М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970. 66. C. 450-451; 78-84. С. 481-484; Маштафаров А. В. Вологодская грамота XV в.//Сов. архивы. 1974. 6. С. 103-104; Клосс Б. М. Вологодско-Пермские летописцы XV в.//Летописи и хроники, 1976. М., 1976. С. 264-282; Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988 (по указ.); Дозорная книга посада Вологды кн. П. Б. Волконского и подьячего Л. Софонова. 1616-1617 гг./Публ.: Ю. С. Васильев//Вологда: Краевед. альм. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 333-370; Отчеты Вологодских благочинных: (Мат-лы к церк. истории Вологды)/Публ. И. В. Спасенковой, А. В. Камкина//Там же. С. 440-453; Епифаний Премудрый. Житие свт. Стефана Пермского: К 600-летию со дня преставления/Ст., текст, пер. с древнерус., коммент. и ред. Г. М. Прохоров. СПб., 1995; Из истории Вологодского обновленчества: (Журналы Вологод. епарх. собрания 6-8 июня 1929 г.)/Публ. И. В. Спасенковой, А. В. Камкина//Вологда: Ист.-краевед. альм. Вологда, 1998. Вып. 2. С. 705-727; Видекинд Ю. История десятилетней шведско-московитской войны. М., 2000 (по указ.); Резухин А. , прот. Церк. жизнь Вологды 1930-1940-х гг./Публ. А. В. Камкина, К. О. Козлова, И. В. Спасенковой//Вологда: Ист.-краевед. альм. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 756-822; Каталог писцовых книг Рус. гос-ва. Вып. 1: Писцовые книги Рус. Севера/Сост. Н. П. Воскобойникова и др. М., 2001; Памятники Смутного времени. Тушинский вор: личность, окружение и время: Док-ты и мат-лы/Сост. В. И. Кузнецов. М., 2001. С. 220, 254-255, 266-269, 287, 290; Павел Алеппский. Путешествие. М., 2005. С. 309. Лит.: Савваитов П. И. Начало и распространение христианства в Вологодской епархии//Вестн. РГО. 1858. Ч. 22; он же. О начале и распространении христианства в пределах Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1865. 1. С. 20-35; 2. С. 40-62; он же. Об учреждении Вологодской епархии/С примеч. Н. И. Суворова//Вологодские ЕВ. 1865. 5-7; Евгений (Болховитинов), митр. Ист. сведения об иерархах Древне-Пермской и Вологодской епархий/Публ. ркп. митр. Евгения и прил. Н. Суворова//Вологодские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/155162.html

1865. 17. С. 687-707; 18. С. 725-741; 19. С. 765-776; 20. С. 789-801; 22. С. 853-883; 23. С. 920-932; 24. С. 959-978; 1866. 1. С. 20-38; 6. С. 216-219; 7. С. 243-257; 9. С. 348-349; 10. С. 389-394; 13. С. 484-505; 16. С. 606-611; 17. С. 648-666; 24. С. 907-929; Суворов Н. И. Об учреждении Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1865. 5. С. 164-196; 6. С. 198-204; он же. Доп. к ст. об учреждении Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1865. 5. С. 170-183; 6. С. 206-210; он же. Неск. мат-лов для первонач. истории Вологодской семинарии в XVIII ст. с 1730 по 1754 г.//Вологодские ЕВ. 1865. 9. С. 297-309; 10. С. 380-391; Кедровский Н. Церк.-приходские школы в Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1869. 8. С. 295-303; 9. С. 318-330; Коноплёв Н. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 3-132; Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церк.-ист., стат. и геогр. исслед.: В 2 т. Каз., 1897. Т. 1. С. 114-126, 385-386; Прил. II. С. XIX-XXIII; Т. 2. С. 16, 92-97, 109-111, 431, 435, 446, 531, 841, 882-883; Прил. III, VI; Сахаров А. М. Города Сев.-Вост. Руси XIV-XV вв. М., 1959. С. 77-82; Тихомиров М. Н. О Вологодско-Пермской летописи//ПИ. 1940. Т. 3. С. 225-244; он же. Россия в XVI ст. М., 1962 (по указ.); Камкин А. В. Правосл. церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 г. Вологда, 1992. С. 23, 26, 87, 88, 99, 104, 111, 115; Анхимюк Ю. В. Вологодское собрание. Ф. 354//Рукописные собр. ГБЛ: Указ. М., 1996. Т. 1. Вып. 3 (1948-1979). С. 121-145 [Библиогр.: С. 145]; Спасенкова И. В. Судьбы правосл. традиции рус. города в 1920-1930-х гг.: (По мат-лам г. Вологды)//Религия и церковь в культ.