Для большего убеждения в истине сказаннаго и для сравнения мыслей послания с учением Евангельским представим соглашение мест Евангелия и Послания; наприм. а) Иисус Христос говорит: вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам ( Мар. 11, 24 под. Матф. 7, 7 . Лук. 11, 9 . Иоан. 14, 13. 16, 23 ); а Апостол Иаков выражает это учение Иисуса Христа равносильно словами: да просите (человек у Бога) верою ничтоже сумняся (1, 6). б) Спаситель учит: блажени слышащии слово Божие, и хранящии е ( Лук. 11, 28 . под. Матф. 7, 21 ), и Апостол вполне выражает тоже учение словами: бывайте творцы слова, а не точию слышатели, прельщающе себе самих (1, 22). в) Иисус Христос говорит: блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное ( Матф. 5, 3 ). И Апостол говорит тоже: не Бог ли избра нищии , мира сего, богаты в вере, и наследники царствия (2, 5)? Нищии мира сего, богаты в вере, тоже, что и нищии духом. г) Учение Спасителя: иже аще разорит едину заповедей сих малых, и научит тако человеки, мний наречется в царствии небеснем ( Матф. 5, 19 ), Апостол выражает словами: иже весь закон соблюдет, согрешит же в единем, бысть всем повинен (2, 10). д) Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших ( Матф. 6, 15 . под. Map. 11, 26), учит Спаситель; а Апостол это учение Спасителя вполне выражает словами: суд без милости не сотворшему милости: и хвалится милость на суде (2, 13). е) В 19 стихе 2 главы Апостол говорит, что и бесы веруют в Бога, и трепещут. Этими словами он подтверждает то, что он сам был свидетелем трепетной и ужасной веры демонов, о чем упоминают Евангелия: Мар. 1, 24 ; Матф. 8, 29 и др. ж) Вы же не нарицайтеся учители ( Матф. 23, 8 ), говорил Спаситель в предостережение от гордости и самомнения. Не тому ли же учит и Апостол, говоря: не мнози учители бывайте (3, 1). з) Спаситель учил, что исходящая изо уст, от сердца исходят и та сквернят человека (Мат. 15, 18). С этими словами Спасителя согласны слова и Иакова: язык водворяется во удех наших, скверня все тело (3, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

Все остальные виды браков, совершаемые без любви, по расчету, или по иным корыстным мотивам, представляют собой сделку для достижения определенной цели, а не брачный союз. Поэтому брак без любви не является единством душ и сердец двух людей, не может быть крепким, и как мина замедленного действия, приводит к греху. О причине развода и о браке Иисус Христос говорит не только в Нагорной проповеди, но и в беседе с фарисеями. «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Матф.19:3–9 ). Об этом же говорится и в Евангелии от Марка ( Мар.10:2–12 ). Чтобы понять слова Иисуса Христа о браке и разводе, нужно уяснить, что представляет собой брак по учению Христову. Когда к Иисусу Христу подошли фарисеи и спросили Его о том «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею» ( Матф. 19,3 ), Иисус Христос, перед тем как дать ответ на этот вопрос, говорит о Своем воззрении на брак. Спаситель сказал о браке так: «не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф. 19:4–6 ). Для того, чтобы понять слова Иисуса Христа лучше и точнее, возьмем славянский перевод процитированного выше Евангелия от Матфея, в котором в главе 19 в стихе 4-м вместо слова «мужчина» написано «мужской пол». В славянском переводе Евангелия слова Спасителя звучат так: «Сотворенный искони мужеский пол и женский сотворил Я есть и рече... будета оба в плоть едину». Эти слова, более ясно выражающие мысль Иисуса Христа, обозначают следующее. Господь Бог создал мужчину как мужскую часть, то есть половину человечества. Слово пол – обозначает половина. Господь Бог сотворил и другую часть, то есть половину человечества в виде женщины. Затем Господь Бог повелел этим половинам (полам мужескому и женскому) объединиться в одно целое, составить из двух половинок одну плоть, живущую как бы одним существом в своей совместной жизни. «И будут два одною плотью» ( Матф.19:5 ). «Так что они уже не двое, но одна плоть» ( Мар.10:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   Вопрос 31. Ужели вовсе не позволительно смеяться? Ответ. Поскольку Господь осуждает смеющихся «ныне» ( Лук. 6, 25 ); то явно, что верному никогда нет времени смеха, и особенно при таком множестве бесчествующих Бога «преступлением закона» ( Римл. 2, 23 ) и умирающих во грехе, о которых надобно болезновать и плакать.    