Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолуцкий (1619-1626). Происхождение и мирское имя М. неизвестны. Высказывались предположения о возможности идентифицировать Макария - настоятеля Клопского Михайловского во имя Св. Троицы мужского мон-ря в 1602-1608 гг. с будущим митрополитом М. (СбРИО. Т. 62. С. 690; Аннушкин, Буланина. 1993. С. 317), но достаточных оснований для подтверждения этой гипотезы нет. Первые достоверные сведения о духовной карьере М. относятся к 1614-1617 гг., когда он был игуменом тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Согласно имеющимся док-там, М. был активным сторонником власти Романовых в борьбе против швед. интервентов. В первый год игуменства М. обители пришлось выдержать осаду. Сохранилась записка М. белозерскому воеводе П. И. Чихачёву от 1614 г., в к-рой М. просит прислать запас «зелья и свинца», чтобы «было чем государевым воеводам и ратным людем против Немецких и Литовских людей стояти и в осаде безстрашно седети» (ДАИ. Т. 2. 30.2. С. 55-56). М. часто «печаловался» перед властями об экономическом и о хозяйственном возрождении и развитии Тихвинского мон-ря. 20 июля 1614 г. он добился выдачи своей обители подтверждения жалованной тарханно-несудимой и заповедной от постоя и незваных гостей грамоты от 11 февр. 1607 г., выданной ранее Тихвинскому мон-рю царем Василием Иоанновичем Шуйским (Мат-лы по истории Успенского Тихвинского мон-ря/Сост. О. А. Абеленцева. М.; СПб., 2015. Вып. 1: Акты и мат-лы писцового дела. Ч. 1: 1560-1644. 19. С. 46, 50. (Сер. «Тихвинский архив»)). В 1613/14 г. М. получил от нового царя Михаила Феодоровича жалованную данную грамоту на пустоши Николаевского Мостищского мон-ря в Антониевском Дымском погосте. Как и Тихвинский мон-рь, они находились в Обонежской пятине (Там же. 25. С. 57-58). Между сент. 1614 и 4 дек. 1615 г. последовала указная грамота царя тихвинским воеводам В. Ф. Неплюеву и И. И. Баклановскому, чтобы они отделили «Макарью з братьею» вотчины в Николаевском Шунгском погосте Обонежской пятины «за их многое разорение и за осадное сиденье в вотчину» (Там же. 27. С. 83), что и было исполнено (Там же. 28. С. 83-84; 36. С. 180-181; см. также: Там же. 30. С. 117-127; 37-38. С. 194-198).

http://pravenc.ru/text/2561428.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   13 травня 2014 р. 13:33 В.Р. Легойда: Для табу — не може брехати [Ihmepb " ю] " ю голови Синодального Московського В.Р. Легойди ризькому виданню «Субота». (рос.) 13 травня 2014 р. 11:18 " ю з кафедри нових мов та докторантури (Гуайта) [Ihmepb " ю] (Гуайта), кафедри нових мов та докторантури святих Кирила й викладач та мов, на запитання сайту ЗЦАД. (рос.) 9 травня 2014 р. 20:11 Привалов: Священики прийшли у не заради грошей слави [Ihmepb " ю] Про розвиток духовенства, про моральний бойовий дух про проблеми та Церквою Дня Перемоги в " ю кореспонденту «Новости» виконуючий обов " язки голови Синодального Збройними силами та правоохоронними органами Привалов. (рос.) 7 травня 2014 р. 19:40 Дотик до подвигу чуда [Ihmepb " ю] У 2014 преподобного Радонезького. На питання журналу «Родина» про та подвиг голова Синодального й глава Церкви з проведення святкування преподобного Радонезького митрополит Ростовський Новочеркаський (рос.) 6 травня 2014 р. 17:44 Митрополит Волоколамський Мат заборонити не у а й у [Ihmepb " ю] 5 травня Президент В.В. закон, що введення за вживання лексики в теле- в " ю голова церковних зв " митрополит Волоколамський (рос.) 6 травня 2014 р. 14:03 Митрополит Волоколамський Створений у роки штучний розрив образотворчого мистецтва Церкви зник [Ihmepb " ю] 4 травня гостем «Церква яку веде на «Вести-24» митрополит Волоколамський стала художниця Затуловська. (рос.) 29 2014 р. 16:41 Митрополит Волоколамський на християн [Ihmepb " ю] Про християн у та в " ю «Новости» голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський (рос.) 28 2014 р. 16:15 Митрополит Волоколамський себе народами [Ihmepb " ю] 26 гостем «Церква яку веде на «Вести-24» митрополит Волоколамський став глава Церкви (Нерсисян).

