2) Эту истину провозгласил св, Иоанн предтеча, когда, видя грядущего к нему Иисуса для принятия крещения, сказал в слух всех: се агнец Божий, вземляй грехи мipa (Иоан. 1:29). Называя Его агнцем, выражает мысль о Его невинности и готовности на смерть; агнцем Божиим, знаменует, что Он посвящен и приятен Богу; агнцем, вземлющим грехи мира, указывает на агнцев, которые закалаемы были за грехи людские в ветхом Завете, и исповедует, что новозаветный агнец будет заклан за грехи всего человечества.    3) Эту истину многократно засвидетельствовал сам Христос Спаситель. Говоря о цели своего пришествия на землю, Он выразился: Сын человеческий не прииде, да послужат ему, но послужити и дати душу свою избавление за многих (Мат. 20:28). Именуя Себя единым истинным пастырем словесных овец, сказал: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Иоан. 10:11), — аз есмь пастырь добрый (- 14), и душу мою полагаю за овцы (15). Предвозвещая Иудеям об учреждении таинства тела и крови своей, между прочим, заметил: аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки; и хлеб, егоже аз дам, плоть моя есть, юже аз дам за живот мipa (Иоан. 6:51). А при самом установлении этого спасительного таинства, преподавая ученикам хлеб, сказал: сие есть тело мое, еже за вы ломимое (Лук. 22:19), и преподавая потом чашу, изрек: сия есть кровь моя новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов (Мат. 26:28). Наконец, вкусивши, действительно, смерть за грехи мipa, отверзе, по воскресении, ученикам своим ум разумети писания и рече им: яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя его покаянию, и отпущению грехов во всех языцех (Лук. 24:46. 47).    4) Эту истину благовестили св. Апостолы. Ап. Иоанн, упомянув о совете, данном Иудеям Каиафою касательно И. Христа: уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Иоан. 11:50), присовокупляет: сего же о себе не рече: но архиерей сый лету тому, прорече, яко хотяше Иисус умрети за люди; и не токмо за люди, но да и чада Божия расточенная соберет во едино (- 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Не исключено, что Г. занимался гимнографией. В Космине Яхромском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре хранилась рукопись, содержавшая службу основателю мон-ря прп. Косме, с надписанием: «Канон преподобнаго смиреннаго Геласия творение». Можно думать, что автором данного канона был Г. Подтверждением гипотезы служит то, что его имя внесено в синодик Яхромской обители. В 1599 г. в суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь Г. дал вкладом кадило «по своей душе и по родителех» ( Косаткин. С. 45). Г. был погребен в приделе свт. Николая Чудотворца в домовом Воскресенском храме Крутицкого подворья в Москве. Во время восстановительных работ, проводившихся на подворье после пожара 1812 г., был обнаружен склеп с надгробной плитой Г. По благословению Дмитровского еп. Августина (Виноградского) , вик. Московской епархии, склеп был закрыт, найденные надгробные плиты поместили на стенах при погребении. Ист.: ААЭ. Т. 1. С. 14, 41, 46; Т. 2. С. 14, 41, 46; ПСРЛ. Т. 34. С. 233; Т. 14. С. 38; Клейн В. К. Дело розыскное 1591 г. про убивство царевича Димитрия Ивановича на Угличе: Нов. редакция, 1913. С. 1-7, 18-21; СГГД. Ч. 2. С. 121-122; Дневник Марины Мнишек/Пер. В. Н. Козлякова. СПб., 1995. С. 165-167. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Церк.-ист. исследование о др. области вятичей, входившей с нач. XV и до кон. XVIII ст. в состав Крутицкой и частию Суздальской епархии//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. Отд.: Исслед. С. 94; Соловьёв Н. А. , прот. Сарайская и Крутицкая епархии: Вып. 1//Там же. 1894. Кн. 3. Отд.: Мат-лы ист. С. 61-63; Косаткин В. В. , прот. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1: Мон-ри. С. 45, 113; Гиршберг В. Б. Мат-лы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV-XVII вв.//НЭ. 1962. Т. 3. 139. С. 218; Соловьёв. История. 1989. Т. 7/8. Кн. 4; Макарий. История РЦ. Кн. 6. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/161943.html

