А. Макарова/Отв. ред.: П. Г. Гайдуков и др. М.; Вологда, 2015. С. 365-374; Чернов С. З., Бойцов И. А. Раскопки в Историческом проезде и изучение Великого посада Москвы XIII-XIV вв.//Сов. Арх. 1992. 1. С. 211-230; Археол. карта России: Московская обл. М., 1994. Ч.1; 1995. Ч. 2; 1997. Ч. 4; Бойцов И. А., Гунова В. С., Кренке Н. А. Ландшафты средневек. Москвы: Археолого-палинологические исслед.//Изв. РАН. Сер. геогр. М., 1993. 4. С. 60-76; Панова Т. Д. Клады Кремля. М., 1996; она же. Ист. и социальная топография Моск. Кремля в сер. XII - 1-й трети XVI в. М., 2013; Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям Ладанных книг: (Опыт справ.-указателя)//Сакральная топография средневек. города/Ред.: А. Л. Баталов, Л. А. Беляев. М., 1998. С. 143-179; Москва и сложившиеся рус. города XVIII - 1-й пол. XIX вв./Ред.: Н. Ф. Гуляницкий. М., 1998. С. 9-176; Векслер А. Г., Мельникова А. С. Российская история в моск. кладах. М., 1999; Кренке Н. А. Ближайшая сельская округа Москвы в XII-XIII вв.//Русь в XIII в.: Древности темного времени. М., 2003. С. 151-168; он же, авт.-сост. Археология Романова двора: Предыстория и история центра Москвы в XII-XIX вв. М., 2009. (Мат-лы охранных археол. исслед.; 12); он же. Дьяково городище: Культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н. э.- I тыс. н. э. М., 2011; Кренке Н. А., Чернов С. З., отв. ред. Культура средневек. Москвы: Ист. ландшафты. М., 2004. Т. 1; Беляев Л. А., Кренке Н. А. Деревянный дворец кон. XVII в. в Коломенском: Опыт археол. локализации//Рос. Арх. 2005. 4. С. 176-188; Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - сер. XVIII в./Отв. ред.: И. А. Бондаренко. М., 2007; Формозов А. А. Исследователи древностей Москвы и Подмосковья. М., 20072; Векслер А. Г. Раскопки на Великом посаде: Теплые торговые ряды. М., 2009; он же. Манеж и Манежная пл. Москвы. М., 2012; он же. Москва: Раскопки на Великом посаде. Ул. Ильинка, Биржевая пл., Старый Гостиный двор: Мат-лы исслед. М., 2015; Ситдиков А. Г., Шакиров З. Г. Надписное надгробие XVII в.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Германа Подольного//Нил Сорский в культуре и книжности Др. Руси: Мат-лы Междунар. науч. конф. С.-Петербург, 12 мая 2008 г. СПб., 2008. С. 90-96; он же. Когда была основана б-ка Кирилло-Белозерского мон-ря?//ДРВМ. 2009. Вып. 3(37). С. 128-129; он же. К вопросу о ранних этапах формирования б-ки Кирилло-Белозерского мон-ря//Там же. 2011. Вып. 1(43). С. 31-35; Ивина Л. И. Жалованные грамоты первого удельного князя Московского дома 1-й трети XV в. и Кириллов мон-рь на Белоозере: Княжеская власть и отношения ее с мон-рем//Российское гос-во в XIV-XVII вв.: Сб. ст./Ред.: А. Г. Маньков. СПб., 2002. С. 194-207; Серебрякова М. С. О начале Кириллова и Ферапонтова мон-рей//Кириллов. 2003. Вып. 5. С. 16-42; она же. К датировке посланий Кирилла Белозерского//Там же. 2005. Вып. 6. С. 6-9; она же. Жития преподобных Кирилла и Ферапонта как ист. источник сведений об основании белозерских мон-рей//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 180-189; Турилов А. А. К истории б-ки и скриптория Кирилло-Белозерского мон-ря 1-й трети XV в.: (Проблема Христофора)//ДРИ. СПб., 2004. [Вып.:] Искусство рукописной книги: Византия. Др. Русь. С. 373-389; Петрова Л. Л. Собр. иконописи КБМЗ//Иконы КБМЗ. М., 2005. С. 18-32; Романчук Р. «Вещь, которая на примете по тетратем»: Библиогр. практика в Кирилло-Белозерском мон-ре в кон. XV в.