К янв. 2012 г. в М. Б. м. проживали игумен, 2 священноинока, 4 иеродиакона, инок, 4 послушника и 2 трудника, к 2017 г.- ок. 10 насельников. Арх.: Арх. Благовещенского монастыря [ВСЭНРПМ. 1976 г. Ист. справка и мат-лы технического исследования настенной живописи Благовещенской ц. города Мурома]; Там же [Выписка БТИ г. Мурома от 9.06.1992 г.]; Там же [ Епанчин А. А. Благовещенский муж. мон-рь, 1992 г.]; Арх. ВСЭНРПМ. М-10/2. 13711 [Муром. Благовещенская ц. Материалы предварительного обследования. 1963 г.]; Арх. Муромского межрайонного БТИ. Дело 1823; ВСЭНРПМ. 17024. Кн. 1: Опись культурных ценностей. Благовещенский собор г. Муром (1984 г.); ГИМ. Ф. 195. Д. 564. Л. 1-50 [Летопись муромского Благовещенского муж., ныне 2-го класса мон-ря, Владимирской епархии и губернии]; РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1996 [Приходо-расходные книги муромского Благовещенского муж. мон-ря 1765 г.]; Д. 369 [Приходо-расходные книги муромского Благовещенского муж. мон-ря 1762-1763 гг.]; Оп. 8. Д. 446 [Приходо-расходные книги муромского Благовещенского муж. мон-ря 1772 г.]; ГА Владимирской обл. Ф. 1094. Оп. 1. Д. 61 [Книга прихода и расхода штатных сумм (1841-1849 гг.)]; Д. 39 [Краткий список лиц, монашествующих в муромском Благовещенском мон-ре, за 1879 г.]; Д. 40 [Опись (1880 г.)]; Д. 57 [Клировые ведомости муромского Благовещенского мон-ря 1907 г.]; МИХМ. М-2233 [Синодик Благовещенского мон-ря 1713 г.]; 207 [Охрана памятников]; ММ-28260 [Сказание о граде Муроме, ркп. XIX в.]. Ист.: ПСРЛ. Т. 1, 7; Повесть о водворении христианства в Муроме// Кушелёв-Безбородко. Памятники. 1860. Вып. 1. С. 229-238; Грамота царя Михаила Федоровича в муромский Благовещенский муж. мон-рь 1623 г. о рыбных ловлях, лугах и о жалованье//Ежег. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1878. Т. 2. С. 196-201; О бытии муромскому Благовещенскому мон-рю в присоединении к муромскому же Борисоглебскому мон-рю, с переводом всей братьи в этот последний, и об оставлении при церкви Благовещенского мон-ря священника и причетников (23 июня 1725 г.)//Мат-лы для истории Владимирской губ. Владимир, 1901. Вып. 1. С. 47-48; Царская жалованная грамота Муромскому Благовещенскому мон-рю на вотчинное безоброчное владение озерками в Муромском у. в Клинском лугу (10 апр. 1619 г.)//Там же. 1904. Вып. 3. С. 194-197; ОДДС. Т. 21. Прил. 4. Стб. 1185; Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. Владимир, 2010; Сотная с писцовых книг г. Мурома 1623/24 г. Владимир, 2010; Список с переписной книги г. Мурома 1646 г. Список со строельной книги г. Мурома 1649 г. Владимир, 2010; Док-ты по истории Муромского посада 2-й пол. XVII в. Владимир, 2011.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

Лит.: Состояние раскола в Нижегородской епархии по смерти Преосвящ. Питирима до кон. XVIII ст.//Нижегородские ЕВ. 1867. 5. С. 117-128; Смирнов П. С. История русского раскола старообрядства. СПб., 18952; он же. Из истории раскола 1-й пол. XVIII в. СПб., 1908; он же. Споры и разделения в русском расколе в 1-й четв. XVIII в. СПб., 1909. С. 39-41, 125-127, 141, 280-282, 316-328; Прилуцкий Ю. В захолустьях. Семёнов, 1917; Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума: (Творческая история произведения). Л., 1974. С. 131-132; Беляева О. К. Полемические сборники и сочинения старообрядцев диаконовского согласия: (Нек-рые предв. замечания)//Христианство и церковь в России феодального периода. Новосиб., 1979. С. 211-216; Юхименко Е. М. Новые материалы о начале Выговской пустыни//ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 328-337; она же. Новое о старце Ефреме Потемкине//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. тр. М., 2010. Вып. 4. С. 21-56; Бахарева Н. Н., Белякова М. М. Изучение и государственная охрана мест, связанных с историей старообрядчества в Нижегородской обл.//Мир старообрядчества. М., 1998. Вып. 4: Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований: Мат-лы междунар. науч. конф. С. 132-139; Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв. Новосиб., 1999. С. 31, 625-626; Сироткин С. В. Устный Керженский синодик//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 1999. С. 290-300; Морохин А. В. Заволжские старообрядческие скиты в 40-50-х гг. XVIII в.//Нижегородские исследования по краеведению и археологии. Н. Новг., 2001. С. 144-151; он же. Керженец как центр «скитского жительства» в кон. XVII-XVIII вв.: (По мат-лам допросных речей старообрядцев)//Язык, книга и традиционная культура позднего рус. средневековья в жизни своего времени, в науке, музейной и библиотечной работе XXI в.: Тр. 2-й Междунар. науч. конф. М., 2011. С. 399-411. (Мир старообрядчества; Вып. 8). А. В. Морохин, С. В. Сироткин Рубрики: Ключевые слова: АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель

