Приближался утренний рассвет, и с ним обычное «Пение петухов» (Марк. 13:35). Оканчивался суд над Господом у первосвященника Каиафы. Тогда один из рабов, родственник Малха, которому Петр отсек ухо, сказал Петру: «Не я ли видел Тебя с Ним в саду?» (Иоан. 18:26), а другой добавил: «И сей с Ним был, ибо галилеянин есть, (Лук. 22:59), и вслед за тем многие начали говорить: «Точно ты из них; ибо ты галилеянин, и наречие твое сходно» (Марк. 14:70), «Иречь твоя обличает тебя» (Матф. 73). На Петра напал страх, и он начал «Божиться и клясться, что не знает Человека Сего. Тогда петух запел во второй раз,» как свидетельствует св. Марк, несомненно со слов самого Петра (Марк. 14:71-72). В первый же раз петух запел, по свидетельству св. Марка, после первого отречения (ст. 68). «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра: и Петр вспомнил слово Господа — и вышед вон, плакал горько» (Лук. 22:61-62). Так совершилось третье отречение, которое, видимо, совпало с моментом, когда Господа, уже осужденного и подвергнутого поруганиям и избиениям, вывели из дома Каиафы во двор, где Он под стражей должен был ожидать утра (Лук. 63-65) и нового, уже официального заседания синедриона, на котором был вынесен формальный приговор. От пения петуха и взгляда, брошенного на него Господом, в душе Петра возникло жгучее, горькое раскаяние: он бежит от места своего падения наружу и горько его оплакивает. Великая Пятница Приговор Синедриона (Матф. 27:1; Марк. 15:1 и Луки 22:66-71). Об этом втором, уже официальном собрании синедриона, лишь кратко в одном стихе упоминают Евангелисты Матфей и Марк; подробнее говорит о нем св. Лука. Это собрание было созвано лишь для соблюдения формы внешней законности смертного приговора, вынесенного Иисусу на ночном заседании. В Талмуде, где собраны все древние еврейские узаконения, сказано, что в уголовных делах окончательное произнесение приговора должно следовать не ранее, как на другой день после начала суда. Но ни Каиафа, ни синедрион, конечно, не хотели откладывать окончательное осуждение Иисуса на время после праздника Пасхи. Поэтому они спешили соблюсти хотя бы форму вторичного суда. И синедрион собрался рано на рассвете, на этот раз в еще более многочисленном составе (к нему присоединились книжники, как говорит об этом св. Лука 22:66), и притом уже не в доме Каиафы, а в помещении синедриона, куда и повели Иисуса, проведшего все время до рассвета на первосвященническом дворе, в поруганиях со стороны стражи и первосвященнических слуг.

http://sedmitza.ru/lib/text/430496/

См. Пс. 1:3; Матф. 3:10. 123 См. прим. 61 к трактату «О прескрипции…». 124 См. 1 Кор. 6:3. 125 См. Откр. гл. 2—3. 126 См. Откр. 3:19. 127 См. Лук. 15:8—10. 128 См. Лук. 15:4—5. 129 См. Лук. 15:11—23. 130 Возлюбленные Божьи (can Dei)—boзмoжho, мученики. 131 Ср. Ис. 5:18 и 1 Тим. 6:8—9 (Resch § 12 89). 132 См. Плиний Ст. VIII 27. 133 См. Дан. 4:30—33. 134 См. Исх. гл. 5— 14. См.  также прим. 88 к трактату «К язычникам». 135 См. Прем. 10:1—2. 136 См., напр., Аристотель. Никомахова этика III10:1115 Ь; II2:1104 а; Сенека. Письма 41; 67:10; Эпиктет. Беседы I 2:25; II 2:13. 137 Видимо, намек на школу киников; «киник» — субстантивированное прилагательное «собачий», κυνικς. Слово «собака» присутствует в названии афинского гимнасия «Киносарг», в котором вел занятия основатель кинической школы Антисфен. Он и сам называл себя «собакой» в соответствии с неприхотливым образом жизни, который пропагандировала и вела его школа. См. Диоген Лаэртский VI 13. 138 См. Лук. 9:52—56. 139 См. Иоан. 13:22. 140 См. Матф. 26:51—52. 141 См. Лук. 22:50—51; Иоан. 18:10. 142 См. Матф. 26:67; 27:29. 143 См. Исх. гл. 16—17; 32:1—11. 144 См. Быт. 15:6. 145 См. Матф. 5:22. 146 См. Матф. 5:40; Лук. 6:29. 147 См. Матф. 6:24; Лук. 16: 13.  «Маммона» на арамейском языке означает богатство, воплощенное в образе демона. 148 См. Втор. 21:23; Галат. 