3) Из сказания евангелистов об обстоятельствах рождения Иисуса Христа. Евангелисты повествуют: а) Как ангел благовествовал Пресв. Деве: не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнети во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя ему Иисус ( Лук. 1, 30. 31 ). б) Как ангел вразумлял Иосифа, обручника Девы Марии: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея: родшеебося в ней – от Духа Свята. Родит же Сына, и наречеши имя ему Иисус (Мат. 1, 20. 21). в) Как потом действительно родила Пресв. Дева, по прошествии обычного времени чревоношения: бысть же, егда быша тамо (в Вифлееме), исполнишася дние родити ей: и роди Сына своего первенца, и повит его, и положи его в яслех: зане не бе им места во обители ( Лук. 2, 7 ) 114 . г) Как вифлеемские пастыри, по наставлению от ангела, приидоша во град Давидов, и обретоша Мариамь же и Иосифа, и младенца лежаща во яслех ( Лк. 2, 16 ), а равно и волхвы с востока, по указанию необычайной звезды, пришедше в храмину, видеша отроча с Мариею материю ею, и падше поклонишася ему (Мат. 2, 11). д) Как, по исполнении осьми дней от рождения, Он был обрезан, и нарекоша имя ему Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве ( Лук. 2, 21 ). е) Как, по исполнении дней очищения матернего, вознесоста его во Иерусалим поставити пред Господем, и как здесь старец Симеон приял на руки свои Божественного Младенца и благословил Бога (- 22. 28). 4) Из всей последующей евангельской истории о земной жизни Иисуса Христа. Здесь читаем, что Господь Иисус, как человек, еще во дни младенчества должен был, по устроении Промысла, удалиться из Вифлеема во Египет, вместе с материю своею и Иосифом, чтобы избегнуть угрожавшей Ему смерти (Мат. 2, 13. 14); как человек, постепенно растяше и крепляшеся духом ( Лук. 2, 40 ); как сын Мариин, бе повинуяся ей и ее обручнику ( Лук. 2, 51 ); как человек, крестися от Иоанна во Иордане ( Марк. 1, 9 ), и Иоанн потому только узнал Его между другими людьми, приходившими креститься, что узрел Духа Божия, сходяща и пребывающа в Нем ( Иоан. 1, 32. 33 ). Видим, потом, что Господь Иисус, вступив в должность своего служения, обходил грады и веси с спасительною проповедию, и всюду был признаваем за истинного человека, ни разу не встречал надобности удостоверять кого-либо в истине своего человечества; что Он принимал иногда участие в учреждениях ( Лук. 5, 29 ), был на браке в Кане галилейской ( Иоан. 2, 1–11 ), возлежал на вечери в доме Лазаря ( Иоан. 12, 2 ), в доме Закхея ( Лук. 16, 5–8 ); что Он ежегодно приходил в Иерусалим на праздник пасхи, и сам совершал пасху с учениками своими, по закону обрядов (Мат. 26, 17 и др.). Наконец, евангелисты изображают с величайшею подробностию страдания нашего Господа, говорят о Его смерти, погребении, воскресении и вознесении на небеса, – все о таких событиях, которые решительно были бы невозможны, если бы Он не имел человеческого естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

