Писатель послания Иуда называет себя ст. 1. δελφς αβου 718 . Под этим последним, так как он должен быть весьма известный муж, надобно разуметь без сомнения прославленного предстоятеля Иерусалимской церкви, Апостола Иакова младшего 719 и брата Господня, который действительно по Матф. 13, 55 и Лук. 6, 3 ., также по Егезиппу у Евсев. h. е. III, 19. 20, имел брата, именем Иуду 720 . Иуда, писатель послания, (коего значение по смерти его брата Иакова, могло быть велико в христианских церквах, особенно в Иерусалимской церкви) был, следователь но, один из братьев Господа 721 . Апостолом он себя не называет, как не называет себя так и брат его Иаков. Да и не было необходимости, чтоб он называл себя апостолом, так как написание послания и апостолом не из 12, если он был знаменитый человек в церкви, совершенно в порядке вещей 722 и он, как и брат его, на самом деле может быть не был апостолом из 12-ти; ибо прежде всего, Апостол Иуда (Фаддей или Леввей Лук. 6, 16 . и Деян. 1:13 ) называется сыном Иакова 723 , между тем как Иуда, писатель послания, называет себя братом Иакова; равным образом, если бы сей Иуда был сам апостолом из 12-ти, то конечно не называл бы себя только братом Иакова 724 8). Наконец Иуда, писатель послания, по-видимому довольно ясно ст. 17 и 18 исключает 725 себя из числа Апостолов. Писатель послания (вместе и один из братьев Господа) был по сему может быть Апостол из 70-ти истинный δολος Ιησο Χριστο (по ст. 1.), который ревностно содействовал Апостолам в проповедании Евангелия, но о котором до нас не дошло более никаких известий, а значительное уважение, которым пользовалось его послание, зависело, без сомнения, кроме его личного авторитета, от того еще, что 726 Ап. Петр довольно ясно указывал на оное во 2-м своем послании, и таким образом фактически о нем засвидетельствовал 727 . Цель этого краткого послания состоит в том, чтобы предостеречь его читателей от известного рода развращенных людей, и предвозвестить этим последним наказание 728 на основании Ветхого Завета 729 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

   Очевидно, что не ко всякой из названных нами „церквей“ приложимы те обетования, какие даны церкви, основанной Самим Господом, т. е., что она есть „столп и утверждение истины» и пребудет такою „до скончания века“ (1 Тим. III:16; Матф. XVI:18 и XXVIII, 20). Не говорим уже о собрании людей нечестивых, равно как о теле христианина (эта церковь или храм, по словам церк. песни, „весь осквернен»): по самому существу своему такие церкви не могут быть столпом и утверждением истины. Не относятся Божественные обетования и к земному телу Спаси— теля, так как это самое тело было предано Господом на страдание и смерть, дабы чрез то „стяжать» или водрузить церковь, во веки неразрушимую (Деян. XX:28; Еф. V:25 – 27 и др.); не может быть назван „столпом и утверждением истины» и каждый христианин – в отдельности: как человек, он всегда подвержен опасности падения, и самое принятие благодати Божией, соделывающее его „церковию» или храмом Святого Духа, может оказаться для него, по слову апостола, тщетным (2 Кор. VI:4. Ср. 2 Петр. I:8). При том же, христианин, какой бы степени нравственного совершенства он ни достиг здесь на земле, никогда не может считать себя совершенно свободным от недостатков и погрешностей, ибо по слову апостола, „аще речем, яко греха не имамы, себе прелыщаем, и истины несть в нас“ (1 Иоан. I:8); не относятся Божественные обетования и к храму, или месту общественного богослужения, так как „стены“, говорить св. Златоуст, „летом (т. е. летами) обветшавают» (Мар. л. 519). Самое молитвенное собрание верующих также не может быть признано церковию во веки неразрушимою и непогрешимою, так как, во-первых, такие собрания могут быть иногда и беспорядочными или неблагопристойными (1 Кор. XI:17 – 22; Деян. XIX:32), а во-вторых, они не постоянны и не вечны, но во времени начинаются, во времени и оканчиваются, тогда как церковь Христова должна пребыть „во вся дни до скончания века“ (Мф. XXVIII:20). Определение церкви, данное св. Златоустом, не обнимает определяемого предмета во всей его широте, так как „вера и житие“ необходимо предполагают верующих и живущих по вере, без этих же последних „вера и житие“ – нечто отвлеченное, в действительности не существующее, равным образом и „законы церковные» предполагают как „держащих“ эти законы, так и, руководящихся ими или живущих по ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Кто говорит, что Сын произошел по хотению, означает сим то же, что и утверждающий: «было, когда не было Сына, и Он произошел из не сущаго, и есть тварь». Но поелику ариане постыждены за такия речи, то хитрецы сии вознамерились иначе означить то же самое, ограждаясь хотением, как каракатицы черной влагой, чтобы омрачить тех людей простосердечных, а самим не забыть своей ереси. Откуда сие по хотению и изволению? Или из какого Писания приводят такия слова? Пусть ска­жут сии подозрительные в речах своих и изобретатели злочестия! Отец, с небеси открывая Слово Свое, изъявил: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Матф. III:17); и чрез Давида сказал: отрыгну сердце Мое Слово благо (Псал. XLIV:2); и Иоанну повелел сказать: в начале бе Слово; и Давид воспевая говорит: яко у Тебе источник живота, во свете Твоем ýзрим свет (Псал. XXXV. 10); Апостол же пишет: Иже сый сияние славы (Евр. I:3); и еще: Иже во образе Божии сый (Филиппис. II, 6); и: Иже есть образ Бога невидимаго (Колос. I:15). Все и везде говорят о бытии Слова, и нигде о том, что Оно от хотения, и вообще, что Оно сотворено. Где же нашли еретики хотение или изволение, предше­ствующее Божию Слову? Разве, оставив Писания, прикроются злоумием Валентина. Ибо Птолемей, ученик Валентинов, говорил, что Нерожденный имеет два рога-мысль и изволение, и сперва помыслил, потом изволил; и чтò помыслил, того не мог бы произвести, если бы не привзошли и силы воли. И научившись из сего, ариане хотят, чтобы Слову предшествовали изволение и хотение. Итак, пусть соревнують они в заблуждениях Валентину; а мы, читая Божии словеса, находим о Сыне: бе, и слышим, что Он один во Отце и есть Отчий образ; об одних же созданных, потомучто их и по естеству некогда не было, привзошли же они впоследствии, читаем, что им предшествовало хотение и изволение, как воспевает Давид во сто тринадцатом псалме: Бог наш на небеси и на земли: вся елика восхоте, сотвори (Псал. CXIII, 11); и во сто десятом: велия дела Господня, изыскана во всех волях Его (Псал. СХ, 2); и еще во сто тридцать четвертом: вся елика восхоте Господ, сотвори, на небеси и на земли, в морях и во всех безднах (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

( < < back) к такому обвинению послужило то, что Григорий, префект Африки, одно время расположенный к святому Максиму, отложился от Империи около 650 года. — Пентаполь — западная часть Ливии, примыкавшей к Египту. ( < < back) этом сновидении, совпадавшем (будто бы) по времени с возмущением префекта Африки Григория, подробно говорится в житии ниже. При одном из последующих допросов преп. Максима снова обвиняли в побуждении Григория к восстанию при посредстве приписываемого ему сновидения. ( < < back) знаменитейший христианский учитель III века. В своих многочисленных сочинениях, к которым даже замечательнейшие из отцов Церкви относились с глубоким уважением, Ориген проводил, однако, некоторые мнения неправославного и еретического характера, за что они и осуждены были, как еретические, хотя Ориген и не высказывал своих неправославных мнений, как непреложные истины. Таково было его учение о предсуществовании душ, осужденное на V Вселенском соборе в 553 году. ( < < back) Еванг. от Матф., гл. 16, ст. 17, 18. ( < < back) разумению святых отцов, ни одно естество не может ни существовать, ни быть познаваемым без проявления себя в сродных ему действиях. Поэтому, с признанием одной воли в Господе Иисусе Христе, одно из естеств должно было бы лишиться своего бытия, перестало бы существовать. Вместе с тем исчезло бы и Богочеловечество. Таким образом, догмат воплощения подвергся у монофелитов искажению. ( < < back) граничила на севере с Карпатскими горами, от Иллирии, на юге границами ее были: Македония, Эгейское море (Архипелаг) и Пропонтида (Мраморное море), а на востоке Черное море. Таким образом, древней Фракии принадлежали: восточная часть Венгрии, Трансильвания, Молдавия, Валахия, Болгария, Сербия и восточная часть Румелии. Визия — городок на востоке Фракии, у Черного моря. Это была столица небольшого округа, называвшегося Астиком. Жители его грабили всех, подвергавшихся кораблекрушению близ их городов. ( < < back) город в ущельях горы Олимпа, между Македонией и Фессалией. ( < < back)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Итак чествуй его ныне, чтобы тогда ты мог взирать на него с упованием и удостоиться спрославления с ним. Поклоняйся