http://pravenc.ru/text/1684225.html

В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007; Беглов А. Л. В поисках «безгрешных катакомб»: Церк. подполье в СССР. М., 2008. С. 134, 182, 295; Навсегда у меня в сердце ты...: Йошкар-Оле - 425 лет. Йошкар-Ола, 2009. С. 31-35, 45-52; Энциклопедия Респ. Марий Эл. Йошкар-Ола, 2009; Попов Н. С. Движение непоминающих, или истинно-православная церковь в Марийском крае//Марийский археогр. вестн. 2010. 20. С. 131-146; 2011. 21. С. 104-119; он же. Вероисповедная политика гос-ва и Церкви в Марийском крае в нач. XX в.//Марийский юрид. вестн. Йошкар-Ола, 2012. Вып. 9. С. 44-59; Федосеева Н. А. Литературные памятники 1-й пол. XIX в. и просветительская деятельность духовенства в Марийском крае//Ежег. финно-угорских исследований. Ижевск, 2010. Вып. 1. С. 40-46; Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья. Самара, 2010; Зеленеева Г. С. Ист. обзор межконфессиональных отношений в Марийском крае дореволюционного периода//Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья: Мат-лы Всерос. науч. конф. Каз., 2011. Вып. 2. С. 325-330; Ерошкин Ю. В. Мон-ри Марийского края XVII-XVIII вв.: Источники, историография, проблемы изучения//Христианское просвещение и рус. культура: Мат-лы XV науч.-богосл. конф. Йошкар-Ола, 2012. C. 97-104; Половникова М. Ю. Вятское братство святителя и чудотворца Николая (кон. XIX - нач. XX вв.)//Новый ист. вестн. М., 2012. 3(33). С. 65-73; Справка по истории административно-территориального деления Респ. Марий Эл//Путеводитель по фондам ГКУ «Гос. архив Респ. Марий Эл». Йошкар-Ола, 2012. С. 801-807; Чемышев Э. В. Исламское религ. движение в Респ. Марий Эл: Проблемы и противоречия//Филология и культура. Каз., 2012. 1(27). С. 220-225; Православное церковное сопротивление в СССР: Биогр. справ., 1927-1988 гг./Авт.-сост.: М. В. Шкаровский, Д. П. Анашкин. М., 2013. С. 14-15, 24-25, 35-36, 38, 46-48, 54-57; Свечников С. К. Присоединение Марийского края к Русскому гос-ву. Каз., 2014; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С.