236. В чем обвиняли еврейские священники и книжники Господа Иисуса Христа? Еврейские священники и книжники обвиняли Господа Иисуса Христа в том: 1. что Он называет Себя Сыном Божиим и делает Себя Богом, в чем они видели богохульство, что было несправедливо, ибо Он действительно Сын Божий и истинный Бог (Мат.26, 63–65; Лука 22, 70; Иоанн 10,33; 19,7); 2. что Он провозглашает Себя царем иудейским (Иоанн 18, 33; 19, 12), что было явной неправдой, ибо Господь Иисус Христос говорил, что Его Царство не от мира сего (Иоанн 18, 36); 3. что Он запрещает давать подать римскому императору (Лука 23, 2), между тем как Иисус Христос, наоборот, решительно заявил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мат.22, 16–21). 237. Какие были страдания Господа Иисуса Христа? Страдания Господа Иисуса Христа были телесные и душевные. 238. В чем состояли телесные страдания Господа Иисуса Христа? Телесные страдания Господа Иисуса Христа состояли в том, что: 1. Его взяли и связали (Иоанн 18, 12); 2. Его били в доме еврейского первосвященника Анны и во дворце Понтия Пилата (Лука 22, 63; Марк 15, 19–20 ; Иоанн 18, 22); 3. Его бичевали и возлагали на Его голову терновый венец (Мат.27, 26, 29, 30; Марк 15, 17 ; Иоанн 19, 2–3); 4. Он нес тяжелый крест на место казни (Иоанн 19, 17); 5. Он был гвоздями прибит ко кресту и до самой смерти терпел страшные боли. 239. Отчего Господь Иисус Христос страдал душевно? Господь Иисус Христос страдал душевно оттого, что: 1. был предан апостолом Иудой (Лука 22, 48); 2. апостол Петр отрекся от Него (Лука 22, 56–60); 3. большая часть апостолов и учеников разбежалась, опустив Его согласно словам: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мат.26, 31); 4. насмехались и ругались над Ним, когда Он был судим и потом, когда уже висел на кресте (Лука 22, 63; Марк 15, 20 ; Лука 23, 35); 5. был причислен к разбойникам, между которыми и был распят ( Марк 15, 27–28 ); 6. Он знал, что многие останутся равнодушными к Нему и навеки погибнут в своем неверии и греховности. 240. Кто помог Господу Иисусу Христу нести крест?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

д)  Христианская любовь к ближним имеет свое главное основание в том, что другие люди, как и мы, дети небесного Отца, братья и наследники Иисуса Христа, и храмы Святого Духа. 3. Лучший источник нашего утешения и нашей радости. а)  Величайшая для нас радость и утешение , что любящий Бог печется ο нас, и этот Бог — наш Отец, что Он из милосердия прощает нас, что y Него нет лицеприятия и т. д. б)  Наша радость и утешение , что Иисус Христос принес нам с неба полную истину, что Он приобрел нам право на усыновление Божье, открыл опять нам небо, заключенное нашими грехами и т. д. в)  Наше утешение и радость , что Святой Дух управляет Божьей Церковью, охраняет ее от заблуждений, просвещает всякого человека, согревает и укрепляет и т. д. Что для корабля опытный кормчий, то Святой Дух для людей в продолжении их плавания по океану духовной жизни, исполненного опасностей. Святой Дух есть Дух Утешитель “Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны.” Так ежедневно взываем мы в молитве к Святому Духу; но особенно прилично взывать так в настоящий день. Кому солнечный свет не приятнее мрака, тишина — бури? Сколько слез проливается в мире без осушения и утешения? Кто утешит плачущих, возвестит “ что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда ” (Исаии 61:3)? 