-ист. развитии рус. Севера: (К 450-летию прп. Трифона, Вятского чудотворца): Мат-лы Междунар. науч. конф. Киров, 1996. Т. 1. С. 361-362; она же. Церк. жизнь Вологды 1920-1930-х гг.//Вологда: Ист.-краевед. альм. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 250-287; Румянцева В. С. Опыт классификации мон-рей в России в XVII в.: Вологодская степень//Церковь в истории России.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Пермь, 1997. Ч. 1: 1918-1928 гг.; он же. Духовенство Пермской епархии в 1928-1965 гг.: Век гос. атеизма. Пермь, 1997. Ч. 2; он же. РПЦ в 1943-1965 гг. по мат-лам Пермской епархии//Страницы прошлого: Избр. мат-лы краевед. Смышляевских чт. в Перми. Пермь, 2001; он же. Пермская епархия в 20-х гг. ХХ в.//Вехи христианской истории Прикамья: Мат-лы чт., посвящ. 540-летию крещения Перми Великой. Пермь, 2003. С. 64-83; он же. Духовенство Пермской епархии в годы гражданской войны//Гражданская война на Востоке России: Мат-лы Всерос. науч. конф. (г. Пермь, 25-26 нояб.). Пермь, 2008. С. 9-13; Мухин В. В. Из истории крестных ходов Пермской губ.//Христианское миссионерство как феномен истории и культуры: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1997. Т. 2. С. 147-152; Нечаев М. Г. Миссионерская деятельность церкви на Урале//Там же. Т. 1. С. 83-91; он же. Благотворительная деятельность Православной Церкви в Пермской епархии в нач. ХХ в.//Страницы прошлого: Избр. мат-лы краевед. Смышляевских чт. в Перми. Пермь, 1999. Вып. 2. С. 117-119; он же. Милосердие и благотворительность Церкви на Урале//Милосердие и благотворительность в рос. провинции: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. 22-23 марта 2002 г. Екат., 2002. С. 114-116; он же. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917-1922. Пермь, 2004; Носов А. В. Мемориал скорби: К захоронению жертв полит. репрессий в р-не 12-го км Моск. тракта вблизи г. Екатеринбурга. Екат., 1997; Серафим (Кузнецов), игум. Памяти прот. Стефана Луканина//Святоотечество. Пермь, 1997. Вып. 1. С. 69-88; Черных А. В. Миссионерство среди народов Прикамья//Христ. миссионерство как феномен истории и культуры: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1997. Т. 1. С. 83-91; Благотворительность: история и возрождение: Мат-лы науч.-практ. конф. Пермь, 1998; Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в 1-й пол. XIX в.: (На примере Пермской епархии). Екат., 1998; Вяткин В. В. Пермской епархии - 200 лет. Пермь, 1999; он же. Ставший символом Перми: Спасо-Преображенский кафедр.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

С. 150-214; Кончин Е. В. «Хранить постоянно…»: Очерки. Тула, 1982. С. 109-120; Белоброва О. А. О древнерус. подписях к нек-рым нидерландским цельногравированным изданиям XVII в.//ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 76. Примеч. 34; Пуцко В. Г. Иконы с изображениями калужских святых//Tausend Jahre Taufe Russland: Russland in Europa/Hrsg. H. Goltz. Lpz., 1993. S. 518-528; он же. Иконы 2-й пол. XVII и 1-й пол. XVIII вв. из храмов Калуги//Калуга в шести веках: Мат-лы 3-й гор. краевед. конф. Калуга, 2000. С. 331-342; он же. Рус. иконопись XVIII - нач. XX в.: На перекрестках культурных традиций//Рус. поздняя икона от XVII до нач. XX в. М., 2001. С. 33-37; он же. Икона из старой Калужской ц. Георгия «на песку»//Калуга в шести веках: Мат-лы 4-й гор. краевед. конф. Калуга, 2003. С. 103-115; он же. Иконостас рус. сельского храма на рубеже XVIII-XIX вв.//Рус. церковное искусство Нового времени. М., 2004. С. 81-94; он же. О калужской миниатюрной иконописи XVIII-XIX в.//Там же: Мат-лы 5-й гор. краевед. конф. Калуга, 2005. С. 325-326; он же. Икона Богоматери Казанской, что в Калуге//Вопросы истории, культуры и природы Верх. Поочья: Мат-лы XIII Всероссийской науч. конф., посвящ. 