Господь нашъ Христосъ говорилъ желая привести въ чувство, чтобы онъ, образумившись, бросилъ пагубное на предательство, обратился къ и получилъ Но предпочитая соделалъ себя жилищемъ начальника зла. Посему Господь, видя, что онъ твердо упорствуетъ въ безумномъ предательскомъ предалъ его тому, кто возжегь въ немъ страсть cpeбpoлюбiя. Ибо на вопросъ искреннихъ своихъ учениковъ за кто бы это былъ, кто замышляетъ предательство? — Господь ответствовалъ: той есть, ему же Азъ омочивъ хлебъ подамъ; и после того, какъ принялъ хлебъ, сказано, вниде въ онь сатана и Господь сказалъ ему: еже твориши, сотвори скоро (Ioah. 13, 26–27). Видите ли, какъ Онъ, будучи истинный Спаситель, охотно спешилъ на для рода человеческаго? Посему, такъ какъ светъ и жизнь суть самыя отъ Христа получаемыя, блага для человека; то и самъ Онъ благоволилъ именовать себя оными. Онъ есть Светъ, яко Богъ; Онъ есть Жизнь, яко Безсмертный; хотя же и вкусилъ смерть, но по плоти, а не по Божеству. И такъ, будемъ все удаляться отвергнемъ съ и Желая приступить къ Божественнымъ Тайнамъ, возлюбимъ другъ друга отъ сердца; отринемъ гневъ; очистимъ себя отъ всякаго дабы Господь, вошедши въ наши души, никого изъ насъ не обрелъ исполненнымъ, подобно но всехъ нашелъ чистыми, подобно съ верою богословствующими о Сущемъ въ недрахъ Отчихъ 1, 18), подобно Павлу — распявшимися (Гал. 6, 14), подобно Петру — благочестно проповедующими и исповедующими: Ты еси Христосъ Сынъ Бога Живаго (Матф. 16, 16); дабы такимъ образомъ достигнуть намъ блаженства, Господомъ обещаннаго. Ибо сказано: блаженъ мужъ, емуже не вменитъ Господь греха, ниже есть во устехъ его лесть (Псал. 31, 2); и на кого воззрю, говоритъ Господь чрезъ Пророка, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словесъ Моихъ (Ис. 66, 2)? — и въ Спаситель училъ своихъ учениковъ такъ: блажени huщiu духомъ, яко техъ есть Небесное (Матф. 5, 3). О еслибы всемъ намъ сподобиться наследовать и насладиться сего чрезъ Господа нашего Христа, волею благоволившаго продать и предать Себя за насъ, да освободитъ насъ отъ рабства невидимаго врага! Тому слава, купно со Отцемъ и Святымъ и Животворящимъ Его Духомъ, ныне и присно и во веки вековъ. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Когда обвинявший и предавший Его осуждает сам себя, и тот, который должен произносить решение, снимает с себя ответственность, и видение является в ту же ночь, и Пилат просит у них Его, как осужденного, то, как могут они оправдаться? Если они и не хотели объявить Его невинным, то не надлежало, по крайней мере, предпочесть Ему разбойника, разбойника отъявленного и весьма известного. Что же они? Когда увидели, что судья умывает руки и говорит: «невиновен я, кричали: кровь Его на нас и на детях наших» ( Матф.27:25 ). И тогда уже, как они сами произнесли на себя определение, он дозволил им все. Смотри же, сколь велико и здесь их безумие! Такова ярость, такова злая страсть: она не позволяет видеть то, что должно видеть. Пусть так, что вы самих себя прокляли; для чего навлекаете проклятие и на детей? Впрочем, человеколюбивый Господь, хотя они и неистовствовали так безумно против себя и детей, не подтвердил согласием этого приговора не только по отношению к детям, но и по отношению к ним самим; но даже и из них самих принял покаявшихся и удостоил бесчисленных благ. И Павел был из числа их, и многие тысячи уверовавших в Иерусалиме ( «видишь, брат», говорил Иаков, «сколько тысяч уверовавших Иудеев» – Деян. 21:20 ) были также из этих. Если же некоторые остались, то себе самим должны вменить мучение их ожидающее. «Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» ( Матф. 27:26 ). Для чего же бил? Или как осужденного, или – чтобы дать вид суда, или – чтобы угодить иудеям. Во всяком случае, надлежало сопротивляться. И прежде этого он сказал: «возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» ( Иоан. 18:31 ). Да и много было такого, что могло остановить и его, и иудеев, именно: и знамения, и чудеса, и великое незлобие Страдальца, и особенно – неизреченное Его молчание. Если Он и защитой Себя и молитвой показывал, что Он человек, то с другой стороны Своим молчанием и презрением к их словам обнаруживал Свое величие и высокое достоинство – всем этим заставляя их удивляться Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

