Вопрос 1. Для чего Бог повелел исчислить народ? И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно ( Числ. 1, 2 ).   Чтобы показать истину Своего обетования. Ибо в обетовании сказал Аврааму: «умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря» ( Быт. 22, 17 ). Доказал же истину обетования тем, что от седмидесяти пяти человек, вошедших в Египет, чрез небольшое число лет, исчислено шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят мужей способных к войне, за исключением престарелаго и несовершеннолетняго возраста, так же женскаго пола и колена Левиина ( Числ. 1, 45–47 ); потому что оно не было исчисляемо с прочими коленами. На сие-то Свое могущество указуя, Владыка Бог сказал и чрез Пророка Исаию: «воззрите на Авраама отца вашего, и на Сарру породившую вы: яко един бе, и призвах его, и благослових его, и умножих его» ( Ис. 51, 2 ). Вопрос 2. Почему число Левитов мало? Всех исчисленных левитов, которых исчислил Моисей и Аарон по повелению Господню, по родам их, всех мужеского пола, от одного месяца и выше, двадцать две тысячи. ( Числ. 3, 39 ).   Потому что они начальники; а начальствующих должно быть меньше, нежели подначальных. Сверх того они освобождены были от военнаго дела, и заняты только божественною службою. Вопрос 3. Почему же колено Иудино, будучи и царственным, превосходило числом все прочие? Всех вошедших в исчисление к стану Иуды сто восемьдесят шесть тысяч четыреста, по ополчениям их; первыми они должны отправляться. ( Числ. 2, 9 )   Из царственного колена царствовал только один; а в колене Левиином все священнослужительствовали, одни священствуя, а другие им служа. Но колену царственному и следовало превышать числом, как ради благословения Владыки Христа, Который от сего колена имел произойдти по плоти, так и для того, чтобы поставляемые из него царями в единоплеменниках имели достаточное себе пособие. Еще же и в сем сблизил иереев с коленом царственным; колену Иудину дав место к восходу солнца, присоединил к нему иереев с кивотом, а Дану отделил север. Ибо сказано: «от лица севера возгорятся злая на всех обитающих на земли» ( Иер. 1, 14 ). В изъяснении же благословения Иаковлева сказано было, что от колена Данова родится губитель, который наименует себя христом, но будет поступать вопреки сему именованию, и присвоять себе нимало ему непринадлежащее. А Иуде весьма справедливо уделил восток; потому что и о Владыке Христе взывают божественные Пророки: «се муж, Восток имя Ему» ( Зах. 6, 12 ); и: " бояшимся Меня возсияет Солнце правды, и исцеление в крилех его» ( Мал. 4, 2 ). и: «седящим во тме... и сени смертней, свет возсияет им» ( Матф. 4, 16 ). Вопрос 4. Какие были обязанности жрецов, и какие Левитов?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 3 Иез.3:1 . И рече ко мне: сыне человечь, снеждь свиток сей, и иди, и рцы сыном Израилевым. Справедливо выше говорил: аще убо услышат, или убоятся, потому что предлагаемое Пророку исполнено ужаса, рыдание, и жалость, и горе написанные на целом свитке, и внутри и снаружи. Свитком же называет свернутые писания. Ибо древние так хранили письменные памятники. Иудеи и доныне в таковых свитках имеют божественные Писания. Иез.3:2 . И отверзе уста моя, и напита мя свитком сим. Иез.3:3 . И рече ко мне: сыне человечь, уста твоя снедят, и чрево твое насытится свитка сего, даннаго тебе: и снедох его, и бысть во устех моих яко мед сладок. «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, – говорит божественный Давид, – паче меда устом моим» ( Пс. 118:103 ). Сладок же и весьма приятен плач о грехах; «печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой» ( Пс. 118:53 ), говорит тот же Пророк, и: «видех неразумевающия и истаях, яко словес Твоих не сохраниша» ( Пс. 118:158 ). И сын его увещевает говоря: «благо ходити в дом плача, нежели ходити в дом пира» ( Еккл. 7, 3 ). Так для Пророка вкушение свитка стало подобно меду, хотя не было в нем ничего приятного и радостного, а «рыдание, и жалость, и горе». Но никто да не понимает вкушение свитка в смысле чувственном и плотском. Ибо как все видение Пророк созерцал духовно, так и вкушения сего приобщается духовно. Иез.3:4–6 . И рече ко мне: сыне человечь, иди, и вниди в дом Израилев, и глаголи словеса Моя к ним: яко не к людем глубокоречивым, и косноязычным посылаем еси , но к дому Израилеву, ниже к людем многим, иноязычным, иноречивым, ни тяжким языком сущим, ихже не разумел бы еси словес: аще и к тацем послал бых тя, то и тии послушали