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Димитриевич Талюш (1891, с. Залужье Бобруйского у. Минской губ.- после 1933), сщмч. (пам. 15 окт., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи дьячка. В 1912 г. окончил Минскую ДС. В 1914-1918 гг. воевал на фронтах первой мировой войны. В 1920 г. Минским и Туровским еп. Мелхиседеком (Паевским) рукоположен во священника, назначен настоятелем Свято-Георгиевской ц. в с. Залужье. Арестован 19 апр. 1933 г. за попытку сбора средств среди прихожан для уплаты налога на храм, обвинен в принадлежности к «контрреволюционной группе». Виновным себя не признал. Постановлением тройки ОГПУ от 7 июня 1933 г. приговорен к 10 годам ИТЛ, скончался в лагере. Канонизирован в лике местночтимых святых деянием Синода Белорусской Православной Церкви 28 окт. 1999 г. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦА КГБ РБ. Д. 29956-с. Лит.: Кривонос Ф. , свящ. Священномученики Минской епархии XX в.//Ежег. богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы. 2000. С. 277. Свящ. Феодор Кривонос Рубрики: Ключевые слова: ВАЛЕРИАН Васильевич Новицкий (1897-1930), свящ., сщмч. (пам. 10 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Плышевский (1883 (по др. данным, 1880-1938), свящ., сщмч. (пам. 8 янв.- в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Мартинович Вечёрко (Вечорко) (1890-1933), свящ., сщмч. (пам. 4 апр., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКОЛАЙ Степанович Мацкевич (1878 - после 1937), сщмч., свящ. (пам. в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/159014.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ почитается как архимандрит Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских святых, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих). Мн. агиографы причисляли Д. к настоятелям Киево-Печерского мон-ря и относили время его жизни к сер. XII или к нач. XIII в., считали даже, что в этот период было 2 настоятеля Киево-Печерского мон-ря с таким именем ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 10-11; Барсуков. Источники агиографии. С. 173-174; Описание о российских святых. С. 19; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 365; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 304, 501 и др.). Однако в исторически обоснованных перечнях киево-печерских архимандритов имя Д. отсутствует (см., напр.: Самуил (Миславский), митр. Краткое ист. описание Киево-Печерской лавры. К., 1817. С. 139), нет его и среди настоятелей обители, изображения к-рых имелись в росписях Успенской ц. ( Истомин М. К вопросу о древней иконописи Киево-Печерской лавры. К., 1897. Прил. С. 6). Мощи Д. в Киево-Печерской лавре не обнаружены (Дива печер лаврьскиïх. К., 1997. С. 71). Появление в агиографической и исторической лит-ре киево-печерского архимандрита с именем Д. вызвано интерпретацией сведений из «Устава... как иноци дрьжат правило в кельах своих» ( Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности. СПб., 1912. 19. С. 141-142) и «Чина, како подобает пети 12 псалмов особь...», составленных, по-видимому, в нач. XV в. Досифеем , архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мон-ря («Досифеем, архимандритом печерским»), после возвращения с Афона. Автор этих сочинений был причислен к киево-печерским архимандритам на том основании, что в послании Владимирского еп. св. Симона к черноризцу Поликарпу, входящем в Киево-Печерский патерик, упоминается келейное пение 12 псалмов киево-печерскими иноками ( Абрамович Д. патерик. К., 1930. С. 99). Однако соответствующий текст в патерике не содержит сведений о «Чине...» пения, нет в нем указания на Д. и афонскую практику, к-рая могла внедряться в рус. монастырский обиход неоднократно.