и иконам святых, как сраспявшихся с Господом, изображая крест на лице своем и приводя на память, что они соделались общниками Христовых страданий. Равным образом чествуй и священные гробницы и нетленные останки их; ибо благодать Божия не оставила их, как Божество не оставляло достопоклоняемого Тела Христова во время живоносной Его смерти. Делая это, и славя прославивших Бога, как явивших себя по делам совершенными в любви Божией, и сам будешь прославлен с ними от Бога, и воспоешь с Давидом: «мне зело честни быша друзи Твои, Боже» ( Псал.138:17 ). III. «Не возмеши имени Господа Бога Твоего всуе» ( Исх.20:7 ; Втор.5:11 ). Не клянись ложно по каким либо человеческим расчетам, по страху людей, или из стыда, или из личных выгод. Клятвопреступление есть отрицание Бога. Поэтому не клянись, но говори всегда правду. Говоря всегда одну правду, ты сообщишь словам своим силу клятвы. Если же когда-либо случится тебе прибегнуть к клятве, чего, впрочем, нужно избегать, то, поклявшись сделать что-либо согласное с законом Божиим, исполни это как долг свой, но в то же время обсуждай строго побуждения, кои довели тебя до клятвы, благотворением, молитвою, сокрушением духа и лишениями телесными умилостивляя Христа, рекшего: не клянись. Если же ты поклялся сделать что либо противузаконное, не совершай преступного для того только, чтоб сдержать слово: иначе ты уподобишься Ироду – пророкоубийце ( Матф.14:7,9 ). Но отвергнув беззаконную клятву, поставь себе за правило вовсе не клясться, и вместе с тем умилостивляй Бога за свой грех , с большим тщанием и со слезами врачуя себя вышеуказанными средствами. IV. Один день недели, называемый Господним, посвящай Господу, воскресшему в этот день из мертвых, и предпоказавшему и предуверившему нас в общем воскресении. В этот день успокойся от всех мирских земных дел ( Исх.20:10 ; Втор.5:12 ; Апок.1:10 ); освяти этот день, оставляя все житейские занятия, кроме самых необходимых. Всем подчиненным твоим и всем живущим с тобою под одним кровом, дай покой, чтобы все вы единодушно могли славить стяжавшего нас Своею смертию, воскресшего и совоскресившего наше естество. Памятуй о будущем веке, и поучайся во всех заповедях и оправданиях Господних, и испытуя себя, не преступил ли ты чего-либо, не сделал ли упущений, исправляй себя во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Отрывки толкования на пророка Иеремию Гл. III, 23. Истинно лживи быша холми, и множество гор, токмо Господем Богом нашим спасение Исраилево. Вспоминает о горах и холмах, потому что на них в те древния времена, устрояя храмы и капища и воздвигая жертвенники, они приносили жертвы, весьма приятные демонам. Ст. 24. Студ же пояде труды отец наших, от юности их 1 . Студом называют бесславное и весьма постыдное идолослужение, и заключающееся в нем заблуждение, которое истребляло и (плоды) трудов отцев их; ибо приносящие жертвы демонам истребляли овец своих и волов своих и вместе с имуществом терпели ущерб нравственный, Гл. IV, ст. 31, гл. V, ст. 1. Горе же, яко исчезает душа моя над убиенными. Обыдите пути Иерусалимския. Не видишь ли здесь того, кто страдает от скорби об убиенных и сильно желает помилования Иерусалиму, но как бы встречает к этому препятствие в себе самом и как бы удерживает божественное милосердие вследствие громадности греха; но все-таки старается отыскать основание для прощения грехов и ради одного уничтожить последствия гнева? Ибо тем, которые обходят Иерусалим, повелел указать в нем хоть на одного мужа верного. Ст. 4. Аз же рех: негли убози суть, того ради не возмогоша, яко не уведаша пути Господня и суда Бога своего. По справедливости выражает сетование на тех, которые среди иудеев пользовались преимуществами и облечены были священнейшим достоинством. На них-то и излил сильнейший гнев. И это объясняет сам Христос, говоря: горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко преходите море и сушу, сотворити единого пришельца: и егда будет, творите его сына геенны сугубейша вас ( Матф. 23, 15 ). Гл. VI, ст. 10. Кому возглаголю и засвидетельствую? Ибо они поносили слово Христово, говоря о Нем слушателям: беса имать и неистов есть: что его послушаете ( Иоан. 10, 20 ). Гл. VII, 17. Еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных? Итак они подверглись наказанию по справедливому приговору. Ибо воздавая божеские почести твари и служа делам рук своих, они навлекали на свои головы божественный гнев. Не без правды бо простираются мрежи пернатым, по написанному ( Притч. 1, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Мы совершенно согласны, что о. протоиерей правильно и основательно изъясняет обряд изъятия на проскомидии из просфоры Агнца, как обряд, по смыслу слов, произносимых при этом действии священником, имеющий ближайшим образом «отношение к искупительной крестной жертве» (стр. 17), что он «указывает не на рождение, как объясняют его некоторые, а на смерть Христову» (стр. III), но были ли достаточные и серьезные данные на основании этого примера, а быть может и некоторых других заключать, что чин литургии «отнюдь не хронологическое повествование о земной жизни» Христа Спасителя, что «вся литургия, весь состав ее есть проповедь о Христе, воспоминание о Нем, особенно о последних днях Его земной жизни». Мы уверены, что таких оснований у о. Нечаева не было и быть не могло. To совершенная правда, что в чине литургии «особенно много воспоминаний о последних днях земной жизни Христа Спасителя». как о главном и самом важном моменте в истории нашего домостроительства; но, что бы в ней совершенно не было указаний на другие моменты этой истории, – это положительно неверно. Если внимательнее вчитаться в текст литургийных молитв, то мы увидим ясно, что мысль изобразить в чине литургии «последовательно в хронологическом порядке» земную жизнь Христа Спасителя от рождения до вознесения на небо, не была чужда и «великим светилам и устроителям» чина литургий Василию Великому и Иоанну Златоусту , а напротив проведена ими чрез весь чин от начала его до конца. Для примера, укажем в чине проскомидии на момент поставления священником на дискосе звездицы и на произносимые им при этом слова: «И пришедши звезда, ста верху, идеже бе отроча» ( Матф.2:9 ). Слова эти заимствованы автором чина проскомидии из евангелия Матфея, из второй его главы, в которой богодухновенный евангелист повествует о самом первом моменте в земной жизни Христа Спасителя, а именно: о его рождении и поклонении новорожденному Богомладенцу волхвов и ни к какому моменту из последних дней земной жизни Его, «без грубой натяжки», не могут быть отнесены» никоим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

  52. Лики св. ангелов    В ветхом и новом завете многократно упоминается о св. ангелах, в бытии коих и здравый разум усматривает премудрость и благодать Зиждителя, начало и продолжение непрерывной цени творения, нисходящей от Бога Духа, Имже вся быша, до ангелов – духов, сотворенных бесплотными и простирающейся до человека, в котором дух облечен плотию. Некоторые из ангелов нераскаянно пали в грехах, сделались диаволами и непримиримыми врагами добра, истины и блаженства (2 Петр. XI:4; Иуд. 6), но побеждаются верующими о имени Господнем (Марк. XVI:17). Св. же ангелы приближением – к Богу и созерцанием Его Божественного величия утвердились в добре и истине, и стали непреклонны ко злу. Они суть неумолкаемые проповедники величия Божия (Ис. VI:3; Ап. ІV, 8), вестники воли Божией для людей (Пс. СІІ, 20 – 21; Лук. 1:13, 26 – 28), хранители человеков (Быт. XIX:16; Матф. XVIII:10; Деян. XII, 15), и служители для хотящих наследовати спасение (Евр. 1:14; Ап. VIII, 3 – 4).    Имена и служения св. ангелов Писание указывает различные. На этом основании св. Дионисий Ареопагит, святитель 1-го века и первый епископ афинский, рукоположенный ап. Павлом, в книге своей: „Небесная иерархия», изобразил св. ангелов в трех ликах, разделив каждый на три чина или степени служения и приближения к Богу.    В первом высшем лике, ближайшем к Пресв. Троице, первый чин составляют серафимы (Ис. VI:2). Имя их значит: пламенный, огненный. Непосредственно и непрерывно предстоя Тому, Который любы есть (1 Иоан. IV:8), живет во свете неприступнем (1 Тим. VI:16), и Которого престол есть пламень огненный (Дан. VII:9), они горят любовию к Богу, и этот огнь любви воспламеняют и в других (Ис. VI:6 – 7).    Второй чин – херувимы (Быт. III:24), имя коих значит: разумение или ведение, кои потому называются многоочитии. Созерцая славу Божию и обладая высшим ведением и мудростию, они наблюдают все творение Божие и другим изливают премудрость Божию.    Третий – престолы (Кол. И, 16), на которых Бог благодатно и непостижимо почивает (Пс. LXXIX, 2), которые потому называются Богоносными, не существом, но служением. Чрез них Бог являет Свое величие и правосудие (Псал. IX:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Впрочем, тогда как делает Отец, и Сын делает доселе (Иоан. V:17).    