И. Русское церковное зарубежье. ХХ век в биографиях духовенства от Америки до Японии. Материалы к словарю. М., 2008. 22 . Костылев В. И. Иван Грозный. М., 1993. Кн. 2. 23 . Макарий, митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 6. 24 . Маркизов Л. П. Владыка Нестор – друг и наставник нашей семьи//Русская Атлантида. Челябинск, 2003. 9. С. 15–17. 25 . Мелихов Г. В. Белый Харбин: Середина 20-х. М., 2003. 26 . Мохов В. В., прот., Зимина Н. Н. Мученический и исповеднический путь Церкви в Уфимской епархии (1917–1987 гг.)//Ежегодн. богослов. конф. Православного Свято-Тихоновского богословского института. Мат-лы 1992–1996 гг. М., 1996. С. 341–351. 27 . Мохов В. В., прот., Зимина Н. П., Васильева И. Л., Баширов Э. С., Гутовская С. М. Жития священномучеников Уфимской епархии (Аверкия Северовостокова, Тимофея Петропавловского, Алексия Канцерова, протоиерея Евграфа Еварестова, преподобномученицы игумении Маргариты (Гунаронуло))//Ежегодн. богослов. конф. Православного Свято-Тихоновского богословского института. Мат-лы 1998 г. М., 1998. С. 223–238 28 . Наземцева Е. Деятельность русских общественных организаций по урегулированию прав русских эмигрантов в Китае (1917–начало 1930-х гг.)//Российская история. М., 2015. С. 51–62. 29 . Нестор (Анисимов) , митр. Очерки Дальнего Востока. М., 2006. 30 . Нефёдов С. А. Как готовили революцию 1905 г.//Вопросы истории. М., 2015. 6. С. 68–87. 31 . Охотина В. И. Псковская агиография XIV–XVII вв. СПб., 2007. Т. 2. 32 . Падерин И., свящ. В рассеянии//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 2001. 3(29). С. 259–274. 33 . Падерин И., свящ. Церковная жизнь Харбина//Русский Харбин/сост. Е. П. Таскина. М., 1998. С. 27–32. 34 . Печерица В. Ф. Духовная культура русской эмиграции в Китае. Владивосток, 1999. 35 . Пешек Н. И. Свет не исчезает//Русская Атлантида. Челябинск, 2002. 8. С. 7. 36 . Поздняев Д., свящ. Православие в Китае (1900–1997 гг.). М., 1998. 37 . Приветственное слово преосвященного Нестора, архиепископа Камчатского и Петропавловского, победоносному воинству Красной армии на митинге 2 сентября в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Состоялся блицтурнир по шахматам среди клириков митрополии января 2017 Очередной Рождественский блицтурнир по шахматам среди клириков митрополии прошел 25 января в помещении отдела по делам молодежи . В нем принял участие начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями при администрации Владимир Иванов. После молитвы и приветствия заместителя председателя отдела по взаимодействию со спортивными организациями иерея Георгия Христича судья 1-й категории Денис Шипулин объяснил участникам правила турнира. В результате острой и бескомпромиссной борьбы первое место занял профессор СПбДА протоиерей Владимир Мустафин . Второе место досталось клирику прихода святых жен-мироносиц на проспекте Народного Ополчения иерею Димитрию Дмитриеву . Третье получил студент духовной академии иеродиакон Димитрий (Кубеция). Во время соревнования было сыграно много интересных партий. Самой эффектной и быстрой оказалась следующая (протоиерей Владимир Мустафин - иерей Алексий Реутин ).  