http://pravenc.ru/text/2562030.html

Monuments de l " Athos. P., 1927. Pl. 81.2; М. Студеница. Београд, 1968. Ил. 78; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика XI-XVI в. М., 1968. Ил. 24; она же. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. С. 12, 15, 26, 28, 31, 33-34, 43, 47, 67-69, 88-89, 91, 95-96, 102, 108, 119, 127, 133, 148; Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970. С. 156; Hutter I. Corpus der byzant. Miniatürhandschriften. Stuttg., 1978. Bd. 1. S. 49. Fig. 172; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Вел. Новгорода. М., 1987. С. 504, 522; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990. Кат. 7. С. 14-15, 79-80; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Проблемы: Кат. выст. М., 1991. Кат. 9, 10, 21, 58. С. 40, 42-45, 56-58, 100-101; Jolivet-L é vy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 52, 282; Косцова А. С. Древнерус. живопись в собр. Эрмитажа. СПб., 1992. Кат. 76; Б. Манастир Ресава. Београд, 1995. С. 60, 125. Ил. 36, 109; Стерлигова И. А., сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; Д. Сликарство. Ucmopuja. 2000. С. 200-202. Ил. 31; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 171. Кат. 7; Игошев В. В. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород, Ярославль, Сольвычегодск. М., 2003; Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По мат-лам реставрационных работ ВХНРЦ: Кат.-альбом. М., 2003. Кат. 15, 24, 72, 83. С. 34, 35, 40-41, 44-45, 76, 81, 126, 127, 132-133, 195, 209; Икона Мурома. М., 2004. Кат. 41. С. 234-240; Иконы Углича XIV-XX вв./Сост.: А. Н. Горстка. М., 2006. Кат. 12; Иконы XIII-XVI вв. в ЦМиАР. М., 2007. Кат. 107. С. 568-569; Саенкова Е. М. О нек-рых рус. житийных иконах вмч. Никиты XVI-XVII вв.//Каптеревские чт. М., 2008. Вып. 6. С. 168-174; Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. М., 2015. Кат. 50. С. 136-139; Симон Ушаков - царский изограф: Кат. выст. ГТГ. М., 2015. 89. Е. М. Саенкова, М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА († ок. 118), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом, вмч. (пам. 20 сент.) МЕРКУРИЙ (сер. III в.), вмч. (пам. 24 нояб.; пам. греч. 25 нояб.; пам. зап. 25 нояб.), пострадал в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция) ПАНТЕЛЕИМОН (нач. 80-х гг. III в.- 27.07.305), вмч. Никомидийский (пам. 27 июля), называемый также Пантелеимон Целитель

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Арх.: ЦГИА Респ. Башкортостан. Ф. И.-1. Оп. 1. Д. 1225. Л. 4-5 об.; Ф. Р-4797. Оп. 1. Д. 3; Волков Д. С. Мат-лы по истории г. Уфы//Науч. архив Уфимского науч. центра РАН. Ф. 23. Оп. 1. Д. 2. Л. 60 об.; Д. 4. Л. 198 об.- 199 об., 210 об. Лит.: О состоящем в Уфе каменном соборе//Оренбургские ГВ. 1852. 21; Пеккер А. А. Очерки Уфы//Вестн. РГО. 1860. Ч. 29. Кн. 8. Отд. 2. С. 185; Владиславлев В. Ф., прот. Сказание о чудотворной иконе Казанской Божией Матери, находящейся в уфимском Воскресенском кафедр. соборе. Уфа, 1870; Летопись Троицкой церкви. Уфа, 1871. С. 13-15; Игнатьев Р. Г. Церкви и престольные праздники в г. Уфе//Памятная книжка Уфимской губ./Ред.: Н. А. Гурвич. Уфа, 1873. Ч. 2. С. 61-68; он же. Еп. Михаил, бывший Оренбургский и Уфимский: По случаю 40 лет от дня кончины его. М., 18982. С. 32; Сведения о праздниках, особо чтимых народом в Уфимской епархии//Уфимские ГВ. 1878. 2. С. 3-4; Правила относительно ношения особо чтимой святой иконы Пресв. Владычицы нашей Богородицы Казанского Ее образа, хранимой в уфимском кафедр. соборе, по Уфимскому, Белебеевскому, Мензелинскому, Бирскому и Златоустовскому уездам Уфимской епархии//Уфимские ЕВ. 1881. 2. С. 51-54 (то же, переизд.: 1895. 8. С. 237-240); Из летописи Богородицкой ц. с. Николаевка Мензелинского у.//Там же. 1882. 15. С. 478; Календарь и справ. книжка Уфимской губ. на 1897 г. Уфа, 1896. С. 27; Адрес-календарь и справ. книжка Уфимской губ. на 1899 г. Уфа, 1899. С. 18; Златоверховников И. Е. Уфимская епархия: Геогр., этногр., адм.-ист. и стат. очерк. Уфа, 1899. С. 62, 81, 129; Херувимов К. К столетию епископской кафедры и консисториального управления в Уфе: Епархии Оренбургской и Уфимской (с 4-го марта 1800 по 21 марта 1859), Уфимской и Мензелинской (с 21 марта 1859 по 4 марта 1900)//Уфимские ЕВ. 1900. 2. С. 32-38; Чернавский Н. М. К истории уфимского кафедр. собора: (Возложение в 1858 г. ризы на чудотв. икону Казанской Божией Матери, что в уфимском кафедр. соборе. Сведения о прежней ризе, бывшей на чудотв. иконе Казанской Божией Матери, принадлежащей уфимскому кафедр.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

