Божественна и, воистину, всеблаженна одежда девства, поскольку и Царь всяческих благоволил облечься ею, как приличнейшей одеждой. Господь воцарися, в лепоту облечеся ( Пс. 92:1 ), – облечеся не только в неприкосновенный хитон священнической непорочности, но и в почетную одежду царского благолепия: ибо Он был и Царь и Священник по чину Мелхиседекову. Действительно, чистый воск – прекрасные речи о девстве, имеющие сладость от истинной веры и приобретающие приятность от точного исполнения. Это – духовный рай Божий, в котором всякое древо прекрасно еже видети, т. е. для духовного созерцания, и добро в снедь, т. е. для духовного научения; это – земля истинного обетования, в которой течет духовное и непорочное млеко, и источается духовный и нетленный мед. Этой пищи приобщаясь, Иоанн сподобился коснуться всечестной главы Господа; этой пищей наслаждаясь, он соделался в ангельском чине. И те, которые сохранили светильник непорочности непогашенным, облеклись в неувядающий венец нетления; те, которые сохранили телесную храмину нетленной, пожали обильный духовный плод благословения: имже образом обретается ягода на грезне, и рекут, не погуби его, яко благословение есть в нем ( Ис. 65:8 ). Евангелист говорит, что блаженный Иоанн сохранился чистым по душе и телу на апостольском грезне до зрелости. т. е. до глубочайшей старости. Это – первый и превосходный дар Божий; это – елей освещающий разум; это – чистое кадило благоухания; это – драгоценнейшее для сердца миро; за этот дар умерый Авель еще глаголет ( Евр. 11:4 ). У тех, у кого не угасает светильник девства, остается бессмертною слава непорочности. За этот дар Мелхиседек остается иереем во век; за этот дар Исаак делается образом Владычнего страдания; за этот дар Моисей полагается богом фараону ( Исх. 7:1 ); за этот дар Иосиф принимает бразды вторые после царского достоинства; за этот дар Илия телесными ногами шествует по воздуху; за этот дар Иеремия поставляется расточать царствия; за этот дар в страшной пещи три отрока сохраняются невредимыми; за этот дар два сына Заведеева именуются сынами громовыми; за этот дар становится другом небесного чертога Ин... Кратко: за этот дар произшедшая из рода человеческого и составленная из земной персти соделывается Матерью Владыки всяческих. Обретеся имущи во чреве от Духа Свята ( Матф. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Глава 6 Зач. 22. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Читается во вторник 15-й недели по Пятидесятнице. Событие учения Христова в Назаретской синагоге описано и евангелистом Матфеем ( Мф.13:54–58 ) почти одинаково, как у Марка. Мк.6:1 . Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. В отечество Свое, т. е. в город Назарет в Галилее, который был отечеством Иисуса Христа, как место жительства мнимого отца Его Иосифа, с обрученной ему Богоматерью Марией. Назарет, это был небольшой город с бедным населением (чит. еще о Назарете в объясн. 23 ст. 2 гл. Матф.). Из слова оттуда можно заключить, что Иисус Христос прибыл в Назарет из дома Иаира, где воскресил дочь сего начальника синагоги (ст. 38, гл. 5); но из сличения с повествованиями Матфея ( Мф.13 ) и Луки ( Лк.4 ) видно, что тут опущены евангелистом Марком некоторые события, последовавшие за чудом воскрешения Иаировой дочери, уже после которых Господь прибыл в Назарет. Мк.6:2 . Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Начат в сонмищи учити (Он начал учить в синагоге) и пр. О синагоге чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. И силы таковы (чудеса) руками Его бывают (совершаются)? Руками, т. е. вообще Им, Иисусом Христом – Его действием или словом и в частности возложением, прикосновением рук. Мк.6:3 . Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Не сей ли есть тектон (плотник), сын Мариин, по еванг. Матфею, не плотников ли Он сын? Из этих слов видно, что Иисус Христос не только воспитывался в доме плотника, но и Сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся у мученика Иустина, Феодорита и др. (Мих.). Это было одним из видов уничижения Господа ради нашего спасения. О братьях и сестрах Христовых чит. в объясн. 