1376 La Storia economica di Roma nell’Alto Medioevo alia luce dei recenti scavi archeologici/A cura di L. Paroli e P. Delogu. Firenze, 1993; La Storia de U’Altomedioevo italiano (6–10 secolo) alia luce dell’archeologia. Firenze, 1994. 1377 Романчук А.И. Историческая топография Херсонеса 12–14 вв. Красноярск, 1986; Беляев С.А. Христианская топография Херсонеса: Постановка вопроса, история изучения и современное положение/Церковные древности. 7 Международные Рождественские чтения: (Сб. докладов секции, 28–29 янв. 1999 г.). М., 1999. С. 3–19. 1378 Jastrzqbowska Е. Ephesos und Chersonesos in spatantike und friihbyzantinischer Zeit: Eine vergleichede topographische Studie/Rivista di archeologia cristiana. 1999. Vol. 75. 1–2. P. 475–520. 1380 Gylles P. De topographia Constantinopoleos. Lyon, 1561. Последний перевод на франц. яз., выполненный Ж.–П. Грелоа, включает два основных труда Жиля: «Bosphore de Thrace» и «Topographie de Constantinople»: Grelois J.–P. Pierre Gilles. Itineraires byzantins. Introduction, traduction du latin et notes. Paris, 2007 (Travaux et Memoires. Monographies, 28). 1382 Muller–Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tubingen, 1977 (переведена на турецк. яз.). 1383 Magdalino P. Studies in the History and Topography of Byzantine Constantinople (variorum). Ashgate, 2007; Asutay–Effenberger N. Die Landmauer von Konstantinopel-Istanbul. Historisch–topographische und baugeschichtliche Untersuchungen. Berlin; New York, 2007. 1384 Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес/Мат–лы и исследования по археологии СССР. Вып. 63. М.; Л., 1959; Романчук А.И. Очерки истории и археологии византийского Херсона. Екатеринбург, 2000. 1385 Александр ( Федоров), игумен. Образно–символическая система композиции древнерусского города. СПб., 1999. 1387 Pietri Ch. Roma Cristiana: Recherches sur l’Eglise de Rome, son ogranisation, sa politique, son ideologie, de Miltiade a Sixte III (311–440). 2 e ed. Rome, 1976. 1388 Dagron G. Naissance d’une capitale: Constantinople et ses installations de 330 a 451. Paris, 1974.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самосат (Семисат, Симасат, днес – Самсат) – град в Сирия, разположен на десния, западен бряг на река Ефрат, в горната й част. Самосат бил главен град на сирийската провинция Комагена. В него проповядвал и св. ап. Андрей Първозвани. Самосат е родно място на свмчк Евсевий Самосатски († ок.380; 22 юни), прпмчк Лукиан Антиохийски († 312; 7 ян. Рус. църква, 15 окт. Гр. църква), св. Даниил Стълпник († ок. 490), св. преп. Равула († ок.530; 19 февр.). . Виж също: Павел Самосатски. Сапор II (Сапорий II) , известен под името Сапор Велики – персийски цар, управлявал от 310 до 381 г. пр.