Дебют Рети 1 Kf3 d5 2 c4 dc 3 e3 Kf6 4 C: с4 Cg4? (создает предпосылки для известной комбинации а-ля " мат Легаля " , впервые исполненной французским шахматистом Легалем де Кермюром еще в XVIII веке.) 4 Ке5! Cd1? (черные просматривают основной замысел, связанный с жертвой ферзя. Лучше уж было отдать фигуру путем 5…е6) 5 Cf7X! мат! Турнир прошел в дружественной атмосфере, в процессе общения каждый из участников почерпнул что-то важное и полезное для себя. ИА " Вода живая " , 25.01.17 Поделиться 27 мая 2018 10 февраля 2018 28 мая 2017 13 мая 2017 8 января 2024 11 июня 2023 8 января 2023 25 сентября 2022 26 июня 2022 24 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 17 апреля 2024 15 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Лит.: Буслаев Ф. И. Ист. очерки рус. народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 238-268; Филарет (Гумилевский). РСв. 1865. Отд. 1. С. 5-12; Толстой М. В. Юлиания Иустиновна Осоргина, благочестивая и прав. помещица XVI в.// Он же. Рус. подвижники. М., 1868. С. 67-78; Ключевский. Древнерусские жития. С. 322-323; он же. Добрые люди Др. Руси. М., 18962. С. 9-16; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 282-283; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 180-181; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 22-23; Лихачёв Н. П. Грамоты рода Осоргиных. СПб., 1900. С. 1-9; Алферов А. Д., Грузинский А. Е. Допетровская лит-ра и народная поэзия. М., 19072. С. 141-150; Евгений (Мерцалов), еп. О церк. прославлении и почитании св. прав. Иулиании Лазаревской: Ист. очерк. Муром, 1910; Толстая А. В. Прав. Иулиания Лазаревская. П., Тагунова В. И. Муромские списки «Повести об Иулиании Лазаревской»//ТОДРЛ. 1961. Т. 17. С. 414-418; Greenan T. A. Julianiya Lazarevskaya//OSP. N. S. 1982. Vol. 15. P. 28-45; Alissandratos J. New Approaches to the Problem of Identifying the Genre of the Life of Julijana Lazarevskaja//Cyrillomethodianum. Thessal., 1983. Vol. 7. P. 235-244; eadem. A Reassessment of the Problem of Identifying the Genre of the Life of Julijana Lazarevskaja in the History of Russian Literature//Studia Slavica Mediaevalia et Humanistica: Riccardo Picchio dicata. R., 1986. Vol. 1. P. 1-17; Дёмин А. С. Писатель и общество в России XVI-XVII вв. М., 1985. С. 54-60; Руди Т. Р. Об одной реалии в «Повести об Ульянии Осорьиной»//Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 177-179; она же. Повесть об Ульянии Осорьиной: Лит. история произведения: АКД. Л., 1989; она же. «Повесть об Ульянии Осорьиной» и нижегородские земли//В памяти Отечества: Мат-лы науч. чтений. Горький, 1989. С. 81-87; она же. Краткая редакция «Повести об Ульянии Осорьиной» и «Обретение мощей прп. Ульянии»: Текстол. анализ//ТОДРЛ. 1992. Т. 45. С. 286-304; она же. О тобольском списке «Повести об Ульянии Осорьиной»//Там же. 1993. Т. 48. С. 335-338; она же. О композиции и топике «Жития Юлиании Лазаревской»//Там же. 1996. Т. 50. С. 133-143; Руди Т. Р., Соколова Л. В. Осорьин Каллистрат (Дружина) Георгиевич//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 429-433 [Библиогр.]; Сухова О. А. Града Мурома святые//Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 34-68; Антонов А. В. Частные архивы рус. феодалов XV - нач. XVII в. М., 2002. 2360-2368. С. 297-298 [Библиогр.]. (РД; 8); Епанчин А. А. «Господь поставил меня собирателем»: Из краевед. архива А. А. Епанчина. Муром, 2002; Милостивая прав. Иулиания Муромская (Лазаревская): К 400-летию со дня преставления. Муром, 2004; Хабарова О. Б. Образ святой мирянки Юлиании Лазаревской в литературе 2-й пол. XIX в.//ДРВМ. 2006. 4(26). С. 116-122; Сосновцева Е. Г. Методы редактирования житийного текста XVII в.: На мат-ле житий Юлиании Лазаревской и Паисия Угличского//Там же. 2011. 2. С. 69-76.