13, 8). Вместе с тем приближался, наконец, и час, когда Ему, Агнцу Божию, вземлющему грехи мира ( Иоан. 1, 29 ), надлежало действительно быть заклану на жертвеннике крестном. В это-то время, днем ранее того, как собирались праздновать Пасху иудеи, Господь посылает двух учеников своих в Иерусалим приготовить место и все нужное для празднования Пасхи. А в самую ночь, в нюже предан бываше ( 1Кор. 11, 23 ), со всеми обанадесятью приходит в иерусалимскую горницу, приготовленную сообразно с Его волею. Здесь, возлегши с учениками своими, Он прежде всего совершает ветхозаветную пасху ( Лук. 22, 15 ); затем умывает ноги ученикам, научая их смирению и взаимной любви ( Иоан. 13, 3–15 ), снова предсказывает им о своих приближающихся страданиях, указывает самого предателя ( Матф. 26, 21–25 ; Лук. 22, 16–27 ), и, наконец, установляет таинство Евхаристии. Ядущим же им, повествует св. евангелист Матфей, прием Иисус хлеб, и благословив, преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть тело мое. И прием чашу, и хвалу воздав, даде им глаголя: пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя, новаго завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов (26, 26–28; снес. Марк. 14, 22–24 ). Или, как пишет св. апостол Павел к Коринфянам: аз бо приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб и благодарив, преломи, и рече: приимите, ядите: сие есть тело мое, еже за вы ломимое: сие творите в мое воспоминание. Такожде и чашу, по вечери, глаголя: сия чаша, новый завет есть в моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в мое воспоминание ( 1Кор. 11, 23–25 ; снес. Лук. 22, 19. 20 ). а) На квасном хлебе, а не на опресночном совершил первоначально таинство Причащения сам Христос Спаситель 1122 . Неоспоримо, что Он установил это таинство прежде праздника иудейской пасхи ( Иоан. 13, 1 ): потому что на другой день был судим ( Иоан. 18, 28 ), предан на смерть (19, 14) и даже снят со креста ( Иоан. 19, 31 ), когда иудеи только что готовились к празднованию пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 25-м стихе применена иносказательная речь, при помощи которой говорится о том, что если человек построил свой дом на скале из практического исполнения слова Божьего, то такому дому, то есть жизни такого человека не страшны никакие невзгоды. Так как защищать такого человека и помогать ему будет Сам Господь Бог. «Бог помощник мой» ( Пс.53:6 ). «Бог – заступник мой» ( Пс.58:10 ). Слова Иисуса Христа о постройке дома жизни на скале Его учения перекликаются с тем, что скрижали завета с десятью заповедями Божьими, данные Моисею, тоже были каменными. В 26-м стихе дается разъяснение истины, представленной в 24-м стихе с противоположного угла зрения, при замене положительных утверждений на отрицательные. То есть если в 24-м стихе говорится о муже благоразумном, который слушает и исполняет слова Господа, Иисуса Христа, этими действиями строя дом свой на прочной скале вероучения. То в 26-м стихе говорится о противоположности этого человека, о человеке безрассудном, который слушает, но не исполняет слов Иисуса Христа, тем самым строя дом своей жизни на песке безрассудства. В 27-м стихе описан противоположный вариант ситуации, представленной в 25-м стихе. То есть сказано о том, что дом жизни человека безрассудного, построенный без поддержки Божьей, не на скале вероучения, воплощенного в жизнь, а на песке безверия и неисполнения слова Божьего, упал, потому что не выдержал жизненных невзгод. Так как он не имел поддержки Божьей, и падение это было великим (то есть большим). Притчей о муже благоразумном и человеке безрассудном и заканчивается Нагорная проповедь. То есть она завершается призывом не уподобляться безрассудному человеку, а проявлять благоразумие и строить дом своей жизни не тем, что только слушать, но и исполнять заповеди Божьи, изложенные в Нагорной проповеди, и соблюдать закон Божий в жизни, воплощая его в своих делах. «И когда Иисус окончил слова сии...» В завершение Нагорной проповеди имеются такие строки: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Матф.7:28–29 ). Как нужно понимать эти слова?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

