264 «Был послушлив (Фил. 2:8) добровольно или недобровольно? Если недобровольно: то не-было бы послушания, а было бы насилие. Но Господь был послушлив, не как Бог, а как человек. Ибо, как Бог, Он не мог быть ни послушным, ни преслушным: это, как говорит божественный Григорий, свойственно подчиненным. След. Христос имел волю и как человек (св. Максим. испов. Disput. cura Pyrrh. p. 179, Opp. T. II, ed. Paris. 1675). 265 «Если Он, как Бог, жаждал, и, отведав, не хотел пить: то будет следовать, что Он подвержен был страданию и как Бог; ибо и жажда и вкушение есть страдательное состояние. Если же Он жаждал не как Бог, то, без сомнения, как человек; а след. и имел волю, как человек» (Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, 14, стр. 177). 266 De theolog. et incarn. adv. Beron. et Helic, n. II. IV. 267 De incarn. et contr. Arian. n. 21. 268 Apud Agathon. in Epist. ad Imperat. (cit. in VI Synod., act. IV. coi. 652, T. VI, ed. Labb.). 269 In Matth. XXVI, 38 (apud Anastas. PP, doctrin. de incarn. cap. XVIII). 270 De fide II, 7, n. 52. 53. 271 Бесед. на Ев. Матф. LXXXIII, ч. III, стр. 428 в русск. перев. 272 Иоан. Дамаск. Точн. изл. пр. веры III, Гл. 14, стр. 174; гл. 15, стр. 184—185. 273 Максим. исповед. Disput. cum Pyrrh., Opp. T. II, p. 187—188, Paris. 1675; Дамаск. Точн. изл. пр. веры III, гл. 15, стр. 188. 274 Максим. испов. и Дамаск. loc. cit. 275 Дамаск. там же, стр. 189. 276 «Как Он был весь Бог вместе с человечеством, своим, и весь человек вместе с Божеством своим: то, как человек, Он в Себе и чрез Себя подчинил Богу и Отцу свое человечество, и был послушным Отцу, подавая нам, в самом Себе превосходный пример и образец» (Дамаск. там же гл. 18, стр. 202; снес. гл. 14, стр. 178, и см. выше примеч. 264). 277 Кн. III, гл. 14, стр. 172; cfr. Hippol. de incarn. adv. Beron. et Helic, n. 1: αμφτερα θεικνς εαυτν , δ ν αμφοτρως , θεικς δ φημι και ανθρωπνως , ενργησε . 278 Там же, стр. 174. 279 Гл. 15, стр. 184. 187. 280 Гл. 19, стр. 204—205, гл. 15, стр. 190. Cfr. Athanas. in Luc. XII, 10, Opp. T, 1, 974, Colon. 1686.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   «Был послушлив (Фил. 2:8) добровольно или недобровольно? Если недобровольно: то не-было бы послушания, а было бы насилие. Но Господь был послушлив, не как Бог, а как человек. Ибо, как Бог, Он не мог быть ни послушным, ни преслушным: это, как говорит божественный Григорий, свойственно подчиненным. След. Христос имел волю и как человек (св. Максим. испов. Disput. cura Pyrrh. p. 179, Opp. T. II, ed. Paris. 1675).    «Если Он, как Бог, жаждал, и, отведав, не хотел пить: то будет следовать, что Он подвержен был страданию и как Бог; ибо и жажда и вкушение есть страдательное состояние. Если же Он жаждал не как Бог, то, без сомнения, как человек; а след. и имел волю, как человек» (Дамаск. Точн. Изл. пр. веры III, 14, стр. 177).    De theolog. et incarn. adv. Beron. et Helic, n. II. IV.    De incarn. et contr. Arian. n. 21.    Apud Agathon. in Epist. ad Imperat. (cit. in VI Synod., act. IV. coi. 652, T. VI, ed. Labb.).    In Matth. XXVI, 38 (apud Anastas. PP, doctrin. de incarn. cap. XVIII).    De fide II, 7, n. 52. 53.    Бесед. на Ев. Матф. LXXXIII, ч. III, стр. 428 в русск. перев.    Иоан. Дамаск. Точн. изл. пр. веры III, Гл. 14, стр. 174; гл. 15, стр. 184—185.    Максим. исповед. Disput. cum Pyrrh., Opp. T. II, p. 187—188, Paris. 1675; Дамаск. Точн. изл. пр. веры III, гл. 15, стр. 188.    Максим. испов. и Дамаск. loc. cit.    Дамаск. там же, стр. 189.    «Как Он был весь Бог вместе с человечеством, своим, и весь человек вместе с Божеством своим: то, как человек, Он в Себе и чрез Себя подчинил Богу и Отцу свое человечество, и был послушным Отцу, подавая нам, в самом Себе превосходный пример и образец» (Дамаск. там же гл. 18, стр. 202; снес. гл. 14, стр. 178, и см. выше примеч. 