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Слово произнесенное в Спасовом Скиту, 17 октября 1891 года О христианском уединении И слышавъ Иисус, отиде оттуду в корабли в пусто место един. (Мат. 14, 18). Это удаление Иисуса Христа от народа в пустынное место, по сказанию Евангелиста Матфея, последовало по получения известия о мученической кончине святого Иоанна Крестителя. Евангелист не говорит, какие побуждения имел Господь удалиться в пустыню по получении этой горестной вести. Чувствовал ли он потребность оплакать без свидетелей разлуку с сродником, „ ближним другом своим“ (по выражению церковному) и избранным сотрудником в великом деле спасения человечества; размышлял ли Он в уединении о том, что Его Предтеча уже совершил свое течение и что Ему самому вскоре предстоит вступить в подвиг крестных страданий и смерти; просил ли Себе помощи и подкрепления, – это ведомо Ему единому и Отцу небесному. Для нашего же размышления и назидания довольно одного указания Евангелиста на это удаление Господа от людей в минуты великой скорби. Если сопоставим это указание св. Матфея с другим, сделанным св. Марком в следующих словах: „утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился “ ( Мар. 1, 35 ), – мы придем к мысли, что Господь имел обычай уединяться для молитвы и неразлучного с нею размышления. Казалось бы, что Ему не могло быть в этом особенной нужды. Он неоднократно молился при народа в слух всех (Мат. 11, 25. 1оан. 12, 28. 17, 1–26), Он молился внутренне в присутствии народа и свидетельствовал, как пред воскрешением Лазаря, что этой молитве внемлет Отец Его Небесный: Аз видех, яко всегда Мя послушаеши ( Иоан. 11, 42 ). Ему не было нужды, как нам, собираться с мыслями и обдумывать что-либо в уединении: Его ум всегда был преисполнен божественной истины, сердце любви и уста живоносного слова. Тысячи народа, с утра до ночи его окружавшие, могли утомлять Его, но не развлекать, как нас, при исполнении наших обязанностей, так как все отношения Его к народу составляли цельное и непрерывное действование для блага и спасения людей. И однако же Он уединялся. Не есть ли это указание на особенное значение уединения для нравственной жизни человека, когда Богочеловек находил его для Себя нужным? Без сомнения, Церковь Христова всегда признавала великое значение уединения и ввела его в христианский мир в различных видах, в совершенном удалении от мира -пустынников и подвижников, в сокровенном житии монахов, в келейных занятиях ученых и созерцателей, и наконец, в тихой и скромной жизни христианских семейств. О всех этих видах уединения и их важности в нравственной жизни учители церкви преподали нам многочисленные наставления и глубокие указания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Митрополит Иларион призвал запретить мат в общественных местах 07.05.2014 Нецензурную лексику нужно запретить не только в СМИ, кино и литературе, но и в публичных местах, считает глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) . " Важно, чтобы мат нельзя было услышать не только по радио, со сцены или с киноэкрана, но и просто в публичных местах. Было бы правильным, если бы к тем, кто позволяет себе выражаться подобными словами в ресторанах, на улице, особенно же в присутствии детей, также применялись штрафные санкции " , - заявил митрополит Иларион во вторник в интервью " Интерфакс-Религия " . Отметив, что матерная ругань " делает даже красивого человека уродливым в глазах окружающих " , он констатировал, что использование мата в повседневной речи стало " практически обыденным явлением, причем во всех слоях общества, среди мужчин и женщин, подростков и стариков " . " Введение матерных выражений в разговорный оборот портит язык -достояние всего нашего народа, тысячелетнее сокровище, переданное нам предками. Но главное, муссирование интимной темы, да еще в столь омерзительных выражениях, развращает душу человека " , - подчеркнул иерарх. Он также назвал кощунством употребление матерной ругани взрослыми при детях. 5 мая президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий введение штрафов за употребление нецензурной лексики в теле- и радиоэфире, кино, литературе, СМИ. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 июля 2014 года, он не будет распространяться на продукцию, выпущенную до этого срока. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 07.05.2014 16:22:11 Новости 28.04.2024 Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг.