быша тебе: Ясно показывает здесь различие трудов апостольских и пророческих. Одним вверяемо было попечение об одном народе, из которого они происходили, и с которым говорили одним и тем же языком, а другим, по слову Господню, поручена была вселенная и все народы; ибо сказано: «шедше научите вся языки» ( Матф. 28, 19 ), у которых и наречия многочисленны и различны, и нравы разнообразны, и законы противоположны. Однако же те, которым поручены были многие народы, разные языки, разнообразные нравы и всякого рода законы, исправили вселенную, а те, которым поручаем был оный необузданный народ, понесли много труда, но не пожали плодов, достойных своего труда. И причиною сему не леность делателей, но грубость возделываемых. Посему-то и Сам Владыка говорит: «Аще и к тацем послал бых тя, то и тии послушали быша тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изъяснение псалма 30-го. Пс.30:1 .   Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения]. «В конец, псалом Давиду, изступления». Сего не нашел я ни в еврейском подлиннике, ни у прочих толковников, но видел в некоторых списках. И кажется мне, что делается сим намек на поступок с Уриею. Ибо в самом псалме Пророк говорит: «аз же Рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею» (23), то есть, думал я, что, согрешив, лишился Твоего промышления. Изречен же псалом сей блаженным Давидом, по-видимому, в то время, когда преследуем был Авессаломом. Яснее покажет сие истолкование самых речений. Пс.30:2 .   На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня. «На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век». Грех, говорит Пророк, покрыл меня великим стыдом, но умоляю, чтобы не долго оставался на мне стыд, ради моего упования на Тебя. «Правдою Твоею избави мя и изми мя». Не на грех мой взирай, говорит Пророк, но на беззаконие преследуюших меня; потому что, произнеся о нем справедливое определение, избавишь меня от облежащих бедствий. Пс.30:3 .   Приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня. Пс.30:4 .   Ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. «Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя». Услышав молитву мою, подай скорую помощь. «Буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя». «Яко держава моя и прибежище мое еси Ты». То же сказал и в псалме семнадцатом, изображая всевозможную Божию попечительность. Слова: «держава моя» Акила и Симмах перевели: «камень мой». Кажется же, что пророческое слово согласуется с евангельским, которое указует нам мудраго мужа, создавшаго храмину свою на камени, так что она, по твердости основания, не потерпела вреда от приражения ветров, дождей и рек ( Матф. 7, 29 ). «И имене Твоего ради наставиши мя и препитаеши мя». Вместо: «препитаеши мя» Симмах употребил: «попечешься о мне». Говорит же Пророк: сподобишь меня всевозможнаго промышления ради имени Твоего, на которое уповал я. Из всех сих изъясненных нами речений дознаем скромность его мыслей о себе: ибо просил Божественной помощи, не ради собственной своей добродетели, но ради имени Божия и правды Божией, и ради того, что на Бога надеялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

От автора Чтобы яснее понять вероучение Корана, необходимо постоянно иметь в виду, что в этой священной книге мусульман отражается не только религиозное миросозерцание Мохаммеда, но и некоторые исторические факты, и частные случаи из его жизни. Поэтому, без знания кратких биографических сведений из жизни арабского реформатора, нельзя уяснить себе всех особенностей этого религиозно-законодательного сборника, изданного притом бессистемно и даже беспорядочно. В этих видах во введении к настоящему выпуску печатается перевод первой главы из сочинения Вильяма Мюра „The Coran. Its Composition and Teaching, and the Testimony it bears to the holy Scriptures”. By the late Sir William Muir... Autor of „The Life of Mahomet”. London. 