264).    Кн. III, гл. 14, стр. 172; cfr. Hippol. de incarn. adv. Beron. et Helic, n. 1: αμφτερα θεικνς εαυτν, δ ν αμφοτρως, θεικς δ φημι και ανθρωπνως, ενργησε.    Там же, стр. 174.    Гл. 15, стр. 184. 187.    Гл. 19, стр. 204—205, гл. 15, стр. 190. Cfr. Athanas. in Luc. XII, 10, Opp. T, 1, 974, Colon. 1686.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Евсев. Церк. Ист. III, 39; Иероним. Catal. с. 18.    Иустин. dialog. cum Tryph. n. 80. 81; Ирин. adv. haer. V, 81, n. 1 (cfr. Евсев. Ц. Ист. III, 39); Иппол, apud Phot. Biblioth. cod. CI; Мефод. conviv. decem virg. orat. IX, n. 5; Лактанц. Inst. Divin. VII, 24 et squ.    Cfr. Wiest. Demonst. dogmat. T. VI, § 296.    Dialog. cum Tryph. n. 80.    Евсев. Церк. Ист. III, 28.    Евсев. Ц. И. VII, 24; Иероним. Catal. с. 69; Феодорит. Haeret. Fab. II, 2.     " О началах " II, 11, n. 2; Prolegom. in Cantic.    Церк. Ист. III, 28. 39; VII, 24.    См. о нам y Геннадия, Catalog. c. 18.    Письм. CCLXIII, в Тв. св. Отц. XI, 249; CCLXV, там же 255.    Посл. II к Кледон., в Тв. св. Отц. IV, 211.    Heres. LXXVII.    Comm. in Is. XXX, 26; LIV, 11; LV, 3; LVIII, 14; in Ez. XVI, 35; in Zach. XIV, 6 et squ.; in Matth. XIX, 29.    Haeres. LIX.    De civit. Dei XX, 7; haeres. VIII.    Ориген. Proleg. in Cantic.; Епифан. haeres. LXXVII; Евсев. Ц. Ист. III, 28, и друг.    Августин. de сии. Dei XX, 7; подробнее см. толков. на эту главу Апокалипсиса в Curs. S. Scripturae compl T. XXV, p. 1109—1122, Paris 1812. II. О МЗДОВОЗДАЯНИИ ПОСЛЕ ВСЕОБЩЕГО СУДА... § 268. Связь с предыдущим и свойства этого мздовоздаяния    В заключение всеобщего суда праведный Судия произнесет свой окончательный приговор и праведникам и грешникам, — скажет первым: приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Матф. 25:34); скажет последним: идите от мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (- 41). И тотчас идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный (- 46). Это мздовоздаяние после всеобщего суда будет полное, совершенное, решительное. Полное; т. е. не для одной только души человека. как после частного суда, а для души вместе и для тела, — для полного человека. Совершенное: потому что будет состоять не в предначатии только блаженства для праведников и мучения для грешников, как после частного суда, а во всецелом блаженстве и мучении, соответственно заслугам каждого. Решительное: потому что для всех пребудет неизменным во веки, и ни для кого из грешников не останется никакой возможности освободиться когда-либо из ада, как остается она для некоторых после частного суда (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 60. 68; снес. §§ 252. 257. 258).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   См. книгу: «Оправдание ист. Христиан, обливат. крещением крещающихся», изд. в 1701 году.    См. примеч. 889. 898. 903.    De princ. 3, п. 2.    … baptizari in plena et adunata Trinitate. Epist. ad Jubaj. LXXUUU.    Epist. ad Serap. 1, n. 30.    О Св. Духе, гл. 19, в Тв. св. Отц. VII, 273. Снес. примеч. 898.    Greg. Nyss. Orat. II, in Eunom. T. II, p. 430, ed. Morel; Ambros. in Luc. VIII, n. 67; de myst. IV, n. 20; Cyrill. Alex, in Jes. lib. II, T. IV, p- 283, ed. Aub.    In Patrem et in Filium et in Spiritum S. baptizamur et ter mergimur (in Ephes. c. IV).    Certa sunt Evangelica verba, sine quibus non potest consecrari baptismus… (de baptism. VI, c. 25).    Apud. Phot. Biblioth. cod. CCLXX, p. 833.    O Св. Духе гл. 12, в Тв. св. Отц. VII, 272.    Fulgint. adv. Fabian. lib. X, fragm. 37, in Patrolog. curs. compl. T. LXV, col. 832.    Точн. изл. прав. веры, кн. IV, гл. 9, стр. 334—236.    См. Апостол. правил. 49.    Апостол. правил. 50; Origen. in Rom. VI, 3; Socrat. Η. Е. V, 24.    