21 ст. 3 гл. Жители Назарета, где жил Иосиф с Богородицей и Богомладенцем, или не знали, или не верили преестественному воплощению и рождению Иисуса Христа и считали Его просто сыном Иосифа и Марии (Мих.). Они не хотели понять, что Господь Иисус Христос есть воплощенный Сын Божий. Посему и блажняхуся (соблазнялись) о Нем. Объясняя эти слова, св. Златоуст пишет: „Неизвинительно блазнение Назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Таковы: Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать... Но зависть лукава и часто противоречит сама себе; что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Отрывки толкования на пророка Иеремию Гл. III, 23. Истинно лживи быша холми, и множество гор, токмо Господем Богом нашим спасение Исраилево. Вспоминает о горах и холмах, потому что на них в те древния времена, устрояя храмы и капища и воздвигая жертвенники, они приносили жертвы, весьма приятные демонам. Ст. 24. Студ же пояде труды отец наших, от юности их 1 . Студом называют бесславное и весьма постыдное идолослужение, и заключающееся в нем заблуждение, которое истребляло и (плоды) трудов отцев их; ибо приносящие жертвы демонам истребляли овец своих и волов своих и вместе с имуществом терпели ущерб нравственный, Гл. IV, ст. 31, гл. V, ст. 1. Горе же, яко исчезает душа моя над убиенными. Обыдите пути Иерусалимския. Не видишь ли здесь того, кто страдает от скорби об убиенных и сильно желает помилования Иерусалиму, но как бы встречает к этому препятствие в себе самом и как бы удерживает божественное милосердие вследствие громадности греха; но все-таки старается отыскать основание для прощения грехов и ради одного уничтожить последствия гнева? Ибо тем, которые обходят Иерусалим, повелел указать в нем хоть на одного мужа верного. Ст. 4. Аз же рех: негли убози суть, того ради не возмогоша, яко не уведаша пути Господня и суда Бога своего. По справедливости выражает сетование на тех, которые среди иудеев пользовались преимуществами и облечены были священнейшим достоинством. На них-то и излил сильнейший гнев. И это объясняет сам Христос, говоря: горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко преходите море и сушу, сотворити единого пришельца: и егда будет, творите его сына геенны сугубейша вас ( Матф. 23, 15 ). Гл. VI, ст. 10. Кому возглаголю и засвидетельствую? Ибо они поносили слово Христово, говоря о Нем слушателям: беса имать и неистов есть: что его послушаете ( Иоан. 10, 20 ). Гл. VII, 17. Еда не видиши, что сии творят во градех Иудиных? Итак они подверглись наказанию по справедливому приговору. Ибо воздавая божеские почести твари и служа делам рук своих, они навлекали на свои головы божественный гнев. Не без правды бо простираются мрежи пернатым, по написанному ( Притч. 1, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

А.В. Попов Слово на Праздник Рождества Христова Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума. Такими словами начинается главная песнь, тропарь настоящего праздника. Рождество Христово, по воззрению св. Церкви, возсияло мирови свет разума, и люди вместе с волхвами научились кланятися Солнцу Правды, уведали, узнали Истинного Бога. И нужно ли подробно говорить о том, что до Рождества Христова не было у людей полного истинного богопознания. Вот мир языческий: там все обоготворено – и люди, и животные, и силы природы, – все, кроме одного истинного Бога; там – глубокая ночь религиозного неведения, и тьму её не рассеивают немногие звезды мыслителей, хотя и возвышающихся над обычным низменным пониманием язычников о Боге, но все же далеких от полной истины о Нем. А вот мир иудейский: здесь есть свет богопознания, ибо он сообщен Самим Богом в ветхом завете; но ведь день не всегда бывает ясным: нередко случается, что солнце целый день скрыто тучами и облаками. Так и у евреев богооткровенное учение – Солнце Правды – было затемнено человеческими измышлениями, «преданиями старцев», в каковых Христос часто обличал Своих современников. Но как в природе видимой прорывается солнце чрез облака и все освещает – и горы, и долины, и самые укромные места, так появляется в мире и Солнце Правды – Христос Бог наш, и просвещает сущия во тме и возсиявает мирови свет разума. Людие, ходящие во тме, видеша свет велий ( Матф.4:16 ), ибо посла Бог Сына Своего людем, и Той даде свет и разум, да познаем Бога истинного ( 1Иоан.5:20 ). Как Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Иоан.1:18 ), явил людям Бога, все, что слышал от Отца, сказал им ( Иоан.15:15 ), сообщил познание о Боге в такой полноте, какая только возможна и доступна для людей, посему после Христа нет уже нового откровения, в Нем глубина богатства, премудрости и разума Божия! И как две тысячи лет тому назад Рождество Христово возсия мирови свет разума, сообщило людям разумение Бога, и себя самих, и смысла жизни, так и ныне празднование этого радостного события вносит и в нашу жизнь «свет разума», является звездою, путеводящею нас ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Глава 12 Дан.12:1 . И во время оно, говорит Архангел, «восстанет Михаил князь великий стояй о сынех людей твоих». Архангел, которому вверено попечение о вас, восстанет тогда на помощь против нападающих на ваш народ. И это для неведущих сделается явным из другого истолкования; потому что Бог всяческих чрез Пророка Малахию говорит Иудеям: «се Аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великаго и просвещенного: иже устроит сердце отца к сыну, и сердце человека ко искреннему его, да не пришед поражу землю в конец» (Мал. " 4», 5. 