200-летию Н. В. Гоголя. Калуга, 2009. С. 172-177; Днепровский А. С. Судьба правосл. храмов г. Калуги и их реставрации с 1968 г.//Там же. Мат-лы 3-й гор. краевед. конф. 2000. С. 308-317; Осипов В. И. К вопросу о численности старообрядцев Калужской губ. в XIX - 1-м десятилетии XX в.//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2000. Вып. 8. С. 33-38; Французова Е. Б., ред. Строельная книга Калужского посада. 1590-е [гг.]// Она же. Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002; Zacharuk R. Lebendige Zeugen: Datierte und Sigmerte Ikonen in Russland um 1900. Tüb., 2005; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в. М., 2006. С. 18-19. Ил. 138, 139; Ефименкова М. А. Юродивые Христа ради в духовной жизни Калужского края//Калуга в шести веках: Мат-лы 7-й гор. краевед. конф. 2009. С. 226-233; Паутова Л. П. Из истории калужского храма Покрова Богородицы на рву//Там же.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

сер. XIX в.)//Двинская земля: Мат-лы 2-х межрегион. обществ.-науч. ист.-краевед. Стефановских чт. Котлас, 2003. С. 132-140; Раздорский А. И. Из истории составления описания Вятской епархии (1850-е гг.)//8 Герценовские чт.: Мат-лы науч. конф. Киров, 2002. С. 99-102; он же. «Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии»: Из истории создания//Невский архив: Ист.-краевед. сб. СПб., 2003. Вып. 6. С. 600-609; он же. Церк.-ист. и стат. описание Владимирской епархии 1853 г. иером. Иоасафа (В. С. Гапонова)//Уваровские чт., 5-е. Муром, 2003. С. 161-169; он же. Церк.-ист. и стат. описание Курской епархии 1850-х гг.//События и люди в док-тах курских архивов. Курск, 2003. Вып. 2. С. 61-74; он же. Ист.-стат. описание Полоцкой епархии Ксенофонта Говорского и судьба древнего Полоцкого архива//АЕ за 2002 г., М., 2004. С. 117-126; он же. Неизданное «Церк. ист.-стат. описание Оренбургской епархии» 1850-х гг.//Уральский археогр. альманах, 2005 г. Екат., 2005. С. 182-197; он же. О составлении ист.-стат. описаний Ярославской и сопредельных с ней епархий в сер. XIX в.: (По мат-лам рапортов архиереев в Св. Синод)//Краевед. записки. Ярославль, 2005. Вып. 8: Мат-лы 8 и 9 Тихомировских чт. С. 322-331; он же. Рапорты архиереев в Синод о составлении ист.-стат. описаний епархий РПЦ как источник по историографии церк. краеведения России//АЕ за 2004 г. М., 2005. С. 266-269; он же. Рукописные описания Могилёвской епархии XIX в. в РГИА//Белорусский сб.: Ст. и мат-лы по истории и культуре Белоруссии. СПб., 2005. Вып. 3. С. 152-155; он же. Справочные и ист.-стат. издания епархий РПЦ как ист.-краевед. источник//В. О. Ключевский и проблемы российской провинциальной культуры и историографии: Мат-лы науч. конф., Пенза, 25-26 июня 2001 г.: В 2 кн. М., 2005. Кн. 2. С. 113-132; он же. Ист.-стат. описания епархий РПЦ XIX - нач. XX в.: Типологическая, количественная, хронол. и геогр. характеристики//Церковь и гос. власть России в XX в.: 5-е Арсеньевские чт. Новг., 2006. С. 109-117; он же. «Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии» как ист.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

7-го мая из Воронежа была послана царская грамота в Рязань. Увеличение Воронежской епархии на счет Рязанской в грамоте объяснялось тем, что «Рязанская митрополия не скудная и довольствоваться ей без тех городов и волости можно и те города с уездами и волость к Воронежу в ближних верстах». Подъячему Калинину, отправленному с грамотой в Рязань, велено взять из Рязани окладные книги на места, приписанные к Воронежской епархии. М. Авраамий тотчас исполнил приказание Петра и поторопился написать патриарху, что он, «опасаясь Великого Государя гнева», отдал окладные книги, не отписывая к патриарху. Патриарх Адриан значительно запоздал с своими грамотами обоим иерархам, подтверждавшими указ Петра. 