Ерирнап, haeres. XXXIV; Euseb. Η. Е. IV, II; Theod. Haeret. Fab. 1, 9.    Epiphan. haeres. LXXVI.    См. выше примеч. 867.    … ες αφεσιν των αμαρτιν… Epist. n. XI.    Dialog. cum Tryphon, c. 44.    Paedag. III, с. 6.    Поуч. предоглас. п. 16, стр. 13.    Бесед., побуд. к крещен., в Тв. св. Отц. VIII, 233.    Слов. на св. крещ., там же III, 277.    Там же стр: 306. 299. 281.    Ad illumin. Catech. n. 3. В другом месте: δγμα μγa, οτι τελεως καθαρονται των αμαρτηματων ο βαπτιζμενοι (in Act. homil. XI, n. 2). И еще: «в крещении чрез чувственную вещь — воду сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и возрождении, или обновлении» (на Матф. бесед. LXXXII, п. 4, т. III, стр. 421).    Послания к Автолику. II, 16.    In baptismate omnis culpa diluitur. De Sacram. III, n. 17; cfr. in Luc. VI, n. 3; VIII, n. 24.     Βαπτισμα τονον στιν αμαρτιν καθαρσις, αφεσις πλημμεληματων, ανακαινισμο κα αναγεννσεως αιτα. In bapt. Christi III, 366, ed. Morel.    Renati ex aqua et Spiritu S., omnibusque peceatis sive originis ex Adam, in quo omnes peccaverunt, sive factorum, dictorum, cogitationumve nostrarum in illius lavacri mundatione deletis (Ad Dardan. Epist. CLXXXVII, n. 28).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Ибо мы совсем не ощущаем ничего такого, ни оной радости и силы, ни сладости, ни умиления, когда употребляем простой хлеб и вино за столом нашим, хотя бы хлеб сей был чище хлеба, и вино сие было старее и лучше вина, предлагаемого на олтаре». Бл. Иерон. греч. Изслед., полезн. всяк. христианину: хр. чт. ч. 2 с. 127. 128. В каком именно веке жил Иероним сей, определенно неизвестно. Несомненно только, что он принадлежит к весьма древним писателям церковным; ибо по поводу требования своего, чтобы христианин сказал, почему он уверен, что подлинно крестился, бл. Иероним возражает: «может быть, твои родители, будучи тайно язычниками, бросили тебя так, и совсем не крестили. Много подобного случалось и ныне случается» (там же с. 124): а это прямо показывает, что во дни бл. Иеронима греческого язычники жили смешанно с христианами и в то же время скрывали свое язычество. 462 Св. Злат. Бес. на ев. Матф. 82 : ч. 3 с. 420. М. 1846. Бес. на п. к ефес. 3 с. 47. Спб. 1858. Св. Кир. иер. Слов. тайн. 4. 5 с. 368. 369. 371. 378–379. М. 1855. Св. Амвр. мед. О таин. к новоп. гл. 9: тв. т. 2 с. 405. Пар. 1845. Снес. Пр. Нил. син. Письм. кн. III п. 39. М. 1859. «Есть люди, далекие от веры, преданные земному, занятые плотским. Они не хотят верить ничему такому, чего не дознают пяточисленным чувством своим; ибо только этими пятью чувствами руководствуются. «Я, – говорит таковой, – верю только тому, что вижу. Вот что я познал, вот что я знаю. Бело, черно, кругло, квадратно, так или иначе раскрашеио: я познал, ощущаю, держу; меня учит сама природа. Не принуждай меня верить тому, чего не можешь показать мне. Вот голос: я чувствую, что это голос; поет хорошо, поет плохо, приятен, груб; я познал, знаю, доходит до меня. Пахнет хорошо, пахнет худо: я познал, знаю. То сладко, это горько; то ложно, это глупо. Не знаю, что скажешь ты мне более сего. Я осязанием познал, что твердо, что мягко, что гладко, что шероховато, что греет, что холодит». Такого настроения был апостол наш Фома, который относительно Господа Христа, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Тогда почитали Его, как одного из людей, тленным и смертным, и было велико и дивно, если кто Его (когда Он будучи Богом безвидным и невидимым, неизменно и непреложно принял зрак раба чрез приятие тела человеческого и по всему был видим, как человек, ничего не имеющий особенного от всех других людей, ибо ел, пил, спал, утруждался, потел и делал все человеческое, кроме греха, было, говорю, велико и дивно, если кто Его) такового с полною верою признавал Творцом неба и земли и всего, что в