Хр. Водил успешни войни с римляните. Със св. Константин Велики живеел в мир, но след смъртта му започнал война с имп. Констанций. Подозирайки, че персите-християни подпомагат своите едноверци-византийците, водил жестоки гонения. Извън речника: Св. Садок Персийски и др. 128 мъченици с него. Св. мчци Акиндин, Пигасий, Афтоний, Елпидифор, Анемподист и др. Св. свщмч. Акепсима, Йосиф и Айтал. Светена вода – вода, осветена със специален църковен обряд. Света Гора – виж Атон. Света Троица – 1) Едно от основните учения (догмати) на християнската вяра: за учението за Трите Лица (или Ипостаси, според установената през IV в. терминология) на Единия Бог – Бог Отец, Бог Син, Бог Дух Свети. То е формулирано от Самия Иисус Христос в обръщението Му към апостолите с думите «И тъй, идете, научете всички народи, като ги кръщавате в името на Отца и Сина и Светаго Духа» (Мат. 28:19). Тези думи можем да разбираме в смисъл, че Бог е троичен и Неговата троичност се състои в това, че Той има Три Лица (или Ипостаси, според установената през IV в. терминология). Всяко Лице на Пресветата Троица притежава своите лични или ипостасни свойства . Всяка Ипостас е Бог, но Трите божествени ипостаси съществуват неслято и неразделно като три самостоятелни неделими, и затова Те не са три Бога, а Едно божествено същество. Така догматът за Троицата указва начина на Божието същестуване – иманентната, онтологическа Троица; Божието вътрешно самооткровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

книг «на речь», был разработан принцип классификации знамен по типам мелодических оборотов, дано описание исполнения знамен и «сокровенных лиц» на примере ирмосов, предложена новая форма высотных обозначений знамен в звукоряде - признаки,- предназначавшаяся для печати певч. книг, которая осуществилась только в 80-х гг. XIX в. Двенадцатиступенный пометный звукоряд, его 9- и 6-ступенные фрагменты изображались в списках 2-й пол. XVII в. (и позднее, вплоть до совр. печатных изданий) в виде «горки», «горовосходного холма», иногда сопровождавшегося словами молитвы Иисусовой (РГБ. Собр. Разумовского. 19. Л. 32; Шабалин. 2003. С. 246) и графически передававшего образ разделенного на ступени звукового пространства, свойственный символическому восприятию носителей знаменной традиции: «По сим убо словам, якоже по некоей высоковосходной лествице, по степенем, от нижния первыя на вторую возступаем, тако же и по прочим до высоты достизаем. Сего бо ради от нижняго согласия начало положихом, яко от долняго искати горняго, от божественнаго пения навыкохом» (РНБ. O. XVII. 19. Л. 76-76 об.; см.: Шабалин. 2003. С. 163). (См. ил.: «Горовосходный холм».) Лит.: Металлов В. М. Русская симиография: Из области церк.-певч. археологии и палеографии. М., 1912; D é vai G. The Musical Study of Koukouzeles in a 14th Cent. Manuscript//Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. 1958. T. 6. N 1/2. P. 213-235; Velimirovic M. M. Byzantine Elements in Early Slavic Chant: The Hirmologium. Pars principalis et Pars suppletoria. Copenhagen, 1960. (MMB. Subs.; 4); Floros C. Universale Neumenkunde. Kassel, 1970. Bde 1, 3; Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: По рукоп. мат-лам XV-XVIII вв. Л., 1972; он же. Русские певческие рукописи и русская певческая палеография// Он же. Статьи о древнерус. музыке. Л., 1975. С. 28-58; он же. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984; он же. Русская певческая палеография. СПб., 2002; Strunk O. Two Chilandari Choir Books// Idem. Essays on Music in the Byzantine World.