38 Конечно, грамоты патриарха были только формальностью при всевластии Петра, которому уже не смели противоречить русские владыки. По милости Петра к св. Митрофану, делившемуся средствами архиерейского дома с царем, 39 Воронежская епархия значительно расширилась с северо-восточной стороны (г.г. Усмань, Демшинск, Белоколодск и волость Мокрый Боерак) и с юго-западной (гор. Острогожск). Как видно из переписных книг Воронежской епархии за 1705 г., ее в это время составляли: г. Воронеж (17 церквей) и его уезд (49 церквей), г. Елец (15 церк.) с уездом (90 церк.), г. Костенск (2 церк.) с уездом (5 церк.), г. Коротояк (7 церк.) с уездом (21 церк.), г. Землянск (6 церк.) с уездом (20 церк.), Икорские слободы (3 церк.), Битюцкие слободы (4 церк.), г. Острогожск (7 церк.) с уездом (6 церк.), г. Усмань (4 церк.) с уездом (4 церк.), г. Демшинск (1 церк.), волость Мокрый Боярак (6 церк.); безуездные города Орлов, Воронежского уезда (2 церк.), Талецкий Острожок, Елецкого уезда (3 церк.), Урыв-Острожок, Коротоякского уезда (2 церк.), а всего 285 церквей. 40 При 285 церквах в Воронежской епархии в начале XVIII в. было 17 монастырей, мужские: Акатов Алексеевский, Троицкий Боршевский, Богородицкий Карачинский, Семилуцкий-Спасов, Константиновой пустыни Спасов монастырь, Елецкий Троицкий, Елецкий Задонский Богородицкий, Коротоякский Вознесенский, Троицкий – Лысогорской пустыни, Дивногорский Успенский, Белоколодская Преображенская пустынь, Битюцкая Троицкая Пустынь; женские: Покровский, Елецкий Богородицкий, Коротоякский Богородицкий, Острогожский Пятницкий, Усманский – Успенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

(г. Серафимович, основан в 1665 как муж., в 1754 перенесен на новое место, в 1785 преобразован в жен., в 1788 упразднен, восстановлен в 1798, закрыт в 1927, восстановлен в 1991 как муж. в составе Волгоградской епархии, в 2001 преобразован в жен.); Мигулинский во имя Св. Троицы (муж., близ ст-цы Мигулинской (совр. Волгоградская обл.), основан в 1690 или в 1700, упразднен в 1788); кременский в честь Вознесения Господня (муж., основан в 1693, упразднен в 1788, восстановлен в 1798, имел приписной Пятницкий скит, закрыт в нач. 20-х гг. XX в., возрожден в 1991 в составе Волгоградской епархии); старочеркасский Ефремовский (в ст-це Старочеркасской, основан в 1837 как жен., закрыт в нач. 20-х гг. XX в., возрожден в 1994 как муж. в составе Ростовской епархии); Бекреневский во имя свт. Николая Чудотворца (близ ст-цы Мариинской, основан в 1892 как муж., упразднен в 1910, в следующем году восстановлен сначала как подворье Старочеркасского жен. мон-ря, затем как самостоятельный жен. мон-рь, окончательно закрыт в 1928). Ист.: Расписание городских и сельских приходов и причтов Донской епархии. Б. м., Е. Н. Быстрянская и Верхнекаргальская ст-цы, 1764-1800 гг.: Мат-лы для истории донского раскола старообрядчества//Донские ЕВ. 1882. 22. С. 836-843; Справочная книжка о церквах Донской епархии и составе при них причтов и приходов. Новочеркасск, 1892; 50-летие церк.-обществ. и науч.-лит. жизни высокопреосвященнейшего Макария, архиеп. Донского и Новочеркасского. Новочеркасск, 1893; Кириллов А. А. Мат-лы, относящиеся к церк. жизни донского казачества в XVIII в.//Памятная книжка области Войска Донского за 1900 г. Новочеркасск, 1900. С. 192-234; он же. Мат-лы к церк. истории Донского края за XVIII-XIX вв.: К открытию Донской епархии в 1829 г.//Сб. области Войска Донского стат. комитета. Новочеркасск, 1901. Вып. 2. С. 115-125; он же. Указ. актов, относящихся к церк. истории Донского края. Новочеркасск, 1903; он же. Мат-лы, относящиеся к церк. истории Донского казачества 2-й пол. XVIII в. Новочеркасск, 1912; Ермоген (Максимов), еп.