4, 26)? Итакъ, если желаешь всего этого, побеждай тело, побеждай плоти, побеждай Духомъ побеждай суету времени преходящаго и стареющагося, суету обольстительную и изменчивую. Побеждай дракона, побеждай льва, побеждай сатану чрезъ Христа, который укрепляетъ тебя словомъ своимъ  и божественною. Возьми крестъ твой и последуй (Лук. 9, 23) за темъ, кто очистилъ тебя, — за Христомъ, Господомъ твоимъ. Подвизайся (luctare cursum) правильно и верно (1 Тим. 6, 12), безстрашно, смело, съ крепкою надеждою на Господа твоего, что получишь венецъ правды твоего вышняго чрезъ Христа. Ибо кто будетъ сражаться  какъ совершенный въ вере, подлинно получитъ венецъ девства, коего подвигъ великъ, но велика и награда. Понимаешь ли и знаешь, къ какой славе стремится святость? Понимаешь ли, какова, какъ славна и высока похвала девства? Глава VI. Утроба девства святаго носила Господа нашего Христа, Сына и въ тело, которое носилъ Господь нашъ и въ которомъ совершилъ борьбу въ этомъ Онъ облекся отъ Святой Девы. Познай же здесь и славу девства  . Хочешь быть подражай Христу во всемъ. былъ ангеломъ  чтобы предъити предъ Господомъ нашимъ, и не воста въ рожденныхъ женами его (Мал. 4, 5; Матф. 11, 10–11; Марк. 1, 2; Лук. 1, 17; 7, 27). Святый ангелъ Господа былъ девственникомъ. Подражай же посланнику Господню, полюби его во всемъ. Опять который возлеже на перси Господа 21, 20), любившаго его крепко, тоже былъ святымъ (т. е. девственникомъ): ибо не напрасно возлюбилъ его Господь. Далее Павелъ, Варнава и Тимофей съ прочими, которыхъ имена написаны въ книге живота (Флп. 4, 3), — все они возлюбили и избрали святость (т. е. девство), и въ борьбе подвизались и свое скончали (2 Тим. 4, 7) безъ порока, какъ подражатели Христовы и сыны Бога живаго. Известно также объ и Елисее и многихъ другихъ святыхъ, что жизнь ихъ была свята и непорочна. Итакъ, если хочешь имъ подражать, подражай мужественно. Ибо говоритъ старцевъ вашихъ почитайте и, взирая на ихъ и нравы, подражайте вере ихъ (Евр. 13, 7), и еще говоритъ (апостолъ): подражатели мне бывайте, якоже азъ Христу (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Нас могла бы устрашить смерть, как враг неутолимый, но лютость и сего врага уже укрощена смертью и воскресением Господа Иисуса. Смерть теперь не лишает нас жизни, но приближает к источнику жизни нескончаемой, вечной. Тайна разъединения души с телом теперь нам известна и не страшна. Этот временный разрыв оставлен за нами в видах претворения и самого тела нашего, чтобы из смертного и тленного сделать его бессмертным и нетленным ( 1Кор. 15:53 ). Но пусть восстанут против нас все силы вражие и сами врата ада, и в сем случае с нами Господь, а у Него во власти не только вся земля, но и все небо и все Ангелы. Если нужно, Он потрясет небом и землей ( Евр. 12:26 ), подвигнет все силы горние, ополчит молниеносных Херувимов и Серафимов и избавит нас от всех бед и напастей. А при таком могуществе нашего Защитника, и при нашей вере в Его всесильную помощь, чего недостает нам к полноте внутреннего успокоения и радости? Чего могло недоставать к такой же радости и в Апостолах, особенно когда они, в преславном вознесении Иисуса Христа, видели образ и залог собственного своего прославления. Припомните, братия, как однажды они спрашивали Спасителя: что нам будет за то, что мы оставили все, и дома, и села, и чада, и жен, и пошли в след за Тобой? Когда я, ответствовал Господь, сяду на престоле славы моей, тогда сядете и вы на двенадцати престолах и будете судить двенадцати коленам Израилевым ( Матф. 19:27,28 ). Потом, незадолго перед смертью, Спаситель и еще повторил подобное уверение: якоже завеща мни Отец мой и Аз завещеваю вам царство ( Лук. 22:29 ). Такое положительное обещание столь высоких наград сильно занимало Апостолов в продолжение всей жизни Иисуса Христа. Они никогда не упускали из виду ни царства, ни престолов. Но открылось ли на земле ожидаемое царство? Не открылось. Воссели ли они на обещанных престолах? Не воссели. Господи, вопрошают они Спасителя, по воскресении, – вопрошают с полной уверенностью получить желаемый ответ, Господи, аще в лето сие устрояеши царство Израилево ( Деян. 1:6 )? Но Воскресший ни одним словом, ни одной чертой не подтвердил их надежды на земное царство, даже запретил им любопытствовать о сем: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти ( Деян. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Но еще ужаснее приговор, какой услышат грешники от сидящего на престоле славы Господа: « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный ». « Идите » — Я не признаю вас более своим народом; вы презрели мой крест, мое евангелие; вы отреклись от Меня, теперь и Я отрекаюсь вас. Время благодати и покаяния уже прошло и не возвратится (Мат. 7:22; Лук. 13:26–27 ); вся надежда на спасение потеряна (Прем. 3:18). « И пойдут сии в муку вечную .» Тут вечный плач и скрежет зубов; тут огонь вечно горит и не угасает, мучениям нет предела, времени нет конца. 2. Утешительно для праведников. а) « Приидет Сын Человеческий во славе своей » и это пришествие, столько страшное для грешников, будет невыразимо радостным для праведников. « Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше » (Лук. 21:28), сказал Господь смущенным ученикам, после того, как возвестил им о грядущем суде своем. Теперь избранные Божьи ведут мучительную борьбу с своею греховной природой; тогда настанет для них «избавление от этой борьбы». Теперь они терпят поношения и оскорбления, тогда Бог «отымет всяку слезу от очей их» (Апок. 20:4). Теперь они скрываются во мраке и неизвестности, тогда «просветятся как солнце» (Матф. 17:2). « Приидите », скажет Господь одесную стоящим, « благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ». Приидите все, подвизавшиеся в вере и благочестии, и наследуйте не царство мира, земное, преходящее, но царство вечное. — И придут « праведники в жизнь вечную ». Настанет блаженство, которого никакое слово человеческое не в состоянии выразить (1 Коринф. 2:9; Рим. 8:18; 1 Иоан. 3:2 ), и этому блаженству не будет конца. б) « Приидет Сын Человеческий во славе своей »: итак вы, ревнующие о Господе, « вы же, братия, не унывайте, делая добро » (2 Фесс. 3:13). « Труд ваш не тщетен пред Господом » (1Кор. 15:58). « В мире будете иметь скорбь » (Иоан. 16:33), но « и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас » (Иоан. 16:22; Псал. 125:5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Посему, держась общения друг с другом, то есть с нами и со светом, мы должны поставить себя непобедимыми для греха. Но как это будет, когда мы прежде погрязли уже во многих грехах? Ибо никто, любящий истину и старающийся быть истинным, не осмелится сказать, что он безгрешен. Итак, если кем овладевает это опасение, тот пусть не унывает: ибо кто вступил в общение с Сыном Его Иисусом Христом, тот очищен кровью Его, пролитой за нас. Примечай, что по причине теснейшего единения называет Его Сыном Отца и по тому, что воспринято Им от нас; ибо кровь, без сомнения, принадлежит нашему естеству, а не Богу. И Несторий, очевидно, безумен и нечестив, когда отделяет плоть от Сына и не позволяет называть Матерь Его Богородицею. Нужно знать также, что вся мысль этого изречения ниспровергает и хулу иудеев, которые говорили: мы знаем, что Человек Тот грешник (Иоан. 9,24). Итак, говорит, если мы творим дела света, то мы в общении с Ним, а если не делаем их, то мы чужды Ему. И как же Он не свет истинный и не безгрешен совершенно, когда к злодеям причтен был за вас (Ис. 53,12)? Итак, если мы, кричавшие некогда: кровь Его на нас и на детях наших (Матф. 27,25), бесстыдно скажем, что мы не согрешили; то мы обманываем самих себя, как будто распять Христа не грех. Апостол не сказал: мы лжем, но: обманываем себя, потому что обман вне истины. Если же сознаем грех и исповедаем, Он простит нам. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простат нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. Апостол повторяет несколько раз свою речь, дабы чрез обильные и частые обличения представить им всю тяжесть преступления и преклонить их к исповеди. Сколь великое благо рождается от исповеди, видно из следующих слов: говори ты грехи свои, чтобы оправдаться (Ис. 43,26); а что для начинающего ученика учитель часто повторяет одно и то же, сначала кратко, потом пространнее, чтобы сообщить познание яснейшее, это дело обыкновенное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1054...

