Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургические груз. памятники Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908 Лопарёв. Каталог алекс. патриархов Лопарёв Хр. [Каталог патриархов Александрийской Церкви]//Порфирий (Успенский), еп. Александрийская Патриархия: Сб. мат-лов, исслед. и записок. СПб., 1898. Т. 1. С. I-CXXVII Лопухин. Толковая Библия Толковая Библия: В 11 т./Под ред. А. П. Лопухина, Н. Н. Глубоковского. СПб., 1904-1911. Стокгольм, 1987р. 11 т. в 3 пер. Лосский В. Лосский В. Н. МАК Материалы по археологии Кавказа. М., 1888-1914. 14 вып. Макарий. Макарий (Булгаков), митр. Малиновский. Догмат. богословие Малиновский Н. П., свящ. Православное догматическое богословие. Х.; Ставрополь; Серг. П., 1895-1909. Ч. 1-4 Мансветов. Устав Мансветов И. Д. Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях славянских//ПрТСО. 1884. Ч. 34. С. 466-564 Мануил. Мануил (Лемешевский), митр. МАР Материалы по археологии России, изданные Императорской Археологической комиссией. СПб., 1866-1918. 1-37 Маркелов. Святые Др. Руси Маркелов Г. В. Святые Древней Руси. СПб., 1998. Т. 1: Святые Древней Руси в прорисях и переводах с икон XV-XIX вв.: Атлас; Т. 2: Свод описаний; [Т. 3]: Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского Дома Мартиролог «Бутово» Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937 - 19.10.1938. М., 1997 Мастера художники XVII в. Мастера художники золотого и серебряного дела, алмазники и сусальники, работавшие при Патриаршем дворе в XVII в. М., 1914 МДИР Материалы для истории раскола за первое время его существования/Изд.: Н. И. Субботин. М., 1875-1895. 9 т. Меликишвили. К истории Меликишвили Г. П. К истории Древней Грузии. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.) Менабде. Очаги Менабде Л. В. Очаги древнегрузинской литературы. Тбилиси, 1962, 1980. 2 т. (на груз. яз.) Мерчуле. Житие Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского//ТРАГФ.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=12

б) Он учил своих, что надобно отказываться от всякого желания покоя земного, если хотят быть в покое Христовом ( Мар. 9, 47 . Лук. 18, 29 ), и предсказывал Себе и им жестокие бедствия (Мат. 16, 22. 10, 16–18. Лук. 9, 18 ). в) Строго обличил земные честолюбивые замыслы в сынах Зеведеевых ( Мар. 10, 35 ) и в Петре (Мат. 16, 23), и на вопрос: кто больше в царствии, указал на дитя (Мат. 18, 1). г) Ясно говорил, что не пришел Он, чтобы служили Ему, а чтобы служить другим (Мат. 20, 28), старался скрывать славные дела свои – свои чудеса от внимания людей (Мат. 9, 30. 8, 4. Иоан. 5, 14. 9, 12 .) и когда народ хотел провозгласить Его земным царём, Он скрылся. Хотя апостолы до воскресения Христова и даже до самого торжественного сошествия на них Духа Святого ожидали, вместе с иудеями, видимого царства Мессии – царства политического: до сие ожидание и само по себе должно было ослабеть по вознесении Христовом, а тогда, как просвещены они были Духом святым, увидели и говорили, что царство Христово есть собственно царство духовное. Они учили, что царство Христово есть правда, мир и радость, производимые Духом святым ( Рим. 14, 17 ), царство противоположное тёмному царству духа злобы – диавола ( Кол. 1, 13 ), царство, которое обнимает собою и небо и землю (Еф . 1, 10), и есть непоколебимо ( Евр. 12, 28 ). Апостолы самыми делами и жизнию свидетельствовали о духе царства Христова. Св. Павел от лица апостолов писал: мню бо, яко Бог ны посланники последния яви, яко насмертники: зане позор быхом миру и ангелом и человеком. Мы буи Христа ради, немощны, безчестны и пр. ( 1Кор. 4, 9 – 13 ). § 214. Земное временное Царствование Христово Христос Иисус при самом вступлении в должность Мессии и Его предтеча проповедовал: исполнися время, приближися царствие Божие ( Мар. 1, 15 . Мат. 3, 1. 4, 17. Лук. 10, 9. 