1911=in 16 1 . Этим переводом автор печатаемого трактата обязан христианскому усердию Е. К. фон Майер, которой он приносит искреннюю благодарность. В подлиннике печатаемая глава озаглавлена так: „Chapter. The Coran as explained by the Life of Mahomet” Pag. 7–36. Для удобства читателей, в русский перевод введён перевод тех мест Корана, на которые английский автор делает только указания. По содержанию и изложению печатаемый трактат отличается от других подобных исследователей большею систематичностью, новыми объяснениями некоторых отдельных вопросов и ссылками на мнения и взгляды, не встречавшиеся в русских исследованиях мусульманского вероучения. До сих пор в русских книгах отдельные догматы ислама излагались отрывочно и объяснялись без внутренней связи их между собой. Автор предлагаемого исследования старался глубже вдуматься во внутреннюю связь мусульманских догматов и указать на исторические влияния, каким подчинялся Мохаммед до своего выступления и в первые годы проповеднической деятельности. Особенно автор дорожит своим объяснением учения Корана о предопределении и св. книгах, находящегося в тесной внутренней связи с представлением Мохаммеда о „Небесной книге”, известной в Коране под именем „ Ляуху-ль-махфуз” (см. ниже в соответ. главе). В остальном настоящее исследование отличается стремлением быть беспристрастным в отношении рассматриваемых догматов ислама , отсутствием полемического тона вообще и недопущением резких выражений. Автор помнит, что в XX столетии неуместны и бесцельны резкие до неприличия выражения, какие в своё время употребляли прежде католические и отчасти протестантские, а за ними и русские миссионеры, забывавшие о кротком характере учения св. Евангелия. Кроме того, автор рассчитывает, что его настоящую книгу прочитают и современные образованные мусульмане, которых он не желает раздражать ( Матф. 10. 5–42 ; Ефес, 4, 31; Тит. 3, 9 ; Филип. 4, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

преподобный Авва Исайя 4. О хранении ума: 27 глав 39 1. Уму по естеству свойственен гнев на страсти. Без гнева и чистоты не бывает в человеке, – т.е. если не будет он гневаться на все, всеваемое в него врагом. Хотящий прийти в этот естественный уму гнев, отсекает все свои хотения, пока не поставит себя в состояние, характеризуемое умом (умное, духовное состояние, в котором душа и тело подчинены во всем духу). 2. Если, противостоя врагу, увидишь, что полчище его, ослабев, обращается в бегство от тебя, да не обрадуется тем сердце твое, потому что эти враги устроили для тебя злохитрый ков позади себя. И там-то они готовят тебе брань злейшую первой. Выступая против тебя, они оставили за городом в засаде значительную часть полчища своего, приказав им не двигаться. И вот, когда ты воспротивился им и выступил против них, они побежали от лица твоего, будто бессильные, но если сердце твое вознесется тем, что ты прогнал их, и ты таким образом оставишь город, тогда поднимутся и те, кои остались позади в засаде, остановятся и эти бегущие впереди тебя – и охватят бедную душу со всех сторон, так что ей не останется уже никакого убежища. Город есть молитва, противостояние врагам есть противоречие помыслам во Христе Иисусе, а выступление против них есть гнев. 3. Станем же, возлюбленные, в страхе Божием, храня и соблюдая практику добродетелей, не давая претыкания совести нашей, но внимая себе в страхе Божии, пока и она освободит себя вместе с нами, так чтобы между нами и ею было единение, и она сделалась наконец нашею блюстительницею, показывая нам все, в чем может преткнуться. Но если мы не станем слушаться ее, то она отступит от нас и оставит нас. Тогда впадем в руки врагов наших, которые уже не выпустят нас из них, как научил нас Владыка наш, говоря: «буди увещаваяся с соперником твоим скоро, Дóндеже еси на пути с ним», и проч. ( Матф. 5, 25 ). Говорят, что соперник этот есть совесть, потому что она противится человеку, хотящему творить волю плоти своей. Если он не послушает ее, она предает его врагам его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

преподобный Марк Подвижник 2. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТОГО МАРКА, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ ДРУГИХ ЕГО СЛОВ 1. Вера состоит не в том только, чтобы креститься во Христа, но чтобы и заповеди Его исполнять. Святое крещение совершенно и подает нам совершенство, но не делает совершенным неисполняющего заповедей. 2. Если и по крещении бываем мы подвержены греху, то это не потому, что не совершенно было крещение, но потому что мы нерадим о заповеди и пребываем в самоугодии по собственному нашему произволению. Волю нашу и по крещении ни Бог, ни сатана не приневоливает. В крещении таинственно освободились мы от рабства греху по написанному: «яко закон духа жизни освободил мя есть от закона греховного и смерти» ( Рим. 8, 2 ), по причине же нерадения о делании заповедей Очистившего нас мы подпали действию греха, поскольку не исполняли заповедей, то снова сделались пленниками врага. 