6). Чрез сие научает нас, что, когда антихрист отважится на оные дела, тогда явится великий Илия проповедать Иудеям пришествие Господне, и обратить многих. Ибо сие означают слова: «устроит сердце отца к сыну», то есть сердце Иудеев к уверовавшим из язычников. Иудеев назвал Пророк отцами, как старших по ведению; почему не сказал: устроит сердце сына к отцу, но: «сердце отца к сыну». Ибо уверившего Иудея присоединит к церкви. А поскольку, хотя по ведению Иудей старше, но одна природа у язычника и Иудея; то справедливо присовокупил: «и сердце человека коискреннему его», показывая сим, что одна природа у того и другого, но Боговедение прежде дано Иудеям. И Иудеи, как за то, что не уверовали, оказались последними, так , уверовав по проповеди великого Илии, и присоединившись к язычникам, которые восхотели к Иудеям посланное спасение, составят с ними единую Церковь . Сие самое подразумевается и здесь, а именно, что во время таковых действий антихриста, святый Архангел Михаил употребит все меры, чтобы Илия пришел и предвозвестил пришествие Владыки, и тогдашние Иудеи получили спасение. Потом, описывая чрезмерность бедствий, какие причинит злочестивый антихрист, говорит Архангел: И будет время скорби, скорбь якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене онаго. Сие изрек и Господь в священном Евангелии. Ибо говорит: «будет скорбь, яковаже не была от начала мира, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть. Избранных же Моих ради» прекращу «дние оны» ( Матф. 24:21, 22 ). Посему пророческие изречения согласны (235) с Евангельскими предвещаниями. К сему присовокупляет Архангел:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 6. Опровержение евреев 33) Когда же это действительно так, и ясное есть доказательство воскресения (Господня) тела и победы, одержанной Спасителем над смертию: обличим теперь и неверие иудеев и кощунство язычников. Ибо при всем этом, может быть, иудеи еще неверствуют и язычники смеются, нападая на неприличие креста и вочеловечения Божия Слова. Но слово наше не замедлит одержать верх над теми и другими, особенно же, имея у себя против них очевидные доказательства. Неверующие иудеи имеют себе обличение в тех Писаниях, которыя и сами читают. Ибо все вообще богодухновенное Писание, с начала до конца, вопиет о сем, как ясно показывают самые речения. Пророки издревле предвозвещали о чуде, совершившемся на Деве, и о рождении Ею, говоря: «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» ( Ис. 7, 14 . Матф. 1, 23 ). Моисей же, подлинно великий и признаваемый у них истинным, оправдывая и признавая за истину изреченное другим о вочеловечении Спасителя, внес это в свои писания, говоря: «воссияет звезда от Иакова и человек от Израиля, и погубить князи Моавитския» ( Числ. 24, 17 ). И еще: «Коль добри доми твои Иакове, и кущы твоя Израилю: Яко дубравы осеняющыя, и яко садие при реках, и яко кущы, яже водрузи Господь, яко кедри при водах. Изыдет человек от семене его, и обладаешь языки многими» ( Чис.24:5–7 ). И еще говорит Исаия: «прежде немее разумети Отрочати, назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийския пред царем Ассирийским» (Иса. 8, 4). Этим предвозвещается, что явится человек; но и о том, что грядущий есть Господь всех, прорицают также Пророки, говоря: «се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная египетская» (Иса. 19, 1). И оттуда вызывает Его Отец, говоря: «из Египта воззвах Сына Моего» ( Ос. 11, 1 ). 34) Но не умолчано и о смерти Его; а напротив того, весьма ясно изображается она в божественных Писаниях. Не убоялись сказать и о причине смерти, а именно, что претерпит ее не ради Себя, но для бессмертия и спасения всех; сказано и о злоумышлении иудеев и об оскорблениях, какия причинены Ему иудеями, чтобы всякий из них разумел совершающееся и не обманывался.