2:16 ел.; 3:13 ел. 149 Очевидно сходство этого рассуждения с местом из трактата Сенеки «О постоянстве мудреца» (17:4), который, вероятно, был известен Тер–туллиану (рус. пер. см.: Историко–философский ежегодник– 87.  М., 1987:с. 190—216). 150 См. Матф. 5:23—24. 151 См. Лук. 15:4—6. 152 См. Лук. 15:11—32. 153 См. Дан. 4:30 ел. 154 См. 1 Тим. 5:3; 9—10; 1 Кор. 7:34—35; 39–10; Матф. 19:12. 155 См. Лук. 12:50. 156 Согласно преданию, принятому многими отцами церкви, Исайя был перепилен деревянной пилой по приказу царя Манассии. Ср. Евр. 11:37. 157 См. Деян. 7:59. 158 См. Иов. 1:15—19; 2:9—10; 42:10. 159 В Писании ничего подобного не сказано. Вероятно, Тертуллиан приводит здесь свою собственную версию. 160

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

13, 8). Вместе с тем приближался, наконец, и час, когда Ему, Агнцу Божию, вземлющему грехи мира (Иоан. 1:29), надлежало действительно быть заклану на жертвеннике крестном. В это-то время, днем ранее того, как собирались праздновать Пасху иудеи, Господь посылает двух учеников своих в Иерусалим приготовить место и все нужное для празднования Пасхи. А в самую ночь, в нюже предан бываше (1 Кор. 11:23), со всеми обанадесятью приходит в иерусалимскую горницу, приготовленную сообразно с Его волею. Здесь, возлегши с учениками своими, Он прежде всего совершает ветхозаветную пасху (Лук. 22:15); затем умывает ноги ученикам, научая их смирению и взаимной любви (Иоан. 13:3—15), снова предсказывает им о своих приближающихся страданиях, указывает самого предателя (Матф. 26:21—25; Лук. 22:16—27), и, наконец, установляет таинство Евхаристии.     Ядущим же им, повествует св. евангелист Матфей, прием Иисус хлеб, и благословив, преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть тело мое. И прием чашу, и хвалу воздав, даде им глаголя: пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя, новаго завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов (26, 26—28; снес. Марк. 14:22—24). Или, как пишет св. апостол Павел к Коринфянам: аз бо приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб и благодарив, преломи, и рече: приимите, ядите: сие есть тело мое, еже за вы ломимое: сие творите в мое воспоминание. Такожде и чашу, по вечери, глаголя: сия чаша, новый завет есть в моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в мое воспоминание (1 Кор. 11:23—25; снес. Лук. 22:19. 20).    а) На квасном хлебе, а не на опресночном совершил первоначально таинство Причащения сам Христос Спаситель. Неоспоримо, что Он установил это таинство прежде праздника иудейской пасхи (Иоан. 13:1): потому что на другой день был судим (Иоан. 18:28), предан на смерть (19, 14) и даже снят со креста (Иоан. 19:31), когда иудеи только что готовились к празднованию пасхи. След., установил в такое время, когда в домах иудейских употреблялся еще хлеб квасной, а не опресночный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

10) Ступай, Филиппъ, вместе съ ними проповедуй Меня, какъ видишь и слышишь Меня ныне; не отделяй Меня отъ Отца Моего, не говори: я виделъ сына, а Отца его вовсе не видалъ 14, 8–9); Я показалъ тебе Отца во Мне и Меня въ Немъ; Я пришелъ не безъ Него; что Онъ говоритъ, тó Я исполняю; чего Я хочу, тó Онъ исполняетъ; мы въ одномъ и томъ же Духе; Его проповедникомъ (и) риторомъ Я посылаю тебя, единый внутреннее. 11) Изгладивъ теперь слова прежняго верою, фома, проповедуй Того, котораго ты осязалъ; пришло время, котораго ты желалъ, противостать народу еврейскому; ты имеешь ясные залоги Моего, ты виделъ раны отъ гвоздей, виделъ и язвы отъ копья; нетъ более предлога для тебя; ибо всякой поводъ (къ устранилъ Я отъ тебя, единый внутреннее. 12) Оставайся какъ бы мытаремъ, Матфей, и бери пошлину съ того врага Адамова, какъ прежде съ проходящихъ; не щади, пока не возьмешь съ него последняго кодранта (Матф. 5, 26), и сиди наблюдая за путемъ ведущимъ въ адъ, и если встретишь губителя идущаго отъ моихъ (жилищъ), останови и возьми пошлину и обнажи его, какъ Я говорю тебе, единый внутреннее. 