//Древнерус. и греч. рукописи РНБ: Мат-лы Междунар. науч. конф. (С.-Петербург, 14-16 июня 2005 г.). СПб., 2007. С. 15-29; idem (Romanchuk R.). Byzantine Hermeneutics and Pedagogy in the Russian North: Monks and Masters at the Kirillo-Belozerskii Monastery, 1397-1501. Toronto, 2007; он же. Книжник Александр-Олешка Палкин и общежительно-педагогические реформы в Кирилло-Белозерском мон-ре при игум. Трифоне (1430-1440-е гг.): К вопросу о правосл. монашеской образованности//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 72-93; Прохоров Г. М. Поучение ко ученику «Кирила Белозерска чюдотворца»//Там же. С. 3-24; Семячко С. А. Сб. «Старчество» в Кирилло-Белозерском мон-ре//Там же. С. 211-296; Кузьмичева О.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

6.       Фронтир в истории черноморского казачества: некоторые факторы освоения пространства//Культурная жизнь Юга России. 2009.   7.       Из истории освоения славянами Северного Кавказа и распространения старообрядчества в регионе (конец XVII–XVIII век)//Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Сер. Обществ. науки. Ростов н/Д, 2009. С.42–46.  8.     Казачьи сообщества Крымского ханства и старообрядчество на Северном Кавказе в конце XVII – XVIII b.//Российская история. 2009. Иные публикации. Монографии: 1.       «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. – конец 1920-х гг.). Краснодар, 2001 (22,52 п.л.). 2.       «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. – конец 1920-х гг.). Краснодар, 2002. Изд. 2-е, испр. и доп.   (18 п.л.). 3.       Память жива в веках. Возвращение к истокам: об участии казаков в войнах XVIII–XX вв. Краснодар, 2006. Глава 1 (в соавторстве с А.А. Пригариным,        А.Н. Малукало) (2,4 п.л.). 4.  Казачество Дона и Северо-Западного Кавказа в отношениях с мусульманскими государствами Причерноморья (вторая половина XVII в. – начало XVIII. Ростов-на-Дону, 2009 (18 п.л.).  в.) Статьи: 1.        Русско-турецкая война 1768–1774 гг. и переселение казаков-некрасовцев в Османскую империю//Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. Краснодар, 2000. С.11–17.  2.        Казаки-некрасовцы в Османской империи: динамика религиозных воззре- ний//«Проблемы изучения и развития казачьей культуры»: Мат-лы научно-практ. конф. Майкоп, 2000. С.65–73 3.        Эмиграция казаков-старообрядцев в Крымское ханство: к истории формирования кубанского казачества в начале XVIII в.//Христианство и христианская культура в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе: Темат. сб. науч. ст./Под ред. Т.С. Рудиченко. Ростов н/Д, 2000. С.39–52. 4.        Кубанское казачество: условия формирования и пополнения: (К вопросу о генезисе и развитии ранних казачьих сообществ)//Социальная организация и обычное право: Мат-лы научной конференции  (г. Краснодар, 24–26 августа 2000 г.). Краснодар, 2001. С.193–214.