http://drevo-info.ru/news/17075.html

ч. отсутствие антаблемента под закомарами). При этом сложившаяся в них иконография интерпретируется на основе нового художественного языка. Это провинциальное отражение не столько церкви в Вязёмах, сколько собора Вознесенского мон-ря. Двухъярусность подчеркивается различной трактовкой частей лопаток: их нижняя часть гладкая и широкая, а верхняя, над межъярусным поясом, сужена и украшена филенкой с замкнутым контуром (в виде простой ниши). Присутствие итальянизирующих деталей позволило в свое время Н. И. Брунову связать архитектуру Преображенского собора с архитектурой нек-рых столичных памятников кон. XVI в., воздвигнутых под влиянием московского Архангельского собора. Он также указал на то, что казанский собор «является провинциальным отражением стиля церкви Вязём», а по типологии принадлежит к пятиглавым 6-столпным соборам, генетически связанным с Успенским собором Московского Кремля ( Брунов Н. И. О некоторых памятниках допетровского зодчества в Казани//Мат-лы по охране, ремонту и реставрации памятников ТССР. Каз., 1928. Вып. 2. С. 36). Наблюдения Брунова очень точны и позволяют правильно оценить архитектуру памятника, почти полностью разобранного в советский период. Арх.: РГАДА. Ф. 281. Оп. 4. Д. 8, 9, 11, 12, 15, 16, 19-21, 26-28, 31, 32, 34, 36, 47, 50, 58, 62-66, 72, 75, 77, 81-83, 91-94, 99, 100, 111, 116, 118, 119, 125, 130, 131, 140, 145, 147, 148, 160, 203, 209. Ист.: Краткое известие о злодейских на Казань действиях вора, изменника, бунтовщика Емельки Пугачева: Письмо архим. Платона (Любарского) А. А. Бантыш-Каменскому// Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии и др. приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 130-144; Невоструев К. И. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877; Никанор (Каменский), еп. Владенные грамоты Казанского Спасо-Преображенского мон-ря//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. Каз., 1893. Т. 11. Вып. 4. С. 338-368 (отд. отт.: Каз., 1893); Покровский И. М. К истории казанских мон-рей до 1764 г.//Там же. 1902. Т. 18. Вып. 1/3. С. 1-80, I-XVI (отд. отт.: Каз., 1902); Книга письма, дозора и межевания 1599/1600 гг. Никиты Обухова на дворцовые владения Казанского у.//Писцовые мат-лы дворцовых владений 2-й пол. XVI в. М., 1997. C. 213-214; Писцовая книга Казанского у. 1647-1656 гг. М., 2001. Л. 10 об.- 12, 42-44 об., 108-112; Свт. Ермоген, патриарх Московский/Сост.: Е. А. Смирнова. М., 2005; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг.: Публ. текста/Изд. подгот.: Д. А. Мусторина. Каз., 2006. С. 86-100, 458-464; Писцовые книги Казанского у. 1685-1687 гг.: Публ. описаний Зюрейской дороги. М., 2009. С. 173-185.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Jb. 1952. Bd. 2. S. 157-160; Будовниц И. У. «Изборник» Святослава 1076 г. и «Поучение» Владимира Мономаха и их место в истории рус. обществ. мысли//ТОДРЛ. 1954. Т. 10. С. 44-75; Воронин Н. Н. О времени и месте включения в летопись сочинений Владимира Мономаха//Историко-археол. сб. М., 1962. С. 265-271; Янин В. Л. , Литаврин Г. Г. Новые мат-лы о происхождении Владимира Мономаха//Там же. С. 204-221; Брюсова В. Г. К вопросу о происхождении Владимира Мономаха//ВВ. 1968. Т. 28. С. 127-135; Пашуто В. Т. Внешняя политика Др. Руси. М., 1968 (по указ.); Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха//ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 192-201; Кучкин В. А. «Поучение» Владимира Мономаха и рус.-польско-немецкие отношения 60-70-х гг. XI в.//ССл. 1971. 