13) Одно слово произношу для всехъ, чтобы не утомить, научая каждаго порознь, скажу всемъ вместе святымъ Моимъ: идите по всему научите народы и царей (Матф. 28, 19); ибо все предано Мне родившимъ Меня (Лук. 10, 22), горнее вместе съ дольнимъ; надъ этимъ Я владычествовалъ и прежде, нежели принялъ плоть, и теперь воцарился надъ всемъ, и въ васъ имею (свой) священный соборъ, единый внутреннее. 14) Идите же ко всемъ народамъ; бросивъ въ эту землю семя орошайте (ее) Выслушавъ это, сотаинники смотрели другъ на друга, кивая головами: откуда (будетъ) у насъ голосъ и языкъ, чтобы говорить ко всемъ? — кто дастъ намъ силу противостать народамъ и язычникамъ (намъ, неграмотнымъ и неученымъ, слабымъ рыбарямъ), какъ повелелъ Ты, единый внутреннее? 15) Теперь не смущайтесь сердцемъ 14, 1); да не возмутитъ врагъ души ваши; не разсуждайте, какъ младенцы, будьте мудры, какъ (Матф. 10, 16); ибо для вась Я вознесенъ какъ 3, 14); изъ страха не оставляйте (Моей) проповеди; Я не хочу побеждать силою, преодолеваю посредствомъ слабыхъ; не утешаюсь последователями Платона, потому что безумное (1 Кор. 1, 27) возлюбилъ Я, единый внутреннее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Толкование на Евангелие от Матфея Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28     Предисловие Божественные мужи, жившие до закона, учились не из писаний и книг, но, имея чистый ум, просвещались озарением Всесвятого Духа, и таким образом познавали волю Божию из беседы с ними Самого Бога уста к устам. Таков был Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей. Но когда люди испортились и сделались недостойными просвещения и научения от Святого Духа, тогда человеколюбивый Бог дал Писание, дабы, хотя при помощи его, помнили волю Божию. Так и Христос сперва Сам лично беседовал с апостолами, и (после) послал им в учителя благодать Святого Духа. Но как Господь предвидел, что впоследствии возникнут ереси и наши нравы испортятся, то Он благоволил, чтоб написаны были Евангелия, дабы мы, научаясь из них истине, не увлеклись еретическою ложью, и чтоб наши нравы не испортились совершенно. Четыре Евангелия Он дал нам потому, что мы научаемся из них четырем главным добродетелям: мужеству, мудрости, правде и целомудрию: научаемся мужеству, когда Господь говорит: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Матф. 10, 28 ); мудрости, когда говорит: «будьте мудры, как змеи» ( Матф. 10, 16 ); правде, когда учит: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» ( Лук. 6, 31 ); целомудрию, когда сказывает: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» ( Матф. 5, 28 ). Четыре Евангелия дал Он нам еще и потому, что они содержат предметы четырех родов, именно: догматы и заповеди, угрозы и обетования. Верующим в догматы, но не соблюдающим заповедей, они грозят будущими наказаниями, а хранящим их обещают вечные блага. Евангелие (благовестие) называется так потому, что возвещает нам о предметах благих и радостных для нас, как-то: об отпущении грехов, оправдании, переселении на небеса, усыновлении Богу, наследии вечных благ и освобождении от мучений. Оно также возвещает, что мы получаем эти блага легко, ибо не трудами своими приобретаем их и не за наши добрые дела получаем их, но удостаиваемся их по благодати и человеколюбию Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Herodot. VII, 114. Ryssel, S. 90, Anm. 21 О Хироне ничего неизвестно. 22 У В. Рисселя: Евмений. Разумеется афинянин, после марафонской битвы принесший в Афины весть о победе. 23 Еврот (у Рисселя: Еврит) и Аристодем принадлежали к знаменитому отряду (из 300 чел.) Леонида и вследствие болезни были отпущены; однако Еврит велел нести себя в битву, когда узнал, что Персы обошли героев, и умер в сражении. Аристодем не возвратился в отряд. Herod. VII, 229. Ryssel, S. 90, Anm. 24 Может быть: что пребываешь в покое? 