http://pravenc.ru/text/178954.html

XII. Архангелогородская епархия 1. Антониев Сийской. мужской 6 каменн. церк., 7 прест., 3 дерев., 3 прест. В Двинском уезде, при озере Михайлове, на речке Сии. 2. Архангельский Двинской. мужской 3 церк., 3 прест. По Двине реке, от г. Архангельского 2 в. 3. Богословский. мужской 2 церк., 4 прест. Важеского уезда, при р. Ваге от г. Ваги, именуемаго Шенкурска 15 в., от г. Архангельска 400 в. 4. Верхопаденгская Николаевская пустынь. мужская 2 церк., 2 прест. Важеского уезда, при речке Паденге, от г. Ваги, именуемаго Шенкурска, 60 в. 5. Верхопежемская пустынь. мужская 2 церк., 3 прест. При речке Пежеме, Важеск. уезда, от Верховажского посада 40 в. 6. Веркольский. мужской 3 церк., 3 прест. В Кеврольском уезде, от Архангельска 300 в. 7. Дружинина пустынь. мужская 1 церк., 2 прест. Важеск. уезда, Кокшенгской четверти, при речке Кокшанге, оте Шенкурска 200 в. 8. Кандалажский. мужской 1 церк., 1 прест. Кольского уезда, при губе морской Кандалажской, от г. Архангельского в 1000 в. 9. Красногорский. мужской 1 каменн. церк., 1 прест., 2 деревянных, 2 прест. В Двинск. уезде, в Волокопенежской десятине, по Пенеге реке, на месте, именуемом на Красной горе, от Холмогор. в 90 в. 10. Маркушевский. мужской 2 церк., 3 прест. Важеского уезда, при р. Маркуше, от г. Ваги, именуемаго Шенкурско, 230 в. 11. Макарьевская пустынь. мужская 1 церк., 2 прест. Важеск. уезда, при озере Мое, от г. Ваги 16 в. 12. Николаевский Корельский. мужской 2 каменн. церк., 3 прест., 2 деревянных, 2 прест. В Двинском уезде, на устье Двины, при Окияне море, от Архангельска в 30 в. 13. Печенгская пустынь. мужской 2 церк., 3 прест. В Важеск. уезде, при р. Печенге, от г. Шенкурска 20 в. 14. Пертоминская пустынь. мужская 1 каменн. церк., 1 прест., 1 дерев., 2 прест. В Двинском уезде, подле Окияна моря, при Унских рогах, от г. Архангельского во 100 в. 15. Соловецкий. мужской 5 каменн. церк., 13 прест., за монастырем 1 дерев. церк., 1 прест. Во отоце Окияна моря, на острову, от г. Архангельского морем в 300 в. 16. Севтренской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Лит.: Цвейтов П. И., свящ. Описание Подрельского раскола: История его от возникновения и до наст. времени, 1906 г. Вятка, 1908. С. 3-4; Религия и Церковь в культурно-ист. развитии Рус. Севера: Мат-лы междунар. науч. конф. Киров, 1996; Починская И. В. Из истории старообрядчества Вятского края: Федосеевцы (2-я пол. XVIII - нач. ХХ в.)//Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 43-58; Машковцев А. А. Католицизм в Вятской губ. (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2001; он же. Неправославные христ. конфессии Вятско-Камского региона: (2-я пол. XIX в.- 1917 г.). Киров, 2010; Ярыгин Н. Н. Христиане веры евангельской Вятского края: Мат-лы к курсу «Религиеведение». Киров, 2002; Балыбердин А. Г. Государственно-церк. отношения в 1958-1964 гг.: (По мат-лам Кировской обл.): Дис. Киров, 2004; Сахарова Л. Т. Церковь, власть, война: Религ. политика военных лет в Горьковской и Кировской областях. Киров, 2004; Останин Е. С. Дело Б. В. Талантова//Проблемы истории российских спецслужб/Отв. ред. В. А. Бердинских. Киров-Вятка, 2004. С. 123-130; он же. О двух тактиках сохранения Церкви в атеистическом государстве: Борис Талантов против «сергиевщины»//Церковь в истории и культуре России: Сб. мат-лов Междунар. науч. конференции. Киров (Вятка), 22-23 октября 2010 г. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. С. 253-256; Скутнев А. В. Приходское духовенство в условиях кризиса Русской православной церкви во 2-й пол. XIX в.- 1917 г.: На мат-лах Вятской епархии: Дис. Киров, 2005; Машковцева В. В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во 2-й пол. XIX - нач. XX в.