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Нынешнее воскресенье именуется «Неделею Православия» или «Торжеством Православия», ибо в настоящий день Св. Церковь торжественно воспоминает победу свою над иконоборчеством и другими ересями. И это торжество Православия было не только тысячу лет тому назад, – нет: по милости Божией Церковь и доднесь то там, то здесь одерживает победу и торжествует над врагами. Много их у неё. Недаром Церковь уподобляется кораблю, плавающему среди разъяренного, бушующего моря, ежеминутно готового потопить его в своих волнах, и чем дальше плывет корабль, тем больше хлещут по нему волны, тем яростнее нападают на него! Но чем сильнее бьют волны по кораблю, тем дальше отскакивают от него, сливаются с бездною и исчезают в ней, а корабль по-прежнему продолжает свое победное шествие: твердо стоит основание Божие ( 2Тимоф.2:19 ), на недвижимом камне создана церковь Христова и врата адова не одолеют ея ( Матф.16:18 ). Церковь Христова – царство не от мира сего, не располагающее никакими мирскими средствами и земными приманками, гонимое и уничижаемое, – не только не погибает в мире, но возрастает и побеждает мир! Так повсюду, в том числе и у нас здесь. Мы не можем не глаголати, яже видехом и слышахом ( Деян.4:20 ). Правда, Церковь наша не может похвалиться в Америке ни богатством, ни численностью членов своих, ни ученостью их. Как и слово крестное ( 1Кор.1:23 ), для одних она кажется низкою и блазнительною, а для других простою и безумною, на самом же деле в ней сокрыта Божия сила и Божия премудрость. Она сильна и богата истинностью догматов, сохраненных в неповрежденности, чистотою правил, глубоким смыслом богослужения и обилием благодати. И сим она постепенно привлекает к себе сердца людей и все больше возрастает и укрепляется в стране сей. Вы сами, братья, свидетели и очевидцы роста и успеха Православия здесь. Всего каких-нибудь 12–15 лет тому назад у нас, кроме далекой Аляски, не было почти ни одной церкви здесь, не было священников, православных людей насчитывалось всего несколько десятков и много что сотен, да и те жили разбросано, вдали друг от друга. А теперь? Преславная днесь видеша во стране сей. Появляются храмы наши не только в больших городах, но и в малых местах. Сонм духовенства, верующих десятки тысяч, и не только давних православных, а обратившихся от унии; заводятся школы, возникают братства. Даже посторонние люди признают успех православия здесь, а как же нам самим после сего не праздновать «Торжество Православия» и не благодарить Господа, благодеющего Церкви Своей!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцов. Это знаменитый Алфавитный патерик (Изречения Отцов, Апофтегмата Патрум или Геронтикон, или наконец просто Патерик), но изложенный не по персоналиям, а тематически. Одна из центральных книг Церкви, вобравшая в себя опыт величайших подвижников. Никая другая книга (кроме Библии) не переписывалась христианами так часто как Патерик. Это собрания крайне простых, лаконичных слов. Доступный всем, Патерик напоминает самые основы христианской этики — написанный огнём Духа, Патерик содержит величайшие Его откровения. Древний Патерик — по сути ряд коротеньких историй или высказываний Отцов Пустыни. Интересно, что эти Отцы — почти все копты (коренные жители Египта), часто просто безграмотные — однако именно к ним стремились попасть лучшие представител античной интеллигенции. Хаушер, исследователь восточнохристиаснкой духовности писал о значании Патерика: «если изучаете историю духовности или духовной жизни Церкви, увидете, что что каждый раз, когда в Церкви наступает духовное возрождение, отцы пустыни становятся заново актуальными, либо вследствии этого возрождения, либо как его причина, или и то, и другое одновременно».  ДРЕВНИЙ ПАТЕРИК К читателям Пути праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого (Притч. 4, 18), подобно свету светятся: они предходят нам и просвещают путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать (Иоан. 1, 16). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных (Евр. 11, 38): но как свет мира, как град величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих (Матф. 5, 14). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно прославляем Отца небеснаго, благоговеем к святым Его и соуслаждаемся им по внутреннему человеку (Римл. 7, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