11 ). Эти слова, как очевидно, заключают тот смысл, что одно время кончилось явлением Иисуса Христа в мир, а другое началось ( 2Тим. 4, 6 ), и это последнее время названо временем царствия Божия. Такое же свидетельство о времени начального появления царствия Божия, или царствия Христова, произнес Спаситель, когда говорил, что со дней Иоанна Крестителя царствие небесное берется силою и умные искатели достигают его – αρπζουσιν ατν (Мат. 11, 12. Лук. 16, 16 ). Если уже берут царствие Божие: то это показывает, что царствие Божие настало. Фарисеям, обвинявшим Иисуса Христа в сношениях с духом злобы, Иисус говорил: аще о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас царствие Божие (Мат. 12, 28). Фарисеи сами соединяли со временем явления на земле царства Мессии время ослабления силы дьявольской, и Спаситель собственным их образом мыслей обличает несправедливость их мнения о Нем; показывает, что если Он изгоняет бесов силою Божей: то это и по их суждению есть знак того, что царство Божие уже настало, явилось между людьми: таково значение последних слов по их употреблению (см. Сол. 2, 16. Рим. 9, 31 . Фил. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

314 Триденский собор (sessio 7. cap. 2) произнес «анафема тому, кто бы сказал, что служитель конфирмации не есть один епископ, но и каждый простой священник». 315 Прав. 7. Тоже видно из слов Астерия у Фотия. Bibl. cod. 271. p. 1499. Собор трулльский повторил слова конст. собора в пр. 95. На западе весьма оразнообразились слова, произносившияся при печатлении миром. См. Brenners gesch. Darstellung. d. Sacramenme g. 31. 17. Wiirzb.818 316 Cont. Lucifer, с. 4. Ап nescis, ecclesiarum hanc esse morem, ut baptizatis postea manus imponatur et ita invocetur Spiritus s. ? Exigis, ubi scriptum sit? In actis apostolorum, sed etiam si scriturae avetoritas non subesset, totius orbis in hanc partem consensus instar praecepti optineret. 318 Tertullianus: de Bapt. с. 7. 8. Кирилл оглаш. 21. § 1. Лаодик. пр. 48. Пост. апост. кн. 7. гл. 43. 44. Gennadius: si parvulu sunt, vel hebetes, qui doctrinam non capiant, respondeant pro illis, qui cos offerunt, iuxta morem baptisandï et sie marnus impositione et chrismate communiti evcharistiae mysteriis admiltantur. De dogmat. Eccl. c. 52. Collect Canonum Graec. Martini, e. 52. сл. Pellicia de ecclesiae politia t 1. p. 22. 320 Константинопольский вселенский собор пр. 7. Василии в- письм 188. § 1. Дионисий александр. у Евсевия (II. E. 4 5). Cone. Aravs. cap. 1. Goar. Evehol. p. 888. 887. 321 В греческой церкви называется сие таинство: μυρον τ χρσματος; μρον – жидкая масть, и как говорил св. Иустин, масть составленная из благоуханных веществ (см. зам, 45), от μορω – теку; χρσμα помазание от χρω – помазую; отселе слово: миропомазание 322 О том, что еван. Иоанн не предлагает подробнаго известия об установлении вечери, следует заметить: а) он и в других случаях не говорит о том, о чем сказано у других евангелистов, сообразно с одною из своих целей (Evseb. II. Е. 3, 24. 6, 14.), б) говорить об установлении вечери тем более не было для него нужды, что он уже передал нам обетование Спасителя ( Иоан. 6, 51 . сл.) о сей вечери: таково же повествование Его о крещении; таково же и о некоторых других случаях ( Иоан. 2, 19–25. 3, 11–21 ). А что вечер, который описывает ев. Иоанн в 13 главе, есть тот же самый, который описывают три другие еваниелиста, говоря подробно об установлении евхаристии,– это ясно видно: а) св. Лука 22, 27. указывает на умовение ног Спасителем, а Иоанн 13, 4–16. описывает умовение; б) как Иоанн 13, 21–26., так и другие евангелисты и Мат. 26, 21–23., Мар. 14, 27 – 30 говорят о предречении Спасителя относительно предателя и Петра; в) по словам Иоанна Спаситель, окончив беседы последней вечери, вышел в сад Гефсиманский 17, 26. 18, l.; тоже говорится Мат. 26, 30. Лук. 22. 