(32) Скажи же мне, блаженный Даниил, доставь мне уверенность, – взываю к тебе! Ты пророчествуешь о львице в Вавилоне, в котором ты был пленником. Ты рассказываешь также о медведице; действительно, ты был тогда ещё в мире и видел, что произошло [с ней]. Затем ты говоришь мне о барсе: и откуда тебе об этом знать? Ведь ты тогда уже почил. И кто тебя научил этому, как не Тот, Кто образовал тебя во чреве матери, то есть Слово Божие? Действительно, пришел козел, поразил овна, сокрушил его рога и попрал его ногами, усилился, возвысился. А при падении его восстали четыре рога под ним. Возрадуйся, блаженный Даниил, – ты не впал в заблуждение: исполнилось и это все. (33) После этого снова разъясни мне следующее изречение: зверь четвертый, страшный и ужасный и сильный; зубы его железные и когти его медные; пожирает и сокрушает, и остатки попирает ногами своими (Дан 7:7). И вот как раз в настоящее время властвует «железо»; вот оно смиряет и сокрушает все; вот оно подчиняет всех, даже вопреки их желаниям. И мы видим все это и прославляем Бога, наученные тобой. (34) Но так как у нас было намерение сказать о блуднице, то и ты приди, блаженный Исайя; мы посмотрим, что ты говоришь о Вавилоне. Сойди, сядь на земле, девица, дочь Вавилона; сиди, дочь Халдейская, ибо не будут называть тебя нежною и роскошною. Возьми жернова и мели муку; открой покрывало твое, открой седины, открой голени, переходи через реки: откроется стыд твой, явится позор твой. Праведное от тебя возьму, не предам тебя человекам. Говорит Избавитель твой Господь Саваоф, имя Ему – Святый Израилев. Сиди умиленная, уйди в темноту, дочь Халдейская: не будут называть тебя крепостью царств (Ис 47:1-5). (35) Разгневался [Я] на народ Мой, осквернивший наследие Моё, предал их в руку твою. Ты же не оказала им милосердия, на старцев налагала иго тяжкое и говорила: «вечно буду владычицей», а не помыслила того в сердце, каким будет конец твой. Ныне же слушай это, юная, сидящая, уповающая, говорящая в сердце своем: «я, и никакая другая; не сяду вдовою, не познаю сиротства».

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

(3) После того, как все это в известное время совершилось с Навуходоносором именно так, как открыл нам блаженный Даниил в своем видении и как согласно с ним рассказал сам царь, — и после того, как власть была отнята в лице Валтасара, когда этот последний за совершенные им дела был убит ночью, — а царство принял ‚Дарий Мидянин, будучи шестидесяти двух лет (5:31), пророк справедливо указывает на другого выходящего [из моря] зверя — медведя, имея ввиду обозначить в данном случае царство Персидское. И три, говорит он, ребра в устах его. Тремя ребрами он называет те три народа, которыми владел это зверь, — то были Мидяне, Ассирийцы и Вавилоняне. Ему было сказано: «встань, ешь мяса много!». И действительно, Персы, восставшие в то время, опустошили и разрушили всю страну, обратив множество людей в рабство. В самом деле, как раз подобным зверю медведю, этому нечистому и кровожадному животному, растерзывающему свою добычу когтями и клыками, оказалось тогда Персидское царство, которое владычествовало в продолжение двухсот тридцати лет. Впрочем, некоторые историки полагали, что оно господствовало двести сорок пять лет до царствования Дария, которого Александр Македонский покорил на седьмом году [своего царствования] и, таким образом, превратил царство Персидское в царство Эллинское. Так об этом говорит и Даниил: видел: и вот другой зверь, как барс; над ним четыре птичьих крыла, в четыре головы были у зверя. Именем барса пророк очевидно обозначает царство Эллинское, которым владел Александр Македонский. Уподобил же он Эллинов барсу потому, что они были остры умом, изворотливы в мыслях и жестоки сердцем, словом, точь-в-точь как и этот зверь красивый на вид, но коварный и кровожадный. Над ним, говорит [Даниил], четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя. Этим указывается на то, что после того, как царство Александра возвысилось, возросло и стало известным всему миру, оно распалось на четыре отдельных владычества. И действительно, в конце своей жизни царь Александр разделил свое царство между четырьмя друзьями, своими родственниками: Селевком, Деметрием, Птолемеем и Филиппом, и все они возложили на свои головы короны, как об этом говорит Даниил согласно тому, что написано в Первой книге Маккавейской (1:8—9).