преподобный Макарий Великий 4. ОБРАЗОВАНИЕ ТВЕРДОЙ РЕШИМОСТИ СПАСАТЬСЯ В ГОСПОДЕ Движение души к спасению начинается образованием желания спасения и твердой решимости сделать это в Господе. Господь совершил спасение наше, все приготовил для него и желает, чтобы каждый спасался. Ожидается только, чтоб приступил человек и начал спасение. а) Ожидается наше желание, как необходимое условие. 1. Человек по природе имеет предначинание, и его-то взыскует Бог. И поэтому повелевает, чтобы человек сперва понял, поняв – возлюбил и предначал волей. А чтобы мысль привести в действие, или перенести труд, или совершить дело – это благодать Господня дает возжелавшему и уверовавшему. Посему воля человеческая есть как бы существенное условие. Если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей. Посему совершение дела Духом зависит от воли человека. Опять, если даем мы полную свою волю, то нам все дело приписывает чудный во всем и совершенно немыслимый Бог (37, 10). 2. Как кровоточивая жена, хотя не могла исцелиться и оставалась язвенной, однако же имела ноги, чтоб прийти к Господу и, пришедши, получить исцеление, подобным образом и тот слепой, хотя не мог прийти и приступить к Господу, потому что не видел, однако же послал глас, потекший быстрее вестников: «Сыне Давидов, помилуй мя» ( Мар. 10, 47 ), – и таким образом, уверовав, получил исцеление, когда Господь пришел к нему и дал ему прозрение, так и душа, хотя изъязвлена язвами постыдных страстей, хотя ослеплена греховной тьмой, однако же имеет волю возопить к Иисусу и призывать Его, чтобы пришел Он и сотворил душе вечное избавление (20, 7). 3. Как тот слепой, если бы не возопил, и та кровоточивая, если бы не пришла к Господу, не получили бы исцеления, так, если кто не приступит к Господу по собственной воле и от всего произволения и не будет умолять Его с несомненностью веры, то не получит он исцеления. Ибо почему они тотчас были исцелены, а мы еще не уврачевались от тайных страстей? За неверие наше, за разномыслие наше, за то, что не любим Его от всего сердца и не веруем в Него искренне, еще не получили мы духовного исцеления и спасения. Посему уверуем в Него и истинно приступим к Нему, чтобы Он вскоре совершил в нас истинное исцеление. Ибо обетовал дать «Духа Святого просящим у Него» ( Лук. 11, 13 ), распахнуть дверь ударяющим в нее и обрестись ищущими Его ( Матф. 7, 7 ). И не ложен, «Иже обетова» ( Тит. 1, 2 ). (20, 8, подоб. 45, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

свящ. Д. Якшич Посвящается дорогой памяти профессора СПБ. Духовной Академии Василия Васильевича Болотова « γρ φθορος ψυχν παρθνος στ,κν νδρα χ» S.oannes Chrysostomus 1 Приступая к разрешению вопроса о нравственном достоинстве девства и брака по учению Православной Церкви, невольно припоминаешь слова святителя Московского Филарета, сказавшего: «В православном обществе нередко можно встретить две односторонности, которые не благоприятствуют утверждению умов в истине 2 , и колеблют их сомнениями: недостаточное знакомство с православным учением, и поспешное увлечение случайным знакомством с западными учениями, без точного исследования их» 3 . Между вопросами православной богословской литературы, которые не благоприятствуют «утверждению умов в истине», находится и вопрос о нравственном достоинстве брака и девства. Учение Христа Спасителя о нравственном достоинстве девства и брака высказано в св. Евангелии от Матвея. На вопрос фарисеев, можно ли отпускать жену по всякой причине, Христос ответил, что только в случае прелюбодения. Тогда ученики Христа говорят Ему: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано (οςδδοται); ибо есть скопцы (ενοχοι), которые из чрева матернего родились так»; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Матф. 19, 10–13 ). Те из богословов, которые в этих словах Спасителя видят предпочтение девства браку, указывают на выраженье «кому дано» (οςδδοται), в котором заключается, будто бы, та мысль, что для девства нужна особенная благодать Божья и что поэтому девство выше брака. Так Schanz утверждает, что выражение «кому дано» показывает, «что для полного воздержания необходима особая благодать Божья » и, следовательно, по учению Христа, девство выше брака 4 . Точно также толкует слова Спасителя Bisping, 5 Schegg, 6 и остальные римско-католические богословы и даже некоторые русские. Но Тот, Который сказал «кому дано» (οςδδοται) – сказал и «Кто может вместить» ( δυνμενος χωρεν)! В словах Господа «кому дано» нельзя видеть указания на то, что Он ставит девство выше брака, потому что то, что дано Богом человеку не может само по себе служить ему нравственной заслугой. Св. Иоанн Златоуст слова «кому дано» (οςδδοται) толкует: «дано тем, которые хотят» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010