Вопрос 40. Если брат оскорбит брата; то как должно исправлять его? Ответ. Если оскорбил он, как Апостол, который сказал: «опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда» ( 2Кор. 7, 9 ); то не оскорбивший имеет нужду в исправлении, но оскорбленный должен показать в себе свойства «печали по Богу» ( 2Кор.7 10). Если же оскорбил в том, что само по себе безразлично; то пусть оскорбивший припомнит, что сказал Апостол: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь» ( Римл.14, 15 ), и познав таковой грех, пусть исполнит сказанное Господом: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Матф.5, 23–24 ).    Вопрос 41. А если оскорбивший не соглашается принести извинение? Ответ. Должны мы исполнить над ним то же, что сказал Господь о согрешившем и не покаявшимся: «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Матф.18, 17 ).    Вопрос 42. А если, когда оскорбивший приносит извинение, оскорбленный не захочет примириться?    Ответ. Господень суд на такового ясно изображен в притче о рабе, который, умоляемый клевретом, не захотел потерпеть. «Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее», Господь же прогневался, лишил его своей милости и «отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» ( Мф.18, 31–34 ).    Вопрос 63. Что сделавший осуждается подобно роптавшим на «последних» ( Матф.20, 11, 12 )?    Ответ. Всякий осуждается за собственный свой грех, и роптавшие-за ропот. Но часто ропщут каждый по своей особенной причине: одни-потому, что не достало у них нужного к питанию, как жадные и обоготворяющие чрево; другие-потому, что получили равную с последними плату, и тем обнаруживают в себе зависть, которая в союзе с убийством, а иные ропщут и по чему либо другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Возглас: «Яко подобает...» По возгласе седален, глас 7: «На вечери ученики питая..... Малое каждение (Евангелия на аналое, царских врат, местных икон и предстоящих). Читается 2-е Евангелие от Иоан., зач. 58-е. По 2-м Евангелии антифоны: 4-й, 5-й и 6-й. Каждение малое. Ектения малая (3-я). Возглас: «Яко благословися и прославися...» Седален. глас 7: «Кий тя образ, Иудо...» Читается 3-е Евангелие от Матф., зач. 109-е. По 3-м Евангелии антифоны: 7-й, 8-й и 9-й. Каждение малое. Малая ектения (4-я). Возглас: «Яко Ты еси Бог наш и Тебе славу возсылаем...» Седален, глас 8: «О, како Иуда, иногда Твой ученик...» 4-е Евангелие – от Иоан., зач. 59-е. По 4-м Евангелии антифоны: 10-й, 11-й и 12-й. Каждение малое. Малая ектеиия (5-я). Возглас: «Буди держава Царствия Твоего...» Седален, глас 8: «Егда предстал еси Каиафе, Боже...» 5-е Евангелие от Матф., зач. 111-е. По 5-м Евангелии антифоны; 13-й, 14-й и 15-й. Малое каждение. Малая ектения (6-я). Возглас: «Яко благословися всесвятое имя Твое и протвися Царство Твое...» Седален. глас: «Искупил ны еси от клятвы законныя...» (5-м Евангелием кончаются антифоны и седальны.) 6-е Евангелие от Марка, зач. 67-е. По 6-м Евангелии Блаженны Триоди на 8. с тропарями (от Елажени алчущии...»). Малое каждение. Малая ектения (7-я). Возглас: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя...» «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4; «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий». Стих: «Боже, Боже Мой, вонми Ми! Вскую оставил Мя еси?» 7-е Евангелие отМатф., зач. 113-е. По 7-м Евангелии каждения и малой ектении нет. Псалом 50-й и тотчас: 8-е Евангелие от Луки. зач. 111-е. По 8-м Евангелии поем трипеснец Триоди, глас 6, который состоит из 5-й. 8-й и 9-й песней. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Катавасия тот же ирмос. По 5-й песни ектения малая. Возглас: «Ты бо есн Царь мира...» И читаем кондак Триоди: «Нас ради Распятаго...» и икос «Своего Агнца...» По 8-й песни «Честнейшую» не поем, но после «Хвалим, благословим...» сразу нрмос 9-й песни: «Честнейшую Херувим...» На 9-й песни каждение. «Достойно есть» не поется. Заканчивается трипеснец пением на катавасию ирмоса 9-й песни: «Честнейшую Херувим...» Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из всего вышесказанного становится ясно видно, что в разбираемых словах говорится об осуждении, изобличении и злословии. Эти явления могут присутствовать как в частных, так и в гражданских судах. Для того чтобы правильно понять разбираемые слова Спасителя, нужно разобраться в том, запрещает ли Иисус Христос суд вообще и если разрешает, то какой суд? Для того чтобы найти правильный ответ на этот вопрос обратимся к целому ряду мест Нового Завета в которых также говорится о судах и об отношении к судам самого Спасителя и Его Апостолов. Из Нового завета видно, что сам Иисус Христос производил суд над людьми и осуждал их. «Горе вам, книжники и фарисеи, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» ( Матф.23:14 ). «Как убежите вы от осуждения в геенну?» ( Матф.23:33 ). Иисус Христос дал право и власть судить людей и Своим Апостолам, которые также вершили суд. «Обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.4:2 ). «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью» ( Тит.2:15 ) данной «Господом к созиданию, а не к разорению» ( 2Кор.13:10 ). Апостол Павел осудил коринфского прелюбодея ( 1Кор.5 ). А Апостол Петр осудил Ананию и Сапфиру. ( Деян.5 ). Из всего вышесказанного видно, что Иисус Христос не отменял суды человеческие, но учил как осуществлять суд, как личный, так и гражданский. «Судите судом праведным» ( Иоан.7:24 ). Апостол Павел различает два вида судов. «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» ( 1Кор.5:12–13 ). Согласно этой цитате Апостол Павел указывает на наличие суда христианского и государственного. Под христианским судом понимается увещевание согрешившего ближнего и наставление его на путь истинный. Этот суд применим к тем людям, которые желают исправляться. А людей, упорствующих в своих грехах, будет судить Бог через карающее воздаяние, которое может выразиться и в наказании преступника через государственный суд. Согласно взглядам Спасителя, суд между людьми, в виде замечаний, увещеваний нужен для того, чтобы указать на недостатки и ошибки согрешившему человеку и доброжелательно помочь их исправить. Но не нужно изобличать заблуждения с непримиримой враждой и язвительным злорадством, как это обычно делали фарисеи. Как гражданский, так и частный суд, судит ближнего нашего. Поэтому к ближнему нужно проявить чувство сострадания и милосердия. И нужно суметь не только указать ему на его ошибку (то есть изобличить грех), но и нужно суметь сделать это так, чтобы не обидеть согрешившего человека. И нужно суметь убедить грешника отказаться от его греховных действий, показать губительность греха. Поэтому суд, в виде осуждения греха, нужен для того, чтобы помочь грешнику исправиться и наставить грешного человека на путь истинный. И в конечном счете из грешника сделать праведника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Пс.24:8 .  Благ и прав Господь Благ Господь, ибо Он милует нас, прав, ибо праведно наказывает за грехи, так как правым называется, по Феодориту, тот, кто прав и праведен в судах и решениях своих. Сего ради законоположит согрешающым на пути. Пс.24:9 .  Наставит кроткия на суд Как, говорит, Бог милостив и прав в судах своих, то без сомнения положит закон, т. е. грешникам укажет закон и накажет на пути еще в настоящей жизни, которую он называет здесь путем, или дорогою, так как все люди совершают путь в этой жизни. Кротким притом он укажет путь, чтобы не блуждали по незнанию; укажет в суде, т.е. с праведным судом, как достойным сего указания. Впрочем, это – «законом положит» можно понимать и так, что Он возложит законы на согрешающих, как думает Феодорит. Дело, говорит, правейшего и правейшего полагать закон не для наказания согрешающего, а для исправления. Почему сии слова должны быть отнесены ко Христу, который в закон положил согрешающим такой путь и такую жизнь, которые Он сам проходил, чтобы ходящие по ним более не грешили. Христос указал путь кротким, когда называл их блаженными и блаженством поощрял их к добродетели: блаженны, говорит, кроткие, ибо они наследуют землю( Матф.5:5 ). Научит кроткия путем своим Слова сии явно сказаны Давидом о Христе и учениках Его. Ибо они по своей кротости не противоречили Христу; и говорил им: научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем( Матф.11:29 ). Господь научил учеников своих путем своей жизни, потому что они видели Его и шли по следам жизни Его. Пс.24:10 .  Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. «Путями» здесь называет Давид заповеди древнего закона, которые суть «милость и истина» для испытывающих Божественный закон. Ибо им открывается, что Бог, по милосердию к людям поставил оные в закон, и что они во всем сказываемом ими истинны, так как повелевший хранить их – есть Бог – законодатель истинный. Тот же закон он назвал и заветом и свидетельствами; – заветом, ибо завещал его Бог сынам Израиля, – свидетельствами, ибо засвидетельствовал в законе, как это изъяснено после 22 стиха 17-го псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Един б0 есть Бог и Един Ходатаи Бога и человеков, человек Христос Иисус. (Тим. 2, 4. 