http://bogoslov.ru/person/532883

Евлампий (Пятницкий; 16 февр. 1834 - 22 июня 1840), Анатолий (Мартыновский; 4 авг. 1840 - 10 июня 1841), Мелхиседек (Золотницкий; 6 авг. 1841 - 24 сент. 1845), Иона (Капустин; 19 мая 1846 - 21 нояб. 1859), Ириней (Боголюбов; 17 янв.- 8 мая 1860), Варлаам (Денисов ; 21 авг. 1860 - 19 мая 1862), Митрофан (Винницкий; 28 мая 1862 - нояб. 1866), Вассиан (Чудновский; 21 нояб. 1866 - 9 сент. 1876), Варсонофий (Охотин ; 31 окт.- 19 нояб. 1876), Модест (Стрельбицкий ; 10 апр. 1877 - 9 дек. 1878), Вениамин (Смирнов ; 4 марта 1879 - 5 апр. 1882), Нафанаил (Леандров; 5 апр. 1882 - 29 янв. 1885). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 838, 867, 894; Оп. 439. Д. 181, 207, 474, 492; ГА Свердловской обл. Ф. 6. Оп. 4. Д. 268. Ист.: Указ Св. Синода от 31 янв. 1833 г. с инструкциею еп. Екатеринбургскому, вик. Пермскому//Пермские ЕВ. 1883. 9. Отд. офиц. С. 95-97; Варлаам (Денисов), архим. Преосв. Ириней, еп. Екатеринбургский//Странник. 1860. 9. С. 105-119; Преосв. Иона, бывший еп. Екатеринбургский//Пермские ЕВ. 1867. 4. Отд. неофиц. С. 64-71; Отъезд Преосв. Модеста из г. Екатеринбурга//Там же. 1879. 8. Отд. неофиц. С. 81-84; Положение о правах и обязанностях епископа - викария Пермского//Там же. 1880. 26. Отд. офиц. С. 255-258; Ярушин П., прот. Преосв. Вассиан, еп. Пермский и Верхотурский: (Некролог)//Там же. 1883. 4. Отд. неофиц. С. 27-37; Отъезд из Екатеринбурга Преосв. Анатолия, 2-го епископа Екатеринбургского, на Острожскую викарную кафедру//Екатеринбургские ЕВ. 1888. 4. Отд. неофиц. С. 75-77; Преосв. Нафанаил: (Некролог)//Там же. 1888. 1. Отд. офиц. С. 1-4; Памяти Преосв. Ионы, еп. Екатеринбургского, вик. Пермской епархии//Там же. 1889. 41. Отд. неофиц. С. 889-892; К биографиям Преосвященных Анатолия и Мелхиседека, епископов Екатеринбургских, викариев Пермских//Там же. Отд. неофиц. 1898. 10. С. 265-272; С[мородинцов Н.]. Мат-лы для истории церквей г. Екатеринбурга//Екатеринбургские ЕВ. 1901. Отд. неофиц. 7. С. 279-282; 9. С. 378-388; 1902. 5. С. 207-218; 6. С. 275-281; 7. С. 315-321; 8. С. 366-369; 9. С. 405-408; Мат-лы для истории Екатеринбургской епархии: Иона, еп. Екатеринбургский, вик. Пермской епархии, бывший на кафедре с 1849 по 1859 г. Екатеринбург, 1915.