них. Почему, когда Петр исповедал: Ты еси Сын Бога живого, то Владыка Христос ублажил его, говоря: блажен еси Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, т. е. чтоб ты, увидя истину, сказал так, но Отец Мой, Иже на небесех (Мф. XVI:16 – 17). А ныне ничего в этом нет дивного, когда Господь Иисус проповедуется сущим во славе. Я даже полагаю, что кто ныне, слушая Христа, каждодневно взывающего к нему во святых евангелиях и объявляющего волю благословенного Отца Своего, неповинуется Ему со страхом и трепетом и не соблюдает того, что Он ему заповедует, тот, если б и тогда был, видел Самого Христа и слушал Его учение, не уверовал бы в Него, боюсь даже, – не стал бы поносить и злословить Его“ (Из 47 слова преп. Симеона, нов. богослова, снес. „Воскресное чтение» 1879 г. стр. 81 – 82).    и) защищает Божество Свое против неверующих иудеев. Иудеи, слыша слова Господа, научавшие их к вере в Божество Его, роптали и говорили: не сей ли есть Иисус, сын Иосифов, его же мы знаем отца и матер? како убо глаголет сей, яко с небесе снидох (Иоан. VI:42)? Даже – искаху Его убити, яко не токмо разоряше субботу, но и Отца своего глаголаше Бога, равенся творя Богу (V, 18), или, в другой раз, взяша камение иудее, да побиют Его, – глагояюще, о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты, человек сый, твбрищи Себе Бога (X, 30, 33). Но Господь постоянно и с особенною силою доказывает иудеям Свое Божество и при этом ссылается на свидетельства: Иоанна Крестителя, который свидетельствова о истине (V, 33), назвав Иисуса Христа Сыном Божиим, сшедшим с неба и сущим над всеми (III, 31 – 36), – Отца небесного, сказавшего о Нем: сей есть Сын мой возлюбленный, о Нем же благоволих (V, 37; Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

В двояком смысле надо понимать и выражение или слово «Христос». Как название общее, греческое слово „χριστς» означает вообще помазанника Божия. Христами в ветхом завете назывались все Еврейские цари, из которых первым был Саул. И сказал он людям своим да не попустит мне Господь, сделать это господину моему, помазаннику Господню (христу) чтобы наложить руку мою на него; ибо он помазанник Господень ( 1Цар.24:7 ; снес. 1Цар.26:16 ). Во второй книг Царств Давид обращается к убийце Саула с следующим упреком: как не убоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня ( 2Цар.1,14 ). Не прикасайтесь к помазанным Моим ( Пс.104:15 , снес. Пс.83:10 ) говорит Святой Дух устами Псалмопевца. В смысле особенном, имя Христос свойственно Христу, Спасителю нашему, Помазаннику Божию, и Богу. Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих ( Пс.44:8 ). Восстанут цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его ( Пс.2:2 ; снес. Пс.83:10 ). Дух Господень на Мне; Его же ради помазал Меня ( Пс.88:52 ; снес. Ис.61:1 ; Лк.4:18 ). И так, принимая во внимание общий смысл, антихристами можно наименовать всех христианских гонителей и мучителей,которыми изобиловал первый период христианства. (Таковы: Тиверий, Нерон, Домициан, Траян, Адриан, Гелиогабал, Максимиан, Деоклитиан, Юлиан отступник и многие другие). Сюда же относятся основатели многочисленных ересей и расколов со своими последователями, как-то: Симон волхв, Арий, Македоний, Несторий, Савеллий, Апполинарий, и др. Все они – антихристы, потому что одни преследовали и теснили христиан, другие, исказив истинное христианское учение, впали в ересь и, своими лжеучениями поселили раздор в православной вселенской Церкви. О таких именно антихристах говорить Иоанн Богослов в первом послании: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и дух заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что от придет, и теперь уже есть в мире ( 1Ин.4:1–3 ). И в другом месте: Вы слышали,что придет антихрист и теперь появилось много антихристов. Они