29 . Мар. 14, 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Евангелисты повествуют о разных явлениях ангелов, как о событиях исторических. Так ангелы возвещают благодатной Марии ( Лук. 1:32–34 ), Иосифу (Мат. 1:20, 24), пастырям вифлеемским ( Лук. 2:9, 10 ) о рождении Мессии Иисуса. Ангел возвещает Захарии о рождении предтечи Иоанна (Лу κ. 2:13), ангел успокаивает Иосифа, глаголя: востав ноими отроча и иди в землю израилеву: изомроша бо ищущии души отрочате (Мат, 2:20). Ангелы служат Иисусу Христу после искушения: тогда остави его диавол и се ангелы приступиша и служаху ему (Мат. 4:11). Ангел укрепляет Иисуса в саду гефсиманском ( Лук. 22:43 ). Ангелы возвещают женам о воскресении Христовом ( Мф. 28:2–8 , Мар. 15 :5–8, Лук. 24:4–8 , Иоан. 20:12 ). Ангел выводит апостолов из темницы ( Деян. 5, 10 ). Ангел является Корнилию и преподает ему наставление ( Деян. 12:7–12, 10:3 ). Ангел является Петру в темнице и выводит его из нее свободным от оков ( Деян. 7:7–11 ). Ангел возвещает Павлу о предстоящем ему морском путешествии ( Деян. 27:23 ). В посланиях своих апостолы нередко говорили об ангелах и говорили там, гди или доказывали, напр. превосходство Мессии Иисуса пред всеми избранными Божиими и показывали, что Он выше ангелов ( Евр. 1:4–9 ) и ангелы покорны Ему ( 1Петр. 3:22 ), или говоря о высоком достоинстве христианского откровения присовокупляли, что ангелы желают проникать в тайны христианства ( 1Петр. 1:12 ), со тьмами ангелов вступают в общение вступающие в христианское общество ( Евр. 12:22–25 ). Позор быхом мира и ангелов, говорить апостол Павел о земной жизни апостолов, и тем поставляет ангелов в круге действительных предметов, отличая их от людей. Засвидетельствую пред Богом и Господом Иисус Христом и избранными ангелы, говорит он же Тимофею ( 1Тим. 3:21 ). Таким образом самая недоверчивая логика должна признаться, что в н. завете признается бытие ангелов не по мнению народному, а по признаниям учителей св. истины и по несомненным явлениям ангелов 383 . § 101. Сотворение ангелов Мир духов чистых ангелов есть создание Творца всяческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

не будет ничего нечистого (Кор. 6, 9), будут одни те, которые с самоотвержением подвизались во времени для славы Божией (Мат. 25, 34. 46. Деян. 14, 22 . Еф. 5, 5 . Апок. 22, 15 ) и они будут наслаждаться неизобразимыми радостями ( 2Петр. 1, 11 . Иак. 2, 5 ). 70 «Событие пророчеств о Иисусе Христе» в христ. чт. 1843. ч 2. стр. 456– 490, статья легкая, перевод с француз 71 Первая пасха 2, 13. вслед за тем, как Господь вступил в общественное служение. Вторая 5. 1. называется днем праздничным, как называется пасха у других евангелистов (Мат. 26, 5. Мар. 15, 5 . Лук. 23, 17 ); пред тем за четыре месяца до жатвы Господь посещал Самарию (4 35) и затем отправился на праздник; а в это время не было у иудеев другою праздника, кром пасхи. Так понимал праздничный день и св Ириней. lib. 2. сар. 22 и 3. Третья пасха 6, 4. после которой Христос несколькими хлебами напитал множество народа. В последнюю пасху (13, 1) пострадал Он. Чит. в хр. чт. 1838 IV, 318 ответ на вопрос: «в котором году родился Иисус Христос »? Седмины Данииловы-в хр. чтен. 1844. 1, 481. 73 О седминах Феодорит interpret. in Danielem с. IX. t. 2. Поздние евреи, не будучи в состоянии отвергать того, что пророчества о времени пришествия Мессии с точностию исполнились, обратились к разным толкам и замешались в мыслях своих . Одни впали в какое-то нечаяние, стали говорить, что Мессия не был обещан, так наприм. утверждал р. Альбо в книге ikkarim; другие отложили пришествие его до будущего века и мира, как р. Манассес Бен Израель в книге: de resur. mortuor. lib 2. с. 3. Иные стали осыпать проклятиями того, кто стал бы определять время пришествия Мессии: «да расторгнется душа тех, которые высчитывают времена (Мессии)». Иные говорят, что время пришествия Мессии отсрочено ради грехов Израиля. Множество других подобных, часто смешных, мнений о Мессии и о его пришествии собрало у Буксторфа de synagoga iudiaca с. 50. Basil 1661. у Уголины