http://pravenc.ru/text/189629.html

1494 Зинько Е.А. Христианские мотивы в росписи пантикапейских склепов/Мат–лы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2003. Вып. 10. С. 78–89. 1496 Завадская И.А. Христианские расписные склепы Крыма в контексте развития погребальной росписи в ранневизантийское время/Мат–лы по археологии истории и этнографии Таврии. 2009. Вып. 15. С. 89–131; Хрушкова Л.Г. О живописи раннехристианских склепов в Крыму: сто лет после М.И. Ростовцева/Тр. Гос. Эрмитжа. Т. 42. Византия в контексте мировой культуры: К столетию со дня рождения А.В. Банк. СПб., 2008. С. 121–132. 1498 Bovini G. I sarcophagi paleocristiani: Determinazione della loro cronologia mediante l’analisi dei ritratti. Citta del Vaticano, 1949; idem. Gli studi di archeologia Christiana. Bologna, 1968. 1502 Bovini G. Repertorium der christlich–antiken Sarkophage. Bd. 1/Bearb. von H. Brandenburg; Hrsg. F. Deichmann. Wiesbaden, 1967; Bd. 2/Bearb. von J. Dresken–Weiland. Mainz, 1998. 1503 Dresken–Weiland J. Sarkophagbestattungen des 4.–6. Jahrhunderts im Westen des romischen Reiches. Rom; Wien, 2003. 1505 Baratte F, Metzger C. Catalogue des sarcophages en pierre d’epoque romaine et paleochretienne. Paris, 1985. 1506 Sotomayor M.M. Sarcofagos romano–cristianos de Easpana: Estudio iconograafico. Granada, 1975. 1508 Deichmann FW. Einfuhrung in die christliche Archalogie. S. 167–204; Engemann J. Deutung und Bedeutung fruhchristlicher Bildwerke. Darmstadt, 1987. 1509 Sauer J. Christusmonogramm/Lexikon fur Theologie und Kirche. 1958. Bd. 2. Sp. 1177; Kellner W. Christusmonogramm 1511 Testa E. II simbolismo dei giudeo–cristiani. Gerusalemme, 1962. P. 389–396 (Pubblicazioni dello Studium Biblicum Franciscanum, 14). 1512 Feissel D. Recueil des inscriptions chretiens de Mac6doine du 3 е au 7 е siecles. Paris, 1983. P. 117, 124. 1513 Wischmeyer W. Christogramm und Staurogramm in den lateinischen Inschriften altkirchlicher Zeit/Theologia crucis – signum crucis. Festschrift fur E. Dinkier zum 70. Geburtstag/Hrsg. Andresen C., Klein G. Tubingen, 1979. S. 539–550.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2007. 5. С. 28-43; он же. Гетьман I. Мазепа як покровитель Cb.-Muxaйлibcьkoro Золотоверхого мон-ря у Мазепа та його доба: Icmopiя, культура, нац. пам " ять: Мат-ли мiжhap. наук. конф. К., 2008. С. 261-270; он же. Св. Костянтин Острозький як покровитель Cbяmo-Muxaйлibcьkoro Золотоверхого мон-ря у зап./Нац. ун-т «Острозька Akaдeмiя». Сер.: Icmopuчhi науки. Острог, 2008. Вип. 13. С. 26-43; Niдropa В. Hacmihhuй живопис мypib Muxaйлibcьkoro мон-ря//Киïвська старовина. 2000. 4. С. 156-162; Артамонов Ю. А. Формирование родовых некрополей на Руси в XI-XII вв.//Вост. Европа в древности и средневековье: Генеалогия как форма ист. памяти: XIII Чтения пам. В. Т. Пашуто: Мат-лы конф. М., 2001. С. 11-20; Ibakih Г. Ю., Козюба В. К. Icmopuчha monorpaфiя Muxaйлibcьkoi гори у в XI-XIII ст.//«А Зб. праць на пошану М. Ф. Котляра з нагоди його 70-piччя. К., 2002. С. 71-88; они же (Ивакин Г. Ю., Козюба В. К.). Ворота с надвратной церковью кон. XII в. в Киеве: (По исслед. 1998-1999 гг.)//Архитектура и археология Др. Руси: Мат-лы науч. конф. СПб., 2009. С. 85-100. (ТрГЭ; 46); Орленко М. Muxaйлibcьkuй Золотоверхий мон-р: Memoдuчhi засади i xpohoлoriя biдmbopehhя. К., 2002; Попова О. С. Мозаики Михайловского мон-ря в Киеве и визант. искусство кон. XI - нач. XII в.//ДРИ. 2002. [Вып.:] Русь и страны Визант. мира XII в. С. 344-364; [Клос В., свящ.] Icmopiя Cb.-Muxaйлibcьkoro Золотоверхого мон-ря. К., 2007; Коренюк Ю. О., Кот C. Мозаïки i фрески Muxaйлibcьkoro Золотоверхого собору в Сучасний стан мистецькоï спадщини//Пам " ятки Украïни. 