вышли от нас, но не были наши ( 2Ин.2:18–19 ). Выражением – «от нас вышли» Апостол ясно указывает на таких антихристов, которые, путем различных заблуждений, вышли из той христианской среды. В настоящем рассуждении мы хотим говорить о том антихристе, который явится пред кончиною мира. Все противники христианства – только предтечи сильнейшего врага и противника Христова. И откроется человек беззакония, пишет Солунянам Αп. Павел, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что во храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога ( 1Сол.2:3–4 ). Разделение признаков явления антихриста

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Господь наш Иисус Христос , по сказанию св. евангелистов Матфея, Марка и Луки и св. апостола Павла, установил, в основанной Им церкви, таинство евхаристии или причащения и новозаветную бескровную жертву. Св. евангелист Матфей ( Мф.26:26 и сл.; снес. Мк.14:22 и сл.) так повествует: «Иисус взял хлеб, и благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая, во оставление грехов»; или, как пишет св. апостол Павел к Коринфянам ( 1Кор.11:23 и сл.; снес. Лк.22:19 и сл.), «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб, и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша новый завет в Моей крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». По этой заповеди Христовой, со времен апостольских таинство евхаристии совершалось во всех церквах христианских, на Востоке и на Западе, ……. и, что хлеб и вино н:……. божественной……. тело и кровь Христову но никто из …….. вопроса: когда, в какой именно момент ……… пресуществляются? К этому вопросу пр……. стические богословы на Западе в средние ве……….. к измыслили учение о св. таинствах церковных. …….умозрению, каждое таинство должно иметь материю или вещество и форму или слова посредством которых совершается таинство, или, по выражению Тридентского собора 1 , «слова, совершающие то, что ими означается»; сверх сего, от священнодействующего, для действенности таинства, требуется, чтобы он, совершая таинство изъявлял намерение (intentio) сделать то, что делает церковь . Материей или веществом в таинстве евхаристии, как всем известно, служат хлеб и вино. Что же составляет форму этого таинства, иначе сказать, какими словами пресуществляются св. дары на литургии? В римской литургии схоластические богословы латинские 2 не нашли других слов, кроме слов Христовых: «сие есть тело Мое, сие есть кровь Моя» которым исключительно и усвоили тайнодейственную силу в пресуществлении св. даров на литургии, и которые поэтому в римском служебнике 3 (около XIII века) названы «словами освящения» и «формою таинства евхаристии». Ко времени произнесения этих слов на литургии они приурочили и изъявление священником намерения совершить это таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Исаия, напр., говорит: «Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его» ( Ис.40:13 )? Ясно, что хотя здесь – речь о духе Господнем, но о духе, как свойстве Божием, заключающемся в духовности Его природы и соединенных с ней разного рода частных духовных свойствах, напр. свойстве разума, ведения и премудрости. Также когда Иов говорит: «Дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ), или: «Доколе еще дыхание во мне и Дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды» ( Иов.27:3,4 ), то ясно, что наименованием Духа Божия хочет обозначить в Боге не более, как одну его зиждительную и животворную силу, проявляющую себя в мире (снес. гл. 34, 14). В подобном же смысле (без знания троичности лиц в Боге) ближе всего могло быть понимаемо и у Псалмопевца неоднократно употреблявшееся наименование Духа Божия, когда напр. говорил: «Словом Господа сотворены небеса и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ; Снес. Ис.11:4 ; 2Сол.2:8 ) 343 , или взывал к Богу: «Пошлешь Дух Твой – созидаются» ( Пс.103:30 ), «Духа Твоего святого не отними от меня... Духом владычественным утверди меня» ( Пс.50:13,14 ). То же самое может быть замечено относительно тех мест Писания, в которых изображается Бог то сообщающим Дух Свой помазанникам ветхозаветной церкви ( Быт.41:38 ; Исх.31:3 ; Чис.11:17,25 ; 1Цар.16:13 ; Ис.63:11 ), то обещающим в будущие времена излить Свой животворный Дух на дом Давидов и на все народы ( Ис.32:15; 44:3 ; Иез.39:29 ; Иоил.2:28 ). Но есть в ветхозаветном Писании и такого рода места, в которых Дух Божий изображается настолько олицетворено, что при этом весьма легко может возникать мысль о Нем, уже не как о свойстве только или силе Божией, предполагающих только позади себя личную природу божественную, а как о самостоятельном лице, действующем из себя и от себя. Так Бытописатель, упомянув о том, что в начале сотворил Бог небо и землю и что земля была безвидна и пуста, замечает, что «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ), указывая выражением «носился» на ту плодотворную силу и то живоносное действие, какие являл Дух Божий в отношении к нестройной и неупорядоченной мировой массе.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

5 Так, при изложении в «Сказании» учения жидовствующих, он перечисляет все предметы, о которых писал не в первых только, а во всех 16 своих словах, и говорит: «уже тысяща и пятьсот лет прейде по рождестве Христове» – чего, при митрополите Зосиме (1491–1494) не мог бы сказать. (Просветит. стр. 45–48). 6 Снес. IIpocbemum., стр. 74–77 и Предисловие «Книги преподобного и богоносного отца нашего Никона, игумена Черной Горы», напеч. в Почаевской типографии в 1795 году. 7 При изъяснении этих трех текстов Иосиф несомненно пользовался мыслями св. Василия великого , хотя и не ссылается на него. Снес. Просветит. стр. 81–86 и Творен. св. Отцев в русск. переводе. т. V. 171–173; VII, 216. 9 Снес. Просвет., Спб. 157, 163–164, и св. Златоуст Слова, перев. с греческого при Спб. Дух. Акад., т. III, 534–537; 581–585, СПБ., 1850. 10 Снес. Просвет., стр. 194–200, и св. Дамаск. Слово о умерших в вере, Хр. Чтен. 1827. XXVI, 324 и след. 12 Самое важное слово об иконах св. Дамаскина, именно III-e, напеч. в Хр. Чтен. 1823, ч. XI и 1828, ч. XXX. 13 Снес. Просвет. 289–299 и св. Дамаск. Точное изложение православн. веры, кн. IV, гл. 2 и 13, Москва, 1844. 20 Закона градск. грань 39, гл. 31–33, в Славянск. Кормч. ч. 11. Надобно заметить, что преп. Иосиф считал эти градские законы, как помещенные в Кормчей вместе с правилами Соборов и отцов, совершенно наравне с этими последними за писания божественные и учил: «аще кто речет: се суть градские законы, а не св. отец писания, таковый о сем да прочтет третиенадесять слово, иже в сей книзе написано, и тогда увесть о градских законах, яко подобна суть пророческим и апостольским и св. отец писанием». (Просвет. стр. 588. Снес. Слов. XIII, стр. 537–538). 24 Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева, в Правосл. Собеседн. 1863, III, 201. Тоже говорит Вассиан и в другом месте на стр. 199. 28 Припомним, для примера, слова святителя Ионы, митрополита московского, об Исидоре-митрополите, бежавшем из Москвы: «благоверный князь великий Василий Васильевич не посла за ним возвратити его, ни восхоте держати его, яко несмыслена и богомерзка, зане бо святая правила божественнаго закона св. апостол повелевают таковаго церкви развратнице огнем сжещи или живаго в землю засыпати». Посл. к Литовским епископам, в нашей «Истор. Русск. Церкви» VI, Прилож. 1, стр. 367). Читать далее Источник: Макарий (Булгаков), митр. Преподобный Иосиф Волоколамский в его «Просветителе»//Христианское чтение. 1871. 10. С. 487-529. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010