http://pravenc.ru/text/180317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Емельянович Пригоровский (4.01.1875, Черниговская губ.- 4.05.1918, ст-ца Незамаевская Ейского отдела Кубанской обл.), сщмч. (пам. 21 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи пономаря. В 1897 г. окончил Черниговскую ДС. Служил псаломщиком в храме с. Мостового Майкопского отдела Кубанской обл. 28 февр. 1898 г. рукоположен во диакона к храму прор. Божия Илии ст-цы Незамаевской, а 19 мая того же года - во иерея к церкви хутора Кугоейского Ейского отдела той же области. Служил также зав. церковноприходской школой на хуторе и законоучителем. С 1898 по 1903 г. заведовал открытой им вечерней школой для взрослых и учительствовал в ней. 6 июня 1903 г. переведен в храм в честь Рождества Пресв. Богородицы с. Винодельного Благодарненского у. Ставропольской губ. Служил также законоучителем 2 училищ Мин-ва народного просвещения и церковноприходской школы. В 1905 г. съездом духовенства 6-го благочиннического округа Ставропольской губ. избран депутатом на епархиальные и окружные съезды. С 1908 г. служил в ц. в честь Сошествия Св. Духа ст-цы Шкуринской Ейского отдела Кубанской обл. и был одновременно зав. церковноприходской школой станицы и законоучителем, а также и законоучителем 2 уч-щ Мин-ва народного просвещения. 17 авг. 1916 г. вернулся служить в храм прор. Божия Илии ст-цы Незамаевской, 30 сент. того же года назначен настоятелем этого храма. В конце Страстной седмицы 1918 г. ст-ца Незамаевская была захвачена большевиками. В Великую субботу, 21 апр. (4 мая), в храм, где И. совершал богослужение, ворвался отряд красноармейцев. И. выкололи глаза, отрезали язык и уши и закопали живым в навозной яме, запретив жителям станицы его хоронить. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГА Ставропольского края. Ф. 135. Оп. 74. Д. 1043. Лит.: Польский. Т. 1. С. 208; Т. 2. С. 209; Красный террор в годы Гражданской войны: По мат-лам Особой следст. комиссии по расследованию злодеяний большевиков. М., 2004. С. 91; ЖНИР. Т. 4: Апр. С. 224-225.

http://pravenc.ru/text/469177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Федорович Фигуров (1886, с. Шершово Нижегородского у. и губ.- 2.11.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи диакона. В 1906 г. окончил Нижегородскую ДС по 1-му разряду. В 1907 г. назначен законоучителем в Сормовское земское уч-ще. 23 авг. того же года назначен священником в с. Шершово. 9 сент. того же года Нижегородским еп. Назарием (Кирилловым ; впосл. митрополит) рукоположен во иерея. Трудами Н. в с. Шершове было построено здание церковноприходской школы. Он был депутатом епархиальных съездов, членом благочиннического совета, с 1914 г.- окружным противосектантским миссионером. Награжден набедренником (1910) и скуфьей (1914). 15 марта 1928 г. Н. арестовали. 18 мая того же года он был приговорен к высылке из Нижегородской губ. на 3 года; выслан в г. Бузулук Средневолжской обл. Досрочно возвращен из ссылки летом 1930 г. Служил священником в ц. Похвалы Божией Матери над Похвалинским съездом в г. Горьком (ныне Н. Новгород). 4 нояб. 1935 г. Н. был вновь арестован и 28 янв. 1936 г. приговорен особым совещанием при НКВД за антисоветскую пропаганду к 3 годам лагерей. Отбывал срок заключения в Карагандинском ИТЛ. 19 (по др. данным, 1) сент. 1937 г. был арестован в лагере. Н. обвинили в отказе от работы, участии в религ. собраниях и агитации среди заключенных. Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Карагандинской обл. от 31 окт. (по др. данным, 30 нояб.) 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив ДКНБ по Карагандинской обл. Д. 0689. Лит.: Рыньков Вал. Вл., Рыньков Вл. Вал. Шаги веков: история сел: Горышкино, Тилинино, Шершово. Перевоз, 1999. С. 64-72; Циркулёва М. В. Справ. мат-л по священнослужителям и церковнослужителям Нижегородской епархии в период 1916-1939 гг. Н. Новг., 2011. С. 423-424. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)