2007. 1. С. 2-38; они же. Ophaмehmaльhi фрески Muxaйлibcьkoro Золотоверхого собору//Cmyдii мucmeцmboзhabчi. К., 2007. 1(17). С. 23-45; Яременко М. Киïвське чернецтво XVIII ст. К., 2007; Бiлoyc Н. О. Киïв hanpukihцi XV - у 1-й пол. XVII ст. К., 2008. С. 70, 77-78, 99, 101, 110, 126, 131, 199, 225, 252; Науковий зб., присвячений 900-лimmю Cb.-Muxaйлibcьkoro Золотоверхого мон-ря: Мат-ли наук.-практ. конф. «Muxaйлibcьkuй Золотоверхий мон-р: Icmopiя kpiзь cmoлimmя»/Упоряд.: Дмumpiй (Рудюк), свящ.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Лит.: Иоселиани П. И. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866; Марр Н. Я. Еще о слове «челеби»//ЗВОРАО. 1910. Т. 20. Вып. 2/3. С. 99-151; он же. О религ. верованиях абхазов//ХВ. 1912. 4. С. 125-127; он же. Кавказоведение и абхаз. язык. Пг., 1916; Бардавелидзе В. В. Из истории древнейших верований грузин: Божество Барбар, Бабар. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); она же. Древнейшие религ. верования и обрядовое графическое искусство груз. племен. Тбилиси, 1957; Куфтин Б. А. Археол. раскопки в Триалети. Тбилиси, 1941. Т. 1: Опыт периодизации памятников; Макалатия С. История и этнография Мегрелии. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); Чубинишвили Т. Древняя культура в двуречье Куры и Аракса. Тбилиси, 1965; Брегадзе Н. К вопросу о характере одного из груз. нар. праздников - Тедороба//Мат-лы по этнографии Грузии. Тбилиси, 1970. Т. 15. С. 81-91; Лордкипанидзе О. А. Древняя Колхида: Миф и археология. Тбилиси, 1979; он же и др. Гонийский клад. Тбилиси, 1980; Миндадзе Н. Р. Груз. нар. медицина: По этногр. мат-лам горцев Вост. Грузии. Тифлис, 1981 (на груз. яз.); Абакелия Н. и др. Груз. нар. праздники. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Абакелия Н. Миф и ритуал в Зап. Грузии. Тбилиси, 1991; она же. Теллурические и хтонические теофании в груз. мифо-ритуальной системе//Кавказско-Ближневост. сб./Ин-т истории и этнологии АН Грузии. Тбилиси, 2001. Вып. 10. С. 168-188 (на груз. яз.); она же. О нек-рых раннехрист. элементах в груз. традиции//Аналеби. Тбилиси, 1999. 1. С. 47-53; она же. От Дома Хлеба до Дома Вина//Христианство в Грузии: Ист.-этнолог. исслед. Тбилиси, 2000. С. 112-115 (на груз. яз.); Очиаури А. Груз. нар. праздники в нагорной ч. Вост. Грузии (Пшави). Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Каландия Г. Святые мощи и реликвии в Грузии (Самегрело)//Артануджи. Тбилиси, 1994. 1. С. 10-17 (на груз. яз.); Григорий (Перадзе), сщмч. Сведения иностр. пилигримов о груз. монахах и груз. мон-рях в Палестине. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Хазарадзе Н. К истории одной реликвии Грузии: Грузия и пояс Богоматери//Аналеби/ИИЭГ. Тбилиси, 1999. 1. С. 6-14 (на груз. яз.); она же. К семантическому коду названия грузин//Древневост. и картвелологические изыскания/ИИЭГ. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.). С. 330-340; Гамбашидзе Н. Гость - посланник Бога//Мат-лы по этнографии Грузии. Тбилиси, 2005. Т. 25. С. 290-296 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/168199.html

