« Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его » (1 Пет. 2:21). Впрочем, как бы ни был труден путь, которым надлежит нам идти в след Господа, мы должны всегда ободряться мыслью, что « Бог … не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести » (1Кор. 10:13). Искушен был Иосиф и поставлен первым после Фараона в Египте; искушен был Иов и награжден более прежнего. Но не одна земная награда посылается несущим крест Христов, « где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой » (Иоан. 12:26). Эта небесная и вечная честь более всего должна ободрять нас на пути самоотвержения и креста. « А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться » (Рим. 8:17). Самоотвержения, крестоношения и последования за Ним — вот чего требует Иисус Христос от всех, желающих быть Его последователями « Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною » (ст.34). 1. Истинный последователь Христов должен отвергнуться себя. Без некоторого самоотвержения невозможно следовать и за земным учителем, чтобы научиться земной мудрости. Ученик, если желает быть достойным учеником, должен ввериться руководству своего учителя, жертвовать для него своим временем, подчинить ему свой разум и волю, хотя бы он хотел и думать и делать не то, что угодно учителю; должен, одним словом, отвергнуться себя ради своего учителя и учения, и только тогда будет достойным учеником. Тем более без самоотвержения нельзя быть достойным последователем Иисуса Христа и научиться небесной мудрости. Истинный ученик Христов должен всецело предаться своему божественному Учителю и Господу. Должен отвергнуть безмерную любовь к самому себе, как несовместимую ни с любовью к Богу, которая должна быть беспредельной (Мат. 22:37), ни с любовью к ближним, которая должна быть равносильна любви к себе (Мат. 22:39). Должен отвергнуться пристрастия к мирской славе, богатству, удовольствиям плоти. Он должен поистине пожертвовать душой своей ради Христа и Евангелия (Мар. 8:35).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Нам нужно с благоговением размышлять о том, с какой попечительностью Бог в слове Своем внушает нам, что Он есть Отец наш, и нашим природным чувством любви к детям нашим объясняет нам, что и Сам Он желает видеть в нас любящих и признательных детей своих (Мат. 7. 10). Не напрасно Христос Спаситель в молитве, которой Сам научил нас, обращает взоры наши на небо и влагает в уста и дитяти, едва начинающему любить своего отца, и отцу, чувствующему сладость любви к детям, эти дивные слова: Отче наш , иже еси на небесех! И если родители с радостью принимают изъявления благодарности от детей своих, то, конечно, только потому, что видят, как дети ценят любовь отца и матери к ним, и как они сами начинают любить их. Без этого чувства взаимной любви не имели бы цены ни дары, ни благодарения. Перенесем эти мысли о любви разделяемой между нами и детьми на отношения Бога к нам и наши к Богу и нам будет понятно то, как Он желает любви нашей, как радуется ей и с какою благосклонностью встречает наши благодарственные чувства и молитвы. Кроме этих соображений, мы находим в Священном Писании и положительные повеления Божии о нашей обязанности памятовать Его благодеяния и питать к нему благодарные чувства. Моисей говорил Израильтянам пред вступлениям их в землю обетованную о благодеяниях Божиих, оказанных им в пустыне: „берегись, и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей, и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» ( Втор. 4 9). Сам Иисус Христос заповедывал Апостолам хранить до времени в тайне некоторые события Своей жизни, также повелевал молчать и получавшим от Него исцеления в предупреждение излишней молвы между неверующими, но там, где это было возможно, повелевал возвещать о полученном благодеянии. Так Он сказал необычайно страдавшему и исцеленному Им бесноватому: „иди домой к своим, и расскажи им, что сотворил с тобою Господь, и как помиловал тебя» ( Мар. 5, 19 ). Из этих повелений Божиих видно, что цель заповеди о благодарности к Богу – утверждать людей чрез памятование благодеяний Божиих в послушании воле Божией, и чрез гласное исповедание являемых нам милостей Божиих распространять славу Божию между людьми верующими в Бога истинного.