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2006; она же. Старообрядцы Вятской губ. 2-й пол. XIX - нач. XX в.: Обзор источников//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы Х междунар. конф. М.; Боровск, 2011. Т. 1. С. 134-148; Семибратов В. К. Староверы федосеевцы Вятского края. М., 2006; Поляков А. Г. Русская Правосл. Церковь и светская власть в 1917 - сер. 1920-х гг.: (На мат-лах Вятской губ.). Киров, 2007; он же. Викторианское течение в Русской Правосл. Церкви. Киров, 2009; Волкова Л. А. Религии народов Вятского края: (Учеб.-справ. пособие). Киров, 2009; Маркелов А. В. Местночтимые иконы и святые в церковно-общественной жизни рос. провинции 2-й пол. XVII - нач. XX в.: На примере Вятской епархии: Дис. Киров, 2011; Материалы к истории старообрядчества Юж. Вятки: По итогам комплексных археогр. экспедиций МГУ им. М. В. Ломоносова: Сб. док-тов. М., 2012. С. 8-30.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

Получив навыки иконописи в церковной среде и пройдя обучение в Императорской АХ, лучшей светской профессиональной школе, М. в отличие от художников-академистов, выполнявших заказы для Церкви, стремился сохранить в иконе главное - ее церковное предназначение, т. е. создать моленный, духовно наполненный образ. В подобном направлении работали и др. мастера, связанные как с АХ, так и с крупными духовными центрами: иконописная мастерская Пешехоновых (С.-Петербург), работавших для Валаамского мон-ря ( Белик Ж. Г. Иконописное наследие мастерской Пешехоновых. М., 2011), рязанского иконописца Н. В. Шумова (1827-1905), выпускника АХ, организовавшего мастерскую Серафимо-Дивеевского монастыря. Эти художники старались передать молитвенную сущность образа в реалистических формах, усвоенных благодаря академической школе; в то время не было сомнения ни в художественных, ни в церковных кругах в необходимости таких знаний. В мастерских этих иконописцев стремились сохранить традицию в той форме, к-рая была осознана Церковью и обществом, при этом у каждого из мастеров сформировался свой художественный почерк. Арх.: РГИА. Ф. 789. Оп. 19. Д. 719, 1832-1837 гг.; РГАДА Ф. 1204. Оп. 1. Д. 8128, 5682. Л. 30 об.- 31; Д. 10054, 1865-1868 гг.; Д. 12030, 1874 г.;Д. 12932, 1880 г.; ЦГИАМ. Ф. 73. Оп. 2. Д. 429. Л. 7-9. Ист.: Сб. мат-лов для истории Имп. АХ за 100 лет ее существования/Ред.: П. Н. Петров. СПб., 1865. Ч. 3. С. 330. 14; Юбилейный справ. Имп. АХ, 1764-1914 гг./Сост.: С. Н. Кондаков. СПб., 1915. Ч. 2; Олсуфьев Ю. А. Опись икон ТСЛ до XIII в. и наиболее типичных XIII и XIX вв. Серг. П., 1920; Данченко Е. А., Красилин М. М. Мат-лы к словарю иконописцев XII-XX вв.: (По данным обследования церк. и др. коллекций 1973-1993 гг.). М., 1994; Сокр. биография свободного художника И. М. Малышева, написанная им самим/Публ.: Ю. С. Тиайн//ДанБлаг. 2000. Вып. 11. С. 69-73. Лит.: Арсений, иером. Ист. сведения об иконописании в ТСЛ//СбОДИ на 1873 г. М., 1873. С. 119-133; Казанский П. С. Очерк жизни архим. Антония, наместника Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878; Успенский Л. А. Богословие иконы Правосл. Церкви. П., 1989; Маслов К. И. О поисках нац. стиля рус. церк. живописи в 1-й пол.- сер. XIX в.//Проблемы совр. церк. живописи, ее изучение и преподавание в Рус. Правосл. Церкви: Мат-лы конф. 6-8 июня 1996 г. М., 1997. С. 91-107; Черкашина Г. П. Иконописное дело ТСЛ 1764-1917 гг.: (Общая хар-ка деятельности иконописной мастерской)//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. (1998 г.). М., 2000. С. 369-384; Четырина Н. А. Народное училище в Лавре в XIX в.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы 6 междунар. конф. Серг. П., 2010. С. 89-100; Армеева Л. А. Иконописная школа ТСЛ: История и современность. М., 2015.

http://pravenc.ru/text/2561756.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010