1. Скорбные сердца, которые могут ожидать от Него утешения. a)  He всякий без исключения скорбящий . Мирская скорбь (Иов. 21:23; 1 Цар. 16:14 ). Скорбь, происходящая из мутного источника (Мат. 19:22; Map. 6:26 ). б). По преимуществу духовно-скорбящие (2 Кор. 7:9–11 ). Сюда принадлежат: а.  Плачущие ο своих грехах Иов (13:26 ). Давид (Псал. 24:17 ). Апостол Петр (Мат. 26:75 ). b.  Изнемогающие от искушения диавола (Мат. 4:1 ). Он мучит внешними страшными образами (Мат. 15:22; Апок. 12:12 ), или вкрадывается, как змея, и прельщает нас внушениями и соблазнами. с.  Подвергающиеся тяжелым Божьим испытаниям . Разлучение Спасителя со Своими учениками (Руфь 1:3. 20–21; Товит. 3:10; 1 Цар. 1:10; 1 Пет. 1:6 ). Испытания, постигающие благочестивого человека (Исаии 49:14; Псал. 29:8; Иер. 8:21 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В очерках «Фрегат «Паллада»» Гончаров назвал Д. ревностным миссионером, просветителем Якутии, сравнивал его со свт. Иннокентием (Вениаминовым). 6 апр. 1891 г. праздновалось 50-летие служения Д. в священном сане. 15 мая 1891 г. без возведения в сан архиепископа Д. был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Осенью 1896 г. отбыл на лечение в Москву. После кончины погребен под соборным храмом московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря . Отпевание совершил митр. Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский) в соборе Чудова мон-ря . Д. был награжден орденами, св. Анны 2-й (1859) и 1-й (1870) степени, св. Владимира 2-й степени (1882 (?)), св. Александра Невского (1888). Арх.: НА респ. Саха (Якутия). Ф. 225. Д. 3356; Ф. 226. Д. 10517; Ф. 228. Д. 589; Ф. 229. Д. 81; Ф. 266. Д. 20; Ф. 270. Д. 15; Ф. 283. Оп. 1. Д. 394. Соч.: Описание Жиганского улуса//Зап. Сиб. отдела РГО. 1856. Кн. 1; Обозрение церквей Уфимской епархии его преосв. Дионисием, еп. Уфимским и Мензелинским//Уфимские ЕВ. 1889. 17. С. 529-545; 18. С. 562-577; 19. С. 607-622; 20. С. 651-658; 21. С. 684-688; 22. С. 718-726; 23. С. 743-754; 24. С. 786-795; 1890. С. 13-20; 2. С. 62-68; 3. С. 95-102; 4. С. 131-137; 5. С. 174-178; 6. С. 200-206; 7. С. 235-241; 8. С. 283-293; 9. С. 334-356; Преосв. Дионисий, еп. Уфимский и Мензелинский: (Автобиогр.)//ПрибЦВед. 1900. 14. С. 575-728; Путевой журнал свящ. приходных церквей г. Якутска Д. В. Хитрова за 1849-1854 гг.: Мат-лы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мензелинского//Уфимские ЕВ. 1903. 1. С. 31-40; 2. С. 126-132; 3. С. 188-197; 4. С. 247-254; 5. С. 304-312; 6. С. 396-403; 7. С. 463-468; 8. С. 521-525; 9. С. 609-613; 10. С. 650-660; 11. С. 727-738; 13. С. 866-876; 14. С. 966-973; 15. С. 1024-1031; 16. С. 1092-1105; 17. С. 1166-1174; 18. С. 1227-1235; 19. С. 1325-1335; 20. С. 1372-1383; 21. С. 1442-1449; 22. С. 1566-1573; 23. С. 1644-1652; Письма Владыки к брату, свящ. с. Воейкова, Рязанской епархии, о. Г. В. Хитрову, и племяннику, свящ. с. Жерновков, той же епархии, о. И. Г. Хитрову: Мат-лы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мезелинского//Там же. 1904. 5. С. 302-307; 6. С. 375-380; 7. С. 443-448; 8. С. 509-515; 9. С. 567-571; 10. С. 640-645; 11. С. 755-759; Письма Владыки к секретарю своему П. М. Некрасову [из С.-Петербурга, 1887-1888]: Мат-лы к биогр. преосв. Дионисия, еп. Уфимского и Мезелинского//Там же. 1904. 22. С. 1515-1520; 23. С. 1576-1581.