http://pravenc.ru/text/199933.html

На питання журналу «Родина» про та подвиг голова Синодального й глава Церкви з проведення святкування преподобного Радонезького митрополит Ростовський Новочеркаський (рос.) 6 травня 2014 р. 17:44 Митрополит Волоколамський Мат заборонити не у а й у [Ihmepb " ю] 5 травня Президент В.В. закон, що введення за вживання лексики в теле- в " ю голова церковних зв " митрополит Волоколамський (рос.) 6 травня 2014 р. 14:03 Митрополит Волоколамський Створений у роки штучний розрив образотворчого мистецтва Церкви зник [Ihmepb " ю] 4 травня гостем «Церква яку веде на «Вести-24» митрополит Волоколамський стала художниця Затуловська. (рос.) 29 2014 р. 16:41 Митрополит Волоколамський на християн [Ihmepb " ю] Про християн у та в " ю «Новости» голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський (рос.) 28 2014 р. 16:15 Митрополит Волоколамський себе народами [Ihmepb " ю] 26 гостем «Церква яку веде на «Вести-24» митрополит Волоколамський став глава Церкви (Нерсисян). (рос.) 23 2014 р. 18:19 Митрополит Волоколамський Сенс святкування Христового в тому, що ми торжеству життя над смертю, добра над злом [Ihmepb " ю] 19 гостем «Церква яку на веде голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський стала телеведуча (рос.) 15 2014 р. 14:14 Митрополит Ростовський Новочеркаський вивчення культури в не може бути поставлений [Ihmepb " ю] " ю голови Синодального митрополита Ростовського Новочеркаського сайту «Православна (рос.) 14 2014 р. 15:07 Митрополит Волоколамський Нехай Страсна седмиця Великдень стануть тим моментом, коли ми заново Христа, розп " ятого за нас, Який нас разом Собою [Ihmepb " ю] 12 гостем «Церква яку на веде митрополит Волоколамський став заступник головного редактора телеканалу Семенов. (рос.) ← попередня 46 47 48 49 50 51 52 53 наступна → Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Ihmepb " ю Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Посему Онъ и во веки пребудетъ, и никогда не перестанетъ царствовать; ибо Онъ и не начиналъ быть, но именуетъ Себя вечно действующимъ съ Отцемъ, говоря: Отецъ Мой доселе делаетъ, и Азъ делаю 5:17). Слово: доселе ведетъ мысль къ вопросу: отколе. А такъ какъ это: отколе, относящееся ко времени, Онъ опустилъ, а сказалъ только: доселе, то симъ означилъ, что Онъ все вечно делаетъ съ Отцемъ. Онъ доселе делаетъ, производя, животворя, возращая, всемъ управляя, и никогда не престанетъ делать, потому что не приличествуетъ Богу, и делая Онъ не устанетъ, чтобы нуждаться въ покое. 6.  Думаю, что увлеченные воспользовались въ свою защиту следующимъ евангельскимъ Пославый Мя Мене есть 14:28); на сего они предположили, что Сынъ есть и тварь. И ответъ наименовавшему Его учителемъ благимъ: никтоже благъ, токмо единъ Богъ (Мат. 19:17), породилъ у нихъ что Онъ есть человекъ, и имеетъ Сына въ несобственномъ смысле. По моему ихъ что Сынъ чуждъ существа Отчаго, порождено и следующими словами, сказанными въ Марка: о последнемъ дни и часе, никтже весть, ни ангели, иже суть на небесехъ, ни Сынъ, токто Отецъ одинъ (Марк. 13:32). А безъ внимательнаго прочитавъ слова: Азъ и Отецъ едино есма 10:30); видевый Мене, виде Отца 14:9): и еще: егда предастъ царство Богу и Отцу (1 Кор. 15:24), впали въ величайшее думая, что Сынъ временно изшелъ отъ Отца въ человека отъ Бога, а после человеческаго опять сокрылся, и, разрешившись, слился съ Отцемъ. Или ты, не читалъ следующее место апостольскаго противоречащее твоему где между прочимъ сказано: по действу державы крепости Его, юже содея о Христе, воскресивъ Его изъ мертвыхъ и посадивъ одесную Себе на небесныхъ, превыше всякаго начальства и власти и силы и господства и всякаго имени именуемаго не въ веце семъ, но и въ грядущемъ (Ефес. 1:19-21)? Или и гласъ не убеждаетъ тебя въ томъ, что не времененъ Сынъ, но и въ будущемъ веке судъ надъ всеми врученъ Сыну? Отецъ бо, сказано, не судитъ никомуже, но судъ весь даде Сынови: да вси чтутъ Сына, якоже чтутъ Отца 5:22-23). И въ другоме месте апостолъ говоритъ: во Господа съ небесе, со ангелы силы Своея, во огни пламенне, дающаго неведущимъ Бога и не послушающимъ Господа нашего Христа (2 Сол. 1:7-8). Смотри, какъ не по словамъ апостола, понесутъ – гибель вечную, когда Онъ придетъ прославиться во святыхъ своихъ; понесутъ же отъ Сына, который, по твоему уже не существуетъ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Burlington, 2006; Wright D. F. Infant Baptism in Historical Perspective: Collected Studies. Milton Keynes, 2007; Baptism Today: Understanding, Practice, Ecumenical Implications/Ed. Th. F. Best. Collegeville, 2008; Die Taufe: Einführung in Geschichte und Praxis/Hrsg. Chr. Lange, C. Leonhard, R. Olbrich. Darmstadt, 2008; Православное учение о церковных таинствах: Мат-лы V Междунар. богосл. конф. РПЦ (Москва, 13-16 ноября 2007 г.)/Ред.: свящ. М. Желтов. М., 2009. Т. 1; Ferguson E. Baptism in the Early Church: History, Theology, and Liturgy in the First Five Centuries. Grand Rapids (Mich.); Camb., 2009; Johnson L. J., ed. Worship in the Early Church: An Anthology of Historical Sources. Collegeville, 2009. 4 vol.; Jensen R. M. Living Water: Images, Symbols, and Settings of Early Christian Baptism. Leiden; Boston, 2010; idem. Baptismal Imagery in Early Christianity: Ritual, Visual and Theological Dimensions. Grand Rapids, 2012; Ablution, Initiation, and Baptism: Late Antiquity, Early Judaism, and Early Christianity/Ed. D. Hellholm e. a. B.; Boston, 2011. 2 vol.; происхождение христианского К., К. в НЗ: Conybeare F. C. The Eusebian Form of the Text of Matthew 28. 19//ZNW. 1901. Bd. 2. S. 275-288; Rendtorff F. M. Die Taufe im Urchristentum im Lichte der neueren Forschungen. Lpz., 1905; Leipoldt J. Die urchristliche Taufe im Lichte der Religionsgeschichte. Lpz., 1928; Reitzenstein R. Die Vorgeschichte der christlichen Taufe. Lpz.; B., 1929; Thomas J. Le Mouvement baptiste en Palestine et Syrie (150 av. J.-C. - 300 ap. J.-C.). Gembloux, 1935; Craig C. T. Sacramental Interest in the Fourth Gospel//JBL. 1939. Vol. 58. N 1. P. 31-41; Marsh H. G. The Origin and Significance of the New Testament Baptism. Manchester, 1941; Leenhardt F. J. Le baptême chrétien: Son origin, sa signification. Neuchâtel, 1944; Reicke B. The Disobedient Spirits and Christian Baptism: A Study of 1 Peter 3. 19 and Its Context. København, 1946; Cullmann O. Die Tauflehre des Neuen Testaments. Zürich, 1948 (англ.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

23 Дерево жизни было такое дереве, плодами которого, питаясь, человек был бы безболезнен и бессмертен. Дерево познания добра и зла названо так потому, что человек, вкусив плодов его, узнал самым опытом, какое добро повиноваться Богу, и какое зло не исполнять заповедей Божиих 26 Бог создал жену из ребра человека для того, чтобы она была всегда близка сердцу мужа, расположена была слушаться его, чтобы весь род человеческий по своему происхождению был одним телом, и чтобы потому люди по природе расположены были любить и беречь друг друга 28 Слова эти можно принимать или от лица Адама, или от лица Моисея, но Иисус Христос приписывает их Богу (Мат. 19, 5.). Это показывает их важность, через кого бы они ни были произнесены. Ими запрещается многоженство и своевольное расторжение брака и указывается высокое значение жены по отношению к мужу 31 Адам и жена его до греха не носили одежды, потому что, будучи безбоязненны и бессмертны, не имели нужды защищать себя от внешних влияний; будучи прекрасны, не имели нужды в украшениях; будучи невинны, ничего не имели скрывать 32 Слово диавол значит клеветник или обольститель, сатана – противник. Подчиненные диаволу злые духи называются бесами 34 Диавол искушал Спасителя, внушил Иуде предать Его, внушил