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

3. Разве ты не знаешь, что если увеличишь вселенную в десять раз, или во сто, или в десять тысяч, или вдвое против этого, и тогда она даже в малой доле не сравнится с благами небесными? Кто восхищается здешними благами, тот оскорбляет тамошние, если он считает достойными привязанности первые, так далеко отстоящие от последних; а лучше сказать, он и не в состоянии восхищаться последними, - как в самом деле (он может быть способным к этому), пристрастившись к первым? Расторгнем же когда-нибудь, увещеваю вас, эти цепи и сети, - т.е. земные дела. Доколе мы будем наклоняться к земле? Доколе будем строить козни друг другу, подобно зверям или рыбам? Впрочем и звери не строят козней сродным себе, но разнородным; так, медведь не скоро убьёт медведя, змея не убьёт змеи, уважая сродство; а ты даже того, кто сроден тебе и с кем ты имеешь бесчисленные соотношения, - одинаковость происхождения, разумность, познание Бога, силу над природою и многое другое без числа, -ты своего сродника, имеющего одну с тобою природу, убиваешь и обременяешь множеством зол. Что в том, если ты не вонзаешь в него меча и рукою не поражаешь его шеи? Ты делаешь хуже этого, подвергая его постоянным скорбям. Если бы ты сделал первое, то избавил бы его от забот; а теперь ты предаёшь его голоду и рабству, отчаянию и многим другим грехам. Говорю это, и не перестану говорить, не для того, чтобы побуждать вас к убийству или советовать - делать зло меньшее, но чтобы вы не надеялись остаться ненаказанными. " Хлеб нуждающихся есть жизнь бедных: отнимающий его " , - говорит (Премудрый) - " есть кровопийца " . (Сир. 34:21). Удержим руки свои, прошу вас, удержим, или, лучше сказать, не удержим, но протянем их на добро, - не на любостяжание, а на милостыню; пусть не будет рука наша бесплодна и суха; суха же та рука, которая не творит милостыни, а та, которая простирается на любостяжание, скверна и нечиста. Никто пусть не вкушает пищи с такими руками, потому что это - обида для приглашённых. Скажи мне: если бы кто-нибудь пригласил нас возлежать на коврах, мягком ложе и вышитых золотом одеждах, в блестящем и великолепном доме, и, окружив нас множеством слуг, потом поставив стол из серебра и золота и наполнив его различными роскошными яствами, просил кушать с тем только условием, чтобы мы не гнушались руками его, запачканными грязью или калом человеческим, и позволили ему в таком виде возлежать вместе с нами, - то вынес ли бы кто такую казнь и не счёл ли бы этого за обиду? Я думаю, что всякий тотчас убежал бы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1626...

—416— подняться и над геологами и над астрономами и самостоятельно подвергнуть разбору их учения. Но разлад существует не в одних науках, он открывается в самой природе вещей. По естественному закону мы нуждаемся в мясе, мясная пища является для нас и приятной и питательной. Но присущее нам нравственное сознание говорит то, что некогда Товит говорил Товии: «что ненавистно тебе самому, того не делай никому» ( Тов.4:15 ). Всякая тварь любит жизнь, страдание ненавистно всем. Любя жизнь, мы однако принуждены её поддерживать, губя чужую жизнь. Человек ловит рыбу на червяка, рыба съедает червя и попадается человеку, человек съедает рыбу, умирает и становится добычею червей. Мы таким образом имеем перед собою круговорот взаимного пожирания. Но наше нравственное чувство ищет осуществления принципа взаимопомощи, взаимной любви. Таким образом законы жизни, если мы будем определять их на основании того, что происходит в природе, выльются для нас в формулу борьбы за существование, и если в природе мы и находим явления взаимопомощи, существование ассоциаций, то это оказывается только другою формою борьбы за существование, именно формою борьбы коллективной. Если мы обратимся к нравственному чувству, то оказывается, что оно требует другого. Оно рисует порядок, при котором «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» ( Ис.11:6–8 ). Как ученый может согласить требования нашей совести с законами жизни? О всём бытии, о его принципах трактует философия, которая таким образом и берется за составление синтеза всех наук. По отношению к религии все виды философии можно подразделить на два типа: философию религиозную и философию антирелигиозную. Философия религиозная всегда исходит из откровенной религии, она может быть очень либеральной, может искажать, извращать религию, но она