http://pravenc.ru/text/2565850.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРОЗДИН Семен (Семейка), иконописец кон. XVI - нач. XVII в., известен как мастер миниатюрного письма «строгановского» стиля. Работал по заказу Строгановых, преимущественно Никиты Григорьевича. В 1601 г. для Благовещенского собора в Сольвычегодске им были написаны иконы «Святые Косма и Дамиан» и «Рождество свт. Николая с житием» (обе в ГТГ). Имя Б. упомянуто также в надписях на обороте целого ряда небольших икон, хранящихся в музейных и частных собраниях («Седьмой вселенский собор в Никее», «Летопреложение», «Зачатие св. Иоанна Предтечи», «Рождество св. Иоанна Предтечи», «Сретение Владимирской иконы Богоматери», «Неделя о расслабленном», «Богоматерь Боголюбская с ростовскими святителями», «Семь отроков Эфесских» (все в ГРМ); «Симеон Богоприимец» (СИХМ); «Неделя о самарянине» (Гос. музей изобразительных искусств Грузии. Тбилиси). Все они происходят из собрания семьи Строгановых и, по-видимому, первоначально находились в Благовещенском соборе в Сольвычегодске, куда были вложены заказчиками. Несмотря на отсутствие документов, нек-рые исследователи предполагают, что Б. был царским мастером; Е. В. Логвиновым было высказано предположение о его идентификации с др. строгановским мастером Семеном Хромым . Лит.: Ровинский. Обозрение иконописания. С. 28-29; Лихачев Н. П. Материалы для истории рус. иконописания. СПб., 1906. Т. 2. Таб. 257, 479; 273, 503; Сычев Н. Выставка произведений искусства «Строгановской школы». Пг., 1923; Каргер М. К. Материалы для словаря рус. иконописцев//Мат-лы по рус. искусству. Л., 1928. С. 115-116; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 305, 306; Гра Е. А. Иконопись сольвычегодских «иконных горниц» Строгановых: По мат-лам сов. музеев//Музей. М., 1983. [Вып.] 4. С. 54; Искусство строгановских мастеров в собр. ГРМ: Кат. выст. Л., 1987. С. 18-19, 91-92; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст./Сост. Е. В. Логвинов. М., 1991. С. 20, 24-26; Подписные и датированные иконы из колл. Пермской худож. галереи: Кат. выст. Пермь, 1993. С. 20; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. ГРМ. СПб., 1995. Кат. 92, 103. Н. И. Комашко Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ (XI-XIII вв.?), иконописец, прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских)

http://pravenc.ru/text/153229.html

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 1. Недели Триоди Великопостной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 5я Неделя Великого поста I. Евангельское чтение. Зачало (35) от Марка: 10:32–45 32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: 33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. 35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. 36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. 38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. 41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Общий характер недели. Практический очерк содержания рядового чтения Евангельское чтение пятой недели великого поста состоит из двух частей. В первой части (32–34) Иисус Христос, как всеведующий Бог, предсказывает своим двенадцати ученикам о своих добровольных страданиях, смерти и воскресении, в том же порядке, в каком они во всей точности исполнились на самом деле. « Вот, мы восходим » — говорит Он — «в Иерусалим», где должны совершиться Мои страдания, « и сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам » иудейским (Мат. 26:57; Мар. 14:53 ) « и осудят Его на смерть » (Мат. 26:66; Лук. 22:6, 4 ), « и предадут Его язычникам », язычнику Пилату, римскому игемону (Мат. 27:2; Мар. 15:1; Лук. 23:1 ), « и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его » во дворе архиерейском (Мат. 26:67; Мар. 14:65; Лук. 22:63–64 ), пред Иродом (Лук. 23:11 ) и Пилатом (Мат. 27:27–32; Мар, 15:16–19; Иоан. 19:1–5 ), « и убьют Его » распятием на кресте (Мат. 27:21–50; Марк. 15:20–37; Иоан. 19:16–30), « и в третий день воскреснет » из гроба (Мат. 28:1–7; Мар. 16:1–8. 10; Лук. 24:1–11; Иоан. 19:1–18).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

И посла слуге да зову званице на свадбу; и не хтеше Прво свадбену свечаност Сину Своме Бог слао пророке кроз векове и векове, те свечаности и народ да се спреми за дочек Женика Христа. То су биле прве слуге Бог посла да зову званице. А кад се Христос у свету, послан би Претеча као весник, да да виче и зове. Но као што мален одабраних послушаше старе пророке, тако исто мален послушаше трубача, Претечу. И не хтеше Опет посла друге слуге кажите званицама: ево сам обед уготовио, и поклани су, и све готово; на свадбу! Друге слуге су апостоли и апостолски А званице су за неко време увек исте - сам Господ прво рекао: сам послан к овцама дома (Мат. 15, 24), па такву наредбу дао и апостолима: идите к овцама дома (Мат. 10, 6). То било пре и А када Он био одбачен од и од злих виноградара изведен ван плота народа, и тада тек Он, после Свога дао другу наредбу: идите, дакле, и научише све народе (Мат. 28, 19). Бог остао веран Своме завету, а су га погазили. Бог остао веран невести, изабраници цркви веран до али невеста изневерила свога Женика, и ступила у незаконите бракове са идолима и лажним боговима, од се хтела и вратити своме законитом Обручнику. Ево сам опет уготовио. Све што треба за храну и душе Истина храни душу - истина сва била откривена као пребогата царска трпеза. Победа над злим духовима, победа над болестима и бригама, победа над природом - све те победе, хране и веселе душу, су - дакле, Небо изгледало као оловом затворено за и душе су биле као жалосне невесте затворене у хладну тамницу; сада небо широм отворено: сам се Бог на ангели су силазили на мртви се показивали као живи, човека уздигнуто до Бога. О, да слатка О, да раскошне трпезе - Али, место да се одазову свадбеном позиву душе у мраку тамничком извршиле су преужасни злочин убивши свога свога Женика. Но чак ни тиме се исцрпло. злочин Бог обратио у источник сласти и радости. Тело и крв Распетога Господа изнето на царску трпезу, од телаца и и причестите се и ангели могу позавидети! Благодатне Духа Светога, Духа и Животворнога, отворена су широм. Све готово - све! Све што потребно да се невеста очисти; и изгладнела нахрани; и исцели и обнажена одене; и освести; и отрезни; и оживи. Ту водом, ту и и духом; ту постом; ту молитвом; ту ту хлеб и вино; ту царско свештенство за руководство; ту Црква светости и Све те дарове донео Женик невести и све их поставио на царску трпезу. дакле! на свадбу!