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Но те же Св. отцы, в предостережение от увлечения ложными учениями, старались сердца испытателей мудрости, особенно юных, силою привязанности держать близ Единого Учителя – Христа в Церкви Божией. Будь, как Ноева голубица, говорили они, полетай над морем мира, но возвращайся в ковчег; если найдешь масличную ветвь, неси ее с собою, но не оставайся там, пока земля обсохнет, т. е. пока по известному предмету не уяснятся ложные взгляды и не рассеются заблуждения. А свободу движения христианской мысли в высшем, духовном смысле, так сказать, в высоту и глубину знания мы ни определить, ни уследить не можем. Я разумею ту созерцательную деятельность ума, которою путем богомыслия, молитвы и очищения сердца приобретается постижение тайн Царствия Божии, или прозрение в мир духовный и глубину сердец человеческих, что составляет собственно предмет учений аскетических, не относящихся к нашему исследованию. Нам понятнее – тот смелый, но верный полет мысли, когда светлый ум от начал учения веры возносится выше буквы писания и обрядовых постановлений закона к выводам и заключениям, поражающим в известное время своею силою большинство самих учителей и толкователей закона. В последнем значении мы видим свободу мысли в Соломоне, когда он вопреки строгим предписаниям ветхо-заветного закона, запрещавшим общение с язычниками, торжественно исповедал тайну призвания всего человечества к вере во Христа, моля Бога при освящении построенного им храма: „если и иноплеменник, который не от Твоего народа, Израиля, приидет из земли далекой, ради Имени Твоего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали Имя Твое» ( 3Цар. 18, 41, 43 ). Подобная свобода мысли доступна и простым верующим душам, руководимым чувством истины. Так жена кровоточивая, по роду своей болезни не имевшая по закону обрядовому права прикасаться и к простому человеку, тайно приближается к Великому Чудотворцу Иисусу, думая в глубине сердца: „если хотя к одежде Его прикоснусь, то исцелюсь» ( Мар. 5, 28 ). Так жена Хананейская, молившая Господа об исцелении своей бесноватой дочери, не взирая на строгие внушения Господа, что она чужда Ему, как нечистая язычница, что она не имеет части в Его дарах наравне с чадами Израиля, – верить не хотела, чтобы у Него и для нее не нашлось крупицы милости, – и получила желаемое (Мат. 15, 27). Вот свобода мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Разделы портала «Азбука веры» Зачем Богу церковь? 5 Ответов Тимур, а зачем люди вступают в брак, недостаточно ли просто любить на расстоянии? Для ответа на Ваш вопрос нужно определиться с тем, какое значение Бог вкладывает в слово вера . Христианская вера — это верность Богу, уверенность в Нём, как Творце, Промыслителе и Спасителе человечества. Именно такой веры ждёт от нас Бог: « Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди » ( Ин.14:15 ). Бог основал Церковь как сообщество любящих Его, живущих по Его святой воле и через Церковь Господь подаёт людям спасение, соединяет с Собой. Церковь — это установление Самого Бога. Это Его народ, именно в Церкви, как через канал, Он передает людям Свои вечные духовные дары. Важнейшие церковные действия — семь таинств, Господь Иисус Христос установил лично Сам или через Своих верных учеников. Главная задача Церкви во все времена — возрождать людей для Бога, делая их частью Его семьи, народа, которые будут способны к жизни в новом мире, Который откроется через огненное обновление нынешнего. Без Церкви этого достичь нельзя, потому что человек не знает как это делать сам и не имеет для этого ресурсов. Это зависит от того, что мы называем словом «верить» и что мы собираемся обрести этой верой. «Верить» в смысле «признавать бытие Бога», конечно, можно и без Церкви — но какая нам польза от такого признания? Чем вера, которая ничего не меняет в нашей жизни, отличается от ее отсутствия? В Библии речь идет о другой вере — через которую мы входит в «завет», то есть в союз со Христом, и обретаем ту жизнь вечную и блаженную, которую он приобрел для нас Своей смертью и Воскресением. Такая вера проявляется в том, что мы присоединяемся к Церкви, о которой сам Христос сказал «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мат.16:18). Мы принимаем Крещение — «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мар.16:16 ) и приступаем к Евхаристии — «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Иоан 6:54 )

http://azbyka.ru/vopros/zachem-bogu-uslu...

Свт. Филарет Московский ч. 2]: «Путь Аврама из земли рождения в землю обетования есть образ пути самоотвержения, которым человек из состояния поврежденной природы переходить должен в состояние Благодати. Каждый верующий имеет от Бога то же повеление, как и отец верующих – оставить все и отвергнуться себя самого. Любящий отца или мать более нежели Меня, не достоин Меня, глаголет Господь (Мат. 10:37). Каждому верующему обещано и благословение Аврамово в Иисусе Христе, (Гал. 3:14). Нет никого, кто бы оставил дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие и при гонениях, во сто крат более домов и братьев, и сестер, и отцев, и матерей и детей, и земель, и веке грядущем жизни вечной (Мар. 10:29–30). Верующий, оставляя свою, творит Божию волю с таким же неограниченным послушанием, с каким Аврам пошел, как сказал ему Иегова. Бог глаголет нам в природе, в св. Писании, в совести, в приключениях жизни управляемых Его провидением. Идти, как скажет Иегова, есть правило, в котором заключается весь путь взыскующих грядущего града небесного. Подобно Авраму, верующий настолько приближается к Богу, насколько оставляет себя самого; и подобно Авраму, благодарит Его за дары благодатные. Он приемлет их только для того, чтобы с верностью возвращать к их Началу: и там же, и тогда же, где и когда приемлет, приносит оные в жертву Богу» [с. 59]. «Путешествие Аврама в Египет есть продолжение очистительных его искушений. После обитания в стране Халдейской, плодоносной, и в Харране, где он умножил свое имущество, едва вступает он в землю обетования, как изгоняется из нее гладом. В каком мраке в сие время должны были представиться обетования Божии; и как трудно было сохраниться от преткновения самой твердой вере! Оставляя на время землю, поражаемую вышнею рукою, Аврам впадает в руки человеческие. Опасность его становится час от часа видимее; а избавление представляется час от часа менее удобным. Уже супругу, от которой должен был надеяться благословенного плода, он видит в позорном плену иноплеменника.

http://sedmitza.ru/lib/text/431258/

Но выражение: 04; ωτ означает только неопределенную продолжительность состояния и равносильно бывает выражению никогда. Напр, когда сказано: не возвратился вран, дондеже изсяче земля ( Быт. 8, 7 ): то это не значит, что вран возвратился к Ною в ковчег, тогда как явилась суша; ибо тогда и Ноя не было в ковчеге. (Тоже 2Цар. 6, 23 . Быт. 28, 15 . 1Тим. 1, 13 ). Во всяком же случае ως только тогда не исключает совсем из круга действительности состояния, которого касается, когда связь речи допускает действительность оного. Относительно же Иосифа и Марии не только ничто не показывает того, чтобы после рождения Иисуса жили они в супружеском союзе, но, как уже сказано, все показывает сохранение девственности св. Девою до гроба. Название: προτοτο ος собственно означает только родившагося первым, хотя бы другой после него и не рождался. Ангел поражал первенцев – προτοτοχ ς– египетских и между ними конечно и таких, которые были единородными первенцами ( Исх. 12, 29 ). – Бог повелел посвящать Ему первенцев израильских и конечно не одних тех, у которых были братья и сестры, что по отношению ко многим родителям не значило бы и жертвы ( Исх. 13, 2. 22, 29 ). Говорят: по свидетельствам евангельским и апостольским, у Христа Иисуса были братья и сестры (Мат. 12, 46. 48. 28, 10. Иоан. 2, 12. 7, 3. 