17 апр. 1758 г. И. был назначен епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием Новгородской епархии. 24 мая того же года состоялась хиротония. В кон. мая И. вступил в управление Юрьевым новгородским монастырем . Служил в сане архиерея лишь 1 год, умер 29 апр. 1759 г. Иером. Амвросий (Орнатский ; впосл. епископ Пензенский) и вслед за ним ряд др. авторов приводят др. дату кончины И.- 6 июня 1758 г. (ИРИ. 1807. Ч. 1. С. 86), но проф. И. А. Чистович отрицает ее достоверность ( Чистович И. А. История Правосл. Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к С.-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 82). И. был погребен на паперти Георгиевского собора Юрьева мон-ря на правой стороне. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 15. Д. 175; Оп. 27. Д. 84; Оп. 28. Д. 259; Ф. 1341. Д. 1552. Л. 80-100. Соч.: Слово в день Вознесения Господня. М., 1742; [«Доношения» в Синод от 18 февр. 1745 г. и 29 марта 1749 г.]//Колониальная политика царизма на Камчатке и Чукотке в XVIII веке: Сб. арх. мат-лов. Л., 1935. С. 139-149. Лит.: Известие о Камчатской духовной миссии//Сибирский вестн. 1822. Ч. 17. Кн. 3. Отд. 1. С. 88-93; Смирнов С. К., прот. История Моск. Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 201, 233-234; Громов П. В., прот. Ист.-стат. описание камчатских церквей. СПб., 1857. Петропавловск-Камчатский, 2000р. С. 30-45; он же. Назначение вторичной миссии в Камчатку. Выезд архим. Хотунцевского из Москвы. Прибытие миссии Хотунцевского в Охотск//Приб. к Иркутским ЕВ. 1868. 47. С. 531-538; 49. С. 557-561; 51. С. 589-593; 1869. 22. С. 279-285; он же. Назначение в Камчатку духовной миссии в 1742 г.//Там же. 1874. 30. С. 395-404; 32. С. 416-425; 41. С. 536-540; 43. С. 555-566; 49. С. 656-662; 1875. 1. С. 1-6; 2. С. 13-21; 7. С. 74-76; 8. С. 82-92; 10. С. 115-120; 15. С. 197-202; 21. С. 292-298; 24. С. 327-337; 25. С. 347-352; 40. С. 358-362; 40. С. 547-552; 41. С. 559-563; 42. С. 569-574; 44. С. 600-604; Попов Н. А. Придворные проповеди в царствование Елисаветы Петровны//Летопись рус. лит-ры и древности. М., 1859.