2. С. 94-108; он же. Чудо св. Пантелеймона и семейные дела Владимира Мономаха//Россия в средние века и раннее новое время. М., 1999. С. 50-82; Копреева Т. Н. К вопросу о жанровой природе Поучения Владимира Мономаха//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 94-108; M ü ller L. Die Exzerpte aus einer asketischen Rede Basilius des Grossen im «Pouenie» des Vladimir Monomach//RM. 1973. T. 1. S. 30-48; idem. Noch einmal zu Vladimir Monomachs Zitat aus einer asketischen Rede Basilius des Grossen//Ibid. 1979. T. 4. S. 16 -24; Keipert H. Ein Vitenzitat bei Vladimir Monomach//OCP. 1975. 1. S. 1-5; Bercoff G. Plädoyer für eine «literarische» Würdigung von Vladimir Monomachs Brief an Oleg//ZSP. 1980. Bd. 41. S. 289-305; Лихачев Д. С. В. В.//СККДР. Вып. 1. С. 98-102 [Библиогр]; Флоря Б. Н. К генезису легенды о «дарах Мономаха»//Древнейшие гос-ва на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1987 г. М., 1989. С. 185-188; Kazhdan A. Rus " -Byzantine Princely Marriages in the 11th and 12th Cent.//HUS. 1988/1989. Vol. 12/13. P. 416-417, 422-423; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989 (по указ.); Ghini G. Un testo «sapienziale» nella Rus " Kieviana: Il Pouenie di Vladimir Monomach. Bologna, 1990; Чичуров И. С. Полит. идеология средневековья: Византия и Русь.

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

Лит.: Громов П. В., прот. Начало христианства в Иркутске и св. Иннокентий, первый еп. Иркутский: Его служение, управление, кончина, чудеса и прославление. Иркутск, 1868; Замечательный образ//Иркутские ЕВ. 1872. 50. Приб. С. 659; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 998-999; Т. 4. Стб. 293; Стуков Н. Изображение свт. Иннокентия Иркутского и 2 иконы его, именуемые «Страсти Господни», находящиеся в Читинской домовой архиерейской церкви: (Из рапорта священника епископу)//Иркутские ЕВ. 1914. 4. Приб. С. 132-134; Пуцко В. Г. Портретные основы иконописных изображений рус. и укр. святых синодального периода//Проблемы и традиции древнерус. искусства: Мат-лы док-тов и сообщений межзональной науч. конф. (26-28 сент. 1989 г.). Иркутск, 1990. С. 42; Иркутские иконы: Кат./Сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 97; Сибирский портрет XVIII - нач. XX в. в собр. Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы. СПб., 1994. С. 10, 131-132. Кат. 4-6; Крючкова Т. А. Иннокентий Иркутский и его иконы//Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докладов науч. конф., дек. 1989 г./ЦМиАР. М., 1995. С. 58-59; она же. История иконописания в Иркутске 1660-е гг.- 1920 г.: АКД. Иркутск, 2000; она же. Иконы свт. Иннокентия Иркутского//Церковь и гос-во: История и современность: Мат-лы конф., Иркутск, 10-11 марта 2005 г. Иркутск, 2005. С. 32-42; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 63, 67, 82; Духовные светочи России. С. 40-45. Кат. 14-21; Сибирская икона: Альбом. Омск, 1999. С. 148-149, 214-215, 227, 231, 258-259. Кат. 109, 110; Лыхин Ю. П., Крючкова Т. А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII в.- 1917 г.): Биобиблиогр. слов. Иркутск, 2000. С. 402-403; Гудина А. В. Образы свт. Иннокентия Иркутского в г. Улан-Удэ//Известия Архит.-этногр. музея «Тальцы». Иркутск, 2006. Вып. 5. С. 78-90; Замолотских Г. Д. Образы свт. Иннокентия Иркутского в храмах Барнаула//Там же. С. 90-92; Каталог изображений свт. Иннокентия Иркутского: Иконы, портреты, графика, произведения декоративно-прикладного искусства/Сост.: Т. А. Крючкова; Архит.-этногр. музей «Тальцы» (в печати).

http://pravenc.ru/text/389621.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010