3. Человек по своей воле где любит, там и пребывает, хотя и крестился, потому что самовластие не приневоливается. Когда Писание говорит, «что нуждницы восхищают царствие небесное» ( Матф. 11, 12 ), то говорит сие о своей воле дабы каждый из нас понуждал себя после крещения не уклоняться к злу, но пребывать в благом. Получившим силу к исполнению заповедей, как верным, Господь заповедует подвизаться в них, дабы не возвращаться назад. 4. Подвиги не суть что-либо особое от заповедей. Они суть заповеди. Покажи мне подвиги, кроме заповедей. Если укажешь на молитву – это есть заповедь, если скажешь о низложении помыслов – и это заповедь (трезвитеся и бодрствуйте), если о посте и бдении, и сие тоже есть заповедь, если укажешь на самоумерщвление, и это заповедь (да отвержется себе), и какое бы ни сказал ты дело подвижнической добродетели – все они суть заповеди. (Цель подвижничества – точнейшее исполнение заповедей). 5. Святое крещение дает совершенное разрешение (от рабства греху, как и покаяние), связать же себя снова пристрастием или пребыть разрешенным чрез делание заповедей, есть дело самовластного произволения. Если помысел укосневает в какой-либо сласти греховной, то это от самовластного пристрастия, а не по какой-либо неволе. Мы, по Писанию, имеем власть «помышления низлагать» ( 2Кор. 10, 4 ). Лукавый помысел, для низлагающих его в себе, есть знак любви к Богу, а не греха, ибо не приражение помысла есть грех, но дружеская с ним беседа ума. Если не любим его, то зачем медлим в нем? Невозможно, дабы что-либо, от сердца нами ненавидимое, продолжительно собеседовало нашему сердцу без нашего злого участия в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

прот. В. Сперанский Выбраны из двух сочинений: De mendacio и Contra mendacium ad Consentium. Кроме раскрытия главного предмета, в этих сочинениях заслуживают внимания остроумные и, большей частью, основательные изъяснения многих мест Св. Писания. Во времена блаженного Августина были люди, старавшиеся доказать, что в некоторых случаях ложь необходима, и потому позволительна и христианину. Против этого мнения Августин доказывает, что ложь ничем не может быть оправдываема, и что употреблять ее, хотя бы и для доброй цели, христианину ни в коем случае не позволительно. Прежде всего Августин определяет, что такое ложь. Ложь, говорит он, бывает тогда, когда кто-нибудь одно имеет в мыслях, а другое выражает словами или какими-либо знаками. Потому и говорится, что у лжеца двоякое сердце, т. е. двоякая мысль, одна о том, что он считает за истинное и чего не высказывает, другая о том, что он высказывает, зная, что это ложное. Итак, по мысли говорящего надобно определять, признавать ли его лжецом, или не лжецом. Кто говорит ложь вместо истины, думая, что он говорит истину, того можно назвать заблуждающимся и опрометчивым; назвать же его лжецом было бы несправедливо: у него нет двойной мысли, он не желает обманывать, но сам обманывается. Виновность же лжеца состоит именно в том, что он желает обмануть, независимо от того, успевает ли в этом, или не успевает. Такая намеренная ложь решительно запрещается в Св. Писании. В Десятословии сказано: не послушествуй свидетельства ложна ( Исх.20:16 ), где разумеется всякая ложь. В книге псалмов говорится: погубиши вся глаголющия лжу ( Пс.5:7 ). Угоден Господу тот, кто глаголет истину в сердце своем и не ульсти языком своим ( Пс.14:2:3 ). Уста лжущая убивают душу ( Прем.1:11 ). Сам Господь говорит: буди слово ваше: ей-ей, ни-ни, лишшеже сею от неприязни есть ( Матф.5:37 ). И Апостол, когда учил христиан совлекаться ветхого человека, под которым разумеются всякие грехи, говорит: темже отложшше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему ( Еф.4:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Для крещения необходимо иметь истинную веру, раскаяние в тех делах, за которые ты бы стыдился перед Господом, и желание жить по Заповедям Божиим. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). Не может приступать к Таинству Крещения человек, для которого грех — образ жизни, который он не хочет менять. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мк.8:34 ). Заповеди Божии Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести. Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям). Десять Заповедей Божиих ( Исх. 20:2-17 , Втор. 5:6-21 ) Заповеди Блаженств Заповеди Блаженств ( Матф. 5:2-12 ) — декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

http://azbyka.ru/katehizacija/sbornik-dl...