http://pravenc.ru/text/578110.html

церк. истории Новгорода (кон. X - 70-е гг. XI в.)//ВЦИ. 2015. 3/4(39/40). С. 207-274; он же. Новгородская епископия в кон. XI - 1-й трети XII в.: Печерские постриженики на севере Руси и начало эпохи полит. преобразований//Там же. 2016. 3/4(43/44). С. 165-213; он же. Новгородский свт. Нифонт, княжеская власть и Киевская митрополия (30-50-е гг. XII в.)//Там же. 2017. 3/4(47/48). С. 237-278; Чаусов А. И. Изменения в системе антирелиг. пропаганды в 1954-1955 гг.: (На примере Новгородской обл.)//Вестн. Новгородского гос. ун-та. Сер.: История. Филология. 2009. 52. С. 21-23; Чумичева О. В. Соловецкое восстание 1667-1676. М., 2009; Никитина Н. И. Новгородское жен. епарх. уч-ще//Зап. Филиала РГГУ в г. Вел. Новгород. Вел. Новг., 2010. Вып. 8. С. 360-368; она же. Жен. епарх. уч-ще: От религ. воспитания к пед. образованию//Вестн. Новгородского гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. 2011. 64. С. 48-51; Бабкин М. А. Священство и царство (Россия, нач. XX в.- 1918 г.): Исслед. и мат-лы. М., 2011; Григорьева И. Л., Салоников Н. В. Новгородская ДС: 1740-1918 гг.//Вестн. Новгородского гос. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2011. 63. С. 34-38; Кафедра новгородских святителей/Сост.: Г. С. Соболева. Вел. Новг., 2011. Т. 1-3; Страхова Я. Война обратила людей к вере//София. 2011. 2. С. 5-14; Тарасов А. Е. Церковь и подчинение Вел. Новгорода//НИС. 2011. Вып. 12(22). С. 71-109; Алексеев А. И. Религ. движения на Руси посл. трети XIV - нач. XVI в.: Стригольники и жидовствующие. М., 2012; Романова Е. В. Массовые самосожжения старообрядцев в России в XVII-XIX вв. СПб., 2012; Новгородская митрополия: Справ.-путев. Вел. Новг., 2013; Смирнов И. Кирилловский у. в годы Первой мировой войны//София. 2014. 2. С. 11-18; Страна Див: Энцикл. Окуловского края/Авт.-сост.: Е. Н. Романова, Л. Э. Бриккер. СПб., 2014; Антипов И. В. Новгородский Владычный двор в XIV-XV вв.: Новые данные и перспективы изучения//НИС. 2015. Вып. 15(25). С. 45-57; Назаренко А. В. Архиепископы в Рус. Церкви домонгольского времени//ДРВМ. 2015.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Ист.: Житие иже во святых отца нашего Димитрия, митр. Ростовскаго, чудотворца//Житие... с приложением кр., но ясного истолкования всея грековосточные правосл. христ. веры. СПб., 1796. С. 1-56; Чудеса от мощей свт. Димитрия Ростовскаго и по молитве к нему//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1872. 23-28, 33-34, 42. С. 183-339; 1876. 10-19, 21, 23-34, 36-40, 42-46. С. 78-368; Обретение и открытие мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского//Там же. 1879. С. 395-415; Протокол 84-го собрания Ярославской арх. комиссии, 3 марта 1913 г.//Тр. Ярославской губ. УАК. Ярославль, 1914. Кн. 7. Вып. 1. С. 103-106, 113-128 [Житие Д. в редакции митр. Арсения (Мацеевича)]; ОДДС. 1915. Т. 32. Стб. 583-592; Прил. XXIV-XXXIII. Стб. 983-1150. Лит.: Виссарион (Нечаев), еп. Св. Димитрий, митр. Ростовский. М., 1849; [Никольский Ф. Я. ]. Ростовское училище при св. Димитрии митрополите//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1863. С. 231-438; Титов А. А. Новые данные о свт. Димитрии Ростовском. М., 1881; [Корсунский Н. Н. ]. Мат-лы для истории училища свт. Димитрия Ростовского//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1883. 44. С. 347-259; 46. С. 363-365; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651-1709). СПб., 1891. (ЗИФФ; 24); Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 270-276; Голубинский. Канонизация святых. С. 170-174, 475-484 [Прил. 15: Акты об открытии мощей]; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 196-209; Никольский А. И. Несколько слов о Житии и сочинениях св. Димитрия Ростовского//ИОРЯС. 1909. Т. 14. Кн. 1. С. 160-171; Титов Ф. И. , прот. К истории КДА в XVII-XVIII вв.: Св. Димитрий, митр. Ростовский, бывш. ученик академии (1651-1709)//ТКДА. 1909. 10. С. 173-240; Попов М. С. , свящ. Свт. Димитрий Ростовский и его труды. М., 1910; Петров Н. И. Очерки из истории укр. лит-ры XVII-XVIII вв. К., 1911. С. 160-179; Абрамович Д. И. «Повесть о Варлааме и Иосафе» в Четьих-Минеях Димитрия Ростовского//Юбiл. зб. М. С. Грушевському. К., 1928. С. 729-734; он же. Лimonichi джерела Чemьix-Miheй Дмитра Ростовського//Науковий зб.