5 . Деян. 1, 11 .) и именно братья Иаков, Иосия, Симон, Иуда (Мат. 13, 55. Мар. 6, 3 . Гал.. 1, 19). И отселе делают заключение против приснодевства Марии. Но а) название брата, греческое αδελφτ, еврейское асн, не всегда означает родного брата, но часто вообще родственника. б) Братья Иаков, Иосия, Симон и Иуда, они же и апостолы (сл. Мат. 10, 2. Мар. 3, 18 . Лук. 6, 15 . Деян. 1, 13 ), по ясному свидетельству евангелистов, были дети Марии (Мат. 28, 46. Мар. 13, 40 ); а эта Мария была сестра Матери Христа Господа и супруга Клеопы, иначе называвшегося Алфеем ( Иоан. 19, 25 .), так как другой Марии Магдалины и Матери Христовой евангелист не знает (Мат. 27, 81. 28, 1). Итак эти дети Клеопы и Марии Клеоповой, по праву назывались братьями Христа Господа, только они были не родные, а двоюродные братья Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лит.: Мартынов С. В. Печорский край. СПб., 1904-1905. 2 ч.; Тулубьев И. И. О колонизации Печорского у. Архангельск, 1910; Крайний Север к 1934 г.: Сб. мат-лов по хозяйственному и культ. строительству. М., 1934; Синицын М. С. По Ненецкой земле. М., 1960; Край мой ненецкий. Архангельск, 1973; Хлобыстин Л. П. Крайний северо-восток европ. части СССР в эпоху неолита и ранней бронзы//Этнокультурные общности лесной и лесостепной зоны европ. части СССР в эпоху неолита. Л., 1973. С. 54-65; он же. Древние святилища о. Вайгач//Памятниковедение: Проблемы изучения ист.-культ. среды Арктики. М., 1990. С. 120-135; Абульханов А. И., Ковязин Н. М. Ненецкий АО. Архангельск, 1977; Чернов Г. А. Атлас археол. памятников Большеземельской тундры. М., 1985; Стоколос В. С. Культуры эпохи раннего металла Сев. Приуралья. М., 1988; Овсянников О. В. Пустозерск - первый заполярный рус. город//Памятниковедение. М., 1990. С. 150-186; Мурыгин А. М. Печорское Приуралье: эпоха средневековья. М., 1992; Окладников Н. А. Пустозерские страдальцы. Архангельск, 1992; он же. Пустозерск и Пустозерье. Архангельск, 2010; Хомич Л. В. Ненцы: Очерки традиц. культуры. СПб., 1995; Археология Респ. Коми. М., 1997; История и культура Печорского края. Нарьян-Мар, 1997; Атлас памятников истории и культуры Нижнепечорья. Нарьян-Мар, 1998; Взгляд на Европ. Арктику: Архангельский Север: Проблемы и источники. СПб., 1998. 2 т.; История и культура ненцев европ. тундр. Нарьян-Мар, 1998; Хабаров В. П. Октябрь и гражданская война на Печоре. Нарьян-Мар, 1999; Вехов Н. В. Пустозерский край//Моск. ж. 2000. 11. С. 23-29; Ненецкий край: Сквозь вьюги лет: Очерки. Статьи. Док-ты/Ред.-сост.: В. Ф. Толкачёв. Архангельск, 2000; Остров Вайгач: Культурное и природное наследие/Ред.: П. В. Боярский, В. П. Столяров. М., 2000. Кн. 1; Ненецкий АО: Энцикл. слов. М., 2001; Новиков А. В. Лешуконье, XV-XIX вв.: История края. Архангельск, 20032. С. 208, 212; Ясински М. Э., Овсянников О. В. Пустозерск: Рус. город в Арктике. СПб., 2003; Головнёв А. В. Кочевники тундры: Ненцы и их фольклор. Екат., 2004; Щуров Г. С. Очерки истории культуры Рус. Севера, 988-1917. Архангельск, 2004; Ахабадзе Д. Т. и др. Ненецкий АО: Совр. состояние и перспективы развития. СПб., 2005; Канев Ю. В. История Ненецкого края. Нарьян-Мар, 2005; он же. Оленная армия. Нарьян-Мар, 20162; Павлов П. Ю. Палеолит северо-востока Европы: Новые данные//Археология, этнография и антропология Евразии. Новосиб., 2008. 1(33). С. 33-45; Сорокин А. Н., Ошибкина С. В., Трусов А. В. На переломе эпох. М., 2009; Верещагина И. В. Мезолит и неолит крайнего европ. северо-востока. СПб., 2010; Религ.-обществ. жизнь российских регионов/Науч. ред. и сост.: С. Б. Филатов. М., 2014. Т. 1. С. 182-194.

