин), иерод. Учение св. Варсануфия Великого о духовном совершенствовании: Канд. дис./МДА. Загорск, 1974. Ркп.; Stead J. Brother Andrew " s Problems: A Sick Soul of the 6th Cent.//Monastic Studies. 1975. Vol. 11. P. 173-180; Cupane C. Il «Kosikos Pina» di Giovanni di Gaza: Una proposta di ricostruzione//JÖB. 1979. Bd. 28. P. 195-207; Voulgarakis I. Missionsangaben in den Briefen der Asketen Barsanuphius und Johannes//Philoxenia. B. Kötting gewidmet. Münster, 1980. S. 281-308; Noah P. La méditation de Barsanuphe sur la lettre êta//Byz. 1983. T. 53/2. P. 494-506; Perrone L. Le lettere a Giovanni de Beerscheva nella Corrispondenza di Barsanufio e Giovanni di Gaza//Mémorial Dom J. Gribomont. R., 1988. P. 463-486; Киприан (Цибульский), иером. Духовное руководство по кн. преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка: Канд. дис./МДА. Загорск, 1990. Ркп.; Cameron A. D. E. On the Date of John of Gaza//Classical Quarterly. 1993. Vol. 43. N 1. P. 348-351; Агафангел (Легач), мон. Духовное делание по «Руководству преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка»: Канд. дис./МДА. Серг. П., 1998. Ркп.; Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви: Введ. в историю и проблематику имяславских споров. СПб., 2002. Т. 1. С. 172-174.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Введенский Д. И. Авраам и Сарра в стране фараонов. Сергиев Посад, 1914. Введенский Д. И. Учение Ветхого Завета о грехе: Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1900. Виссарион (Нечаев) , еп. Толкование на паремии из книги Притчей и из книги Премудрости Соломоновой. М., 1888 (Он же. Толкование на паремии. М., 1997). Воинов Н., диак. Предызображения Креста Христова в Ветхом Завете, по указанию церковно-богослужебных книг. М., 1865. Воронов Л., прот. Догматическое богословие: Курс лекций. М.,2002. Воронцов А. Учение Библии о душе человеческой. Казань, 1900. Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология: В 3 т. М., 1998. Геллей Г. Библейский справочник. Репр.: СПб., 1996. Гиршман М. Еврейская и христианская интерпретация Библии в поздней античности. М., 2002. Глаголев А. А., свящ. Ветхозаветное учение об Ангелах: Опыт библейско-богословского исследования: Магист. дис./КДА. Киев, 1900. Глаголев С. С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви: Докт. дис./МДА. Харьков, 1900. Григорий Богослов , свт. Творения: В 6 ч. 3-е изд. М., 1889. Григорий Богослов , свт. Творения: В 2 т. М., 2007. Григорий Нисский , свт. Догматические сочинения: В 2 т. Краснодар, 2006. Григорий Нисский , свт. О сотворении человека//Христианское Чтение. 1840. Ч. 3. Григорий Нисский , свт. Творения: В 8 ч. М., 1861. Григорий Палама , свт. Омилии: В 2 т. М., 2008. Даеыденкое О., иерей. Догматическое богословие: Курс лекций: В Зч. М., 1997. Деболъский Г. С, прот, Установления ветхозаветной церкви и христианские, для которых первые служили образцами. СПб., 1898. Димитрий Ростовский , свт. Проповеди и поучения. Киев, 2007. Димитрий Ростовский , свт. Творения (Приложение к журналу «Русский Паломник» за 1910 г. 6). СПб., 1910. Добросмыслов Д.А. Мнения отцов и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом законе Моисея: Магист. дис./КазДА. Казань, 1892. Добротворский В. И., прот. Критический метод в исследовании о книгах Священного Писания . М., 1883. Евангельский словарь библейского богословия/Под ред. У. Элуэлла. СПб., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Спасский И. А. Исследование библейской хронологии: Магист. дис./КДА. Киев, 1897. Темномеров А. М., свящ. Учение Священного Писания о смерти, загробной жизни и воскресении из мертвых. СПб., 1899. Тихон Задонский , свт. Творения: В 5 т. М., 1889. Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., 2001. Толковая Библия , или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т./Под ред. Лопухина А. П. . СПб., 1904 – 1913. Триодь постная: В 2 ч. М., 1992; М., 2003. Триодь цветная. М., 2003. Феодорит Кирский , блж. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М., 2003. Феодорит Кирский , блж. Творения: В 7 ч. М., 1855–1861. Феофан (Быстрое), архим. Тетраграмма, или ветхозаветное имя IHWH (Ягве): Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1905. Феофан Затворник , свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М., 1890; М., 2007. Феофил Антиохийский , св. К Автолику//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. Экземплярский В. И. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства: Докт. дис./КДА. Киев, 1904. Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет : В 2 кн. М., 2003. Юнгеров П. А. Очерк истории толкования ветхозаветных книг Священного Писания. Казань, 1910. Юнгеров П. А. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни: Магист. дис./КазДА. Казань, 1899. Cassuto U. A Commentary on the Book of Exodus. Jerusalem, 1967. Childs B. S. Introduction to the Old Testament as scripture. Philadelphia, 1979. Crenshaw J. L. Theodicy in the Old Testament. Philadelphia; L., 1983. Culley R. С Studies in the structure of Hebrew narrative. Philadelphia, 1976. De Wit R. The Date and route of the Exodus. L., 1960. Eissfeldt O. The Old Testament: An introduction. N.Y., 1965. Fishbane M. Biblical interpretation in Ancient Israel. Oxford, 1985. Fohrer G. Introduction to the Old Testament. Nashville, 1968. Fokkelman J. P. Narrative art in Genesis. Amsterdam, 1975. Hayes J. H. An introduction to Old Testament study. Nashville, 1979. Licht J. A commentary on the Book of Numbers 1-Х. Jerusalem, 1985.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Кислова О. Советское законодательство о культах и его значение для преодоления христианского сектантства. Автореферат дис. канд. филос. наук. Ташкент, 1972; Колемасова Н. Христианское сектантство в регионе традиционного распространения ислама (на материалах УзССР). Автореферат дис. канд. филос. наук. Ташкент, 1981 и т.д. История Узбекской ССР. В 4-х т.//Под ред. Р.Х. Аминова и др. Т. 2. Ташкент: Фан, 1967; История Узбекской ССР. С древнейших времен до наших дней//Под ред. И..М. Муминова. Ташкент: Фан, 1974; История СССР. С древнейших времен до наших дней. В двух сериях, в 12-ти т.//Под ред. Б. Пономарева. Т. VI. М.: Наука, 1968 и т.д. См.: Нильсен В.А., Шваб Ю.З. Три дипломных проекта реставрации памятников архитектуры//Архитектура и строительство Узбекистана. 1. 1989. Козлов А. Судьбы старообрядчества. 1920-е//Московский журнал. 7. 1992. С. 33-40; Колесников Л.Ф. Современная религиозная ситуация в Казахстане. См. в кн.: Казахстан: реалии и перспективы независимого развития. М.: Мысль, 1995; Митюков К.Д.О свободе совести в Таджикистане. На примере православия//Изв. АН Республики Таджикистан. Сер. Философии и правоведения. 1. 1992. С. 37-46; Табышалиева А.С.Вера в Туркменистане//Очерк истории религий Средней Азии и Казахстана. Бишкек, 1993; Кречмар Г., Ратке X. Евангелическо-лютеранская Церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии. СПб.: Серебряные нити, 1996; Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб.: Серебряные нити, 1994 и т.д. Головащенко С. И. Особенности эволюции Русской православной церкви как общественного института. Автореферат дис. канд. филос. наук.  Киев, 1991; Дьяченко О. Движение пятидесятников в Беларуси (на материалах Могилевской обл.). Автореферат дис. канд. филос. наук. Минск, 2000; Юнусова А. Развитие государственного правового регулирования свободы совести. Автореферат дис. канд. юр. наук. Ташкент, 1993 и т.д. Литвинов П.П. Неисламские религии Средней Азии (вторая половина XIX – начало XX вв.). Елец: ЕГПИ, 1996; Литвинов П.П. Государство и ислам в Русском Туркестане (1865-1917) (по архивным материалам). Елец: ЕГПИ, 1998.

http://bogoslov.ru/article/2481198

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010