http://pravenc.ru/text/178415.html

1929. 7. С. 19-22; он же. Проф. Н. Н. Глубоковский//Церк. вестн. зап.-европ. епархии. 1937. 3/4. С. 10-14; П. Г. К 40-летнему юбилею педагогической деятельности заслуженного ординарного проф. Н. Н. Глубоковского//Там же. 1930. 9. С. 8; Стефан (Георгиев), митр. Проф. доктор Н. Н. Глубоковский: Надгробное слово//Церк. вестн. Зап.-Европ. епархии. 1937. 6/7. С. 14-18; Лаговский И. Заслуженный проф. д-р богословия Н. Н. Глубоковский//ВРСХД. 1937. 3/4. С. 17-21; Н. Н. Глубоковский//Гласник. 1937. 5/6. С. 174-176; Аверкий (Таушев), архиеп. Очерк жизни и деятельности проф. Н. Н. Глубоковского// Глубоковский Н. Н. Благовестие христ. славы в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова: Сжатый обзор. Jord., 1966. C. XI-XV; Игнатьев А. Памяти Н. Н. Глубоковского//ЖМП. 1966. 8. С. 53-77; Сорокин Вл. , прот. Заслуженный проф. Н. Н. Глубоковский и его рукоп. наследие: (К 50-летию со дня кончины)//1000-летие Крещения Руси: Междунар. церк. науч. конф. М., 1989. Ч. 2. С. 322-327; Богданова Т. А. Новые мат-лы к биографии В. В. Розанова: (Из переписки В. В. Розанова и Н. Н. Глубоковского)//Проблемы источниковедческого изуч. истории рус. и сов. лит-ры: Сб. науч. тр. Л., 1989. С. 25-53; она же. Письма иерархов в архиве Н. Н. Глубоковского//Рукоп. собр. церк. происхождения в б-ках и музеях России: Сб. докл. конф. 17-21 нояб. 1998 г. М., 1999. С. 72-87; она же. Н. Н. Глубоковский и В. В. Болотов: К истории взаимоотношений авторов «Феодорита» и «Theodoretian " ы»//История Др. Церкви в науч. традициях ХХ в.: Мат-лы науч.-церк. конф., посвящ. 100-летию со дня кончины В. В. Болотова. СПб., 2000. С. 43-53; она же. Н. Н. Глубоковский: исход из Петроградского Египта//Зарубежная Россия: 1917-1939. СПб., 2003. С. 153-159; она же. Н. Н. Глубоковский: путь церк. ученого//Мир рус. византинистики: Мат-лы архивов С.-Петербурга/Ред.: И. П. Медведев. СПб., 2004. С. 119-171; Кипарисов А. [Клементьев А. К. ] Два письма свящ. Павла Флоренского Н. Н. Глубоковскому//Вестн. РХД. 1990. 159. С. 174-180; Иннокентий (Павлов), игум.

http://pravenc.ru/text/165165.html

XV в., прежде всего книжников и художников, работавших в Кирилловом Белозерском мон-ре и его окрестностях. Извод Распятия на иконе Е. Т. близок к изводу иконы из Павлова Обнорского мон-ря работы Дионисия (1499/1500, ГТГ) и иконы из Кириллова Белозерского мон-ря (1497, КБМЗ), к изводам столичных произведений, повторяющих извод праздничных икон Благовещенского собора Московского Кремля и Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря, созданных мастерами круга прп. Андрея Рублёва в нач. XV в. Плавные линии контуров, удлиненные пропорции фигур, ракурсы, передающие эмоциональную наполненность (поднятая к Сыну голова Богоматери) сближают стиль Е. Т. с манерой Дионисия. Е. Т. выбрал наиболее лаконичный вариант (нет изображений церкви и синагоги, плачущих ангелов). Компактное, неглубокое пространство, в к-рое гармонически вписаны фигуры, подчеркнуто прямой линией стены, расположенной на уровне ликов, что гораздо выше, чем в др. произведениях того же извода. Простоте композиционного построения соответствует колорит иконы, складывающийся из оттенков зеленого, коричневой охры с яркой киноварью. Лит.: Лихачев Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания: Атлас. СПб., 1906. Ч. 2. Табл. CCCLXXI. 743, 744; Каргер М. К. Мат-лы для словаря рус. иконописцев//Мат-лы по рус. искусству. Л., 1928. Т. 1. С. 113, 118, 135. Ил. 2; Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы сер. XV - нач. XVI в. М., 1975; Дионисий и искусство Москвы XV-XVI ст.: Кат. Л., 1981. Табл. 58; Соловьева И. Д. Книжник и иконописец Ефрем - современник Ефросина//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 268-279; Из кол. Н. П. Лихачева: Кат. выст. СПб., 1993. 360. С. 151-152; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода: XV в. М., 1994. С. 166-167. Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 659. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства ДИОНИСИЙ (ок. 1430/40 - между 1503 и 1508), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/182169.html