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

43. «…Ты, Который возносишь меня от врат смерти…» (Пс. 9:14). Игра в разведчиков Дети играют в разведчиков. Когда они кого-то замечают из своих укрытий, то кричат ему, что он убит. Проигравший выходит из игры. Вот они кричат толстому мальчику: «Коля убит!» – «Ранен!» – отзывается тот. Снова крики: «Коля убит!» – «Опять ранен!» – слышится в ответ. Дети возмущаются: «Да тебя уже давно нет, а ты все еще только «ранен»!». 44. «Сердце мое говорит от Тебя: " ищите лица Моего " ; и я буду искать лица Твоего, Господи.» (Пс. 26:8). Знание и самоотверженность Не бывает: В одной берлоге двух медведей, Добра без награды, Зла без наказания, Знания без самоотверженности. 45. «Ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.» (Матф.16:23). Человеческое Если ты думаешь, что ты что-то сделал, значит – ты ничего не сделал, Если ты думаешь, что ты что-то сказал, значит – ты ничего не сказал, Если ты думаешь, что ты что-то понял, значит – ты ничего не понял, Если ты думаешь, что ты что-то услышал, значит – ты ничего не услышал. 46. «…Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13:12). Ловля кролика У одного фермера убежал из вольера кролик. Он метался по двору и не давался в руки. На шум пришел сосед. Вместе с фермером они начали ловить кролика, с двух сторон, прижимая к кустам. Кролик забился в заросли, а сосед полез за ним. Послышался шум борьбы, отчаянное барахтанье и стоны. Затем все стихло. Хозяин кролика, не видя, что произошло в зарослях, и предполагая, что кролик пойман, спрашивает: «Ну, что? Легко было поймать?» – «Да, поймать-то было легко, а вот удержать – трудно», – выбираясь из зарослей, ответил сосед, исцарапанный сбежавшим кроликом. 47. «…Торжествуйте, все правые сердцем.» (Пс. 31:11). Выступление старого профессора Одного старенького профессора любили и студенты, и коллеги. Но особенное признание он получил после одного выступления перед многочисленной аудиторией, где также присутствовали ученые, придерживавшиеся иных научных воззрений. Один за другим, они находили слабые места в докладе профессора и язвительными репликами довели старика до того, что слезы побежали по его щекам. Тем не менее, он нашел в себе силы и прерывающимся голосом поблагодарил коллег за их ценные замечания, пообещав внести их поправки в свою работу. Позже, когда профессор удрученный, шел по коридору, к нему подходили разные люди и пожимали руку. В их глазах он был настоящим победителем.

http://isihazm.ru/1/?id=115

44. Кого Иисус Христос назвал самым большим пророком? Иоанна Крестителя 45. О каком городе говорит Иисус Христос: «И ты, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные тебе, то он оставался бы до сего дня; Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе?» О Капернауме 46. Почему Петр, когда шел к Иисусу Христу по воде, стал тонуть? Он усомнился 47. С какой птицей сравнивается Святой Дух в Евангелиях? С голубем 48. Какую птицу считают символом чистоты? Голубя 49. Какой зверь напал на толпу, глумившуюся над пророком Елисеем? Медведь 50. С какими животными сравниваются вероломные и жестокие правители в Библии? С волками 51. Где находился Иисус Христос, когда Его арестовали? В Гефсиманском саду 52. На какое дерево залез Закхей, чтобы увидеть Христа? На смоковницу 53. Кто был местным наместником в Иудее, отдавшим приказ на распятие Иисуса Христа? Понтий Пилат 54. На какой горе был распят Иисус? На Голгофе 55. Кто охранял гробницу, куда было положено тело Христа? Римские солдаты 56. Кто из учеников усомнился в Воскресении Христа, пока не увидел Его? Фома Близнец 57. Во время какого праздника был распят Иисус Христос? Во время Пасхи 58. Как звали первую женщину, увидевшую Иисуса Христа Воскресшим из мертвых? Мария Магдалина 59. Кто напомнил Петру о его грехе в ту ночь, когда Иисус Христос был схвачен? Петух 60. Какие были первые слова, которые сказал Воскресший Христос Своим ученикам? Мир вам! 61. Что означает слово «Христос»? Мессия, Помазанник 62. Из какого рода были Мария и Иосиф? Из рода Давида 63. Повинуется ли сегодня ветер и море Христу? Да 64. Что за день Страстная пятница? День, когда был распят Христос 65. Что значит «Господь вездесущий»? Господь везде 66. Кто послал Духа Святого на землю? Бог Отец 67. Что произошло, когда Дух Святой сошел на учеников? Сошли разъединяющие языки пламени, ученики стали говорить иными языками 68. Почему мы не можем видеть ангелов? Это духовный мир 69. Что оскверняет человека?

http://azbyka.ru/deti/viktorina-po-stran...