М., 1912. С. 1-27 [Особая ред. «Вопрошания...» по спискам XVI-XVII вв.]; Бенешевич В. Н. Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований. София, 1987. Т. 2. С. 90-94 [Сокращенная ред. «Вопрошания...» в виде правил]; Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: Ученый и мыслитель. М., 2011. С. 299-534 [«Учение...» по всем спискам, «Вопрошание...» Основной, Особой, Краткой редакций и комбинированного состава, по спискам XV-XVI вв.]; ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 22-30 (фрагмент новгородской владычной летописи, предположительно написанный К.). Лит.: Смирнов С. И. Мат-лы для истории древнерус. покаянной дисциплины: Тексты и заметки. М., 1912. С. 257-270; он же. Древнерус. духовник: Исследование по истории церковного быта. М., 20042. С. 180-227; Щапов Я. Н. Кирик Новгородец о берестяных грамотах//Сов. арх. 1963. 2. С. 251-253; он же. Визант. и южнослав. правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978 (по указ.); Мурьянов М. Ф. О новгородской культуре XII в.//Sacris Erudiri: Jaarboek voor Godsdienstwetenschappen. 1969/1970. T. 19. P. 415-436; Симонов Р. А. Кирик Новгородец - ученый XII в. М., 1980; он же. Естественнонаучная мысль Др. Руси: Избр. тр. М., 2001. С. 37-88; он же. «Учение» Кирика Новгородца//Письменные памятники истории Др. Руси. СПб., 2003. С. 110-111; он же. Математическая и календарно-астрономическая мысль Др. Руси: По данным средневек. книжной культуры. М., 2007. С. 37-53, 306-335; он же. О возможности/невозможности участия Кирика в новгородском летописании//Вспомогательные исторические дисциплины - источниковедение - методология истории в системе гуманитарного знания: Мат-лы XX междунар. науч. конф., Москва, 31 янв.- 2 февр. 2008 г. М., 2008. Ч. 2. С. 590-594; он же. Кирик Новгородец - рус. ученый XII в. в отечественной книжной культуре. М., 2013; Пиотровская Е. К. Об одном списке «Учения о числах» Кирика Новгородца из собрания архива ЛОИИ СССР АН СССР//ТОДРЛ. 1985. Т. 40. С. 379-384; она же. Кирик Новгородец//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 215-217 [Библиогр.]; она же.

http://pravenc.ru/text/1840245.html

Y., 1977. P. 220-230; Bugge A. Index alphabétique des hymnes du Sticherarium Chiliandaricum//Fundamental Problems of Early Slavic Music and Poetry. 1978. P. 143-166; Hannick Chr. Aux origines de la version slave de l " hirmologion//Ibid. P. 5-120; idem. Kyrillos und Methodius in der Musikgeschichte//Musices aptatio: Liber annuarius, 1984/1985. Köln, 1985. S. 168-177; он же (Ханник К.). Развитие знаменной нотации в русском Ирмологии до XVII в.//Музыкальная культура Средневековья. 1990. Вып. 1. С. 141-149; Парфентьев Н. П. Древнерусское певч. искусство в духовной культуре Российского гос-ва XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991. С. 188-210; Мурьянов М. Ф. Проблемы реконструкции древнерусского Ирмология//Музыкальная культура Средневековья/Сост.: Т. Ф. Владышевская. М., 1992. Вып. 2. С. 95-97; Школьник И. Г., Школьник М. Г. Византино-русский Ирмологий: актуальные проблемы сравнительного исслед.//Там же. С. 211-215; Казанцева М. Г. Древние Ирмологии в новгородской традиции//Сольвычегодская старина. Сыктывкар, 1994. С. 36-47; она же. Музыкальная поэтика певческой книги Ирмологий (к постановке проблемы)//Музыкальная культура правосл. мира: традиции, теория, практика: Мат-лы науч. конф./РАМ им. Гнесиных. М., 1994. С. 170-181; она же. История певческого искусства в письменной культуре Др. Руси XII-XVII вв.: (По книге Ирмологий): Канд. дис. Екатеринбург, 1995; она же. Ирмологий и древнерусская музыкальная теория XVII в.//Гимнология. М., 2000. Вып. 1: Мат-лы Междунар. науч. конф. «Памяти прот. Д. Разумовского». С. 263-280; Школьник М. Г. Проблемы реконструкции знаменного распева XII-XVII вв. (на мат-ле визант. и древнерус. Ирмология): Канд. дис. М., 1996; eadem (Shkolnik M.). Two Versions of the Byzantine Heirmologion: (New Facts to the Strunk " s Hypothesis)//Byzantium: Identity, Image, Influence: XIX Intern. Congr. of Byzantine Studies, Copenhagen, 18-24 August, 1996/Ed. by K. Fledelius. Copenhagen, 1996; Гарднер. Богослужебное пение. Т. 1. С. 102-104, 277-278; Т.