5. сл. 2Петр. 3. 9 . Тим. 6, 10). Другой апостол учит: Бог до того возлюбил мир, что предал Сына Своего за спасение мира; и сей мир означает у апостола всех вообще людей. ( Иоан. 3, 16. 17 ). б) Исполнение предвечного совета Сыном писание представляет в таком виде, что хотя по назначению Отца Сын пришел прежде всего к своим, но Он свет и для всякого человека ( Иоан. 1. 11. 3 ). Он умер как жертва за весь мир. Той есть очитение о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира ( Иоан. 2. 3 . Тим. 2, 6. 2Кор. 5, 15 ). в) Так как люди и по склонности к недоверию и по чувству виновности могут недоверять самому Слову Божию, – Бог с клятвою уверяет, что не хочет погибели ни одному грешнику (Езек. 33, 11. 2Петр. 3 ,. 5, Евр. 6. 16. 17 ). г) Люди обыкновенно любят свое, свои мысли, свои даже предрассудки; отселе у них лицеприятие: любовь Божия, по учению писания, одинакова ко всем людЯМ. Он нелицеприятен ( χ προσωποληπτης ) ( Деян. 10, 34 . ); в той же мере желает Он спасения как иудею, так и язычнику ( Рим. 3. 29. 39.10,12 ); по благости Своей старается привести в раскаяние самого жестокого грешника ( Рим. 2. 4, 5 ); не делает различия людям ни по каким преимуществам ( Кол. 3. 11 ). § 150 в) Никого не избирает безусловно Так как по учению откровения никто не исключен из определения Божия о спасении людей, то это уже дает видеть, что, если некоторые погибают, погибают не потому, что будто предопределены на то безусловною волею Божиею. Предвечное определение Отца о падшем человеке нигде в откровении не изображается безусловным; напротив поставляется в связи с действиями свободы человеческой. Спаситель в лице судии говорить: приидите благословенныя Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. И присовокупляет причину такого избрания благословенных. Взалкался 60 и даете Ми ясти ( Матф. 25. 34. 35 ). В подобном виде изрекает осуждение других на уготованный огонь (ст. 41, 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Слава, говорят они, в вышних Богу и на земли... ( Лук. 2:14 ): ибо Живущий в вышних и Владычествующий небесными высотами имеет ныне землю Своим престолом и прославляется на ней так же, как и там, святыми и ангелами Своими. Какая же причина этого общего для ангелов и человеков славословия? Се благовествую, говорится, вам радость велию, яже будет всем людем ( Лук. 2:10 ). Что же это – за всемирная радость? – слушай до конца ангельское песнопение и узнаешь: мир, в человецех благоволение. Бог, разгневанный против людей и подвергший их страшному проклятию, приходить во плоти, дабы даровать им Свой мир и примирить их с верховнейшим Отцем. Яко, сказано, родися не нам – ангелам (поскольку мы хотя и на земле видим Его, прославляем Его как на небесах), но вам – людям (т. е. от вас и для вас) днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове. Что же обозначают слова: мир, в человецех благоволение? И прежде иногда Бог являл людям примеры мира: поскольку и с Моисеем беседовал, как бы со Своим другом, и Давида нашел по сердцу Своему (1 Царств. 13:14; Деян. 13:22 ), и всему народу иудейскому являл знамения мира, говоря с ними среди огня и мрака (Второзак. 4:11). Но все это не – доказательства мира Его по благоволению: ибо благоволение обозначает само по себе приятное и совершенное хотение Божие (благодеяние Господа, оказываемое некоторым из людей или одному роду и то не полное, не доказывает еще совершенного хотения Божия). Итак, подобно тому, как многих назвал Бог „сынами» ( Евр. 12:5 ), однако же один есть Сын Его, в Котором Его благоволение ( Матф. 3:17; 17:5 ), подобно сему хотя часто Он ниспосылал Свой мир, тем не менее один – мир, который заключает в себе и благоволение Его, мир посредством воплощения Господа нашего Иисуса Христа, как совершенный и неотложный, даруемый всем хотящим его. Этот мир да сохраним и мы, братие, всеми силами: ибо этот, именно, мир мы прияли в достояние от днесь родившегося Спасителя нашего, даровавшего нам духа усыновления ( Галат. 