Thesavrus t. 4. р. 1153. у Шикарада Ius iudeorum, у Шсттиена: Horae hebraicae. Такое разноречие толков, как понятно, само себя обличает в своем нечестивом произволе, тем более что ни один из этих толков не был известен древней иудейской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лит.: Путинцев М. П. Алтай: его святыни. Миссионерство. Дивные пути Промысла Божия в обращении язычников в христианство. Восп. о почивших миссионерах. М., 18912. С. 8, 14-16; Михайловский М. По поводу 40-летней годовщины служения Церкви Преосв. Макария, еп. Томскаго и Семипалатинскаго//Томские ЕВ. Отд. неофиц. 1895. 4. С. 7-15; 5. С. 4-12; Пятьдесят лет священнослужения Высокопреосв. архиеп. Макария (19 мар. 1861 - 19 мар. 1911 г.)//Там же. 1911. 7. С. 373-389; 8/9. С. 448-458; 10. С. 502-513; 11. С. 553-573; 12. С. 623-647; 13. С. 673-691; 14. С. 725-738; 15. С. 761-765; Его Высокопреосвященство митр. Московский и Коломенский Макарий у себя на родине//Моск. ЦВед. 1913. 40. С. 814-820; Поездка Высокопреосв. митр. Макария на Алтай//Там же. 1914. 46. С. 929-937; Макарова-Мирская А. И. На служении Алтаю: (Повесть о жизни и деятельности Высокопреосв. Макария, митр. Московского и Коломенского, в связи с деятельностью др. миссионеров Алтая). Х., 1914; она же. Апостолы Алтая. М., 1997р. С. 10-88; Знаменский П. В. Несколько мат-лов для истории Алтайской миссии и участия в ее делах Н. И. Ильминского. Каз., 1901. С.16-27, 68; Ливанский И., прот. Высокопреосв. Макарий, митр. Московский, и архим. Макарий (Глухарев) - основатели Алтайской миссии. Орел, 1913; Авроров П., свящ. Пребывание высокопреосв. митр. Макария Московского на своей родине. СПб., 1914; Томская епархия//Справ. кн. по Томской епархии. Томск, 1914. С. VII-VIII; Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М., 1995. С. 186-246; Сечина Н. В. Митр. Московский и Коломенский Макарий (Невский), 1835-1926// Макарий (Невский), митр. Избранные слова, речи, беседы, поучения (1884-1913). М., 1996. С. 3-28; Царю Небесному и земному верный: Митр. Макарий Московский, апостол Алтайский (Парвицкий-«Невский») 1835-1926/Авт.-сост.: Т. Гроян. М., 1996; Биогр. словарь миссионеров РПЦ/Авт.-сост.: свящ. С. Широков. М., 2004. С. 83-86; Дмитрук А., прот. Патерик сибир. святых и подвижников благочестия. Единец, 2006. С. 337-340; Житие св. Макария (Невского; 1835-1926), митр. Моск. и Алтайского// Макарий (Невский), свт. Единое на потребу. М., 2011. Т. 1. С. 5-33; Шипилов В. Митр. Макарий (Невский): Апостол Алтая. Барнаул, 2015.

http://pravenc.ru/text/2561280.html

Признавать бесноватых, о которых так часто говорится в истории И. Христа и апостолов, за лунатиков, эпилептиков, меланхоликов означало бы допускать самую очевидную несправедливость. а) Евангелистами ясно отличаемы были бесноватые от обыкновенных больных; даже от самих лунатиков напр. и нсцели многи зле страждущия различными недуги и бесы многи изгна и не оставляше глаголати бесы, яко ведяху его Христа суща ( Мф. 1:34 ). И приведоша к Нему вся болящия различными недуги и страстьми ( βασανοις – припадками) одержимы и бесны и месячны ( σελλειαξομενονς) и раслабленныя: и исцели их (Мат. 4:23. Тоже Лук. 6:17, 18. 7:21. 8:2, 13:32 . Мф. 7:22; 9:33; 12:18 ). б) Бесноватые действиями своими показывали, что они не были больные телесной болезнью. Не от лица бесноватых бывшие в бесноватых говорили о Христе как о грозном Сыне Божием, говорили, что знают Его, – чего и не могли знать обыкновенные бешеные ( Мар. 2:24; 5, 7 . Лук. 4:34, 35 . Мат. 8:28). Бешенство бывает на собаках, но с собак не переходит на свиней, как бесы, вышедшие из гадарян, перешли, по слову Спасителя, в стадо свиней. Бешеные не живут в могилах, как теже бесноватые гадарянские; как ни большой оказывается телесная сила в бешенстве, но все же не такая, чтобы рвать железные цепи, как это делали бесноватые ( Мар. 5:3–17 . Лук. 8:27–32 ). в) Иисус Христос обращался с бесноватыми, как содержимыми