http://pravoslavie.ru/73607.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИБОВИЧ Грибович [Грибович-Брежинский] Степан Григорьевич (1779 - 19.08.1849, С.-Петербург), учитель пения, автор духовно-муз. сочинений. Из дворянской семьи. С 24 дек. 1786 по 10 авг. 1797 г. был малолетним певчим, с 14 авг. 1818 - помощником учителя пения Придворной певческой капеллы (по данным прот. Д. Разумовского ). Согласно А. С. Фаминцыну - ученик Дж. Сарти . По данным А. Е. Хомутенко, Г. с 16 мая 1804 по 10 авг. 1818 г. служил в Главном почтовом правлении. В 1823-1839 гг. учитель пения (регент) в капелле (Гос. Академическая капелла. С. 168), по др. данным ( Хомутенко. С. 28; РГИА. Ф. 499. Оп. 1. Д. 96, 578) - с 13 янв. 1826 по 13 февр. 1843 г. С 27 февр. 1823 г. сын Г. Дмитрий был малолетним певчим капеллы. В 1833 г. Г. преподавал пение в батальоне военных кантонистов (РГИА. Ф. 499. Оп. 1. Д. 285. Л. 29) и в С.-Петербургском воспитательном доме (по данным Н. Ф. Финдейзена). За поднесенные имп. Александру I муз. сочинения 13 апр. 1825 г. получил в награду 1200 р. В 1840 г. награжден орденом св. Владимира 4-й степени за 35-летнюю службу в капелле. Уволен по болезни 13 февр. 1843 г. Из писем Г. известно, что в 1826 г. он сочинил задостойники на праздники Рождеству Богородицы и Воздвижению Креста и неск. светских хоров патриотического содержания (РГИА. Ф. 499. Оп. 1. 54. Л. 62-63, 68). Г. принадлежат гармонизации песнопений Литургии Иоанна Златоуста простого придворного напева и светильна «Плотию уснув» греч. распева (последнее произведение было рекомендовано А. Ф. Львовым в 1852 г. «для употребления при Богослужении» в жен. учебных заведениях - ЦГИА СПб. Ф. 7. Оп. 2. Д. 25. Л. 5-5 об.). По данным Финдейзена, в 1832 г. Г. представил императору 2 тетради, содержащие обедню и панихиду, в переложении для фортепиано, а в 1848 г. сочинил молитву «Спаси, Господи, люди Твоя» с аккомпанементом. Под его именем также напечатано песнопение Великой субботы «Да молчит». Арх.: РГИА. Ф. 499. Оп. 1. Д. 7, 96, 139, 285, 297, 514, 578; ЦГИА СПб. Ф. 7. Оп. 2. Д. 25; РГБ. Ф. 380. К. 9. 6: Разумовский Д. , прот. Мат-лы к истории Придворной певч. капеллы; РНБ ОР. Ф. Капеллы. F. 14: Хомутенко А. Е. Сб. биогр. справок: Мат-лы по истории Ленинградской гос. акад. капеллы им. М. И. Глинки: Хор придворных певчих и Придворная певч. капелла, 1762-1917 гг.: Автограф. Л., 1975. С. 28, 170; РНБ. Ф. 805. Оп. 1. Д. 8: Фаминцын А. С. Биогр. словарь рус. композиторов, певцов, певиц и муз. деятелей гг. XIX в.]. Т. 1. А-Г. Л. 273.

http://pravenc.ru/text/166471.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010