25 Или: быть бездеятельными. 26 св. Григорий, очевидно, разумеет присутствовавших в собрании христианских философов, друзей Оригена. 27 Лук. 21:1–4; Марк. 12:41–44. 28 δ οτο μονονουχ ατς ατν περιν. I. A. Darner, Entwicklungs–geschichte der Lehre von der Person Christi. 2 Aufl. 1 Th. Stuttgart 1845, S. 735, понимает это место так: «Ибо Отец соделал Его единым с Собою, так что почти можно сказать, что Отец чрез Него выступает из Себя Самого, чтобы Себя Самого постигнуть». 29 Быт. 48:15. 30 Ср. Исаии 9:6. 31 В основе эхих разсуждений св. Григория (§§ 50–53), очевидно, лежит учение стоической школы, что развитие в человеке λγος или γεμονιν заканчивается в 14 лет; этот взгляд нашел широкое распространение и вне школы и послужил мотивом для предписания начинать обучение философии с 14–летняго возраста. 32 1 Цар. 18:1. 33 Именно Аполлону, храм котораго в Дельфах имел надпись: γνϑι σεαυτν. 34 Φρνησις и σωροσνη — одного корня. 35 К четырем перечисленным обще–человеческим добродетелям, о которых учили и языческие философы, св. Григорий присоединяет две специально христианския добродетели. 36 Ср. Ис. 22:22; 12:14; Апок. 3:7. 37 Ср. Быт. 3:22. 38 Ср. Матф. 15:13. 39 Ср. Быт. 3:23. 40 К переводу §§ 185–187 см. поправки Aug. Brinkmann’a в «Rheinisches Museum für Philologie», N. F. B. 65, H. 1. S. 74–75. 41 Cp. Быт. 3:17, 14 42 Cp. Быт. 3:18. 43 Лук. 15:11 сл. 44 Псал. 16:4. 45 Псал. 136:4 46 4 Цар. гл. 24 и 25. 47 Псал. 136:1–3. 48 Ср. Лук. 10:30. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

5 . Такие учения способствуют лаодикийскому характеру христианства последних времен и своими материальными обещаниями лишают своих приверженцев самой сути Евангелия. 13. «Освобождающее служение» и «ведение духовной брани» В этой главе верные суждения автора сильно перемешаны с непониманием библейских принципов освобождающего служения, связанного с изгнанием бесов из одержимых людей (в том числе членов церкви). К примеру автор утверждает, что мы не найдем прямых мест Писания, касающихся этой темы (унаследованными бесами и т.п.), а также не увидим, что возрожденный человек может быть одержим. Нужно признать, что спасенный человек не может быть одновременно и одержимым, но никто не сможет отрицать ясный факт того, что спасенный человек может стать одержимым, а следовательно он будет нуждаться в служении освобождения (очень часто при этом будучи членом поместной церкви). Об этом ясно говорят такие места Писания, как: Матф.12:43–45  и  Лук.11:24–26 – после изгнания нечистый дух может вернуться в человека. Совершенно ясно, что в промежутке между этими событиями (изгнанием и возвращением беса в человека) человек может иметь спасение и быть членом церкви. Второй момент ясно говорящий о возможности данной ситуации – Иуда, предавший Господа. Иисус неоднократно говорил ученикам о том, что они уже имеют спасение (т.е. возрождены). Это подтверждается словами: «Вы уже очищены через слово» ( Иоан.15:3 ), «радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» ( Лук.10:20 ), и еще некоторыми подобными местами. Эти слова распространялись также и на Иуду. Тем не менее, мы читаем, что «вошел в него сатана» ( Иоан.13:27 ; Лук.22:3 ) Об унаследовании же можно сделать вывод из двух ясно говорящих об этом местах Писания – Исх.34:7  и Чис.14:18  – «наказывающий вину (беззаконие) отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода». Здесь не двусмысленно говорится, что наказание может быть не внешним, а понесено внутри человека. К сожалению эти факты являются жесткой реальностью, недооценивать которую весьма опасно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