http://pravenc.ru/text/2564916.html

2. Нашего собственного креста. « Чашу, которую Я пью, будете пить », предсказывает Господь Своим ученикам в дневном евангелии. а) Крест наш — вина греха (Осии 9:9). Но почему он так тяжел? (Иоан. 15:8). Он есть наказание Божье (Исаии 28:7; Иер. 2:13 ). б) Крест — любовь и благодеяние Божье. Многие видят благодетеля только в том, если он снимет с них крест. Для таких слова апостола, сказанные в Послании к Евреям (12:6), кажутся сокровенной истиной (Осии 13:14). Однако Бог посылает нам благодеяния, если возлагает на нас крест (Лук. 15:16–17 ; Исаии 28:19; Гал. 6:14; Рим. 6:6 ). Благо тому, кто знает тайну креста. Мы должны знать более других (Мат. 13:11 ). Многие мудрецы не имеют об этом никакого понятия (Мат. 11:25 ). Крестоносцы, замечайте, как Бог любит вас, и чего вы не понимаете сегодня, то узнаете завтра (Псал. 118:71 ). Узкий и скорбный путь к небу « Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (ст.39). По поводу просьбы учеников — дать им первые места в царстве небесном, Иисус Христос указывает им на страдания и крест, как единый истинный путь к славе: « чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (Матф. 20:23). Широкий путь ведет к погибели (Мат. 7:13). Бог не хочет ничьей погибели, однако же Он представил нам свободный выбор (Иер. 21:8). Обычный человек охотно идет по широкому пути (Псал. 94:10). Тут встречают большое общество. Но исход — худой (Притч. 16:25). Напротив, узкий путь ведет к жизни (Деян. 14:22). 1. Он по истине узок. а) Потому что наш разум его не замечает. Мы замечаем пути звезд небесных, но о нашем собственном пути к небу мы ничего не знаем (1Кор. 2:14; Мат. 16:17 ). Иисус Христос указывает нам на писание (Иоан. 5:39). б) Потому что должны веровать многому, чего не понимают. Много тайн! Тут соблазняется иудей и еллин (1Кор. 1:23). К тому же, многие ложные учители хотят соблазнить, если возможно, и избранных (Мат. 24:24). в) Потому что мы должны делать многое, что нам не нравится. Отвергнуться себя (Мар. 8:34); распять плоть (Гал. 5:24); не сообразоваться с миром (Рим. 12:2); любить врагов (Мат. 5:44). Кто тут не вздохнет и не скажет, как те ученики, о которых говорится у святого апостола Матфея (12:25)?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Тогда речет и сущим ошуюю Его: идите от Мене проклятии во огнь вечный (Мат. 25, 34. 41). Судия облеченный славной плотью и окруженный ангелами произнесет для облеченных телами приговор облеченный в чувственные знаки: так должно быть по свойству тела! Что касается до других изображений образа суда будущего, каковы напр. книги разгнушася ( Апок. 20, 12 .), престол велик бе (ст. 11.) и т.п.: то это не собственные выражения действительности, которая откроется для нас на суде, но которой теперь мы не в состоянии понять 843 Блаж. Августин говорил о книгах: «надобно разуметь над этим некоторую божественную силу, по действию которой будет то, что каждому придут на память все дела его, добрые или худые и ум с чудною скоростью увидит их» 844 .– Точно также рассуждал св. Василий в., который говорил, что «писание представляет суд Божий олицетворенно», и что «книги означают возбуждение Господом в памяти людей образов всего соделанного» 845 . 