врагам Его убить Его. Но убиение Спасителя было для него уязвлением только в пяту, потому что он воскрес из мертвых во славе 35 Через проклятие земли Бог отнял у ней первоначальное плодородие и всю тварь земную лишил части совершенства 37 Откуда взяты кожи, и почему Бог сделал людям одежды из кож, это объясняется тем, что Бог заповедал людям приносить в жертву Ему животных, и научил из кож их делать себе одежды, чтобы они в этих жертвах имели прообраз той жертвы, которую имел принести за грехи людей Спаситель, тверже верили в эту жертву, и верою облекались в заслугу Спасителя Читать далее Источник: Священная история Ветхого завета с объяснительными примечаниями, с рисунками, картою Палестины, картою земель, упоминаемых в св. писании, и планом древнего Иерусалима и иерусалимского храма : Учебное руководство в объеме гимназического преподавания/Сост. магистр богословия, законоучитель Вятской губ. гимназии, прот. Николай Попов. - 17-е изд. - Вятка : Губ. тип., 1906. - 224, III с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Догматы, как истины, созерцаемые верой и рассматриваемые по частям, называются членами веры ρθρα τς πιςεως. В состав откровения, между членами веры, некоторые созерцательные истины – такого рода, что они явлены были разуму и прежде положительного откровения. Апостол говорит о язычниках, что Бог им явил нечто о Себе самом: το γνωςον του Θεου φανερον εςιν εν αυτοις и показывает то, что открыто было язычнику, – невидимая бо Его от создания мира, твореньми помышляема, видима суть, и присносущая сила Его и Божество ( Рим. 1:19, 20 ). При другом случае он оправдывает мысль о Творце и Промыслителя мира словами языческой мудрости: яко же нецыи от ваших книжник рекоша: того бо и род есмы. ( Деян. 17:28 ) 20 . Наставления о таких созерцательных истинах откровение повторяло потому, что разум, как известно и по опыту, по испорченности своей худо понимает их. Понеже в премудрости Божией не разум мир премудростию Бога, благоволил Бог буйством проповеди спасти верующих (Кор. 1:21). Если же естественно, чтобы откровение повторяло для немощного человека наставления природы о созерцательных истинах религии: то ещё более сообразно со свойством откровения Всеблагого Бога научать человека истинам, которых разум сам по себе не знает, как наприм. о тайне восстановления человека падшего ( 1Тим. 3:16 , Кор. 1:18, Кол. 4:3 , Ефес. 5:32 . Мат. 13:11). Настоящее расстройство духа человеческого так велико, что для него необходима особенная помощь Божия; а Бог так велик, так необъятен для ума человеческого, что и явление Его в природе представляет уму нашему много непонятного. Всё земное знание наше, даже при свете христианского откровения, есть только знание частное; полное же знание впереди, в будущей жизни ( 1Кор. 13:9, 13 ). Если Безпредельный Бог , по безпредельной благости Своей, благоволил сообщить людям такие наставления о Себе Самом, которых сам по себе человек никогда не мог узнать и уяснить себе: это есть дело Его благости и человеку остаётся принимать такие наставления с благоговейной благодарностью. Таким образом в откровении различаются созерцательные истины двоякого рода, – истинны естественные или убеждения разума и догматы собственно откровенные или тайны веры. Первые называются смешанными догматами, так как заимствуются из слова Божия и разума, последние чистыми, как принадлежащие одному откровению. § 4. б) По важности их в составе откровения и для нас

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