Слово в Великий Четверток Печаль объемлет мою душу и недоумение останавливает мой помысл, когда я вспоминаю об окаянном Иуде. С такой высоты и в какую пропасть он поверг себя! От такой славы апостольского чина к какому, страстный, пришел бесчестию! Отпал от такой сладости Учителя и обложил себя такою горечию сребролюбия! Оно-то и довело его до горькой смерти от удавления. И сбылось на нем пророческое слово: «удаляющиеся ... от Тебе погибнут» (Пс. 72.27). Владыка и словом и делом отвлекал его от падения. Делом, — когда омыл ему ноги и сподобил вечери. Словом, — когда говорил: «един от вас предаст Мя» (Мф. 26:21), — выражаясь вообще, а не желая обличить его пред всеми, обличая только его совесть и возбуждая ее к покаянию. Кого не умилили бы эти слова: «Сын человеческий идет по реченному; обаче горе человеку тому, имже предается» (Лук. 22:22)? Но Иуда не внял. Такова-то жестокая душа: ей трудно придти к исправлению, она постоянно взирает на погибель, к которой стремится. Посмотри, какой пример к исправлению видел Иуда в блудной жене. Но он не обратил внимания на ее покаяние, а погибал в то самое время, когда она спасалась. Повествуя об этом, евагелист говорит: «тогда шед един от обоюнадесяте, глаголемый Иуда Искариотский, ко архиереом рече: что ми хощете дати и аз вам предам Его» (Матф. 26:14—15). «Тогда шед...» когда же? Когда блудница возненавидела грехи и пришла к покаянию, когда совлеклась скверной одежды блужения, когда притекла к Учителю, являя много любви в многоценности принесенного дара, когда слезами омочила пречистые ноги Его и власами своими отерла их, когда получила совершенное отпущение многих грехов, раздрала рукописание их и посрамила диавола... А Иуда тогда шел соглашаться в цене, помрачив духовное око свое сребролюбием. Он уже не чувствовал, с какой высоты падал О, чудо! Какое внезапное изменение той и другого! Одна, бывши рабою врага спасения, получила свободу, припав к Избавителю; другой отошел от Учителя и стал рабом сребра. Та, блудная и посрамленная. приобщалась к чину мироносиц, — этот имя ученика изменял на мерзость предательства. Та удостоивалась благохваления во всем мире, по слову Господа: «аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет евангелие сие во всем мире, речется и еже сотвори сия в память ея» (Матф. 26:13); а этот покрывал себя бесславием. О окаянство Иудино! Потому-то и говорит Павел: «мняйся стояти да блюдется, да не падет» (1 Кор. 10:12)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3080...

Скачать epub pdf I. «Господь Бог твой, Господь един есть» ( Втор.6:4 ; Иоан.1:1–4,15,26 ; Евр.1:1–10 ; 1Иоан.5:7 ), познаваемый во Отце, Сыне и Святом Духе; во Отце нерожденном, в рожденном безначально, безлетно, безстрастно Сыне – Слове, которое, сообщив помазание восприятому от нас, наименовано Христом, и в Духе Святом нерожденном, но исходящем от Отца. Это Бог единый, Бог истинный, Господь единый в трех Лицах, нераздельный по естеству, хотению, славе, власти, силе и всем свойствам божественным. Его одного возлюби, и Ему единому служи всем помышлением твоим, от всего сердца твоего и от всея силы твоея ( Втор.6:13 ; Мф.22:37 ; Мк.12:29–30 ; Лук.4:8,10,27 ). Да пребывают в твоем сердце глаголы и веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем; страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его. За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его. Ибо он не требует от тебя ничего другого, кроме благоговения и любви к Нему и хождение во всех путях Его. Он – слава твоя, Он – Бог твой. Если тебе придется слышать о премирных духах безстрастных и безтелесных, о ниспавшем из лика их всезлобном духе, хитром и коварном обольстителе, не подумай, что они равночестны Богу. Созерцая величие небес, разнообразные движение небесных тел, сияние солнца, свет луны, мерцание звезд, благотворные дыхания ветров, производительные силы моря и суши, не боготвори их. Ибо все сие – слуги и создание одного Бога, словом Его воззванные из ничтожества к бытию. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася. И так Его одного, Владыку и Содетеля мира, почитай Богом, с Ним соединяйся любовию, и Ему исповедуйся день и ночь в вольных и невольных согрешениях. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив, многомилостив и благ на век. Чтущим Его и поклоняющимся Ему, любящим и хранящим заповеди Его, Он обещает и дарует царствие небесное, нескончаемое, живот безсмертный и свет в невечернее наслаждение. Но Он и Бог ревнитель, Судие праведный и страшный отмститель. Нечествующим против Него, непокоряющимся Ему и отметающим заповеди Его блюдется наказание вечное, огнь неугасающий, мучение непрестающее, скорбь безутешная, одеяние из тьмы непроницаемой, страна мрака и стенаний, ужасный скрежет зубов и червь неусыпающий. Все это уготовал Он исконному злому отступнику, а с ним и всем прельщенным им, служившим ему и отвергшимся Творца своего в делах, словах и помышлениях ( Матф.24:51 , Матф.25:41 , Мк.9:44 , Ис.66:24 ). II.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   «Начало и основание общественного христианского богослужения, как хорошо и подробно указывает архимандрит Гавриил, положено Самим Иисусом Христом частию Своим примером, частию Его заповедями. Совершая Свое Божественное служение на земле, Он устрояет Новозаветную Церковь (Матф. 16:18-19, 18:17-20, 28:20), избирает для нее Апостолов, а в лице их, преемников их служения пастырей и учителей (Ин. 15:16, 20:21; Еф. 4:11-14; 1 Кор. 4:1). Научая верующих покланяться Богу в духе и истине, сообразно с этим Сам прежде всего представляет Собой пример устрояемого богослужения. Он обещает быть с верующими там, где «собраны двое или трое во имя Его» (Матф. 18:20), «и пребыть с ними во вся дни до скончания века» (Матф. 28:20). Он Сам молится, и иногда целую ночь (Лук. 6:12; Матф. 14:23), молится при пособии внешних видимых знаков, както: возведения очей Своих к небу (Иоан. 17:1), преклонения колен (Лук. 22:41-45), и главы (Матф. 26:39). Он возбуждает к молитве и других, указывая в ней благодатное средство (Матф. 21:22; Лук. 22:40; Иоан. 14:13, 15:7), делит ее на общественную (Матф. 18:19-20) и домашнюю (Матф. 6:6), учит Своих учеников самой молитве (Матф. 6:9-10), предостерегает Своих последователей от злоупотреблений при молитве и богопочтении (Иоан. 4:23-24; 2 Кор. 3:17; Матф. 4:10). Далее Он возвещает новое Свое учение Евангелия через живое слово, через проповедь и заповедывает Своим ученикам проповедовать его «во всех языцех» (Матф. 28:19; Мк. 16:15), преподает благословение (Лук. 24:51; Мк. 8:7), возлагает руки (Матф. 19:13-15) и, наконец защищает святость и достоинство дома Божия (Матф. 21:13; Мк. 11:15). А чтобы сообщить людям, уверовавшим в Него, Божественную благодать, Он устанавливает таинства, повелевая крестить приходящих в Его церковь (Матф. 28:19); во имя данной им власти поручает им право вязать и решить грехи людей (Иоан. 20:22-23); особенно же между таинствами заповедует совершать в Его воспоминание таинство Евхаристии, как образ голгофской крестной жертвы (Лук. 22:19). Апостолы, научившись от Божественного своего Учителя новозаветной службе, не смотря на преимущественное занятие благовестием слова Божия (1 Кор. 1:27), довольно ясно и подробно определили самый чин внешнего богослужения. Так, на некоторые принадлежности внешнего богослужения мы находим указания в их писаниях (1 Кор. 11:23, 14:40); но наибольшая часть его осталась в практике Церкви. Преемники Апостолов пастыри и учители церкви, сохранили Апостольские постановления в отношении богослужения и, на основании оных, во времена спокойствия после ужасных гонений, на Вселенских и поместных соборах определили письменно весь, почти до подробностей, постоянный и однообразный чин богослужения, сохраняемый церковью и до ныне».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010