6 Вечная участь людей § 337 Следствие последнего приговора Божия над людьми: состояние осужденных Следствием решительного определения Судии вселенной, в отношении к нечестивым, будет неизобразимое мучение их. И смерть и ад ввержены быша в озеро огненное ( Апок. 20, 14 ): это значит, что ад недостаточен для мучения осужденных и останется огнь вечный. (Сл. Апок. 21, 8 . Мат. 25, 45. Мар. 9, 44 ). Иначе состояние осужденных называется в писании а) смертию второю ( Апок. 2, 10. 20, 6. 14. 21, 8 ), б) изгнанием из царства Божия (Мат. 10, 33. 22, 13. 25, 41. 1Кор. 6, 9. 10 ), в) погибелью, απλεια ( Фил. 3, 19 . Иоан. 3, 15. 18 , аввадон απλεια Прит. 15, 11. 17, 20 . Иов. 26, 6 . δλεθρς 2Сол. 1, 9 ), г) мучением во тьме (Мат. 22, 13. 25, 30). Точного понятия о состоянии осужденных грешников мы не в состоянии и составить себе: так оно страшно – мучительно. Св. писание говорит о нем часто образно, по применению к нынешнему разумению нашему. Вот некоторые черты сего состояния! 1) Сынове царствия изгнаны будут во тьму кромешную -внешнюю. Так говорил Спаситель о грешниках (Мат.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

б) Обрядовый закон Моисеев отменен Христом Иисусом и заменен особыми уставами. аа) Хотя сам Иисус Христос выполнял законную правду Моисееву, но Он премудро готовил решительную отмену обрядового закона. Он словами и делами показывал, что Он есть Господь и субботе (Мат. 12, 6; Иоан. 15, 17 ). Предсказал жене самарянской – близость повсеместного богослужения ( Иоан. 4, 19 ). Согласно с Его духом ап. Павел чаще и настойчивее прочих проповедовал, что обрядовый закон Моисеев есть закон престающий ( 2Кор. 3, 11 ), и не имеет силы для христианина. Несьмы под законом, но под ·благодатию ( Рим. 6, 14 ). Так он учил в посланиях к римлянам, галатам, ефесеям и евреям, Отменена обрядового закона была необходимым следствием самого свойства христианства и иудейства. Обрядовый закон был связан с храмом Иерусалимским и народным характером евреев (Мат. 5, 32. Гал. 4, 1 – 4 ); а христианство – собственность всех народов. Потому первый терял силу по мере распространения христианства за пределами Палестины – и наконец когда разрушен был Иерусалимский храм, пал и обрядовый закон: «не лепо называть Иисуса Христом и вместе иудействовать», писал св. Игнатий богоносец 123 Точно также другие христианские учители показывали в обрядовом ветхом законе значение временного лекарства приспособленного к известному народу 124 . бб) Иисус Христос дал новые уставы соответствующие обновленному человечеству. Таковы законы: аа) о вере в пришедшего Мессию, – Сына Божия: сие есть дело Божие, да веруете в Того, Его же посла Он ( Иоан. 6, 29 ). Да вси чтут Сына, якоже чтут Отца; иже не чтить Сына, не чтить Отца, пославшаго Его ( Иоан. 5, 23 ). бб) О совершении таинств ( Иоан. 3, 5; 6, 54 , Мат. 28, 19); при этом крещением заменено обрезание ( Кол. 2, 11. 12 ), евхаристиею – приношение агнца ( I Kop. 11. 25 ); браку усвоило значение нерасторжимости Мат. 19, 3–9. Мар. 10, 2–9 ). вв) Установление новой иерархии: той даль есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители ( Еф. 4, 11 – 13 . Лук. 6, 13 )..

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010