icm. журнал. К., 1966. 9. С. 139-142; Грашева Л. Някои изобразителни принципи в похвалните слова на Климент Охридски//Климент Охридски, 916-1966. 1966. С. 267-278; она же. Ундолски В. М.//КМЕ. 2003. Т. 4. С. 222-227; Иванова-Мирчева Д. Книжовни влияния върху Климент Охридски (Прокъл Константинополски)//Български език. София, 1966. Кн. 5. С. 457-471; Книга за Климент Охридски/Ред.: Б. Конески и др. Ckonje, 1966; Климент Охридски, 916-1966: Сб. ст. по случай 1050 г. от смъртта му/Ред. кол. Б. С. Ангелов и др. София, 1966; Климент Охридски/Ред.: Г. Димовски. Битола, 1966; Костантинов Д. Х. Првиот епископ на словенскиот. Битола, 1966; он же. Св. Климент Охридски. Битола, 1967; Г. Климент Охридски и кирилицата//Гласник на Ин-тот за нац. ucmopuja. Ckonje, 1966. Год. 10. Бр. 2/3. С. 227-229; Райков Б. Ранни календарни вести за Климент Охридски//Климент Охридски, 916-1966. 1966. С. 321-325; Словенска писменост: 1050-годишнина на Климент Охридски/Уред.: П. Илиевски. Охрид, 1966; Стоянов М. Климент Охридски и българската възрожденска книжнина//Климент Охридски, 916-1966. 1966. С. 327-337; Tpojcmbo koмnoзuцuje Климентових беседа: Поводом смрти Климента и jeзuk. Београд, 1966. Год. 13. 3. С. 227-232; Климент Охридски: Мат-ли за неговото чествуване по случай 1050 години от смъртта му. София, 1968; Богдан Д. П. Дело Климента Охридского по неизданным румын. источникам//Там же. С. 99-113; Мирчев К. Климент Охридски и развоят на бълг. език//Там же. С. 33-42; Ангелов Б. С. Климент Охридски - автор на общи служби//Константин-Кирил Философ: Юбилеен сб. София, 1969. С. 237-259; Василев В. Климент Охридски и авторството на «Панонските легенди»//Български език. 1969. Год. 19. 3. С. 229-240; Станчев К. Ритмичната структура в химничната поезия на св. Климент Охридски//Там же. 6. С. 523-531; он же. Слова на св. Климент Охридски в неизвестни и неизползвани преписи//Старобългарска лит-ра. София, 1994. Кн. 28/29. С. 125-130; он же. Климент Охридски//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 320-335; Тахиаос А.-Е. Создание и деятельность лит.

http://pravenc.ru/text/1841413.html

Этим признаком христианские догматы отличаются а) от частных мнений о предметах откровения божественного; и ещё более б) от догматов еретических или, как выражаются св. отцы, от догматов нечестия, составляемых произволом, с намеренным извращением смысла слов откровенных 15 . Догмат вселенской церкви выражает возможно-точным образом мысль ума Божия о созерцательном предмете веры. Учение о предметах веры в первые времена излагали не отдельно от учения о жизни христианской, так как самые созерцательные истины христианства по своему свойству находятся в неразрывной связи с правилами жизни. – Тем не менее отцы церкви уже с точностью отделяли область догматов, как истин созерцательных, от области правил христианских. «Благочестие, говорит св. Кирилл иерусал., состоит из двух предметов, из точных священных догматов и из дел добрых; догматы без добрых дел неприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия» 16 . Св. Григорий нисский разделяет содержание откровенного учения ιςτο θικον μρος κα ις δογμτον κριβεαν «на нравственную часть и на точные догматы» и в подтверждение указывает на слова Спасителя: шедше научите вся языки – учаще блюсти вся, елика заповедах (Мат. 28:19, 20) 17 . – По словам св. Златоуста, христианство требует как правильности догматов, и так и здравой жизни» 18 . Так и соборы вселенские называли догматами исповедания веры, составленные ими по нуждам времени, а все другие постановления свои называли канонами или правилами жизни 19 . Таким образом, догматы – предмет догматического богословия – означают неизменные созерцательные истины откровенной религии. Иначе сущность может быть выражена так: тогда как религия есть связь человека с Богом, определяемая отношением Бога к человеку или человека к Богу, догматы, в противоположность нравственным мыслям, означают созерцательные мысли откровения о Боге и Его общении с человеком, иначе откровенны созерцательные истины, сознаваемые отдельно от истин практических. § 3. Различие догматов а) по отношению к познанию нашему

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010