от духов; разговаривая с бесноватыми, Он обращался с словами своими к духам, в них бывших, спрашивал духов о имени их, называл их духами нечистыми, повелевал им молчать и выходить ( Мар. 1:25, 9:25 . Лук. 9:32, 34 ). Когда 70 учеников вернувшись с проповеди с радостью говорили Спасителю, что от Его имени бегут бесы; Он сказал: Я видел сатану, как молнию спадшего с неба. Но вы не тому радуйтесь, что повинуются вам духи, а тому, что имена ваши написаны на небе ( Лук. 10, 17 ). Здесь Спаситель утверждает учеников в той вере, что нечистые духи могут завладевать телами людей. Тоже Мар. 3:15; 16, 18. 18 . Мат. 10:1. г) Апостолы, по вознесении Христа на небо, изгоняли бесов из людей, при чем ясно отличали бесноватых от больных ( Деян. 11:16, 19:12 ), в разговорах обращались прямо к духам ( Деян. 16, 18 ) и называли их духами нечистыми ( Деян. 8:7, 19:13 ); бесы в беснуемых разговаривали и действовали от своего лица ( Деян. 19:13; 16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но не есть ли это та особенная точность, на которую указывает свидетельство Папия? Видно, что составитель второго канонич. Евангелия считал нужным изложить в своем Евангелии как главные события, так и частные обстоятельства этих событий, видно, что он старался о том, как бы не опустить чего-либо из узнанного им и не переиначить. – Что касается порядка, то неоспоримо, что в Евангелии Марка слова Господа и события из Его жизни и деятельности изложены в известном последовательном порядке; но неоспоримо также и то, что этот порядок не везде находится в соответствии с действительностью. Так напр. очевидно, что события, о которых говорится у Марка во 2 гл. ст. 18 – 28 и в которых упоминается о учениках Спасителя, как об известных, всегда находящихся при своем Учителе лицах, совершились после избрания 12-ти апостолов; между тем о избрании апостолов Марк рассказывает по изложении этих событий 3, 7 – 19. Не подлежит, равным образом, сомнению, что притчи, заключающияся в 4 гл. 1 – 32. не были произнесены Спасителем в одно и тоже время, – хотя они и соединены вместе, ибо из ст. 33, видно, что все они в указанном месте приведены с целью охарактеризовать приточный способ изложения учения, которым Господь в большинстве случаев пользовался при раскрытии Евангельских истин. Так прежде всего мы не можем не заметить, что в Евангелии Марка чаще, чем в других Евангелиях упоминается об апостоле Петре,( Мар. 1, 36 ср. Лук. 4, 42 ; Мар. 11, 21 ср. Матф. 21, 20 ; Мар. 13, 3 . ср. Мат. 24,3 и Лук. 21, 7 . Мар. 14, 37 . ср. Лук. 22, 45 и Матф. 26, 40 ; Мар. 16, 7 ср. Матф. 28, 7. 10 .). Далее мы находим, что в Евангелии Марка с большей точностью изложены некоторые обстоятельства, касающияся Петра. Так напр., пророчество Господа об отречении Петра, и исполнение этого пророчества у Марка изложены точнее, чем у Матфея и Луки. Тогда как у Матфея и Луки вообще говорится, что прежде, чем пропоет петух, Петр трижды отречется от Христа, и так исполнилось ( Матф. 26, 34. 75 ; Лук. 22, 34, 60. 61 .), у Марка повествуется раздельнее: прежде, чем петух пропоет дважды, Петр отречется от Христа трижды, что в точности и исполнилось ( Марк. 14, 30. 72 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Если от крещающегося требуются, как сказано, вера и покаяние; то рождается вопрос: должно ли крестить младенцев, которые неспособны ни к вере, ни к покаянию? 1)    Надобно заметить, что наставления в вере, какие предлагаемы были апостолами пред крещением возрастных, были кратки, подобное же изучение веры предоставлялось последующему времени.– Так апостол называет свое поучение, предложенное новообращенным ученикам, млеком, а не твердою пищею (1 Кор, 3, 1. 2. Евр. 5, 11–14 ). А это показывает, что по смыслу апостолов, вера и покаяние могут восполняться и после крещения, 2)     Если апостолы, как видно из их деяний, крестили целые семейства ( Деян. 16, 15. 30–39. 18, 8 . 