http://pravenc.ru/text/674073.html

Прил. С. 50). Распев И. отличается от типового распева из певч. сборников строгановской мастерской XV-XVI вв. (РНБ. Кир.-Бел. 586/843; Погод. 380. Л. 420 об.; РГБ. Ф. 209. 665. Л. 481), к-рый в свою очередь является редакцией древнего распева, известного по рукописям XII и XIII вв. (ГИМ. Усп. 8. Л. 212-212 об.; РНБ. Соф. 85. Л. 180). И. отказался от следования традиции: в его песнопении полностью изменен знаковый состав. Силлабо-мелизматический тип соотношения текста и распева уступил место мелизматическому, в к-ром преобладают внутрислоговые фитные и лицевые разводы. Лит.: Фролов С. В. «Иного переводу Лукошково»: Опыт исслед.//ТОДРЛ. 1979. Т. 34. С. 351-356; Зверева С. Г. Мат-лы к биографии и творческой деятельности Ивана Лукошки//Там же. 1983. Т. 37. С. 334-340; Парфентьев Н. П. Усольская школа в древнерус. певч. искусстве XVI-XVII вв. и произведения ее мастеров в памятниках письменности//Памятники лит-ры и обществ. мысли эпохи феодализма. Новосиб., 1985. С. 52-69; он же. Древнерусское певч. искусство в духовной культуре Рос. гос-ва XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991. С. 123-137 и др.; он же. Строгановский распевщик Иван Трофимов сын Лукошков//Строгановы и Пермский край: Мат-лы науч. конф. Пермь, 1992. С. 141-149; он же. Усольский распевщик Иван Трофимов сын Лукошков и его произведения// Он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII ст.: Избр. науч. ст./Сост. и вступ. ст.: Н. В. Парфентьева. Челябинск, 2005. С. 67-125; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в рус. музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993. С. 71-120 и др.; они же. Творческое наследие мастеров Строгановской школы церковно-певч. искусства XVI-XVII вв.//Роль церк. искусств в возрождении духовно-нравственной жизни и культуры народа: Сб. мат-лов межрегион. конф. Пермь, 2006. С. 8-53; Парфентьева Н. В. Славник «О колико блага» усольского распевщика И. Т. Лукошкова//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 320-333; она же. Творчество выдающихся распевщиков Усольской певч. школы XVII в. Ивана Лукошкова и Фаддея Суботина//Россия и Восток: Проблемы взаимодействия: III Междунар. науч. конф.: Тез. докл. Челябинск, 1995. Ч. 3. С. 227-229; она же. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства XVI-XVII вв.: (На примере произведений выдающихся распевщиков). Челябинск, 1997. С. 87-132; она же. Авторство в произведениях распевщика Строгановской школы Ивана (Исайи) Лукошкова (ум. ок. 1621 г.)//Вестн. Юж.-Уральского гос. ун-та. Сер.: Соц.-гуманит. науки. Челябинск, 2008. Вып. 11. 21. С. 43-53; она же. Авторская «азбука» древнерус. знаменного пения усольского мастера Ивана Лукошкова (ум. ок. 1621 г.)//Традиции и новации в отеч. духовной культуре: Сб. мат-лов V Юж.-Уральской межвуз. науч.-практ. конф. Челябинск, 2008. С. 3-18.

http://pravenc.ru/text/674838.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010