Итак суетно мудрование нечестивых. Приве­денное изречение не тò значит, чтò они думают; указывает же на Господне во плоти домостроитель­ство. Когда человек согрешил и пал, а с паде­нием его все пришло в смятение, усилилась смерть от Адама даже до Movcea (Римлян. V, 14), земля подверглась проклятию, отверзся ад, заключился рай, раздражилось небо, человек в конец развратился и уподобился скотам, диавол же поругался над нами; тогда Бог, Который человеколюбив и не хочет, чтобы погиб созданный по образу Его чело­век, изрек: кого послю, и кто пойдет? Все без­молвствовали, и Сын сказал: се Аз, посли Мя. Тогда-то, конечно, Отец, сказав Ему: иди (Исаия VI, 8—9), предал Ему человека, чтобы Само Слово стало плотию, и приняв на Себя плоть, во всем обновило его. Ибо Слову предан человек, как Врачу, чтобы уврачевать от угрызения змия; как жизни, чтобы воскресить мертваго; как Свету, чтобы озарить тьму; и сущему Слову, чтобы обновить словесную тварь. Посему, как скоро вся предана Слову, и Оно стало человеком,-тотчас все обновлено и усовершено: земля вместо проклятия приемлет благословение, рай отверзт разбойнику, ад ужаснулся, гробы отверзлись, когда мертвецы воскрешены, взялись врата небесныя, да внидет грядущий от Едома (Псал. XXIII:9). Сам Спаситель, чтобы показать, каким именно образом вся предана Ему, как говорит Матфей, немедленно присовокупил: приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Матф. XI:28). Мне вы преданы, да упокою утружденных и оживотворю умерщвленных. Согласно с сим-и читаемое у Иоанна: Отец любит Сына и вся даде в рýце Ею (Иоан. III:35). Дал для того, чтобы, как все Им сотворено, так все о Нем же могло и обновиться Ибо не для того, чтобы из беднаго стал Он богатым, предается Ему, не для того, чтобы, не имея власти, приять власть, приемлет Он все,-да не будет сего!-а напротив того, чтобы Ему, как Спасителю, все обновить: ибо прилично было как в начале создания Им, так и при исправлении, о Нем же придти сему в бытие, с тою разностию в речениях, что в начале Им пришло в бытие, а впоследствии,-когда все пало, Слово стало плотию и облеклось в плоть,-в Нем все обновилось.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

У одного тела не может быть двух голов. Затем, если везде, где собрано двое или трое во имя Христово, Он находится посреди них, то тем более Христос находится во всей церкви Христовой, тем более Святой Дух водительствует этой церковью, охраняет ее от заблуждений, просвещает и наставляет в истине. Но по теории непогрешимого видимого главы такое водительство Святого Духа не нужно. Благодать должна быть подаваема людям лишь для их укрепления в вере и добре, а размышление о вере, ее исследование совсем не нужно верующим, раз они всегда имеют перед собой непогрешимого учителя веры. Много исследований посвящено доказательству того, что теория главенства и непогрешимости папы безусловно не имеет для себя таких оснований ни в Св. Писании, ни в Св. Предании. В Новом Завете Христос призывает верить в Себя, и апостолы призывают к вере во Христа, а не в римского епископа. Верующий должен повиноваться Церкви (Матф. 18: 16 17), но не декреталиям Рима. Исторические условия благоприятствовали возвышению римского епископа. Уже во II в. папа Виктор обнаруживает претензии в споре о пасхе предъявлять требования к малоазийским церквам; в III в. папа Стефан в вопросе перекрешивания еретиков требовал подчинения себе от африканских епископов. Но однако несомненно, что православный Восток в это время считал себя совершенно не зависимым от Рима, и Запад за это не считал его инославным. Многие и многие писали тогда на Восток о церковной иерархии, и однако никто во главе иерархических степеней не ставит папы (например, в приписываемом Дионисию Ареопагиту Πρ τς κκλησαστιαησ ραρχκς, где представляется организация церкви и дается ей философское истолкование, перечисляются три степени иерархии, и никто не поставляется над ними, между тем, если существовала тогда – произведение относят к VI в. – теория папства, то уже во имя аналогий, устанавливаемых автором между церковью земной и небесной, он должен бы был упомянуть о папе). Католики любят говорить о великом значении пап на вселенских соборах, но бесспорным можно признать только, что на четвертом соборе папа Лев I действительно имел большое влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010