Следовать «постоянно» и «неуклонно» во всех случаях и обстоятельствах жизни, как бы ни увлекал нас мир своими соблазнами. Кто по малодушию или ради временной выгоды постыдится Иисуса Христа, тот теряет право на участие в небесном царстве. Только « быв испытан, он получит венец жизни » (Иак. 1:12; Рим. 8:17). Признаки истинного ученика Христова « Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною .» Мы охотно называемся христианами и обиделись бы, если бы кто-нибудь отказал нам в этом почетном имени. Но носить имя христианина и быть христианином — не одно и то же. Истинный ученик Христов имеет свои признаки, о которых каждый из нас должен знать (Иоан. 13:35; 1Кор. 13:13; 1 Иоан. 3:10; Иоан. 21:16). 1. Он должен отвергнуться себя. Самоотвержение Иисуса Христа (Фил. 2:6–8). Ученик Христов отвергается греха, мира (2 Тим. 2:12), собственного своего сердца (Гал. 5:24; Фил. 3:7–8; Мат. 4:20–22; Лук. 14:26; Деян. 20:24 ). 2. Он должен взять крест свой. Он не отстает, если замечает нужду и опасность. Христос, которому христианин подражает, был величайший крестоносец, агнец (Псал. 39:8–9; Иоан. 18:4–7; 19:17; Евр. 12:2 ). Крест и зависть мира — неизбежные спутники христианина (Сир. 2:1; Деян. 14:22; 2 Тим. 3:12 ). Недостаточно, если несут крест потому, что не могут отвергнуть его (Мат. 27:32; Гал. 6:12–14 ). С проклятием и бранью нельзя восходить на Голгофу. Без ропота, со смирением нужно нести крест. И потом это должен быть «свой» крест. Бесполезно и безрассудно из тщеславия и высокомерия бросаться на мученичество, самому себе причинять раны. Напротив, страдания следует смиренно принимать ради Христа, ради истины (Деян. 14:22). 3. Он должен следовать за Господом. (Иоан. 10:4.27; Апок. 14:4 ). Пребывать в Его слове (Иоан. 13:31; 1 Иоан. 2:3 ). Не смешивать между собою пшеницы и плевел, оставить собственные произвольные толкования слова Божии. — Идти по стопам Господа (Мат. 11:29; 1 Пет. 2:21; ). Христос — мое солнце, я — луна, заимствующая от Него свой свет и направляющая по Нем свое течение. Что невозможно для моих сил, восполнит Его благодать.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

прав. Василия Мангазейского, и были найдены фрагменты его останков, которые ныне находятся в мон-рском храме и являются главной святыней епархии. В 1995 г. был образован приход в р-не Кайеркан г. Норильска, обустроен временный храм, в к-ром совершаются богослужения. В 2006 г. в Норильске был образован приход во имя свт. Луки, архиепископа Красноярского. В 2010 г. был заложен новый храм, основная часть строительных работ завершилась к 2018 г. Ист.: Письма преосв. Никодима [Казанцева], еп. Енисейского и Красноярского к проф. И. В. Платонову. Серг. П., 1896; Определения Освященного Собора РПЦ//ЖМП. 1990. 9. С. 6-9 (здесь С. 7). Лит.: Повесть о блж. Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого мон-ря//Иркутские ЕВ. 1864. 7, 8, 10-12, 14, 17-19, 21, 23; Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб., 1865, 2014. 2 т.; Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886; Буцинский П.Н. К истории Сибири: Мангазея и мангазейский уезд (1601 г.–1645 г.)//Зап. Имп. Харьковского ун та. Х., 1893. Кн. 1. С. 33-98; Урванцев Н. Н. Таймыр – край мой северный. М., 1978; Зольникова Н. Д. Ведомость 1781 г. о составе приходов Тобольской губ.//Христианство и церковь в России феод. периода: Мат-лы/СОАН СССР, ИИФиФ. Новосиб., 1989. С. 261–315; Степанов А. П. Енисейская губерния. Красноярск, 1997; Красноярский материк: Времена. Люди. Документы. Красноярск, 1998; Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. «Я полюбил страдание….»: Автобиография. М., 2000; Визгалов Г. П. Русское посадское домостроение на севере Зап. Сибири в XVII в. (по мат-лам новых исслед. Мангазеи)//Русские: Мат-лы VII Сибирского симп. «Культурное наследие народов Зап. Сибири» (9-11 дек. 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 19 – 25; Дулов А. В., Санников А. П. Православная церковь в Вост. Сибири в XVII – нач. XX в. Иркутск, 2006; Пархимович С. Г. Новые исследования мангазейского городища//Земля Тюменская: Ежег. Тюменского обл. краевед. Музея, 2005. Тюмень, 2006. Вып. 19. С. 159–167; Потапов И. Ф. Енисейская губерния: История в документах и фотографиях.