Слово на Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Амфилохия, епископа Иконийского Многие из великих людей прославляют девство. И в самом деле, оно достойно похвалы. Девство есть свойство Ангелов; собеседник горних Сил, подражатель существам бестелесным, свещеносец Святой Церкви. Девство побеждает мир, попирает страсти, укрощает пожелания, не приобщается Еве; оно не причастно печали, свободно от стенаний; на девство не простирается произнесенный Богом приговор: умножая умножу печали твоя, и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада: и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет ( Быт. 3:16 ). Итак, поистине славно девство, как приобретение свободное, как растение неувядающее, как житие независимое, как украшение подвижническое; оно выше обыкновенного человеческого состояния, не стесняется узами необходимых забот, и вместе с Женихом Христом входит в чертог небесного царствия. Таковы и подобны сим похвалы девству! Однако и брак честен ( Евр. 13:4 ) превосходит всякий земной дар, как плодовитое древо, как благолепный плод, как корень девства, как производитель одушевленных и разумных ветвей, как благословение на умножение мира, как утешитель рода человеческого, как виновник человечества, как изобразитель Божественного образа, как стяжатель благословений Господа, как подпора всего мира, как исполняющий веления Того, Кто вочеловечился, как могущий с дерзновением сказать: се аз и дети, яже ми даде Бог ( Ис. 8:18 ). Искорени честный брак, где найдешь цвет девства? Но возлюбленные, говоря это, мы не вносим вражды между девством и браком; напротив, то и другое, как взаимно необходимое, уважаем. Господь и Промыслитель того и другого не противополагает одно другому: ибо и в девстве, и в браке необходимо благочестие; а без благочестия и девство не целомудренно, и брак не честен. Посему славно девство, но девство истинное: ибо и в девстве есть различие. Одни девы воздремали и уснули, а другие бодрствовали ( Матф. 25:1–13 ). Достоин хвалы и брак, но брак верный и честный: поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его. Почтенно и вдовство (так как справедливость требует упомянуть о трех состояниях), – почтенно, говорю, и вдовство, но вдовство истинное, одерживающее победу в подвиге целомудрия, вдовство честное, чистое, беспорочное, – вдовство, не примешавшееся, после супружества, скверне греха. Такова была представленная нам Словом Божиим Анна Пророчица, дожившая до глубокой старости и, как орел, обновившаяся юностью. Ибо вы недавно слышали повествование Евангелиста: и бе Анна Пророчица, дщи Фануилева, от колена Асирова: сия заматоревши во днех мнозех, живши с мужем седмь лет от девства своего. И та вдова яко лет осмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь ( Лук. 2:36, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Изъяснение псалма 111-го. «Аллилуия». И сей псалом в надписании называется песнию; предлагает же он желающим учение благочестия. Пс.111:1 .   Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. «Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Кто украшен таким благоговением, и огражден Божиим страхом, тот все думы свои обращает на исполнение Божиих словес, и со всем усердием спешит исполнять сие. Потом Пророк показывает плод таковых семян. Пс.111:2 .   Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. «Силно на земли будет семя Его». поскольку жившим тогда людям казалось сие вожделенным; то обещает, что дано будет это хранящим заповеди. И Бог дал сие ради Авраама Израилю, ради Давида происшедшим от него, и ради Израиля потомкам, которые были даже и беззаконны. «Род правых благословится». Прилагающие попечение о наблюдении равенства и о правде пожнут плоды Божия благословения. Пс.111:3 .   Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек. «Слава и богатство в дому его». И сие обетование дает как еще несовершенным, неспособным постигнуть совершенное. А совершенных Владыка Христос учит противному, говоря: «не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, ни пиры в путь, ни сапог, ни жезла» ( Матф. 10, 9–10 ): и еще: «иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик» ( Лук. 14, 33 ); и: «аще хощеши совершен быти, продаждь имение Твое, и даждь нищим» ( Матф. 19, 21 ). Впрочем, узаконяя последнее, несовершенным и обещает и дает первое: так Соломону приложил и славу и богатство; так сынам израилевым даровал богатство Египтян. «И правда его пребывает в век века;» потому что Бог всяческих имеет не забывчивую память, и славу Свою хранит приснопамятною. Пс.111:4 .   Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен. «Возсия во тме свет» языкам 37 . Тьмою именует Пророк, иногда неведение, а иногда бедствия, а также и светом называет, иногда ведение, а иногда избавление от зол. Посему говорит, что и неведущим покажет истину, и когда приразится что скорбное, подаст помощь Свою; так Иосифа исхитил из братоубийственных рук, так соделал его победителем клеветы; так при похищении Сарры оказал помощь Свою Аврааму; так устрашил Лавана, и спасающагося бегством от преследующаго явил сильнейшим. Посему, вот признак божественной силы – попустить, чтобы и к праведным, для упражнения их, приразилось скорбное, но разсеять сию тучу, и даровать благоведрие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010