4:10), заповедал почитать как апостолов, так и других святых – Его друзей ( Ин. 15:14 ): «кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф 10:40,41; сн. Лк. 10:16 ; Ин. 13:20 ). «Во имя пророка», «во имя праведника», «во имя ученика» (стих. 42), т. е. если кто примет не по гостеприимству или по другим каким-либо расчетам, но потому, что он пророк или праведник или ученик (Христов), то будет участвовать в награде пророка, как содействующий ему в его служении, как сочувствовавший и единомысленный с ним. Требуя почтения к святым, Господь Иисус Христос, очевидно, не только не усматривал в этом ничего несогласного с служением Единому Богу и Его прославлением, но, напротив, находил это необходимым для полной славы Божией, потому что святые должны быть почитаемы не как Он Сам или Его Отец, а только как друзья Его, как Им посланные, как Его ученики; вся же честь, им воздаваемая, должна быть относима к Нему Самому, а через Него к Богу Отцу. в) ... поклоняться святым: Нафан поклонился Давиду «лицом до земли» ( 3Цар. 1:23 ), Орна – Давиду ( 1Пар. 21:21 ), Авигея – Давиду ( 1Цар. 25:23 ), Авдий – Илии прор. ( 3Цар. 18:3–7 ), сыны пророков – Елисею ( 4Цар. 2:15 ), Сонамитянка – Елисею ( 4Цар. 4:37 ), темничный страж «припал (προσπεσε от προσππτω – припадать к стопам, на коленях умолять) к Павлу и Силе» ( Деян. 16:29 ). Ангелу (предстоятелю) Филадельфийской церкви Господь говорил: «Я сделаю то, что они (иудеи) придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» ( Откр. 3:9 ). Святым поклонялись не только при жизни их, но и после смерти: Саул «пал лицом на землю и поклонился» прор. Самуилу ( 1Цар. 28:14 ). Бог наказывает за непочитание святых «Дети... насмехались над ним (прор. Елисеем)... Он... проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» ( 4Цар. 2:23,24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

4. Об этом и Папий, ученик Иоанна и товарищ Поликарпа, муж древний, письменно свидетельствует в своей четвертой книге, ибо им составлено пять книг. Он прибавил следующее: «это для верующих достойно веры. Когда же иуда предатель не поверил сему и спросил, каким образом сотворится Господом такое изобилие произрастений, — то Господь сказал: это увидят те, которые достигнут тех (времен)». Об этих временах и Исаия, пророчествуя, говорит: «и будет пастись волк вместе с агнцем и барс будет покоиться вместе с козлом, и теленок, и вол, и лев будут пастись вместе, и малый отрок будет водить их. И вол и медведь будут пастись вместе, и дети их будут вместе, и лев, как вол, будет есть плевы; и малый отрок возложит руку на пещеру аспидов и на ложе детей аспидовых, и они не сделают зла и не могут погубить кого-либо на Святой горе Моей» ( Ис.11:6-9 ). И, еще повторяя, говорит: «тогда волки и агнцы будут пастись вместе, и лев, как вол, будет питаться плевами, и змей будет есть землю как хлеб; и они не будут вредить и делать зла на Святой горе Моей, говорит Господь» ( Ис.65:25 ). Знаю, что некоторые пытаются относить это к диким людям, принадлежащим к различным народам и разных занятий, которые уверуют и, уверовав, сойдутся с праведными. Но, хотя и ныне это (справедливо) в отношении к некоторым людям, из различных племен приходящим в единомыслие веры, тем не менее в воскресение праведных сбудется и относительно тех животных, как сказано: ибо Бог богат всем. И надлежит, чтобы с обновлением творения все животные покорились и повиновались человеку и возвратились к первоначальной, Богом данной, пище, — как они (первоначально) покорены были Адаму, — т. е. произрастениям земли. На иное, а не настоящее время указывает то, что лев будет питаться плевами. Это означает обилие и питательность плодов; ибо, если животное лев питается плевами, то какова будет самая пшеница, от которой плева годна будет в пишу львов? Глава XXXIV. Подтверждение мнения о земном царстве святых Свидетельствами Исаии, Иезекииля, Иеремии и Даниила, а также и притчею о бодрствующих слугах

http://azbyka.ru/apokalipsis/protiv-eres...