http://pravenc.ru/text/2577961.html

Соч.: Моим критикам: [Разбор рецензий В. О. Ключевского и В. А. Бильбасова]. К., 1870. 2 т.; Рус. женщина накануне реформы Петра Великого и после нее: Сравн.-ист. очерк//Унив. изв. 1874. 5. С. 235-292; 6. С. 411-455; Ист. описание Екатеринбургского Новотихвинского 1-кл. девичьего мон-ря. СПб., 1875; Рус. ун-ты в связи с ходом обществ. образования//ВЕ. 1876. 9. С. 161-206; 10. С. 492-550; 11. С. 73-132; Арсений Мацеевич, митр. Ростовский: Ист.-биогр. очерк: Эпизод из истории секуляризации церк. имуществ в России//РС. 1879. 4. С. 731-752; 5. С. 1-34; 8. С. 577-608; 9. С. 1-34; 10. С. 177-198; Критико-библиогр. обзор лит-ры рус. истории за 1874-1876 гг. К., 1880; Рус. ист. наука в 25-летие: 1855-1880 гг.//РС. 1880. 2. С. 423-452; 3. С. 619-634; Время Екатерины Второй: Спец. курс, сост. по лекциям. К., 1881-1882. 4 вып. Литогр.; Гр. Н. П. Румянцев: Деятельность его на пользу разработки рус. истории и археологии: Очерк из рус. историографии//РС. 1881. 9. С. 47-74; 10. С. 225-250; История Моск. Руси до XVI в.: Лекции. К., Литогр.; Новые мат-лы для истории царствования Петра Великого: (Сношения России с Францией)//Унив. изв. 1886. 5. С. 81-144; Новые мат-лы и труды о патриархе Никоне//Там же. 1888. 6. С. 21-102; О причинах удаления митр. Павла Конюскевича из Тобольска по новым мат-лам//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. С. 32-34; Сенат в царствование Екатерины II//РА. 1888. 1. С. 17-42; Ссыльные и заточенные в Соловецком мон-ре: Заметки к исслед. о них М. А. Колчина//РС. 1888. 1. С. 757-760; 2. С. 603-605; 3. С. 757-760; 6. С. 603; Еп. Моисей Гумилевский: Ист. заметка//РС. 1888. 6. С. 604-605; Новые исследования по истории Смутного времени Моск. гос-ва в нач. XVII в.//Унив. изв. 1889. 5. С. 113-166; 7. С. 167-206; 9. С. 207-214; Губ. ученые арх. комиссии: 1884-1890//Там же. 1891. 12. С. 101-136; Страница из истории Екатерининского наказа: (Об отмене пытки в России)//ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. Отд. 2. С. 11-35; Киев в 1654-1855 гг.: Ист. очерк//Киев. старина. 1904. Отд. 1. 9. С. 213-274; 10. С. 1-64; 11. С. 155-216; 12.//С. 516-685; Крестьянское движение в Киевской губ. в 1826-27 гг., в связи с событиями того времени. СПб., 1905; Имп. Екатерина II как историк//Военно-ист. вестн. 1911. 1/2. С. 13-24; Ист. воззрения Пушкина//Там же. 9/10. С. 5-23; А. Л. Шлецер: Ист.-биогр. очерк//ЧИОНЛ. 1911. Кн. 22. Вып. 3. С. 1-72; Карамзин - историк: Речь, чит. в собр. 18 июля 1911 г. по случаю открытия памятника Н. М. Карамзину в Остафьеве. СПб., 1912; Собр. ист. трудов. К., 1915. Т. 1; Г. Р. Державин в своей гос. и обществ. деятельности. Пг.; К., 1917; Icmopuчhi портрети. К., 2004.