Сказав здесь, что неудобно богатому войти в Царство Небесное, далее показывает, что и невозможно, не просто невозможно, но и в высшей степени невозможно, что и объясняет примером верблюда и игольных ушей. «Удобнее», говорит, «верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божье». А отсюда видно, что немалая и награда ожидает тех, кто при богатстве умеет жить благоразумно. Потому Христос называет такой образ жизни делом Божьим, чтобы показать, что много нужно благодати тому, кто хочет так жить. Когда же ученики смутились, слыша Его слова, Он далее сказал: «человекам это невозможно, Богу же все возможно» ( Матф. 19:26 ). Но отчего смущаются ученики, будучи бедны, и даже слишком бедны? Что их беспокоит? Оттого, что имели слишком сильную любовь ко всему человечеству, и уже принимая на себя должность его учителей, страшились за других, за спасение всех людей. Эта-то мысль очень много и смущала их, так что они великую имели нужду в утешении. Потому Иисус, посмотрев сначала на них, сказал: «невозможное человекам возможно Богу» ( Лук. 18:27 ). Кротким и тихим взором Он успокоил волнующие их мысли, и разрешил недоумение (на это самое указывает и евангелист словами: «воззрев»), а потом ободряет их и словами, указывая на силу Божью, и, таким образом, возбуждая в них надежду. А если хочешь знать, каким образом и невозможное может быть возможным, то слушай. Не для того ведь сказал Христос: «невозможное человекам возможно Богу», чтобы ты ослабевал в духе и удалялся от дела спасения, как невозможного; нет, Он сказал это для того, чтобы ты, сознавая величие предмета, тем скорее принялся за дело спасения и, с помощью Божьей ступив на путь этих прекрасных подвигов, получил жизнь вечную. 3. Итак, каким же образом невозможное сделается возможным? Если ты откажешься от своего имения, раздашь его нищим и оставишь злые вожделения. Что Христос не приписывает дела спасения исключительно одному Богу, а сказал так для того, чтобы показать трудность этого подвига, это видно из следующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

(Рим. 14:15): «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» . Глава 4. Христианин по мере сил всеми способами должен смягчать того, кто огорчен против него. (Мф. 5:23—24): «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» . (1 Кор. 4:12—13): «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» . Глава 5. Кто любит во Христе, тот любимого им иногда и огорчает к его же пользе. (Ин. 16:5—7): «А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел» . (2 Кор. 7:7—9): «я еще более обрадо­вался. Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились к покаянию; ибо опе­чалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда» . Правило 6. О дерзновении в исповедании Бога и Христа Его Глава. Без страха и стыда с дерзновением должно исповедывать Господа нашего Иисуса Христа и Его учение. (Матф.10:27—28): «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» . (Матф.10:32): «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» . (Лк. 9:26): «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» . (2Тим.1:8): «не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием» (2Тим.2:3): «как добрый воин Иисуса Христа» . Правило 7. О том, что исповедание Господа преступающим заповеди Его недостаточно ко спасению

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4075...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010