53) и победить всех врагов церкви Божией (63:1–6). Еммануил и Отрок Господень – одно и тоже лицо. Еммануил есть Богочеловек (9:6), имеющий произойти из униженного дома Давидова (11:1), но обладающий всею полнотою даров Св. Духа (11:2); Он произведет суд на земле и умиротворит всех, просветит сидящих во тьме и сени смертной и на Него будут уповать язычники (9:1 и 2, 11:3–5 и 10). Отрок Господень, также смиренный и униженный от рождения до смерти (53:1–8), имея на Себе Духа Господня, будет помазан открыть «благоприятное лето Господне» для спасения страждущих (61:1–3); Он «возвестит суд народам», Его Господь поставит в завет и во свет язычникам, и «на имя Его язычники уповать будут» (62:1–7). В речах обоих сборников времена Мессии изображаются временем мира в церкви Божией, когда «на всей святой горе Божией не будут делать зла и вреда: волк будет жить вместе с ягненком и барс будет лежать вместе с козленком, корова будет пастись с медведицею и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею» (11:6–9 и 65:25). Торжество нового Сиона, или Иерусалима, описывается одинаково в обоих сборниках (гл. 2:2–4, 12, 26, 35:10, 50, 52, 65:17–25 и 66:20–23); только в речах второго сборника эго описание нового Иерусалима делается подробнее и слава его выставлена гораздо блистательнее; потому что там изображается новый Иерусалим в состоянии славы, даже после второго пришествия Мессии Господа на общий суд и после творения нового неба и новой земли. При изображении деля спасения людей Еммануилом – Рабом Иеговы замечательны у пр. Исаии в обоих сборниках две черты: во-первых, Иудеи, когда в основание нового Сиона Господь положит краеугольным камнем смиренного Еммануила, страдающего Раба Своего, преткнутся об этот камень и падут (28:10 и 8:14), ибо они не уверуют в страдающего Мессию (53:1), и Господь отвергнет их и на место их призовет язычников (65:1 и 2); во-вторых, в конце времен спасения язычников Иудеи, ревнуя им, обратятся к Господу Мессии и пойдут в новый Сион, Его церковь (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

5:2); и наши мысли не остаются всегда в одинаковом настроении. Посему и премудрый дает такое увещание: « не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения » (Сир. 5:8, 9). Но если бы даже и не было такой неизвестности, и тогда не следовало бы откладывать дела с сыновьями и опускать из вида, сколько от этого бывает вреда. Подлинно, крайне было бы безрассудно, когда юноша нуждается в помощи и когда ему угрожает сильный враг, приказывать ему погружаться в житейские дела, так что он легко может быть побежден (врагом), а когда он получит тысячи ран и не будет уже на нем ни одного здорового места, тогда вооружать и возбуждать его, уже лежащего и изнемогшего. Да, скажут, тогда и легка борьба, тогда и удобна битва, когда погаснут похоти. Но какая уже борьба тогда, когда никто не вступает в борьбу с нами? За это не будет потом и венцов светлых; ибо « благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит » (Плач. 3:27, 28). Тот достоин бесчисленных похвал, прославлений и почестей, кто обуздывает беснующуюся природу и спасает ладью во время самой жестокой бури. Впрочем, не будем спорить об этом; пусть будет отсрочена борьба, если хочешь. Но, если бы от нас зависело время борьбы, можно было бы ожидать старости; если же надобно человеку бороться в течение всей настоящей жизни, начиная с самого юного возраста, или с десяти лет (ибо с этого возраста надлежит давать отчет за грехи, как показывает пример отроков, пожранных медведями за насмешки над Елисеем), и притом бороться с того возраста, в котором воздвигается против нас сильнейшая война, то почему ты назначаешь для подвигов время старости? Если бы ты властен был приказать и диаволу, чтобы он не нападал и не вступал в борьбу, то этот совет твой имел бы некоторый смысл; но если ему ты предоставляешь действовать и поражать, а мне повелеваешь оставаться спокойным, или даже добровольно преклоняться пред ним, что может быть хуже этой обиды — в то самое время, когда враг неистовствует, обезоруживать того, на кого он нападает, и таким образом предавать в его руки? — Но сын молод и слаб? Потому–то он и нуждается в большей безопасности, а, нуждаясь в безопасности, имеет нужду и в большем попечении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010