http://pravenc.ru/text/178011.html

прот. Иоанн Чижевский Отделение четвертое. О благоустройстве храмов Глава I. Храм и его части 1 . Православный христианский храм или церковь , есть особое здание посвященное Триипостасному Богу, в которое верующие, в установленное Церковью время, собираются на общественную молитву и совершения св. Таинств ( Лук.19:45–46 ) и потому храм, как место особенного таинственного присутствия Божия, называется Домом Божиим (Мат.21:31; Иоан.2:13, 25 ; Деян.5:11 ; 1Корф.14:23; 1Тим.3:15 ). Примечание 1. Устав православной Церкви предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Так, божественная литургия может совершаться только в храме (50 прав. Вселен. Собор.), также и все таинства, хотя некоторые например крещение 40 и елеосвящение дозволяется совершать и в домах (II. С. З. 23 мар. 1805 г. 21678; но таинство брака предписано совершать непременно в церкви 41 (т. X, ч. 1, ст. 31, Свод. Зак. изд. 1887 г.; инстр. благоч. § 19, кн. о должн. пресв. приход. § 123). Примечание 2. Определением Св. Син. 12–23 декабря 18 нарта 188 5 / 6 г. за 2899, согласно постановлению собрания Преосвященных, происходившего в июне 1885 г. в Казани, предоставлено право епархиальным Преосвященным разрешать миссионерам и приходским священникам в далеко отстоящих от церквей в инородческих деревнях, в особенности в тех, которые окружены язычниками и магометанами, совершать богослужение с литургией на переносном антиминсе и переносных престолах, в молитвенных домах, часовнях и в других приспособленных к сему зданиях, а равно и в открытых местах. 2 . Каждый Православный христианский храм имеет свое особенное название, смотря по тому, в память какого события из истории веры он устроен и посвящен Богу, или в честь и память угодника Божия, которого общество верующих (приход) избирает своим особенным предстателем пред Господом Богом. Поэтому храмы, или церкви носят названия: Воскресенский – в память Воскресения Господня, Христорождественский – в память Рождества Господня. Рождество-Богородичный в память Рождества Пресвятые Богородицы. Николаевский, Митрофаньевский – в честь сих святителей, Архангело-Михайловский в честь Архистратига Михаила, и проч. В тех городах и селах, в которых несколько церквей, и приходы называются: Воскресенский, Николаевский, Михайловский и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) Как Вифлеем представляется местом происхождения Владыки израилева: гак параллельно сему kedem и дни века должны быть принимаемы в подобном же значении. И по употреблению mozaa означает происхождение, но не племя или род ( Ис. 41, 18 . Езек. 42, II). – Kedem от kidem – предшествовал, так как употребляется в значении времени, предшествовавшего всякому времени ( Пс. 54, 20 . Авв. 1, 12 ), очевиднее делает мысль выражения: дни века. Итак хотя Владыка израилев родится в Вифлееме, но Он – вечен. Сего довольно, чтоб видеть в Нем Мессию. Черты царствования царя Израилева также высоки, чтоб можно было приложить их к кому-либо кроме Мессии. 2) И пророк Исаия представлял Мессию Владыкою израиля, и говорил, что соберет Он рассеянных сынов израиля (11,11–13). Михей, указывая на время, когда произойдет собрание рассеянного израиля, прорекает: посему Он предаст их, доколе не родит имеющая родить: но тогда и прочия братия их возвратятся к сынам изранлевым (ст. 3). Слова: доколе не родит имеющая родить, указывают и ту. которая, по словам Исаии, зачнет и родит Эммануила ( Ис. 7, 14 ). Наконец известно, как понимали пророчество Михея в церкви иудейской (Мат. 2, 5. Иоан. 7, 11 ). Новые чарты Мессии отселе открываются следующие: а) Мессия родится в Вифлееме (и след. согласно с прежним пророчеством от колена Иудова); б) по происхождению он вечен; в) Он будет царствовать для имени Иеговы и силою Иеговы. § 166. Пророчества во время плена: пророчества Иеремии и Езекииля о новом завете   Избранный народ нечестием своим навлек на себя гнев Божий и наказан тяжким пленом; но не смотря на грехи отступника, Иегова обещает через прор. Иеремию заключить новый завет с народом Своим, завет вечный 31, 31. В следствие сего завета, а) закон будет начертан на сердце каждого; б) израиль будет народом Божиим (ст. 33); все будут знать Иегову без помощи наставника; г) и грехи будут забыты (ст. 34). Сие пророчество читаем в другой раз у того же пророка (32, 37–40). И оно же не раз повторено современником Иеремии прор. Езекиилем (11, 18. 19. 20. 36, 26–29). У того и другого Иегова говорит: дам им сердце одно и путь один, чтобы бояться Меня всегда. Сие изменение души необходимо там, где начертывается закон на сердце ( Ез. 36,21 ) и Езекииль прибавляет еще одну черту, и именно: «народ Божий отвергнет всякое суеверие». Чего же и желать могли от времен Мессии, как не у тверждения закона в сердце, как не перерождения души, как не прощения грехов? В ветхом завете открываема была воля Божия, но более внешним образом, нежели в сердце людей, и не в такой полноте, какой желать было можно. Прощение грехов и ведение Иеговы и Давид (§ 157) и Исаия (§ 159) соединяют со временем Мессии. Ап. Павел не раз показывает в сем пророчестве Мессию ( Евр. 8. 8–17 . Рим. 11, 27 ). § 167. Пророчества Даниила·, а) о времени вечного царства

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010