1Кор. 1, 16 ) и всех, как выражается св. Лука, принадлежащих к семейству ( Деян. 16, 1 ): то это дает право заключать, что крещены были и дети, принадлежавшие к таковым семействам. 3)    Заповедь Спасителя о преподавания крещения дана без ограничения в отношении к детям (Мат. 28, 19) и поскольку дети и после крещения могут получать наставление в вере, требуемое Спасителем (с. 20): то отказывая младенцам в крещении произвольно нарушают заповедь Спасителя, не отказывая же поступают сообразно с ее духом. 4)         Считать младенцев неспособными к царствию Божию значило бы думать о них не так, как судил Спаситель, Который обняв благословлял приносимых к Нему младенцев и говорил: таковых есть царствие Божие ( Лук. 18, 15–17 . βρφη Мар. 10, 13– 15 , Мат. 19, 13, 15. παιδια). Слова Спасителя;несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом (Мат. 15, 26) показывают, что скорее можно согласиться на то, чтобы отказывать в крещении, до времени, некоторым возрастным, нежели отказывать в том детям. Такие заключения совершенно согласны с тем, что по смыслу наставлений откровенных препятствием к совершению крещения должно служить собственно произвольное отвержение Христовых истин. 5)    Если брать во внимание недостаток веры в младенцах, возможной для возрастных: то напротив следует заметить, что такой недостаток не препятствовал тому, чтобы некоторые известные по откровению младенцы освящены были во чреве матери ( Иер. 1, 5. 11, 1 Ис. 11, 9, 1. 5 ); притом недостаток веры младенцев может быть восполняем при крещении верою родителей, восприемников их совершителя тайны, и доказательством служит вера родителей, исцелявшая больных ( Мар. 9, 21 .), воскрешавшая мертвых ( Лук. 7, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

б) Кто имеет, тому дано будет. Высочайшие блага, приобретаемые добродетелью, сокрыты в небе. Хотя их «ни око не видело, ни ухо не слышало» и т. д., однако же мы знаем много радостного о рае: он привлекателен и славен. Там нет никакой болезни и горя, там только радость и блаженство — настолько превышающие земные радости, насколько небо выше земли. Там созерцают истину, имеют высшее знание, проникаются мировыми планами Божьими. Там легко и охотно исполняют волю Божью и получают круг действий, как ангелы. Там живут только с одними добрыми. Какое счастье — там зреть лицо Божье. Там радость не имеет конца; она продолжается вечно. Здесь всякая радость омрачается мыслью, что она не долго продолжится. Несомненное воздаяние на небе, хотя бы на земле многое осталось без возмездия « Приидет Сын Человеческий во славе Своей » (ст.31, 32; ср. Апок. 22:12). 1. Для благочестивых — какое утешение! В мире остается многое без возмездия (Иов. 12:4–5). Посмотрите теперь на высшего Мздовоздаятеля. а) Он воздает всякому и за все (Мар. 9:44). б) Он хочет воздать во времени и в вечности (Лук. 6:38; 14:14; Мат. 19:27–29 ). 2. Для грешников — какой ужас! Как много зла в мире остается без наказания! (Сир. 23:24–26; Зах. 5:3 ) И здесь Бог есть Мздовоздаятель: а) потому что всякий грех оскорбляет его, как безгрешного. б) грешник должен ожидать себе наказания уже здесь, на земле (Псал. 49:21; Сир. 19:3; Иер. 2:19). в) в вечности будет возмездие еще ужаснее (Апок. 11:8). — Сир. 5:3. 1; Пет. 3:12; Псал. 72:13. 14. Ужасное и вместе с тем отрадное учение евангелия о страшном суде « Приидет Сын Человеческий во славе Своей » и т. д. 1. Для кого оно ужасно. Уже преображение Иисуса Христа на Фаворе привело учеников Его в страх (Мат. 17:6); не тем ли ужаснее будет Его явление во славе, как Судьи вселенной, в особенности: а) Для грешника, имеющего злую совесть. Все его грехи откроются (Гал. 5:19–21; Еккл. 3:17 ). Судья потребует отчета за всякое праздное слово (Мат. 12:36), за всякое зло, им содеянное, за всякое добро, им упущенное. Ужасный день для омраченной грехами совести! (Еккл. 11:9; Прем. 17:10–11 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010