4:5 ); чрез этот мир мы делаемся наследниками Божиими, сонаследниками же Христу ( Римл. 8:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Монахиня Мария (Николаева) Инокиня Агния (Смирнова) .06.07 + + + ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Епископа Диомида, клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии, принятое на епархиальном собрании. Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II Ваше Святейшество, благословите! Мы, участники епархиального собрания Анадырско-Чукотской епархии, не преследуя каких-либо иных целей кроме восстановления чистоты православия, согласно голосу христианской и пастырской совести, боли и тревоги нашего сердца обращаемся к Вам, Ваше Святейшество, с надеждой на Ваше понимание с нижеследующим открытым письмом: 1. Священное Писание совершенно определенно свидетельствует о единственности и исключительности пути ко спасению в истинной вере Христовой, которая неповрежденной сохранилась только в Православной Церкви: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня”. (Иоан.14:6) “Кто не со Мною, тот против Меня , и кто не собирает со Мною, тот расточает”. (Мф. 12, 30) “Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их”. (Матф.7:14-16). “…язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?” (1Кор.10:20-22) “Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его”. (2Иоан.1:9-12) “Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца”. (Евр.13:9) “Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся”. (Тит.3:10) “ Один Господь, одна вера, одно крещение”. (Еф.4:5)

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О гордости святитель Тихон из св. Златоуста предлагает сии мысли: гордость есть корень и источник всякого беззакония (Бесед. 13 на Матф.). Велия злая, колеблющия весь свет, от гордости изыдоша (Ibidem.). Гордость всякую добродетель душевную погубляет (Бесед. 16, на Иоан.). Гордость все житие наше нечистым сотворяет, хотя бы чистоту, девственность, молитву, милостыню творили (Бесед. 5, на Филип.). Доказательство скудости ума есть гордость (Бес. 1, на посл. к Солун.). Чем больше кто себя смиряет, тем себя паче возносит (Бесед. 11, на пос. к Ефес.). И посему-то св. Златоустый имел обычай в известный час утра молиться о смирении сею молитвою: Господи даждь ми: смирение, целомудрие и послушание (Молитв. утр.). Вопр. Как блаж. Тихон размышляет о гордости? Отв. Премерзкий, говорит он, грех есть гордость; но мало от кого познается, потому что в сердце глубоко сокровен. Начало гордости есть незнание самого себя: сие незнание ослепляет человека, и человек гордится... Какие плоды горького семени гордости? 1) Гордый человек всяким образом ищет чести, славы и похвалы. Он всегда хочет показаться нечто и другим указывать, повелевать и начальствовать; а кто препятствует желанию его, на того гневается и злобится. 2) Лишившись чести и начальства, ропщет, негодует и хулит. Что я согрешил? в чем я виноват? того ли труды мои стоят? 3) Дела выше сил своих начинает, которых не может исправить. 4) В чужие дела самовольно вмешивается: он везде и всякому хочет указывать, хотя и сам не знает, что делает; так гордость его ослепляет. 5) Без стыда хвалит себя и возвышает: я де то и то сделал, такие-то заслуги обществу оказал... 6) Других людей унижает и презирает: он де подлый человек, он негодный... 7) Власти и начальству не покоряется, не повинуется... у гордых выя жестока и непреклонна. 8) Добро , какое имеет у себя, себе самому, своему тщанию и трудам приписует, а не Богу. Но, человече! что ты от себя можешь иметь, который наг изшел из чрева матери своей? Что можешь иметь, когда един Бог – источник всякого добра? Что тщание я труд наш без помощи Того, без Которого всяк – ничто, как тень – без тела? 9) Гордый обличения и увещания крайне не любит: почитает себя чистым, хотя весь замаран. 10) В унижении, в презрении, в беде и напастях не терпелив, ропотлив и часто хулит. 11) В словах, в поступках он показывает надменность, пышность и презорство некое... Вот плоды гордости, Богу и человекам ненавистные... О, когда бы человек познал себя самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство! Он никогда бы не гордился. Но тем окаяннее человек, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. О Господи, избави мя от всякого неведения, а паче от неведения самого себя, своей бедности! О Владыко! даждь ми зрети моя прегрешения, и смиряться!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010