http://pravenc.ru/text/389046.html

314 Триденский собор (sessio 7. cap. 2) произнес «анафема тому, кто бы сказал, что служитель конфирмации не есть один епископ, но и каждый простой священник». 315 Прав. 7. Тоже видно из слов Астерия у Фотия. Bibl. cod. 271. p. 1499. Собор трулльский повторил слова конст. собора в пр. 95. На западе весьма оразнообразились слова, произносившияся при печатлении миром. См. Brenners gesch. Darstellung. d. Sacramenme g. 31. 17. Wiirzb.818 316 Cont. Lucifer, с. 4. Ап nescis, ecclesiarum hanc esse morem, ut baptizatis postea manus imponatur et ita invocetur Spiritus s. ? Exigis, ubi scriptum sit? In actis apostolorum, sed etiam si scriturae avetoritas non subesset, totius orbis in hanc partem consensus instar praecepti optineret. 318 Tertullianus: de Bapt. с. 7. 8. Кирилл оглаш. 21. § 1. Лаодик. пр. 48. Пост. апост. кн. 7. гл. 43. 44. Gennadius: si parvulu sunt, vel hebetes, qui doctrinam non capiant, respondeant pro illis, qui cos offerunt, iuxta morem baptisandï et sie marnus impositione et chrismate communiti evcharistiae mysteriis admiltantur. De dogmat. Eccl. c. 52. Collect Canonum Graec. Martini, e. 52. сл. Pellicia de ecclesiae politia t 1. p. 22. 320 Константинопольский вселенский собор пр. 7. Василии в- письм 188. § 1. Дионисий александр. у Евсевия (II. E. 4 5). Cone. Aravs. cap. 1. Goar. Evehol. p. 888. 887. 321 В греческой церкви называется сие таинство: μυρον τ χρσματος; μρον – жидкая масть, и как говорил св. Иустин, масть составленная из благоуханных веществ (см. зам, 45), от μορω – теку; χρσμα помазание от χρω – помазую; отселе слово: миропомазание 322 О том, что еван. Иоанн не предлагает подробнаго известия об установлении вечери, следует заметить: а) он и в других случаях не говорит о том, о чем сказано у других евангелистов, сообразно с одною из своих целей (Evseb. II. Е. 3, 24. 6, 14.), б) говорить об установлении вечери тем более не было для него нужды, что он уже передал нам обетование Спасителя ( Иоан. 6, 51 . сл.) о сей вечери: таково же повествование Его о крещении; таково же и о некоторых других случаях ( Иоан. 2, 19–25. 3, 11–21 ). А что вечер, который описывает ев. Иоанн в 13 главе, есть тот же самый, который описывают три другие еваниелиста, говоря подробно об установлении евхаристии,– это ясно видно: а) св. Лука 22, 27. указывает на умовение ног Спасителем, а Иоанн 13, 4–16. описывает умовение; б) как Иоанн 13, 21–26., так и другие евангелисты и Мат. 26, 21–23., Мар. 14, 27 – 30 говорят о предречении Спасителя относительно предателя и Петра; в) по словам Иоанна Спаситель, окончив беседы последней вечери, вышел в сад Гефсиманский 17, 26. 18, l.; тоже говорится Мат. 26, 30. Лук. 22. 29 . Мар. 14, 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010